Что умели славянские ведьмы. Украинские ведьмы… Наши дни

Отношение к ведьмам у всех народов было уважительно-боязливым, но каждый из них наделял эту специфическую касту женщин своими особенностями. Названия тоже были разными. Слово «ведьма» произошло от праславянского корня -вед-, который входил в состав лексемы «ведать» и однокоренных ей слов. «Ведать» по-славянски означало «знать».

Славяне называли ведьмами женщин, имевших какие-то тайные знания, умудренных в магии и умевших делать разные фантастические вещи (летать, доить месяц, общаться с чертями и пр.). У южных славян было еще одно определение этих нечистоплотных в духовном отношении дам – «вештицы». В западных регионах их звали «чаровницами», то есть умеющими одурманивать, насылать чары, волшебство.

Что умели славянские ведьмы

Поскольку язычники часто приписывали необъяснимые для них явления действиям злых сил, то ведьм частенько обвиняли во всех возможных бедах. Со временем сложился специфический образ славянской ведьмы как зловредной дамы, с которой шутки плохи. Если в селе у какой-то коровы пропадало молоко, в этом была виновата ведьма. Способностью «отбирать» молоко у дойной коровы владели только славянские ведьмы.

Как отбирали молоко у чужих коров

Женщины могли быть ведьмами от рождения (перенять колдовство по наследству от матери или бабки) или «учеными». Первые доили коров вручную, как это делают простые селянки. Чтобы не быть замеченными, они превращались в предметы (колесо от телеги, вилы) или животных (черных котов, собак, жаб или свиней) и тайком пробирались в хлев. Процесс дойки продолжался до тех пор, пока у скотины не текла из вымени кровь. Интересно, что женщины, уже рожденные ведьмами, имели самый настоящий хвост.

«Ученые» ведьмы становились таковыми, заключив договор с дьяволом. Они могли добывать молоко и другим способом. Один раз выдоив буренку вручную, женщина делала отверстие в углу своего дома и затыкала его чопиком. После этого ведьма могла в любое время вытащить этот чопик и получить только что выдоенное молоко, которое текло от ничего не подозревающей коровы прямо к ведьме в жилище.

Молоко, разведенное свежесобранной росой, было излюбленным лакомством этих женщин. Ведьмы на праздники устраивали приемы для нечистой силы, где угощали молоком с росой. Нередко доили для этой цели и месяц на небе. Дойкой месяца обычно занимались именно южнославянские вештицы. Эти случаи описаны в украинском фольклоре.

Помимо таких пакостей, славянские ведьмы могли насылать болезни, засуху или град, который уничтожал весь урожай и угрожал людям голодом. Если ведьма делала на поле «закрутки» из колосков пшеницы или ржи, она насылала таким образом проклятие на смерть. Также если происходило лунное или солнечное затмение, в этом обязательно обвиняли неугомонную ведьму, которой не терпится извести род людской.

Полеты ведьм

Чтобы подоить молодой месяц или из вредности украсть его – что тоже нередко случалось, - ведьме необходимо было подняться в воздух. Для славян умение летать было самым необычным из того, что могли эти дамы. Славянские ведьмы обычно летали на кочерге или помеле (большой, грубо сработанной метле). У скандинавских народов аналогичные персонажи воспаряли в небо на прялке или на конском черепе, в который был впряжен красный петух.

Еще одно средство для полетов – втирание в кожу особым образом приготовленного снадобья. Оно готовилось заранее из разных трав и других «волшебных» предметов, как то: белладонна, мухоморы, змеиный жир, измельченная кора волчьего лыка и пр. Эти рецепты описаны в памятнике XVII века «Вечірній колдовник».

Перед полуночью ведьма раздевалась и натирала все свое тело этим средством. И помело, и секретная мазь использовались также для полетов на шабаш. Вылетала из своего дома славянская ведьма через трубу, пользуясь ею, как своеобразным порталом для быстрого подъема в небо.

Ведьмы могли летать и на спине у черта. Чтобы оседлать это существо, нужно было сначала приманить его к себе в дом. Черт может залететь через печную трубу или отверстие в потолке. Чтобы это произошло, ведьма держала открытой заслонку в печи или выламывала несколько досок в потолке. Способов оседлать черта у славян описано множество. Один из них – плюнуть ему на хвост, после чего нечисть становилась податливой.

Контакты с чертом

Главным отличием настоящей ведьмы от обычной сельской знахарки, которая собирала травы и умела лечить людей, являлось подписание договора с нечистой силой. Таким образом женщина продавала свою душу и после этого делала только зло. Проданная душа попадала после смерти человека всегда только в ад. Интересно, что с чертями ведьмы общались самым тесным образом и в обычной жизни.

Одни ведьмы мучительно переживали свое вынужденное общение с чертями. Другие дамы чувствовали себя равными этим существам. Могли, например, заигрывать с ними или даже общаться еще теснее. Обычно интимные контакты с чертями или демонами-инкубами происходили на регулярными сходках ведьм на Лысой горе.

Рассказы о плясках с чертями на шабаше на Лысой горе характерны именно для поверий украинцев и белорусов. На их фольклор повлияли предания западноевропейских народов. У русских ведьмы чаще собираются небольшими группами на старом тополе, вязе или иве. Происходит это обычно на Купалу. Нечисть во время таких сходок решает, кому достанется какая жертва для разных нечистых забав.

Украинские ведьмы.

Как появляются. Внешний вид. Праздники.


«Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится собственно на Украине, а Лысая гора, под Киевом, служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш. Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку, и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате, отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и проч. Ведьма всегда злодейка и добра никогда и никому не делает. Она в связи с нечистой силой, для чего варит травы и снадобья в горшке, держит черную кошку и черного петуха; желая оборотиться во что-либо, она кувыркается через 12 ножей »

«О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»

Владимир Даль

Украинская ведьма привлекательна и немного парадоксальна. В некотором роде, она счастливица, потому что, практически избежала ужасов "охоты на нечисть" оголтелых инквизиторов и костров. Досталось. конечно, но не так сильно как могло бы. Украинская может воспитать своего ребенка послушным христианином, несмотря на то, что сама с чертом танцует и месяц крадет, она любит летать по ночам и превращаться в собак и котов, а еще она любит молоко. О ней сложено немало песен и сказок, о ней писали Николай Гоголь и Михаил Булгаков, и, что самое интересное, украинские ведьмы по прежнему тихо-мирно селятся в святых местах и занимаются своими любимыми занятиями.

Итак, ведьма - это женщина, которая связала себя и свое существование с нечистой силой и поэтому занимается только порчами и пакостничеством. Ведьмы бывают «родЫми» и «вчЭни». Первая категория ведьм рождается со всеми нужными навыками и с пресловутым хвостиком пониже спины. Хвостик этот поначалу маленький и неприметный, но с возрастом и с накопленным опытом он увеличивается в размере и становится весьма длинным, примерно как у собаки. Если в семье подряд рождается семь девочек, то самая последняя - родыма ведьма, если в роду из поколение в поколение рождаются внебрачные девочки - то третья и родится ведьмой. Еще одна интереснейшая версия гласит, что ведьмой станет дочь той матери, которая свое чадо кормила грудью более двух лет.

Практически все фольк источники убеждены, что лучше иметь дело с природной ведьмой, потому что она может совершать и неплохие поступки, например, исправить сделанное, а вот та, которой пришлось ведьмовской науке учиться - никогда хорошего дела не сделает и ждать нечего тут!!!

Вообще, становление ученой ведьмой процесс трудоемкий и малоприятный. Во-первых, надо найти достойного учителя - это, согласно поверьям, либо другие ведьмы, либо сам черт. Для того, чтобы отречься от Б-га перед началом ученья, будущей ведьме придется, по разным источникам: топтать иконы, читать молитвы задом наперед, перекидываться через нож, голой по земле ползать - жуть, одним словом. Финал - экзамены на Лысой Горе, и про лысые горы стоит поговорить отдельно. Вот у меня, к примеру, есть камень со Львовской Лысой горы, хотя проще было бы до Киевской добраться, но про все по порядку, а еще лучше прямо сейчас пройти по ссылке и прочитать про Лысые Горы Киева.



На Лысых горах украинские ведьмы, как и их товарки из Европы, проводили свои праздники - шабаши.

2 июля/29 июня , по новому и по старому стилю соответственно, все украинские ведьмы слетались на самый главный шабаш в Киев, а помимо этого, веселье могли устроить и в такие даты: 2 февраля, 30 апреля, 23 мая, 22-23 июня, 7 июля, 31 октября . Что означают эти числа вы можете узнать из пройдя по ссылке ниже - это коротко так)


А если уж совсем на чистоту говорить, то шабаш можно было устроить в любой день, вернее ночь, только не в воскресную. Как говориться, если очень хочется, то можно).

На шабаш ведьмы слетались не только на метлах, в ход могли пойти и скамейка, и кочерга, и дерево...

«Накануне Купалья один молодой человек ожидал свою девушку под старой вербой, как было условлено. Ждал долго - пару часов. И вот в полночь вдалеке показался ее силуэт.

Тогда парень, решив подшутить, спрятался за дерево и стал наблюдать, что будет делать опоздавшая.

Девушка подошла к вербе и... стала на нее забираться. Юноша очень удивился, но все же последовал за ней.

Когда та прочно уселась, то стала читать: "Гайда вярба да Киева!" Тут дерево оторвалось от земли и полетело...

Вскоре приземлилось в каком-то странном месте, где проходили не менее странные гуляния. Стало очевидно, что молодой человек оказался на так называемом шабаше, а та, которую он любил, - самая настоящая ведьма

источникhttp://kryptocom.org/publ/21-1-0-143

Ведьмы бывают разные....


Исследователи делят украинских ведьм на полесских и карпатских , последних еще называют босорками .

Если полесская ведьмачка могла выступать в образе обольстительной красавицы, то босорка - всегда страшна, безобразная старуха, ведьма - двоедушница. Как и полиссянка. Босорка могла превращаться в различные предметы и животных, насылать порчу и красть молоко. Только была у нее еще одна совершенно неприятная способность - красть ребенка из чрева матерей, а еще они могли подменивать младенцев на своих - уродливых и горбатых Босорки вредили людям преимущественно ночью. Но было у них время особой активности, когда они могли действовать в любое время суток. Такими днями традиционно считались Иванов день (24 июня), день святой Лукии (венгр. Луцы) (13 декабря) и день святого Георгия (24 апреля). Считалось, что на Иванов день босорки собираются на свои шабаши, в день святого Георгия на рассвете голыми руками собирают росу, чтобы увеличить удой своих коров.

http://mifolog.ru/mythology/item/f00/s00/e0000859/index.shtml

В последнее время, совершенно отдельной категорией выступают киевские ведьмы, но о них речь пойдет немного позднее.

Ведьмы существовали во все времена, причем наводили ужас на мирное население. Если раньше их боялись, то теперь черная магия даже практикуется по лицензии, а некоторые люди обращаются к темным силам, чтобы добиться добра для себя.

На сегодняшний день ведьмы в Украине также проживают, причем не скрывают своего умения и даже, наоборот, гордятся им и делают источником основного заработка. Самое удивительное, что многие из них даже оформляют предпринимательство, платят налоги и даже ведут книги учета. А что поделать — современный мир диктует свои правила!

Конечно, такой дар у многих обывателей вызывает истинное восхищение, однако чаще его почему-то боятся, избегают, сторонятся и игнорируют. Испокон века ведьм считали «отшельниками», а относились, как к прокаженным. Возможно, именно поэтому они жили вдали от всех, а их жилище наводило ужас у мирного населения. Даже мужья боялись своих жен-ведьм, искренне веря, что те могут и порчу наслать, и сглаз, и даже проклятие.

Однако сегодня все совершенно по-другому, примером тому является раскрученный на украинском телеканале СТБ телепроект «Битва экстрасенсов», куда приехали продемонстрировать свои силы ведьмы, знахари, вещуньи и колдуньи со всей страны и не только. Эти люди доказали в эфире, что в мире существует не только добро, но и зло, причем во многих ситуациях оно и побеждает.

Конечно, экстрасенсы не в полном составе дошли до финала (каждый в своем сезоне) , однако все участники засветили свое имя и стали узнаваемыми личностями в узких «магических кругах». Тому есть несколько красноречивых примеров, о которых и хочется поговорить немного подробнее.

Прежде всего, хочется отметить уникальные способности в черной магии молодой блондинки Светланы Довгаль, которая, как помнится, стала финалисткой второй «Битвы экстрасенсов». Девушка происходит из древнего рода ведьм, не раз демонстрировала свои способности на экране, трижды становилась победительницей недели и сумела поразить всех членов строгого жюри. Однако занять первое место ей так и не удалось, зато после окончания проекта ее рейтинги заметно поползли вверх.

К ней в Мелитополь и сегодня едут люди со всей страны, чтобы получить долгожданную помощь и возможность решить свои проблемы. Ведьма быстро находит утерянные вещи, превосходно лечит и заговаривает многие заболевания, а может не только снять сглаз, но и нанести его на человека. В жизни старается прятать свою «темную сторону», стараясь во всем идти навстречу людям.

Кроме того, хорошо известна в Украине Ярослава Федорова, которая прославилась после пятой «Битвы экстрасенсов», хотя заняла в том сезоне всего лишь пятое место. О ее способностях говорила вся страна, а сегодня вне камер ведьма продолжает практику магии, причем пользуется в узких кругах заметной популярностью. Она выбирает добро, поэтому лечит, заговаривает, находит, исцеляет и просто помогает людям, не бесплатно, конечно.

Принимает в родном городе Киеве, а очередь к ней собирается просто огромная. В интернете можно найти официальный сайт ясновидящей, где она сообщает часы приема и места встреч своим посетителям. Безусловно, «Битва экстрасенсов» сделала ее знаменитой, причем оставлять свое любимые прибыльное занятие женщина в будущем и не планирует.

В шестом сезоне «Черные и белые» стоит также отметить потомственную ведьму, которая не раз удивляла своими точными прогнозами и предсказаниями. Конечно же, речь идет о Симоне Бородиной из города Стимферополь, которая на сегодняшний день перебралась жить в Киев. Эта ясновидящая и медиум заняла почетное шестое место среди «Черных и белых», однако после своего ухода с проекта многие телезрители изъявили ярое желание попасть к ней на прием.

Так что проект помог ведьме направить весь свой «черный потенциал» в нужное русло. И, тем не менее, на своих приемах Симона творит добро: возвращает любимых, снимает порчу, приворот и даже родовое проклятие, а также помогает всем больным стать на ноги. По образованию она — историк, однако свой уникальный дар унаследовала от прабабушки, известной целительницы из Сибири.

Это далеко не все ведьмы Украины, которые время от времени практикуют именно черную магию. Многие из них предпочли остаться вне камер, однако это вовсе не означает, что они бессильны. Именно поэтому не стоит поверхностно относиться к темным силам, которые окружают все человечество, да и при решении своих проблем прибегать к черной магии тоже не рекомендуется.

В каждом городе Украины обязательно имеется так называемая «ведьма-фаворитка», к которой изо дня в день приходят люди за советом, помощью и участием. Как правило, такие услуги предоставляются сегодня платно.

Давно говаривают, что украинская земля полнится мистикой. Из школьного курса литературы помнится Николай Гоголь, так любивший эту землю, которая его вдохновляла писать мистические произведения, за что известен он остается и по сей день уже не только книгами, но и художественными фильмами и театральными постановками. Богата украинская земля сказаниями, легендами, сказками и былинами. Что-то из них правда, что-то - вымысел, мы сейчас не будем об этом гадать. Удивительнее всего все-таки то, с чем сталкиваешься лично, в настоящем моменте. И этот рассказ я хочу посвятить тому, что знаю лично, от людей, которых видела, которые были и есть моими соседями. Да-да, украинские ведьмы действительно существуют, и они могут быть ближе, чем вы думаете, например, соседями, знакомыми, с кем видетесь ежедневно, с кем говорите и делитесь новостями, сплетнями,кого зовете в гости или на помощь. И это удивляет даже более,чем художественные произведения писателей, потому что сюжеты творятся на ваших глазах.

Итак, начнем. Живу я в небольшом городке, имени которого по понятными причинам указывать не стану,на последней его улице, отгороженной, как хутор, от остального города озером и лесом. Улицу многие называли хутором, и она походила на отдельную деревню, насчитывая в лучшие свои времена шестьдесят домов. Все случаи, о которых пойдет речь, были на моей памяти с детства, детали их давно забыты, впрочем, осталась самая интересная суть.

На этой улице, в этом доме, где сейчас живу, ранее жили мои бабушка и дедушка по отцовской линии. Построились они в 50-х годах прошлого века, выбрав этот район как близкий к железнодорожной станции, где работал начальником станции дед. На работу он ходил пешком через лес, поэтому место было выбрано не случайно. До массовой застройки в этом месте располагались военные казармы и улица называлась тогда по-другому - Колонна. Странное название переименовали на более подходящее и красивое.

Когда поселенцы застроились, жизнь потекла по своему руслу. Только спустя время стало понятно, что среди простых жителей улицы есть не совсем обычные. В народе таких называют "ведьмы". Еще стало известно, что плотность их при этом очень велика. Сами посудите, если кто знает в каком-то городе ведьму, ну одну, это и то хорошо. А здесь минимум четверо на шестьдесят домов.

История, которую рассказывала соседка через дом от меня. Давно это было, я училась еще. Как-то заболела эта соседка. И врачи причины не могли найти. Попереживав, пошла соседка к бабке, которая лечит. Та посмотрела и говорит:"Полечу тебя, только домой прийдешь, если кто что просить будет, не давай, иначе болезнь обратно вернется. Завидуют тебе, вот и сделали. А кто придет, тот и сделал." После лечения, пришла соседка домой, глядит, а соседка-тетка к ней бежит, нервная вся, и что-то просит дать взаймы(уже не помню). Та ей отказала, говорит "нету у меня". На следующий день опять приходит за какой-то мелочью, то ли солью, то ли яйцом. Опять отказ. В третий день тетка пришла, а там муж был и дал ей, что она просила. Очень она рада была. А болезнь к соседке вернулась опять. И опять она побежала к бабке. Чем дело закончилось, не помню, только этой соседки нет уже в живых, а тетка,обнаруженная таким образом в нечистых делах, еще здравствует, хоть и старше по возрасту.

Помню в детстве эту тетку хорошо. Выйду погулять на улицу возле дома, и она выйдет, застынет и смотрит на меня недобрым взглядом,что как говорят, кровь стынет в жилах. Обходила её тогда десятой дорогой, понимала, что недобрый человек.

Еще одна ведьма жила чуть дальше с другой стороны. Когда моя бабуля жива была, всё они что-то не делили между собой, скандалили часто. Ну ведьма и проказничала тоже. То на след сделает дочке, то есть тетке моей, то еще какую пакость. Предки мои богато жили, своим трудом, обрабатывали много земли, растили сад и скотину держали, поэтому завидовать было чему.

И вот пришло время той бабке умирать. И звала она мою бабулю попрощаться. Если учитывать их вражду, это более чем странное мероприятие. Как теперь кажется, ведьма хотела видимо, силу передать моей бабке, без этого тяжело они помирают. А бабуля моя не пошла к ней. Пришлось соседям крышу разбирать на доме ведьмы, только тогда она почила. Я об этом ритуале с разбиранием крыши слышала, но не думала, что это правда, более того, что так делают и сейчас.

Мою бабку тоже обвиняли в колдовстве. Больно скандалила с соседями. Остра на язык, и людей видела насквозь. Но я росла в обычных условиях, и никогда бабку за гаданиями или магией не видела. Работала она много, а вот колдовством врядли занималась. Может проницательность и воспринимали за ворожбу.

Уже много позже узнала, что на краю улицы тоже нечисто. Одна бабка там гадала на картах. Мы с девчонками бегали к ней для интереса. А рядом тоже две соседки напротив друг друга мира не знали. Одна что-то колдует на другую. Идешь мимо,на заборе зеркало висит. Думаешь, что это? Оказывается, защитный амулет от сглаза. Развлекались тетки. Подробностей этой истории тоже уже не помню.

Если не придавать значения этим историям, вроде обычные люди живут своей обычной жизнью.Таких миллионы. А вот если присмотреться, выплывет необычайная правда. Украинские ведьмы могут быть очень близко, значительно ближе, чем можно подумать. И может быть, я - одна из них.

Рецензии

Согласна с Ларисой, тоже про Атлантиду подумала, когда читала.
На самом деле, много таких людей везде, встречается сплошь и рядом. Когда "деревня" поразъехалась по городам, подобные люди как бы разбавились, стали менее на виду, и тут уж можно свои дела вытворять почти без оглядки.
Конечно, это низшая магия, полное отсутствие духовности.
Ну, а Вы, Надежда - ведунья, это уже совсем другое дело.:)

Про Атлантиду имею очень скудные знания. Может быть, расскажите мне об этом поподробнее или может есть где прочитать? В заметке как раз про низшую магию и идет речь. Я воспитывалась в атеистическо-материальной среде и поэтому все происходящее воспринимала больше, как склоки женщин, слухи, глупости от "нечего делать" недобрых людей. В конце я юморю о себе (часто слышала и в свою сторону эпитет "ведьма" особенно когда не получалось меня прогнуть), но вы точно определили, кем меня создали. И это совсем другое дело. Тоже самое я могу сказать и о Вас;)Проникаете в глубину. Именно таких людей я ищу.
А про "этих" могу сказать, что пакости их заставляет делать эта сила, или дух в них. Им становится физически плохо, если не делают зло другим.

В ночь перед Хэллоуином принято рассказывать страшные истории - о ведьмах и привидениях, Джеке-фонарщике, о поезде-призраке или лютых близнецах. Большинство из них - не более чем легенда. Вот несколько историй, которые можно рассказать друзьям. Только в отличие от первых все они если и не правда, то по крайней мере описаны во вполне исторических документах или книгах. И еще - все они из Украины.

Украинцы - одна из самых мистических наций в мире, наравне с ирландцами и скандинавами. Другой вопрос, что вся эта часть истории давным-давно скрыта под слоем лет. Последние серьезные исследования в этой области проводились еще в конце XIX - начале XX веков, когда на волне моды разошлись по всей империи экспедиции Имперского Географического общества. Советскому Союзу, в его борьбе за новую историю, это вообще было не нужно. И получилось так, что даже ученую степень по знанию мифологии получить невозможно. Науки таковой нет и даже названия для нее не существует. Осталось только немного сказок, новых выдумок и пыльные книги.

Но стоит отойти от больших городов, как все разительно меняется. Спросите в Киеве, кто такие бурхуны и почему они летают только ночью. Птицы? Летучие мыши? Только головой покачают. Но задайте тот же вопрос где-нибудь в селе километрах в 100 от Ивано-Франковска прислонившемуся к тыну седовласому деду - и, если повезет, получите рассказ, который будете пересказывать детям, главное не на ночь.

Величайший поэт украинской мистики - Гоголь, на самом деле писал свои были и рассказы по мотивам народных легенд. Правда, это никогда не афишировалось. При этом он весьма удачно сглаживал углы и неровности историй, претивших почтенной питерской публике.

История, которую мы все знаем с детства - как черт Луну для ведьмы крал. Но вот зачем? У Николая Васильевича об этом ни слова. Ну украл и украл.

Но ответ на этот вопрос не так прост. Многие знают об украинском, да и не только, поверье, что при рождении нового человека в небе загорается еще одна звезда, определяющая путь, и становясь зримым образом его судьбы. И чем человек больше - тем и звезда его в размерах увеличивается. По звездам даже гадали о дальних и уехавших: мигает звезда - заболел кто, ярко светит - значит хорошо все. Главное - отыскать нужную среди тысяч других.

Гораздо меньше известна другая часть этой истории - о том, что ведьмы Подолья и Слобожанщины "крали звезды с неба" когда сами, взлетая на кочерге, а когда и с помощью черта, используя его как подручного. Были и другие способы.

Звезды хранили в наполненных водой или молоком крынках, а нужно это было для того, чтобы владеть судьбой человека, звезду которого удалось украсть. Им можно было и управлять потихоньку, и командовать при нужде. Рассказывают, что некоторые просто собирали их, время от времени заглядывая в чужие души и судьбы.

А вот Луну некоторые считали олицетворением души своей местности, края. И черт вполне мог покуситься на такой куш. Своровать душу своей земли и управлять ею по необходимости - какой нечистый от такого откажется? Только вот не смог, слишком большая зоря вышла, горячая, не удержал! Вот если бы Солоху попросил - кто знает, как бы дело обернулось...

Сама же ведьма в Украине фигура сакральная. Да и как же иначе там, где каждая вторая (и это в лучшем случае) считала себя или ведьмой, или ведьмочкой, или прабабка ее... А что там прабабка, она и сама может карты раскинуть. Так было всегда. Помните, когда в "Сорочинской ярмарке" у Гоголя пожилую красавицу называют столетней ведьмой, обижается она только на указание возраста, мол, не старая еще, нет.

Но это - нынешние ведьмы, и не чета они старым. Раньше ведьм и уважали и опасались. Еще в конце 19 века сила ведьм определялась кругами. То есть сколько раз ей нужно вокруг хаты обойти, чтобы пожар потушить. Не в смысле ведрами с водой, а по-ведьмовски. Идет такая бабка, нашептывает что-то, а огонь сам и тухнет. Сильная ведьма тушила пламя за один-два круга, послабее - за три. А те, кто за три не справлялись, серьезными ведьмами считаться не могли. И происходило это не где-то в карпатской глуши, а вполне себе неподалеку от Киева, под Броварами. В округе там три ведьмы жили, но сильная только одна из них была.

Когда после этого рассказа я спросил, куда ж они все делись, такие сильные, женщина, которая рассказывала мне все это, просто пожала плечами и сказала, как куда? Коммунисты повыбили. Смутное время было, коллективизация, борьба с врагами народа. Справедливости ради нужно сказать, что ведьм опасались, а иногда и "порешали" задолго до прихода Советской власти. В 1848 году в одном из уездных судов Черниговской губернии слушалось дело об убийстве старухи, которую местные называли ведьмой. Самым примечательным в материалах дела стал способ избавления от нее. На перекрестке дорог селяне, выкопав глубокую яму, больше человеческого роста, закопали в нее ведьму стоя, ногами вниз, обложив голову камнями. А после поверх положили колесо от телеги, "чтобы не ушла". Зачем и почему так, в судебных записках не говорилось. А вот дорогу после перенесли, чтобы по тому месту люди не ходили.

Было на нашей земле много всего разного, хотя такой случай скорее исключение, чем правило. Ведьма как сосед существо крайне полезное. Может обидеться и корову молока лишить. Мужика свести может, но скорее ненадолго, а так, побаловаться. Хотя проблем с этим у ведьм обычно не возникало. Если у молодой бабы мужика нет, то какая ж она ведьма?

Но все это компенсировалось тем, что они разную нечисть от своих сел отваживали. А ее было предостаточно. Черти и духи, покутники, покойники-висельники и утопшие, упыри, болезни и страхи разные. Один красный пес чего стоил. Как тень гнался за человеком, кого догонял, тот замерзал до смерти, а если успевал в хату сбежать - пес мог на крышу залезть и все в доме выморозить. И никакой палкой его не выгонишь. Только поутру уходил, с первыми лучами солнца. Вначале осени ходил он, как раз в это время, около поминальной недели. Как и лошадь, от которой нельзя убежать. Как будто к земле прирастаешь. Это уже в Жидачеве Львовской области, как было записано в "Галицько-руськой демонологии", изданной во Львове в 1903 году.

Таких легенд и историй - множество. Большинство уже забыты навсегда, часть рассказывают бабушки своим внукам, и только некоторые неожиданно напоминают о себе снова... Одна из таких - про "млу" и тронутых туманом.

Раньше рассказывали, что когда из колодцев массово уходит вода, снизу, на ее место из земли поднимается "мла". Увидеть ее может тот, кто заглянет в колодец и будет долго смотреть вниз. Почти невидимые языки чего-то серого и колышущегося поднимаются из опустевшего колодца, тянутся вверх по стенам. В них можно увидеть что-то о себе или о своих близких, но почти всегда что-то плохое. А если "мла" дотянется до человека, он начинает чахнуть, сам сереет и перестает чего-то хотеть, а потом может вообще уйти из жизни.

История была страшноватой сказкой, пока ее почти слово в слово не повторил один парень, вернувшийся из АТО. Отряд вышел из зоны, всех обещали отправить по ротации. Остановились в селе где- то под Запорожьем. Пока ждали, один из ребят пошел за водой, взял ведро, но задержался. Когда пошли посмотреть, почему его нет и не случилось ли чего, он стоял возле колодца и смотрел вниз. А потом рассказал, как что-то холодное словно языком лизнуло его руку, но не мокрое, как язык собаки, а сухое.

Через пару дней он совсем заскучал, перестал разговаривать и просто сидел глядя в одну точку. Даже есть не хотел. Так продолжалось несколько дней, пока по дороге они ни встретили тетку, идущую с поля, за которой как привязанная, бежала с поля трехцветная "черепаховая" кошка. Женщина подошла к ним, посмотрела на паренька, молча взяла его за руку и прошептала что-то. А на вопрос, что она делает, сказала, что беда у их товарища была, но пройдет. "Туман его тронул", сказала - и ушла. А парень с того дня "очухался" и домой поехал.

Старые сказки иногда возвращаются...



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: