Спектакль фрекен жюли театр наций. Спектакль F. Жюли, площадка Скороход. История создания пьесы

«Фрекен Жюли» - постановка известного немецкого режиссера Томаса Остермайера, в основу которой легла одноименная пьеса, написанная шведским драматургом Августом Стриндбергом - о больной страсти между девушкой из состоятельной семьи Фрекен Жюли и лакеем ее отца. Возможно, спектакль не был бы таким, какой он есть, если ли бы не Михаил Дурненков, который талантливо «пересказал» историю Стриндберга на современный лад.

О спектакле «Фрекен Жюли»

Спектакль «Фрекен Жюли» ставили на мировых театральных сценах неоднократно. В российской интерпретации история превращается в современную - дочь олигарха Юлия попадает в компанию простых людей и влюбляется. В XIX веке, когда была написана пьеса, препятствием на пути к таким отношениям могли стать классовые границы. В XXI они формально стерты, но, тем не менее, самым главным критерием оценки человека все равно остается его материальное положение. И в то же время оказывается, что несчастная любовь способна довести до отчаяния и даже самоубийства человека вне зависимости от того, какие суммы находятся в его распоряжении.

Сюжет, казалось бы, незамысловатый, однако он - всего лишь «фон» для эмоциональных переживаний и глубокомысленных психологических диалогов. То, насколько тонко они переданы - заслуга талантливых актеров. Главные роли исполняют Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Елена Горина.

Другие мероприятия режиссера

«Фрекен Жюли» - единственная работа Томаса Остермайера в России. Другие постановки режиссера можно увидеть только на европейских сценах. В частности, он уже не один год является художественным руководителем немецкого театра Шаубюне.

Как купить билеты на спектакль «Фрекен Жюли»

Купить билеты на спектакль «Фрекен Жюли» в 2018 году так же сложно, как было в день премьеры. Однако наши клиенты могут забыть об очередях в кассы и заказать их онлайн или по телефону. Мы предлагаем:

  • консультации опытного менеджера, который всегда сможет подобрать лучшие билеты в люьой ценовой категории и ответить на все возникающие вопросы;
  • бесплатную курьерскую доставку заказов по Москве и Санкт-Петербургу;
  • бонусы для постоянных клиентов и тех, кто приобретает одновременно больше 10 билетов;
  • несколько способов оплаты заказа - наличными, банковской картой или переводом.

Спектакли Томаса Остермайера всегда вызывают у зрителей шок - свои мысли он выражает на сцене очень резко, «препарируя» и до тонкостей исследуя отношения между людьми. Для театралов Москвы «Фрекен Жюли» - единственный шанс познакомиться с творчеством известного немецкого режиссера и увидеть, как по-чеховски глубоко он преподносит, казалось бы, банальную историю.

Такой Театр
Площадка «Скороход»
Спектакль «F. Жюли»
Режиссер Сергей Азеев


Подчинение. Унижение.


На театральной площадке «Скороход» состоялась премьера спектакля «F. Жюли». Режиссер - Сергей Азеев, хореограф - Полина Митряшина, видеохудожник - Мария Амаленкова, в ролях: Ольга Иванова / Вера Латышева, Варя Щербакова, Мария Селезнева, Виталий Гудков.
Спектакль поставлен по пьесе Августа Стриндберга «Фрекен Жюли», и зритель видит современную интерпретацию этого произведения с волнующими и наболевшими вопросами, которые возникают у современного человека.
Спектакль создан в такт со временем, в нем собраны практически все волнующие душу струны современной жизни молодежи: отношения, любовь, предательство, желание идти наперекор, агрессивное сопротивление и даже соперничество между мужчиной и женщиной, как вида в современном обществе. Кто главнее? Он или Она? И позволяет ли наличие у мужчины отличительного полового признака считать себя мужчиной? Главная героиня кричит: «Что мне … себе пришить?!»
«F. Жюли» делится на многочисленные короткие эпизоды. Их названия показываются титрами на табло в углу сцены, это: помешанная, властная, робкий, потерянный и т.д. Начинается спектакль с эпизода под названием: «Убить комара».
На задник, декорированный прозрачными, грязноватыми, плотными резиновыми завесами, проецируются три тени, над головами которых происходит загрузка. Актеры после странного, какого-то оторванного от мира танца, встают под эти тени. Появляется ощущение некой «компьютерности» всего происходящего. Свет - темный, то ли подвальный, то ли больничный. Холодный. И весь спектакль сохраняется именно такая - подвально-больничная атмосфера. Сцена всегда почти пустая, при помощи проекции на грязные прозрачные пласты занавесок, появляется то черный арочный проход, в который убегают герои, то другие видеоинсталляции. Из бутафории - два железных стола на колесах и пара стульев. Актеры сами катают столы, образуя то столовую, то клуб, то спальное ложе, а под конец и вовсе - подобие морга.
Спектакль сильный и выдержанный в своем собственном уникальном стиле, в котором сплетены резкая агрессивная и хаотичная хореография, техничный видеоряд, молчаливая отстраненность актеров и пронизывающий ледяной пожар от всего этого сочинения. Это та постановка, в которой есть страсть, много страсти, но она будто скрыта под толщей кристального льда. Когда огонь горит и обдает лица сидящих холодом. Но холод этот не пронизывает до самых костей, нет, а лишь слегка касается, сразу же отступая назад, на сцену.
Периодически действие сменяется стильными видеопроекциями, в одной из повторяющихся инсталляций красное лицо девушки говорит жесткие речи о жизни, морали, любви, мазохизме и «первом разе». Это можно было бы назвать репом, но это не он, а нечто приближенное. Сухая диктовка. Но абсолютно не лишенная эмоциональности.
Спектакль по продолжительности не долгий, всего 70 минут. «Мал, да пылок». Постановка идет без антракта, но все-таки спектакль можно разделить на две части: часть до соития Фрекен Жюли с Жаном и после.


Фото из группы о спектакле "F.Жюли"


В первой части Фрекен Жюли доминирует над Жаном, флиртует с ним, соблазняет и издевается, приказывая ему многочисленное количество раз вставать «в стойку». Она смеется над ним, и играет, будто с щенком. Жан выполняет все требования девушки, укручивается от ее флирта и соблазнений. Он галантен и обходителен. И рассказывает девушке свою историю любви к ней, которое берет свое начало еще в детстве. Фрекен Жюли смеется ему в лицо и подобно капризной девчонки требует Жана пойти с ней прогуляться в ночи.


Фото из группы о спектакле "F.Жюли"


Они начинают о чем-то спорить, Фрекен Жюли надменна и каприза, она изводит Жана своими выходками и соблазнами, мужчина не выдерживает, и резко притягивает девушку к себе, они целуются. Безупречный эпизод. И после этой мизансцены, в голове невольно рождается вопрос: «А не любят ли они друг друга по-настоящему?», уж так эмоционально, откровенно и высоко это было сыграно… И сыграно ли..? Любовь ведь такая штука, либо глаза горят, либо нет. А в этой сцене и Жан и Жюли оба горели, как подожжённые факелы.
И далее следует прекрасная сцена любви. Актеры сдвигают столы, застеленные белыми простынями, на простынях подушки… Фрекен Жюли в коротенькой ночнушке, он с голым торсом. Сцена показана с двух ракурсов: анфас к зрителю и при помощи видео - сверху. Все это происходит под техническую музыку и сухого повествования о любви «красного лица», но на этот раз оно остается скрытым от зрителя.


Фото из группы о спектакле "F.Жюли"


Сцена любви - красивая, изящная и тонкая. Это отдельная картина, на которую можно смотреть бесконечно, как на огонь или воду…
После соития все меняется. Теперь Жан управляет Фрекен Жюли, обращаясь с ней, как с доступной девкой. «Закрой глотку и проваливай отсюда!» - кричит он ей после ночи. Девушка рассказывает Жану свою историю взросления, повествуя о своей матери, которая была феминисткой… Теперь Жан приказывает Фрекен Жюли стоять «в стойке» и начинает так же, как она когда-то издевалась над ним, издеваться над ней. Все происходит так, как часто бывает в жизни: девушка влюбляется, снимая с себя ореол недоступности и становится обычной земной девчонкой. «Красное лицо» повторяет: «Какой интерес разгадывать одну и ту же загадку?!» Фрекен Жюли Жан только что разгадал…
Периодически в спектакле появляется Кристина - невеста Жана. Она молчаливая и несговорчивая, и под конец всего действия накрывает возлюбленных белыми простынями. Девушка наконец-то снимает свое синее строгое платье, в ее руке чемодан. Она уходит, а на сцене остаются лежать рядом, но на разных столах, пораженные больной любовью Жан и Жюли.


Фото из группы о спектакле "F.Жюли"

Ближе к концу спектакля верхнее освещение на квадратной раме медленно опускается вниз, визуально образуя клетку, в которой мечется Жюли, во весь голос повторяющая одну и туже фразу: «Сожрать свое сердце», «сожрать свое сердце», «сожрать свое сердце». Она одержима своей больной любовью к Жану, как и Жан Жюли. Это любовь - мазохизм, любовь - страдание, любовь - гибель. Любовь, обещающая смерть впереди, но такая манящая, зовущая и забирающая без остатка спокойствие и здравый рассудок.
Это наркотик, который попробовав однажды, уже не в силах остановиться… Нет, это лучше, чем наркотик. Это - мазохизм.

Великолепно сочиненный спектакль. Спектакль, как танец, как поэзия разрушающей любви, рассказанный современным языком и средствами. Постановка, говорящая на языке молодежи о наболевшем, и говорящая тонко и будоражаще, определенно цепляя за живое, увлекая за собой в эту мазохистскую игру двоих одержимых больной любовью людей.
Изящный аккуратный спектакль, выдержанный в едином ритме, ничуть не намекающий на пошлость и тем более вульгарность. Местами жесткий, затягивающий в притон переживаний главных героев, и неожиданно выбрасывающий оттуда. Это коктейль из боли и любви, страсти и секса, агрессии и удовольствия.
Герои режут друг друга по живому и наслаждаются этим, доводя свое наслаждение до наивысшего экстаза - до смерти.

Чулпан Хаматова и Евгений Миронов представляют... спектакль на злобу дня.

Первой половины театрального сезона играют в обновленном Театре Наций. Томас Остермайер, знаменитый немецкий режиссер, поставил пьесу Стриндберга про аристократку, отдавшуюся лакею. Старомодный сюжет перенесен в московские реалии (инсценировка Михаила Дурненкова), — дочь олигарха спит с водителем отца и мучается от безделья и одиночества. Вышла остросоциальная драма, разыгрывают ее ярчайшая пара московской сцены Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Роль «третьей лишней» кухарки досталась многообещающей актрисе Юлии Пересильд.

Пролог у Остермайера — процесс разделки куриной тушки, выведенный на большой видоэкран. Мерзкий натурализм первых минут задает тональность двухчасовому действу, — перед зрителем мрачная правда жизни. Человек человеку волк, любви не существует.

Остермайер, — известный мастер злободневных контекстов, в московской «Фрекен Жюли» превзошел сам себя. Его обжигающий взгляд, кажется, достал до самой сути новорусских будней. Чудовищная пропасть между социальными слоями оправдывает неизбежную кровь. Водитель кухонным ножом разделывает карманного чихуахуа своей хозяйки, в этом его преступлении мерещится грядущие революции. У Стриндберга Жюли разрывалась между страстью Жану и брезгливостью, вызванной разницей в их положении и происхождении. У Остермайера Жюли просто не знает, куда себя деть. Она с истеричной запальчивостью кидается в гущу новогодней тусовки, поддавшись пьяному порыву оказывается в постели у водителя. Наконец, хочет ехать с ним в Индию, но вместо этого оказывается в зимнем саду с заряженным пистолетом у виска. Остермайер так расставил актеров в финальной сцене, что зрителю понятно, убить Жюли успеет не только себя, но и любовника.

«Фрекен Жюли»: пр. Источник: «Фрекен Жюли»: пр.

И богатые, и бедные здесь одинаково несчастны. Одни готовы вырваться из нищеты, пройдясь по головам, другие уже вырвались, но оказались в изоляции. Героиня Хаматовой — пустоголовая, духовно неразвитая девица на модных шпильках. Герой Миронова, — примитивный выскочка, готовый на все, чтобы стать частью бомонда. Кухарка Кристина (Пересильд) — смекалистая здоровенная девка из тех, кто хорошо работает и крепко спит.

Работают актеры в полную силу своего дарования. Хаматова как всегда бесподобна в образе тихой сумасшедшей. Миронов, наконец, вырвавшись из намертво приклеенного к нему амплуа героя Достоевского, обстоятельно выстраивает образ раба, который льстит с той же страстью, что и ненавидит. Пересильд убедительна в своей игре в здравомыслие, граничащее с цинизмом.

Сценография немецкого качества (Остермайер привез в Москву свою команду) добавляет спектаклю остроты и трагизма. Все два часа на сцену падает бутофорский снег, за плотной чернотой задника грохочет клубная музыка, перед зрителем же блестит начищенный кафель кухни в стиле хай-тек. В финале кафель будет забрызган кровью, а над мусорным ведром, ставшим могилой для собачки, красной помадой Жюли нарисует крест.

Умный и страшный спектакль вскрывает даже не неравенство (кому оно было важно, если случалась любовь?), а духовную импотенцию сегодняшнего общества. Мало кто способен на поступок, и никто — на любовь и сочувствие. Повсюду лицемерие и пошлость, и если Вас от него не тошнит, громкий спектакль Остермайера заставит это сделать. И Вам еще сильнее захочется жить иначе.

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли театра им. Вахтангова составляет 30 минут!

Август Стриндберг

Режиссер-постановщик - Гульназ Балпеисова
Художник-постановщик - Елизавета Шикуля
Звукорежиссёр - Андрей Герасимов

Выпускница Мастерской Римаса Туминаса Гульназ Балпеисова выпустила спектакль по пьесе Августа Стриндберга «Фрекен Жюли».

В свое время пьеса была запрещена к публикации за острую тему и слишком откровенный эротизм. Режиссёр Гульназ Балпеисова и молодые артисты Первой студии Театра им. Евгения Вахтангова, сохраняя верность духу Стриндберга, предлагают свое прочтение пьесы.

Молодая графиня фрекен Жюли остается дома одна в канун праздника Ивановой ночи. Эту ночь она проводит с людьми, с которыми, казалось бы, её ничего не может связывать – со своими слугами: лакеем Жаном и кухаркой Кристиной. Все они никогда не смогут понять друг друга, слишком многое их разделяет: статус; воспитание; интеллект; вера; кровь, в конце концов. Но какие-то таинственные силы притягивают их, вынуждают остаться в эту праздничную ночь вместе. И решение становится для них роковым.

Молодой режиссёр читает пьесу по-своему. Она делает акцент на том, что природа конфликта лежит не в социальном устройстве какого-либо общества, но в экзистенциальной плоскости, в самой природе оппозиции мужчина-женщина. На сцене больше нет Графини, Лакея и Кухарки, но есть две абсолютно разные женщины и один мужчина. Этот мужчина будет пытаться выстроить диалог с каждой из них, будет подстраиваться, стараться понять обеих. А эти женщины настолько не похожи, что Жану придется очень сложно. Что приемлемо для одной, невозможно для другой; что одна ценит и уважает, то для другой не существует. Но всё же кое-что их объединяет, они обе женщины.

Зритель получит возможность соотнести себя с героями на сцене и ответить на глубинные, неудобные в повседневной жизни вопросы: что на деле важно для меня в связи с мужчиной/женщиной, быть может, я лишь реализую свое эго или же состою в диалоге с партнёром, существует ли пространство для личного выбора или же всё давно решено за нас?

Действующие лица и исполнители:

Фрекен Жюли - Полина Кузьминская
Кристина - Яна Соболевская
Жан - Павел Попов / Владимир Шульев

Спектакль создан при поддержке Департамента культуры города Москвы
Молодые - молодым!
Премьера спектакля на сцене Первой Студии Вахтанговского театра - 28 октября 2016 года.

Продолжительность: 2 часа 20 минут (с одним антрактом)

Фото и видео












О спектакле

Проект National Theatre Live
Постановка Королевского Национального театра

Стриндберговская «Фрёкен Юлия» – одна из тех пьес, что никогда не сойдут с мировых подмостков. В этом камерном шедевре безжалостного скандинавского натурализма сошлись все сильные стороны современного театра. Время и место действия пьесы и состав действующих лиц предельно компактны: все случается в течение одной летней ночи на кухне дворянского имения с тремя персонажами – барской дочкой, камердинером и кухаркой. Психологическая достоверность центрального женского образа потрясает и сегодня; это классика модернистской драматургии «новой женщины» и одна из самых лакомых ролей для любой драматической актрисы.

Наконец, в запутанном клубке отношений фрёкен Юлии (она же – мисс Жюли или, как в этом спектакле – просто Джули) и слуги Яна есть все – секс, двусмысленные игры во власть, преодоление комплексов и реализация подростковых грёз, экзистенциальная драма пустоты бытия, интрига продвижения по социальной лестнице. Соответственно, клубок этот может быть распутан с любого конца: социально-экономического, психоаналитического, условно театрального. Вундеркинд современной британской драмы Полли Стэнэм и молодая, но уже весьма знаменитая Кэрри Крэкнелл выбрали первый путь и перенесли действие пьесы в современный Лондон. Стриндберговская героиня в их версии становится распущенной барышней из высшего общества, камердинер Ян – шофером-мигрантом, а кухарка Кристина – служанкой-бразильянкой.

Изрядно подновив и сократив пьесу (одноактная постановка идет всего 85 минут), создательницы спектакля подтвердили уникальную адаптабельность стриндберговского шедевра к любой стилистике. И не только театральной: за последние два десятилетия зрители увидели уже две экранизации (Майка Фиггиса и Лив Ульман), оперу Филиппа Бусманса и, как минимум, три радикальные передислокации «Юлии» – в Северную Ирландию XIX века (в адаптации Фрэнка МакГинесса для Peter Hall Company), современную Россию (версия Михаила Дурненкова для «Театра Наций») и современную же Южную Африку (постановка Яэль Фарбер для Эдинбургского фестиваля).

Как всегда в постановках «Фрёкен Юлии», спектакль стал бенефисом молодой театральной звезды. На сей раз ею стала 31-летняя Ванесса Кирби, которую завсегдатаи TheatreHD хорошо помнят по роли Стеллы в «Трамвае “Желание”» Бенедикта Эндрюса.

Рецензия

«Фрёкен Broken»

Редукционизм, лаконичность, дизайн – три кита современного театра, на которых зиждется творчество многих его ведущих игроков, от Роберта Уилсона до Иво ван Хове. В своей интерпретации пьесы Стриндберга «Фрёкен Юлия» 38-летняя Кэрри Крэкнелл остается истово верна «святой троице».

Современный спектакль должен должен быть очищен от архаической шелухи театральных традиций; быть калорийной выжимкой драматургически главного, коллажем только самых жизнеобразующих жестов интерпретируемой пьесы. Современному спектаклю наплевать на сверхприбыли буфетов с чашкой кофе по 250 рублей и сэндвичами по 400; его продолжительность не должна превышать средний хронометраж кинофильма, он должен идти, желательно, без антракта. Современный спектакль должен быть торжеством дизайна; его сценография должна вызывать ассоциации с интерьерами и артефактами галерей модерн-арта.

Хрестоматийный энтузиаст такого современного театра – бельгиец и скорый юбиляр Иво ван Хове, три спектакля которого шли в рамках проекта TheatreHD. Его позапрошлогодняя «Гедда Габлер», поставленная на той же сцене Национального, явно служила для Кэрри Крэкнелл путеводной зведой – подобно тому как пьесы его старшего современника Ибсена были ориентирами для самого Стринберга. В своем стремлении «реквизировать женоненавистническую пьесу и вручить ее современной женщине», Крэкнелл, вместе со своим соавтором, драматургом Полли Стэнэм, в некотором смысле доводят интересующие нас тенденции до абсурда. Начать хоть с того, что их «Джули» укладывается в час двадцать и тем напоминает дирижерские подвиги Рихарда Штрауса, умудрявшегося прогонять бетховенскую Девятую симфонию за 45 минут вместо стандартных часа пятнадцати.

Пресловутые стиринберговы игры в секс, власть, самораскрытие, социальные лифты и женские неврозы Крэкнелл превращает в частный случай на срезе социальной пирамиды современного Лондона. Для Стэнэм (которая, к слову, несколько лет назад согласилась писать сценарий для «Неонового демона» Рефна, по ее словам, лишь для того, чтобы «побороть свое неумение создавать женские образы» ) первоочередной интригой «Фрёкен Юлии» являются отношения двух слуг – шофера-африканца Яна и кухарки-бразильянки Кристины – которые подвергаются мезальянсному тестированию охреневающей от одиночества хозяйской дочкой Джули.

Ян, мечтающий уехать в Кабо-Верде и открыть там свой ресторан, и мать-одиночка Кристина, в уста которой Стэнэм вкладывает почти неомаркистские монологи, интересуют драматурга и режиссера чуть ли не больше, чем заглавная героиня постановки. В их понимании, именно они – экономически уязвленные винтики расслоенного общества, мечтающие о бесклассовом, «чистом» существовании – и есть подлинные герои современного театра.

А мисс Джули – это своего рода фантом, доставшийся им в наследство от той самой театральной традиции. Эта фантомность Джули, абстратная банальность ее проблем, все эти обрыдлые пьяные трепыхания зажравшейся девочки-мажорки подчеркнуты и сценографией спектакля.

Гостиная дома, где происходит закадровая декадентская вечеринка – и откуда на первый план периодически выныривает гротескно пьяный миманс – является не более чем периодически оживающим фоном для единственного места действия спектакля, просторной кухни с большим столом и двумя входами-выходами. Сцена секса Джули и Яна, на которую намекает пьеса-оригинал, решена ритуалистически-хореографично – героине и здесь отказано в индивидуальности. И даже суицид Джули, точно так же лишь продразумеваемый Стринбергом, а здесь вынесенный на авансцену, оказывается каким-то неприметно тихим и как бы несущественным элементом общей драмы. Такая своеобразная идеологическая маргинализация заглавной героини, впрочем, ничуть не сказалась на ее «экранном времени» и на статусе роли, написанной для молодых примадонн.

Ванесса Кирби – самая, наверное, заметная британская актриса поколения тридцатилетних, на наших глазах делающая, вслед за старшей товаркой Клэр Фой, впечатляющая карьеру не только на сцене, но и в кино и на ТВ – обживает свою героиню, всю ее хрупкость и распущенность, все ее великосветские ужимки и прыжки, с уверенностью театральной суперзвезды, которой она, после этого спектакля, уже точно является. «Истязать себя – это роскошь», – говорит в одной из сцен Кристина, и эта роскошь женского психологического мазохизма, подаренная великими скандинавскими модернизаторами драмы своим героиням, продолжает заполнять современные театры.

Вот только нынешние театральные созидательницы в лице женщин-драматургов и женщин-режиссеров знают цену этой роскоши.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: