Что стоит за сообщениями о срыве военного контракта с индией. Арун Пракаш, отставной адмирал ВМФ Индии и бывший начальник службы, настроен еще более критично Российское оружие списывают в утиль

Высокопоставленные руководители ВВС Индии утверждают, что совместная с Россией программа FGFA по созданию истребителя 5-го поколения не отвечает желаемым требованиям. Один из высших офицеров ВВС Индии добавил, что «индийские ВВС не стремятся продолжать программу FGFA». Об этом пишет издание Defense News.

Предложенная программа FGFA не соответствует требованиям по малой радиолокационной заметности российско-индийского самолета по сравнению с американским истребителем F-35, объяснил высокопоставленный индийский военный. По его мнению, в этой программе необходимы существенные структурные изменения, которые не могут быть обеспечены с помощью существующих российских прототипов.

В программе FGFA также нет понятия модульного обслуживания двигателя, что делает обслуживание будущего парка истребителей FGFA «дорогим и неприятным», считают индийские специалисты, на которых ссылается американское издание. Другой высокопоставленный представитель ВВС Индии пояснил, что модульное обслуживание двигателя требуется для быстрого и удобного обслуживания самолетов FGFA без предварительного предупреждения предприятия-изготовителя.

Однако россияне, по мнению индийцев, предложили немодульные механизмы для FGFA и его обслуживания, и значительная часть работ может быть выполнена только на заводе-изготовителе.

В «Рособоронэкспорте» предельно категорично отреагировали на распространенную американским СМИ информацию. «В настоящее время действует российско-индийское межправительственное соглашение, и есть обязательства, в соответствии с которыми совместный проект по созданию самолета реализуется сторонами по согласованным этапам и срокам», — сказали «Коммерсанту» в компании.

Индийский эксперт Вайджидер Тхакур, в прошлом командир эскадрильи ВВС Индии, специалист по вопросам обороны, утверждает, что на аналоге FGFA, известном в России как Су-57, установлен двигатель АЛ-41Ф.

Но истребитель FGFA должен быть оснащен двигателем под названием «изделие 30». Он на 30% легче АЛ-41Ф, имеет гораздо большую тягу, лучшую топливную экономичность. «Изделие 30» гораздо более надежный двигатель и характеризуется более низкой стоимостью жизненного цикла, примерно на треть», - сказал Тхакур в разговоре с «Газетой.Ru». Однако на сегодня «изделия 30» еще нет на оснащении даже российских истребителей.

Не имея на вооружении американских истребителей, ВВС Индии едва ли имеют возможность иметь мнение по сравнительным долгосрочным эксплуатационным расходам российских и американских самолетов, добавил Тхакур.

Как известно, в 2007 году Россия и Индия подписали соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения FGFA (Fifth-Generation Fighting Aircraft). Ключевым параметром соглашение было производство самолетов на территории Индии, подразумевающее трансфер технологий уникальной российской разработки. Предполагалось, что стартовым заказчиком этого самолета станут военно-воздушные силы Индии, а в дальнейшем он будет поставляться третьим странам. До недавнего времени Индия планировала построить 144 истребителя FGFA. Ранее количество необходимых самолетов этого типа оценивалось в 210 с лишним единиц.

«Безусловно, реализация программы FGFA встречается с определенными техническими трудностями. Ни для кого это не секрет. Но тут дело вовсе не в сложностях технического характера. Не так давно Индия подписала с Францией контракт стоимостью €7,98 млрд на поставку 36 истребителей «Рафаль». Каждый самолет обошелся Нью-Дели в €94 млн. А бюджет индийских ВВС предполагает ежегодное выделение всего лишь €2,5 млрд на закупку летательных аппаратов», - пояснил «Газете.Ru» заместитель директора .

То есть, по словам эксперта, «Рафаль», и это без всякого преувеличения, сожрал весь бюджет ВВС Индии и в том числе средства, выделяемые на создание истребителей 5-го поколения.

В этом случае может сложиться такая ситуация, считает специалист, что ВВС Индии и вовсе останутся без машин 5-го поколения. А они гораздо раньше могут появиться на вооружении ВВС Китая и даже, к немалому удивлению индийской стороны, ВВС Пакистана.

Наконец, если индийская сторона сворачивает военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией, считает Константин Макиенко, то Москва имеет полное право относиться к Нью-Дели не как к приоритетному стратегическому партнеру в регионе, а как к обычному, ординарному партнеру в сфере ВТС. А это может означать только одно — активизацию военно-технического сотрудничества России с основным геополитическим соперником Индии Пакистаном.

А Исламабад вполне заинтересован в интенсификации подобного сотрудничества. С высокими тактико-техническими характеристиками советского/российского оружия пакистанцы ознакомились еще во время афганской войны.

То есть у Дели не должно вызывать сильного удивления возможное появления на вооружении ВВС Пакистана, к примеру, российских истребителей Су-35. Также в свое время ВВС Индии отказались от МиГ-35 в пользу «Рафаля». Если же Пакистан купит эти легкие фронтовые истребители, но теперь уже в гораздо более модернизированном варианте, то этот факт должен восприниматься в Нью-Дели также без особого изумления и потрясения.

Индия имеет полное суверенное право отказаться от всех совместных с Москвой проектов, считает Константин Макиенко. Кремль обладает таким же суверенным правом переориентироваться в вопросах ВТС на Пакистан, убежден эксперт.

«На мой взгляд, не стоит сильно драматизировать ситуацию, складывающуюся в сфере российско-индийской программы FGFA, - рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в российской авиастроительной отрасли. — Пока даже нет точной информации кто и что в Индии сказал, где сказал, при каких обстоятельствах. Неизвестны даже воинское звание и должность автора озвученной информации».

По словам специалиста, Индия в настоящее время пытается реализовать в области военной авиации массу программ: это и закупка «Рафалей», и конкурс на однодвигательный истребитель, и начало работ по легкому истребителю 5-го поколения, и предстоящая модернизация машин Су-30МКИ с целью загрузки предприятий, а также модернизация «Ягуаров» и МиГ-29.

И это, подчеркивает эксперт, программы только в сфере военной авиации. А кроме того, есть еще и авиация ВМФ — Нью-Дели предстоит сделать выбор палубного самолета для своего третьего авианосца. А там уже вовсю идет борьба между «Рафалем» и американским F/A-18. Взамен Соединенные Штаты предлагают Индии помощь в создании легкого истребителя 5-го поколения.

Такое количество индийских программ в сфере ВВС и авиации ВМС великовато даже для Соединенных Штатов. Вряд ли все это с стороны Нью-Дели может быть реализовано. Денег на все сразу может не хватить.

Так что острые заявления ВВС Индии по программе FGFA вполне можно рассматривать как некую борьбу интересов, полагает источник «Газеты.Ru» в авиационной отрасли. За каждой деталью военного самолета в Индии стоит своя группа лоббистов. Так что в этом плане очередной информационный вброс — это, в некотором смысле, нормальное явление.

Индия, на вооружении которой состоят истребители Су-30МКИ российского производства, заявила, что имеет к этим машинам ряд существенных претензий. Такие сведения содержатся в отчете индийского аудиторского агентства Comptroller and Auditor General (CAG). Согласно документу, состоящему из 218 страниц, российские самолеты недостаточно надежны в эксплуатации.

По словам аудиторов, показатель летной годности истребителей Су-30МКИ составляет 55-60% вместо 75%, указанных в документах предприятия-изготовителя.

Из отчета индийских контролирующих органов следует, что значительная часть истребителей «Сухого» постоянно находятся в состоянии, когда полеты на них осуществлять нельзя по техническим причинами. CAG утверждает, что в среднем из 210 постоянно эксплуатируемых Индией Су-30МКИ от 115 до 126 истребителей постоянно находятся на земле из-за необходимости осуществления их технического контроля и ремонта. «Это сказывается на боеспособности авиазвеньев, оснащенных машинами данного типа», — отмечается в докладе аудиторов. Более того,

согласно официальным данным индийского , с момента начала эксплуатации было потеряно шесть машин «Сухого».

Свои выводы эксперты CAG уже направили в парламент Индии для ознакомления депутатов.

По словам индийской стороны, наиболее часто на истребителях Су-30МКИ ломаются электрическая система дистанционного управления полетом и приемник предупреждения о радиолокационном обнаружении.

«Всего с момента начала эксплуатации зафиксировано 35 выходов из строя двигателей этого истребителя, к ним относятся в том числе и инциденты, связанные с поломкой силовой установки. ВВС Индии в настоящий момент изменили правила проведения работ по техническому обслуживанию Су-30МКИ», — цитирует издание Defense News слова представителя индийского минобороны.

Контракт на поставку в Индию истребителей Су-30МКИ был заключен в 2002 году. Изначально по условиям договора Россия должна передать Дели 272 самолета этого типа. Однако затем Индия договорилась с Москвой о том, что часть самолетов будет произведена на индийских предприятиях по российской лицензии, при этом на них будут установлены двигатели с отклонением вектора тяги. На индийской территории истребители собирала местная государственная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

Основной причиной частых поломок Су-30МКИ специалисты CAG называют нехватку комплектующих к самолетам, большая часть которых производится в России.

Сейчас Дели ведет с Москвой переговоры о том, чтобы открыть на индийской территории предприятия по сборке необходимых запчастей. По данным Defense News, министр обороны Индии обсуждал возможность локализации производства агрегатов для Су-30МКИ во время визита в РФ в ноябре текущего года. В ближайшее время, 24-25 декабря, в Москву с официальным визитом прибудет премьер-министр Индии . Среди тем, которые, как ожидается, он будет обсуждать с российским руководством, будет сотрудничество двух стран в оборонно-промышленной сфере. Не исключено, что в ходе визита главы индийского правительства будет поднят вопрос о создании в Индии предприятий по производству комплектующих к российским «сушкам».

Производитель самолетов Су-30МКИ в беседе с «Газетой.Ru» комментировать ситуацию с обслуживанием самолетов в Индии отказалась, сославшись на то, что предприятие не является субъектом военно-технического сотрудничества и не имеет прямого договора на обслуживание «сухих» на индийской территории. Отказались предоставить комментарий и в .

Источник «Газеты.Ru», близкий к , отметил, что в значительной степени проблема с агрегатами для Су-30МКИ у индийцев возникает из-за «бюрократии, которую развели и индийское минобороны».

«Процесс подачи заявки на ту или иную запчасть очень долгий, и время от ее направления до поставки комплектующих может занять многие месяцы. Сначала заявка идет в ФС ВТС, потом к вопросу подключается Рособоронэкспорт. А он не заинтересован в поставках мелких партий запчастей, а заинтересован в крупных контрактах. Индийской же стороне зачастую необходимы именно мелкие партии комплектующих», — сказал собеседник издания.

По его словам, ускорить процесс поставки запчастей к российским истребителям, состоящим на вооружении ВВС Индии, могли бы прямые контакты «Сухого» и «Иркута» с индийским оборонным ведомством. «Можно создать сервисный центр на индийской территории, где бы хранился полный комплект комплектующих на 2-3 самолета. Его можно было бы сделать в форме совместного предприятия. Об этом, кстати, недавно говорили представители корпорации «Сухой» и ОАК в ходе визита индийских журналистов в Москву. Но тут уже вопрос в том, кто этот сервисный центр будет финансировать, ведь даже «разобранные» 2-3 машины — это десятки миллионов долларов. Мне кажется, что Индия в этом больше заинтересована. А Дели, как показывает практика, любит на всем экономить», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

Источник «Газеты.Ru» в системе военно-технического сотрудничества отметил в свою очередь, что дефицит запчастей к Су-30КИ у индийских военных возник из-за роста числа машин, которые Дели закупил у Москвы.

«Если говорить условно, то, когда вы эксплуатируете 10 истребителей, вам, возможно, хватит 2-3 техников для их обслуживания. Но если у вас стало 20 истребителей, то тут надо увеличивать штат инженеров, в том числе и российских.

Есть и проблема с поставкой комплектующих, но я хочу отметить, что для такого большого парка 60% летной годности — это неплохой показатель, он не так сильно недотягивает до заявленных 75%», — сказал собеседник издания.

«Недавно в немецкой газете Der Spiegel появились сведения со ссылкой на техническую службу, отвечающую за обслуживание самолетов, о том, что только половина из 103 имеющихся в ВВС ФРГ истребителей Eurofighter не могут взлететь из-за различных технических проблем», — напомнил собеседник «Газеты.Ru».

По его словам, в значительной мере появление в прессе отчета CAG связано с грядущим визитом индийского премьера в Москву. «Так представители ВВС Индии хотят обратить внимание политика на свои проблемы», — сказал он.

Су-30МКИ — экспортный вариант двухместного многоцелевого истребителя Су-30 разработки КБ «Сухой». Он может нести до 8 тыс. кг ракетно-бомбовой нагрузки, а также вооружен 30-миллиметровой пушкой ГШ-30-1.

В 2015 году в Великобритании в рамках международных учений «Индрахануш» («Радуга») были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские летчики одержали победу над ВВС Британии со счетом 12:0. В настоящее время Су-30 МКИ состоит на вооружении Анголы, Индии, Вьетнама, Ирака, Алжира, Индонезии Казахстана, КНР и Уганды. С начала производства самолетов данного типа в 1992 году в результате различных летных происшествий было потеряно девять этих машин.

Информация о практически оформленном решении министерства обороны Индии отказаться от совместного с Россией проекта разработки и производства истребителя пятого поколения. Заголовки статей недвусмысленно дают понять, что причина отказа – технологическое отставание России.

Как и бывает в подобных случаях, для каждой аудитории в этом новостном сообщении есть своя изюминка, создающая нужный эффект восприятия. Для западной аудитории это демонстрация превосходства над «агрессивной», но отсталой Россией.

Для российской публики, в первую очередь скептически настроенной по отношению к властям, это очередной повод заявить о несостоятельности нынешних руководителей государства. Для их оппонентов из пропрезидентского лагеря и консервативных, национально ориентированных сил это весомый удар по самолюбию.

Кроме того, есть еще граждане других стран, сотрудничающих либо подумывающих о сотрудничестве с Россией в военно-технической сфере. Для них основной посыл очевиден. Если столь крупный импортер оружия, как Индия, посчитал бесперспективными разработки ведущих авиастроителей России, то что же говорить об этих и других менее технологичных и, судя по выводам журналистов, безоговорочно устаревших вооружениях с лейблом "Made in Russia"?

Конечно, нельзя не признать, что по целому ряду технологических направлений, в том числе и в ВПК, Россия испытывает определенные трудности. Этот секрет Полишинеля особо не замалчивается даже на высшем уровне российского руководства.

Однако безапелляционность подобных новостей наводит на мысль о несколько иной подоплеке, нежели простое информирование о срыве военного контракта.

Что-то не так

Изначально данная новость появилась 21 октября на страницах американского издания Defense News. В статье сообщается, что командование индийских ВВС выразило претензии министерству обороны страны в отношении перспектив совместной с Россией разработки истребителя пятого поколения.

По данным не названного Defense News источника, индийские военные считают, что проект FGFA заведомо уступает американскому самолету F-35. В частности, претензии предъявлены к конструкции двигателя, низким показателям стелс-технологий и неоптимальности профиля самолета.

На основании этой негативной оценки представители ВВС якобы рекомендуют индийскому руководству выйти из совместного проекта с Россией.

А теперь рассмотрим ситуацию шире.

Во-первых, западные, индийские и российские СМИ, опубликовавшие данную новость, ссылаются исключительно на Defense News. Ссылок на какие-либо другие источники и тем более на официальные индийские власти не приводится.

Во-вторых, американское издание ссылается на анонимных представителей ВВС Индии, недовольных российским проектом. Единственным названным лицом является отставной офицер, а ныне эксперт В. Такур (Vijainder K Thakur), который как раз и не поддержал основную мысль статьи, а, напротив, упомянул о положительных аспектах российско-индийского проекта и, в частности, о перспективах установки на будущих самолетах более совершенного двигателя.

В-третьих, незамеченным осталось мнение главы индийской компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) Суварны Раджу (T. Suvarna Raju), изложенное на страницах другого издания – индийского Business Standard. HAL является основным партнером с индийской стороны и рассматривает разработку нового истребителя как прекрасную возможность для Индии получить самые современные технологические решения в сфере производства военных самолетов.

Ищи, кому выгодно

Для того, чтобы развеять зарождающиеся сомнения в соответствии изложенной Defense News информации реальной ситуации, обратимся к более ранним сообщениям того же издания на эту тему.

9 августа этого года, то есть всего два месяца назад, Defense News публиковал статью, в которой указывалось, что Индия склоняется продолжить совместный с Россией проект разработки истребителя пятого поколения. В материале приводились слова индийских военных и экспертов, поддерживающих разработку FGFA.

Кстати, среди них был и уже упоминавшийся В. Такур.

Двойное толкование индийской позиции трудно допустить,

ведь материал содержал прямую цитату официального представителя минобороны Индии, сообщившего, что специальный комитет под руководством отставного маршала ВВС Индии Симхакутти Вартхамана (Simhakutty Varthaman) рекомендовал МО продолжить проект.

И вот по прошествии столь малого времени оказалось, что мнение индийских военных полностью поменялось. Учитывая, что власти Индии известны достаточной медлительностью в принятии масштабных решений, сложно предположить, что судьба проекта стоимостью в несколько миллиардов долларов меняется столь быстро.

Так что же могло стать причиной появления подобного материала? Осмелюсь предположить, что причина нынешнего ажиотажа вокруг российско-индийского сотрудничества в авиационной сфере не связана с реальными разногласиями партнеров, которые, стоит признать, имели место на протяжении всех 10 лет реализации проекта FGFA. Реальная причина в другом.

Это банальная конкурентная борьба за одного из крупнейших импортеров оружия.

Подобные попытки дискредитации России со стороны США наблюдаются все чаще. Если в Европе основной упор Вашингтон делает на «защиту» европейского рынка от энергетической, газовой зависимости от Москвы, а под шумок продвигает свой сланцевый газ, то в Индии помимо поставок энергоресурсов (куда тоже хотят вклиниться США) цель – подмять под себя многомиллиардный рынок оружия.

И, надо сказать, в последние несколько лет американцы в этом сильно преуспели. Они уже занимают второе место по поставкам вооружений в Индию.

Но на кону еще большие контракты. Например, полным ходом идет обсуждение поставок американских беспилотников MQ-9 Reaper (или Predator B) более чем на 2 млрд долларов, а за ними, возможно, и более мощных Predator C Avenger уже на 8 млрд.

После недавнего значительного сокращения контракта на поставку Индии французских истребителей Rafale борьба за потенциальный контракт на поставку около 100 самолетов вновь разгорелась не на шутку. Помимо французов активность проявляют шведы, русские и американцы.

Одним из главных требований индийской стороны к будущим поставщикам истребителей является передача технологий производства.

Программа индийского премьера Нарендры Моди «Делай в Индии» вынуждает зарубежных производителей делиться секретами.

В этой связи определенное преимущество есть как раз у России, ведь на территории Индии уже производятся танки Т-90 и начинается сборка вертолетов Ка-226Т.

Америка решила ответить симметрично.

Сначала Обама, а теперь и Трамп продвигают индийцам F-16 от Lockheed Martin и F/A-18E/F Super Hornet от Boeing. Причем F-16 должны потеснить российские «МиГ» и «Су» на земле, а Super Hornet – стать основным палубным самолетом для будущего индийского авианосца, проект постройки которого обсуждается в индийском руководстве.

Надо отдать должное предпринимательской жилке заокеанских производителей. Чтобы потрафить индийскому премьеру и вписаться в программу передачи технологий, американцы предлагают полностью перенести один из заводов по производству F-16 в Индию.

Правда, они не акцентируют особо внимание на том, что завод работал в основном на экспорт и после завершения контракта на поставку самолетов Ираку будет вынужден снизить производство. Вместо того, чтобы решать вопрос с загрузкой предприятия, его владельцы посчитали, что выгоднее его просто продать Индии и получать взамен немалые лицензионные отчисления.

При чем тут FGFA? Конечно, F-16 и F/A-18 не дотягивают до требований самолетов пятого поколения. Но у Штатов в рукаве есть еще один козырь. Это F-35, активно продвигаемый союзникам в Европе и Азии. Понятно, что, несмотря на пафосные заявления о привилегированном партнерстве, о передаче этой технологии Индии речь идти не будет. Однако уже упомянутое развертывание производства F-16 и F/A-18 могло бы скрасить индийское недовольство.

Если ответ на вопрос, кому выгодна подобная статья в Defense News, становится ясен, то стоит подумать, а почему об этом заговорили именно сейчас. Но и тут особых проблем не возникает. 25 октября Дели посетил госсекретарь Тиллерсон.

Понятно, что в преддверии его визита создать определенный негатив в отношении конкурентов – заманчивая идея. То, что в ходе переговоров будут обсуждаться перспективы военно-технического сотрудничества, едва ли для кого-то стало неожиданностью.

Более того,

США активно демонстрируют, против кого они хотят дружить с Индией.

Выступление Тиллерсона за несколько дней до турне по странам Азии не оставляет сомнений в том, что Вашингтон хочет привлечь Индию в сколачиваемый им в Азии антикитайский блок.

Наступая на больную для Дели мозоль индийско-китайских противоречий, Тиллерсон, фактически отказавшись от дипломатического этикета, открыто озвучил задачу американско-индийского партнерства как противодействие китайской экспансии.

В этой связи наряду с попытками дискредитировать российское оружие стоит ожидать активизации кампании против России как надежного партнера Индии.

Логика тут проста. Россия в последние годы активно сближалась с Китаем, а тот, в свою очередь, укрепляет союз с Пакистаном. Следовательно, необходимо убедить Индию, что Россия играет на стороне двух главных противников Дели.

И как после этого можно покупать оружие и расширять партнерство с такой страной? В этой связи Вашингтон готов предложить себя в качестве наиболее удачной альтернативы, благо в отношениях с Пекином, Москвой и Исламабадом у американцев достаточно проблем, чтобы Индия могла оттолкнуться от формулы «враг моего врага – мой друг».

Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что на наших глазах разворачивается очередная сцена из уже ставшего привычным спектакля под названием «Продвижение американских интересов» всеми доступными средствами.

Появление статьи в Defense News не случайно и носит явно заказной характер. Заявление о резком изменении позиции в отношении российско-индийского проекта разработки истребителя пятого поколения, скорее всего, связано не с душевными колебаниями руководства индийских ВВС, а с банальным заказом.

Косвенным подтверждением этого может служить и тот факт, что обе статьи с диаметрально противоположными выводами написал один и тот же автор, использовавший одни и те же слова индийских экспертов сначала со знаком плюс, а через два месяца – со знаком минус.

В очередной раз цель оправдывает средства, и для победы в конкурентной борьбе используется искусственно раздуваемый скандал. И что же это, если не элемент информационной войны?

Руководство Военно-морских сил Индии недовольно российскими палубными истребителями МиГ-29К, используемыми на единственном индийском авианосце "Викрамадитья". По мнению индийских чиновников, истребители слишком часто ломаются, а каждая посадка на палубу требует последующего сервиса, сообщает Defense News.

Всё дело в том, что техническое обслуживание самолётов не было включено в контракт на поставку, заключённый с Россией в 2004–2010 годах. И теперь индийские военные считают, что палубные истребители недостаточно "прочные". С 2010 года, по данным индийских военных, было заменено 40 авиационных двигателей из-за обнаруженных дефектов, а это 62 процента от общего количества.

В настоящее время Военно-морские силы Индии сообщили о подготовке нового тендера на поставку 57 многоцелевых палубных самолётов. Официально тендер ещё не объявлен, однако мировые производители уже показали свой интерес для участия в нём. Это американский Boeing F/A-18E/F SuperHornet, французский Dassault Rafale M, шведский Saab в морской версии Gripen и российский МиГ-29К.

Стоит отметить две особенности получаемой из Индии информации. Индия - это страна с традиционно плохой культурой военно-технического обслуживания и мировой лидер по потерянным самолётам. При этом техническое обслуживание и ошибки пилотирования - основная причина такого большого количества авиационных происшествий и катастроф. Кроме того, известна любовь индийских чиновников перед очередным тендером "сбивать цену" и негативно отзываться об уже поставленной технике, ожидая более выгодного предложения.

Представитель АО "РСК МиГ" Анастасия Кравченко сообщила, что опубликованная информация о якобы выявленных серьёзных проблемах в ходе эксплуатации самолётов МиГ-29К/КУБ ВМС Индии не соответствует действительности.

Ни к нам, ни к нашим партнёрам не поступало заявлений о проблемах с эксплуатацией российских самолётов марки МиГ. Особенно странно видеть эту информацию после успешного окончания военно-морских учений "Малабар-2017" в Бенгальском заливе, в которых МиГ-29К/КУБ, эксплуатировавшиеся с борта авианосца "Викрамадитья", показали хорошие результаты. Кроме того, необходимо отметить, что авианосные корабли проектов "Викрамадитья" и "Викрант" предназначены для базирования российской авиационной техники, в т.ч. МиГ-29К/КУБ. Все авиационно-технические средства корабля, РЛС и другие палубные системы российского производства могут быть использованы исключительно для семейства самолётов МиГ, - заявила она.

Что касается замены самолётов, то это повлечёт за собой переоборудование кораблей с полной заменой всех систем "взлёта и посадки", что потребует значительного времени и финансовых затрат. При этом в период доработки корабли не будут эксплуатироваться.

По словам представителей МиГа, вызывает вопросы реальный уровень осведомлённости источника индийских СМИ о современном состоянии ВМС Индии: "Напомним, что выполнение контракта на поставку истребителей МиГ-29К/КУБ ВМС Индии завершилось в прошлом году и все самолёты были приняты Министерством обороны этой страны".



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: