Поэтические течения в русской поэзии начала хх века. Поэтическое течение футуризма Поэтическое течение 8

Учитель: Шудик Вера Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Большевистская основная общеобразовательная школа» Исилькульского района Омской области д. Благовещенка

Урок литературы для 9 класса с элементами групповой работы и кейс-технологи и

ТЕМА: Поэтические течения «Серебряного века»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цели урока: 1)Сформировать представление учащихся об основных

поэтических течениях Серебряного века, пробудить интерес к чтению

стихотворений поэтов Серебряного века

2) создать эмблемы, сформулировать изречения - слоганы, передающие

мировоззрение поэтов того или иного направления, оформить

необходимые цитаты, подготовить реквизит.

3) отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

4) приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, развивать умение убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения; вырабатывать навыки критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки; .

Оборудование урока: интерактивная установка для показа презентаций; распечатки материала, необходимого для подготовки сообщений в группах, ноутбуки, Интернет, учебник литературы 9 класса под ред. В.Я.Коровиной, сборники стихов Ахматовой, Блока, Маяковского и др., портреты писателей, аудиозаписи стихов поэтов «Серебряного века»

Основные понятия:

Серебряный век, модернизм, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм

Подготовка к уроку:

«символисты»

« акмеисты»

«футуристы»

Планируемый результат:

1. Учащиеся знают основные особенности поэтических течений, анализируют стихотворения.

2. Оценивают положительные стороны каждого течения, определяют его вклад в развитие русской поэзии, художественную ценность.

3. Умеют отбирать необходимую информацию в справочной литературе, применять её при создании публичного выступления и участвовать в презентации групповой работы.

4. Читают стихи наизусть.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает материалы для подготовки экпресс-выступления о своём поэтическом течении. Задача - в одинаковом для всех групп комплекте печатной разрозненной информации найти только «свой» материал (стихи, выдержки из критических статей, цитаты и т.д.). Группа должна подготовить вопрос своим «соратникам по поэтическому цеху». Участвуют все, каждому должно найтись дело во время выступления. Не исключается театрализация и экспромты, передающие атмосферу поэтических дуэлей Серебряного века.

2. Объявление темы и целей урока.

Сегодня мы обобщим знания о литературе Серебряного века, раскроем художественную ценность её новых направлений и, если получится, представим полемику поэтов, ищущих новые пути развития стихотворчества.

3. Работа в группах

Составление сценария выступления, распределения ролей. Учитель направляет и консультирует каждую из трех групп, наблюдает за правильностью выбора материала.

    Работа продолжается в течение первого урока, а на втором группы представляют свои направления. Хорошо, если получится живая атмосфера, переходящая в обсуждение и полемику. Этому могут способствовать вопросы, подготовленные каждой группе и элементы театрализации

Кейс-вопрос: «Серебряный век», что это такое?

К какому литературному направлению относится? Аргументируйте свой ответ.

1 группа. Символизм. Примерные сообщения.

(Французское symbolisme от греческого symbolon - знак, символ).

Европейское литературно-художественное направление конца 19-начала 20 веков. Оформилось в связи с общим кризисом гуманитарной культуры 2ой половины 19 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 60-х-70-х годов в творчестве французских поэтов П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др.

Назвали символистами, потому что СИМВОЛ играет главную роль в поэзии. В статьях утверждали необходимость передавать мир, с его предметами, чувствами, переживаниями, посредством художественного символа. Но они не должны быть искусственно придуманными. В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает поэзию одухотворенной, прозрачной «как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя» (Дм. Мережковский). Считали, что художник должен быть абсолютно свободен от политики (В. Брюсов). В период своего расцвета обращались к мифам, легендам и народным сказаниям, потому что большая их часть построена по принципу символа (В. Брюсов). Символизм являлся первым модернистским направлением. Все последующие появились на его основе. Символисты не стремились к тому, чтобы их поэзия была понятной, логичной и ясной, наоборот, утверждали, что искусство должно быть загадочным, таинственным, оставаться недопонятым, вызывая тем самым стремление узнать и понять больше. Героико-трагическое переживание русскими символистами социальных и духовных коллизий начала века, равно как и их открытия в поэтике (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики, в том числе поэмы, и новые принципы циклизации стихотворений), вошли влиятельным наследием в поэзию 20 века

Направление представлено самым большим количеством поэтов. Это

Анненский Иннокентий, Бальмонт Константин, Белый Андрей, Блок Александр, Брюсов Валерий, Мережковский Дмитрий, Сологуб Федор.

Вывод. Символизм - это поэзия туманностей, намеков и ассоциаций; загадочная и таинственная, построенная на символах. (Эта запись в тетради учеников. В таблицу заносим слова: туманность, намек, ассоциации, тайна, загадка.)

2 группа. Акмеизм

(От греческого akme` - высшая степень чего-либо, цветущая сила).

Модернисткое течение в русской поэзии 10-х годов XX века, сформировавшееся в условиях кризиса буржуазной культуры. Утвердился в теоретических работах и художественной практике Н. С. Гумилева (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913), С. М. Городецкого (статья «Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913), О. Э. Мандельштама (статья «Утро акмеизма», опубликована 1919), А. А. Ахматовой (связь последних двух с течением была непродолжительной), М. А. Зенкевича, Г. В. Иванова, Е. Ю. Кузьминой-Караваевой и других.

Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911-14, возобновилась в 1920-22), примкнули к журналу «Аполлон». В 1912-13 издавали журнал «Гиперборей» (редактор М. Л. Лозинский, вышло 10 номеров), альманахи «Цеха поэтов». Противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества»; декларировали конкрето-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символичного, смысла.

Поэты-акмеисты: Ахматова Анна, Гумилев Николай, Городецкий Сергей, Зенкевич Михаил, Иванов Георгий, Мандельштам Осип.

Вывод. Стихотворения акмеистов точны, логичны, стройны и ясны. Стремятся к пушкинскому языку. Овеществляют даже невещественные духовные чувственные переживания. В стихотворениях акмеистов легко выделить тему, содержание, основную мысль; их легко понять и выучить. (Эта запись в тетрадях. Ключевые слова: точность, логичность, ясность, понятность.)

3 группа. Футуризм

(От латинского futurum - будущее).

Одно из основных авангардистских течений в евроейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее распространение в Италии и России. Идеи футуризма, оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах, нашли выражение и в литературе, театре, музыке, кинематографе, а также в искусствоведении и литературоведении.

Русский футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное движение, имел с ним мало общего. Его история складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырех основных группировок:

«Гилея» (кубофутуристы) - В. В. Хлебников, Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц.

«Ассоциация эгофутуристов» - И. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнедов и другие.

«Мезонин поэзии» - Хрисанф, В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и другие.

«Центрифуга» - С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, К. А. Большаков, Божидар и другие.

Общей основой движения было стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». Художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (К. С. Малевич). Отсюда - разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим «первоначалам», когда язык был «частью природы» (Хлебников). На базе живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую рифму, настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве» вплоть до изобретения индивидуальных диалектов (см. Заумь), экспериментировали над стихотворной графикой (визуальная поэзия, автографическая книга), предельно расширяя диапазон литературного языка от «самовитого» слова «вне быта и жизненных польз» (Хлебников) до слова прямого социального действия, «нужного для жизни» (Маяковский). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными «сдвигами», резкими контрастами трагического и комического, фантастики и газетной злободневности, что вело к гротескному смешению стилей и жанров, которое в поэмах Хлебникова, Маяковского, Каменского, в лирике Северянина, Пастернака, Асеева приобретало статус нового стилистического единства.

Некоторые послереволюционные группировки («Искусство коммуны», дальневосточное «Творчество», Тифлисский «41°», «ЛЕФ» и др.) генетически были связаны с футуризмом, однако собственная его история в России исчерпывается предреволюционным десятилетием.

Вывод: футуристы призывали к созданию нового языка через создание новых слов, отказ от знаков препинания, звукопись. Провозгласили «теорию самовитого слова», то есть в целом у стихотворения могло не быть цели, темы, смысла, содержания, рифмы. (Ключевые слова: новый язык, звукопись, могло не быть цели, темы, смысла,содержания, рифмы)

Задания для II группы, кейс-задание: Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе? Кейс-вопросы:

    Определите тему произведения. Докажите.

    Какие образы предстают перед нами? Назовите их.

    Какова идея стихотворения? Что автор хотел выразить своим стихотворением?

    Задания для III группы. А сейчас кейс-ситуация: какие чувства вы испытывали при чтении стихов? (Ахматовой, Маяковского, Блока) Стихотворения для анализа: из учебника под ред. В.Я.Коровина Литература 9 класс

А.Блок «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»

В.Маяковский «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Люблю»

А.Ахматова «Идешь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Красною кистью рябина зажглась…»

    С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать картину?

    В чём своеобразие лексики?

    В чём особенность синтаксических конструкций?

Примерный ответ группы:

Тропы поэтической речи (составление таблицы)

Тропы поэтической речи

Примеры

Сравнения

Метафоры

Олицетворение

Эпитеты

Гиперболы

Символы

Вопросы для самоконтроля выведены на интернет-доске.

Литературное направление, провозгласившее художественный образ самоцелью поэзии, называется __________________________________ .

Литературное направление, представители которого выдвигали теорию «самовитого слова», отказывались от знаков препинания и других «формальностей», придумывали новые слова, называется ____________________________________________________________ .

Литературное направление, передающее мир посредством художественного символа, называется ___________________________ .

Литературное направление, овеществляющее невещественные понятия; представители которого призывали к логичности, стройности и ясности поэтического текста, называется ________________________________ .

Представителями какого литературного направления являются О. Мандельштам, Н. Гумилев, С. Городецкий? ____________________________________ .

Представителями какого литературного направления являются И. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк? ____________________________ .

Представителями какого литературного направления являются А. Белый, З. Гиппиус, К. Бальмонт ________________________________________ .

6. Итоги . Учитель. Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы 20 века?

Ученики . Она выражала настроение эпохи;

Определила поиски новых путей в искусстве;

Дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей таких поэтов как Блок, Есенин, Ахматова;

Привлекала читателя к сотворчеству.

Рефлексия по методике незаконченных предложений.

(Формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).

На уроке я узнал…
повторил…
учился…
понял…
задумался…

Теперь я могу…

Было трудно…

Материал для учащихся: Н.Бердяев: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искание интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединяли чувство заката с чувством восхода и надежды на преображение жизни».

З.Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».

А.Белый: «В 1898 и 1899 мы прислушивались к перемене ветра в психологической атмосфере».

«Серебряный век» - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего в литературе, а точнее – в поэзии, т.к. именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощении смогла стать выразителем настроений эпохи.

Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в свете статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии», а окончательно вошло в оборот после опубликования написанных уже в 60-е г.г. воспоминаний издателя журнала «Аполлон» Сергея Маковского, озаглавленных «На Парнасе «Серебряного века».

Впервые в литературном творчестве выражение «серебряный век» было употреблено А.Ахматовой в «Поэме без героя».

Понятие «серебряный век» прежде всего связано с символизмом.

Символизм – выражение идей посредством символов, поэзия намеков, иносказаний. Его представители Бальмонт, Брюсов, Анненский, Сологуб, Белый, Блок и др.

Именно символисты способствовали утверждению Пушкина как национального поэта, открыли значение Достоевского для русской культуры. Вместе с тем впервые в русской литературе провозгласили субъектом истории человеческую личность, приучили объемнее, глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи.

От символизма отошли новые течения: акмеизм и футуризм.

Акмеизм (от греч. акме – высшая степень чего-либо)возник на отрицании мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Акмеисты провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными. Порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поискам ярких эпитетов. Поэты-акмеисты: Гумилев, Городецкий, Ахматова, Мандельштам.

Футуризм (от лат. футурум - будущее). Объявляя классику и всю предшествующую литературу как нечто отжившее и не соответствующее современности, футуристы выдвинули идею искусства, способную реально словом преобразовывать мир. Они добивались обновления поэтического языка (слово-новшество, «самовитое» слово, вели поиски новых ритмов, рифм, жанровых своеобразий и форм поэзии, делали ставку на лозунговость творчества. Наиболее яркие представители футуристов: И.Северянин, В. Маяковский, В.Хлебников и др.

Поэты вне групп и направлений: И.Бунин, В.Волошин, А.Толстой, М.Цветаева.

В отличие от писателей и критиков 1860-х г.г, которые как писал Блок, встретили Бога «бессмысленным и глубок звериным воем», символисты писали стихи, утверждающие существование Бога. Рока, Духа.

Мистика – 1) вера в сверхъестественное, невозможность непосредственного общения человека в потусторонним миром;

2)нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

Для мистика реальный мир лишь покров, под которым скрыта загадка.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами. Вл. Соловьев.

Декаданс – упадок, но сами символисты считали себя завершающим звеном русской классической литературы.

Русский Ренессанс – возрождение, духовное обновление.

Модернизм – новый, современный

Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений – такова сверхзадача поэтов-символистов, которая требует и особой формы выражения – в виде символов, вызывающих различные толкования и ассоциации.

Блок создал цельную всеобъемлющую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь стремится к Прекрасной даме.. за этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное иное количество оттенков, толкований. Заря, звезда, солнце, белый свет - все это синонимы Прекрасной Дамы. Вот откуда псевдоним Андрей Белый: не мог поэт-символист оставаться Борисом Бугаевым. Белый – значит посвятивший себя Вечной Женственности. Размыкание кругов – порыв к Ней. Ветер – знак ЕЕ приближения. Утро, весна, - время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь – разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веру в саму возможность с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освященную мистически.

В стихах Маяковского ритм обеспечивается одинаковым количеством ударений в каждой стороне. Ритмической единицей является слово. Стремясь подчеркнуть ритмообразующее и смыслообразующее значение слова в ней лесенкой. В ранних стихах и поэмах Маяковского с непривычной для русской поэзии дерзостью бросает вызов миру сытых и богатых. Новаторство Маяковского проявляется и в яркой публицистичности его произведений. В творчестве Маяковского отмечается лексика (использование неологизмов), тонической системе, пристрастие к гиперболам

Домашнее задание: наизусть стихотворение по желанию любого поэта, выучить определения литературных течений

Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.

Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».

Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы . Основные литературные направления таковы:

  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
  • соцреализм
  • постмодернизм

Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.

Литературные направления в таблицах

Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм

Периодизация

литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

Признаки, особенности

  • Четко делятся на положительных и отрицательных.
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Особенности развития в России

К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Модернизм представлен следующими литературными течениями:

  • Символизм

    (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
    1. Центральное место отводится символу*
    2. Преобладает стремление к высшему идеалу
    3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
    4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
    5. Изысканность и музыкальность стиха
    Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин

Слайд 2

Что же такое футуризм?

  • Футуризм – это литературное течение начала ХХ века, распространенное в Италии и России. Футуристы пропагандировали идею открытого произведения искусства, которое бы охватывало зрителя со всех сторон.
  • Футуризм - одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, проповедовавших дух анархического бунтарства
  • Слайд 3

    Возникновение литературного течения

    • Автор слова и основоположник направления - итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма» В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм.. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело
  • Слайд 4

    ФУТУРИЗМ

    • Кубофутуризм
    • Эгофутуризм
    • «Мезонин поэзии» (поэтическое объединение)
    • «Центрифуга» (московская футуристическая группа)
  • Слайд 5

    Основные принципы футуризма

    1. бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
    2. отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
    3. бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
    4. поиск раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
    5. культ техники, индустриальных городов;
    6. пафос эпатажа
  • Слайд 6

    Русский футуризм

    В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк - основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бурлюк – наиболее известные имена русского футуризма

    Слайд 7

    • «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней» - гласила «Пощечина общественному вкусу».
  • Слайд 8

    Владимир Маяковский (1893-1930)

    • Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского и Александры Алексеевны Павленко.
    • Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».
    • В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой
    • Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь», оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».
  • Слайд 9

    Велимир Хлебников (1885 - 1922)

    • Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885 года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии
    • В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. В 1912 футуристы начали активную деятельность.
    • В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», просуществовавшей до июля и работал над сверхповестью (изобретённый им жанр).Там поэт пробыл до сентября, и состоявшийся летом съезд футуристов, на котором был принят ещё один манифест, прошёл без его участия.
    • В начале 1914 года состоялся визит в Россию родоначальника итальянского футуризма, на лекциях которого Хлебников демонстративно отсутствовал, из-за чего поссорился со многими своими друзьями
  • Слайд 10

    Давид Бурлюк (1882 - 1967)

    • Украинский,русский и американский поэт, художник, один из основоположников российского футуризма
    • Вернувшись в Россию, в 1907-1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911-1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др. У него было два брата и три сестры - Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были художниками, Николай - поэтом. Они также были участниками движения футуристов.
    • Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной Бурлюк и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений
  • Слайд 11

    Что же стало с футуристами?

    • Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.
  • Слайд 12

    • Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством.
    • футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич
    • С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве. В то же время, в русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти

    Русский футуризм в сравнении с итальянским

    Посмотреть все слайды

    1. Символизм, его теория и практика. Теоретическое самосознание символистов в статьях-манифестах Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, Вяч. Иванова (список см. ниже). Символисты о задачах искусства и предназначении современного поэта; смысл споров с реализмом. Различные этапы и тенденции внутри символизма («старшие» и «младшие» символисты; эстетико-психологическая и эстетико-религиозные тенденции) и их отражение в статьях символистов.

    а) Валерий Брюсов как поэт и теоретик символизма;

    б) Александр Блок и символизм;

    в) поэзия и теория символизма Андрея Белого.

    Поэтика русского символизма (основные мотивы, символ, поэтика соответствий, намека; открытия в области стиха – обогащение метрики, звукописи, рифмы, строфика). Обобщить теоретический анализ по работам М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Д.М. Магомедовой, В.Е. Холшевникова.

    2. Акмеизм и его поэты. Теоретические декларации и художественная практика. Мироздание по акмеизму. Философия слова и концепция творчества. Художественные принципы акмеизма.

    а) мир поэзии Николая Гумилева;

    б) слово и культура Осипа Мандельштама;

    в) художественное своеобразие лирики Анны Ахматовой.

    3. Футуризм. Манифесты футуристов. Поэт и его роль в понимании футуристов. Искусство книги у футуристов. Словотворчество футуристов.

    а) творения Велимира Хлебникова;

    б) поэтика Владимира Маяковского.

    4. Марина Цветаева: слова и смыслы.

    Литература

    1. Аверинцев С.С. Поэты.- М.: Языки русской культуры, 1996.

    2. Акбашева А.С. Серебряный век: художественное и читательское творчество.- Стерлитамак: СГПА, ГАНУ ИПИ АН РБ, 2011.

    3. Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии / К.Д. Бальмонт // Соколов А.Г. Русская литературная критика конца XIX – начала ХХ в. / А.Г. Соколов, М.В. Михайлова. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 326-327.

    4. Белый А. Символизм как миропонимание / В. Белый // Критика русского символизма: в 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 103-119.

    5. Брюсов В.Я. Ключи тайн. О искусстве. Священная жертва / Брюсов В.Я. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / В.Я. Брюсов. – М.: Худ. лит., 1987. – С. 37-48; 72-93.

    6. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. – М.: Фортуна Лимитед, 2000. – 352 с. (Глава 5 «Время Блока и Маяковского»)

    7. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» / М.Л. Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века». Антология. – М.: Наука, 1993. – С. 5-44.

    8. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов. Валерий Брюсов и наследие

    9. Иванов В. Две стихии в современном символизме / В. Иванов // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 31-72.

    10. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. – М., 2001.

    11. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века / Н.А. Кожевникова. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

    12. Колобаева Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 296 с.

    13. Крылов В.Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры / В.Н. Крылов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. – 268 с.

    14. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. Поэзия Серебряного века: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012.

    15. Лекманов О. Книга об акмеизме и другие работы. – Томск: Водолей, 2001.

    16. Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М.: ХХI век. – Согласие, 2000.

    17. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магомедова. – М.: Академия, 2004. – 192 с. (Глава 6 «Направленческий анализ лирического стихотворения»)

    18. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д.С. Мережковский // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 41-61.

    19. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Соколов.– М., 1988.

    20. Пушкина / В.М. Жирмунский // Поэтика русской поэзии. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – С. 162-281.

    21. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. С.И. Тиминой. – СПб.; М., 2002.

    22. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы. Эстетика. Творчество. Эволюция. – Липецк, 2000.

    23. Слово и судьба. Осип Мандельштам. – М., 1990.

    24. Тарановский К. О поэзии и поэтике (сост. М.Л. Гаспаров. – М.: Языки русской культуры, 2000.

    25. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А.Ханзен-Леве. – СПб.: Акад. проект, 1999. – 512 с. (Серия «Современная западная русистика»)

    26. Холшевников В.Е. Стих начала ХХ века / В.Е. Холшевников // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1994. – С. 216-220.

    27. Эткинд Е.Т. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – М.: Максимо, 1997.

    Занятие № 7

    Художественная система стихотворения А. Блока «Шаги Командора»

    1. «Шаги Командора» в контексте цикла «Возмездия». Смысл заглавия.

    2. Блоковская картина мира и образ ночи в «Шагах Командора»

    3. Пространство и время в стихотворении

    1. Система оппозиций (ночь/свет). Двоемирие.

    2. Основные фонологические и лексико-семантические сферы, их образно-персонажный уровень:

    а) сфера дон Жуана и донны Анны;

    б) функция повторов;

    в) семантика символов.

    3. Явление Командора. Неотвратимость возмездия.

    4. Интертекстуальность произведения.

    Литература

    1. Иванов Вяч. Вс. Структура стихотворения Блока «Шаги Командора» // Творчество А. Блока и русская культура ХХ века». – Тарту, 1975.

    2. Магомедова Д.М. Комментируя Блока. – М.: РГГУ, 2002.

    3. Минц З.Г. Поэтика А. Блока. – СПб.: «Искусство-СПБ», 1999.

    4. Пьяных М.Ф. Трагический ХХ век в зеркале русской литературы. - СПб.: Изд. «Блиц», 2003.

    5. Федоров Ф.П. Художественная система стихотворения «Шаги Командора»// Сюжетосложение в русской литературе. – Даугавпилс, 1980.

    6. Эткинд Е.Г. «Шаги Командора». Опыт композиционной интерпретации// Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб.: Максима, 1997.

    Занятие № 8

    Христианский миф и русская история в поэме А. Блока «Двенадцать»

    1. Мотивы и образы статьи А. Блока «Интеллигенция и революция», вошедшие в поэму «Двенадцать». Эволюция отношения поэта к Октябрьской революции от романтического ее восприятия (как несущей «возмездие» старому миру и дарующей ему очищение и преображение) до скептического восприятия современности (по дневникам 1917 – 1920 гг.).

    2. Природные стихии как символы социальных явлений в поэме.

    3. Принцип контраста как основной в художественном мире произведения (противоборство света и тьмы, космических бурь и земной участи маленького человека).

    4. Образы противостоящих друг другу социальных сил:

    а) сатирическое изображение представителей «старого мира»;

    б) противоречивый образ красноармейцев и его развитие в поэме.

    5. Роль «любовного треугольника» (Петрухи, Ваньки и Катьки) в сюжете поэмы.

    6. Значение образа Иисуса Христа как «непризнанного духовного водителя «двенадцати», стремящегося направить стихию бунта по праведному пути».

    7. Полифонизм произведения.

    8. Стиль и стих поэмы.

    9. Критические суждения о «Двенадцати».

    Литература

    1. Блок А. Интеллигенция и революция. О романтизме. Дневники 1917 – 1920 гг. // Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. – М.; Л., 1962. – Т. 6, 8.

    2. Вильчек Л., Вильчек Вс. Эпиграф столетия: Поэма А. Блока «Двенадцать» // Знамя. – 1991.– № 11.

    3. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. – Л., 1980.

    4. Долгополов Л.К. Поэма А. Блока «Двенадцать». – Л., 1979. – Гл. 2, 3.

    5. Иванова Е. Об эволюции Блока после Октября в поэме «Двенадцать» // Лит. в школе. – 1993. – № 3.

    6. Клинг О.А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». – М., 2000.

    Вступление. Силуэт “Серебряного века”________________________________________ 2

    Глава 1. Рождение новой поэтической школы.____________________________________ 3

    Глава 2. Настроения в поэзии._________________________________________________ 6

    Глава 3. Поэты новой эпохи.__________________________________________________ 10

    Глава 4. Власть над миром или властвование вместе с миром._____________________ 17

    Глава 5. Техническая сторона символизма.______________________________________ 19

    Глава 6. Мотивы и сюжеты у поэтов-символистов._______________________________ 23

    Глава 7. Калейдоскоп поэтических школ._______________________________________ 26

    Заключение. Тень Серебряного века.___________________________________________ 27

    Список использованной литературы.__________________________________________ 29

    “Серебряный век” – сложное, изумительное полотно русской поэзии, которое начало ткаться невидимой рукой создателя в 90-х годах XIX века. И первым наиболее ярким рисунком этого бесценного, многоликого творения стал символизм с его поэтикой намека и иносказания, с его эстетизацией смерти как живого начала, с его креативной силой "безумия", со знаковым наполнением обыденных слов. Его важнейшей приметой стала аналогия лика, мимолетности, сиюминутности, в которых отразилась Вечность.

    Новое мировоззрение потребовало от новой поэтической школы нового приема. Таковым стал символ – многозначное иносказание, сформировавшее еще поэтику Священного писания, а затем причудливо разработанное французскими символистами. Опыт библейской символики очень повлиял на судьбу слова "символ": в "светском" понимании оно оставалось простым риторическим примером, применяемым к любому материалу, в "духовном" же понимании оно прочно оказалось связанно с религиозной тематикой как земной знак несказуемых земных истин. "Символ, - писал один из теоретиков и практиков нового течения, - только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном языке намека и внушения нечто неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине".

    Новое движение закрепило за собой окончательное имя, когда вышла в свет книга стихотворений Д. Мережковского "Символы" (1892 год), оформилось же это течение благодаря трем сборникам "Русские символисты", выпущенным Брюсовым (1894-1895). Если у Брюсова и Бальмонта доминировало "светское" понимание слова "символ" (они видели в символизме школу с определенной техникой), то у В. Иванова, Блока, А. Белого, которых принято называть "младшими символистами", возобладала мистико­-религиознаятрактовка этого понятия.

    Поэтам – символистам был свойственен глубокий историзм, с позиций которого оценивались и события современности; сугубая музыкальность поэтической строки и широчайший энциклопедизм культурного арсенала. Здесь царили разнообразные формы: баллады, триолеты, венки сонетов, поэмы, подчиненные новым образам, словам, размерам, рифмам.


    Легкий ветер в кустах вдруг в веселии пьяном

    Полетит над землей ураганом…

    Я боюсь рассказать, как тебя я люблю.

    Я боюсь, что, подслушавши повесть мою,

    Звезды станут недвижно средь темного свода,

    И висеть будет ночь без исхода…

    Я боюсь рассказать, как тебя я люблю.

    Я боюсь, что, подслушавши повесть мою,

    Мое сердце безумья любви ужаснется

    И от счастья и муки порвется…

    Н. Минский

    Поэты – символисты стали под лозунг А.С. Пушкина: "Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв", избрав для себя раз и навсегда лагерь "эстетизма" (признание самодвижущей ценности искусства, произведений, отрыв от общественности). Это роднило символистов с акмеистами, в значительной степени с футуристами, а после революции с имажинистами; и противопоставляло их крестьянским и пролетарским поэтам, воспринимавшем поэзию, как социальный фактор.

    Трактовка русского символизма как течения романтического по своей природе, как известного рецидива романтизма начала XIX века имеет над собой глубокие основания.

    Романтизм как настроение, как стремление уйти от реальной действительности в мир вымысла и мечты, как неприятие жизни и реальности, вечное"искание бесконечности в конечном", подчинение разума и воли чувству и настроениям – является, несомненно, преобладающей стихией русского символизма, тем психологическим базисом, на основе которого он мог распуститься.


    Короткий вечер тихо угасает

    И пред смертью ласкою немой

    На одно мгновенье примиряет

    Небеса с измученной землей.

    В просветленной, трогательной дали,

    Что неясна, как мечты мои, -

    Не печаль, а только след печали,

    Не любовь, а только тень любви.

    И порой в безжизненном молчаньи,

    Как из гроба, веет с высоты

    Мне в лицо холодное дыханье

    Безграничной, мертвой пустоты…

    Д. Мережковский

    Внутренняя напряженность и беспокойство, несколько хаотическая взволнованность, так характерная для романтизма, является столь же характерной чертой русского символизма, особенно позднего его проявления. Не случайно первым увлечением Блока в поэзии был Жуковский, юношеским увлечением Бальмонта – Эдгар По и Шелли, Белый с детства упивался стихами Гете и сказками Андерсена, а любимым чтением юного Ф. Сологуба были "Робинзон" и "Дон Кихот".

    Возрождением настроений романтизма идеологическая сторона русского символизма, однако, не исчерпывается. Он впитал в себя и другие влияния: влияния западного, в частности французского "декадентства" и мистической философии В. Соловьева:

    В Альпах.

    Радостно-мощный прибой…

    Зыбкую насыпь надежд и желания

    Смыло волной голубой.

    Синие горы кругом надвигаются,

    Синее море вдали.

    Крылья души над землей поднимаются,

    Но не покинут земли.

    В берег надежды и берег желания

    Плещет жемчужной волной,

    Мыслей без речи и чувств без названия

    Радостно-мощный прибой.

    Западное декадентство – это прежде всего эстетство, холодное и замкнутое в себе, это крайнее самоутверждение личности, своеобразный индивидуализм (бесформенный и пассивный). Эти черты были ярко выражены в творчестве ранних русских символистов, которых иначе именовали "декадентами". Быть может, лучше, чем где бы то ни было, эстетика русского декадентства была сформулирована в словах Ф. Сологуба: "Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из нее сладостную легенду, ибо я – поэт», в юношеском кредо Валерия Брюсова: «Все в жизни только лишь средство для звонко-певучих стихов».



  • Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: