Энциклопедия кольера - хаксли джулиан. Биография Джулиан хаксли

Джулиан является потомком древнего рода Хаксли, внуком Томаса Хаксли (Гексли), его родным братом был известный писатель Олдос Хаксли, а двоюродным братом - нобелевский лауреат Эндрю Хаксли.

Окончил Бейллиол-колледж Оксфордского университета, где в 1910-1912 гг. читал лекции по зоологии.

В 1956 году получил медаль Дарвина Королевского общества. В 1958 году был удостоен рыцарского звания.

Личные взгляды

Джулиан активно выступал за распространение гуманистических ценностей, был членом многих гуманистических организаций, в том числе членом Международного гуманистического и этического союза. Вместе с А.Эйнштейном, Т.Манном и Д.Дьюи входил в руководство Первого гуманистического общества Нью-Йорка (First Humanist Society of New York).

Научный вклад

Джулиан Хаксли внес большой вклад в создание синтетической теории эволюции, сыграл значительную роль в её популяризации.

Джулиан Хаксли ввел в научный оборот ряд терминов, широко использующихся в современной науке:

  • Клада, 1957 год
  • Эволюционный уровень, 1959 год
  • Этническая группа, 1936 год
  • Морф, 1942 год
  • Трансгуманизм, 1957 год

Награды

  • Медаль Дарвина

Биографии

  1. Baker John R. 1978. Julian Huxley, scientist and world citizen, 1887-1975. UNESCO, Paris.
  2. Clark, Ronald W. 1960. Sir Julian Huxley. Phoenix, London.
  3. Clark, Ronald W. 1968. The Huxleys. Heinemann, London.
  4. Dronamraju, Krishna R. 1993. If I am to be remembered: the life & work of Julian Huxley, with selected correspondence. World Scientific, Singapore.
  5. Green, Jens-Peter 1981. Krise und Hoffnung, der Evolutionshumanismus Julian Huxleys. Carl Winter Universitatsverlag.
  6. Huxley, Julian. 1970, 1973. Memories and Memories II. George Allen & Unwin, London.
  7. Huxley, Juliette 1986. Leaves of the tulip tree. Murray, London
  8. Keynes, Milo and Harrison, G. Ainsworth (eds) 1989. Evolutionary studies: a centenary celebration of the life of Julian Huxley. Proceeding of the 24th annual symposium of the Eugenics Society, London 1987. Macmillan, London.
  9. Olby, Robert 2004. Huxley, Sir Julian Sorell (1887-1975). In Oxford Dictionary of National Biography. (2680 words)
  10. Waters, C. Kenneth and Van Helden, Albert (eds) 1993. Julian Huxley: biologist and statesman of science. Rice University Press, Houston.

Первый генеральный директор ЮНЕСКО , один из основателей .

Награды и премии:

Джу́лиан Со́релл Ха́ксли (англ. Sir Julian Sorell Huxley , 22 июня (18870622 ) - 14 февраля ) - английский биолог, эволюционист и гуманист, политик. Один из создателей Синтетической теории эволюции . Первый генеральный директор ЮНЕСКО , также сыгравший одну из основных ролей в создании этой организации и Всемирного фонда дикой природы .

Биография

Джулиан является потомком древнего рода Хаксли, внуком Томаса Хаксли (Гексли), его родным братом был известный писатель Олдос Хаксли , а единокровным братом - нобелевский лауреат Эндрю Хаксли .

Окончил Бейллиол-колледж Оксфордского университета, где в 1910-1912 гг. читал лекции по зоологии.

В 1956 году получил медаль Дарвина Королевского общества. В 1958 году был удостоен рыцарского звания.

Личные взгляды

Джулиан активно выступал за распространение гуманистических ценностей , был членом многих гуманистических организаций, в том числе членом Международного гуманистического и этического союза . Вместе с А.Эйнштейном , Т.Манном и Д.Дьюи входил в руководство Первого гуманистического общества Нью-Йорка (First Humanist Society of New York).

Научный вклад

Синтетическая теория эволюции

Джулиан Хаксли внес большой вклад в создание синтетической теории эволюции , сыграл значительную роль в её популяризации.

Термины

Джулиан Хаксли ввел в научный оборот ряд терминов, широко использующихся в современной науке:

  • Клада , 1957 год
  • Клин , 1938 год
  • Эволюционный уровень , 1959 год
  • Этническая группа , 1936 год
  • Морф , 1942 год
  • Ритуализация 1914 год
  • Трансгуманизм , 1957 год

Награды

Биографии

  1. Baker John R. 1978. Julian Huxley, scientist and world citizen, 1887-1975. UNESCO, Paris.
  2. Clark, Ronald W. 1960. Sir Julian Huxley. Phoenix, London.
  3. Clark, Ronald W. 1968. The Huxleys. Heinemann, London.
  4. Dronamraju, Krishna R. 1993. If I am to be remembered: the life & work of Julian Huxley, with selected correspondence. World Scientific, Singapore.
  5. Green, Jens-Peter 1981. Krise und Hoffnung, der Evolutionshumanismus Julian Huxleys. Carl Winter Universitatsverlag.
  6. Huxley, Julian. 1970, 1973. Memories and Memories II. George Allen & Unwin, London.
  7. Huxley, Juliette 1986. Leaves of the tulip tree. Murray, London
  8. Keynes, Milo and Harrison, G. Ainsworth (eds) 1989. Evolutionary studies: a centenary celebration of the life of Julian Huxley. Proceeding of the 24th annual symposium of the Eugenics Society, London 1987. Macmillan, London.
  9. Olby, Robert 2004. Huxley, Sir Julian Sorell (1887-1975). In Oxford Dictionary of National Biography. (2680 words)
  10. Waters, C. Kenneth and Van Helden, Albert (eds) 1993. Julian Huxley: biologist and statesman of science. Rice University Press, Houston.
  11. Галл Я. М. Джулиан Сорелл Хаксли. 1887-1975 / Отв. ред. академик А. Л. Тахтаджян . - Российская академия наук. - Спб.: Наука, 2004. - 294 с. - (Научно-биографическая литература). - 500 экз. - ISBN 5-02-026210-2 .

Напишите отзыв о статье "Хаксли, Джулиан"

Примечания

Ссылки

  • - статья из энциклопедии «Кругосвет» (Проверено 25 мая 2013)

Отрывок, характеризующий Хаксли, Джулиан

– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.
– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.

ХАКСЛИ, ДЖУЛИАН (Huxley, Julian) (1887–1975), английский биолог. Родился в Лондоне 22 июня 1887. Внук Томаса Хаксли (Гексли), внучатый племянник Мэтью Арнольда, старший сын историка Л.Хаксли и брат писателя О.Хаксли. Получил образование в Итоне и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1910–1912 читал лекции по зоологии в Бейллиол-колледже. Первая книга Хаксли – Особь в животном царстве (The Individual in the Animal Kingdom , 1912). Работал научным сотрудником в институте Райса в Хьюстоне (шт. Техас), в 1916 вернулся в Англию. Во время Первой мировой войны служил в Италии в генеральном штабе. В 1919–1925 преподавал в Нью-колледже и был старшим демонстратором по зоологии Оксфордского университета, участник университетской экспедиции на Шпицберген в 1921. В этот период написал серию статей, озаглавленных Возвращение в Америку (America Revisited ), а в 1923 опубликовал первую научно-популярную работу – Записки биолога (Essays of a Biologist ).

В 1925–1927 Хаксли – профессор зоологии Кингз-колледжа в Лондоне. В 1926–1929 – президент Национального союза научных работников и профессор Королевской ассоциации. Результатом визитов в Африку и СССР явились книги Взгляд на Африку (Africa View , 1931) и Ученый в стране Советов (A Scientist Among the Soviets , 1932). В 1935 Хаксли был назначен секретарем Лондонского зоологического общества; выполнял функции директора лондонского зоопарка до 1942. В годы Второй мировой войны организовал ряд сессий Британской ассоциации по развитию науки.

Работал исполнительным секретарем подготовительной комиссии ЮНЕСКО, а в декабре 1946 был избран генеральным директором ЮНЕСКО. В 1956 читал лекции в Макгильском университете (Канада). В том же году получил медаль Дарвина Королевского общества. Был удостоен рыцарского звания в 1958.

Среди трудов Хаксли – Поток жизни (The Stream of Life , 1926), Наука о жизни (The Science of Life , совместно с Г.Г. и Г.П.Уэллсами, 1929), О чем я посмел подумать (What Dare I Think , 1931), Проницательный наблюдатель и другие поэмы биолога (Captive Shrew and Other Poems of a Biologist , 1932), Эволюция . Современный синтез (Evolution, the Modern Synthesis , 1942), Человек в современном мире (Man in the Modern World , 1947), Наследственность : Восток и Запад (Heredity, East and West , 1949), Эволюция в действии (Evolution in Action , 1953), Из древней страны (From an Antique Land , 1954), Царство зверей (Kingdom of the Beasts , совместно с У.Сушитским, 1956), Религия без откровения (Religion Without Revelation , 1957; рус. перевод 1992), Тайны жизни (Secrets of Life , 1957), Биологические аспекты рака (Biological Aspects of Cancer , 1957), Новое вино в новых бутылках (New Wine in New Bottles , 1957), Человеческий кризис (Human Crisis , 1963), Записки гуманиста (Essays of a Humanist , 1964), Олдос Хаксли, 1894–1963 (Aldous Huxley , 1966), О брачных церемониях чомги (Courtship Habits of the Great Crested Grebe , 1968) и Мемуары (Memories , 1970).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Джу́лиан Со́релл Ха́ксли (англ. Sir Julian Sorell Huxley , 22 июня (18870622 ) - 14 февраля ) - английский биолог, эволюционист и гуманист, политик. Один из создателей Синтетической теории эволюции . Первый генеральный директор ЮНЕСКО , также сыгравший одну из основных ролей в создании этой организации и Всемирного фонда дикой природы .

Биография

Джулиан является потомком древнего рода Хаксли, внуком Томаса Хаксли (Гексли), его родным братом был известный писатель Олдос Хаксли , а единокровным братом - нобелевский лауреат Эндрю Хаксли .

Окончил Бейллиол-колледж Оксфордского университета, где в 1910-1912 гг. читал лекции по зоологии.

В 1956 году получил медаль Дарвина Королевского общества. В 1958 году был удостоен рыцарского звания.

Личные взгляды

Джулиан активно выступал за распространение гуманистических ценностей , был членом многих гуманистических организаций, в том числе членом Международного гуманистического и этического союза . Вместе с А.Эйнштейном , Т.Манном и Д.Дьюи входил в руководство Первого гуманистического общества Нью-Йорка (First Humanist Society of New York).

Научный вклад

Синтетическая теория эволюции

Джулиан Хаксли внес большой вклад в создание синтетической теории эволюции , сыграл значительную роль в её популяризации.

Термины

Джулиан Хаксли ввел в научный оборот ряд терминов, широко использующихся в современной науке:

  • Клада , 1957 год
  • Клин , 1938 год
  • Эволюционный уровень , 1959 год
  • Этническая группа , 1936 год
  • Морф , 1942 год
  • Ритуализация 1914 год
  • Трансгуманизм , 1957 год

Награды

Биографии

  1. Baker John R. 1978. Julian Huxley, scientist and world citizen, 1887-1975. UNESCO, Paris.
  2. Clark, Ronald W. 1960. Sir Julian Huxley. Phoenix, London.
  3. Clark, Ronald W. 1968. The Huxleys. Heinemann, London.
  4. Dronamraju, Krishna R. 1993. If I am to be remembered: the life & work of Julian Huxley, with selected correspondence. World Scientific, Singapore.
  5. Green, Jens-Peter 1981. Krise und Hoffnung, der Evolutionshumanismus Julian Huxleys. Carl Winter Universitatsverlag.
  6. Huxley, Julian. 1970, 1973. Memories and Memories II. George Allen & Unwin, London.
  7. Huxley, Juliette 1986. Leaves of the tulip tree. Murray, London
  8. Keynes, Milo and Harrison, G. Ainsworth (eds) 1989. Evolutionary studies: a centenary celebration of the life of Julian Huxley. Proceeding of the 24th annual symposium of the Eugenics Society, London 1987. Macmillan, London.
  9. Olby, Robert 2004. Huxley, Sir Julian Sorell (1887-1975). In Oxford Dictionary of National Biography. (2680 words)
  10. Waters, C. Kenneth and Van Helden, Albert (eds) 1993. Julian Huxley: biologist and statesman of science. Rice University Press, Houston.
  11. Галл Я. М. Джулиан Сорелл Хаксли. 1887-1975 / Отв. ред. академик А. Л. Тахтаджян . - Российская академия наук. - Спб.: Наука, 2004. - 294 с. - (Научно-биографическая литература). - 500 экз. - ISBN 5-02-026210-2.

Напишите отзыв о статье "Хаксли, Джулиан"

Примечания

Ссылки

  • - статья из энциклопедии «Кругосвет» (Проверено 25 мая 2013)

Отрывок, характеризующий Хаксли, Джулиан

– Не стоит так переживать, милая, – сказала она. – В жизни не страшно упасть, важно всегда уметь подняться.
Прошло много лет с того чудесного тёплого завтрака, но эти её слова навсегда впечатались в мою память и стали одним из «неписанных» законов моей жизни, в которой «падать», к сожалению, мне пришлось очень много раз, но до сих пор всегда удавалось подняться. Проходили дни, я всё больше и больше привыкала к своему удивительному и такому ни на что не похожему миру и, несмотря на некоторые неудачи, чувствовала себя в нём по-настоящему счастливой.
К тому времени я уже чётко поняла, что не смогу найти никого, с кем могла бы открыто делиться тем, что со мной постоянно происходило, и уже спокойно принимала это, как должное, больше не огорчаясь и не пытаясь кому-то что-то доказать. Это был мой мир и, если он кому-то не нравился, я не собиралась никого насильно туда приглашать. Помню, позже, читая одну из папиных книг, я случайно наткнулась на строки какого-то старого философа, которые были написаны много веков назад и которые меня тогда очень обрадовали и несказанно удивили:
«Будь, как все, иначе жизнь станет невыносимой. Если в знании или умении оторвёшься от нормальных людей слишком далеко, тебя перестанут понимать и сочтут безумцем. В тебя полетят камни, от тебя отвернётся твой друг»…
Значит уже тогда (!) на свете были «необычные» люди, которые по своему горькому опыту знали, как это всё непросто и считали нужным предупредить, а если удастся – и уберечь, таких же «необычных», какими были они сами, людей!!!
Эти простые слова, когда-то давно жившего человека, согрели мою душу и поселили в ней крохотную надежду, что когда-нибудь я возможно и встречу кого-то ещё, кто будет для всех остальных таким же «необычным», как я сама, и с кем я смогу свободно говорить о любых «странностях» и «ненормальностях», не боясь, что меня воспримут «в штыки» или, в лучшем случае, – просто безжалостно высмеют. Но эта надежда была ещё настолько хрупкой и для меня невероятной, что я решила поменьше увлекаться, думая о ней, чтобы, в случае неудачи, не было бы слишком больно «приземляться» с моей красивой мечты в жёсткую реальность…
Даже из своего короткого опыта я уже понимала, что во всех моих «странностях» не было ничего плохого или отрицательного. А если иногда какие-то из моих «экспериментов» и не совсем получались, то отрицательное действие теперь проявлялось уже только на меня, но не на окружающих меня людей. Ну, а если какие-то друзья, из-за боязни быть вовлечёнными в мои «ненормальности», от меня отворачивались – то такие друзья мне были просто не нужны…
И ещё я знала, что моя жизнь кому-то и для чего-то видимо была нужна, потому, что в какую бы опасную «передрягу» я не попадала, мне всегда удавалось из неё выйти без каких-либо негативных последствий и всегда как-будто кто-то неизвестный мне в этом помогал. Как, например, и произошло тем же летом, в момент, когда я чуть было не утонула в нашей любимой реке Нямунас...

Был очень жаркий июльский день, температура держалась не ниже +40 градусов. Накалившийся «до бела» воздух был сухим, как в пустыне и буквально «трещал» в наших лёгких при каждом вздохе. Мы сидели на берегу реки, бессовестно потея и ловили ртами воздух, как выброшенные на сушу перегревшиеся караси… И уже почти что полностью «поджарившись» на солнышке, тоскующими глазами смотрели на воду. Привычной влаги абсолютно не чувствовалось и поэтому всей ребятне дико хотелось как можно быстрее окунуться. Но купаться было немножко боязно, так как это был другой, не привычный нам берег реки, а Нямунас, как известно, издавна была той глубокой и непредсказуемой рекой, с которой шутки шутить не советовалось.
Наш старый любимый пляж был на время закрыт для чистки, поэтому мы все временно собрались на месте более или менее кому-то знакомом, и все пока что дружно «сушились» на берегу, никак не решаясь купаться. У самой реки росло огромное старое дерево. Его длинные шелковистые ветви, при малейшем дуновении ветра, касались воды, тихо лаская её нежными лепестками, а мощные старые корни, упираясь в речные камни, сплетались под ним в сплошной «бородавчатый» ковёр, создавая своеобразную, нависающую над водой, бугристую крышу.
Вот это-то старое мудрое дерево, как ни странно, и являло собой реальную опасность для купающихся… Вокруг него, по какой-то причине, в воде создавалось множество своеобразных «воронок», которые как бы «всасывали» попавшегося человека в глубину и надо было быть очень хорошим пловцом, чтобы суметь удержаться на поверхности, тем более, что место под деревом как раз было очень глубоким.

Который использовал ряд евгенических идей учёного в своих художественных произведениях.

В трудах 1920-х годов Джулиан Хаксл и показал, что наследование приобретённых признаков невозможно и естественный отбор действует и как фактор эволюции и как фактор стабилизации популяций и видов. Кажущаяся цель в эволюции вполне объясняется мутациями и естественным отбором...

«Уже три поколения семьи Гексли пользуются всемирной славой. Томас Гексли-дед был первым борцом за дарвинизм, им выдвинута теория происхождения человека от обезьяны. Леонард Гексли-отец - эссеист и издатель, внёс в семью литературный элемент. Третье поколение соединяет в себе преимущества двух предыдущих.
Олдос Гексли - романист, новеллист и критик культуры. В последнее время он занял позицию, промежуточную между религиозным мистицизмом и учением йоги. Его брат Джолиан пошёл по стопам деда. Он играет серьёзную роль в развитии эволюционной теории, но в то же время принадлежит к тем немногим современным биологам, которые создают синтез эволюционной теории с философским воззрением.
Несмотря на тридцать написанных им книг, Гексли, - не кабинетный учёный. Он охотнее подолгу сидит на уединённых болотах и наблюдает редких птиц, плавает в маленькой лодчонке вдоль скалистых шотландских
берегов или снимает в каком-нибудь уголке земли научный фильм. Он побывал в Техасе, во Франции, в Швейцарии, в Италии, он пересёк океан и был всего в двух сотнях километров от Северного полюса.
Свою научную карьеру он начал со сравнительной анатомии, но вскоре занялся многими другими отраслями зоологии и биологии, а теперь он чувствует себя как дома в области педагогических, социологических и философских проблем. За учебником биологии последовали труд о птицах, книга об Африке - результат путешествия, которое он предпринял как член одной просветительной комиссии, статья о росте животных и том стихотворений. Достигнув 56 лет, он наконец объединяет сумму своих знаний и деятельности в главном своём сочинении «Эволюция» («Evolution») - самом выдающемся биологическом произведении после «Происхождения видов» Дарвина .
Гексли принимает теорию эволюции по ступеням. Вслед за неорганической и биологической приходит третья, высшая ступень - развитие человека. Эволюция неорганического мира совершается наиболее медленно: жизнь звёзд должна исчисляться триллионами лет. Уже биологическая эволюция от первичной клетки до человека требует лишь около одного миллиарда лет. Короче - всего эволюция человеческая.
Употребление языка и понятийного мышления делает возможным всё более крупные сдвиги во всё более краткие сроки. Мы видим: эволюционная теория вступает в связь с точкой зрения ценностей (Wertbetrachtung). Гексли различает вредные и желательные тенденции. Всякая чрезмерно далеко зашедшая специализация приводит к застою и потому вредна.
Всякое же общее развитие организма оставляет открытой возможность для дальнейшего подъёма.

Лошадь всегда будет лошадью, обезьяна - обезьяной; развитие органа для бега, органа для лазания пошло во вред общему развитию.
Но предки человека ещё не сделали шага к развитию в сторону обезьяны. Для них поэтому оставались ещё открытыми все возможности, эти возможности есть и теперь: человек может иметь будущее, больше того, он - единственный носитель будущего, которое может развиться, и поэтому он должен выбирать себе цели так, чтобы не приводить развитие к застою .
Язык и способность к образованию понятий дали ему - только ему - способность действовать, руководствуясь ценностями, но вместе с тем и обязанность стремиться к высшим ценностям. Он должен принять на себя всю ответственность, не перелагая её на плечи бога.
Учение Гексли атеистично. Человек один служит порукой развитию, он должен трудиться и строить планы, если он хочет достигнуть дальнейшего прогресса для себя и тем самым для жизни. Прогресс - это решающе важное понятие - ставит Гексли в тот ряд, который ведёт от истоков эволюционной теории к нашим дням, минуя основные биологические принципы недавнего прошлого. Он оставляет в стороне elan vital (жизненный порыв) Бергсона так же, как и мысль об энтелехии Дриша , признающего целеустремлённость организма и исходящего из его целостности».

Артур Хюбшер, Мыслители нашего времени (62 портрета), Изд-во ЦТР МГП ВОС, 1994 г., с. 234-235.

В 1946 году Джулиан Хаксли был избран первым генеральным директором ЮНЕСКО .

В 1954 году Джулиан Хаксли заметил, что органическая эволюция сводится главным образом к развитию специализаций. Специализация - это повышение эффективности приспособления к определённому образу жизни. Но специализация всегда связана с необходимостью пожертвовать некоторыми органами или функциями, для того чтобы другие работали более эффективно, что ограничивает возможности будущих изменений. Поэтому такая эволюция часто заканчивается тупиком и вымиранием группы...

Джулиан Хаксли ввёл в научный оборот несколько терминов. Например, в 1957 году он в книге: Новые бутылки для нового вина / New Bottles For New Wine назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями.

«Человеческий род может, если того захочет, превзойти самого себя, и делать это не только спорадически: кто-то в чём-нибудь одном, кто-то - в чём-нибудь совсем другом, а совершенно иначе, в масштабах человечества в целом. Нам необходимо дать название этому новому убеждению. Возможно, здесь подойдёт слово «трансгуманизм» : человек останется человеком, но превзойдёт себя, реализуя новые возможности своей собственной природы. Коль скоро найдётся достаточно людей, которые смогут твёрдо сказать: «Я верю в трансгуманизм», род человеческий достигнет порога новой формы существования, и она будет столь же отличной от нашей, как наша отлична от пекинского человека. Тем самым человечество наконец-то приступит к осознанному выполнению своего подлинного предназначения».

Julian Huxley. Transhumanism. In New Bottles for New Wine. London: Chat Windus, 1957, р. 17.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: