Загадка татьяны друбич. Сергей Соловьев: Те, с которыми я… Татьяна Друбич Татьяна друбич и сергей соловьев

Сергей Александрович Соловьев

Те, с которыми я… Татьяна Друбич

© Соловьев С.А., 2017

© Государственный центральный музей кино. Фото, 2017

© ООО ТД «Белый город», дизайн обложки и макет, 2017

* * *

От издательства

Мы не случайно начали этот большой проект в 2016 году, объявленном президентом Российской Федерации Годом российского кино. Золотой фонд советского и российского кино является одним из ключевых пластов в нашей истории и культуре. Даже в тяжелые для России времена, в военный период или в сложные годы перестройки, великие артисты, режиссеры, сценаристы, писатели и художники – деятели культуры, которыми так богата наша большая страна, продолжали создавать свои произведения, творить на благо нашей страны.

Коллектив издательства заинтересован в том, чтобы и современная аудитория, и наше будущее поколение могли бы знакомиться с жизнью и творчеством великих людей, которые внесли свой весомый вклад в русскую культуру и искусство.

Одним из ярких представителей кинематографических деятелей является Сергей Александрович Соловьев – не только выдающийся сценарист и кинорежиссер, фильмы которого стали классикой отечественного экрана, но и яркий просветитель-телеведущий, вдумчивый педагог. Наконец, он еще и самобытный «кинематографический писатель», памятливый мемуарист. Его авторский цикл «Те, с которыми я…» для телеканала «Культура» создан с подкупающей искренностью, он пронизан трепетным отношением к выдающимся современникам, с которыми Сергея Соловьева сводила судьба на съемочной площадке и за ее пределами. Его словесные портреты выдающихся мастеров экрана лишены банальных черт, общеизвестных фактов, они согреты неповторимой личностной интонацией автора, который рассказывает о своих коллегах по искусству (в большинстве случаев они являются его друзьями) свободно, раскованно, иронично, но и нежно, с массой ярких деталей и подробностей, которые известны только ему.

На страницах каждой книги этого проекта мы старались передать живую речь Сергея Александровича, отрывки из его диалогов с героями передач, его мысли и воспоминания о моментах, проведенных вместе с ними. Книги написаны ярко и необычно, они как бы пронизаны голосами автора и его героев, погружают читателя в полноценную беседу.

Наши соотечественники за рубежом, которые по стечению различных обстоятельств находятся вдали от своей родины, также любят и помнят прекрасных артистов, на фильмах которых они выросли и которые пересматривают до сих пор. Мы уверены, что этот цикл книг будет востребован у наших соотечественников, у молодого поколения, проживающего в разных странах, которые (что вполне возможно) про некоторых деятелей культуры и искусства могут узнать впервые из этого проекта.

В следующих книгах серии будут представлены и другие яркие представители своей творческой профессии: Алексей Баталов, Михаил Жванецкий, Олег Янковский, Юрий Соломин, Исаак Шварц, Марлен Хуциев и многие-многие другие.

Мы надеемся, что эти блестяще написанные книги сохранят память обо всех ныне живущих и тех, кто, к сожалению, уже ушел в другой мир. Память об этих людях – наше бесценное духовное наследие и богатство.

Сергей Соловьев о Татьяне Друбич

С нитью жемчуга сравнила я свою жизнь.

Порвется – пускай, ведь с годами ослабну, не удержу своих тайн.

Принцесса Сёкуси, вторая половина XII века.

* * *

«С нитью жемчуга… Порвется – пускай, ведь с годами ослабну, не удержу своих тайн»… Вот, наверное, если говорить о том, что есть такая мощная традиция в честь женщин слагать стихи, то, я думаю, удачнее, чем это сочинение древней японской принцессы Сёкуси, нет. Удачнее про Таню Друбич никак не скажешь.

Мы с ней познакомились давно, где-то в начале 70-х годов. Я начинал «Сто дней после детства», и ассистентка наша притащила чуть ли не на третий или на четвертый день Таню на какой-то массированный подростковый кастинг по картине. Там были сотни, сотни людей. И среди этих сотен сидела в углу мрачная такая девочка. Была то ли зима, то ли осень – исключительно противная погода. И сидела девочка в черных рейтузах с вытянутыми коленками и смотрела куда-то в сторону, как бы вообще не интересуясь процессом кастинга. Дошла до нее очередь. Я говорю: «Как тебя зовут?» Она говорит: «Меня – Таня Друбич». Я говорю: «Сколько тебе лет?» Она говорит: «Ну, мне сейчас тринадцать, но скоро будет четырнадцать.» Я говорю: «Ты хочешь сниматься в кино?» Она говорит: «Нет, я не хочу сниматься в кино». Это был такой удивительный ответ, потому что все эти сотни кастингующихся детей очень даже хотели сниматься в кино. Я говорю: «А почему это ты не хочешь сниматься?» Она говорит: «Да я уже снималась в кино». И я говорю: «Где?» Она говорит: «На студии Горького, у режиссера Инны Туманян. В кинофильме "Пятнадцатая весна" я играла главную роль. И музыку там писал Таривердиев».

Вот с этого и началось наше с Таней знакомство, которое тут же и закончилось. Во-первых, меня очень обидело, что ей не хочется сниматься в кино. Всем хочется, а ей не хочется. Это мне не нравилось. А во-вторых, когда мы еще работали над сценарием, я имел в виду очень ясный женский облик, который мне необходим для того, чтобы получилась картина «Сто дней после детства».

* * *

Сто дней после детства


Мне нужна была молодая Ира Купченко. А так как я тогда был совершенно ошеломлен картиной Кончаловского «Дворянское гнездо», где очень молодая, но все-таки недостаточно молодая для «Ста дней после детства» Ира Купченко играла Лизу Калитину. И вот то, что она делала у Андрона, было полно немыслимого очарования юной женственности. Того, что я никак не мог вытрясти у себя из головы. И Таня никак, ну никак не подходила к этому облику. Но всей группе она очень понравилась. И все стали шумно говорить: «Ты что, с ума сошел? Вон она пришла – Ерголина! То, что нам нужно! Давай бери ее, бери скорей, хватай! Закрываем все кастинги». Я говорю: «Не, не, не, ребят… Это пусть судьба решит». Как говорит там Фуриков в картине «Сто дней после детства», вытаскивая из шляпы, кого кому играть в спектакле по драме Лермонтова «Маскарад»: «Пусть судьба решит». А все закричали: «Как, как? Она уже решила. Хватай ее, хватай ее, скорей, скорей бери». Но я был очень принципиальный молодой кинематографический автор, и я сказал: «Давайте, ребят, кончайте базар. Хватит облегчать себе жизнь любыми способами. Ищите то, чего я сказал. Ищите молодую Купченко». И поиск этот продолжался до каких-то безумных времен. Мы уже начали снимать картину. Я, не желая этого делать, утвердил Таню, просто поддавшись уговорам съемочной группы и, в частности, благодаря совершенно замечательной пробе. Ее сделали без меня художник по костюмам – замечательного вкуса и художественной одаренности женщина – Мила Кусакова и оператор Леонид Иванович Калашников. Они сняли пробу Тани в венке. Это все было без меня, все это без меня. Они хотели, чтобы на меня это произвело, наконец, впечатление.


Сто дней после детства


Но на меня впечатления ничего не производило, кроме Купченко в фильме «Дворянское гнездо». И вот мы уже снимали картину, и Таня уже приехала в Калугу вместе с мамой и бабушкой. И я ее не снимал. Месяц мы снимали, а я ее не снимал. Снимал всех, кроме Тани. И больше того, я еще придумал совершенно адскую вещь. Мы очень активно снимали все эпизоды. И картина уже как бы двигалась сама по себе. Она уже сама снималась. А Таню я так и не снимал. Потому что, конечно же, временами профессия режиссера – подлая. Потому что я дал тайное распоряжение параллельно с нашими съемками в Калуге, чтобы в Москве мои ассистенты продолжали искать молодую Купченко. И вот однажды, это было в день моего рождения – мне исполнилось тогда тридцать лет. Мы поехали. Уже все было снято без Тани. Дальше нужно было снимать Таню или останавливать картину. И я в отчаянии поехал с Таней на декорацию купальни. И на декорации купальни мы начали снимать самую трудную сцену картины – финальное объяснение героини Лены Ерголиной с несчастным Митей Лопухиным, так искренне, так преданно, так нежно влюбленным в эту самую Лену Ерголину.


Сто дней после детства

* * *

Я удивился тому, что как-то мы начали довольно быстро снимать. И надо сказать, что то, что делала Таня, раздражения у меня не вызывало. А потом вдруг внезапно пошел дождь. Кто куда залез, спрятался. У купальни стояла лодка. И мы с Таней залезли в эту купальню. Кто-то сидел в лодке. Шел дождь. Шум дождя. Какая-то дырявая купальня. И мы сидели часа полтора, наверное, вот сколько шел дождь. Такой августовский, один из последних летних дождей. И мы сидели, сидели. И ничего мы, вобщем-то, не говорили друг другу. Но странно, когда дождь закончился и мы вышли на мостки этой купальни, у меня было ощущение, что мы знакомы лет сто, что она мне очень близкий человек, которого я бесконечно хорошо понимаю. И еще новое чувство меня обуяло, что мне совершенно не нужна молодая Ира Купченко. Пусть Ира Купченко будет в своем чудесном молодом возрасте, и пусть она снимается дальше с той же блистательностью, как снялась тогда она у Андрона Сергеевича. Но ко мне это не имеет никакого отношения.

Сергей Соловьев, режиссер культового фильма «Асса», снял в фильме «Анна Каренина» свою бывшую жену Татьяну Друбич. На момент съемок актрисе было почти 50 лет.

Хоть съемки ленты закончились несколько лет назад и дебютный показ состоялся еще в 2009, на экраны она вышла только сейчас. Точнее, телеверсия фильма, состоящая из 5 частей.

Встреча Друбич и Соловьева состоялась в 1974 году, когда 14-летняя девочка снималась во втором в своей жизни фильме – «Сто дней после детства». Для Соловьева это была уже не первая режиссерская работа. К тому времени 30-летний режиссер уже был женат второй раз, на актрисе Марианне Кушнеровой , и как раз ждал пополнения в семействе.

Татьяна не стала поступать в театральный, а пошла учиться на медика. Однако в кино сниматься не перестала, времени от времени появляясь в картинах в том числе и Соловьева. В 1983 они решили связать свою судьбу и поженились.

Не смотря на отсутствие профильного образования, Татьяна Друбич блестяще играла главные роли в фильмах супруга, получивших всеобщее призание. Это «Асса», вышедший в 1987, и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989). Последний год 80-х стал годом расставания – супруги развелись.

Но расставание в жизни не стало расставанием на съемочной площадке. Соловьев продолжал снимать Друбич. Роль Полины Виардо в незаконченном фильме «Метафизика любви», продолжение «Ассы», и наконец – «Анна Каренина».


Стоило ли доверят роль 26-летней Анны актрисе, которая практически вдвое старше? Режиссер в этом не сомневается. Она полностью сумела прожить драму несчастной любви, и даже кровавая сцена конца ее жизни не портит впечатления, уверен Соловьев.

Составить свое представление о фильме могут зрители Первого телеканала. Показ фильма начался с 4 марта.

Говорят, человек бывает счастлив за всю жизнь не больше ста часов – так, во всяком случае, думала Вероника Тушнова. Другие думают, что за жизнь таких моментов набирается часов пять-шесть. А Достоевский в «Белых ночах» писал, что минута блаженства – не так уж мало на всю жизнь человеческую. Знаменитая актриса Татьяна Друбич откровенно рассказала, как ей помнится счастье. Речь не об успехе, а о нескольких лучших минутах, о восторге – чаще всего без всякой причины.

1. С природой оно связано больше, чем с людьми

О счастье наговорены миллионы слов: есть точка зрения антропологическая, есть христианская, есть социальная – и все это правильно, и все это чаще всего мимо. Потому что счастье – в огромной степени химия, те самые гормоны, которые гарантируют яркость и свежесть восприятия. Вот почему детство – это почти всегда счастье, и помнится оно мне всегда летним. Счастье – это как у Пастернака: «Мне четырнадцать лет...» У меня оно всегда связано с природой – во всяком случае, больше, чем с людьми.

И я для себя выделяю, что ли, три такие категории внезапной и чаще всего беспричинной полноты бытия. Первая – это именно вещи, связанные с природой, с подключением к ней, когда ты в буквальном смысле выходишь за собственные границы. Вторая – люди, одаренные благодатью. А третья – это уже одно определение Жванецкого: судьба – что с тобой случилось, биография – то, что ты сделал, а успех – это их совпадение.

2. Входишь в море – и счастье заполняет тебя

Вход в море, чаще всего в Крыму. Когда ты входишь в него постепенно, оно поднимается к тебе и заполняет тебя, и ты всегда при этом выдыхаешь. Острее всего помнится один невыносимый год, полный всяческого психоложества: кто-то с кем-то расходится, поступает – не поступает, все страшно напряжены, и вот я приезжаю в Крым, в Новый Свет, и вхожу в море. И все это – нервы, машины, отношения, – все выходит из меня. А на место всего этого вливается счастье.

Еще, гораздо раньше. Мне четырнадцать, снимаются «Сто дней после детства». Огромный грузовик с картошкой. Я на такой машине еду в первый раз. Мы в кузове. Трясет страшно, ветер обвевает. И я понимаю, что грузовик – это же кабриолет! Он тоже открытый, и ветер навстречу, и по нему сверх того прыгает картошка, и ты прыгаешь вместе с ней.

Вот когда мы там мчимся, держимся за борт, смотрим на лето вокруг – там было счастье такой остроты, какой я больше и не помню.

3. В Колумбии, на съемках «Избранных»

Второй вариант – то, что я назвала бы сном наяву: когда с тобой происходит то, что быть не может, то, что ты себе намечтал и оно осуществилось – либо, если тебе повезло и ты художник, ты сам это осуществил.

Вот такое ощущение – я ли это?! – в Колумбии, на съемках «Избранных». Невероятный мир, которого не может быть, и однако – вот он, и среди него я. Или совсем другое чувство – я в Моцартеуме, в Зальцбурге. На сцене дочь моя Аня, играет с оркестром. И как-то я совсем не могу себе объяснить, что это не сон, а Моцартеум и в зале я, а на сцене она, и хлопают ей, и это маленький, kleine, но триумф.

Кстати, что я благодаря Ане бабушка – это тоже как бы сон, но вполне приятный. Я вообще уверена, что лучший мой возраст впереди, потому что... Как бы это сказать, чтобы не подумали, будто самоутешение? Ну да, уходят гормоны, а значит, и желания, и самое страшное для женщины – когда она начинает к себе относиться только с уважением. И остальные к ней так же относятся. Это мужчина, по тому же Жванецкому, стареет снизу. А женщина стареет с паспорта. И старость – это не для слабонервных, конечно.

Но для остальных старость – лучшее время, уверена в этом. Потому что ничего не надо доказывать, ничего – пробовать, можно любить вещи такими, какие они есть. Любить воздух. Любить даже себя наконец-то.

4. Люди и благодать

Есть люди, от которых явственно исходит благодать, – я всегда счастлива в их присутствии, чаще всего без причины. Гении хороши тем, что с ними не надо говорить. Сказать они все равно ничего не могут – они такие, как есть, и этого не объяснишь. Но от них исходит счастье.

Вот я была недавно у Башмета. Кабинет, на котором висит таблица со множеством его титулов, но размером с половину этого вашего (кабинет у Быкова 16 кв. м. – Ред.), и в нем невероятная теснота, пепел, бутылки и Башмет. Атмосфера совершенного счастья, стоит переступить порог. Это потому, что он, будучи классическим музыкантом, живет, как рок-герой, это в нем самое настоящее.

Или Янковский. Я помню, как в «Анне Карениной» у Соловьева мы играем невыносимую сцену моего умирания после родов, там Анна сама не верила, что выживет, – и я умоляю его: Алексей, Алексей, дай ему руку! Он протягивает руку Вронскому, а в руке белый платок, он не успел из него вынуть пальцы и так, вместе с платком, подает... Расходимся передохнуть по гримеркам в невыносимой усталости, но и в счастье, потому что получилось хорошо – и знаем, что получилось. И я ему говорю: Олег Иванович, как вы гениально это придумали! Ведь это вы белый флаг ему протягиваете!

Он смотрит в полном недоумении и говорит: «Друбич, я за тебя боюсь. Мне такие глупости и в голову не приходят».

Кстати, и о Соловьеве. Смотреть, что он делает в кино, особенно когда отвязывается, – счастье, он умеет это вещество передавать. Даже когда снимает телепрограмму. Вот вчера я смотрю его передачу про художника кино Сергея Иванова – он с ним всю жизнь работает, – и в каждом кадре эта благодать, а как сделано, все равно непонятно.

5. Здоровье и восторг

Вот это важно. Я посмотрела «Любовь» Ханеке – великий, по-моему, фильм, – но есть люди, которые его смотреть не могут, зрелище старости для них невыносимо, а о болезни они слушать не хотят. Заслоняются. Но ведь это несложно: хочешь быть здоровым – будешь. Не жри, обливайся холодной водой – пожалуйста, весь рецепт! Или... Или наоборот. Жри очень много, ничем не обливайся и приходи в восторг от того, что ты ничего этого не делаешь.

Один мой друг решил вести здоровый образ жизни. Написал у себя на потолке: «Завтра я начинаю голодать». Просыпается и думает: Господи, какое счастье, что не сегодня! И думает так каждый день. И получает с утра порцию счастья. И совершенно здоров.

6. Россия. Пересилить себя

После «закона Димы Яковлева» я поняла, что страна на данный момент мертва. Ждать тут больше нечего. Перемены возможны. Всякие. Я их не жду. Если кто-то может уехать – жить здесь не надо. Если вами владеет апатия – пересильте ее.

Но одно серьезное преимущество у России есть. Здесь, где полгода зима и много других привходящих обстоятельств, надо уметь противопоставлять им что-то очень серьезное, чтобы быть счастливым. Если вы это умеете – вы уже состоялись. А уметь приходится. Потому что жить и не быть ни разу счастливым – это слишком большая роскошь, этого человек не может себе позволить.

Друбич и мальчики
Материал от 2005 года

Татьяна ДРУБИЧ по праву считается одной из самых женственных актрис российского кино. При том что заканчивала она стоматологический институт. А первый раз блеснула в фильме «Сто дней после детства» вообще школьницей. Неудивительно, что журналистам «ЭГ», дежурившим по служебной надобности возле гостиницы «Россия», удалось опознать несравненную Татьяну Люсьеновну, которая у стен отеля проникновенно беседовала с неизвестным молодым человеком.

Парень в общении со звездой был достаточно развязен. Трогал актрису за руки, с улыбкой заглядывал ей в глаза, не соблюдая дистанции. Но Друбич, похоже, это не смущало. Закрыв лицо воротником от злого ветра, она благожелательно слушала юношу, а порой даже откровенно смеялась над его репликами. «Возможно, они старые знакомые?» - подумалось нам. Но тут Татьяна Люсьеновна достала мобильный телефон и начала набирать клавиши под диктовку молодого человека, очевидно, записывать его координаты. А затем стало еще интереснее: артистка подошла к краю тротуара и начала ловить машину. Паренек нетерпеливо топтался в сторонке… Наш водитель (наблюдение велось из автомобиля) с тоской произнес: «Ну вот, опять гонки на дорогах! Когда ж я домой попаду?!» Похоже, нас ожидала бессонная ночь…

Служебный роман

Первый же роман с мужчиной у Татьяны носил явно скандальный оттенок. Режиссер Сергей Соловьев, утвердив в 1973 году юную Танечку на главную роль в фильме «Сто дней после детства», тут же завел с ней роман. Ему было 28, ей - 14. (По другим данным – 13. См. «Кстати».) В киношной тусовке любят вспоминать, как тогдашняя жена Соловьева жаловалась на «этого совратителя малолеток» в горком партии.

Мы обо всем догадывались и шушукались в своей детской компании, - рассказывает актриса Ирина Малышева, сыгравшая в «Ста днях» вторую по значимости роль. - По идее во время киноэкспедиции за нами должны были присматривать женщины-педагоги, но так как они «квасили» по-черному, то в свободное время мы делали, что хотели. По вечерам устраивали танцы, крутили шуры-муры. А Татьяна была от нас обособлена. И пока мы скакали на танцах, она, например, старательно мыла Сергею машину.

Сама же Друбич вспоминает о своем первом мужчине и детских чувствах к нему восторженно:
- Я просто его любила. Сейчас трудно представить, что это был совсем другой человек. Молодой, худой, легкий, обаятельный, веселый! И редчайшего ума, таких больше я в жизни не встречала.
В то время режиссер был женат на актрисе Марианне Кушнировой, имел от нее сына Митю (кстати, это был второй брак Сергея Александровича, первая его супруга - актриса Екатерина Васильева). Десять лет Татьяна «носила титул» любовницы эпатажного режиссера. Ситуация резко поменялась, когда друг Сергея Александровича, некий талантливый скрипач, сделал ей предложение руки и сердца. Испугавшись, что Друбич даст согласие, Соловьев быстренько развелся с Марианной и женился на Татьяне. В ту пору ей было 23 года. Спустя некоторое время у счастливой четы родилась дочка Анечка.

Форма брака

Через семь лет Соловьев и Друбич развелись. В актерской среде к тому времени давно судачили, что вспыльчивый режиссер иной раз даже поднимал на Таню руку. Однако основной причиной расставания было не это. По одной из версий, у Соловьева возник роман с 18-летней поклонницей. Сама же Татьяна в журнале «Домовой» разрыв объяснила совершенно иначе.

В моей жизни появился мужчина, режиссер, которого зовут Иван, - призналась она.

Как можно было понять из интервью, актриса даже снималась в его фильме.

А полтора года назад на банкете в честь премьеры фильма Сергея Соловьева «О любви» (Татьяна Друбич сыграла там одну из главных ролей) сам виновник торжества подшофе признался окружающим: «Был у нее роман. Он прямо как я - намного ее старше, женат и известный режиссер. Только я этому роману жизни не дал!»

Единственным режиссером с именем Иван, у которого снималась Татьяна, был Иван Дыховичный (фильм «Черный монах»). Он действительно гораздо старше Тани и тоже был женат… Не исключено, что интрижка Соловьева с 18-летней девушкой проходила параллельно роману Друбич с Дыховичным. Как бы там ни было, сейчас Сергей Александрович во всех интервью категорически заявляет:

Мы с Таней вовсе не разведены. Просто это у нас форма брака такая. Подумаешь, свои закорючки в документе о разводе поставили! Это не мешает нам любить друг друга и быть вместе.

Сама же Татьяна как-то на вопрос журналиста о Сергее Соловьеве вдруг заявила:

Слава богу, все закончилось, я освободилась!

Горе экономиста

…Наш водитель стал уже прогревать мотор, чтобы отправиться в погоню за сладкой парочкой. Но вдруг из ГЦКЗ «Россия» повалила толпа народу. Группа мужчин в пальто направилась в сторону Татьяны Друбич. В одном из них мы с удивлением узнали Сергея Соловьева! Зафиксировать на пленку их бурную беседу оказалось непросто, мешала толпа, валившая из «России». В результате Татьяна так и не села в такси, а была увлечена Соловьевым и его приятелями в сторону припаркованных автомобилей. Что мы добросовестно и засняли. Белокурый паренек остался в одиночестве, и мы поспешили с ним познакомиться. Парень представился 23-летним Максимом из Киева. Работает экспедитором на ликероводочном заводе, учится на вечернем отделении на экономиста в престижном столичном вузе.

БЕСЕДА НА ВЕТРУ: молодой человек уговорил
звезду записать свой номер телефона

Вообще-то я пришел сюда, чтобы снять номер с девочкой, - признался Макс. - Но тут заломили аж 500 баксов за ночь! Мне это не по карману. И пока я стоял - чесал репу, тут она идет. Ножки точеные, глазки живенькие… И, кажется, под легким «градусом». Я что-то ляпнул, она улыбнулась. Наговорил ей какой-то чуши. Согласилась взять мой номер телефона. Потом словно в шутку говорит: «Ну, поехали со мной!» И такси стала ловить. А тут эти мужики откуда-то выскочили и ее увели… Весь кайф обломали!

Так ты даже не узнал знаменитую актрису Татьяну Друбич?! - поразились мы.
У парня округлились глаза.

Да вы гоните! Чё, правда?! Во прикол!

Когда мы направились к машине, он все еще стоял на месте и вслух сокрушался об упущенных возможностях.

«ПОД КОНВОЕМ»: понурив голову,
Таня идет вслед за экс-мужем

Материал подготовил Дмитрий Борисов ,

Скоро на экраны выходит фильм Сергея СОЛОВЬЕВА «Анна Каренина». Заглавную роль в нем сыграет экс-жена режиссера Татьяна ДРУБИЧ, которую зритель увидит в кадре обнаженной. Об этом в основном и идет оживленная дискуссия на интернет-сайтах.

О противоречивой личности Сергея Соловьева я побеседовал с писателем и сценаристом Александром АЛЕКСАНДРОВЫМ.

- Александр Леонардович, что думаете о новой «Анне Карениной»? Говорят, Друбич там голенькой будет бегать…

Ну какая из Друбич Анна Каренина? А насчет голой… Знаю я эти киношные штучки.

Вы что, рассчитываете реальные Танины прелести на экране увидеть?! Помню, мы как-то снимали одну молоденькую актрису, у нее одна сиська была длиннее другой чуть ли на десять сантиметров. Гримеры так все подтянули, ни сучка, как говорится, ни задоринки.

Считаю, что после 60 лет человек вообще не должен снимать кино. Драйв у него пропадает. Соловьев давно впал в маразм. А Друбич в будущем году полтинник исполнится. 50-летняя тетка полезла голой на экран! Не надо тогда врать, что сниматься ей не хочется. Знаю, что Соловьев все время уговаривает Таню вернуться к нему. Они ведь не живут вместе больше десяти лет.

- Классикой считается Каренина в исполнении Татьяны Самойловой…

Конечно же, ее Карениной веришь, такой глубокий образ! Бедная, спившаяся Таня Самойлова…

- В одном из своих последних интервью Соловьев говорит, что Друбич «необыкновенно умна».

Ум у нее чисто женский и очень, извините, бл…витый. Историй с мужчинами было множество. Все же знают, что у Друбич случился роман с Ваней Дыховичным. До того, как она родила от Соловьева Аньку, бегала с огромными букетами цветов на концерты к Владимиру Спивакову… А вообще я к ней прекрасно отношусь. Знаете, года два назад Друбич взяла на воспитание из детского дома маленькую девочку. Танечка - замечательная женщина, добрейшая душа. Поэтому она и не живет с Соловьевым.

Высокие отношения

В биографии Соловьева белых пятен хватает, - говорит Александров. - Второй его женой была киновед Марианна Кушнерова, которую он отбил у оператора, ушедшего служить в армию. (Кушнерова играла главную роль в фильме Соловьева «Станционный смотритель». - Б.К. ). На съемках «Ста дней после детства» Соловьев закрутил с Друбич роман, а ей тогда было лет 14 - 15. Мы все прекрасно понимали, что дело-то подсудное.

И как раз в сентябре 1974 года Марианна родила сына - Митеньку. Выходит, Серёня спать с Таней начал при беременной жене. Вот такие «высокие отношения»! А сиделкой при младенце я был. Каждый вечер вместе с его супругой купал сына Соловьева. Правда, приезжал я обычно подшофе. Поэтому держать головку и ушки ему закрывать у меня получалось с трудом. А Марианна все повторяла: «Санечек, отвернись! Дыхнешь - маленький помереть может!»

- Где же был счастливый отец?

А счастливый отец в это время под предлогом монтажа картины на каких-то диванах, извините, валялся с несовершеннолетней Друбич. Причем «монтировал» он картину чуть ли не по пять раз в день. Я считаю позором иметь близкие отношения с актрисой, с которой работаешь. Скотоложство какое-то! Она же зависима, как лошадь, животное практически.

И вот прошло месяца полтора. Славная, но наивная Марианна вдруг осторожно спрашивает меня: «Санечек, ты умный, подскажи, может ли человек в 30 лет стать импотентом?» Я насторожился: «Что, какие-то проблемы?» Она, конечно, отмолчалась. И тогда я все понял. Возмущаюсь до сих пор: если 30-летний мужик не может обслужить двух баб, спрашивается, зачем заводить любовницу?!

Мозгов не хватает

- У Соловьева недавно вышел сборник сценариев к его фильмам. У вас, я знаю, он восторга не вызвал.

Разумеется. Смотрите, что там написано: «Сто дней после детства» - автор С.Соловьев. А вот пожалуйста - диплом лауреата Государственной премии, выданный мне, АВТОРУ СЦЕНАРИЯ этой картины. А вот договор со мной, подписанный гендиректором «Мосфильма». Да и повесть с таким эксклюзивным названием была написана тоже мной. Когда-то я над ней надругался - выбросил. А Соловьев ее прочитал. Мы вместе на ресторанных салфетках буквально за час набросали полный план сценария. Соловьев просто на Александрова наплевал! Потому что патологический врун и больной человек. Об этой ситуации я подробно написал в своем блоге grandbadger.livejournal.com . Никто не отрицает наличия у Соловьева таланта. Но то, что он вор, уже доказано. Говорил и говорить буду - Александров сделал Соловьеву карьеру! Он единственный раз в жизни получил престижную премию именно за картину «Сто дней…» - «Серебряного медведя» (Берлинский фестиваль, 1975 год. - Б.К. ). Вот крыша у него и поехала.

Тогда я стал называть Сережу «самым большим в мире советским карликом». А фильм-то весь, от подбора героев до интерьеров и одежды актеров, через меня был пропущен! После того как наш творческий союз с Соловьевым распался, мы как-то случайно встретились, крепко выпили у него на кухне. И с ним случилась самая настоящая истерика: с белой пеной на губах, с ором и стенаниями. «Мне были нужны твои мозги! А ты меня предал!» Прямо Сальери какой-то… То-то Каренину делал 15 лет! Мозгов ему явно не хватает.

- Александр Леонардович, а не подумают люди - брюзжит, мол, Александров, потому что давно не у дел?

Как сказал один мой друг: «У тебя безупречная репутация скандалиста!» К вашему сведению, мы с Павлом Лунгиным работаем сейчас над сценарием. Сюжет раскрывать не стану. Скажу лишь, что съемки будут проходить в Иерусалиме. А что до славы… У меня 12 книг написано, три пьесы, 20 поставленных картин. Текст своровать, конечно, можно. А вот имя украсть нельзя!

19 сентября 2013, 22:16

Не так давно один из толстых журналов попросил нескольких наших знаменитостей высказаться – всего одним предложением, любой цитатой о правилах жизни в России. Спросили и у Тани. Она выбрала слова израильского писателя Валентина Домиля: «Стоит человека загнать в угол, как он тут же начинает его считать своим». Как мышка, которую загнали в норку, а она очень быстро приспособилась к ней, обжилась. И в конце концов смирилась со «своим углом». На первый взгляд, можно подумать, что это Таня про себя что-то важное проговорила. Ничего подобного. В очередной раз она защитилась словами, как обычно это делает во всех интервью, в которых тотально себя контролирует – очень любопытно философствуя или коротко отшучиваясь. На самом-то деле у нее диаметрально противоположная тактика. Ее действительно довольно часто куда-то загоняли. Но всякий раз, обнаруживая себя «в углу», она начинала бешено сопротивляться: ситуация загнанности автоматически включает в ней механизм резкого противодействия. В эти моменты с ней и происходило все самое интересное.

Показательная история на эту тему – ее взаимоотношения с Сергеем Соловьевым. Хотя поначалу все напоминало баловство. Ей было одиннадцать, когда во французскую спецшколу, где она училась, пришли ассистенты съемочной группы фильма «Пятнадцатая весна». Она понравилась, сделали фотопробы. Вскоре утвердили на главную роль. «Отпускали с уроков...» – такими, скорее вялыми были ее впечатления от первых съемок.

Фильм режиссера Ины Туманян вышел на экраны, но особых лавров ей не принес. Прошло два года. На «Мосфильме» запустили новую картину молодого режиссера Соловьева – «Сто дней после детства». На главную роль – дал он задание ассистентам – нужно было найти «Купченко тринадцати лет». В тот момент на экраны страны вышел фильм Кончаловского «Дворянское гнездо» с Ириной Купченко, и Соловьев был помешан на ее образе.

Ассистенты долго искали и наконец откопали фотопробу Тани Друбич, оставшуюся после «Пятнадцатой весны». Показали Соловьеву, он промычал что-то недовольное и велел продолжать искать «тринадцатилетнюю Купченко». Пересмотрел еще сотню девочек. А помощники все подсовывали ему Танину фотографию и шептали: возьми Друбич. В конце концов он привел Таню к другу, фотографу Валерию Плотникову. Тот сразу отметил: «После Иры Купченко не встречалось мне до такой степени печально-нездешнее лицо девочки-женщины. Ее как будто запекшиеся губы, трагический разрез глаз, таящих испуг. Как у Бродского: «Хлопок – и бабочка взлетит».

Соловьев долго отбрыкивался от ее кандидатуры. Но в конце-то концов Таню утвердили на главную роль. Группа выехала на натурные съемки, а он неприкрыто игнорировал девочку – снимал все сцены без главной героини. А потом тянуть было уже некуда, она вошла в кадр, и... бабочка взлетела. И получилась классическая в этих случаях прямая: мэтр увидел девочку, мэтр полюбил девочку, мэтр сделал девочку своей звездой.

И все-таки это совпадение произошло еще и потому, что она сама нуждалась в таком мэтре. Ее родители были простыми служащими. Ей никто не мешал, что важно в тринадцать-четырнадцать лет. Была бабушка, которая с вечера укладывала ее носки на батарею, чтобы утром Танечка надевала теплые. Состояние такой питательной среды очень укрепляет. Но тогда в ее жизни не было другой среды, не менее важной – дружеской, наставнической. «Интеллектуального общения в семье не было никогда», – как-то заметила она. Поэтому естественно, что когда появился Соловьев, она угадала в нем не просто попутчика по жизни, она выбрала направление своего взросления: другой круг общения, другой образ жизни. К тому же ей едва исполнилось семнадцать, когда умер отец. Она вполне естественно вошла в роль женщины-девочки, которая ищет в мужчине отца, покровителя. Она слушала его с открытым ртом много лет.

А потом... Это была уже странная пара. Грустная девочка и немолодой господин, который не обращал на нее особого внимания. Просто ей полагалось быть рядом. И изо всех сил скрывать усталость и скуку. Стало ясно, что к покорности она категорически не склонна, у нее другая матрица. Точнее так: она была покорна на съемочной площадке – вставала, куда требовалось, поворачивалась, как требовалось, проговаривала требуемый текст. Но как только возникала повседневность, от послушной «девочки при мэтре» не оставалось и следа. Она почувствовала, что эта зависимость загоняет ее в угол. Прекрасно отдавая себе отчет, что независимость – жуткая гибельная черта для женщины, она все-таки пошла на разрыв с Соловьевым. Без страха и упрека. Сформулировав позже: «Личность без закалки и преодолений не складывается».

В двадцать три Таня вышла за Соловьева замуж. В тридцать развелась с ним. В общем они прожили вместе почти пятнадцать лет. Сделали вместе семь картин, не считая фильма о Тургеневе и Полине Виардо, который застрял в конце девяностых. А главное, родили дочь, Анну.

Но Таня влюбилась. Как сама озвучила: это был тоже режиссер, Иван… Тоже снимал ее в кино. Когда рассказала об этом Соловьеву, он просто молча взял пальто и ушел. С Иваном у нее так ничего и не сложилось. А вот в фильмах Соловьева она по-прежнему продолжала сниматься... И несмотря на штамп о разводе, он до сих пор заявляет в прессе, что они вместе, просто вот такая у них форма брака. Экстерриториальная.

Таня эту тему вообще не обсуждает. Говорит – пошлость. При этом однажды рассказала в интервью, как еще маленькая дочь спросила ее, что такое хорошее кино. И Таня ответила: «Когда люди любят друг друга и бегут навстречу друг другу - это плохое кино, а когда люди любят друг друга и бегут друг от друга, – хорошее». Может быть, таков ее внутренний сценарий любви?

Май 2008 года, Анна Григорьева

В октябрьском номере журнала Story новое интервью с Татьяной Друбич



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: