Развитие научно-технического творчества в условиях дополнительного образования по саратовской области методическая разработка на тему. Техническое творчество - это вид деятельности учащихся. Методы и способы развития Список использованной литературы

Начальное техническое моделирование

в условиях учреждения дополнительного образования

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями нашего региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи. Занятия студии "Кузница Гефеста" проводятся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе начального технического моделирования, которая носит техническую направленность и способствуют формированию у обучающихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Объединения технической направленности в нашем учреждении дополнительного образования являются стартовой площадкой для будущих инженеров, изобретателей, конструкторов, людей рабочих профессий, владеющих современной техникой. В системе образования Ершовского муниципального района лишь одно образовательное учреждение дополнительного образования детей реализует техническую направленность. Это МБУ ДО "Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области". В объединениях технической направленности Дома детского творчества в настоящее время занимается 35 детей. В ДДТ имеется достаточный кадровый ресурс, многолетний опыт работы по дополнительным образовательным программам технической направленности, частично оборудованные учебные кабинеты. Для реализации программы используется учебный план; методическая литература для педагогов дополнительного образования и обучающихся; ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий. Учебно-наглядные пособия: плакаты, схемы, модели, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации, разработка бесед, игр, образцы, диагностические тесты. По результатам анкетирования, учащиеся 2 - 6 классов школ города наибольший интерес проявляют к специальностям, связанным с информационными технологиями, конструированием, моделированием, техническими видами спорта (авиамоделизм, судомоделизм, робототехника). Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение обучающимися знаний в области конструирования и технологий и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик. В ДДТ ориентируют обучающихся на получение допрофессионального образования и дают возможность обучающимся начального, среднего и старшего звена приобрести теоретические и практические навыки по начальному техническому моделированию; авиамоделированию; судомоделированию; автомоделированию; робототехнике; моделированию из бумаги и бросового материала; конструирование железнодорожного транспорта. Техническое творчество детей неразрывно связано с развитием системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий: слетов юных техников, выставок технического творчества, учебно-исследовательских конференций и других. В целях повышения мотивации детей к изобретательской и рационализаторской деятельности проводятся мероприятия как на уровне учреждения, так и на муниципальном уровне. Обучающиеся нашего технического объединения на региональном и муниципальном уровнях занимают первые места. Вместе с тем необходимо отметить, что в дополнительном образовании технического направления обозначились регрессивные процессы, которые обусловлены спецификой данного профиля. Техническое творчество является самым ресурсоемким направлением дополнительного образования детей, требующим значительных финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструментов, специализированных помещений. П ервые занятия по данной программе, конечно же, являются теоретическими. У ребят воспитывается дух коллективизма, развивается внимательность, целеустремлённость, интерес к технике и техническое мышление. А затем уже вводятся практические занятия, на которых ребятам получают возможность свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Стремление научиться самостоятельно строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Конструируя то или иное техническое изделие, обучающиеся знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и их назначением. Получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные модели. Наблюдая, ребенок анализирует изображение изделия, пытается понять, как оно выполнено, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

В целях повышения мотивации детей к изобретательской и рационализаторской деятельности 15 мая 2016 года на базе ГБУ СОДО "Областной центр экологии, краеведения и туризма" (ГБУ СОДО ОЦЕКИТ) была проведена областная выставка стендового моделирования, посвященная 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, на которой объединения Лего - студия и «Кузница Гефеста» Дома детского творчества предоставили свои работы. Жюри и участники выставки оценили работы юных техников ДДТ, признав их победителями в областном конкурсе. Опыт работы объединения «Кузница Гефеста» был представлен мастер-классом, включенным в программу семинара. Конструирование макета космического аппарата "Буран" из бросового материала вызвало бурю положительных эмоций и восторга среди детей и преподавателей. Так же мы с ребятами проводим открытые мастер-классы для ребят, педагогов, родителей города Ершова и района.

Развитие научно-технического творчества является одним из вариантов дополнительного образования для школьников, дающее начальное (базовое) технические знания и понятия, позволяющие выработать навыки работы с материалами и инструментами, с их практической реализацией. В целом же, техническое направление дополнительного образования является важной составляющей общей профориентационной деятельности системы образования. В современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности, поэтому процесс его развития является важнейшей составляющей современной системы образования, которая требует больших материальных вложений. И шагая в ногу со временем, не имея достойной материальной базы, мы реализуем это направление путем распространения среди обучающихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям. Робототехника – это здорово и очень дорого! И - это готовые детали. Мы же самостоятельно создаёт эскизы, чертежи и уже по ним конструируем роботов, космические корабли, машины и даже целые города! Мы творим! А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. У ребёнка огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому нашей задачей является удержать и развить этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.

ВВЕДЕНИЕ

В поисках различных средств повышения готовности учащихся школ и ПТУЗ к производительному труду, нам ни в коем случае нельзя обойтись без творчества. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – весьма надежный резерв трудовой активности, развития мышления, да и вообще одно из мощных средств формирования всесторонне развитой, гармоничной личности – личности, без которой невозможно себе представить наши завтрашние успехи. Но эта проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. В самом деле, казалось бы, чего проще; бери и учи учащихся творчеству – техническому, научному, художественному. Но обучение творчеству очень сложный процесс, требующий систематического и продуманного подхода.

Значение технического творчества в формировании качеств личности и трудовом становлении молодого человека чрезвычайно велико и многогранно. Техническое творчество – это прежде всего средство воспитания. Воспитание таких важных качеств, как уважение и любовь к труду, пытливость, целеустремлённость, воля к победе.

В техническом творчестве взрослых сегодня видят своеобразный «мост» от науки к производству.

Цель данной курсовой работы – изучить научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме и разобрать рекомендации мастеру производственного обучения по техническому творчеству.

Если мы посмотрим в словарь Даля слово изобретение означает - новое, техническое решение задачи, обладающее существенным отличием, дающее экономический эффект. Изобретательская деятельность позволяет быстрыми темпами модернизировать старую и создать новую технику и технологию, обеспечить снижение себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции. В 1989 г. число изобретателей, получивших авторские свидетельства (АС) по стране составило 97 тысяч, а экономический эффект от внедрения изобретений дало 3,9 млд. руб. (по курсу денежных банкнот 1989г.). За период независимости страны эти показатели существенно снизились.

Успехи ведущих зарубежных предприятий, фирм обусловлены наличием у них высококачественной машинной техники и оборудования и являются результат создания совершенных условий, истинно творческой массовой деятельности в области технического изобретательства, оперативного внедрения результатов в практику. Неудачи страны в развитии экономики связаны в основном с отсутствием, наряду с другими причинами: системного подхода к обучению, воспитанию и развитию изобретательских начал личности; условий для массовой творческой деятельности и др.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

технический творчество учащийся кружок

1.1 Общая характеристика технического творчества

В системе творчества можно выделить определенный круг объектов психологического изучения. Это проблема сущности творческой деятельности, ее специфики и особенностей проявления; проблема творческого процесса, его структуры, особенностей протекания; проблема творческой личности, особенностей ее формирования, проявления у нее творческих способностей; проблема коллективного творчества; проблема продукта творческой деятельности: проблема обучения творчеству, активизации и стимуляции творческой деятельности и некоторые другие. Остановимся достаточно подробно на каждой из этих проблем, но постараемся хотя бы в общих чертах коснуться некоторых наиболее естественных аспектов творческой деятельности.

Попутно отметим, что в различное время в определениях сущности творчества и творческой деятельности отражались меняющиеся представления об этом важном феномене. В одном из наиболее авторитетных философских словарей начала двадцатого века составленном известным философом-идеалистом Э. Л. Радловым, отмечалось, что творчество связано с созданием чего-либо, что в наибольшей степени способность к творчеству присуща божеству, а человек может выполнять лишь относительно творческие действия. Наряду с такого рода утверждениям и обращалось внимание на наличие неосознаваемых процессов в структуре творческого процесса. Затем по мере научного изучения различных видов творчества менялись и отношение к нему в целом, и определения, даваемые творчеству. В последнее время больше всего внимания обращается на то, что с творчеством связано создание принципиально нового продукта, которого никогда ранее не было; творчество проявляется в различных сферах человеческой деятельности, когда создаются новые материальные и духовные ценности. «Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.)».

В определениях творчества, речь идет о создании чего-то нового, отличающегося от уже существующего. Хотя с психологической точки зрения некоторые из имеющихся определений слишком категоричны (когда речь идет о создании «никогда ранее не бывшего»), тем не менее главное в определении творчества связано именно с созданием того или иного продукта (материального или духовного), который характеризуется оригинальностью, необычностью, чем-то существенно по форме и содержанию отличается от других продуктов такого же предназначения. В психологическом плане является первостепенно важным то, что творчество, процесс творчества переживаются как новое субъективно . Если с философской, социально-экономической точки зрения имеет смысл считать творчеством только то, что связано с созданием никогда ранее не бывшего продукта, то с психологической стороны важно именно то, что речь может идти о создании чего-либо нового для данного субъекта, о субъективной новизне. Ведь в повседневной практике, а особенно в практике усвоения ребенком-дошкольником, школьником, молодым рабочим новых понятий, решения задач, которые являются для него новыми, мы часто имеем дело именно с творчеством, которое отражает процесс создания новых для данного субъекта ценностей в виде понятия, знания, умения, решения задачи, создания детали и т.д. В этом смысле мы можем говорить о творчестве человека, которое проявляется в его игровой, учебной, трудовой деятельности.

Поэтому важно, чтобы в психологическом определении творчества был отражен именно этот момент субъективной значимости: творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее для данного субъекта неизвестного.

Другой момент имеет отношение к масштабам творческой деятельности. В общественной практике, как правило, творчество измеряется такими категориями новизны, как открытие, изобретение, рационализация. В последнее время много говорится об инновационной (нововведенческой) деятельности, сопряженной с внедрением в организационно-технологические процессы чего-то нового. Но такого рода деятельность можно подвести под рационализаторскую.

Если ориентироваться на такое рабочее определение творчества, то представляется целесообразным связывать его с решением новых задач или с нахождением новых способов решения ранее решавшихся задач, с решением различного рода проблем, ситуационных затруднений, которые возникают в производственной и обыденной жизни.

Прежде чем перейти к рассмотрению структуры творческогоc решения новой задачи остановимся обзоре видов технического творчества. К числу видов профессионального творчества можно отнести изобретательство, конструирование, рационализацию, дизайн.

Между всеми названными видами технического творчества существует тесная взаимосвязь. В первый период интенсивного развития техники такого разделения не наблюдалось, и в научной литературе речь шла в основном об изобретательской деятельности. Ныне существует научно-практическое разделение открытия, изобретения и рационализаторского предложения, которое к тому же реализуется не только по отношению к техническим объектам. Так, под открытием понимается установление ранее неизвестного объективно существующего свойства или явления. Изобретением называют существенно новое решение проблемы, задачи, имеющее положительное значение для производства, культуры и т.д. Изобретения разделяются на конструктивные (устройства), технологические (способы) и связанные с созданием новых веществ. Под рационализаторским предложением понимается локальное (в отличие от изобретения, которое имеет всеобщее значение) решение той или иной задачи по улучшению функционирования уже известной техники в новой конкретной обстановке (например, в каком-то цехе завода, но не в масштабах всего завода, а тем более всего производства). Понятно, что в определенных случаях рационализаторское предложение может быть изобретением.

Конструирование может «вплетаться» и в изобретательскую» и в рационализаторскую деятельность, если для их осуществления необходимо создание тех или иных конструкций. Практическое различие между изобретательством, конструированием и рационализацией нужно искать в характере целей, которые преследует каждый из видов деятельности. Изобретательство направлено на решение технической проблемы, задачи в целом; конструирование - на создание конструкции; рационализация - на улучшение использования существующей техники (мы берем только аспект, связанный с решением технических проблем). Таким образом, можно сказать так: изобретателя интересует в первую очередь конечный эффект, функция, конструктора - устройство, выполняющее функцию, а рационализатора - более рациональное использование готового устройства для каких-то частных целей.

План-график мероприятий («Дорожная карта»)

по научно-техническому творчеству и освоению инженерно-технических компетенций,

в том числе робототехника на 2016-2017 учебный год.

Глава 1. Основные положения.

Для исполнения Указа Губернатора от 2014 года по реализации программы «Уральская », реализации программы «Развитие образования Арамильского городского округа» в части подпрограммы 3 «Горизонты техники» необходимо проведение ряда мероприятий по созданию условий развития научно-технического творчества и освоения инженерно-технических компетенций, в том числе робототехники у воспитанников и обучающихся Арамильского городского округа.

В настоящее время, одной из ключевых проблем в России является недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Наблюдается сильнейший дефицит качественных молодых инженерно-конструкторских кадров для развивающихся российских предприятий. Особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству.

Программа направлена на развитие интереса у детей к технике, конструированию, робототехнике, внедрение и распространение лучших практик по профориентации молодежи на инженерно-конструкторские специальности.

Цель программы:

    Совершенствование условий для обучения детей и подростков основам робототехники, приемам авиамоделирования, лего-конструирования и ; Способствование предпрофильной и профильной подготовке обучающихся.

Задачи программы:

    Обеспечить кадровое оснащение и повысить уровень квалификации имеющихся педагогов; Создать информационное и педагогической деятельности; Повысить уровень социальной успешности обучающихся и сформировать инженерно-технические компетенции;
    Обобщить и распространить опыт внедрения и использования авиамоделирования, робототехники, лего-конструирования и ; Осуществить финансирование мероприятий, связанных с реализацией программы.

Глава 2. Основные количественные характеристики.

Процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. В образовательных организациях Арамильского городского округа активно начинается популяризация профессии инженера по следующим направлениям: авиамоделизм, лего-конструирование, робототехника, деревообработка.

В восьми образовательных учреждениях Арамильского городского округа кружки технической направленности посещает 458 детей. Обучение осуществляется по лего-конструированию, робототехнике, авиамоделированию, деревообработке. Нормативный срок реализации указанных программ рассчитан от 1 года до 3 лет. Программы нацелены на детей разных возрастных категорий: дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возрастов.

Все образовательные организации имеют в наличии специальные помещения для организации технической направленности средней площадью 39 . Из двенадцати образовательных организаций только семь имеют материально-техническое оснащение в виде наборов конструкторов Лего, Дупло, напольных модулей, комплектов для робототехники, инструментов, станков.

Общее количество педагогов, реализующих программы технической направленности, составляет 21 человек. Три дошкольных организации и одна общеобразовательная не имеют педагогов по техническому творчеству. Большая часть педагогов относится к возрастной категории 26-45 лет, имеют высшее , средний стаж преподавания технических дисциплин – 2,5 года. 12 педагогов прошли курсы повышения квалификации по образовательной робототехнике и лего-конструированию.

Глава 3. Трудности в реализации программ научно-технической направленности.

Техническое творчество является ресурсоёмким направлением деятельности, которое требует больших вложений финансовых средств, приобретения дорогостоящего оборудования и инструмента, специально оборудованных помещений, рабочих мест, расходного материала. Необходимо изменить ситуацию, которая до сих пор не улучшилась.

В пяти образовательных организациях: МБДОУ «Детский сад №1 «Аленка», МБДОУ «Детский сад №3 «Родничок», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Светлячок», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4» - отсутствует возможность закупа конструкторов Лего, семь организаций не могут обеспечить каждого обучающегося конструктором.

Для работ по деревообработке отсутствует ряд инструментов, необходимых для занятий: ножовки, шуруповерты, электролобзик, стусло, шлифовальная машинка, токарные министанки.

Для организации работы по робототехнике необходимы: компьютеры, наборы «Перворобот lego Wedo», ресурсные наборы.


Необходимо повышение квалификации 9 , реализующих программы технической направленности. В четырех образовательных организациях столкнулись с проблемой нехватка педагогов, а также недостаточным количеством ставок. Существует недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, способных вести интересные и современные программы. Кружки ведутся преимущественно педагогами-женщинами, есть острая потребность в педагогах-мужчинах.

Отсутствует система учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской и рационализаторской деятельности.

Существует острая потребность в разработке новых методических подходов преподавания кружков технической направленности, обеспечения научно-методического сопровождения образовательного процесса по техническому творчеству.

Глава 4. Мероприятия по развитию научно-технического творчества и освоения инженерно-технических компетенций, в том числе робототехники, у детей.

мероприятие

сроки проведения

контингент

механизм реализации

ответственные

соискатели

Мероприятия по развитию научно-технического творчества у детей и подростков

Формирование у обучающихся представления об инженерно-технической деятельности


Постоянно

Воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся школ и центров

Проведение бесед и культурно-массовых мероприятий по профессиональной ориентации инженерно-технических специальностей. Привитие практических навыков обучающимся на занятиях кружков робототехники, авиамоделированию, лего-конструи-рованию и деревообработки. Организация и проведение экскурсий на промышленные предприятия Арамильского городского округа и области.

Союз промышленных предприятий Урала.

Промышленные предприятия Арамильского городского округа.

Уральская инженерная школа.

Повышение уровня социальной успешности воспитанников и обучающихся.

Популяризация научно-технического творчества среди детей и молодежи, расширение уровня технической грамотности молодежи.


Постоянно

1. Участие обучающихся по программам технической направленности в соревнованиях различных уровней.

2. Внедрение новых видов детского технического творчества в образовательное пространство АГО.

3. Организация конкурсов по робототехнике, авиа-моделированию, лего - конструированию и деревообработки.

Образовательные учреждения, Отдел образования Арамильского городского округа

Промышленные предприятия города и области.

Детские технопарки (виртуальные экскурсии и лаборатории).

Образовательный центр «Робострой»


Развитие системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации детей к изобретательской и .

Постоянно

Воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся школ и центров дополнительного образования

Проведение открытых муниципальных мероприятий по поддержке научно-технического творчества обучающихся (выставки, конкурсы, гранты, семинары - практикумы, научно - технические конференции)

Образовательные учреждения, Отдел образования Арамильского городского округа

Администрация АГО

Методическое сопровождение программы

Обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса по техническому творчеству


Постоянно

Методическое объединение и

Создание метод. Совета педагогов АГО, реализующих программы научно-технической направленности; Разработка, корректировка и утверждение на методическом совете дополнительных общеразвивающих составительских программ; Реализация общеразвивающих составительских программ

по авиамоделированию, лего-конструированию, робототехнике, деревообработке;

Систематизация программно-методической продукции. Организация сетевого сообщества педагогов кружков технической направленности АГО. Создание страницы социальной сети вКонтакте «Группа единомышленников», создание и поддержка информационного портала сети Интернет.

Образовательные учреждения

Институт развития образования

Методические центры

Передовые организации дополнительного технического образования Екатеринбурга

Создание и обеспечение деятельности Методического объединения педагогов по развитию инновационного детского технического творчества на основе (с участием администрации , Отдела образования АГО, учреждений профессионального образования, представителей промышленных предприятий, организаций, и т. п.).


1 раз в квартал

Педагоги Методического объединения (на базе МБОУ ДОД «Центр и юношества «ЮНТА»

Сотрудничество с ГАОДО СО «Дворец молодежи»; администрацией Арамильского городского округа; Отделом образования Арамильского городского округа; образовательными учреждениями Арамильского городского округа; родителями (законными представителями) обучающихся.

Образовательные учреждения

Администрация АГО

Отдел образования АГО

ГАОДО СО «Дворец молодежи»

Промышленные предприятия

Общественные объединения

Обобщение и распространение опыта внедрения и использования в образовательном процессе.

1 раз в квартал

Педагоги Методического центра (на базе МБОУ ДОД «Центр развития детей и юношества «ЮНТА»

Анализ и оценка инновационной деятельности кружков, подведение итогов работы. Публикации в СМИ и размещение информации на интернет-сайте города и Метод. центра. Распространение опыта инновационной деятельности перед педагогическим сообществом на различных уровнях (семинары, педсоветы, методсоветы, мастер-классы и т. д.)

Педагоги Методического объединения (на базе МБОУ ДОД «Центр развития детей и юношества «ЮНТА»

Развитие кадрового потенциала

Обеспечение образовательных организаций квалифицированными кадрами для преподавания программ технической направленности

Сентябрь 2016 года

Соискатели должности педагога, реализующего программу технической направленности и действующие педагоги.

Создание банка педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности.

Отдел образования АГО

соискатели

Обеспечение участия педагогических кадров, реализующих программы технической направленности и работающих в области современных видов инженерно-технической деятельности в повышении квалификации.

2016-2017 учебный год

педагоги, реализующие программы технической направленности

Прохождение педагогами дополнительного образования курсов повышения квалификации в: - ГАОДО СО «Дворец молодежи»,

ГАОУ ДПО СО «ИРО»,

Самообразование.

Отдел образования АГО

Методическое объединение

ГАОДО СО «Дворец молодежи»

ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Проведение конкурсов педагогических инициатив с использованием авиамоделирования, робототехники, лего-конструирования, деревообработки и прочего инновационного технического творчества

По отдельному графику

педагоги, реализующие программы технической направленности

Грантовые конкурсы, смотры, фестивали.

Отдел образования АГО

Методическое объединение

Администрация АГО

Организация стажировок педагогов на базе региональных инновационных площадок – организаций дополнительного образования, реализующих программы технической направленности

постоянно

педагоги, реализующие программы технической направленности

Отдел образования АГО

Методическое объединение

«Школа молодых педагогов» по научно-техническому творчеству (цикл обучающих мастер-классов и семинаров для молодых педагогов)

постоянно

педагоги, реализующие программы технической направленности

Отдел образования АГО

Методическое объединение

Участие в вебинарах для педагогических работников по научно-техническому творчеству (онлайн-консультации)

постоянно

педагоги, реализующие программы технической направленности

Отдел образования АГО

Методическое объединение

Организация муниципальных конкурсов, соревнований, смотров.

Организация и проведение муниципальных конкурсов, соревнований, фестивалей и смотров.

2016-2017 учебный год

Обучающиеся всех возрастных групп

Городской Лего-фестиваль «Лего-фантазии»;

Городской - выставка технического творчества «Техностарт»;

Смотр «Летать легко!» авиамодели, воздушные змеи и летающие тарелки (НЛО);

Конкурс авиамоделей и воздушных змеев «Полет навигатора» (или «Небо Арамили»)

Конкурс технических проектов «Уральский инженер XXI века»;

Конкурс по робототехнике и конструктору «Юный изобретатель»

Конкурс самоделок ко Дню защитника Отечества «Военная техника».

Педагоги, реализующие программы технической направленности.

Отдел Образования АГО

Методическое объединение

Администрация АГО

Отдел образования АГО

ГАОДО СО «Дворец молодежи»

Учреждения профессионального образования

Промышленные предприятия

Общественные объединения

Родители (законные представители) обучающихся.

Материально-техническое оснащение

Обеспечение объединений технической направленности оборудованием, инструментами и необходимыми расходными материалами

В течение года

Формирование и пополнение материально - технической базы

Администрация АГО,

Образовательные учреждения АГО

Поставщики

Обеспечение сохранности оборудования и эффективное функционирование классов по техническим предметам

постоянно

Образовательные организации, реализующие программы технической направленности

Выполнение , дополнительных общеразвивающих программ и учебных планов.

Образовательные организации, реализующие программы технической направленности

Финансирование

Осуществление финансирования мероприятий, связанных с реализацией проекта по развитию инновационного детского технического творчества на территории Арамильского городского округа.

В рамках текущего финансирования

Образовательные организации, реализующие программы технической направленности, педагоги, учащиеся.

Создание материально-технических условий; Дополнительная оплата работникам за осуществление инновационной деятельности; Приобретение расходных материалов, необходимых для ведения образовательного процесса согласно сметам; Организация поездок обучающихся на соревнования различных уровней.

Администрация Арамильского городского округа; Отдел образования

Безопасность

Обеспечение безопасных, здоровьесберегающих, соответствующих современным санитарно-эпидемиологическим требованиям условий для занятий робототехникой, авиамоделированием, лего - конструированием, деревообработкой и инновационным техническим творчеством.

постоянно

Оборудование кабинетов в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».


Глава 5. Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий программы «Горизонты техники» обеспечит:

Повышение интереса детей и молодежи к научно-техническому творчеству;

Увеличение числа технически грамотных школьников для дальнейшего обучения в технических образовательных учреждениях;

Создание единого образовательного пространства по научно-техническому творчеству через организацию методического Совета педагогов АГО, реализующих программы научно-технической направленности;

Расширение образовательного пространства за счет введения новых дополнительных научно-технической направленности;

Повышение профессионального уровня и творческого потенциала педагогов, реализующих программы по авиамоделированию, робототехники, лего-конструированию и деревообработки. Увеличение количества рабочих мест;

Ежегодное проведение открытых муниципальных мероприятий по поддержке научно-технического творчества обучающихся (выставки, конкурсы, семинары - практикумы, научно - технические конференции, фестивали);

Участие в исследовательской и , научно-технических программах, областных выставках и мероприятиях;

Организацию сетевого взаимодействия МАУ ДО «ЦДТ» с Уральской Инженерной школой.

Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

Определение

Творчество - особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д. С социально-экономической точки зрения новым может быть только тот объект, которого ранее не существовало. С психологической точки зрения творчеством считается любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Субъективная значимость изобретения выходит на первый план, когда речь идет о детях.

Техническое творчество - это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов). Оно имеет особое значение, когда речь заходит о развивающемся индустриальном обществе.

Классификация

Существует несколько видов профессионального научно-технического творчества. Перечислим их:

  1. Изобретательство, при котором открывается оригинальный способ решения проблемы.
  2. Рационализаторство, когда человек улучшает уже готовый механизм.
  3. Конструирование, или создание устройства в соответствии с выданным техническим заданием.
  4. Дизайн, предполагающий построение объекта с определенными функциональными, а также эстетическими характеристиками.

Особое место при этом отводится под которой понимается допрофессиональное творчество детей и юношества. В отличие от взрослых коллег, они решают простые задачи, заново открывают уже известные способы действий. Главной целью в этом случае становится не общественная польза изобретения, а развитие исследовательского мышления и инициативы у школьников и студентов.

Детское техническое творчество

Быть изобретателем непросто. Чтобы создать новое устройство, человек должен обладать творческим мышлением. Также необходимы нацеленность на конечный результат и готовность преодолеть возникающие технические трудности. На заре индустриализации бытовало мнение, что подобные качества присущи от рождения небольшому числу одаренных инженеров.

Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике усвоенные на уроках знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели самолетов, автомобилей, кораблей, космических аппаратов, роботов и т. д.

Решаемые задачи

Техническое творчество - это процесс, в ходе которого:

  • происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;
  • развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств);
  • формируется интерес к изобретательству;
  • усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.;
  • воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение;
  • формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями;
  • растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.

Возникающие проблемы

Во времена СССР много внимания уделялось техническому творчеству молодежи. Первые секции авиамоделирования возникли еще в 20-е годы XX века. Постепенно круг деятельности расширялся. Школьники включались во внеучебную деятельность, конструировали ракеты и сельскохозяйственные машины, электроприборы и автоматику. Любительские кружки действовали повсеместно. Открывались клубы и станции юных техников, проходили выставки и конкурсы, на которых учащиеся получали награды. Многие конструкторы и новаторы посещали подобные занятия в детстве.

Однако с началом перестройки большинство учреждений технического направления перестало функционировать. Сказалось прежде всего отсутствие финансирования. Ведь техническое творчество требует специального оборудования, материальная база устаревает, выходит из строя. До сих пор многие кружки существуют только благодаря усилиям педагогов-энтузиастов. Недостаток современного оборудования ведет к снижению качества услуг. Между тем спрос на них остается устойчивым. Сегодня в регионах этот вопрос пытаются решить на местном уровне. Другой проблемой является то, что техническое творчество перестало быть доступным для учащихся из семей с низким достатком.

Формы организации

Рассмотрим, какими способами сегодня детей стараются приобщить к техническому творчеству. Их несколько:

  • Уроки технологии. Они проводятся уже в начальной школе и предусматривают знакомство с моделированием, техникой, изготовление простых изделий.
  • Кружки. Они могут функционировать на базе школы или учреждений дополнительного образования. Дети, посещающие кружок, глубоко изучают отдельные технические вопросы, занимаются исследовательской работой.
  • Олимпиады, выставки, конкурсы. Они позволяют школьникам продемонстрировать свои достижения, привлечь внимание к себе, обменяться полученным опытом с увлеченными сверстниками.
  • Центры детского технического творчества. Как правило, на их базе функционирует несколько секций по различным направлениям. Образовательные программы разработаны для детей разных возрастов. Регулярно проходят конференции, на которых учащиеся демонстрируют собственные проекты и приобретают опыт публичных выступлений.

Дидактические требования к кружкам и секциям

Развитие технического творчества детей будет протекать успешно, если соблюдаются следующие условия:

  • Выбранный кружок интересен ребенку, занятия проводятся с учетом его подготовки.
  • Учащиеся понимают, для чего они приобретают те или иные знания и навыки.
  • Выдерживается оптимальное соотношение между изучением теоретической информации и практическими занятиями.
  • Материальное обеспечение отвечает современным требованиям.
  • Используемые методы прежде всего направлены на развитие самостоятельности учащихся, способствуют их творческой самореализации.
  • Систематически дети участвуют в показах или выставках, демонстрируют свои достижения, видят результаты и собственный прогресс.

Этапы технического творчества

В центрах и кружках деятельность учащихся строится по определенному алгоритму. Он включает в себя 4 этапа:

  1. Постановка задачи. Детей необходимо включить в творческий процесс, создать мотивацию к дальнейшей работе. На этом этапе им демонстрируют готовые приборы, видеофильмы, опыты, рассказывают о значении изучаемого механизма, его практическом применении.
  2. Сбор информации. Нужно понять, какие знания уже имеются у учащихся, а с чем им еще предстоит познакомиться. Для этого используются беседы, анкеты, игровые формы (викторины, кроссворды и т. д.). Затем педагог озвучивает новую информацию. Иногда дети сами изучают литературу, а затем организуются дискуссии, конференции, обсуждение небольших докладов.
  3. Поиск решения. Плохо, если дети постоянно изготавливают приборы по образцам, занимаясь механическим копированием. Необходимо развивать конструкторские навыки учащихся, поощрять их инициативу, учить творчески применять полученные знания, видеть различные варианты решения проблемы.
  4. Реализация решения. Важно правильно подобрать объекты для конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их самостоятельно с минимальной помощью взрослого.

Выбор методов обучения

Техническое творчество - это процесс, в ходе которого человек исследует задачу и самостоятельно находит ее решение. Логично, что при обучении этому педагог постоянно прибегает к проблемно-поисковым методам. Их суть состоит в том, что перед детьми ставится которой им неизвестен, и предоставляется полная свобода действий. Разрешено подсматривать что-то у других учеников, просить о помощи, ошибаться и переделывать работу несколько раз.

Не менее сложной является для ребенка ситуация выбора, когда можно воспользоваться несколькими способами действия или средствами оформления поделки. При этом нужно осознать свои желания, верно оценить возможности. Дети с трудом принимают самостоятельные решения, и их необходимо целенаправленно обучать этому.

Использование активных методов обучения не означает, что можно забыть про привычные таблицы, рассказы и объяснения, демонстрацию фильмов, опытов. Все это необходимо при знакомстве с изучаемым материалом.

Развитие технического мышления

Чтобы активизировать учащихся, могут применяться специальные методы. Например, такие:

  • Мозговой штурм. Группа детей выдвигает различные гипотезы решения проблемы, включая самые абсурдные. К их анализу переходят лишь тогда, когда предположений наберется значительное количество.
  • Внезапные запрещения. Отказаться от привычных шаблонов позволяет запрет на использование определенных механизмов или деталей.
  • Новые варианты. Педагог просит детей придумать несколько решений одной и той же проблемы.
  • Метод абсурда. Перед учащимися ставится невыполнимая задача (ярким примером может служить изобретение вечного двигателя).

Техническое творчество - это деятельность, требующая от человека широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой деятельности. Предпосылки к ней закладываются в детстве, и об этом стоит помнить родителям и учителям, если они хотят вырастить высококвалифицированных специалистов.

Одним из факторов, способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, является формирование их осознанного профессионального выбора, при организации занятий научно-техническим творчеством. Техническое творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека ─ техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве.

Для реализации задачи развития научно-технического образования в школе был составлен План работы школы по данному направлению.

Цель работы: развитие устойчивого и глубокого интереса учеников к конструированию простейших моделей, формирование элементарных навыков конструкторского мышления и технического моделирования.

Реализация этих целей способствует решению следующих образовательных задач

  • дать обучающимся теоретические знания основ начального технического моделирования;
  • привить обучающимся специальные практические умения и навыки конструирования разнообразных простейших моделей (пользование инструментами, необходимыми для моделирования, работа
    с шаблонами);
  • черчение моделей, чтение простейших чертежей, испытание моделей, анализ результатов своего труда и других;
  • формировать навыки технического мышления;
  • воспитать в учащихся культуру труда, межличностных отношений, чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Принципы работы научно-технического направления в МАОУ Алабинская СОШ с УИОП
имени Героя РФ С.А. Ашихмина:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

План работы по данному направлению состоит из трех этапов:

Первый этап - 2015-2017 год.

Второй этап - 2018-2020 год.

На первом этапе для формирования преемственности в реализации информационно-технологического профиля в школе были открыты классы с углубленным изучением информатики: 2016-2017 учебный год - 3 класса (7б, 8б, 9в).

Для реализации задачи развития научно-технического образования в школе была спланирована работа по основным направлениям в 2017-2018 году:

Дополнительное образование

  • внеурочная деятельность: открыты кружки «Инфознайка» (4а кл.), «Юный информатик» (5а, 5б, 5в, 5г кл.), «Робототехника» (6б, 6в, 6г, 6д, 7а, 7б, 7в, 7г, 8а, 8б кл.),

Технообразовательные экскурсии

  • #РобоСити2018 - фестиваль робототехники организации АНО
    ДО Роболатория г. Одинцово (9б кл).

Научная деятельность, конкурсное движение

  • участие в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»: 2016 год - проектная работа «Конструирование роботов на основе набора LEGO Mindstorms» (призер, обучающийся 7 кл. Гайдуков А.), проектная работа «РОБОТ - MOWAY» (призер, обучающийся 11 кл. Урманцев Р.);
  • участие в районном конкурсе рисунков на языках программирования "Гр@фаль" номинация Анимированный рисунок" (призер, обучающийся
    7 кл. Антонов К.);
  • участие во Всероссийском конкурсе «Кит - компьютеры, информатика, технологии» - количество участников - 94 человека;
  • школьный этап всероссийской олимпиады по информатике и физике - 145 участников;
  • участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады по информатике и физике: 1 - призер по физике, 8 - участников.

Летний лагерь

  • с 1.06.2018г. по 30.06.2018г. на базе школы был открыт летний лагерь для одаренных детей «Эрудит»
    (25 человек) - направление робототехника. Основные дисциплины - информатика, логика, математика.

Привлечение преподавателей образовательных организаций высшего образования

· Заключен договор по программе «Подготовка робототехники» с ООО «НПО «АНК ЭФФЕКТ» с привлечением преподавателей ВУЗ для проведения занятий по робототехнике в летнем лагере для одаренных детей «Эрудит».

Сотрудничество со школами Наро-Фоминского района

  • Школьный робототехнический клуб "Вертер" МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП побывал в гостях и провёл мастер-класс.

Оснащение

  • Имеются наборы конструктора Lego education и конструктор Moway smart city, базовые детали, компьютеры, 3D принтер, проектор, экран, видео оборудование.
  • Приобретен образовательный робототехнический модуль «Базовый соревновательный уровень».

Второй этап

План работы 2017-2018 год

  • Открыть класс информационно-технологического профиля (10б).
  • Продолжить работу по направлениям: углубленного изучения информатики в 8б и 9б классах; дополнительного образования (внеурочной деятельности) с привлечение преподавателей ВУЗ.
  • Организовать совместный робототехнический клуб с МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП с целью обмена опытом.
  • Принять участие в конкурсе РИП по теме «Робототехника, как основа развития научно-технических и творческих способностей обучающихся».
  • Направить на курсы повышения квалификации учителя информатики Подколзину И.И. по направлению робототехника.

2019-2020 год

  • Продолжить работу по направлениям: углубленного изучения информатики в 5- 9 классах, профильного обучения в 10-11 классах; дополнительного образования (внеурочной деятельности) с привлечение преподавателей ВУЗ и молодых специалистов.
  • Совместная работа с МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП, проведение конкурсов, соревнований.

Внеклассная работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями помогает учащимся приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся смогут практически применять знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: