Chaplin’s World: «Чарльз и Чарли — две разные истории. Прелестный Чарли (Чарли Чаплин) Чаплин первое выступление

"...мир дал мне все самое лучшее и лишь немного самого плохого" ,- смог сказать о прожитой жизни Чарлз Чаплин.

Чаплин родился в Лондоне в 1889 году. Его родители были артистами, поэтому первое выступление Чарли на сцене состоялось в возрасте пяти лет. В ярком свете рампы стоял ребенок и пел популярные песенки, чувствуя себя на сцене как дома, свободно болтая с публикой, танцевал и подражал известным певцам, что вызывало смех и аплодисменты.

У маленького Чарли была яркая индивидуальность и талант к жизни: семья нищенствовала, и он постоянно воплощал всевозможные деловые проекты. Чаплину еще не исполнилось 12 лет, когда мать разрешила ему оставить школу, чтобы он смог поступить на работу. Чрезвычайно изобретательный, он клеил игрушки, продавал газеты, работал в типографии, в стеклодувной мастерской, в приемной врача, разносил покупки, был слугой в богатом доме, но всегда Чарли хотел и готов был стать артистом...

И вот в театральном агентстве записано его имя, а затем ему предложено сыграть роль в пьесе. И в первом газетном отклике рецензент пишет: "Мне не приходилось слышать об этом мальчике, но я надеюсь в ближайшем будущем услышать о нем немало".

В 17 лет Чарлз Чаплин принят в труппу Карно, где на сцене его уже встречают аплодисментами.

Но все-таки повседневная жизнь лондонского актера вскоре начинает вызывать в нем чувство неудовлетворенности, он решается ехать в Америку. Сентябрьским воскресным утром 1909 года Чарлз Чаплин прибыл в Нью-Йорк. Уже через год он в Калифорнии, в Голливуде. Так начался его путь артиста кино и режиссера. Очень скоро "великий маг" - кинематограф принес Чаплину - мировую известность. Актер создал трагикомический образ "маленького человека" в своих кинематографических работах - гуманистических и антифашистских фильмах. Всего актер сыграл более чем в 80 лентах. Во многих фильмах был одновременно актером, режиссером и автором сценария.

В 1954 году Чарлз Спенсер Чаплин был удостоен Международной премии Мира. Чарлз Чаплин прожил долгую творческую жизнь. На склоне лет все так же был полон творческих замыслов и считал, что и в эти годы его жизнь "даже увлекательнее, чем когда-либо прежде".

Н. Алеева

Чарли Чаплин говорил Эйнштейну: "Вам люди аплодируют потому, что вас никто не понимает, а мне - потому, что понимает каждый" .

Первое выступление

Своим первым выступлением на сцене в возрасте пяти лет я обязан больному голосу матери. Она не любила оставлять меня по вечерам одного в меблированных комнатах и обычно брала с собой в театр.

Я помню, что стоял за кулисами, как вдруг голос матери сорвался. Зрители стали смеяться, кто-то запел фальцетом, кто-то замяукал. Все это было странно, и я не совсем понимал, что происходит. Но шум все увеличивался, и мать была вынуждена уйти со сцены. Она была очень расстроена, спорила с директором. И вдруг он сказал, что можно попробовать выпустить вместо нее меня - он однажды видел, как я что-то представлял перед знакомыми матери.

Я помню, как он вывел меня за руку на сцену среди этого шума и после короткого пояснения оставил там одного. И вот при ярком свете огней рампы, за которой виднелись в табачном дыму лица зрителей, я начал петь популярную тогда песенку "Джек Джонс" под аккомпанемент оркестра, который долго не мог подстроиться ко мне.

Не успел я пропеть и половины песенки, как на сцену дождем посыпались монеты. Я прервал пение и объявил, что сначала соберу деньги, а уж потом буду петь. Моя реплика вызвала хохот. Директор вышел на сцену с платком и помог мне поскорее собрать монеты. Я испугался, что он оставит их себе. Мой страх заметили зрители, и хохот в зале усилился, особенно когда директор хотел уйти со сцены, а я не отступал от него ни на шаг. Только убедившись, что он вручил их матери, я вернулся и закончил песенку.

Чарлз Чаплин (Из книги "Моя биография")

Чарли Чаплин — киноактёр, сценарист, композитор, кинорежиссёр, продюсер и монтажёр. Создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино и один из самых влиятельных людей в эпоху немого кино.
Дважды обладатель внеконкурсного почётного Оскара «за бесценный вклад в превращение кинематографа в искусство.»

Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин родился в Лондоне, в семье эстрадных актёров. Родители разошлись, мальчик провёл свои ранние годы с мамой и старшим братом. Мама вечерами выступала и часто брала сына с собой, чтобы не оставлять его дома одного. Маленький Чарли очень любил свою мать и она оказала на него огромное влияние. По словам актёра, она подарила ему веру а себя, в «царство своей мечты», в любовь, милосердие и человечность.

Своим первым выступлением на сцене в 5-летнем возрасте Чарльз тоже обязан матери. Как-то у неё сорвался голос, ей пришлось уйти со сцены и директор разрешил выйти маленькому Чарли, который тут же сорвал бурные овации. Зрители стали кидать на сцену монеты, а мальчик стал их собирать, чем ещё больше растрогал и развеселил зрителей. Чарльз чувствовал себя на сцене как дома, болтал с публикой, танцевал и пел. Когда мать вышла за ним на сцену, зал встретил её бурными аплодисментами. Таким было первое выступление Чарли и последнее для его матери.

Она так и не смогла вернуться на сцену и в их жизни начался долгий тяжёлый период. Семья буквально нищенствовала, постоянно меняла жильё. Дети бродяжничали, пытались заработать, одно время жили в приюте для бедных, какой-то период в новой семье отца. Мать болела, периодически лежала в психиатрических клиниках и дети в это время были предоставлены сами себе.

Если старшему брату удалось получить какое-то начальное образование, то Чарли к 12 годам был совсем безграмотным. В сиротском приюте от научился писать своё имя и был этим очень горд. В школе для бедных, куда Чарли ненадолго попал, он тоже почти ничему не научился. Зато добился «невероятного успеха», читая смешные стихи и слава о его таланте разнеслась по всей школе.

Вот что сам Чарльз вспоминал о школьном периоде: «Факты и сведения не вызвали у меня особого интереса, сбивали с толку. Если бы только кто-нибудь из учителей сумел показать «товар лицом», сделав завлекательное предисловие к своему предмету, сумел бы расшевелить моё воображение и разжечь фантазию вместо того чтобы вбивать мне в голову факты, открыл бы мне тайны цифр и романтику географических карт, помог бы мне ощутить идею в истории и музыку в поэзии, — кто знает, может быть, я и стал бы учёным.» Живя в бедном районе, мама всегда следила за речью Чарли и его брата и исправляла ошибки, чтобы дети не переняли «корявую речь трущоб», которой пользовались соседи. Она читала детям, рассказывала о театре, разыгрывала сценки и исторические анекдоты.

В 9 лет Чарли попал в детский танцевальный ансамбль «Восемь ланкаширских парней» и два года разъезжал по английской провинции. Это давало небольшой заработок, но Чарли хотел выступать один и смешить людей. В итоге он ушёл из коллектива.

Чарли продавал газеты, клеил игрушки, работал в типографии, стеклодувной мастерской, в приёмной врача, был слугой, учителем танцев, но чем бы он ни занимался, он, как и его брат, помнил, что всё это временно и в конце концов он станет актёром.

После каждого увольнения Чарли начищал ботинки и костюм и отправлялся в театральное агенство.
Это продолжалось довольно долго, но однажды 12-летнего Чарли неожиданно пригласили играть в труппе и поехать в турне. Чарли соврал, что ему 14, ему вручили текст и он испугался, что его попросят тут же прочитать, ведь читать он практически не умел. К счастью, его отправили домой и Чарли выучил текст с помощью брата.

Роль была большая, но через три дня Чарли говорил её без запинки.
После первой репетиции режиссёр спросил, не приходилось ли ему играть раньше? «Я понятия не имел, что существует ритм действия, умение держать паузу, умение легко входить в предлагаемую режиссёром мизансцену. Всё это пришло ко мне само собой.» Надо сказать, что и похвалы Чарли принимал так, как будто они причитались ему с рождения.

Но до успеха было ещё далеко. Чарли ждали годы одиночества, разочарования и неудачные позорные выступления. В минуты отчаяния ему хотелось всё бросить, но Чарльз понимал, что его необразованность позволит быть разве что лакеем и он продолжал своё дело.

Когда Чарльзу было 23 года, он приехал с гастролями в Америку, которая его сразу покорила. Выступление было провальное, но актёр почувствовал, что здесь есть другие возможности и необязательно быть прикованным к театру. Ему даже приходила мысль стать фермером и разводить свиней.
Чарльз купил учебники и решил заняться самообразованием, но в тот раз книги так и не раскрыл.
Зато он занимался по несколько часов в день игрой на скрипке и виолончели, раз в неделю брал уроки и мечтал стать концертным исполнителем. Но со временем понял, что совершенства в этом не достигнет и забросил занятия.

Чарльз всё же продолжал заглядывать к букинистам и его увлекли философы- идеалисты, а затем он познакомился с художественной литературой- Твеном, По и Ирвингом. «Моё стремление к знаниям было не так уж бескорыстно. Мною руководила не чистая любовь к знанию, а лишь желание оградить себя от презрения, которое вызывают невежды.» На одном из выступлении в Америке к нему подошёл молодой человек, будущий влиятельный продюсер и сказал, что когда разбогатеет, то обязательно пригласит его в кинематограф. Так и случилось. В 1913 году актёр подписал контракт со студией «Keystone» с жалованьем 150 долларов в неделю.

Актёр не сразу приспособился к кино, но со временем публика полюбила Чаплина. Чарльз сам создал уникальный образ Бродяги, который вскоре стал узнаваемым во всём мире.

Вскоре Чаплин стал работать самостоятельно, выполняя одновременно роль актёра, режиссёра и сценариста. Чуть позже он стал продюсировать фильмы и писать музыку.

Через 4 года он получил контракт на 1 млн долларов, что было немыслимой на тот момент суммой.
Через 6 лет Чарли Чаплин основал собственную кинокомпанию «United Artists». Вершиной творчества режиссера стала его картина «Огни большого города» (1931) и «Великий диктатор» (1940), где Чаплин сыграл одновременно две роли: фашистского диктатора и скоромного еврея-парикмахера. За эту роль Чаплину вручили в Нью-Йорке премию за лучшую актёрскую работу.

В 1952 году Чаплин с семьёй отплыл на гастроли в Англию и уже в пути узнал, что лишился прав на возвращение в США. Его обвиняли в антиамериканских настроениях, связи с коммунистами и нежелании получать гражданство.

Актёр поселился в Швейцарии и прожил там до конца своей жизни в счастье и достатке.

В 1957 году вышла комедия «Король в Нью-Йорке», который был запрещён к показу в США.
Последней картиной Чарли Чаплина стала комедия «Графиня из Гонконга», главные роли в которой сыграли Софи Лорен и Марлон Брандо.

Чаплин также автор четырёх автобиографических книг, успешный композитор, почётный доктор Оксфордского и Даремского университетов и Кавалер ордена Почётного легиона. Лауреат Каннского фестиваля, кинофестиваля «Золотой лев» и дважды Оскара.

В 1975 году был произведён в рыцари в Великобритании.

Джордж Бернанд Шоу называл Чаплина «единственным гением, который вышел из киноиндустрии».

Молодой человек улыбнулся - он и без всяких пасьянсов знал, что было. Он родился в Лондоне в апреле 1889 года. Его мать - Лили Харлей - была популярной артисткой варьете, его отец - Чарли Чаплин - тоже зарабатывал на жизнь лицедейством. Он оставил семью сразу после рождения Чарли-младшего, но у Лили хватало денег, чтобы достойно содержать своих детей (от первого брака у нее был еще один сын - Сидней) .

Чарли прекрасно помнил тот день, когда их благополучие рухнуло, словно карточный домик. Ему было пять лет, и он, как обычно, стоял за кулисами и наблюдал за выступлением матери. Вдруг ее голос оборвался на полуфразе. Чарли не понимал, что происходит. В зале раздались крики, кто-то засвистел, кто-то затянул песенку фальцетом, а кто-то замяукал. Лили в растерянности стояла в свете прожекторов и наконец убежала в гримерку. Директор схватил Чарли за руку, вытащил на сцену и, представив зрителям, оставил одного.

Чарли не смутился и начал петь популярную песенку "Джек Джонс". Оркестр долго не мог подстроиться под пятилетнего мальчика, однако зрителей это только забавляло, на сцену посыпались монеты. Чарли прервал свое выступление и пояснил, что сначала соберет деньги, а уж потом продолжит петь. Реплика вызвала хохот. Директор выбежал на сцену и начал ему помогать. Чарли испугался, что тот присвоит все деньги себе, и начал хватать монетки еще быстрее. Это было первое выступление Чарли Чаплина и последнее выступление Лили Харлей - у нее пропал голос. Вскоре денег не стало хватать даже на жизнь в трущобах, и на семейном совете решено было идти в работный дом. Это, конечно, считалось зазорным, но их дружной семье предстояли испытания посерьезнее. Мать отправили в женское отделение, Сиднея - в старшее, а Чарли - в отделение для малышей. Дети уже начали привыкать к нелегкому существованию в работном доме, когда на них свалилось новое несчастье. Лили не смогла смириться с крайней нищетой и разлукой с детьми, и ее поместили в клинику для душевнобольных.

Первый приступ болезни, к счастью, оказался непродолжительным, и вскоре семейство снова было в сборе. Лили шила блузки, Сидней разносил телеграммы, потом устроился горнистом на лайнер. Чарли пытался учиться, но безуспешно. Он бросил школу и тоже начал подрабатывать.

Во второй раз Лили попала в больницу, когда Сидней был в плавании. Деньги давно закончились, и Чарли с матерью уже несколько недель сидели не только без хлеба, но и без чая. Иногда Чарли удавалось остаться на обед или ужин у знакомых матери. Лили голодала, и это отразилось на ее здоровье. Чарли не хотелось возвращаться ни в работный дом, ни в приют. Он бесцельно слонялся по Лондону и ощущал себя слепой крысой, которую загнали в угол и вот-вот должны прибить палкой. Он был на грани отчаяния, когда из плавания вернулся Сидней. Старший брат привез не только деньги, на которые сняли приличную квартиру и стали более-менее сносно жить, но и новую идею - Чарли должен стать артистом. С этого момента что бы Чарли ни делал - продавал газеты, клеил игрушки, работал в типографии или в стеклодувной мастерской, - он знал, что все это временно и рано или поздно он будет выступать на сцене.

Chaplin’s World: «Чарльз и Чарли - две разные истории»

На старых фотографиях, в которых нет недостатка в швейцарском поместье Чарльза Чаплина, актер почти всегда в окружении детей. В какой-то момент семья даже напечатала специальную фотографию-открытку к Рождеству: в центре Чарльз Чаплин с женой Уной О’Нил.

Улыбающаяся Уна в маленьком черном платье, Чаплин с улыбкой на лице в шикарном костюме с галстуком и обязательным белоснежным платочком. За спинами родителей - восемь детей Чаплинов, четверо из которых не только выросли, но и родились здесь, в семейном поместье в Корзье-сюр-Веве, распложённом внутри огромного парка. Уна Чаплин носила пятого ребенка, когда они переехали.

«Мама любила рожать, а папа любил видеть ее беременной», - шутила старшая дочь Чаплина Джералдина.

{{ scope.counterText }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

Manoir de Ban - последняя резиденция «самого известного человека в мире». В Швейцарии Чарльз Чаплин прожил 25 лет после того, как покинул США, где в то время буйствовал сенатор Маккарти и велась «охота на ведьм». Там Чаплина преследовало ФБР, а некоторые журналисты и ассоциации даже призывали к бойкоту его фильмов.

Америка Чаплина и переезд

В Америке Чарльз Чаплин прожил около 40 лет, но так и не получил американского гражданства, путешествуя всю жизнь с паспортом гражданина Великобритании. В США Чаплин реализовал то, что называется «американской мечтой», и даже стал ее воплощением. Но там же Чарльза Чаплина осуждали за фильм «Великий диктатор». Мало кто знает, что снимать картину ему пришлось самому, на свои деньги вместе с братом Сидни.

Американские финансисты считали, что Германия была в то время защитой от коммунизма. Через шесть дней после того, как Франция и Великобритания вступили в войну с нацистской Германией, Чарльз Чаплин приступил к съемкам.

В США «Великий диктатор» вышел в конце 1940 года, а Европе нужно было ждать еще окончания войны, чтобы увидеть этот фильм…

«Я никогда не снял бы этот фильм, если бы в тот момент знал про лагеря», - говорил Чаплин потом.

Уна и Чарльз Чаплин подписали документы на покупку поместья с парком неподалеку от Женевы 31 декабря 1952 года. Manoir de Ban - здание 1850-х с 14 комнатами с прекрасной мебелью. Как писала швейцарская пресса того времени, «комната мадам - „Мари-Антуанетта“, комната месье - „Ампир“».

{{ scope.counterText }}

{{ scope.legend }} {{ scope.credits }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

«Две разные истории - Чарльз и Чарли»

Идея создания большого музея, посвященного Чарли Чаплину и его произведениям, родилась в 2000 году в Швейцарии в результате встречи швейцарца Филиппа Мейлана и канадца Ива Дюрана. Первый - архитектор и друг семьи Чаплинов, второй - большой фанат творчества Чаплина. Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон (Jean-Pierre Pigeon) рассказывает, что дом и музей специально разделили и что студия была построена не вплотную к дому актера.

«Когда вы смотрите на Мануар, дом Чарльза Чаплина, это место посвящено только семье, его личной жизни, а студия посвящена шедеврам Чарли, это две разные истории - Чарльз и Чарли» , - говорит он.

В доме Чаплина - домашние видео, которые снимала его жена Уна О’Нил. Если отталкиваться только от старых кинопленок, то покажется, что Чарльз Чаплин шутил без остановки.

Жан-Пьер Пижон: «Да. Он очень любил шутить, это видно, но в какой-то момент все же он стал отцом. Он не был шутником круглосуточно, конечно. Так, по крайней мере, говорят его дети».

{{ scope.counterText }}

{{ scope.legend }} {{ scope.credits }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

Однако британский писатель Питер Акройд в своей книге не прячет темных сторон биографии Чаплина. Так он писал, что в отношении женщин у Чаплина была настоящая «булимия» и обходился он с ними не всегда элегантно, в том числе и с женой Уной о’Нил. В работе он тоже был тираном, в жизни - достаточно экономным, панически боящимся потерять все свои накопления.

Трудное детство

Боязнь остаться без денег, видимо, была связана с крайне трудным детством Чарльза Спенсера Чаплина. То, что мы позже увидим в фильме «Малыш», Чаплин пережил сам - голод, холод, скитания по улицам, ночи в ночлежках. После развода родителей маленький Чарльз с братом Сидни остались жить вместе с матерью, Ханной Чаплин.

В музее Chaplin’s World первые залы тоже не выглядят радостными - таким, собственно, и было детство Чаплина. «Единственное, что Чаплин запомнил в цвете - это транспортные билетики, которые в Лондоне валялись повсюду, все остальные его воспоминания были черно-белыми» , - рассказывает в интервью RFI Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон.

Однако Чаплин никогда не попрекал бедностью своих родителей. Мать - бывшая эстрадная актриса, рассталась с отцом - некогда талантливым актером - из-за его пристрастия к вину.

© Roy Export SAS

В книге Чаплина «My Autobiography» (изд. Penguin Modern Classics), которую он написал в этом же доме в Швейцарии, работая по шесть-восемь часов в день, видно, насколько сильно Чарльз любил свою мать, даже в те моменты, когда она не могла содержать их. Жить было настолько тяжело, что из-за голода мать Чарльза Чаплина временно теряла рассудок и была вынуждена проходить курс реабилитации в психиатрических больницах. Но в своей автобиографии Чаплин написал матери целую оду.

Чарли Чаплин: «Каждый вечер, возвращаясь из театра, моя мама имела обыкновение выкладывать на столе сладости для Сидни (единоутробный брат Чарльза Чаплина, - прим. ред.) и для меня, утром мы находили кусочек пирога или конфеты - полагая, что мы не должны шуметь, потому как она обычно спала допоздна».

Однако такие времена были только в самом начале, потом мать отправляла мальчикам к соседям - семейству Маккарти. Чаплин любил туда ходить только потому, что там можно было сытно поесть, но даже несмотря на голод, он все равно предпочитал проводить время дома с мамой.

Чарли Чаплин: «Конечно, бывали дни, когда я оставался дома; моя мать заваривала чай и обжаривала хлеб на говяжьем жиру, я обожал это, потом в течение часа она читала со мной, потому что читала она прекрасно, и я открывал для себя счастье находиться рядом с ней, я отдавал себе отчет, что мне было куда приятнее оставаться дома, чем ходить к семейству Маккарти».

В мире Чаплина мать ассоциируется с детством, а значит еще и с грызущей бедностью. Он рассказывал, что даже самые бедные семьи в выходные могли позволить себе кусок запечённого на огне мяса - небывалая роскошь для их семьи, за это он долго злился на свою матушку и стыдился, что даже в выходные они не могли поесть нормально. Однажды им удалось накопить немного денег, чтобы купить кусок мяса, который они приготовили на огне. Мясо это ужалось до каких-то смехотворных размеров, но тогда мальчик почувствовал себя счастливым и был бесконечно благодарен своей бедной матушке.

Кроме того, именно Ханне Чаплин маленький Чарльз обязан своим первым выступлением на сцене. В книге «My Autobiography» он вспоминает, что у его матери во время сценических номеров из-за простуды и слабости часто срывался голос, и тогда публика поднимала бедную женщину на смех. В один из таких дней, когда Ханна Чаплин в очередной раз не смогла продолжить свое выступление, а зал освистал ее, на сцену вместо нее вышел 5-летний Чарльз и запел известную тогда песню про Джека Джонса…

Публика забросала малыша монетами, он тогда прервался ненадолго и сказал: подождите минуточку, пожалуйста, я сейчас быстренько подберу все деньги и снова продолжу петь. Зрители умирали от восторга и умиления.

Дом, где двери не закрывались

Майкл Чаплин, сын Чарльза Чаплина, который в день рождения отца, 16 апреля, присутствовал на инаугурации музея, рассказывал, что в доме Manoir de Ban в Корзье-сюр-Веве прошло все его детство.

Майкл Чаплин: «Я ходил в обычную школу рядом с домом. Иногда я приводил домой друзей, чтобы поиграть в нашем прекрасном парке. Я помню, как некоторые из них с сожалением констатировали, что мой отец - уже пожилой, седовласый человек. Это не Чарли, говорили они мне, плохо скрывая свое разочарование, что не встретили в этом доме Бродягу. К сожалению, его там не было. Этот бездомный бродяжка, этот цыган, который был вечно в пути, к сожалению, не жил тут. Но вместе с (музеем) Chaplin’s World, мы можем сказать, что он наконец обретет дом здесь. Теперь-то ему будет хорошо» , - объясняет Майкл Чаплин, президент Фонда Музея Чарли Чаплина. После смерти Чаплина паломничество со всего мира к дому актера не прекратилось, «кто-то даже кидался целовать стены, настолько сильно они были признательны ему за его фильмы. Так я понял, с какой силой искусство моего отца говорило с людьми из любой точки мира».

«Майкл Джексон приезжал сюда, а потом пригласил всю семью в Диснейленд. Сюрреализм!», - вспоминали близкие. «Цыгане стали нашими друзьями: они несколько раз возвращались сюда и устраивали нам огромные праздники», - рассказывает Майкл Чаплин. В доме часто устраивали большие полдники для соседских детей из трудных семей, а однажды даже для детей из Чернобыля, которых в Швейцарию привезли на реабилитацию…

От проекта до открытия

Так и получилось, что во время визита Chaplin’s World посетители с головой окунутся в черно-белый мир чаплиномании, а во время визита дома узнают о том, как жил «самый известный человек в мире».

Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон : «С поместьем Manoir de Ban связана целая эпопея! Чарльз Чаплин ушел из жизни 25 декабря 1977 года. А его жена Уна - в 1991. После чего двое детей Чаплинов поселились в этом доме вместе с семьями - Майкл и Юджин. В 2000 году они приняли решение продать Мануар. Когда друг семьи Филипп Мейлан узнал об этом, он сказал: „Нет, что вы! Это невозможно! Нужно сделать что-нибудь! Мы не можем позволить такому наследию уйти просто так“. Так состоялась их первая беседа, в ходе которой обсуждалась возможность превратить дом Чарли Чаплина в музей. Майкл и Юджин Чаплины тогда сказали, что им мы очень не хотелось, чтобы дом превратился в мавзолей, это было одним из их главных требований. Они хотели, чтобы это место по-прежнему оставалось местом для смеха и эмоций. В результате нескольких месяцев работы Филипп Мейлан написал проект страниц на сто и показал его семье Чаплина. Им он понравился, и они приняли решение продать дом через Фонд музея Чарльза Чаплина».

{{ scope.counterText }}

{{ scope.legend }} {{ scope.credits }}

{{ scope.counterText }}

i

{{ scope.legend }}

{{ scope.credits }}

От задумки до открытия прошло целых 16 лет. Изначально открытие музея было запланировано на 2005 год. Разработчики проекта - Ив Дюран и Филипп Мейлан - принялись улаживать формальности с планом на строительство, а в Швейцарии это часто очень долгие процессы. Более того, согласно швейцарским законам, местные жители могут оспорить любой проект. Что в какой-то момент и случилось: один из проживающий по соседству пожелал, чтобы проект Chaplin’s World закрыли, опасаясь большого наплыва туристов в спокойное местечко Корзье-сюр-Веве. Разбирательства с соседом длились пять лет. Дальше строительство задерживалось еще и по финансовым вопросам. В общей сложности на создание музея было потрачено около 60 млн швейцарских франков.

В самом начале съемок «Великого диктатора» Чаплин задавался вопросом - как снимать эту картину, потому как его персонаж - Чарли - не разговаривает. «И потом вдруг я нашел решение. Это было даже очевидно. Даже играя Гитлера, я мог разглагольствовать при помощи языка тела и быть говорливым настолько, насколько мне было нужно. И наоборот, когда я играл Чарли, я мог немного сохранять молчание» , - говорил Чаплин.

В Chaplin’s World есть целая комната, посвященная «Великому диктатору». «Гитлер был одним из величайших актеров, которых я когда-либо видел», - рассказывал Чарльз Чаплин. Позже, когда одному из сотрудников министерства культуры нацистской Германии удалось бежать, он встретился с Чарльзом Чаплиным и рассказал ему, что Гитлер посмотрел «Великого диктатора» в одиночестве.

«Я бы отдал, что угодно, чтобы узнать, что он о нем думает», - ответил ему Чаплин. Полагают, что именно из финальной сцены «Великого диктатора» Чаплин не смог продлить американскую визу и был вынужден уехать в Швейцарию, спасаясь от маккартизма.

Последние дни в Manoir de Ban

©Roy Export Сo Est

В Швейцарии Чарльз Чаплин так никогда и не выучил французский язык и сердился, когда за обедом кто-то из детей переходил на французский. Может показаться, что в Manoir de Ban Чарли Чаплин из воплощения американской мечты превратился в «обычного человека». Однако именно там он написал сценарии для своих двух последних фильмов «Король в Нью-Йорке» и «Графиня из Гонконга» с Марлоном Брандо и Софией Лорен. «Король Нью-Йорка» до 1973 года был запрещен к показу в США: из-за связи короля с мальчиком Рупертом, читающим Карла Маркса в одной из школ в Нью-Йорке, короля самого обвинили в связях с коммунистами. Так Чаплин высмеял выгнавший его из страны маккартизм.

Чарльз Чаплин до самой смерти не переставал писать, сочинять музыку в Швейцарии. «Работать - значит жить. И я хочу жить», - говорил он. Чарльз Чаплин ушел из жизни в своем доме Manoir de Ban в рождественский день 1977 года. Рядом с ним до последнего момента оставались Уна О’Нил и его дети.

Чарли Чаплин - американский и английский актёр, символ немого кино, наиболее известен благодаря роли бродяжки Чарли - над маленькими трагедиями которого до сих пор смеётся весь мир.

Тяжёлое детство и первые роли

Чарли Чаплин родился в семье актёров. Его отец в своё время был весьма известным исполнителем песен в лондонских мюзик-холлах. Но буквально через год после рождения Чарли, он ушёл из семьи. Мать также была певицей и актрисой. Он рос вместе со своим старшим братом Сидни, которого мать родила ещё до замужества. Но мальчик также носил фамилию Чаплин.

Первую свою роль Чарли Чаплин сыграл в 5 лет. Мать заболела - у неё начались проблемы с горлом, и выйти на сцену не могла. Тогда маленький Чарли вышел под свет софитов вместо неё и начал петь её песню. Восторженная публика восприняла малыша на ура: его забросали монетами и купюрами, которые он тут же начал собирать. Публику весьма развеселил такой номер, ведь мальчик даже не закончил песню. Но, пособирав деньги, он допел композицию и убежал.

Таким образом это было и первое выступление, и первые заработанные деньги.

Мать с тех пор на сцену так и не возвратилась: после ухода из семьи мужа, у неё начались проблемы с психикой и её поместили в лечебницу. Детей отдали в приют для бедных детей.

В 9 лет Чарли поступил в танцевальную группу для талантливых детей «Восемь ланкаширских парней», именно там ему впервые удаётся комическая роль, но группу придётся оставить уже через полтора года - нужно зарабатывать на жизнь. Поэтому мальчишка продаёт газеты на улицах, помогает знакомому врачу, подрабатывает в местной типографии - но дать постоянную работу маленькому мальчику не рискнул никто.

В 14 лет он наконец попадает в свою стихию: его берут посыльным в театр и предлагают маленькую роль в пьесе. Больше всего Чарли боялся, что ему скажут прочесть роль вслух - ведь он практически не умел читать, но старший брат помог справиться с этой проблемой.

Чарли-актёр и США

Уже с 16 лет Чарли начинает играть в театре постоянно, он принимает участие в постановках варьете. Кроме того усердно учится музыке - по четыре, а иногда и по 16 часов каждый день играет на скрипке и берёт дополнительные уроки у дирижёра театра.

В начале 1908 года он получает постоянное место актёра в театральном предприятии Фреда Карно - там поставляют скетчи и пантомимы почти для всех лондонских мюзик-холлов. Чарли хватается за шанс и вскоре становится одним из главных актёров в целом ряде постановок.

В 1910-1912 годах Чарли вместе с труппой Карно был на гастролях в США. Следующие несколько месяцев в Англии приводят его к мысли, что нужно возвращаться в Америку, поэтому когда труппа снова собирается туда на выступления, Чарли тоже едет. Но с твёрдым решением остаться там.

На одном из выступлений Чарли попался на глаза кинопродюсеру Маку Сеннету, и тот пригласил его попробовать себя в киноиндустрии. Первые роли не принесли успеха: Сеннет уже даже начал подумывать, что ошибся, но актриса Мэйбл Норманд уговорила его дать мальчику ещё один шанс. И была права - фильмы с Чаплином начали приносить доход. Но Чарли хотел сам создавать сценарии и сам делать кино.

Рождение «Бродяги» и популярность

В феврале 1914 года появился первый фильм с бродяжкой Чарли «Детские автомобильные гонки». Образ неуклюжего молодого человека сложился буквально за несколько минут: слишком широкие брюки, большие башмаки, но не по размеру маленький котелок и усики. Как объяснил сам Чарли: усы он приклеил, чтобы не казаться слишком молодым, но в то же время не хотел ничем скрывать свою мимику.

Но работать на кого-то Чаплину уже не хотелось. Поэтому он уходит от Сеннета и в том же 1914 году выпускает свой фильм, где был и сценаристом, и режиссёром, и актёром. Такая жизнь ему по душе: заработки также выросли в разы. Это уже не 150 долларов в неделю, а минимум 1 250, и это не считая бонусов за контракты.

В 1917 году Чарли Чаплин становится самым дороги актёром своего времени - он заключает контракт на 1 млн долларов с киностудией First National Pictures.


Первые независимые фильмы

В 1919 году Чаплин совместно с Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и Дэвидом У. Гриффитом организовал свою студию United Artists. Он начинает снимать полнометражные фильмы.

Но уже первую его работу - фильм «Парижанка» — публика восприняла довольно прохладно. Люди не хотели глубоких драм, им больше нравился бродяжка Чарли, над которым можно посмеяться. А вот критики оценили кино по достоинству, они поняли, что хоть Чаплин и успешный актёр, но прежде всего он - автор.

Потом появились его шедевры: «Золотая лихорадка» в 1925 и «Цирк» в 1928.

Несмотря на то, что фильмы уже начали делать со звуком, Чаплин хранил верность немому кино. Его последней картиной в этом жанре стал антигитлеровский фильм «Великий диктатор», который вышел в 1940 году. Больше бродяжка Чарли в его фильмах не появлялся.

В то же время власти США начинают гонения против Чаплина. Его подозревают в коммунизме, поэтому ФБР собирает на него компромат. «Великий диктатор» сыграл в Чаплином злую шутку: в странах, где процветает нацизм, его считают «грязным евреем», а в Америке ему пеняют, что он «тычет в зрителей коммунистическим пальцем». Зрители писали ему письма с угрозами, а прокатчики отмахивались - брать такую картину в прокат они не решались из-за скользкой тематики.

Следующий его фильм «Месье Верду» вообще запретили выпускать в прокат.

Отъезд из США, последние годы жизни

Когда в 1952 году Чарли Чаплин уезжает в Англию, чтобы представить там свой новый фильм «Огни рампы», возвратиться в США он уже не может - ему запретили обратный въезд.

Поэтому актёр покупает дом в Швейцарии в городе Веве.

В следующий раз он попадёт в Америку лишь в 1972 году - ему дадут кратковременную визу ради церемонии вручения премии Оскар.

Последним фильмом Чарли Чаплина стала картина «Графиня из Гонконга», главные роли в которой сыграли Софи Лорен и Марлон Брандо.

Умер актёр во сне 25 декабря 1977 года, похоронен на местном кладбище города Веве. На берегу Женевского озера поставили памятник актёру.


Титулы и награды:

В 1954 году его наградили Премией Мира.

В 1965 году стал лауреатом премии Эразма - за вклад в развитие европейской культуры.

В 1975 году королева Елизавета II посвятила Чарли Чаплина в рыцари.

Чаплин получил три Оскара: в 1929, 1972 и 1973.

  • Чаплин однажды инкогнито принимал участие в конкурсе двойников Бродяги в театре Сан-Франциско и даже не смог пройти в финал этого конкурса
  • Чаплин очень гордился тем, что в его жилах течёт капля цыганской крови - его бабушка происходила из семьи цыган.
  • Знаменитая стойка Чарли Чаплина с тросточкой - дань памяти отцу. Именно таким Чарли запомнил его из фотографии, увиденной в детстве.
  • Чаплин был четыре раза женат и имел 12 детей.
  • После смерти гроб с телом Чаплина похитили с целью выкупа. Преступников поймали, а тело актёра перезахоронили под почти 2-метровым слоем бетона.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: