Психологическая готовность ребенка к школе. Виды психологической готовности детей к школе

Перед всеми родителями в один момент встает вопрос: готов ли ребенок к школе и созрел ли их ребенок для обучения? Как правило, и родители и педагоги смотрят только на умение будущего школьника читать и считать. И вдруг может оказаться, что первоклассник, прекрасно выполнявший все задания на подготовительных курсах и знающий все необходимое, не хочет идти в школу и имеет проблемы с дисциплиной. Родители не понимают, что происходит, ведь они усердно готовили свое чадо к школе, иногда малыш посещает даже на нескольких подготовительных курсах, да и в детском саду с ним много занимались.

Как правило, на после подготовительных курсов ребенок знает программу первого класса, а повторение уже давно известных истин может вызывать у ребенка только скуку. Знаний для обучения в первом классе у почти любого малыша соответствующего возраста будет достаточно, ведь школьная программа должна быть рассчитана на детей, которые и читать не умеют. Конечно, стоит заниматься обучением еще до школы, но это следует делать ток, чтобы у ребенка появился интерес к знаниям. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка учиться и давить на него, можно начать с обучения в игровой обстановке.

Психологически готов стать первоклассником далеко не каждый ребенок. Ниже приведены критерии, по которым можно определить, достаточно ли ваш малыш созрел морально.

  1. Первоклассник должен суметь начать общаться с одноклассниками и учителем. Даже если ребенок посещал детский сад, новое общество все-равно может стать для него трудностью.
  2. Школьнику будет необходимо делать не только то, что ему хочется, и иногда ему придется заставлять себя. Малыш должен уметь ставить цель, составлять план действий и достигать ее. Он также должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ребенок сможет отказаться от интересующей его игры.
  3. Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении.

Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.

Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

Оценка развития познания

    1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
    2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
    3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
    4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
    5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

    1. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
    2. Был ли малыш в библиотеке?
    3. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
    4. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
    5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

    1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
    2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
    3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
    4. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
    5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
    6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
    7. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
    8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

    1. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
    2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
    3. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
    4. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться

    1. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
    2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
    3. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

    1. Хорошо ли ребенок слышит?
    2. Хорошо ли он видит?
    3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
    4. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
    5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
    6. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение

    1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
    2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (кот/год, б/п…)?

Зрительная память

    1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
    2. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

    1. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
    2. Понимает ли он, что читают слева направо?
    3. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
    4. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей

    1. Может ли ребенок рифмовать слова?
    2. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
    3. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
    4. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  2. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
  3. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при определении готовности ребенка к школе.

Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.

1 тест готовности ребенка к школе – Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
  8. Что бывает раньше – обед или ужин?
  9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  10. Кем работает твой папа, твоя мама?
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
  12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  19. Каких животных ты знаешь?
  20. Каких птиц ты знаешь?
  21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
  23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов на тест готовности к школе

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

  • №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
  • №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
  • № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
  • № 22 – за правильный ответ -2 балла.
  • № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

2 тест готовности ребенка к школе – Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика

Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Тест состоит из 4-х частей:

  • тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);
  • копирование фразы из письменных букв;
  • срисовывание точек;
  • опросник.
  • Тест “Рисунок человека”

    Задание “Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.Оценивание
    1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
    2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

    3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

    4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

    5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

  • Копирование фразы из письменных букв
    Задание “Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
    Он ел суп.

    Оценивание 1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

    3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

    4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

    5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

  • Срисовывание точек Задание “Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.Оценивание 1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

    3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

    4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

    5 баллов: каракули, чирканье.

    После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
    3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
    7-12 баллов – средний уровень;
    13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

  • ОПРОСНИК
    Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.
    Задание может звучать так:
    “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
      1. Какое животное больше – лошадь или собака?
        (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
      2. Утром мы завтракаем, а днем…
        (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
      3. Днем светло, а ночью…
        (темно = 0; неправильный ответ = -4)
      4. Небо голубое, а трава …
        (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
      5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
        (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
      6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
        (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
      7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
        (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
      8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
        (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
      9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?
        (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
      10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
        (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1; на курицу = -3)
      11. Почему во всех автомобилях тормоза?
        (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
      12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
        (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
      13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
        (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
      14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
        (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
      15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…
        (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)
      16. Какие ты знаешь транспортные средства?
        (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
      17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
        (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0)
      18. Почему люди занимаются спортом?
        (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
      19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
        (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
      20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
        (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

    Суммируем баллы.
    Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
    Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
    Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
    От -1 до – 10 – ниже среднего.
    От – 11 и меньше – низкий показатель.

    Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

3 тест готовности ребенка к школе – Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.

Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.

Задание
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке (либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.

Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.

Во время диктовки нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.

Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.

Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.

Через 2 минуты – следующее задание:

Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.

Должны получиться следующие узоры:

Оценка результатов

Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

4 тест диагностики готовности ребенка к школе – Лабиринт

Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания. Несколько вариантов таких лабиринтов мы предлагаем:


Оценка результатов

  • 10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.
  • 8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.
  • 4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.
  • 2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.
  • 0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

6 Тест определения готовности к школе – “Найди отличия”

Выявляет уровень развития наблюдательности.

Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).

Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

7 Тест психологической готовности к школе – “Десять слов”.

Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.

Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.

Условие проведения теста – полная тишина.

В начале скажите:

Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке.

Всего проводится 5 наборов слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов:

Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь.

Перед пятым предъявлением скажите:

Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше.

Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать.

Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста)

8 Тест готовности – “Чего не хватает?”

Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.

Используются игрушки, различные предметы или картинки.

Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.

9 Тест “Четвертый – лишний”

Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.

Подготовьте картинки или слова, например:
изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
стол, стул, кровать, кукла.

Возможные словесные варианты:
собака, ветер, смерч, ураган;
смелый, храбрый, решительный, злой;
смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
молоко, сыр, сало, простокваша;
мел, ручка, сад, карандаш;
щенок, котенок, лошадь, поросенок;
тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

10 Тест “Классификация”

Исследование логического мышления.

Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.

Ребенку предлагается разлоджить кретинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так (часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки)

Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы (“домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т.д.)

11 Тест “Составление рассказа по картинкам”

Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.

Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.

Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.

Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.

Еще раз напоминаем, что:

  • все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры;
  • при поступлении ребенка в школу не обязательно использование всех перечисленных тестов, психологи выбирают самые информативные и простые в исполнении;
  • не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней;
  • сейчас в продаже появились пакеты подобных методик, включающие в себя не только описание, но и наглядный материал, примерные нормы. При покупке такого пакета обратите внимание на набор методик, качество выполнения рисунков и издательство.

Использовались материалы с сайта solnet.ee.

В процессе систематического обучения в школе к организму детей младшего школьного возраста предъявляются повышенные требования. Известно, что семилетние (а особенно шестилетние) дети обладают целым рядом морфологических, физиологических и психологических особенностей, которые определяют их высокую чувствительность и меньшую устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям, более низкий уровень работоспособности и повышенную утомляемость. Чтобы ребенок мог успешно учиться и выполнять свои школьные обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития («школьной зрелости»).

Специальные исследования показали, что «неготовыми» к школе оказываются дети с некоторыми заболеваниями или функциональными отклонениями в состоянии здоровья, с отставанием биологического возраста или недостаточным развитием некоторых психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью (уровнем развития психики, речи и моторики - координации движений пальцев рук). Недостаточный уровень готовности к школе детей по психофизиологическим показателям часто сочетается с отклонениями в состоянии здоровья. С другой стороны, чрезмерное напряжение, связанное с выполнением школьных требований, может приводить к переутомлению и ухудшению здоровья детей за счет функциональных нарушений, обострения имеющихся или возникновения новых хронических заболеваний. Все это диктует необходимость определения готовности детей к обучению в школе.

Оценка готовности к обучению проводится комплексно и предусматривает тщательное медицинское обследование (в сентябре- октябре года, предшествующего поступлению в школу) с проведением психофизиологического исследования для определения функциональной готовности детей. Всех детей должны осмотреть педиатр, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, хирург (ортопед) и по показаниям - другие специалисты. Результаты медицинского обследования заносятся в форму № 026/у.

Медицинское обследование позволяет выделить группу риска детей, не готовых к обучению в школе по состоянию здоровья. В нее входят дети с отставанием биологического развития, функциональными отклонениями (невротическими реакциями, логоневрозом, гипертрофией небных миндалин), часто болеющие (более 4 раз в год), длительно болеющие (25 дней и более), с хроническими заболеваниями. Им назначают оздоровительные и лечебные мероприятия и повторно (в феврале-марте) обследуют. Заключение о степени готовности ребенка к школе дает по совокупности данных медико-педагогическая комиссия при детской поликлинике, в которую входят педиатр, врач школы, педагог, логопед.

В первый класс можно принимать детей, которым до 1 сентября текущего года исполнилось 6 лет, с согласия родителей и при наличии заключения медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению (СанПиН 2/4/2/782-99).

Существуют следующие медицинские критерии при обследовании ребенка:

    уровень биологического развития;

    состояние здоровья перед поступлением в школу;

    острая заболеваемость за предшествующий год.

Существует два психофизиологических критерия при обследовании ребенка:

    результаты выполнения теста Керна-Ирасека;

    качество звукопроизношения.

Психофизиологическое обследование детей проводится с целью выявления у них отставания в развитии школьно-необходимых функций: моторики, аналитических и синтетических функций коры головного мозга (тест Керна-Ирасека) и речи (качество звукопроизношения).

Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских показаний к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста, отстающие в биологическом развитии, выполняющие тест Керна-Ирасека с оценкой 9 баллов и более, а также имеющие дефекты звукопроизношения.

Существуют следующие медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста:

1) заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:

    инфекционный гепатит;

    пиелонефрит;

    миокардит неревматический;

    менингит эпидемический, менингоэнцефалит;

    туберкулез;

    ревматизм в активной форме;

    болезни крови;

    острые респираторные вирусные заболевания 4 раз и более;

2) хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:

    вегетососудистая дистония: по гипотоническому (артериальное давление - 80 мм рт. ст.) или гипертоническому (артериальное давление - 115 мм рт. ст.) типу;

    ревматический или врожденный порок сердца;

    хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года);

    язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит, хронический гастродуоденит (в стадии обострения, с частыми рецидивами и неполной ремиссией);

    анемия (при содержании гемоглобина в крови 10,7-8,0 г%);

    гипертрофия небных миндалин IIIстепени;

    аденоидные вегетации IIIстепени, хронический аденоидит;

    тонзиллит хронический (токсико-аллергическая форма);

    эндокринопатия (зоб, сахарный диабет и пр.);

    неврозы (неврастения, истерия, логоневроз и пр.);

    задержка психического развития;

    детский церебральный паралич;

    травма черепа, перенесенная в текущем году;

    эпилепсия, эпилептиформный синдром;

    экзема, нейродермит (при распространении кожных изменений);

    миопия с наклонностью прогрессировать (более 2,0 диоптрий).

Методические рекомендации к проведению теста Керна -Ирасека. Тест Керна-Ирасека - ориентировочный тест «школьной зрелости» - может проводиться индивидуально или одновременно у группы из 10-15 детей. Каждому ребенку дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

Рис. 5.7. Результаты теста Керна-Ирасека:

а - первое задание; б - второе задание; в - третье задание (цифрами указаны баллы)

Тест состоит из трех заданий:

    рисунок человека;

    срисовывание короткой фразы из трех слов («он ел суп»);

    срисовывание группы точек.

Лицевая сторона листа отводится для выполнения первого задания. К первому заданию дается следующая инструкция: здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как сумеешь. Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунков запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается подбодрить ребенка, если он не может начать работу, следующим образом: «Видишь, как ты хорошо начал, рисуй дальше». На вопрос, можно ли нарисовать «тетю», необходимо объяснить, что все рисуют «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее нарисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру. После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).

Для выполнения второго задания необходимо приготовить карточки размером 7-8 см на 13-14 см, на которых пишется рукописная фраза «Он ел суп». Вертикальный размер строчных букв составляет 1 см, заглавных - 1,5 см. Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же». Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться на строке, то следует подсказать ребенку, что нужно написать его выше или ниже.

Карточки указанного выше размера следует приготовить и для выполнения третьего задания. После выполнения ребенком второго задания первую карточку у него отбирают и на ее место кладут вторую, на которой изображено 10 точек, расположенных таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали - составляет 1 см, диаметр точек - 2 мм.

К третьему заданию дается следующая инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа (показать, где)».

Каждое задание оценивается от 1 балла (наилучшая оценка) до 5 баллов (наихудшая оценка). Примерные критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе показаны на рис. 5.7.

При первом задании:

1 балл - у нарисованной фигуры (мужчины) должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея. Она должна быть не больше, чем туловище. На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Есть признаки мужской одежды;

    2 балла - выполнены все требования, как при оценке 1 балл. Могут отсутствовать три части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица;

    3 балла - у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног;

    4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией;

    5 баллов - отсутствует ясное изображение туловище и конечности. Каракули.

При втором задании ориентируются на следующие критерии:

    1 балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза. Они образуют три слова. Строка отклоняется от прямой линии не более чем на 30°;

    3 балла - буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы;

    4 балла - с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма;

    5 баллов - каракули.

При оценке третьего задания применяют следующие критерии:

    1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры. Увеличение возможно не более чем вдвое;

    2 балла - возможно незначительное уменьшение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек;

    3 балла - группа точек похожа на образец. Может быть нарушена симметрия всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Может быть меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20);

    4 балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественно. Другие изображения (например, линии) недопустимы;

    5 баллов - каракули.

Сумма баллов при выполнении трех заданий представляет общий результат исследований.

Исследование качества звукопроизношения (наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения). Ребенку предлагается по картинкам последовательно перечислить вслух предметы, в названии которых встречаются буквы «Р», «Л», «С», «3», «Ц», «Ж», «Ч», «Щ» в начале, середине и конце слова, например:

    «рак, ведро, топор»;

    «лопата, белка, стул»;

    «заяц, коза, воз»;

    «цапля, яйцо, огурец»;

    «жук, лыжи, нож»;

    «шишка, кошка, мышь»;

    «чай, бабочка, ключ»;

    «щетка, ящерица, плащ».

Наличие дефектов в произношении хотя бы одного из исследуемых звуков указывает на невыполнение задания.

Мой старший сын умел делать всё это к пяти годам, поэтому с шести лет мы решили отдать его в школу и записали его в подготовительный к школе класс в ближайший к дому лицей, чтобы ребёнок узнал, что такое занятия в школе и постепенно привыкал.

Полгода, с октября по апрель, мой ребёнок посещал подготовительный класс. С моей точки зрения, занимался он достаточно успешно, задания выполнял, на занятиях был активным, отвечал на вопросы преподавателя. На занятия шел охотно, неприязни к ним не испытывал. В конце года детям дали тестовые задания, мой ребёнок справился с ними успешно, набрал нужное для поступления в этот лицей, количество баллов.

Но, когда после завершения подготовительного обучения, на доске объявлений вывесили списки детей, зачисленных в первый класс, своего ребенка я там не обнаружила. В лицей нас не приняли.

Я отправилась к директору лицея, узнать в чём дело. Кроме директора, со мной беседовали ещё школьный психолог и завуч по начальной школе. Они сообщили мне, что «готовность к школе, это не только умение читать и писать, но и умение вести себя на уроке.»

Дальше, я стала выяснять, что делал мой ребёнок на уроке? Оказалось, что однажды у него сломался карандаш, он взял точилку и стал его точить и не продолжил выполнять задание учителя, пока не подточил карандаш, хотя учитель предложил взять карандаш близкий по цвету. Я про этот случай уже знала, это было в октябре, а беседа о нём - в апреле. В октябре я об этом узнала, когда увидела в тетради у сына не раскрашенную картинку и расспросила его обо всём. Мой ребёнок тогда впервые обнаружил у себя в пенале точилку и решил её испытать. Потом, дома он переточил все карандаши, что были в наличии, и успокоился, а точилку из его пенала я убрала. Преподаватель тогда об этом не сказал мне ни слова.

Другой довод, который мне привели заключался в следующем. Детей попросили нарисовать картинку на тему: «Я в школе.» Мой ребенок нарисовал многоэтажный дом и две человеческие фигуры, рядом с ним. Когда я спросила, что это, сын ответил: «Это — школа. Это - я, а это - мой друг Глеб». Оказывается, мой ребенок нарисовал себя не внутри школы, а рядом с ней, это означает, что он не видит себя в школе, значит он к школе ещё не готов.

Никаких советов по поводу того, что мне предпринять, чтобы подготовить ребенка к школе я не получила. Я пыталась выяснить, мой ребёнок не готов сейчас к школе, потому что ему шесть или для этого лицея он не подходит совсем. Из беседы я поняла, что в этом лицее нас с ребёнком видеть не хотят, причем не с шести лет, а совсем не хотят, поэтому мне нужно выбрать другую школу.

Я решила самостоятельно определить, готов ли мой ребенок к школе или нет, а затем выбрать, в какую школу нам идти.

Готовность ребенка к школе принято определять на трёх уровнях

  • Морфофункциональный - состояние здоровья ребёнка. Сюда включается уровень физического развития, соответствие биологического и паспортного возраста ребёнка. Число острых заболеваний за последний год (резистентность). Психическое здоровье. Наличие или отсутствие у ребенка хронических болезней. Наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения, развитие речи.
  • Интеллектуальный или умственный - память, мышление, восприятие, воображение, накопленные умения и навыки.
  • Личностный - отношение к учёбе, школе, сверстникам, умение общаться, действовать по правилам, заданным учителем.

Как определить морфофункциональную готовность ребенка к школе?

Первый, морфофункциональный уровень готовности ребенка к школе определяют врачи в детской поликлинике или в детском саду. Перед школой каждый ребёнок проходит углубленный медицинский осмотр, результаты которого вносятся в ребенка по форме 026/у.

Сюда входит

  • Определение роста, массы тела ребёнка, окружности груди. Осмотры невролога, ЛОРа, хирурга, ортопеда, офтальмолога, логопеда, дерматолога, психиатра. Для девочек - гинеколога.
  • Если ребёнок имеет хроническое заболевание и наблюдается у какого-то врача специалиста, к списку врачей перед школой добавляется этот доктор. Это может быть нефролог, гастроэнтеролог, аллерголог, сурдолог и др.
  • Общие анализы крови и мочи, анализ крови на сахар, анализ кала на яйца гельминтов, ЭКГ.
  • В самом конце ребенка осматривает педиатр, оценивает результаты осмотра всех специалистов результаты ЭКГ и анализов и делает общее заключение о состоянии здоровья ребенка.

Ребенок готов к обучению в школе на морфофункциональном уровне если

  • Показатели массы тела и роста ребенка соответствуют возрасту. Биологический возраст находится в соответствии с паспортным. У ребёнка есть более 2х постоянных зубов.
  • Ребенок болел острыми заболеваниями три или меньше раз за предыдущий год.
  • У ребенка нет хронических заболеваний, или они находятся в стадии ремиссии.
  • У ребенка нет функциональных отклонений, психических отклонений или они незначительные.
  • У ребенка нет дефектов звукопроизношения или есть 1-2 незначительных дефекта.
  • Группы здоровья 1, 2, 3.

На морфофункциональном уровне мой ребенок к школе был готов.

Как определить интеллектуальную готовность ребенка к школе?

Тест Керна Йерасека

Для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе наиболее широко и часто используется ориентировочный тест Керна-Йерасека. Раньше этот тест проводили в кабинетах здорового ребёнка в детских поликлиниках. Теперь таких кабинетов нет и тест иногда проводят в детских садах перед школой или в самих школах.

Он позволяет определить достаточно ли развиты у ребенка навыки, необходимые в школе. Умение рисовать, мышление, речь, умение сосредоточиться, выполнить задание.

Тест состоит из трёх заданий

  1. Нарисовать рисунок по описанию.
  2. Скопировать написанную фразу из трёх слов.
  3. Скопировать точки с сохранением их расположения в пространстве.

Образец этого теста с трактовкой результата смотрите ниже.

Каждое задание оценивается отдельно Максимальный балл 1 минимальный 5

  • Отличный результат 3-5 баллов.
  • Хороший результат 6-7 баллов.
  • Удовлетворительный результат 8-9 баллов.
  • Ребенок не готов к школе 10 баллов и более.

Мой сын выполнил тест Керна-Йерасека в лицее на 6 баллов - это хороший результат.

Личностная готовность ребенка к школе

Личностная готовность ребенка к школе определяется в беседе с ним, по его поведению, отношению к родителям и сверстникам. Этот пункт самый сложный для его оценки.

Если спросить ребёнка, хочет ли он в школу, в первый класс, большинство современных детей ответят «Нет».

Я спрашивала об этом на приёме будущих первоклассников. Уверенно отвечают «Да» единицы, часть детей уклоняется от ответа, отвечают «Не знаю», больше половины отвечает «Нет.»

Попробовать дождаться, когда ребенок захочет в школу - не реально, этого может не произойти совсем. Следует беседовать с ребенком, объяснять необходимость учебы в школе и т. д.

Дети, которые посещали детский сад, легче приспосабливаются к учебе в школе, т. к. у них есть опыт общения в детском коллективе с воспитателем и со сверстниками.

Именно этот пункт и подвёл нас с сыном. По остальным показателям мой ребёнок был готов к школе.

Определение готовности ребенка к школе Таблица

Наш опыт

Учитель начальных классов нам попался опытный и понимающий, поэтому со всеми трудностями мы справились.

У ребёнка нарушений в состоянии здоровья, плохого настроения, негативного отношения к происходящему не отмечалось. Но приходилось встречать его из школы, вести строгий контроль, за тем как он учит уроки, складывает учебники в рюкзак, одевается и т. д.

На сегодняшний день мой сын учится в седьмом классе, без троек. Лучше всего ему даются английский, литература, русский язык, история, география, биология, труднее даются алгебра, геометрия, физика. О том, что он пошел в школу с шести лет в нашей семье никто не жалеет.

Это всё про готовность ребенка к школе. Желаю Вам здоровья!

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

К первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

Он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

Должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

Толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

Понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

Наличие интереса к учению и получению новых знаний;

Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

Усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

Цифры от 0 до 10.

Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

Арифметические знаки: « », «-«, «=».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3) Память.

Запоминание 10-12 картинок.

Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Складывать пазлы без помощи взрослого.

Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

Выполнять аппликации.

6) Речь .

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Понимать и объяснять смысл пословиц.

Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Консультация для родителей подготовительной группы.

Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Дети, которые не ходят в детский сад, и не получают соответствующую подготовку к школе, могут записаться в кружок «Почемучки» в Центре детского творчества.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.


Степень подготовленности ребенка к походу в первый класс может рассматриваться сразу с нескольких сторон. Для объективной оценки необходимо учитывать разные сферы активности: физическую, социальную и психологическую. Для оценивающих людей, среди которых кроме родителей присутствуют еще психологи и педагоги, будут важны самые разные возможности и способности ребенка, а также его хорошее самочувствие. Итак, взрослые уделяют внимание работоспособности, способности к взаимодействию с окружающими людьми, умению придерживаться установленных правил, основательной подготовке в плане знаний, а также состоянию психической системы.

Ребенок должен быть готов к взаимодействию с коллективом

Психологическая готовность к школе

Что такое психологическая готовность к школе? Как понять, что дошкольник достиг ее? Психологическая готовность ребенка к обучению в школе определяется по следующим параметрам:

  1. Личностная подготовленность – способность к самодисциплине и самоорганизации, самостоятельность, желание учиться; подразделяется на социальную подготовленность - способность налаживать отношения с ровесниками и взрослыми, способность к коммуникации, и мотивационную - присутствие мотивации к учебе.
  2. Эмоциональная подготовленность: положительное отношение к своей личности и к другим людям, способность адекватно воспринимать эмоциональные особенности каждого человека.
  3. Волевая подготовленность: умение проявить характер и усиленно трудиться, способность к соблюдению школьного режима.
  4. Интеллектуальная подготовленность: у ребенка должен быть хорошо развит интеллект, а также сформированы основные функции психики.
  5. Речевая подготовленность.

Готовность к школе характеризуется адекватным возрасту речевым развитием

Социальная готовность

Социально-психологическая или коммуникативная подготовленность к обучению включает в себя присутствие способностей и навыков, которые позволят ему строить и налаживать взаимоотношения внутри школьной среды. От того, насколько ребенок будет подготовлен в этом отношении, будет зависеть успешность его взаимодействия при коллективной работе. Для старшего дошкольника становится крайне важным разобраться во взаимоотношениях между людьми и понять нормы их регулирования. Мы видим, что социальная готовность ребенка к школе имеет огромное значение для будущего первоклассника.

Психологическая готовность к школе тесно связана с коммуникативной подготовленностью. Она важна с точки зрения сотрудничества со взрослыми и детьми в рамках школьных занятий. Для этого важно проверить, насколько у ребенка сформированы две основные формы общения:

  1. Общение со взрослыми, носящее внеситуативный и личностный характер. У ребенка должно быть сформировано умение слушать и воспринимать излагаемую информацию, осознавать важность дистанции учитель – ученик.
  2. Общение со сверстниками. Школьная деятельность является по сути коллективной, поэтому крайне важно подготовить ребенка к тактичному отношению, научить способности к совместному взаимодействию, суметь стать частью общественной жизни. Все эти азы закладываются путем включения ребенка-дошкольника в совместную работу с другими детьми, что в итоге создаст готовность к обучению в школе.

В садике ребенок учится находить общий язык с детским коллективом

Сделать психолого-педагогическое определение, готов ли старший дошкольник в социальном плане можно, проверив:

  • легкость включения ребенка в компанию детей, занятых какой-то игрой;
  • способность слушать мнение других людей и не перебивать;
  • умеет ли он ожидать своей очереди при необходимости;
  • имеет ли навык беседы с несколькими людьми одновременно, умеет ли активно участвовать в разговоре.

Мотивационная готовность

Учеба в школьных стенах будет успешной, если взрослые озаботятся о формировании у будущего школьника мотивации к познавательной деятельности. Мотивационная готовность к школе присутствует, если ребенок:

  • имеет желание ходить на уроки;
  • имеет стремление узнавать новое и интересное;
  • имеет желание приобрести новые знания.

Наличие соответствующих желаний и устремлений дает информацию о том, имеется ли мотивационная готовность детей к школе или нет.

Положительный ответ на все оценочные параметры позволяет дать заключение, что ребенок готов начать школьное обучение. Волевая и мотивационная составляющие подготовки к учебному процессу играют очень большое значение при выносе решения об уместности начала учебной деятельности.


Желание постоянно узнавать что-то новое - важный признак готовности к школе

Эмоционально-волевая готовность

Данный вид подготовленности считается достигнутым, когда подросший дошкольник в состоянии ставить цели, придерживаясь намеченного плана, искать способы решения для устранения помех в их достижении. Психологические процессы переходят в стадию произвольности.

Все эмоции и переживания носят осознанный интеллектуальный характер. Ребенок умеет ориентироваться и разбираться в своих чувствах, имеет возможности для их озвучивания. Все эмоции становятся контролируемыми и предсказуемыми. Школьник может спрогнозировать не только свои эмоции от поступков, но и эмоции и реакции других людей. Эмоциональная стойкость находится на высоком уровне. Готовность к школе в данном случае налицо.

Интеллектуальная готовность

Умение читать и писать – это еще не все (подробнее в статье: ). Наличие этих навыков еще не гарантирует легкость освоения школьной программы. Интеллектуальная готовность ребенка к школе – вот, что должно быть у дошкольника, чтобы справиться со всеми задачами.

Понять, имеется ли она у ребенка, можно по нескольким критериям: мышлению, вниманию и памяти:

Мышление . Ребенок еще до похода в первый класс должен иметь определенные знания об окружающем мире, среди которых информация о природе и ее явлениях, о людях и их взаимоотношениях. Ребенок должен:


В целях безопасности ребенок обязательно должен знать свои личные данные и адрес
  • Иметь понятие и уметь различать геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, квадрат).
  • Различать все цвета.
  • Понимать значения слов: «больше», «узкий», «право – лево», «рядом», «снизу» и другие.
  • Иметь способность сравнивать предметы, находя в них схожести и различия, делать обобщения, анализ, уметь выявлять признаки вещей и явлений.

Память . Интеллектуальная готовность к школе будет неполной, если не рассмотреть развитие памяти. Обучение будет осуществляться намного проще, если у школьника будет хорошая память. Для проверки этого компонента подготовленности следует прочесть ему небольшой текст, а спустя пару недель попросить пересказать. Еще одним вариантом будет показ 10 картинок и просьба перечислить те, которые он сумел запомнить.

Внимание . Эффективное обучение будет тогда, когда у ребенка хорошо развито внимание, а значит, он сможет слушать учителя, не отвлекаясь. Проверить эту способность можно следующим образом: перечислить попарно несколько слов, а затем попросить назвать в каждой паре самое длинное слово. Переспросы со стороны малыша будут означать, что внимание было рассеянным и во время занятия он отвлекался на что-то другое.


Дети обязательно должны обладать навыком слушания учителя

Речевая готовность

Ряд специалистов уделяет большое внимание речевой готовности к учебе. Психолог из Украины Ю.З. Гильбух говорит о том, что речевая подготовленность дает о себе знать в те моменты, когда необходимо произвольное управление процессами познания или поведения. Речевая готовность ребенка к школе подразумевает тот факт, что речь крайне необходима для общения, а также в качестве предпосылки к письму. Специалист Н.И. Гуткина убеждена, что о развитии и формировании правильной речи у детей следует особенно заботиться в период среднего и старшего дошкольного возраста, ведь овладение письменной речью – огромный скачок в интеллектуальном развитии ребенка.

Речевая готовность к школе включает в себя ряд пунктов:

  • способность применять различные способы словообразования (использование уменьшительно-ласкательных форм, перестройка слова в нужную форму, понимание разницы между словами по звуку и смыслу, умение преобразовывать прилагательные в существительные);
  • владение грамматическими основами языка (умение строить развернутые фразы, способность перестроить и исправить ошибочное предложение, умение составлять рассказ по картинкам и опорным словам, способность сделать пересказ с сохранением содержания и смысла, умение составлять описательный рассказ);

Готовый к школе ребенок может рассказать о себе
  • широкий словарный запас;
  • развитость фонематических процессов: способность слышать и различать звуки языка;
  • развитость речи с точки зрения звуковой оболочки: умение правильно и четко произносить все звуки;
  • способность к анализу и синтезу звуков внутри речи, умение найти гласный звук в отдельном слове или назвать последний согласный звук в слове, способность провести анализ трезвучия, например, «иау», умение провести анализ обратного слога гласный-согласный, например, «ур».

Физическая готовность к школе

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Дети в здоровом состоянии более легко проходят процесс адаптации к изменившимся условиям жизни, которые всегда сопровождают первоклашек. Физическая готовность ребенка к школе будет выражаться именно в физическом развитии.

Что подразумевает под собой физиологическая подготовленность? Это нормы общего физического развития: вес, рост, объем грудной клетки, пропорциональность частей тела, состояние кожи, тонус мышц. Все данные должны соответствовать нормативным критериям мальчиков и девочек в возрастной категории 6-7 лет. Подробные значения можно найти в тематических таблицах. Важными являются также следующие физиологические составляющие: зрение, слух и моторика, особенно мелкая. Проверяется и нервная система: насколько возбудим или уравновешен ребенок. Составляется итоговая характеристика об общем состоянии здоровья.


Физиологическая готовность к школе определяется у педиатра

Специалисты проводят такое обследование, основываясь на имеющихся нормативных показателях. Такая оценка необходима для выноса заключения о том, способен ли ребенок перенести увеличенные нагрузки, среди которых интеллектуальная работа и физические нагрузки.

Функциональная готовность

Данный вид, носящий также название психомоторной подготовленности, подразумевает под собой уровень развития определенных мозговых структур и психоневрологических функций, дабы составить представление о зрелости организма к началу обучения. Функциональная подготовленность включает в себя следующие компоненты: развитый глазомер, способность ориентироваться в пространстве, умение подражать, а также возможность координировать сложные движения рук. Среди особенностей психомоторного развития следует назвать увеличение работоспособности, выносливости и функциональной зрелости. Перечислим основные из них:

  1. возрастная зрелость позволяет умело балансировать между процессами торможения и возбуждения, что способствует длительному сосредоточиванию на отдельной деятельности, а также формированию на произвольном уровне поведения и процессов познания;
  2. развитие мелкой моторики и улучшение зрительно-моторной координации, что способствует более быстрому овладению техникой письма;
  3. функциональная асимметрия мозга становится более совершенной в своем действии, что помогает активизации процесса становления речи, которая является средством логического и словесного мышления и познания.

Возрастная зрелость мозга позволяет переключаться между процессами торможения и возбуждения

Подготовленность малыша к новому этапу в его жизни можно определить по следующим показателям:

  • хороший слух;
  • отличное зрение;
  • способность сидеть небольшой временной промежуток спокойно;
  • развитие моторных навыков, смежных с координацией движений (игры с мячом, прыжки, спуск и подъем по ступеням);
  • внешний вид (здоровый, бодрый, отдохнувший).

Тестирование дошкольника

Готовность ребенка к школьному обучению обязательно проверяется. Все будущие первоклассники проходят специальное тестирование, которое не имеет своей целью разделить учащихся на сильных и слабых. Родители не получат отказа в приеме ребенка, если он не пройдет собеседование. Такие педагогические принципы указаны в законодательстве РФ.

Подобные тесты нужны для педагогических целей, чтобы иметь понятие, каковы сильные и слабые стороны ученика, уровень его развития в интеллектуальном, психологическом, личностном и социальном плане. Проверить интеллектуальную подготовленность к средней школе можно по следующим задачам:


Перед школой ребенок уже должен иметь элементарные познания в арифметике
  • просклонять существительные;
  • сочинить небольшой рассказ по картинке;
  • с помощью спичек выложить некоторые фигуры (см. также: );
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • сделать классификацию геометрических фигур;
  • нарисовать какой-либо предмет.

Психологические аспекты

Готов ли ребенок в психологическом плане? Психологическая оценка готовности ребенка к школе будет показателем общего развития и способности начать новую деятельность. Об уровне подготовленности поможет судить выполнение заданий для оценки уровня развития мелкой моторики, способности работать внимательно, не переключаясь на посторонние вещи, умение подражать образцу. Степень готовности ребенка к школе будет определяться путем тестирования, для чего могут применяться подобные задания:

  • нарисовать человека;
  • воспроизвести буквы или группу точек по образцу.

Схематическое рисование человека - навык, который нужно освоить до школы

Данный блок может также включать в себя ряд вопросов для определения, насколько хорошо ребенок умеет ориентироваться в действительности. Социальная подготовленность будет проверяться путем рисования картинки по зеркальному отражению, решением ситуационных задач, раскрашиванием фигур по заданным параметрам, не забывая уточнить, что потом его рисунок будет продолжен другими детьми.

Уровень личностной подготовленности выявляется путем диалога. Вопросы могут касаться жизни в школе, возможных ситуаций и проблем, а также путей их решения, желаемых соседях по парте, будущих друзьях. Также педагог может попросить малыша рассказать немного о себе, перечислив качества ему присущие или же дать малышу для выбора некий список.

Готовность к обучению в средней школе проверяется по различным составляющим. Благодаря такой детальной диагностике педагог получает максимально возможную информацию о степени развитости каждого ученика, что в итоге упрощает протекание учебного процесса. Нужно чтобы ребенок обязательно прошел подобные тесты.

Как быть, если ребенок не готов?

Сегодня очень часто педагоги получают жалобы от мам и пап о том, что их ребенок оказывается не готов к школе. Недостатки, имеющиеся у чада, на их взгляд, не позволяют ему пойти в первый класс. Дети отличаются плохой усидчивостью, рассеянностью и невнимательностью. Такая ситуация сейчас бывает почти у всех детей в возрасте 6-7 лет.


Может оказаться, что ребенок не готов к школе и сильно устает от занятий

Паниковать не стоит. В 6-7-летнем возрасте совершенно необязательно отдавать ребенка в школу. Можно немного подождать и отдать его с 8, тогда большинство проблем, волновавших мам и пап раньше, пройдут. Готовность старших дошкольников к обучению в школе можно оценить либо самостоятельно, либо прибегнув к помощи психологов и педагогов.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: