Гистограмма: что такое и как пользоваться. Учимся правильно читать гистограмму Как пользоваться гистограммой

Текст статьи обновлён: 20.03.2018

И в моей предыдущей кропнутой зеркалке Nikon D5100, и в новой полнокадровой камере Nikon D610, просматривая снимки на поворотном дисплее, нажав кнопку «вверх» на джойстике, можно отобразить непонятный график. За все три года пользования фотоаппаратом Никон Д5100 я ни разу глубоко не копал, не разбирался в деталях, какую информацию он предоставляет. И только перейдя на Никон Д610, решил детально разобраться, что это такое и для чего производитель предоставил фотографам данную функцию. Оказалось, что ориентируясь на данную диаграмму, легче снять правильно экспонированный снимок. Раньше я уже отмечал, что когда я рассказываю о своих открытиях, то и сам проще запоминаю и перевариваю новую информацию. Поэтому, сегодня представляю вашему вниманию новый бесплатный фотоурок для новичков – делюсь тем, что сам узнал.


Гистограммы встречаются, почти, в каждом современном графическом редакторе. Мне кажется, что все современные фотоаппараты, включая некоторые мыльницы, могут отображать гистограмму на экране. И то, что данные графические инструменты так распространены, показывает, насколько они важны. Но многие начинающие фотографы не понимают, какую информацию можно получить, читая гистограмму. Нет ничего неправильного или постыдного, если поначалу данный процесс кажется слишком сложным. На самом деле, разобраться, что они значат не так уж и сложно. И сегодня мы попробуем научиться читать гистограммы, и, надеюсь, к концу урока поймем, как они помогают фотографам.

Что такое гистограмма

Гистограмма – это графическое представление значений тонов на нашем снимке. Другими словами, она показывает, количество тонов конкретной яркости на фотографии от черного (0% яркости) до белого (100% яркости) диапазона. Как видно на картинке выше, темные тона сгруппированы в левой части графика. Если мы двигаем ползунок вправо, тона становятся светлее. Точка посередине представляет средние тона, которые не являются ни темными, ни светлыми. Вертикальная ось гистограммы показывает количество тонов данной конкретной яркости. Гистограмма зависит от экспозиции, хотя, также, на нее оказывают влияние тоновые кривые и другие настройки.

Пересветы и провалы в тенях на гистограмме

Фотография 2. Сверху — клиппинг в тенях, снизу — пересветы (клиппинг в светах). Как научиться правильно фотографировать. Фотурок о том, как научиться читать гистограмму.

Если определенное количество гистограммы «касается» границы, это означает потерю деталей, которая называется «клиппинг». Пересветы (участки на фотографии, где картинка полностью белая, детали исчезли) случаются, если гистограмма касается правой части. Недосветы (участки, где все детали теряются в черноте) появляются, если гистограмма касается левого края графика. Каждый из вариантов может иметь место, если неправильно установить настройки экспозиции. Как бы то ни было, нужно иметь ввиду, что многое зависит от той сцены, которую мы снимаем. Например, если в кадре есть солнце, то оно будет, конечно, полностью белым – засветы.

Мы знаем, что с пересветами и провалами в тенях, до определенной меры, успешно можно бороться при последующей обработке файлов RAW в графическом редакторе, типа Лайтрум. Если мы хотим проверить, существуют ли «выпавшие» участки на нашей фотографии, то сделать это можно прямо на фотоаппарате. У разных камер вызов гистограммы выполняется по-разному.

Фото 3. Вид гистограммы на экране фотоаппарата Nikon D5100. Чтобы показать график, на джойстике нажимаю клавишу «Вверх», чтобы спрятать — еще раз.

Например, у зеркалок Nikon нужно нажать несколько раз клавишу навигации на джойстике. Многие современные зеркальные фотоаппараты позволяют делать настройки экспозиции через управление гистограммой в реальном времени. Правда, для этого нужно снимать в режиме Live View, а не через видоискатель.

Для самых-самых новичков отмечу, что для того, чтобы устранить потери в тенях, нужно при съемке ввести коррекцию экспозиции немного в плюс (EV +0.3…+0.7), а чтобы затемнить пересветы – убавить EV на -0.3…-0.7 единиц. Обычно установка экспозиции производится нажатием клавиш “+” и “-“ на фотоаппарате.

Из урока по выбору настроек фотоаппаратов Nikon и Canon мы знаем, что еще один способ изменить экспозицию, скажем, при съемке в ручном режиме «М» — устанавливать разные значения ИСО, выдержки и диафрагмы.

Цветовые каналы на гистограмме

Гистограмму обычно используют для представления информации о трех первичных цветах (красный, зеленый и синий), которую называют RGB. На рисунке выше – пример.

Как видно, гистограмма RGB состоит из нескольких графиков. Три из них представляют red, green и blue цвета соответственно. Серый – места наложения всех трех гистограмм. Желтый, голубой и пурпурный – области, где перекрываются два графика.

Гистограмма и экспозиция

Гистограммы помогают отобразить экспозицию в графическом виде. Лишь немногие фотографы используют график для оценки величины экспозиции, обычно только смотрят «плохо» или «хорошо».

«Хорошая» гистограмма содержит больше информации в средних тонах, а по краям – либо вообще нет, либо мало тонов. «Плохая» гистограмма имеет тона по краям графика, что, в основе своей, означает, что снимок передержан (потеряны детали в светах) или недодержан (потеряны детали в тенях).

Иногда бывает, что на фотографии имеются одновременно и недосветы и пересветы. Если мы принимаем данное утверждение, то гистограмма в начале статьи говорит о том, что снимок слегка переэкспонирован (тона сдвинуты слегка вправо), но, в целом, он нормальный.

Давайте проверим нашу теорию на практике, изучив следующие снимки. Я сделал их 3 штуки с разной экспозицией.

Недодержанная фотография

На первом снимке мы видим пример недодержанного снимка: фотография слишком темная. Как мы видим, большая часть фото потеряла любые нейтральные и яркие детали. На гистограмме четко видно, что все тона сконцентрированы в ее левой части, отвечающей за тени и некоторые детали потеряны (в такой области снимка — полностью черное изображение).

Передержанная фотография

Фото 6. Передержанная фотка — клиппинг на гистограмме справа.

На второй фотке мы наблюдаем переэкспозицию: снимок — слишком яркий. Большинство тонов — чересчур светлые и, практически, нет темных участков. Значительная часть снимка «выгорела» (полностью белая) и здесь не различить никаких деталей. Мы видим, что гистограмма подтверждает этот недостаток изображения: тона сконцентрировались справа.

Давайте посмотрим третий снимок. Он экспонирован правильно и большинство тонов сконцентрировано в центре графика.

Правильная экспозиция

Давайте проанализируем данное фото. Как мы видим, в крайней левой стороне — немного тонов (здесь отображаются черные цвета), что означает, что нет потери деталей в тенях.

В середине графика у нас тоже все нормально. Справа мы видим пик светлых тонов – это, почти, засвеченный участок неба (на данном фото его закрыла гистограмма).

Нужно ли нам пользоваться гистограммой?

Как мы видели на примерах выше, «хорошая» гистограмма – эта та, где тона сконцентрированы в средней части. Данный факт свидетельствует о правильной экспозиции. Означает ли это, что гистограмму можно использовать для того, чтобы судить о правильно подобранной экспозиции? Не совсем.

Давайте посмотрим еще один пример с гистограммой, которая полностью отличается от «хорошей», представленной ранее. Это – фотоохота на полярного медведя в снегах Арктики.

Как мы можем видеть, гистограмма смещена вправо, где у нас находятся светлые тона. Если бы мы судили о правильности экспозиции данного конкретного снимка, основываясь только на форме графика, то могли бы предположить, что снимок переэкспонирован. В средних тонах у нас почти нет информации, тени почти высветлены. Но мы же не можем сказать, что снимок выше экспонирован неправильно? Нужно ли нам менять настройки камеры, чтобы получить «хорошую» гистограмму, но при которой фотография будет слишком темной?

Другой пример: вы решили снять Lenspen (карандаш для чистки объективов) на черном фоне, чтобы разместить фото в каталоге интернет-магазина.

Видим, что график смещен влево, светлых тонов почти нет. Но фотография, ведь, нормально эскпонирована, нет клиппинга теней?

Простой вывод из данного примера: гистограмма не обязательно хорошо определяет экспозицию. «Правильность» зависит от множества факторов, не последним из которых является наше собственное видение сцены, которую мы фотографируем. Гистограмма просто показывает нам количество тонов разной степени яркости на нашем снимке и ничего более. Она может помочь нам определить, есть ли на фотографии, засвеченные или недосвеченные участки при данных настройках экспозиции. Мы можем пользоваться гистограммой, чтобы избежать таких потерь в светах или тенях, и она является отличным инструментом для таких целей. Когда мы понимаем это, мы осознаем, что нет «хороших» или «плохих» гистограмм.

Заключение к уроку фотографии по разъяснению значения гистограммы для начинающих фотографов

Некоторые фотографы имеют привычку смотреть на гистограмму на экране фотоаппарата после каждого снимка, чтобы определить, есть ли на фото участки, потерянные в тенях или в светах. Хотя я, например, не всегда имею время, чтобы делать такую проверку. Если мы пользуемся гистограммой, мы не становимся профессиональными фотографами, но умение читать ее, в некоторых случаях, может стать неоценимым навыком. Надеюсь, данная статья поможет нам научиться читать и понимать эти графики, применять гистограмму в своем творчестве.

Обращать или не обращать внимание на то, что показывает гистограмма, это ваш личный выбор. Но каждому фотографу надо хотя бы знать, что такой инструмент существует и как им можно пользоваться. Из этой статьи вы научитесь «читать» гистограмму и распознавать тональность вашей фотографии по гистограмме.

Что такое гистограмма фотографии?

Гистограмма - это график, который показывает распределение тонов на фотографии. Обращаю ваше внимание, что мы будем говорить о гистограмме, которая содержит информацию именно о тонах (не цветах) на фотографии. Если мы имеем дело с изображением в формате RGB, то в такой гистограмме будут представлены все каналы сразу.

Также существуют гистограммы отдельно по каналам, которые показывают распределение отдельно красного, зеленого и синего канала (цвета) на фотографии, но лично я ими вообще не пользуюсь.

Где найти гистограмму изображения?

Гистограмму фотографии вы можете открыть прямо в своем фотоаппарате или при обработке в информационном окне «Histogram» в Lightroom и Photoshop. В фотошопе гистограмма также представлена в окнах работы с Уровнями (Levels) и Кривыми (Curves).


В фотоаппарате гистограмма обычно вызывается нажатием 2-3 раз подряд на кнопку Info в режиме просмотра фотографий (preview). При этом меняется вид представления предпросмотра — вместо фотографии на полный экран появляются дополнительные данные о параметрах файла и соответствующие гистограммы.


Как читать гистограмму фотографии?

Гистограмма показывает, сколько на вашей фотографии теней, средних тонов и светов. Горизонтальная шкала отвечает за тональность пикселей: от самых глубоких теней слева до средних тонов посередине и до самых светлых участков изображения справа.

Важно понимать, что самая крайняя левая точка - это точка черного (полностью глухие, недосвеченные участки без деталей), а крайняя правая точка - точка белого (самые пережженые пересвеченные пиксели, информация о которых полностью потеряна).

Вертикальная шкала показывает количество пикселей каждой тональности на фотографии. Чем выше «пик» гистограммы, тем больше соответствующих тонов на изображении. Например, на гистограмме фотографии, представленной на примерах выше, очень высокие пики приходятся на левую часть гистограммы, что говорит о том, что большую часть фотографии занимают темные участки (в данном случае - темный фон).

Как использовать гистограмму?

Чаще всего гистограмма используется для того, чтобы сориентироваться, насколько правильно выставлена . Особенно рекомендую опираться на показания гистограммы начинающим фотографам, которым пока сложно определить «на глаз», достаточно ли света на фотографии.

Основное правило в этом случае - избегать пиков гистограммы в крайних точках , которые говорят о недосветах или пересветах на фотографии.

Недосвет. Если гистограмма сильно смещена влево и наблюдаются высокие пики в крайней левой точке, это означает, что на фотографии много недоэкспонированных областей, т.е. идет потеря деталей в тенях.

Пересвет. Если гистограмма сильно смещена вправо, и высокие пики приходятся на крайнюю правую точку, значит, была выставлена слишком высокая экспозиция, т.е. какие-то части изображения ушли в пересвет (потеря деталей в светах).

И та, и другая ситуация - это две крайности, которых следует избегать при подборе настроек экспозиции.

Правильная экспозиция. В большинстве случаев гистограмма, в которой пики расположены в средней части графика, свидетельствует о правильно выставленной экспозиции. Но это не означает, что все фотографии нужно приводить к какому-то стандарту средне-серой гистограммы. Так не бывает и не должно быть.

Важно понимать, что каждая фотография имеет свой набор светов и теней, и в зависимости от сюжета съемки и художественной задумки автора, могут преобладать светлые тона или, наоборот, тени. Соответственно, и гистограмма такой фотографии будет смещена в какую-то одну сторону. Но это не означает, что экспозиция была выставлена неправильно. Давайте рассмотрим несколько примеров.

«Идеальная» гистограмма говорит лишь о преобладании средне-серых тонов на изображении. Вот как будет выглядеть представленная выше фотография, если ее подогнать под «идеал» гистограммы.

Как мы видим, основное распределение пиков гистограммы приходится на середину (средние тона). При этом фотография выглядит плоской, низкоконтрастной, ей явно не хватает насыщенности в тенях и бликах. Зато мы получили максимум деталей и в светах, и в тенях. Но так ли это важно с художественной точки зрения?

Если вы изначально снимаете сюжет, в котором много темных тонов (темный фон, темная одежда и проч), то гистограмма естественным образом сместится влево. При этом допускаются провалы в тенях, если эти провалы приходятся на сюжетно не значимые области фотографии (фон, небольшие участки в тенях на одежде или предметах окружения).

Обратная ситуация - когда мы снимаем очень светлый сюжет (на белом фоне, против света, модель со светлой кожей, в светлой одежде и проч.), то гистограмма будет смещена вправо. При этом допускаются пересветы (полностью белые пиксели) в сюжетно не важных частях фотографии (фон, детали на заднем плане и т.п.).

Применительно к портретной съемке сюжетно важные детали - это прежде всего кожа (лицо, руки, фигура модели), волосы, в меньшей степени одежда модели.

Поэтому основное правило для проверки экспозиции в портретной съемке - это отсутствие пересветов на коже модели. Небольшие пересветы в бликах на одежде и аксессуарах, а уж тем более на фоне вполне допустимы.

Например, на фотографии внизу экспозиция выставлена так, чтобы получить детали на лице модели и в то же время получить четкую линию света и тени на лице. При этом съемка получилась почти силуэтная, против света, на фоне большого окна.

Почему пересветов нужно бояться больше, чем провалов в тенях?

В цифровой фотографии (в отличие от пленочной) самая большая проблема - это пересветы, потому что при попадании слишком большого количества света участок фотографии получается полностью белым, что означает полное отсутствие информации об изображении. Такие пересвеченные участки не поддаются восстановлению - не спасет даже формат RAW, потому что при съемке допущена ошибка и не получены необходимые данные для построения изображения.

Информация же в недоэкспонированных тенях все равно сохраняется, поэтому детали даже в самых глубоких тенях в принципе можно вытащить в Lightroom (с неизбежным появлением сильных шумов). О сохранении качества изображения сейчас речь не идет.

Для наглядности приведу такой пример. Фотография высококонтрастного сюжета с большим разбросом в освещенности между самыми светлыми и самыми темными участками. Было выбрано какое-то среднее значение экспозиции (ни вашим, ни нашим). В итоге светлое небо за окном ушло в пересвет (пересветы помечены красным цветом), а глубокие тени внутри помещения провалились в черноту (провалы в тенях помечены синим цветом).

При попытках вернуть детали в тенях при понижении экспозиции до предела, мы получаем по сути заливку серым в тех областях, где были пересветы. Никаких деталей (облаков, контуров деревьев, тональных переходов и т.п.) вернуть не удалось.

Если же попытаться вернуть детали в тенях, то при повышении экспозиции до предела мы вполне отчетливо можем разглядеть текстуру дерева на ножках стульев.

Вывод

С одной стороны, из теней гораздо проще «добыть» детали изображения, но при этом неизбежно лезут шумы; из пересветов детали вернуть невозможно, но слегка переэкспонированную (до +1 ступени экспозиции) фотографию можно привести к приличному виду без риска появления шумов.

Как поступаю лично я (это не значит, что это единственно верный вариант).

1. При съемке избегаю пересветов в сюжетно важных областях.

2. В критических ситуациях предпочту слегка переэкспонировать кадр, чтобы избежать сильных шумов при попытках вытаскивания недоэкспонированных теней. Затем при обработке приглушаю света, возвращая их в «норму»

В этой статье я расскажу о гистограмме изображения — объясню, что это такое и для чего она нужна фотографу, научу, как правильно пользоваться гистограммой. Итак…

Гистограмма по свое сути — это хорошо всем известный график. Помните, как в школе? Ось Х, ось У. По оси Х (горизонтальной) на гистограмме откладывается уровень яркости. Что это такое.

Никто никогда не задумывался, почему наши с вами современные фотоаппараты называются цифровыми? Потому, что встроенный в них компьютер получает информацию о яркости в каждой точке кадра в виде цифр. Точнее — чисел. От 0 — это абсолютная темнота, чернее которой на снимке быть не может, и до 255 — это абсолютный свет, белее которого на фотографии опять же не будет ничего. Все остальные уровни яркости лежат в промежутке между этими значениями. Каждый из многих миллионов светочувствительных датчиков, из которых состоит светочувствительная матрица фотоаппарата, в момент фотосъемки определяет значение уровня яркости попавшего на него света и передает на компьютер. Так вот все возможные варианты этих значений и откладываются на гистограмме по оси Х. По Y же откладывается количество датчиков, передавших информацию о таком уровне яркости. Чем их будет больше — тем выше в этом месте заберется график.

Как правильно пользоваться гистограммой?

Чтобы правильно пользоваться гистограммой, начинающему фотографу надо научиться ее «читать». Предположим, есть у нас такая вот замечательная фотография:

(Если Вас заинтересовал сам сюжет — репортаж об антивоенном митинге, во время которого была снята эта фотография можно посмотреть здесь: Антивоенный митинг в Москве)

Ее гистограмма выглядит таким вот образом:

О чем она говорит? Во-первых, о том, что на этом снимке нет засветов и нет ухода в тень. Об этом свидетельствует то, что график плавно спускается вниз с обоих концов и нигде на выходит за левую и правую границу. Это значит, что на снимке совсем темных и совсем светлых точек просто нет, и мало тех, которые приближаются к совсем светлым и совсем черным. Что — здорово. Дело в том, что фотоаппарат не может сделать свет светлее чем самый белый (255) и чернее, чем самый черный (0). Очень хорошо, если такие крайние точки на снимке будут соответствовать крайним точкам яркости или темноты в реальности. Если же нет — получится следующее: все точки, которые в реальной жизни светлее или темнее тех точек, которые отобразились самыми белыми и самыми черными на фотографии, на снимке все равно будут отображаться одним — белым (255) или черным (0) — цветом, потому что белее 255 и чернее 0 фотоаппарат физически сделать не может. В результате вместо объектов, которые мы видим в реальной жизни потому, что наш глаз в гораздо более широком диапазоне, нежели фотоаппарат, способен различать оттенки светов, на фотографии мы получим белые или черные пятна.
Смотрите что произойдет (и как при этом изменится гистограмма), если я прибавлю яркости этой фотографии.

Обратите внимание на верхнюю кромку флага. Она становилась все светлее, светлее и наконец стала абсолютно белой. К этом времени небо тоже достигло максимальной яркости. И вот флаг с небом сливаются в одно сплошное белое пятно. На гистограмме это отразилось следующим образом:

Видите, график весь уполз вправо, в направление большей яркости. Причем яркость значительного количества точек оказалась максимальной. Из-за этого вон какая гора появилась на крайней правой границе. И флаг, и небо оказались в этой самой горе.
Но вернемся к первой гистограмме (рис.2).
Еще по нему можно сказать, что в целом снимок получился довольно светлый. Что точек светлых, светлее серого, несколько больше, чем точек темных. Это видно из того, что график сместился несколько в право, в направлении яркости. При этом в снимке задействован весь диапазон светов. Что в подобного рода изображениях обычно приветствуется.

Зачем нужна гистограмма?

Гистограмма помогает фотографам снимать с правильной экспозицией. Ориентируясь на один только монитор сделать это удается не всегда. Во-первых, потому, что лишь в последние годы на бюджетные камеры стали ставить хорошие мониторы. А во-вторых, напоминаю, яркость монитора на фотоаппаратах вообще-то настраивается. И в зависимости от настроек одну и ту же картинку фотограф видит более яркой или менее яркой. Ну и как спрашивается в таких условиях судить о яркости самого кадра?

Что такое правильная гистограмма?

На самом деле, говорить о правильной или неправильной гистограмме безотносительно к фотографии невозможно. В большинстве случаев рисунок графика, схожий с тем, который мы видели на предыдущем примере (рис.2), признается оптимальным. Нет засветов, нет ухода в тень, света равномерно распределены по всему диапазону. Легкий же перекос в сторону светов делает снимок более живым.

И вот похожая гистограмма. Тоже нет засветов, тоже нет ухода в тень. Света распределены по диапазону не так равномерно, как на прошлом снимке, но все-таки закрывают весь диапазон. Казалось бы, если подходить к ее оценке по схожим критериям, фотография, с которой снята эта гистограмма, должна быть успешной. В отличие от той, чья гистограмма представлена на этом рисунке:

На лицо — сильный пересвет: вон какая гора в правой части графика. В тенях — ничего нет. По идее это должен быть сильно пересвеченный, никуда не годный, снимок. не то, что тот, первый.
На самом же деле — все с точностью до наоборот! Как такое может быть? Очень просто — в обоих случаях речь идет о портрете врача, который нужно было снять на белом фоне.

Первая гистограмма относится вот к этому снимку (рис.7). Никакого белого фона здесь и в помине нет (о чем недвусмысленно говорила и сами гистограмма). В отличие от второго (рис.8) кадра, на котором получился отличный выбеленный задник.

Вывод: при оценке гистограммы нужно отталкиваться исключительно от особенностей снимка, а не от каких-то норм, которые, якобы обязательно должны соблюдаться в каждом снимке (приходилось такое слышать, приходилось).

Как пользоваться гистограммой

Гистограмма позволяет правильно выставить экспозицию. Делается это следующим образом. Вы делаете снимок. Открываете его в режиме просмотра с гистограммой и смотрите график. Допустим, вы снимали пейзаж. В этом случае скорее всего вам совершенно не нужны пересветы. Но при этом желательно сделать снимок максимально светлым. Не проблема. В зависимости от показания гистограммы уменьшаете или увеличиваете яркость кадра (как — это тема отдельного разговора, зависит от того, в каком режиме происходит съемка) и делаете снимок. Опять смотрите гистограмму и корректируете экспозицию. И так до тех пор, пока правый край графика не подойдет вплотную к границе, но при этом так и не пересечет ее.
Второй пример — вы снимаете в студии. И вам нужно равномерно подсветить модель, сохраняя при этом фон. Делаете снимок, и видите, что на гистограмме присутствует солидный всплеск в самой левой части графика. Скорее всего, этот всплеск дает темная одежда модели. Которая судя по гистограмме, на снимке будет выглядеть практически черной. Если это так — надо увеличивать экспозицию до тех пор, пока не возникнет угроза пересветить модель (то есть пока график гистограммы не упрется правым концом в границу).
Для того, чтобы лучше понять, как работает гистограмма, предлагаю выполнить небольшое тестовое задание.

Соотнесите фотографии и их гистограммы:

А B C D

Приветствую вас, уважаемый читатель. С вами на связи, Тимур Мустаев. Очень много вопросов, задают мне по поводу гистограммы. Для чего она нужна? Стоит ли на нее обращать внимание? Что она из себя представляет? Как ее понимать? Исходя из часто задаваемых вопрос, я решил написать более подробную статью, которая ответит на все ваши вопросы, а именно, о том, как читать гистограмму фотографии и что это, вообще, такое.

Гистограмма – что это?

Если говорить научным языком, это график, показывающий распределение элементов изображения с разным уровнем яркости. По горизонтали он отображает яркость, со значениями от 0 до 100, где 0 – абсолютно чёрный, а 100 – белый. По вертикали же отображается количество пикселей, яркость которых соответствует определённому показателю.

Проще говоря, гистограмма показывает, каким образом содержимое снимка было распределено по шкале яркости. Значения 0 и 100 для горизонтальной шкалы были выбраны как процент белого в абсолютно чёрном свете. Вообще, они могут быть абсолютно любыми, но процентное соотношение принято считать стандартным.

Правильно читать гистограмму совсем не сложно: как с любыми графиками и книгами, делается это слева направо. Именно в этом направлении наблюдается повышение яркости. Но одного лишь умения читать гистограмму недостаточно, нужно научиться её понимать. Именно для этого я и пишу о ней.

Понимание гистограммы: недосветы и пересветы

Как описано выше, гистограмма показывает, насколько большое количество пикселей освещено на определённом уровне яркости. Это позволяет точно определить количество пересвеченных и недосвеченных точек на снимке.

Как же это сделать? Всё очень просто: на идеальном снимке шкала яркости должна выглядеть как парабола, ветви которой направлены вниз. Конечно, добиться этого очень сложно, но нужно стараться получить максимально похожий на неё результат. Почему? Давайте разбираться.

Если график будет касаться правого или левого края, то это будет означать потерю деталей на фотографии. «Прилипание» графика к левой стороне символизирует появление полностью чёрных участков. Иначе говоря, снимок будет изобиловать тенями, но, чаще всего, их можно вытянуть в любом графическом редакторе. Если же шкала будет возвышаться справа, то можете быть уверены – это пересвет.

«Вылечить» такие фотографии почти всегда можно. В случае теней, процент таких «оживлений» сильно выше, чем с засветами. Поднять яркость тёмных участков можно в любом графическом редакторе. Но следует помнить, что ночные снимки не должны быть светлыми, а значит, их гистограмма должна расположиться ближе к левой части.

Наилучшего результата, кстати, получиться добиться, снимая в RAW. Этот формат позволяет сохранить больше информации о кадре, что потом может помочь при восстановлении даже пересвеченного снимка.

Если же у вас не будет возможности редактировать снимки после работы, особенно это касается слишком ярких снимков, то лучше сразу просматривать гистограмму фотографии. Большинство фотоаппаратов сейчас позволяют сделать это без особых затруднений.

Смотря на график, вы можете увидеть ранее описанную картину: прилипшие к краю «столбы».
Если вы снимаете в автоматическом режиме, то коррекция не затруднит вас абсолютно: достаточно будет увеличить либо уменьшить значение шкалы экспокоррекции, примерно на 0,5-1, в положительную или отрицательную сторону, в зависимости от случая. При работе в режиме M такой «фокус» не сработает, нужно будет изменять параметры , и .

Когда следует применять гистограмму?

Конечно же, этим вопросом задаются все, когда читают подобного рода статьи. Вообще, существует три основных случая, когда фотографы обращаются к графику яркости:

  • Ночная;
  • Предметная;
  • Студийная съёмка.

Ночью, как правило, очень сложно определить, насколько яркой и контрастной получилась фотография, особенно на экране фотокамеры. При работе в предметной съёмке камера может словить нежелательный блик, что повлечёт за собой потерю информации по свету. Особенно полезна гистограмма здесь при съёмке на белом фоне: она может показать, что является или не является бликом.

Если же говорить о студийной съёмке, то здесь на шкалу яркости смотрят для выбора наиболее оптимального уровня освещения. Особенно актуален такой приём при условии отсутствия экспонометра. Не всегда же хочется работать наугад, верно?

Конечно же, случаев применения может быть сильно больше, но эти три встречаются максимально часто. Некоторые фотографы используют гистограмму во время работы в пейзажной съёмке, другие же практикуют просмотр графика во время портрета. Каждый должен решать сам, когда нужно посмотреть немного точнее, чем это сделал бы новичок.

Практические примеры

В качестве первого примера выступит фотография из кафе, сделанная поздно вечером. На первый взгляд кажется, что всё нормально, но, если посмотреть на гистограмму, то замечается достаточно сильная потеря в тенях, так как график сильно возвышается слева.

Кроме того, здесь показан случай обрезки гистограммы по теням. На фото выделены такие фрагменты. Тот факт, что график обрезан в левой его части говорит о том, что этот участок фотографии потерян безвозвратно и восстановить его будет невозможно, даже если снимок сделан в формате RAW.

Второй пример – полная противоположность первого. Здесь виден явный засвет вверху кадра, что подтверждает график. Помимо этого, на шкале наблюдается обрезка графика в правой части, что говорит об очень сильном пересвете. Здесь вердикт такой же, как и в первом случае: верхний участок фотографии невозможно восстановить.

Третий пример вышел довольно интересным. На первый взгляд кажется, что всё здесь хорошо и не нужно редактировать снимок. Но, присмотревшись повнимательнее, можно понять, что присутствуют небольшие участки пересвета. Если верить гистограмме, то восстановить их можно при помощи любого редактора.

Следующий пример показывает, что делают графические редакторы, чтобы увеличить контрастность снимков. Как можно заметить, редактор просто растягивает график, добавляя к нему тёмные и светлые участки, где это нужно.

Общий вывод

Что касается гистограммы, присматриваться и обращать на нее внимание, просто необходимо. Она во многих случаях, просто убережет вас от дефектных фотографий, и поможет получить качественный результат. Но стоит помнить, что бывают ситуации, когда вы намеренно создаете особый эффект на фотографии, и при просмотре графика, он показывает либо снимок сильно темный, либо светлый. Поэтому, в таких случаях, на график можно не обращать внимание.

Мой вас совет. Начинайте следить и присматриваться к гистограмме при каждой съемке. Это поможет вам, в будущем чувствовать, какой получатся фотография, при тех или иных условиях. И самое главное, больше практикуйтесь!

Ну как, надеюсь, я вас заинтриговал, что гистограмма очень полезная вещь, и понимание ее, намного улучшит ваши фотографии. А еще не мало важным является правильная постобработка. В статье я не раз упоминал про графические редакторы. Исходя из этого, не могу я вас оставить, без результата. И хочу вам посоветовать, очень простой, понятный и один из лучших видео курсов «». Поверьте, та информация, которая находится в нем, в несколько раз улучшит качество ваших фотографий.

«Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа »

А еще вашему вниманию мои любимые курсы для новичков, которые очень себя зарекомендовали:

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для приверженцев фотоаппарата NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для приверженцев фотоаппарата CANON.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Современные цифровые камеры значительно облегчили работу фотографа, сделав ее более эффективной, ускорив процесс получения готовой фотографии в сотни раз. По сути, мы сразу видим почти готовую фотографию на дисплее камеры. Другой вопрос, выросло ли от этого качество фотографий… Но речь сейчас не об этом.

Одним из способов предварительной оценки качества фотографии, является анализ гистограммы на экране камеры.

Гистограмма - это график распределения яркости пикселей изображения. Фотокамера может отображать как общую гистограмму композитного канала RGB, так и гистограммы отдельных каналов, красного, зеленого и синего. Горизонтальная ось - это значения яркости пикселей, от черного до белого, через промежуточные градации (для цветовых каналов, соответственно, от черного до максимально насыщенного цвета). Вертикальная ось - это количество пикселей, соответствующее определенной яркости, выраженное в относительных единицах.

Как пользоваться гистограммой

Давайте разберем на примерах, какую информацию можно получить из анализа гистограммы, и каким образом нужно корректировать настройки фотоаппарата, чтобы получить наилучшее качество изображения. Ведь во многих статьях присутствует фраза "следите за гистограммой" или "ориентируйтесь по гистограмме". Давайте разберемся, за чем, конкретно, нужно следить и что потом с этими "ориентировками" делать.

Нормально экспонированный снимок

Если в сцене, которую вы снимаете, представлен достаточно широкий диапазон яркостей, то гистограмма нормально экспонированного снимка будет выглядеть примерно так, как показано на рисунке выше. Гистограмма занимает весь тоновый диапазон, при этом справа, в области светов, она не должна обрезаться (должна оставаться небольшая площадка). Хотя, в некоторых случаях, гистограмма может и обрезаться. Это происходит в том случае, если в кадре присутствуют очень яркие источники света или блики. Если снимок экспонирован нормально, никакие поправки в настройки вводить не нужно.

Важное замечание: на экране фотоаппарата вы видите изображение, специально созданное для просмотра, так называемую встроенную миниатюру. Оно уже подверглось обработке процессором фотоаппарата, то есть был поднят контраст, отрегулирована гамма и т.д. Таким образом, если вы снимаете в формате RAW, то имеете некоторый запас по светам, то есть можно допускать небольшой клиппинг (обрезку гистограммы) в светлых областях. При последующем снижении экспозиции в конвертере информация восстановится, а шум в изображении немного снизится. Такой способ съемки называется ETTR (Exposure To The Right).

Снимок с недостаточной экспозицией

Иначе этот снимок называют недоэкспонированным или недодержанным.

В этом случае снимок визуально выглядит темнее, чем он должен быть на самом деле. Гистограмма при этом обрезается слева, в области теней, а в области светлых тонов образуется протяженная площадка.. Если съемка производится в формате JPEG, то при последующей постобработке такого снимка мы наживаем себе массу проблем. Это потерянные детали в тенях, повышение уровня шума при осветлении изображения, необходимость цветовой коррекции. При съемке в формате RAW ситуация не столь трагична, но качество изображения будет все равно ниже, чем если бы мы использовали снимок с нормальной экспозицией. Шумы в изображении возрастут неизбежно, следовательно, необходимо будет с ними бороться. А борьба с шумом - это всегда компромисс между шумом и мелкими деталями. Нет еще ни одной программы, которая бы прекрасно удаляла шум, оставляя при этом такую же детализацию, как у снимка с более низким ISO и нормальной экспозицией.

Для того чтобы получить нормально экспонированный снимок, если пробный оказался недоэкспонирован, следует выполнить одно или два из следующих действий:

  1. Открыть диафрагму на 1-2 (значения даны примерные, в каждом конкретном случае они определяются индивидуально) ступени. В этом случае вы получите меньшую глубину резкости.
  2. Если невозможно открыть диафрагму, либо необходимо сохранить глубину резко изображаемого пространства, можно увеличить время выдержки на 1-2 ступени. При этом следует иметь ввиду, что движущиеся объекты могут быть смазаны, либо может получиться эффект "шевеленки" из-за дрожания рук.
  3. Если необходимо сохранять неизменными глубину резкости и выдержку, увеличьте значение ISO на 1-2 ступени. При этом неизбежно возрастет уровень шума, однако, лучше получить резкий, четкий снимок с некоторым шумом, чем смазанный, но с низким уровнем шума.

Снимок с чрезмерной экспозицией.

Иначе этот снимок называют переэкспонированным или передержанным.

В этом случае визуально снимок выглядит светлее, чем он должен быть на самом деле. Гистограмма при этом обрезается справа, в области светов, а в области теней, слева, образуется протяженная площадка. Если съемка производится в формате JPEG, то потерянную информацию восстановить невозможно, то есть детали в светлых областях теряются безвозвратно. Иногда передержку используют как художественный прием. Если вы снимаете в формате RAW, то он прощает небольшие ошибки в экспозиции (в пределах 1-2 ступеней, в зависимости от модели камеры), однако это не повод продолжать делать ошибки при съемке. В конвертере такие мнимые потери информации легко восстанавливаются, при этом несколько улучшается качество изображения (см. выше о методе ETTR).

Для того чтобы получить нормально экспонированный снимок, если пробный оказался переэкспонирован, следует выполнить одно или два из следующих действий:

  1. Прикрыть диафрагму на 1-2 ступени. В этом случае вы получите бо̀льшую глубину резкости.
  2. Если бо̀льшая глубина резкости нежелательна (например, вы хотите сильно размыть задний план), используйте уменьшение времени выдержки на 1-2 ступени. Риск получить смазанный снимок при этом наоборот, уменьшается.
  3. Можно также воспользоваться уменьшением значения ISO на 1-2 ступени, если вы снимаете на ISO, отличном от минимального.

Если вы снимаете в яркий солнечный день светосильным объективом на открытой диафрагме, вам может не хватить предела выдержек и ISO вашей камеры для получения снимка с нормальной экспозицией. В этом случае имеет смысл воспользоваться нейтрально-серым фильтром, ослабляющим световой поток.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: