Растительноядные. Растительноядные животные примеры Сколько всего травоядные животных в европе

Всеядность - это способ получения энергии и питательных веществ путем потребления пищи животного и растительного происхождения. Животные с таким рационом считаются «всеядными». Большинство людей, за исключением веганов, которые полностью исключают продукты животного происхождения, также являются всеядными.

Значение термина

Слово «всеядность» происходит от латинских слов omnis «всё» и vora , что означает «пожирать или глотать» - так что всеядность означает «пожирание всего». Это довольно точное определение, поскольку всеядные животные имеют разные источники пищи, включая водоросли, растения, грибы и других животных. Некоторые животные могут быть всеядными на протяжении всей своей жизни, а другие на определенных ее этапах (например, некоторые морские черепахи).

Преимущества и недостатки

Преимуществом всеядности является возможность отыскать себе пищу в самых разных местах и условиях среды обитания. К примеру, если нет возможности питаться определенной пищей, всеядное животное может довольно легко изменить свой рацион. Некоторые всеядные существа также являются падальщиками, то есть они питаются мертвыми животными или растениями, что еще больше увеличивает их возможности питания.

Всеядные животные вынуждены искать себе пищу, а поскольку у них есть такая разнообразная диета, их способы получения пищи не такие специализированные, как у плотоядных или травоядных. Например, хищники имеют острые зубы для разрыва и захвата добычи, а у травоядных есть более плоские зубы, приспособленные для измельчения растительности. Всеядные могут иметь смесь обоих видов зубов (к примеру, наши коренные зубы и резцы).

Недостатки всеядности можно хорошо отследить на примере некоторых видов морских организмов, которые с большой вероятностью способны вторгаться в неродные среды обитания. Это оказывает каскадное воздействие на местные виды, которые могут быть подвергнуты преследованию или перемещаться из-за инвазивных всеядных. Примером является краб азиатский прибрежный, родной для стран северо-западной части Тихого океана. Он был ввезен в Европу и США, при этом питание и среда обитания ему не соответствует, и это животное приносит значительный ущерб существующим .

Примеры всеядных животных

Млекопитающие

  • Свинья: это, вероятно, самый известный представитель всеядных животных, и в настоящее время данный вид является популярным среди людей - его содержат в качестве домашнего питомца или выращивают для получения мяса.
  • Медведь: эти животные одни из наиболее оппортунистических существ, так как они прекрасно приспосабливаются к различным условиям. Если есть много фруктов в той области, где они обитают, то медведи будут питаться ними. Если вместо этого есть река с большим количеством рыбы, медведь будет ее ловить весь день. Панда - представитель семейства медвежьих - также считается всеядным животным, поскольку может разнообразить свою бамбуковую диету грызунами или маленькими птичками.
    Единственным исключением является плотоядный белый медведь, возможно это связано с отсутствием питания растительного происхождения в его естественной арктической среде обитания.
  • Ёж: многие считают, что ёж питается насекомыми и мелкими , но эти маленькие существа любят иногда есть фрукты и овощи.
  • Другие всеядные млекопитающие: еноты, мыши, белки, ленивцы, бурундуки, скунсы, шимпанзе, и, конечно же люди.

Птицы

  • Вороны: как показано во многих фильмах, они всегда рыскают в поисках останков животных, но, кроме мертвых туш, они также, как правило, едят овощи, когда другие источники питания отсутствуют.
  • Куры: они являются полной противоположностью маленького ребенка, так как поглощают все подряд. Что бы вы не дали ей, курица будет проглатывать это без секундного колебания.
  • Страусы: хотя их основной рацион включает овощи и растения, эти животные являются любителями всяких разных насекомых.
  • Сороки: эти птицы также едят почти все, хотя они, как правило, становятся кормом для собак и попугаев.

Морские организмы

  • Многие виды крабов (включая голубых крабов, крабов-призраков и азиатских прибрежных крабов);
  • Мечехвосты;
  • Омары (например, американский омар, настоящий лангуст);
  • Некоторые морские черепахи - оливковые черепахи и австралийская зеленая черепаха - всеядные. Зеленые черепахи являются травоядными, во взрослом возрасте, но детеныши всеядные. Головастые черепахи становятся плотоядными животными во взрослом возрасте, но они всеядные, когда еще молодые.
  • Обыкновенные литорины - эти маленькие улитки питаются в основном водорослями, но могут также есть мелких животных (например, личинок усоногих).
  • Некоторые виды зоопланктона;
  • Акулы, как правило, плотоядные, хотя китовых акул и исполинских акул можно считать всеядными, поскольку они являются фильтраторами и питаются планктоном. Когда они проплывают через толщу воды с открытыми огромными ртами, планктон, который они потребляют, может включать как растительные, так и животные организмы. Мидии и ракушки также могут считаться всеядными, поскольку они фильтруют мелких организмов (которые могут содержать как фитопланктон, так и зоопланктон) из воды.

Всеядные животные и уровни пищевой цепи

В морском (и наземном) мире есть продуценты и консументы.

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите-лю на всех этапах проведения уроков.

Актуальность:

Растениями питаются не только крупные животные (зубры, ан-тилопы, зебры и др.), но и множество мелких — гусеницы бабо-чек, взрослые жуки и их личинки.

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Основные понятия

Кустарнички, травы, деревья, кустарни-ки. Спящие почки. Злаки, всходы. Луга, степи, саван-ны. Вредители леса. Растительноядные животные. Выпас. Пастьба. Сбой. Луговая ветошь. Луговые сорняки

Вопросы для обсуждения

1.Почему понятие “травоядные животные” неудачно?

2.Назовите опасных вредителей леса и сельского хозяйства.

3.Как влияет выпас на травянистые растения, на всходы дере-вьев и кустарников?

4.Почему перевыпас меняет набор растений на пастбищах?

5.Что такое сбой? Почему он возникает?

Разнообразие растительноядных животных. Травоядными часто называют животных, питающихся растениями. Это назва-ние неудачно, поскольку животные поедают не только травы, но и древесные растения. Например, косули, жирафы, слоны, из до-машних животных козы объедают ветви кустарников и деревьев, лоси обгрызают кору на стволах, а в рацион северных оленей кро-ме ягеля входят карликовые ивы, березки и другие тундровые ку-старнички. Животных, питающихся растениями, лучше называть растительноядными. Они поедают цветки, плоды, семена, листья, стебли, стволы, почки, корни, корневища, клубни и луковицы растений.

Растениями питаются не только крупные животные (зубры, ан-тилопы, зебры и др.), но и множество мелких — гусеницы бабо-чек, взрослые жуки и их личинки . Некоторые из них, например бабочки — сосновый и лиственничный шелкопряды — опасные вредители леса. В отдельные годы гусеницы шелкопрядов на-столько сильно объедают хвою, что сосны и лиственницы стоят го-лыми. Большой урон сельскому хозяйству приносит перелетная саранча, стаи которой иногда уничтожают все растения подряд.

Выпас и его роль в жизни растений. В природе и в хозяйст-ве наиболее ярко выражена связь между растениями и копытны-ми растительноядными животными, как дикими (сайгаки, газе-ли, антилопы), так и домашними (коровы, овцы, козы). Копыт-ные кормятся на лугах, в степях и саваннах, объедая надземные части растений. Такой способ добычи пищи называют пастьбой, или выпасом . Выпас оказывает на растения разнообразные воз-действия. При пастьбе на лугах и пастбищах полностью гибнут всходы деревьев и кустарников, поскольку животные скусывают целиком их надземные части со всеми почками. Травянистые рас-тения при выпасе сохраняются, так как почки трав находятся в почве или на ее поверхности. Умеренный выпас усиливает рост трав , воздействуя как своеобразная обрезка, пробуждающая спя-щие почки, которые есть не только у деревьев, но и у травянис-тых растений.

На пастбищах животные едят растения выборочно. В первую очередь —самые вкусные и нежные растения, например злаки (овсяницу луговую, ежу сборную, мятлик луговой), бобовые (кле-вер, горошки, люцерну и др.). Во вторую очередь животные по-едают более грубые растения (осоки, свербигу восточную, борще-вик сибирский), причем их едят только весной или в начале лета, пока они не загрубели. Ядовитые и колючие растения (лютики, герани, чертополох) животные вообще не трогают. Ядовитые, колючие и жесткие растения луга называют поэтому луговыми сорняками .

Результаты выпаса. При усиленном выпасе на пастбищах на-чинают преобладать несъедобные и малосъедобные растения. Во время пастьбы животные унавоживают почву, копытами разбива-ют напочвенный моховой ковер и луговую ветошь — высохшие остатки растений, лежащие на земле плотным слоем. Животные копытами уплотняют ветошь и почву. Весной и осенью, когда в почве много влаги, животные разбивают ее поверхность в виде рытвин и кочек. Копытами семена вдавливаются в землю, что способствует их прорастанию. Чрезмерный выпас приводит к нежела-тельным изменениям пастбищ, к перевыпасу и даже к сбою, ког-да образуются участки голой вытоптанной земли. На таких выби-тых местах начинается сильная почвенная эрозия. Умеренный вы-пас благоприятствует разрастанию трав .

Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

Животный мир является важной частью окружающей среды и процессов, которые в ней происходят. Участие в биологических системах и пищевых цепочках - необходимость для его представителей. Многие животные способствуют размножению растений, а те, в свою очередь, служат пищей для представителей фауны. Это - союз, который связывает растительноядных животных с другими обитателями живой природы.

Мир фауны подразделяют на огромное количество категорий - видов, подвидов, отрядов, классов. Среди них выделяются растительноядные животные - те представители фауны, которые питаются исключительно пищей растительного происхождения. Они являются потребителями первого порядка в составе

Особенностью пищеварительной системы этих представителей окружающего мира является преобладание пищевого фермента амилазы. Некоторые растительноядные животные имеют фермент, расщепляющий целлюлозу. Это позволяет им более легко переваривать пищу растительного происхождения.

Травоядные животные - это полная противоположность плотоядным представителям фауны. В основном на эти категории можно разделить высших животных. Более мелкие, микроскопические организмы сложно отнести к той или иной из них, так как нередко неясна даже их принадлежность к миру флоры или фауны. Они сами служат пищей для многих животных.

Таких случаев среди представителей фауны довольно много. Примером смены рациона питания в течение жизни служит лягушка. Во взрослом возрасте она питается пищей животного происхождения, в то время как ее головастик является травоядным (питается водорослями). К растительноядным животным можно отнести коал, ленивцев, кенгуру, китов, некоторых парнопалых, всех хоботных, непарнопалых и рукокрылых.

Копытные (лесные, пустынные, в своем большинстве также относятся к этому классу. Все они питаются растительной пищей, если же и употребляют корм иного происхождения, то в очень маленьких количествах, не сопоставимых с объемом растений в их рационе. Для защиты от нападения у многих копытных предусмотрены рога, костные образования на голове. Носороги имеют рог, который располагается на носу. Слюна растительноядных животных не выделяет птиалина. Она в основном предназначена для смачивания пищи.

Пища растительного происхождения очень трудно переваривается. Облегчить этот процесс призвано сложное которое имеют растительноядные животные. У жвачных представителей этого класса он состоит из сетки, рубца, книжки и сычуга. Это позволяет без проблем переваривать богатую Процесс происходит в несколько этапов: из рубца плохо разжеванная трава может вновь выбрасываться в пищевод, а затем в рот - животное «жует жвачку». Смоченная слюной, тщательно пережеванная пища на этот раз уже не проваливается в рубец, а стекает по желобку и попадает сквозь сетку в книжку, а затем - в сычуг. Из сычуга она небольшими порциями выбрасывается в тонкий кишечник, где происходит всасывание питательных веществ в кровь.

Растительноядные животные имеют отличия и в строении зубов. Для них характерны зубы с плоской коронкой и большим промежутком в челюстях. У многих из них отсутствуют резцы. Травоядные животные имеют очень мощные отвечающие за перетирание жесткой растительной пищи.

Предполагаемый результат: формирование у детей понятия хищное и растительноядное животное; умение выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.

Цели урока

1. Познакомить с понятиями хищное и растительноядное животное; учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.
2. Формировать правильную связную речь, положительную самооценку и взаимооценку, научить работать в группах.
3. Воспитывать экологическую культуру, способствовать формированию любознательности.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

Игра на внимание “Живая – неживая природа”

Правила игры. Учитель называет различные слова. Если называется предмет неживой природы – дети топают, живой – хлопают в ладоши. В игре возможны “ловушки” – названия предметов, которые сделаны руками человека.

Примеры слов: облако, кенгуру, стол, камень, тигр,светильник, сова, песок, щука, вода, книга, бабочка, лев, заяц.

На доске плакаты с изображением животных: лев, бабочка, рыбы, волк, заяц, тигр, орел, кенгуру.

У. – На доске расположены названия объектов живой природы, которые вы назвали во время игры. Что у них общего?

Д. – Это животные.

2. Определение характерных признаков растительноядных и хищных животных.

Игра «Угадай-ка»

Я загадала одно из этих животных. Угадайте, кто это? (Дети задают вопрос, на который можно дать ответ «да» или «нет».)

Это зверь?
- Живет в наших лесах?
- Питается растениями? и т.п.

Лев, кенгуру.

Чьи вопросы показались наиболее удачными? Сравните этих животных. (Общее - звери, место обитания, различие - по питанию: один – хищник, второй - питается растениями.)

    Распределение животных по группам.

Дополните группы названиями других животных, подходящими по способу питания (таблицы с изображениями и названиями животных).

Как можно назвать первую группу? (Хищники: орел, лиса, тигр, волк, лев, щука.)
- Кого называют хищниками?
(Животные, которые питаются другими животными.)
- Как назвать вторую группу?
(Растительноядные: бабочка, кенгуру, заяц) . Чем питаются эти животные? (Животные, которые питаются
растениями).

На доске – схема:

Как думаете, можно ли, внимательно рассмотрев животное, определить, к какой группе по способу питания оно относится? (Можно, по зубам.)

Мы будем учиться определять, какие еще внешние признаки животных, кроме зубов указывают на их способ питания.

4. Физкультминутка( упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающее запоминание, повышает устойчивость внимания):

Ленивые восьмёрки”

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками, затем глазами.

    Исследовательская работа.

Проведем работу в группах.

Назвать признаки хищников и признаки растительноядных.

Каждая группа получает изображения животных с заданием: определите, хищник это или растительноядное животное. Внимательно рассмотрите их внешность – зубы, лапы, клюв и т. д., определите особенности.

1 гр. – волк, кабан
2 гр. – орел, филин
3 гр. – щука, акула
4 гр. – заяц, бобр
5 гр. – клест, снегирь

Для справок: Для справок: плакат с изображением зубов, клювов, лап.

Устная проверка. От каждой группы отвечает 1 ученик.

Коллективный вывод ( делают дети, учитель завершает ). У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением. У растительноядных животных зубы, перетирающие пищу, сильные губы, язык; растительноядные хорошо бегают, прячутся, у них хороший слух и зрение.

6. Физкультминутка ( упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Качания головой.

    Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 сек.

    Релаксация. В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем, всем (руки в сторону).

Открой глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго!

    Работа по учебнику.

Рассмотрите рисунок

Учебник с. 12-13 (верхний рисунок). Расскажите, что видите. Коза и обезьяна – что объединяет таких разных животных? (Пища – растения.)

Обезьяны: современные человекообразные и обезьяноподобные существа – чем питаются?

Вывод ( делают дети). Древние предки человека были растительноядными.

Какими стали предки человека позже, узнаем на следующем уроке.

9. А теперь поиграем. Отгадайте загадку:

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь - лесной …
(Медведь)

Скажите, а к какой группе по способу питания отнесем этого зверя? Сейчас вас ждет сюрприз.

Инсценировка: «3 медведя»

Входят три медведя.

Медведица. - Я медведица, а это мои медвежата. Мы – могучие и ловкие, хитрые и осторожные.

Медведь. Несмотря на то, что мы хищники, мы очень любим плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев, желуди. Ребята, а вы знаете, что мы еще едим? (Рыбу, мед, малину, орехи)

Медвежонок. Еще мы едим раков, улиток, насекомых, птиц и птичьи яйца, грызунов.

Медведица. Больше всего мы любим мед.

Медведь. Ой, только не надо о пчелах. Когда поспевают овес и кукуруза, мы можем целую ночь быть в поле. Сядешь, пригнешь колосок и съешь его. Затем другой. Вот объедение!

Учитель. Пока много растительной пищи, медведи питаются ею. Но если ее не хватает, то медведь вспоминает, что он хищник, и нападает на лосей, кабанов, тетеревов, глухарей и рябчиков.

Медведица. Нам стыдно, но есть то хочется.

Медвежонок. Но на людей мы не нападаем, только если нас сильно раздразнят, напугают или ранят. Но вы же друзья и не будете так поступать?

Медведица. Нам пора, до встречи.

Что нового узнали о медведях?

Скажите, а в наших лесах живут медведи? Какие еще хищники обитают в Удмуртии?

III . Итоги урока

О каких группах животных вы расскажете сегодня родителям? Какие особенности каждой группы запомнили?

Рефлексия

Понравился урок? Понравились сами себе на уроке? Покажите какое у вас сейчас настроение.

Творческое задание

Понаблюдайте за домашними животными, определите, к какой группе по способу питания они относятся, какие признаки об этом говорят.

Травоядные животные - это животные, которые питаются растительной пищей: фрукты, овощи, листья, побеги растений, коренья. К этому классу относится очень много видов животных: грызуны, копытные, некоторые рукокрылые, некоторые рептилии, различные виды птиц. Список достаточно широк.

Немало растительноядных животных было одомашнено человеком в процессе эволюции. Самые известные из них, одомашненные человеком, это копытные - коровы, овцы, козы, лошади. Эти животные активно используются в сельском хозяйстве как для получения мяса и молока, так и для работы. Основу рациона одомашненных копытных составляют растительные корма - летом это свежая трава, зимой сено и солома, которое фермеры заготавливают летом заранее. Дополнительно копытных кормят овощами - свёкла, морковь и добавляют в рацион зерновые корма - зерно, жмых, специализированный гранулированный корм.

Если говорить о мелких представителях, самое известное одомашненное мелкое травоядное - это, конечно же, кролик. Их основной рацион также составляет трава и сено. Учитывая, что кролики являются грызунами, им необходим твёрдый корм для стачивания зубов. Для этого многие хозяева балуют своих питомцев побегами и веточками деревьев. Кролики любят и свежие овощи - морковь, свёкла и, конечно же, зерно.

Опасные травоядные

Когда мы говорим о растительноядных животных, мы сразу представляем себе безобидных кроликов, спокойных коров, пугливых коз. Но не все травоядные безопасны.

Слон - спокойное травоядное животное. Но многие забывают, что слон имеет сильный хобот, опасные бивни и мощные толстые ноги, с помощью которых он может затоптать противника. Бегемот тоже растительноядный, питается в основном наземной и околоводной травой. Спокойный, флегматичный и неповоротливый зверь. Тем более - травоядный - чего бояться? Но в то же время бегемота относят к одному из самых опасных животных в Африке. Длина клыков бегемота более полуметра. В припадке ярости бегемот может с лёгкостью перекусить крокодила. Поэтому даже хищника стараются держаться от него подальше. Но нападают бегемоты только в случае опасности или если рядом находится их детёныш.

Если продолжать разговор об опасных травоядных, можно вспомнить

Травоядные птицы

К растительноядным относятся не только представители млекопитающих, но и птицы. Пища травоядных птиц очень разнообразна - это не только семена и плоды растений и деревьев, это и трава, и хвоя, и почки на деревьях и даже цветы. Некоторые тропические разновидности птиц питаются нектаром.

Дикие гуси пасутся на лугах и полях, поэтому у них сильно развита челюстная мускулатура, а зазубренный клюв надёжно захватывает пищу. Грачи раскапывают всходы и едят их вместе с зёрнами. Снегири, лазоревки, чечевицы и некоторые другие виды птиц питаются цветами садовых и луговых растений. Стоит отметить, что даже травоядные птицы могут иногда питаться насекомыми - например, в период выкармливания птенцов. Но учитывая, что их основной рацион составляет всё-таки растительная пища - их можно назвать растительноядными.

Травоядные рептилии

Помимо млекопитающих и птиц, есть некоторые виды рептилий, которые тоже являются растительноядными. К ним можно отнести игуан и некоторые виды черепах. Они питаются побегами, цветками, листьями и плодами тропических растений. Игуаны не способны пережёвывать пищу, поэтому отрывают куски листьев своими мелкими зубами и сразу глотают их. Основной рацион сухопутных черепах составляют:

  • овощи - огурцы, помидоры, листья салата, морковь;
  • любые растения - щавель, подорожник, газонная трава;
  • одуванчик - это любимый деликатес сухопутных черепах;
  • фрукты: яблоки, бананы, персики, сливы.

Травоядные животные имеют особое строение желудка, потому что переваривать растительную пищу сложнее. Растительная пища содержит целлюлозу, которая очень тяжело переваривается. Для переваривания целлюлозы желудок у травоядных животных многокамерный и содержит специальные бактерии и простейших. Эти организмы живут в желудках травоядных животных и помогают переваривать измельчённую растительную пищу.

Места обитания

Травоядные животные распространён по всей нашей планете. На любом континенте, в любой природно зоне вы найдёте травоядных. В пустыне, несмотря на высокие температуры и малое количество растительности и в тундре, где большую часть года растительность скрыта под снегом. Растительноядные животные занимают важное место в пищевой цепочке - или питаются хищники. Отсутствие травоядных разрушит весь мир фауны нашей планеты, поэтому многие виды травоядных животных защищаются человеком и занесены в Красную книгу. Их список вы можете найти в интернете, вот несколько примеров: зубр, лошадь Пржевальского, бизон, снежный баран и много других видов, которые важно сохранить.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: