Атомные глубоководные станции проект 1910 шифр кашалот. Секреты «Лошарика. Самая бесшумная и неуязвимая

пр.940 "Ленок" - INDIA
Большая спасательная дизель-электрическая подводная лодка ("БС"). НИОКР начаты ЦКБ-112 (позже переименовано в ЦКБ "Лазурит") в 1964-1968 г.г. в ходе проработки технических решений спасательной подводной лодки. Решение СМ СССР о проектировании и строительстве принято 20 сентября 1967 г. Проектирование велось с использованием опыта испытаний и опытной эксплуатации спасательной ПЛ пр.666 . Технический проект ПЛ "Ленок" разработан в 1969 г. (без эскизного проекта, главный конструктор Б,А,Леонтьев). Рабочие чертежи ПЛ пр.940 готовы к 1972 г. и начаты работы по подготовке строительства ПЛ на заводе "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). Головная ПЛ БС-486 (заводской №194) заложена 22 февраля 1974 г., спущена на воду 7 сентября 1975 г. и сдана ВМФ 21 января 1976 г. Вторую лодку БС-257 (заводской №195) заложили 23 февраля 1978 г., спустили на воду 27 мая 1979 г. и сдали ВМФ 1 сентября 1979 г. Головная ПЛ передана в опытную эксплуатацию (1976-1978 г.г.) в ВМФ 9 февраля 1976 г. на Тихоокеанский флот (вторая ПЛ БС-257 перешла на Северный флот).

Спасательная ПЛ пр.940 "Ленок" INDIA со спасательными аппаратами пр.1855 "Приз". Вероятно это БС-486, рядом ПЛ пр.641Б TANGO , 1998 г.
Назначение ПЛ:
- поиск аварийной ПЛ на глубинах до 240 м самостоятельно и на глубинах до 500 м с помощью двух носимых ПЛ самоходных спасательных снарядов (СПС) пр.1837.
- определение состояния аварийной ПЛ с помощью водолазов на глубинах до 200 м.
- спасение экипажа аварийной ПЛ "сухим" способом с помощью СПС на глубинах до 500 м и "мокрым" способом с помощью водолазов на глубинах до 120 м.
- поиск затонувших образцов вооружений и военной техники на глубинах до 500 м с помощью СПС.
- обозначение места аварийной ПЛ с помощью специальных сигнальных патронов и излучателей шума аврийной сигнализации МГС-29.
- установление связи с аварийной ПЛ и поддержание её жизнедеятельности.
- проведение подводных работ водолазов методом длительного пребывания на глубинах до 300 м.
- буксировка аварийной ПЛ в надводном положении.
- проведение десантно-высадочных специальных операций с использованием соответствующих плавательных средств вместо СПС.

Конструкция ПЛ двухкорпусная. Верхняя часть легкого корпуса за ограждением рубки приподнята для обеспечения крепления СПС (выдерживает шторм до 8 баллов). Передние горизонтальные рули установлены на рубке ПЛ. Носовой бульб характерный для надводных судов с размещенной в нём ГАС.

Двигатели :
2 х дизеля 1Д43 мощностью по 4000 л.с. с системой РДП
1 х дизель-генератор 2Д42 мощностью 1750 л.с.
2 х главных гребных электродвигателя ПГ141 мощностью по 3550 л.с.
2 х электродвигателя экономического хода ПГ140 мощностью по 190 л.с.
2 х электродвигателя ПГ103К мощностью по 50 л.с. при 165-420 об/мин лагового перемещения (обеспечивают маневрирование вблизи затонувшей ПЛ) - расположены в носовой и кормовой оконечностях ПЛ

Механика - два вала с двумя винтами в кольцевых насадках.

Энергетика - аккумуляторы свинцово-кислотные "изделие 419", количество 4 группы по 112 шт.

Специальное оборудование - На ПЛ установлено специальное оборудование для обеспечения длительной работы водолазов на глубине - поточно-декомпрессионная камера со шлюзом для водолазов и отсек длительного пребывания водолазов. Для наблюдений за спасенными используется аппаратура "Трезубец-КП". Работа отсека длительного пребывания водолазов и спасенных обеспечивается гелиево-кислородным компрессором ГК-225 и компрессором ГК-3.

ТТХ подводной лодки :
Экипаж - 94 чел (в т.ч. 17 офицеров, 21 чел водолазной службы и 8 чел экипажей СПС) + 50 мест для экипажа аварийной ПЛ

Длина - 106 м
Ширина - 9.7 м
Осадка - 6.9 м

Водоизмещение надводное нормальное с 2 СПС - 3950 тонн
Водоизмещение подводное с 2 СПС - 5100 тонн
Запас плавучести - 29%

Скорость надводная максимальная - 15 уз
Скорость подводная максимальная - 11.5 уз
Скорость подводная лаговая - 0.3 уз
Дальность надводного хода (при скорости 13 уз) - 3000 миль
Дальность подводного хода (при скорости 3 уз) - 85 миль
Дальность подводного хода (при скорости 11.5 уз) - 18 миль
Глубина погружения рабочая - 240 м
Глубина погружения предельная - 300 м
Время непрерывного пребывания под водой - 60 часов

Автономность - 45 суток

Вооружение:
- 2 х самоходных спасательных снаряда (СПС) пр.1837
- с 1980 г. после модернизации ПЛ Б-486 (на Б-257 после постройки) - СПС пр.1855 "Приз"
- с 1994 г. на Б-257 - СПС пр.18270 "Бестер"
- так же ПЛ в ходе модернизаций дооборудована для приема аппаратов для ремонтных работ пр.1837К и пр.1839.

Оборудование: (часть станций ГАС и др.оборудование возможно упомянуты дважды под разными названиями, по мере идентификации будет исправлено)
- поисковая ГАС миноискания МГ-519 "Плутоний" - в ходе модернизации заменена на ГАС "Арфа-Г" (используется для поиска затонувшей ПЛ без аварийного сигнализатора, установлена в ходе модернизации) - заменена на "Арфа-М" в ходе модернизации
- ГАС "Гамма-П" (установлена в ходе модернизации)
- навигационная ГАС МГ-17
- система "Кобальт"
- 2 х ГАС локации МГА-5 (размещены вдоль корабля в килевой части) - для уточнения положения ПЛ над аварийной ПЛ) - в ходе модернизации заменены на ГАС бокового и кругового обзора "Крильон"
- ГАС шумопеленгации МГ-10М2 (обеспечивает пеленг на аварийную ПЛ по сигналам аварийного сигнализатора МГС-29 аварийной ПЛ)
- ГАС аварийной связи МГ-15 или МГ-25
- аппаратура определения скорости звука в воде МГ-23
- ГАС связи с СПС - МГА-1
- РЛС "Каскад"
- РЛС-опознавания (?) "Хром-КМ" - в ходе модернизации заменена на "Пароль-301"
- радиопеленгатор "Завеса"
- станция обнаружения облучения РЛС (СОРС) "Накат-М" (заменена на МРП-25 в ходе модернизации)
- станция связи СВАН-М - заменена на "Анис-М-В" в ходе модернизации
- перископ
- аппаратура определения начала кавитации винтов ГИ-102
- навигационный эхолот НЭЛ-6 (в ходе ремонта заменен на эхолот М1)
- эхоледомер ЭЛ-3
- гидроакустический лаг ЛА-1 (для измерения скорости ПЛ относительно грунта на большом расстоянии до грунта)
- гидроакустический лаг ЛА-3 "Кемь" (для измерения скорости ПЛ относительно грунта при расстоянии до грунта 5-170 м) - установлен в ходе модернизации
- ГАС "Экватор-1" - для определения места ПЛ относительно донных маяков.

Для связи с водолазами используется станция МГВ-55. оптический обзор обеспечивается ТВ-комплексом МТ-70 (4 шт) с 5 камерами под килем и 1 камерой в рубке (зона обзора - 50 м по длине ПЛ и 10 м от киля и над лодкой) - наблюдение ведется через три экрана в центральном посту. Свет ТВ-камерам обеспечивают глубоководные светильники СГН-64. Автоматизированная система удержания глубины погружения с возможностью изменения с шагом от 1 до 15 м. Имеется насос для для размыва грунта на глубине до 120 м. Имеется оборудование для электрокислородной резки металлов и сварки на глубинах до 60 м (в надводном положении ПЛ) и до 200 м (в подводном положении).

В начале августа в ряде центральных СМИ прошла информация о том, что на северодвинском судостроительном предприятия «Севмаш» спущена на воду уникальная подводная лодка. Как сообщила пресс-служба предприятия, этот корабль «предназначен для научно-технических целей и спасения людей в экстремальных ситуациях». Больше никаких подробностей. Известно лишь, что эта подлодка имеет необычную компоновку: она состоит из нескольких сферических фрагментов, что позволяет ей работать на предельных глубинах. Ни о типе энергетической установки, ни о каких-либо других параметрах корабля не сообщалось. Между тем, несмотря на столь мирное предназначение подлодки, её спуск на воду сопровождался рядом странностей. Церемония была закрыта не только для журналистов, но и для большинства сотрудников «Севмаша». Из высокопоставленных официальных лиц на ней присутствовал лишь Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов. Впрочем, ничего странного в этом нет. Очевидно, что новый корабль пополнит состав подводных сил специального назначения, информация о которых всегда держалась в строгой тайне.
Об истории вопроса

«Подводные лодки специального назначения» - понятие весьма широкое, как и спектр задач, которые они выполняют. Строительство подобных лодок началось ещё в послевоенные годы. Основную их массу составляли так называемые экспериментальные подводные лодки, на которых отрабатывались новейшие технические решения в области подводного кораблестроения, образцы вооружений, гидроакустические средства. За основу экспериментальных лодок брались, как правило, серийные образцы ПЛ, которые впоследствии подвергались глубокой модернизации. Для схожих целей предназначались и так называемые лодки-мишени. Поначалу это тоже были переоборудованные серийные корабли, но позже возникли самостоятельные проекты. Например, проект 690 («Кефаль»). К категории «подводных лодок специального назначения» относятся также спасательные субмарины. Их достаточно много. Самая последняя разработка - подводная лодка проекта 940 («Ленок»). Несколько проектов подлодок предназначены для более секретных миссий. Среди них известная по фильму «Особенности национальной рыбалки» подводная лодка проекта 865 («Пиранья»). «Пиранья» используется как средство доставки боевых пловцов и диверсантов. В открытых источниках информации об этих кораблях предостаточно. Помимо обычных дизельных существуют ещё и атомные подводные лодки специального назначения. На них мы остановимся подробнее.

Железо

Эти подлодки не имеют имён. Официально их обозначают аббревиатурой «АС» - «атомная глубоководная станция». Первые были приняты на вооружение в начале 80-х годов. Головным кораблём серии стала атомная глубоководная станция АС-13 «проект 1910 «Кашалот» (по натовской классификации Uniform), которая была заложена на заводе ЛАО (Ленинград) в 1977 году. Официально она предназначалась для «испытаний новых типов атомных реакторов». Примечательно, что в состав ВМФ корабль был принят лишь в 1986 году, в то время как приступил к выполнению задач ещё в 1982-м. Но об этом чуть позже. Вторым кораблём серии стала подлодка АС-15, которая была выпущена на том же ЛАО в 1988 году.

Развитием проекта 1910 стал проект 1851 (натовская классификация Х-Ray). Как гласят источники, он предназначается для проведения глубоководных работ и оснащён водолазной станцией. Корабли строились на заводе «Судомех» (Ленинград). Всего спущено на воду три подлодки: АС-21, АС-23 и АС-35.

Самая новая атомная глубоководная станция вошла в состав флота в 1997 году. Это подлодка АС-12 проекта 10831 (по натовской классификации NORSUB-5).

Малыши

О «малышах», как моряки окрестили эти подлодки, на флоте распространяться не любят. Особенно о тех задачах, которые они выполняют. Однако даже то, о чём говорят, зачастую далеко от истины. Тема секретная. Всё же кое-какие достоверные сведения собрать удалось. Например, известно, что вплоть до 1986 года «малыши» не числились в составе Военно-морского флота, в то время как вовсю покоряли глубины морского океана. Подлодки числились за отдельным подразделением Генерального штаба, которое работало в интересах Главного разведуправления. В 1986 году корабли вошли в состав ВМФ лишь косвенно. На флот возлагались лишь отдельные вопросы обеспечения, управление же по-прежнему осуществлялось непосредственно из Москвы. Также известно, что все атомные глубоководные станции базируются на Северном флоте. Сведены они в бригаду АПЛ, которая организационно входит в состав одной из флотилий СФ. До недавнего времени соединением командовал Герой России контр-адмирал Владимир Дронов. Этого звания он был удостоен в 2000 году. Это говорит о том, что работы «малышам» по-прежнему хватает. Итак, что это за работа?

Подводная прослушка

О специфике задач этих подлодок говорит само их название. Корабли и их экипажи занимаются в основном глубоководными работами. «Лежать» на грунте они могут несколько месяцев. В их обеспечении задействованы так называемые подлодки-матки. Например, АПЛ «Оренбург» проекта 09774 (667АН) (переоборудован из стратегического ракетоносца). Раньше «малышей» обеспечивала спасательная подводная лодка Северного флота проекта 940 («Ленок»). Это подлодки - носители небольших спускаемых аппаратов («Бестер»), которые выполняют роль своеобразного лифта между лежащим на огромной глубине «малышом» и поверхностью. Они перевозят людей и грузы. Более продвинутой в этом плане считается АС-12 (проект 10831). По нашим данным, она «возит» на себе собственную мини-подлодку «Русь». Причём сама «Русь» способна погружаться на фантастические глубины.

Чем же занимаются все эти подлодки на глубине? Существует несколько версий. По одной из них, глубоководные станции в основном занимаются банальной прослушкой. Подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Ещё поговаривают, что «малыши» занимаются откровенным вредительством в отношении натовских станций акустического обнаружения SOSUS на знаменитом фареро-исландском рубеже, чем обеспечивают скрытность боевого патрулирования атомоходов Северного флота. Также есть информация, что глубоководные станции несколько раз проводили операции по подъёму секретного оборудования с разбившихся в море натовских самолётов и вертолётов, а также были задействованы в секретной программе «Донный старт».

О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения (включая командира) были удостоены звания Героя России. Кстати, на этих подлодках служат исключительно офицеры.

Спецназ на «Курске»

Очевидно, что «малыши» оснащены уникальным оборудованием для проведения глубоководных работ. После катастрофы «Курска» неоднократно доводилось слышать вопрос: почему мы ждали иностранную помощь, когда неподалёку были такие подлодки? На самом деле «малыши» на «Курске» были. Это АС-15 (проект 1910 «Кашалот»). Лодка обследовала «Курск» уже в ночь с 12 на 13 августа 2000 года - спустя 10-15 часов после катастрофы, и это отчасти подтверждается официальными данными. Возникает другой вопрос: зачем мы тогда запрашивали иностранную помощь? Существует несколько циничная версия на этот счёт. Мол, секретную подлодку не хотели светить на весь мир. Вполне вероятно, что уже тогда было предельно ясно: спасти никого не удастся.

Стеклянные лодки

Как мы уже говорили в начале этой заметки, в скором времени состав глубоководного спецназа пополнится новым кораблём, который строители за особенности конструкции окрестили Лошариком. Думается, что по техническим характеристикам он значительно превосходит своих предшественников. В то же время, как нам стало известно, в России уже несколько лет ведутся работы по созданию принципиально нового типа подводных лодок, которые могут произвести настоящую революцию в судостроении.

В 1995 году профессором Дальневосточного государственного технического университета В. Пикулем был изобретён и запатентован способ изготовления оболочек прочного корпуса подводного аппарата из хрупких неметаллических материалов . В изобретении используется эффект приобретения ими пластических свойств в условиях глубокого обжатия. В качестве такого материала профессор предлагает использовать стекло. При использовании обшивок из титана хрупкий слой стекла может быть обжат до напряжений в 10 000 атмосфер, что, по задумке автора изобретения, придаст корпусу достаточную ударостойкость. По расчётам, подлодка с таким запасом прочности сможет работать на глубинах до 6000 метров. Ещё в 1997 году Военно-морской флот выразил серьёзную заинтересованность в этих разработках. Однако на их финансирование у флота не хватает средств.

Краткие тактико-технические характеристики подводной лодки

водоизмещение: нормальное - 1390 т, полное - 2000 т
скорость: в подводном
положении - 30 узлов,
в надводном положении - 10 узлов
максимальная глубина
погружения: свыше 1000 м
размерения: 69х7х5,2 м
экипаж: 36 человек
ТТХ ПЛ проекта 1831
водоизмещение: нормальное - 550 т,
полное - 1000 т
рабочая глубина погружения:
1000 м
размерения: 40х5,3х5 мпроекта 1910

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Как заказать диплом?

1. Заполните заявку на сайте

2. Менеджер связывается с Вами для уточнения деталей

3. Изготавливаем макет для утверждения

4. Полная готовность документа. Снимаем фото и видео для подтверждения.

5. Доставка документа и полная орлата за него

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

В ПРОЕКТ 1910, СПЕЦИАЛЬНЫЕ АПЛ КЛАССА "КАШАЛОТ".

Атомные подводные лодки Проекта 1910 (NATO: Uniform) начали проектироваться в 1972 году, в конструктором бюро Малахит. Создание первой ПЛ класса началось в 1977 году. Вероятно, толчком к созданию ПЛ, стало появление в США специальной инженерной подводной лодки типа NR-1. Для Советского, а позже российского ВИФ было построено три подводных лодки проекта 1910: АС-13 (сдана 31.12.1986), АС-15 (сдана 30.12.1991) и АС-33 (16.12.1994). Ас-13 изначально была сделана без рубки (как миджет для ПЛ Проект 675Н), но ее эксплуатация сопровождалась рядом технических проблем, вследствие чего на АС-15 и АС-33 рубки были установлены изначально.


АС-33 в Оленьей Губе.


Все субмарины вошли в состав Северного флота, причем АС-15 была последней лодкой, вставшей на вооружение СССР. Субмарины предназначались для обслуживания атомных глубоководных станций новых типов, вследствие чего информация о них до сих пор окутана темной вуалью тайны.

Примечание: Текущий статус АС-13 неизвестен. Есть информация о том, что АС-15 также выведен из состава действующего флота.

Несмотря на то, что лодки выглядят большими, в действительности они очень маленькие. Диаметр внутренних отсеков «Кашалота» не превышает 6 метров. Прочный корпус разделен на две независимые тандемные. Причем в реакторный отсек невозможно попасть из рабочего отсека. В передней части ПЛ находится отделение, оборудованное роботизированным манипулятором. Корпус подводной лодки сделан из титановых сплавов, вследствие чего «Кашалот» может погружаться на глубину 1,000 метров (минимум). Вероятно, ПЛ обладает усовершенствованной двигательной установкой, которая обладает несколькими боковыми системами, меняющими вектор движения подводной лодки. С помощью этих небольших маневровых двигателей (их минимум 6) «Кашалот» может «парить» над базальтовым дном океана.


Правая передняя подруливающая колонка без крышки. Фотография сделана в Северодвинске.


На борту АПЛ, предположительно установлено следующее оборудование:
- эхолот,
- телевизионная наблюдательная система,
- ГАС бокового обзора,
- магнитометр
- спутниковая система навигации,
- высокочастотный профилограф,
- фотоаппаратура для съемки глубоководных объектов,
- роботизированный манипулятор с дистанционным управлением,
- система отбора проб воды,
- барокамера для водолазов и система выхода водолазов на грунт.

Оперативной базой «Кашалотов» является комплекс ГУГИ в Оленьей Губе (Мурманская область). Как правило, «Кашалоты» всегда появляются там, где действует проект 1851 «Лошарик» или проект 1083 аппараты типа «Палтус».

Известно, что АС-15 привлекалась к работам по поиску и спасению подводной лодки «Курск». Несколько раз подводную лодку засекали в регионах падения самолетов НАТО.


ПРОЕКТ 1910 «КАШАЛОТ»
Водоизмещение: 1,390 тонн (надводное) / 2,000 тонн (подводное)
Длина: 69 метров
Ширина: 6 метров
Осадка: 5,2 метра
Скорость: 30 узлов (подводная) / 10 узлов (надводная)
Глубина погружения: 1000 метров+
Экипаж: 36 офицеров ГУГИ
Вооружение: Неизвестно. Есть вероятность, что подводная лодка АС-13 использовалась для тестирования системы «Краб» (контейнер для пуска ракет с океанского грунта).
Двигательная установка: водо-водяной ядерный реактор мощностью 10,000 л.с.

Для организации работ по созданию и обслуживанию глубоководных средств в 1965 году в Министерстве обороны СССР было создано специальное подразделение - Главное управление глубоководных исследований.

А для эксплуатации глубоководных аппаратов - по образу и подобию отряда космонавтов - приказом министра обороны СССР в 1976 году создан отряд гидронавтов и сформирован Центр подготовки специалистов в Ленинграде.

В июне 1979 года для базового обслуживания и эксплуатации глубоководных средств и их носителей в Оленьей губе начато формирование 29-й отдельной бригады подводных лодок Краснознаменного Северного флота. Для выполнения выходов в море экипажи гидронавтов станций выезжали на Северный флот, принимали технику у технических экипажей, выполняли выход в море и сдавали технику обратно. Первыми глубоководными средствами отечественного Флота стали буксируемые батискафы «Архипелаг» и «Селигер», на которых был получен бесценный опыт работ с объектами на морском дне.

Первая атомная глубоководная станция

Фактически, еще до начала эксплуатации аппаратов типа «Селигер » стало ясно, что они имеют недостатки. Во-первых, это ограничение района действий связью с лодкой-носителем. Во-вторых, ограниченная автономность по энергетике и ресурсам системы жизнеобеспечения экипажа. И, в-третьих, крайне скудные маневренные возможности. Тогда и возникла идея создания автономной модификации батискафов типа «Селигер» за счет установки на аппарат ядерного реактора, увеличения габаритов, ресурса системы жизнеобеспечения, скоростных и маневренных возможностей. Безусловно, новый тип аппарата должен был получить значительную автономность и существенно возросшие возможности по типам работ, которые он мог осуществлять на дне Мирового океана.

Так в 1970-е годы было начато проектирование нового глубоководного комплекса проекта 1851, который включал в себя атомную глубоководную станцию (АГС) проекта 18510 «Нельма» и атомную подводную лодку-носитель проекта 675Н.

Параллельно шла подготовка и новой лодки-носителя - модернизация атомной подводной лодки (ПЛА) проекта 675 по проекту 675Н («Носитель »).

25 сентября 1981 года на Ленинградском Адмиралтейском объединении (ныне АО «Адмиралтейские верфи» ) была заложена головная автономная глубоководная станция АС-23 проекта 18510 «Нельма ». Через два года, 29 сентября 1983 года, сверхсекретная мини-подлодка была спущена на воду, начаты ее доводка и испытания. Видимо, еще в Ленинграде в 1984 году новое глубоководное средство впервые было обнаружено западными разведывательными средствами, и на Западе новому аппарату дали наименование X-RAY. В 1986 году комплекс проекта 1851 вышел на завершающую стадию испытаний: впервые была выполнена подводная стыковка АГС с подводной лодкой-носителем. Комплекс с АГС АС-23 официально принят в состав ВМФ СССР 30 декабря 1986 года.

Один из вопросов, который сразу же возникает: как в столь небольшом подводном аппарате была размещена атомная энергетическая установка? В эскизном проекте АГС проекта 18510 предполагалось использование легкой энергетической установки, подобной тем, что использовались на космических аппаратах. Реактор планировалось установить в капсуле без специальной тяжелой биологической защиты. Роль такой защиты должна была выполнять забортная вода, т.е. реакторный отсек изготавливали в виде отдельного блока прочного корпуса, который отделен от обитаемого прочного корпуса омываемым пространством внутри наружного легкого корпуса АГС.

Особенностью и основным недостатком первой атомной станции была преемственность конструкции от батискафов типа «Селигер». Фактически новый тип подводных лодок представлял собой аппарат, подобный привязным батискафам, но без связующего троса и заметно больших размеров, с собственной малогабаритной атомной энергетической установкой, а также с более развитыми основным и вспомогательными движителями - гребными винтами. Входной люк в АГС находился там же, где и на первом аппарате «Архипелаг», - на верхней части корпуса, без рубки и какого-либо ограждения. Переход экипажа в АГС должен был осуществляться из специального переходного отсека лодки-носителя, а выход в случае аварийной ситуации мог происходить после всплытия аппарата на поверхность так же, как на «Архипелаге». В процессе эксплуатации конструкция АГС АС-23 была доработана: станция получила ограждение, обеспечивающее более безопасный выход на палубу АГС в случае всплытия на поверхность. Так сформировался окончательный облик АГС проекта 18510 «Нельма», который мы знаем сегодня.

Развитие АГС. «Палтус» и «Кашалоты»

Уже в процессе создания опытно-экспериментальной АГС проекта 18510 стало ясно, что выбранные технические решения оказались верными, и 26 декабря 1984 года на Ленинградском Адмиралтейском объединении закладывается АГС АС-21, которая стала головной станцией уже серийного проекта 18511 «Палтус ». Новая АГС имеет большие габариты, улучшенные возможности и новую лодку-носитель проекта 09774 на базе атомной ракетной подводной лодки проекта 667А. Переоборудование лодки-носителя велось на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске, начиная с 1983 года.

По проекту «Палтус» планировалось построить как минимум две атомные станции: головную АС-21 и первую серийную АС-35. К концу 1995 года эти планы были выполнены. В апреле 1991 года АГС АС-21 проекта 18511 впервые была идентифицирована западными разведывательными средствами, и проект получил наименование Paltus - видимо, настоящее наименование проекта уже было известно западным разведкам по иным каналам.

Одновременно с созданием носимых АГС были начаты работы над более крупными и более автономными АГС 1-го ранга проекта 1910 «Кашалот », которые, по сути, представляют собой полноценные атомные подводные лодки с большими сроками автономности. Это лодки, которые могут работать на достаточно большом удалении от родных баз.

Проектирование этой новой АГС по тому же Постановлению Совета министров СССР 1972 года вело ЦКБ «Волна» Минсудпрома СССР. Главным конструктором проекта был Е.С. Корсуков, а его заместителем - главный конструктор «Нельмы» С.М. Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС проекта 1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Ю.М. Коновалова. В 1979 году в отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной АГС 1-го ранга АС-13 проекта 1910.

Строительство АГС 1-го ранга проекта 1910 «Кашалот» сразу планировали вести небольшой серией, которая включала головную и две серийные АГС. Строительство серии вело Ленинградское Адмиралтейское объединение (АО «Адмиралтейские верфи») с 1977 года. Головная станция серии АС-13 спущена на воду 25 ноября 1982 года и после проведения заводских и государственных испытаний (начаты в 1983 году) принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31 декабря 1986 года. Строительство серии из трех станций завершено 16 декабря 1994 года передачей флоту третьей АГС. Западное наименование АГС проекта 1910 - Uniform.

Считается, что глубина погружения АГС первых поколений составляла не менее 1000 м. Это в несколько раз больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок, но, например, титановый «Комсомолец», созданный примерно в то же время и, вероятно, имевший много общего в своей конструкции с АГС, мог погружаться на такую же глубину.

Какой-то открытой информации по эксплуатации комплексов с глубоководными станциями в открытой печати практически нет, и можно лишь предполагать сферы применения нового типа техники. АГС могут быть доставлены в район работ атомными лодками-носителями и далее самостоятельно вести поиск и разведку объектов на морском дне. Конечно, такие аппараты должны быть оснащены средствами взятия проб грунта, а также подъема предметов на борт. Как и некоторые гражданские аппараты подобного назначения, АГС должны быть оборудованы средствами наблюдения за наружной обстановкой, манипуляторным и дистанционно управляемым оборудованием для проведения работ с объектами.
Думается, что основное назначение подобных станций - это работа с упавшими на дно своими и чужими предметами, информация о которых может представлять ценность для разведок.

Конечно, такие аппараты могут вести разведку кабельных (и не только) коммуникаций на морском дне, а также нарушать их работу. Разумеется, АГС могут привлекаться и к спасательным операциям. Известно, что с 13 по 19 августа 2000 года АГС АС-15 проекта 1910 принимала участие в операции по обследованию лежащей на грунте подводной лодки «Курск ». Вероятно, именно данные от АГС были первой достоверной информацией о состоянии «Курска».

«Лошарик»

Развитие материаловедения и накопленный опыт по созданию и эксплуатации атомных глубоководных станций должен был органично привести к следующей достаточно революционной ступени в их развитии - к созданию еще более глубоководных и универсальных аппаратов, которые сочетали бы в себе возможности автономности АГС проекта 1910 и глубины погружения лучших научных батискафов того времени.

В конце 1980-х годов группа под руководством С.М. Бавилина в СПМБМ «Малахит» подготовила эскизный проект комплекса проекта 10830, в состав которого входила АГС проекта 10831 с полисферическим прочным корпусом. На основании уже упоминавшегося Постановления Совета министров СССР было организовано выполнение опытной конструкторской разработки по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а также по созданию оборудования для подобной станции. В состав комплекса должна была входить ПЛА-носитель проекта 09786 БС-136 «Оренбург ».

К 1990 году были разработаны и утверждены технический и рабочий проекты станции. Причем разработка проектов шла одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 году при практически готовых блоках прочного корпуса АГС по техническому заданию заказчика была выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части АГС дополнительного оборудования. Скорректированный технический проект комплекса проекта 10830/1083К представлен и защищен в мае 1992 года.

Особенностью новой глубоководной станции был прочный корпус, выполненный из нескольких пересекающихся титановых сфер. Именно за эту конструкцию подводный аппарат еще при строительстве неофициально назвали «Лошарик», и это название закрепилось за ним настолько прочно, что используется сейчас повсеместно. Пространство между сферами и легким внешним корпусом было заполнено новым пористым материалом, который, аналогично батискафам типа «Консул » и другим образцам глубоководной техники, обеспечивал подводной лодке необходимое сочетание прочности конструкции и создавал положительную плавучесть. В одной из сфер находится уникальная атомная энергетическая установка.

АГС этого проекта может работать как автономно - подобно большим АГС проекта 1910, так и с ПЛА-носителем. Глубина погружения новой АГС превышает глубину работы АГС проекта 18511 и проекта 1910 и может составлять более 2000 м. Некоторые источники называют даже 6000 м.

Создание задела для строительства новой АГС этого проекта и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш» в Северодвинске еще в 1988 году. Это было вызвано, в том числе, необходимостью освоения технологии изготовления титановых сфер большого диаметра: опыта проведения работ такого рода ранее в СССР не существовало. Головная АГС проекта АС-12 с заводским номером 01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш» 16 июля 1990 года. В середине 1990-х годов из-за нехватки финансирования строительство станции, по сути, было заморожено и возобновилось только в 2000 году. Станция была спущена на воду в присутствии Главкома ВМФ России В. Куроедова 5 августа 2003 года.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга А.И.Опарин возглавлял заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой подводной лодки в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. В 2006 году АГС проекта 10831 передана ВМФ в опытную эксплуатацию, а в 2008 году принята Флотом России на вооружение. В мае 2010 года в некоторых СМИ появилась информация о награждении государственной премией специалистов АО «Центр судоремонта «Звездочка », АО ЦКБ МТ «Рубин », АО СПМБМ «Малахит » и ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей » за «опытный глубоководный заказ 1083К».

На рубеже двух тысячелетий было начато проектирование новой лодки-носителя проекта 09787 на базе ракетной атомной подводной лодки проекта 677 БДРМ. Новый носитель предназначался в дополнение к лодке-носителю БС-136 «Оренбург». Вероятно, в те же годы начата разработка программы модернизации как самих атомных станций, так и лодок-носителей. В 2004 году был заключен контракт по проектированию комплекса оборудования для лодки-носителя проекта 09787 БС-64 «Подмосковье». В 2008 году на СРЗ «Звездочка» были начаты работы по модернизации лодки. Считается, что основной нагрузкой нового носителя должен был стать именно «Лошарик».

Одновременно были начаты работы по восстановлению технической готовности и модернизации уже не использующихся флотом АГС проектов 10511 и 1910. Вероятно, в ходе модернизации были заменены механические части, обновлена энергетика и системы управления АГС. Вполне вероятно и расширение арсенала технических средств для выполнения специальных миссий.

Но и это еще не всё. В 2009 году подписан контракт между Министерством обороны России и ЦКБ МТ «Рубин» на разработку проекта переоборудования в специальную атомную исследовательскую лодку недостроенной лодки-носителя крылатых ракет проекта 949А «Белгород ». Доступных широкой публике деталей по проекту мало, но известно, что новая специальная лодка будет универсальным носителем различных подводных аппаратов и фактически станет настоящей плавающей базой для целой флотилии обитаемых и необитаемых подводных средств. 20 декабря 2012 года в Северодвинске на ПО «Севмаш» состоялась церемония перезакладки специальной лодки проекта 09852 КС-139 «Белгород». Ввод новой лодки в строй ожидается до 2020 года.

В итоге многолетних усилий разработчиков, промышленности и Министерства обороны создан и оснащен новый род вооруженных сил - силы глубоководных специальных операций, которые включают в свой состав несколько больших атомных подводных лодок-носителей, несколько кораблей-носителей малогабаритных батискафов и необитаемых аппаратов, флотилию атомных глубоководных станций и существенный набор различных вспомогательных подводных средств. И это на данный момент, безусловно, российский мировой приоритет.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: