Святой дмитрий солунский чем помогает. Краткое житие вмч. Димитрия Солунского

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название – Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами.

В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области.

Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения.

В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа . Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство.

Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом », потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул – христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан.

Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор, одолел молитвами святого угодника, свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу – пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306–337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика.

С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира , в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник.

Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению – так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира.

Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого – фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389).

«Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли – преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого († 1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. «Процвела земля Русская в лета княжения его», – свидетельствует названное «Слово».

Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368, 1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой.

Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена «Задонщина», вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора – икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия.

В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения .

В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского.

С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

ДИМИТРИЮ СОЛУНСКОМУ
Тропарь, глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки побеждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Кровей твоих струями, Димитрие, / Церковь Бог обагри, / давый тебе крепость непобедимую / и соблюдая град твой невредим; / того бо еси утверждение.

8 ноября Православная Церковь чтит память великомученика Дмитрия, названного Солунским. На Руси его считали «своим» святым, но где и когда он родился? Почему называется Мироточивым? За что Русь так полюбила святого? Почему перед днем его памяти была установлена Дмитриевская поминальная суббота? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Детство и юность великомученика

Великомученик Дмитрий Солунский родился в ІІІ веке в греческом городе Фессалоники (современные Салоники). На Руси этот населенный пункт называли «Солунь». Отсюда и название святого «Солунский» и многие версии о том, что великомученик был русским. Но они не соответствуют действительности.

В то время, когда жил Дмитрий, Фессалоники принадлежали к Римской империи, а отец святого был римским проконсулом. Так как христианство тогда еще не было официальной религией, родители тайно крестили сына в их домовой церкви и воспитывали мальчика в христианском духе.

Императоры того времени — Диоклетиан и Максимиан Галерий — поддерживали язычество и устраивали гонения на христиан. Если бы они знали, что проконсул в Фессалониках — последователь Христа, то отец будущего великомученика вряд ли остался на своей должности и умер своей смертью.

От службы на императора до казни — один шаг

Что требовалось от юного проконсула? Защита границ империи от внешнего врага, организация деятельности военных командиров. Но император поручил своему подданному и новое задание: бороться с христианами.

Дмитрий Солунский сделал все наоборот: стал язычников просвещать верой Христовой. Это был открытый вызов императору. Максимиан не потерпел такой дерзости и заключил проконсула в тюрьму.

Дмитрий прекрасно знал, что его ожидает за открытое исповедание христианства, и еще до темницы раздал все свое имущество. Не известно, сколько бы он провел в заключении, если бы не согласился на вторую дерзость. А смысл ее был вот в чем.

Император Максимиан устраивал гладиаторские бои, выставляя против христиан гордого супротивника Лия. Собственными силами его никто не мог победить. Но христианский юноша Нестор, надеясь на Божью помощь, пришел к заключенному проконсулу и попросил благословения. Дмитрий Солунский благословил Нестора и попросил у Господа помощи. Так юноша одолел надменного Лия, бросив его на воинские копья.

Максимиан отомстил за смерть своего любимца казнью Нестора. А когда узнал, от кого юноша получил благословение, приказал убить и его советчика.

8 ноября 306 года, с самого утра слуги Максимиана прибыли в темницу. Они застали Дмитрия за утренней молитвой и насмерть пронзили его копьями.

Как Дмитрий Солунский стал Дмитрием Мироточивым?

Тело святого, по замыслу императора, должны были съесть дикие звери. Но Господь этого не допустил. Святые мощи погребли христиане.
Слуга великомученика Лупп оставил себе в память о праведнике ризу в крови и перстень. Молитвой и прикосновением этих вещей он исцелял больных, за что также был убит императором-язычником.

Лишь с приходом Константина Великого, когда прекратились гонения за веру, над могилой великомученика построили храм. На этом место приходило множество людей, и Дмитрий Солунский многим помогал. Одним из них был вельможа Леонтий, который в первой половине V века воздвиг на этом месте большую церковь.

Во время строительства обрели и святые мощи. Они не только были нетленны, но и источали благовонное миро. По свидетельству византийского чиновника и историка Иоанна Скилицы, первое мироточение наблюдалось в 1040 году.

Как пишут очевидцы, миро истекало настолько обильно, что ампулы с ним привозили многие верующие, пребывавшие в Фессалониках. Но благовонную жидкость набирали не только христиане. Когда город захватили турки-мусульмане, они увозили с собой и миро от мощей святого, считая его лекарством от всех недугов. За чудотворение от мощей Дмитрий Солунский получил и второе название — Мироточивый.

Бывали и случаи сверхкощунственного отношения к святыни. Как пишет византийский историк Никита Хониат, скандинавы во время осаждения города в 1185 году тоже набирали миро. Жидкости было настолько много, что норманны черпали ее кастрюлями, готовили на ней рыбу и смазывали обувь.

В XIV веке совершилось иное чудо: из колодца в крипте, в которой пребывали мощи, потекла миро-вода. Когда выстроенный храм превратился в мечеть, мироточение из колодца прекратилось.

В наше время праведные останки Дмитрия Солунского не источают благовонную жидкость.

Великомученика почитает как Православная, так и Католическая Церковь. Длительный период (с начала ХІІІ века и до 1978 года) мощи пребывали в Италии, и только во второй половине ХХ века вернулись в родной город Салоники.

Почитание святого на Руси и Дмитриевская поминальная суббота

Во многих древнерусских храмах обязательно была икона Дмитирия Мироточивого с частичкой мощей. Откуда берет начало такое почитание? Еще со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия. Просветители Руси после создания азбуки первым же делом перевели на славянский «Канон Димитрию Солунскому».

Очень часто храмы на Руси называли именно в честь святого. Пожалуй, самый интересный пример — Дмитриевский монастырь ХІ века в Киеве. Его построил сын Ярослава Мудрого Изяслав (крещенный как Дмитрий). Длительное время историки не могли понять, что с ним случилось, пока не пришли к версии: со временем его переименовали в Михайловский Златоверхий.

Первый каменный храм Московского Кремля, построенный в конце XIII века на средства князя Даниила Московского, также был освящен во имя великомученика Дмитрия.

При любой возможности русичи старались привезти в свои храмы частицы мощей праведника или ампулы с миром. Судя по количеству икон с мощевиками, им это удавалось.

Дмитрий Солунский также был запечатлен Андреем Рублевым на фреске Успенского собора во Владимире.

Многие русские князья называли своих старших сыновей именем этого святого (вспомните Юрия Долгорукого, Александра Невского или Ивана Грозного).

Покровитель воинов?

Так как святой при жизни занимался воинским делом, то на Руси его считали покровителем воинов. Особо чтил своего небесного покровителя Дмитрий Донской, с которым связана Дмитриевская поминальная суббота.

Осенью 1380 года войско князя Дмитрия победило в сражении с армией Золотой Орды. В память о павших воинах была установлена Дмитриевская поминальная суббота. Впервые ее отслужил Сергий Радонежский в субботу перед днем памяти небесного покровителя Дмитрия Донского. Сам князь присутствовал на поминовении.

Традиция поминать усопших перед праздником солунского святого сохранилась до наших дней. Этот день так и называется: Дмитриевская поминальная суббота.

О жизни святого рассказывается в предлагаемом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Даже не зная житие того или иного святого, глядя на его образ, можно кое-что понять о его земном пути. Например, Дмитрий Солунский на иконах чаще всего изображается с копьем и в доспехах, с плащом, завязанным на римский манер. А ведь и правда святой занимал ответственный пост в Римской империи. Он был проконсулом, то есть управителем провинции. Часто эта деятельность была сопряжена с подавлением бунтов на захваченных территориях, видимо поэтому здесь используется военное облачение.


Воин Христов

Дмитрий Солунский с детства воспитывался как христианин, в доме была тайная церковь. Благодаря родителям, юноша усвоил истины веры, которым следовал и в жизни. Жил он в Фессалониках (Солуни), после смерти отца был назначен на его должность. В те времена правил Максимиан, который жестоко преследовал христиан. На иконах с житием подробно показан весь путь мученичества, а также посмертные чудеса.

Святой предчувствовал свою гибель - еще до прибытия в город императора, он раздал имущество бедным. Правитель уже получил донос о том, что его подчиненный распространяет христианскую веру. Император арестовал проконсула, бросил его в темницу и решил устроить бои, в которых заставлял участвовать также плененных верующих.

Но Дмитрий Солунский был пронзен копьями в своей темнице. Этот момент запечатлен на иконе: несколько солдат грозного вида одновременно вонзают оружие в грудь пленника. Тот сидит, не думая сопротивляться. Видно, что святой готов к своей участи. С неба спускается Ангел, который несет корону - знак того, что мученик будет с почетом принят на небе.


Иконография: значение и описание образов

Особой популярностью пользуется икона, где мученик Димитрий Солунский изображен верхом на коне. Это изображение чуда, которое входит в житие, написанное Дмитрием Донским. В начале 12 в. враги во главе с царем осадили Солунь. По легенде, святой явился в лагерь и убил Калояна. Именно этот момент отображен иконописцем.

  • На иконе Дмитрий Солунский копьем пронзает недруга, который проваливается под землю.
  • На городских вратах изображены защитники, а также жители, которые держат в руках икону святого Дмитрия.
  • С небес спускается Ангел, возлагающий на главу мученика венец.
  • Слева с небес Спаситель благословляет святого воина.

Также весьма известна икона 12-го века. Она сейчас находится в Третьяковской галерее. Икону относят к XII в. Образ пребывал в г. Дмитрове, в соборе, после революции был изъят оттуда, передан в музей. В 20-е года мастера удалили новое изображение, писаное поверх более древнего. Дмитрий Солунский восседает на троне, на голове его - венец. В руках - меч. Конечно, в раю нет надобности защищаться, это символ того, что при жизни святой был вооружен Словом Божиим. Также этим подчеркивается мужество.


Народный покровитель

Считается, что икона Дмитрия Солунского помогает тем, кто страдает болезнями глаз и головы. Также он является покровителем воинов. Мощи святого при обретении изливали столько благоуханного мира, что он был прозван мироточивым. Верующие используют его для исцеления от болезней. В России святой почитался так сильно, что даже считался русским по происхождению. Многие князья часто называли детей в его честь, возможно с этим связана популярность имени Дмитрий, которая сохранилась и по сей день.

Обращаться к святому можно в любой нужде. Прежде попросить, чтобы он помог утвердиться в православной вере. Потом уже озвучить другие свои желания, главное, чтобы они не вредили другим людям - Господь услышит и поможет, если вы сами будете прикладывать усилия. Божией помощи в делах!

Молитва Святому Дмитрию Солунскому

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощения согрешений наших, и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни: моли благодать Его, еже ущедрити град сей, (обитель сию) и всякую страну христианскую: исходатайствуй у Царя царствующих на враги победу и одоление, мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии: нам же, чтущим честную память твою (имена), испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовать Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Житие Дмитрия Солунского

Икона Дмитрия Солунского в чем помогает, значение was last modified: Июнь 17th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Святые мощи Дмитрия Солунского помогали в излечении от многих заболеваний, особенно от глазных болезней. Поэтому ему можно молиться о помощи болящим, а также об укреплении христианской веры и помощи в укрелении духа перед лицом опасности.

Издревле святого считали покровителем воинов и защитником от вражеских нападений. Сами военнослужащие и их близкие могут молиться святому Дмитрию о том, чтобы выжить в военных действиях и о том, чтобы преодолеть тяжести воинской службы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

Святой великомученик Димитрий Солунский родился в обеспеченной семье во времена открытых гонений на христиан. Его отец был римским проконсулом в Фесалониках (сейчас Салоники) и он, по роду службы, просто обязан принимать участие в травле тех, кто верил во Христа. Но он сам, и его супруга, тайно исповедовали христианство. Их сын, святой Димитрий был крещен в малоизвестной, домовой церкви и с детства воспитывался во христианстве.
После смерти отца, он был вызван к императору Галерию Максимиану (начало правления в 305 г.), который поговорил с ним, понял, что юноша умен и способен, и может заменить отца на должности проконсула.
Получив высокую должность, святой Димитрий в Фессалониках начал открыто исповедовать Господа Иисуса Христа. Это был мужественный поступок святого, ведь основная задача, которую возлагал на него император, была как раз в истреблении христиан и защите города от варваров, основная масса которых была нашими предками – славянами. Вопреки воле Максимиана, Дмитрий стал искоренять язычество и проповедовал учение Христа, учил прихожан основам веры.
Когда-то именно в этом месте апостол Павел создал первую христианскую общину, а святой Димитрий стал ярым его последователем и продолжателем.

Через какое-то время императору донесли на Дмитрия, он был взбешен. Тогда его армия возвращалась домой из боевого похода, и он решил изменить обратный маршрут и огнем пройтись по Фессалоникам, уничтожая солунских христиан.
Получив известие о намерении императору, святой Димитрий приготовился к неминуемой смерти за веру. Своему помощнику он повелел раздать нищим деньги, вырученные от продажи имения, а сам начал молиться Господу Богу. Когда правитель был в городе, Дмитрий бесстрашно предстал перед ним и открыто, в глаза Максимиану, объявил себя христианином. Попав в темницу, Дмитрию сошел небесный Ангел, который придавал силы в противостоянии страху.
А Максимиан в это время наслаждался модными тогда гладиаторскими поединками. Он всюду возил с собой любимого непобедимого гладиатора Лия, родом из Германии, который и в этот раз потешал императора, уничтожая на арене одного за другим схваченных христиан.

Перед сражением, один христианин по имени Нестор, смог навестить своего святого духовного наставника, который благословил его для победы в предстоящем бою. С помощью Бога и по благословению святого Дмитрия Солунского, жестокий германец был побежден юношей. Император разгневался из-за смерти своей любимой игрушки – гладиатора. Святой Нестор был казнен, он принял венец мученичества.
Император узнал, что Димитрий благословил Нестора на поединок и также отдал приказ уничтожить святого.
26 октября (по старому стилю) 306 года его приказ был выполнен, святого умертвили копьями. Его верный помощник Лупп, омочил кровью святого Дмитрия полотенце и стал исцелять им, и другими вещами, освященными святой кровью мученика, болящих людей. По приказу Максимиана, Лупп был схвачен и тоже принял мученическую смерть за веру.

Солунскими христианами было обнаружено тело святого Дмитрия Солунского, которое палачи выбросили на съедение хищникам, и предали его земле.

ПОЧИТАНИЕ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

Вскоре, после прихода к власти святого равноапостольного Константина (306-337), над тем местом, где был захоронен Дмитрий Солунский, построили церковь. Через сто лет, когда вместо старой церкви задумали построить новый храм, были обретены нетленные мощи великомученика Дмитрия Солунского.
В седьмом столетии случилось новое чудо – началось истечение чудесного мира и поэтому святого Дмитрия стали называть еще и Мироточивым.

Несколько раз хотели перенести его нетленные мощи в столицу– Константинополь, но святой Дмитрий каждый раз показывал, что хотел бы остаться в своем родном городе.
Славяне-язычники не единожды нападали на Фессалоники, но каждый раз видели, как городские стены обходит грозный юноша. Это видение сильно пугало нападавших. Эти предания дошли до наших прямых предков, которые, после принятия христианства, очень почитали святого Дмитрия Солунского.

Поэтому, сразу же после Крещения Руси, в Киеве, сыном Ярослава Мудрого, была основана Дмитриевская обитель (позже это Михайлов-Златоверхий монастырь). Мозаичная икона Дмитрия Солунского из этого монастыря сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее. Князь Всеволод III Большое Гнездо, правящий во Владимире, в 1194-1197 годах построил Димитриевский собор, который до сих пор является украшением этого города, а чудотворная икона святого Димитрия из этого храма сейчас тоже находится в московской Третьяковской галерее.

Старший сын святого Александра Невского получил имя в честь великомученика, а его младший сын, святой Даниил Московский, в Москве в 1280 г. построил первый каменный храм в Москве в честь святого Дмитрия Солунского. Правда, через пятьдесят лет, при Иване Калите, его разобрали, а на этом месте построили Успенский собор.

Святой не был русским по происхождению, но русские воины всегда считали его «своим», защитником Родины, помощником в ратном деле.

Великий князь Московский Димитрий Донской считал Дмитрия Солунского своим небесным покровителем и с помощью молитв святого одержал целую серию побед в защите христианской веры от литовцев и монголо-татар.
Куликовская битва, в которой русские воины в первый раз за несколько веков сокрушили прежде непобедимое ордынское войско, тоже проходила под покровительством святого Димитрия.
Перед этим сражением, князь ДмитрийДонской торжественно перенес из города Владимира в Москву икону великомученика Димитрия Солунского, которая была написана на доске гроба святого.
20 октября 1380 года, в Троице-Сергиевом монастыре Преподобным Сергием Радонежским, в память всех павших воинов-героев Куликовского сражения, была совершена панихида, которая с тех пор стала проводиться ежегодно. А через некоторое время возник новый церковный поминальный день – , который выпадает на первую субботу перед днем памяти святого Дмитрия Солунского.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, страстотерпче святый Димитрие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

ВИДЕОФИЛЬМ

Дмитрий Солунский - известный христианский святой. Его почитают как одного из первых просветителей людей в том, что Иисус Христос воистину Сын Бога Отца, наш Спаситель от первородного греха и победитель смерти. О жизни Димитрия, его подвигах и трудах, а также о чудесах, которые по его молитвам сотворил Бог, знают не все верующие.

Один из наиболее почитаемых православных христианских святых великомученик Димитрий Солунский являлся сыном римского проконсула. Отец будущего прославленного в лике святых служил в греческом городе Фессалоники (сейчас этот город звучит как Салоники, на старославянском - Солунь). Особое внимание уделил личности великомученика преподобный Андрей Рублев, написав лик Димитрия на одной из фресок Успенского собора во Владимире.

Житие Димитрия Солунского

Святой был рожден в третьем столетии от Рождества Христова . Тогда было особенно тяжелое время для христиан: за открытое исповедание Иисуса Христа Богом от язычников и многобожцев смельчакам грозила верная, чаще всего мучительная смерть. Поэтому христиане скрывали свою веру, то есть были «тайными».

Такими тайными христианами и являлись родители святого Димитрия. Будущего святого крестили в потаенной церкви, которая располагалась внутри самого дома. Мальчика воспитали в христианской вере. После кончины отца святой Димитрий получил должность правителя греческой Солуни. Направляемый ревностью к христианской вере, он начал открыто распространять христианство и учить истинному вероисповеданию солунских жителей, которые в большинстве своем являлись идолопоклонниками.

Вскоре императору был донос, что его проконсул Димитрий является ярым христианином . Император был оскорблен и повелел святого Димитрия взять под стражу и заключить в темницу. Димитрий знал, что ему грозит смерть, и стал заранее готовиться. Он раздал свое имущество неимущим, а сам предался посту и молитве. В заключении он был удостоен посещения Ангела Христова, а это привело к тому, что узник еще сильнее восхотел мученического подвига.

Максимиан остановился в г. Солунь, возвращаясь из военного похода. Правитель, заключив своего проконсула в темницу, решил проучить жителей города, а себя развлечь гладиаторскими боями. Люди Максимиана разыскивали христиан и тащили их на арену. Известный боец Лий с лёгкостью одолевал кротких христиан в битве и при ликовании неистовствовавшей толпы скидывал их с помоста на копья.

Молодой человек по имени Нестор , который являлся воспитанником святого Димитрия Солунского, приходил в тюрьму, чтобы слушать его наставления. Юноша, больше не желающий видеть, как Лий убивает многих прекрасных и добрых людей, решил вступить в поединок с кровожадным убийцей. Он отправился к Димитрию в темницу и просил его молитв и благословения на это дело.

Святой перекрестил его и пророчески произнес, что юноша и Лия победит, и примет мученическую кончину. Молодой христианин, подкрепленный всемогущей силой Святой Троицы, одержал победу над Лием и скинул его с помоста на копья.

Когда правитель Максимиан призвал к ответу Нестора, какое чародейство тот употреблял, чтобы одержать победу над таким искусным воином, тот ответил прямо, что гладиатор был побежден ангелом, который послан «Богом Димитрия». Рассвирепевший император повелел без промедления предать казни Нестора .

Поняв, что именно молитвами Димитрия юноша смог одержать победу, Максимиан повелел предать его той же смерти, какой был убит Лий: святого истязали копьями. Слуга Димитрия по имени Лупп собрал на ткань кровь великомученика и окунул в нее перстень, принадлежащий новому святому.

Вскоре от этих предметов стали исходить чудеса исцеления. Молва о них быстро разнеслась по Солуни, люди приходили почтить память святого и получить необходимую помощь. Император и об этом узнал и распорядился казнить Луппа. Тело Димитрия единомышленники бывшего проконсула погребли из страха перед правителем там же, где тот принял свою мученическую кончину. Много знамений и чудес было совершено у места смерти Димитрия Солунского, и теперь уже слава о великомученике разнеслась по всей Фессалии и Македонии.

Чудеса великомученика

О серебряном троне

У мощей святого произошло множество чудес , но до нас дошли лишь самые яркие и запоминающиеся.

Однажды в храме, построенном в честь великомученика, случился пожар. От сильного пламени расплавился серебряный навес над ракой св. Димитрия. Архиепископом Солуни в те годы был владыка Евсевий, который собирался восстановить покров. Однако у него было для этого очень мало серебра.

Также в этом же храме располагался серебряный трон, сохранившийся совершенно не поврежденным после пожара. Архиепископ принял решение перелить трон на покров для раки святого, но при этом пока не извещал никого о своем намерении. В то же время при церкви был один богобоязненный пресвитер по имени Дмитрий. Святой великомученик троекратно являлся ему с одними и теми же словами: «Ступай и сообщи епископу, что я сам позабочусь о городе и своем храме, и чтобы предоставил мне самому попечение о них. Поэтому пусть не переливает трон».

Благочестивый христианин послушно передал слова святого архиепископу, но тот лишь на третий раз прислушался к передаваемым словам и повелел не переливать трон. Вскорости в храм явился один солунский гражданин, имя которого было Мина, и пожертвовал 75 фунтов серебра. Он выразил желание, чтобы этот драгоценный металл был истрачен для навеса над ракой святого. После этого пожаловали и прочие граждане Солуни, которые точно так же принесли серебро. Из собранных пожертвований был изготовлен великолепный покров над ракой великомученика Димитрия .

Об осаде города

Когда ко власти пришел император Маврикий, авары, проживавшие на Дону, осадили город Солунь. Преподобный Димитрий возник на одной из городских стен и, сразив копьем, скинул со стены первого из врагов, который туда поднялся. Падая, он повлек за собой прочих наступавших, и стотысячное воинство осаждавших в ужасе устремилось прочь от города. Однако через некоторое время противник пришел в себя и заново осадил город.

В то время некий праведный житель Солуни по имени Иллюстрий пламенно молился в храме великомученика Димитрия об освобождении города от противников. Внезапно он увидел двух ангелов, которые вошли в храм и направились ко гробу великомученика. По их воззванию Димитрий, как гласит история, «исшел в своем подобии» при этом, уточняет рассказчик, «лик его сиял сильнее солнечного света». Ангелы приветственного «лобзали его» и передали повеление Вседержителя Господа выйти из Солуни, поскольку Солунь «будет взят погаными».

Святой Димитрий заплакал, опечаленный, и просил передать Владыке, что он не может покинуть свой родной город в такой беде и видеть, стоя в стороне, его гибель. Святой дерзновенно ответил небесным вестникам «Коли уничтожишь Солунь, то и я с ним погибну; если избавишь, то и я с ним избавлен буду». Ангелы остались разочарованы решением великомученика и ушли, предупредив того, что за непослушание ему грозит гнев Божий. Святой же лег обратно во гроб.

Наутро Иллюстрий поведал о том, чему оказался свидетелем, своим согражданам. Те очень ободрились и обрадовались тому, что с ними их небесный заступник. Через неделю осады враги без всякой явной причины обратились в бегство , бросив и свои метательные орудия, и палатки.

О помощи в голоде

Когда осада города была снята, выяснилось, что все хлебные запасы в городе уничтожены, и в Солуни настал голод.

Великомученик не один раз являлся на суднах, плававших по морю, обходил острова и пристани, повелевая повсюду кораблям с пшеницей отправляться в Солунь. Таким образом, город был спасен святым Димитрием от голода.

Чудо о мощах

Когда благочестивый правитель Юстиниан построил великолепный храм в Константинополе в честь Софии-Премудрости Божьей, он снарядил в Солунь честных мужей, дабы те доставили оттуда какую-либо часть мощей св. великомученика Димитрия для украшения и освящения нововоздвигнутого храма. Приехав в Солунь, посланники царя приблизились к священной раке, в которой почивали мощи великомученика, чтобы исполнить царское повеление.

Внезапно из раки вырвался поток пламени, осыпав всех присутствующих целым потоком искр, а из огня раздался голос: «Стойте и не дерзайте ко мне прикасаться». Все, кто оказался свидетелем этого чуда, пали ниц, пронизанные трепетом; после этого царские посланники, взяв только немного земли рядом с тем местом, где были святые мощи, вернулись к правителю и поведали ему обо всем, что с ними случилось. Все внимавшие рассказу были потрясены. Половину привезенной земли посланники передали правителю, а оставшуюся часть поместили в храмовую сосудохранительницу.

Почитание Димитрия Солунского на Руси

Имеется множество свидетельств того, что этот святой был особенно почитаем нашими предками, а также и подтверждений исключительной отзывчивости Димитрия , помогающего каждому, кто нуждается в его защите:

Святой, хотя и не был по происхождению русским, тем не менее всегда считался защитником также и нашей Родины, одним из первых покровителей тех, кто участвовал в ратном деле. Князь Дмитрий Донской весьма почитал греческого святого. Накануне Куликовской битвы, в 1380 году, он торжественно перевез из Владимира в Москву центральную святыню Владимирского собора - икону великомученика , которая была написана на доске гроба святого. В память о воинах, в Куликовской битве павших, была для общецерковного поминовения установлена Дмитриевская Родительская суббота.

Впервые такая панихида была проведена в Троице-Сергиевой Лавре 20 октября 1380 года самим святым преподобным Сергием, игуменом Радонежским, там же присутствовал и сам великий князь Дмитрий Донской.

В чем помогает великомученик

Молитва Димитрию Солунскому может быть вознесена в очень разных случаях. Вот некоторые примеры, когда святой являл (причем лично) свою великую помощь:

Если кому-то требуется помощь, то можно молиться святому акафистом - небольшой домашней или храмовой службой, текст которой составлен так, чтобы охватить все жизнеописание святого, упомянуть его основные чудеса и факты помощи. Такая молитва универсальна и поможет верно выразить свои чувства и просьбы одному из великих христианских святых.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: