Характеристика риты а зори здесь тихие. Образ и характеристика риты осяниной а зори здесь тихие васильева сочинение. Сочинение про Риту Осянину

Старшину мог сыграть Тихонов, а Риту Осянину - Градова [видео]

Изменить размер текста: A A

Что сейчас происходит в жизни актеров из этого любимого народом фильма.

Говорят, «у войны не женское лицо». Но в Великой Отечественной именно женщины стали главной опорой нашим защитникам, о чем с пронзительной искренностью рассказал в своем фильме «А зори здесь тихие...» по одноименной повести фронтовика Бориса Васильева режиссер Станислав Ростоцкий .

В мае ровно 40 лет назад Ростоцкий сумел пробить свой сценарий будущего фильма на киностудии и получил отмашку начать работу над картиной.

Об этом народном кино мы и решили вспомнить накануне Дня Победы. Мы поздравили исполнительниц главных ролей с праздником и расспросили о съемках и их сегодняшней жизни.

Посвятил фильм спасительнице

Станислав Ростоцкий говорил, что картина - посвящение русским женщинам и персональная благодарность Анне Чегуновой (Бекетовой ), вынесшей истекающего кровью кавалериста Ростоцкого из боя. Анна дошла до Берлина . Потом родила двоих детей, но вскоре ослепла - сказались последствия ранений. Ростоцкий вспоминал:

Я привез Анну на студию и рассказывал все, что происходило на экране, а она плакала... Я отношусь к женщине на войне как к героине. Главная идея фильма - в центральной фразе: «На таком-то фронте ничего существенного не произошло...» Мы не раз слышали такое по радио. В моей картине фраза звучит, чтобы сказать: «Может, ничего существенного не произошло, но ведь погибли прекрасные люди».

Мастера, создававшие этот легендарный фильм - сам Ростоцкий, главный оператор Вячеслав Шумский, главный художник Сергей Серебренников, гример Алексей Смирнов , ассистент художника по костюмам Валентина Галкина , директор Григорий Рималис, - прошли войну и знали, как сделать материал достоверным. К сожалению, из них в живых сегодня только Вячеслав Шумский.

Все они побывали в самом пекле, а Валентина Галкина под огнем выносила раненых с поля боя. Они знали все тонкости и нюансы, - рассказал «КП » художник-декоратор фильма Евгений Штапенко . - Никто из зрителей и не заметит, какие подошвы у сапог немецкого десанта, а я вместе со специалистом вкручивал шестигранные шипы в подошвы, чтоб все натурально было.

Старшину мог сыграть Тихонов

Станислав Ростоцкий планировал на роль старшины Федота Васкова кого-то из звездных актеров, а на роли девушек - неизвестных актрис. Первыми пробовали Вячеслава Тихонова и Георгия Юматова . Тихонов был любимым актером Ростоцкого, а фронтовика Юматова выбрал Борис Васильев. Но после кинопроб Ростоцкий продолжил поиск актеров. Следующими кандидатами стали Юрий Оськин из Театра Комиссаржевской и Виталий Шаповалов из Таганки, игравший Васкова на сцене Таганки. Но в итоге героя-старшину сыграл 26-летний актер Московского ТЮЗа Андрей Мартынов . Девушек-претенденток искала по всей стране второй режиссер Ростоцкого Зоя Курдюмова .

Елена Драпеко (Лиза Бричкина)

О героине

Я хотела получить роль Женьки Комельковой . У меня с Женькой общие черты характера, но Ростоцкий убедил сыграть спокойную деревенскую Лизу Бричкину . С Лизой мы мало похожи, и поэтому пришлось меняться. Я «сделала» для нее вологодский говор. Меня и Остроумову каждое утро по два часа «прихорашивали». Ольке покрасили волосы в рыжий цвет и гримировали под Грету Гарбо. А мне гример Алексей Смирнов наклеивал сотню веснушек, да так, чтобы они «сидели» на одном и том же месте.

Что сейчас

Сегодня заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко - кандидат социологических наук и депутат Госдумы от «Справедливой России ». На Московском кинофестивале покажут новый фильм с участием Драпеко «Смерть в пенсне, или Наш Чехов». Свободное время она посвящает выращиванию цветов в своем загородном доме в Ленинградской области и путешествиям - она поставила целью познакомить жителей стран третьего мира с творчеством Александра Пушкина . На родине прадеда Пушкина Ибрагима Ганнибала в Эритрее (Восточная Африка ) Елена с единомышленниками на свои деньги установила памятник русскому поэту, а 23 мая откроет памятник Николаю Рериху в Индии .

Первый муж Елены умер, в браке со вторым родилась дочь Анастасия. Сегодня Анастасия - продюсер радио «Маяк» и еще продюсирует Полину Гагарину , победившую на «Фабрике звезд-2».

Ирина Долганова (Соня Гурвич)

О героине

Актриса признается, что очень страдала на съемках. У ее Сони сапоги на два размера больше - и это в итоге стоит ей жизни.

Я мучилась с этими сапожищами, постоянно теряя их на ходу. Что только не придумывала: и двойные портянки, и газеты за голенища. Один раз взмолилась: «Станислав Иосифович, на экране же не будет видно сапог! Можно поменять их, а то сил уже нет?» На что он философски ответил: «А достоверное воплощение образа?»

Свою звездную роль Ирина чуть было не упустила. Возвращаясь в Саратов , она не оставила на киностудии своего адреса. Через месяц ректор училища, схватив ее за руку, сказал: «Срочно отправляйся в Москву !» Оказывается, ей много раз звонили, сообщали об утверждении на роль. Но завуч это от нее скрывала. Ирина еле успела, чтобы сыграть сцену на катке с Костолевским, - снег в Москве уже начал таять.

Что сейчас

Ирине пришлось делать выбор между распределением в театр и предложением Киностудии Горького остаться в Москве. Решив, что театр - это надежнее, она отправилась в Горький. Спустя несколько лет Станислав Ростоцкий, в доме которого Ирина останавливалась всякий раз, как приезжала в Москву, посетил ее в Горьком и снова предложил переехать в столицу. Но к тому времени Ирина Валерьевна уже была замужем, растила сына и бросать родной город и театр не захотела. В кино снялась всего несколько раз (в том числе в фильме «Мать» Глеба Панфилова ). Сегодня прима Нижегородского ТЮЗа, заслуженная артистка России Ирина Долганова преподает актерское мастерство в нескольких детских коллективах и в Нижегородском госуниверситете им. Лобачевского . А еще она известный в городе защитник бездомных животных, помогает им обрести хозяев. Супруг Ирины занимается бизнесом, а сын работает врачом.

Ирина Шевчук (Рита Осянина)

О героине

Я так проникла в образ своей героини, что уже реально жила ее жизнью. Когда снимали сцену смерти Риты, врач рассказал о последствиях осколочного ранения в живот от разорвавшейся гранаты. Я так детально представила, как задыхаюсь и мучительно умираю, что в кадре потеряла сознание! Все испугались.

Как раз во время съемок Ирина переживала трудный разрыв с любимым мужчиной - популярным актером Талгатом Нигматуллиным , и жизненные страдания еще больше усиливали ее игру...

У нас был долгий роман. Практически два года неразлучно, а потом только встречи и расставания. Я сознательно пошла на разрыв, но все же для меня это стало тяжелым переживанием.

Что сейчас

В конце 1970-х заслуженная артистка Украинской ССР Ирина Шевчук вышла замуж за композитора Александра Афанасьева . Сегодня Ирина Борисовна - гендиректор кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок», член правления Гильдии актеров кино России. Недавно, 26 апреля, в Театре киноактера состоялась премьера ее спектакля «Веер леди Уиндермир» (по пьесе Оскара Уайльда). Еще она пишет стихи. Дочь Александра Афанасьева-Шевчук работала на телевидении в программе «Криминал», сейчас снимается в кино (сыграла Ирину Сомову в сериале «Монтекристо»), учится во ВГИКе.

Ольга Остроумова (Женя Комелькова)

О героине

Остроумовой очень хотелось сниматься у Ростоцкого. И она вовсю старалась на пробах. Просила Ирину Шевчук, с которой была в паре , отыграть на пробах максимально хорошо. Говорила:

Пусть все у нас получится, мне необходимо заполучить Женьку!

Что сейчас

После премьеры «Зорь...» не появлялась на экранах два года, а потом приглашения в кино посыпались как из рога изобилия. Сегодня Остроумова - народная артистка России, ведущая актриса Театра им. Моссовета . Сейчас она занята в репетициях спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» (по популярному в 1960 - 70-х гг. роману Нодара Думбадзе ), премьера которого состоится 13 мая.

Дочь от первого брака Ольга Левитина окончила РАТИ (ГИТИС ) и занята в постановках театра «Эрмитаж» и Мастерской Петра Фоменко . У нее уже двое детей. Сын Михаил учится на режиссера. В 1996 году Остроумова вышла замуж за Валентина Гафта , о котором говорит: «Жизнь с Гафтом - это абсолютный подвиг. Когда утром мне нужно побыть одной и настроиться на весь день, он вдруг начинает читать стихи, которые сочинил в пять утра. Приходится слушать...»

Екатерина Маркова (Галя Четвертак)

О героине

Я очень полюбила свою героиню, хотя вспоминаю съемки со страхом, - призналась «КП» Маркова .

В фильме ее Галя выбегает из кустов с криком «Мама!» и получает выстрел в спину. Ростоцкий захотел сделать крупный план спины с дырками от пуль. В доске просверлили отверстия, прикрепили емкости с красной жидкостью, присоединили электрический шнур и надели на спину Екатерине Марковой. Электрический шнур замыкали, гимнастерка прорывалась изнутри, и со стороны казалось, что течет кровь. Но пиротехники просчитались - гимнастерку разорвало в клочья. По счастью, актриса не пострадала.

А в реальной жизни чудом уцелел на войне отец Марковой. «Папа, фронтовой корреспондент, должен был лететь на передовую. Но, когда самолет уже вырулил на взлетную полосу, приказ отменили, и папа получил другое задание. А самолет сбили через несколько минут. Хочешь не хочешь, а поверишь в судьбу. Если бы папа погиб, я бы не появилась на свет».

Что сейчас

Маркова стала драматургом и писателем. Она автор десяти книг, по ее сценариям сняты 5 фильмов. За сценарий картины «Третий в пятом ряду» награждена на Международном телефестивале в Праге . Недавно вышел ее роман «Плакальщица». В этом году исполняется 40 лет счастливому семейному союзу актера Георгия Тараторкина и Екатерины Марковой. А познакомила их в такси общая подруга актриса Ирина Короткова .

Муж - самое лучшее, что у меня есть. Я нашла свое счастье, у меня замечательная семья, - призналась «КП» Маркова. - Сын Филипп - историк, пишет докторскую диссертацию, у него двое сыновей. Дочь Анна Тараторкина работает в РАМТе, участвует в спектаклях Театра Моссовета. 9 мая на канале «Россия» состоится премьера фильма «Смертельная схватка», где Анна играет снайпера Ольгу.

И еще все эти годы Екатерина Маркова дружит с Андреем Мартыновым, сыгравшим старшину Васкова.

Я обрела в нем поддержку и заботу, - призналась Маркова «КП». - Когда мой муж работал еще в Ленинградском ТЮЗе, а я жила в Москве и тоже играла в театре, Андрюша приходил и говорил мне: «Отдохни...» А потом гулял с маленьким Филиппом, кормил его.

После выхода фильма Мартынова пригласили на роль Кирьяна Инютина в «Вечный зов». Много лет Мартынов работал на дубляже -мало кто знает, что его голосом говорит Марлон Брандо в «Крестном отце».

В 1975-м в Германии Мартынов познакомился с литературоведом Франциской Тун, окончившей МГУ и свободно владеющей русским. В том же 75-м они расписались в Германии. Но Франциска не могла переехать в Москву, и через несколько лет брак распался. Их сын Александр - известный театральный художник в Берлине.

О СЪЕМКАХ

Актрисы хотели мыться в бане в купальниках

Натурные съемки проходили в Карелии на берегу Сямозера . Киногруппа жила в Петрозаводске , а «зенитчицы» и «Васков» - в деревне. Целый месяц актрисы вставали чуть свет и под руководством майора маршировали, учились козырять и стрелять, ползали по-пластунски, разбирали и чистили винтовки. В их солдатские рюкзачки с хлебом, котелком, кружкой режиссер подкладывал по два-три кирпича, чтоб тяжелее было.

Снимали в лесах, где было полно клещей. Ростоцкий настоял, чтобы все актрисы сделали прививки. Но сам не привился, и укус клеща достался именно ему!

Режиссера отвезли в больницу, клещ оказался энцефалитным. И Станислава Иосифовича потом кололи 7 дней подряд. Слава богу, не заболел! - рассказала Маркова.

Когда пришло время «топить» в болоте Лизу Бричкину, актрису Елену Драпеко облачили в гидрокостюм, ведь со дна били холодные ключи. Но в гидрокостюме остается прослойка воздуха. И девушку все время выталкивало. На берегу с чайником стоял Евгений Штапенко и заботливо перед каждым дублем смывал с лица Елены тину. Это выглядело так смешно, что съемка трагической сцены проходила под дружный хохот. Снимали дубль за дублем, а актриса все «не тонула». Тогда с помощью динамита сделали в болоте воронку, но и она не помогла. Пришлось расстаться с гидрокостюмом, и с первого же дубля сняли уходящую под воду актрису.

Для банной сцены в кадре нужны были обнаженные женские тела. Но мы долго не соглашались раздеться. Тогда Ростоцкий сказал: «Ну и наплевать! Вот наберу девок из Дома моделей, пусть покажут свои красивые тела, - вспоминает Ирина Долганова. - Но через неделю снова к нам: «Поймите, надо показать, что смерть уродовала юные тела, созданные для материнства!» Тогда мы поставили условие: репетируем только в купальниках и чтобы никого не было в павильоне, кроме оператора. Ростоцкий подавал команды с пульта. На полу лицом вниз лежал Женя Штапенко и подпускал пару. Когда мы влетели в кадр, каждая старалась занять место, чтоб ее поменьше было видно. Катя Маркова нырнула в огромную лохань, и, так как она девушка миниатюрная, из лохани торчали только коленки и голова, да еще и веником прикрылась. Ленка Драпеко легла на полати на живот, и видна была одна спина. Когда все заняли выгодные места, я хитро поступила - села спиной к камере. И на крупном плане как раз моя спина. Так что оголенной осталась только Оля Остроумова.

x HTML-код

Фрагмент фильма "А зори здесь тихие". Говорят, «у войны не женское лицо». Но в Великой Отечественной именно женщины стали главной опорой нашим защитникам, о чем с пронзительной искренностью рассказал в своем фильме «А зори здесь тихие...» по одноименной повести фронтовика Бориса Васильева режиссер Станислав Ростоцкий.

Б. Васильев рисует биографии каждого персонажа своей повести «А зори здесь тихие», что позволяет увидеть несколько личностей с тяжелой судьбой, которую сломала война.

Рита Осянина (в девичестве - Муштакова) выросла в простой семье. В девятом классе она познакомилась со своим будущим мужем и сразу в него влюбилась. Уже в семнадцать лет героиня выходит замуж и становится счастливой женой, а затем и счастливой мамой. Однако счастью девушки приходит конец - через два года после свадьбы муж погибает на войне, оставляя Риту одну с годовалым сыном Альбертом. Помимо мужа, Рита теряет и своего отца, который пропадает без вести во время войны. Мать же, как отмечала Рита, долго не протянет, так как очень больна. Героиня понимает, что ее трехлетний сын останется совсем один.

На момент повествования героине было всего лишь 20 лет. Автор показывает, что основная масса людей в этом возрасте уже имела за спиной трагичную судьбу. Даже сама форма имени Маргарита - Рита - говорит о простом характере героине, о том, что ее история жизни не индивидуальна, она народна.

Внутренние качества

Характеристика Риты Осяниной проявляется в большей степени в описании внутренних качеств героини.

Столкнувшись с жизненными препятствиями, героиня вела себя серьезно и строго. Она не позволяла себе даже смеяться, настолько была человеком сдержанным. Рита почти всегда оставалась с самой собой наедине. Она вела замкнутый образ жизни. Героиня не привыкла показывать свои эмоции чужим людям.

Осянина, верная мужу даже после его смерти, не воспринимает никого из мужчин. Она не обращала на них внимания, потому что главной ее целью было отомстить за смерть любимого человека.

Рита - заботливая мать. Несмотря на то что она оставила своего сына и отправилась на войну, она всегда думала о своем ребенке и всячески старалась ему помогать, даже находясь далеко от него. Перед смертью Рита Осянина думает не о себе, а об Альберте, который так рано остался сиротой, поэтому просит Васкова позаботиться о ее ребенке.

На войне

Рита Осянина являлась старшей по взводу. В соответствии со своим характером героиня относилась строго к своим подчиненным в отряде. Держалась Рита всегда отдельно. Она искренне хотела победить вражеские войска, чтобы отомстить им за смерть своего мужа. Именно поэтому Рита приходит на войну самостоятельно. С самого начала она стремится попасть в настоящий бой, ей не хочется отсиживаться в тылу. Сначала героиня служит санитаркой, а затем становится зенитчицей. Суровость и серьезность Риты помогают ей достигать высот, начальники ценят ее и уважают.

В ходе повествования Рита показана автором мужественной и смелой девушкой, которая не боится отдать собственную жизнь ради победы над врагом. Звание младшего сержанта говорит о том, что она не жалеет собственных сил и готова идти на все, чтобы отомстить немцам за то, что они отобрали у нее счастье. Несмотря на замкнутый образ жизни, Рита Осянина может повести других людей за собой.

Героиня подвергает свою жизнь опасности и вступает в перестрелку с немцами, в результате чего девушка получает рану. Когда Рита понимает, что ее ранили смертельно, она сама стреляет себе в висок, чтобы не умирать мучительно, «долго и трудно».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Самые популярные материалы февраля для 11 класса.

«А зори здесь тихие...», а также нескольких экранизаций этого текста. Серьезная и строгая девушка двадцати лет, зенитчица.

История создания

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» впервые вышла в печать в 1969 году в восьмом номере литературного молодежного журнала «Юность». По утверждению самого писателя, в основу повести легло реально произошедшее событие.

Во время Второй мировой войны семеро солдат, которые служили на одной из узловых железнодорожных станций, успешно противодействовали диверсионной группировке немцев и не позволили взорвать этот участок железной дороги. В итоге из группы остался в живых только командир, который позже получил за боевые заслуги медаль.

Эта история вдохновила Бориса Васильева, и тот начал работать над повестью, но работа вскоре остановилась. Писатель осознал, что в истории о солдатах-героях, которые без всякого приказа, по личной инициативе решили пойти на риск и противостоять врагу, в принципе нет ничего нового. Этот сюжет был уже хорошо разработан и раньше.


Тогда Васильев решил заменить персонажей-мужчин молоденькими девушками-зенитчицами, и сюжет заиграл новыми красками. В войне принимали участие сотни тысяч женщин, но до Васильева никто не делал тех героинями литературных произведений.

«А зори здесь тихие…»

Сюжет повести начинается с того, что комендант Федот Васков просит у командования прислать ему непьющих зенитчиков. Дело в том, что разъезд, которым заведует Васков, стоит в глуши, обстановка вокруг тихая, и мужчины от безделья начинают пьянствовать. Командование в ответ на запрос Васкова присылает два отделения девушек-зенитчиц.


Одна из новоприбывших замечает двух вражеских диверсантов в лесу. Очевидно, что немцы пытаются незамеченными пробраться по лесам к неким стратегически значимым объектам. Васков решает, что врагов необходимо перехватить. Комендант набирает группу из пяти девушек, с которой собирается по тайной тропе через топи обогнать диверсантов и уничтожить. Однако позже оказывается, что немцев не двое, а шестнадцать человек, и с небольшой группой тех не остановить.

Васков отправляет за помощью одну девушку из группы - , но та не добирается до «своих», а по дороге погибает в болоте. Тем временем Васков с остальными преследует врагов и вступает в несколько боевых столкновений. Однако силы не равны и девушки одна за другой гибнут. Рита Осянина - одна из зенитчиц в группе Васкова. Другие девушки - Соня Гуревич, Галя Четвертак и . Сам Васков выживает и в итоге берет в плен тех диверсантов, которые остались в живых. Так что подвиг погибших девушек не оказался напрасным.


Рита Осянина родилась в простой семье и в девичестве носила фамилию Муштакова. В семнадцать лет Рита выходит замуж и становится Осяниной, рожает сына, которого называют Альбертом, и до войны живет счастливо.

С будущим мужем героиня познакомилась еще в девятом классе, когда по воле случая Рита и молодой лейтенант Осянин сели рядом. Тогда же во время игры в фанты Рита и Осянин танцевали вальс, а в конце молодой лейтенант вызвался проводить героиню домой.


Знакомство скоро заканчивается браком, причем героине на тот момент нет еще и восемнадцати. Будущие супруги получили разрешение на брак, обратившись к коменданту города и родителям Риты. Муж героини был пограничником и командиром. Через год у Риты родился сын, а еще через год началась война.

По несчастью, муж Риты - к тому моменту уже старший лейтенант Осянин - погиб на второй день войны, через два года после свадьбы. Героиня узнала о гибели супруга не сразу, а только через месяц. Рита отправляется на фронт, чтобы отомстить за мужа, служит санитаркой, а позже проходит зенитную школу и становится зенитчицей. Получает звание младшего сержанта и командует отделением девушек-зенитчиц.


Остальная семья Риты тоже понесла урон во время войны. Отец героини пропал без вести, а трехлетний сын Алик остался с бабушкой - матерью Риты, которая серьезно больна. Героиня уверена, что та не проживет долго. Сама Рита погибает, когда во время перестрелки с немцами получает смертельную рану. Девушка осознает, что у нее нет шанса оправиться от ранения, а умирать придется долго и мучительно. Рита кончает жизнь самоубийством, выстрелив себе в висок. На этом короткая и печальная биография Риты Осяниной завершается.

Умирающая героиня просит коменданта и старшину Федота Васкова позаботиться о сыне Алике, который остается сиротой, проявляя тем самым материнскую любовь на пороге неизбежной смерти. Васков усыновил мальчика и стал для того отцом.

У Риты строгий и серьезный характер, героиня никогда не смеется, всегда остается рассудительной и спокойной. Внешность героини в тексте не описывается, но в экранизациях Риту изображают главным образом блондинкой с типичными славянскими чертами.


Главные герои повести "А зори здесь тихие..."

Суровая Рита пользуется доверием армейского начальства, героиню ценят как надежного и толкового бойца. После смерти мужа Рита не обращала внимания на других мужчина и держалась особняком, не заводя близких отношений ни с кем. Образ героини проникнут трагизмом, и сама судьба девушки складывается трагически.

Девушки в отряде Риты были молодыми и морально менее зрелыми, чем героиня. Тем не менее Рита заводит дружбу с Женей Комельковой, молодой зенитчицей, чью семью расстреляли немцы. В компании Жени героиня могла расслабиться и стать собой. Рита даже начала временами смеяться и петь песни с другими девушками.

Экранизации


В 2005 году экранизация повести вышла в Китае. В этой версии роль Осяниной досталась российской актрисе Татьяне Остап. Это не фильм, а девятнадцатисерийный сериал. Причем на все серии материала повести не хватило, и в результате автор, Борис Васильев, участвовал в разработке сценария. Сериал стал совместным проектом России и КНР. Актерский состав подобран исключительно из российских актеров. Съемки проходили в Москве, в Благовещенске и в Китае в округе Хэйхэ. На российские экраны сериал вышел сокращенным до двенадцати серий.

Цитаты

«Красивые редко счастливыми бывают».
«- Поцелуй меня, - вдруг сказала она.
Он неуклюже наклонился, застенчиво ткнулся губами в лоб.
- Колючий... - еле слышно сказала она, закрыв глаза. - Иди. Завали меня ветками и иди.
По серым, проваленным щекам ее медленно текли слезы. Федот Евграфыч тихо поднялся, аккуратно прикрыл Риту ветками и быстро зашагал к речке, навстречу немцам».
«Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу».
«Не надо, - тихо сказала она. - Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом - канал».

Но Кирьянова пока молчала.

Стояли безветренные белые ночи. Длинные - от зари до зари - сумерки дышали густым настоем зацветающих трав, и зенитчицы до вторых петухов пели песни у пожарного сарая. Рита таилась теперь только от Васкова, исчезала через две ночи на третью вскоре после ужина, а возвращалась перед подъемом.

Эти возвращения Рита любила больше всего. Опасность попасться на глаза патрулю была уже позади, и теперь можно было спокойно шлепать босыми ногами по холодной до боли росе, забросив связанные ушками сапоги за спину. Шлепать и думать о свидании, о жалобах матери и о следующей самоволке. И оттого, что следующее свидание она может планировать сама, не завися или почти не завися от чужой воли, Рита была счастлива. Но шла война, распоряжаясь по своему усмотрению человеческими жизнями, и судьбы людей переплетались причудливо и непонятно. И, обманывая коменданта тихого 171-го разъезда, младший сержант Маргарита Осянина и знать не знала, что директива имперской службы СД за №С219/702 с грифом «ТОЛЬКО ДЛЯ КОМАНДОВАНИЯ» уже подписана и принята к исполнению.

А зори здесь были тихими-тихими.

Рита шлепала босиком: сапоги раскачивались за спиной. С болот полз плотный туман, холодил ноги, оседал на одежде, и Рита с удовольствием думала, как сядет перед разъездом на знакомый пенек, наденет сухие чулки и обуется. А сейчас торопилась, потому что долго ловила попутную машину. Старшина же Васков вставал ни свет ни заря и сразу шел щупать замки на пакгаузе. А Рита как раз туда должна была выходить: пенек ее был в двух шагах от бревенчатой стены, за кустами.

До пенька осталось два поворота, потом напрямик, через ольшаник. Рита миновала первый и - замерла: на дороге стоял человек.

Он стоял, глядя назад, рослый, в пятнистой плащ-палатке, горбом выпиравшей на спине. В правой руке он держал продолговатый, туго обтянутый ремнями сверток; на груди висел автомат.

Рита шагнула в куст; вздрогнув, он обдал ее росой, но она не почувствовала. Почти не дыша, смотрела сквозь редкую еще листву на чужого, недвижимо, как во сне, стоящего на ее пути.

Из лесу вышел второй: чуть пониже, с автоматом на груди и с точно таким же тючком в руке. Они молча пошли прямо на нее, неслышно ступая высокими шнурованными башмаками по росистой траве.

Рита сунула в рот кулак, до боли стиснула его зубами. Только не шевельнуться, не закричать, не броситься напролом сквозь кусты! Они прошли рядом: крайний коснулся плечом ветки, за которой она стояла. Прошли молча, беззвучно, как тени. И скрылись.

Рита обождала - никого. Осторожно выскользнула, перебежала дорогу, нырнула в куст, прислушалась.

Задыхаясь, кинулась напролом: сапоги били по спине. Не таясь, пронеслась по поселку, забарабанила в сонную, наглухо заложенную дверь:

Товарищ комендант!.. Товарищ старшина!..

Наконец открыли. Васков стоял на пороге - в галифе, тапочках на босу ногу, в нижней бязевой рубахе с завязками. Хлопал сонными глазами:

Немцы в лесу!

Так… - Федот Евграфыч подозрительно сощурился: не иначе, разыгрывают… - Откуда известно?

Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках…

Нет, вроде не врет. Глаза испуганные…

Погоди тут.

Старшина метнулся в дом. Натянул сапоги, накинул гимнастерку, второпях, как при пожаре. Хозяйка в одной рубахе сидела на кровати, разинув рот:

Что там, Федот Евграфыч?

Ничего. Вас не касается.

Выскочил на улицу, затягивая ремень с наганом на боку. Осянина стояла на том же месте, по-прежнему держа сапоги за плечом. Старшина машинально глянул на ее ноги: красные, мокрые, к большому пальцу прошлогодний лист прилип. Значит, по лесу босиком шастала, а сапоги за спиной носила: так, стало быть, теперь воюют.

Команду - в ружье: боевая тревога! Кирьянову ко мне. Бегом!

Бросились в разные стороны: деваха - к пожарному сараю, а он - в будку железнодорожную, к телефону. Только бы связь была!..

- «Сосна»! «Сосна»!.. Ах ты, мать честная!.. Либо спят, либо поломка… «Сосна»!.. «Сосна»!..

- «Сосна» слушает.

Семнадцатый говорит. Давай Третьего. Срочно давай, чепе!..

Даю, не ори. Чепе у него…

В трубке что-то долго сипело, хрюкало, потом далекий голос спросил:

Ты, Васков? Что там у вас?

Так точно, товарищ Третий. Немцы в лесу возле расположения. Обнаружены сегодня в количестве двух…

Кем обнаружены?

Младшим сержантом Осяниной…

Кирьянова вошла, без пилотки, между прочим. Кивнула, как на вечерке.

Я тревогу объявил, товарищ Третий. Думаю лес прочесать…

Погоди чесать, Васков. Тут подумать надо: объект без прикрытия оставим - тоже по голове не погладят. Как они выглядят, немцы твои?

Говорит, в маскхалатах, с автоматами. Разведка…

Разведка? А что ей там, у вас, разведывать? Как ты с хозяйкой в обнимку спишь?

Вот всегда так, всегда Васков виноват. Все на Васкове отыгрываются.

Чего молчишь, Васков? О чем думаешь?

Думаю, надо ловить, товарищ Третий. Пока далеко не ушли.

Правильно думаешь. Бери пять человек из команды и дуй, пока след не остыл. Кирьянова там?

Тут, товарищ…

Дай ей трубку.

Кирьянова говорила коротко: сказала два раза «слушаю» да раз пять поддакнула. Положила трубку, дала отбой.

Приказано выделить в ваше распоряжение пять человек.

Ты мне ту давай, которая видела.

Осянина пойдет старшей.

Ну, так. Стройте людей.

Построены, товарищ старшина.

Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! А у них, между прочим, одни родимые, образца 1891-го дробь 30-го года…

Женя, Галя, Лиза…

Сморщился старшина:

Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли…

Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:

Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Что - я? Что такое я? Докладывать надо!

Боец Гурвич.

Ох-хо-хо! Как по-ихнему - руки вверх?

Хенде хох.

Точно, - махнул-таки рукой старшина. - Ну, давай, Гурвич…

Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.

Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов… по пять обойм. Подзаправиться… Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все - сорок минут. Р-разойдись!.. Кирьянова и Осянина - со мной.

Пока бойцы завтракали и готовились к походу, старшина увел сержантский состав к себе на совещание. Хозяйка, по счастью, куда-то уже смоталась, но постель так и не прибрала:две подушки рядышком, полюбовно… Федот Евграфыч угощал сержантов похлебкой и разглядывал старенькую, истертую на сгибах карту-трехверстку.

Значит, на этой дороге встретила?

Вот тут, - палец Осяниной слегка колупнул карту. - А прошли мимо меня, по направлению к шоссе.

К шоссе?.. А чего ты в лесу в четыре утра делала?

Промолчала Осянина.

Просто по ночным делам, - не глядя, сказала Кирьянова.

Ночным? - Васков разозлился: вот ведь врут! - Для ночных дел я вам самолично нужник поставил. Или не вмещаетесь?

Насупились обе.

Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана, - опять сказала Кирьянова.

Нету здесь женщин! - крикнул комендант и даже слегка пристукнул ладонью по столу. - Нету! Есть бойцы, и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем…

То-то у вас до сих пор постелька распахнута, товарищ старшина среднего рода…

Ох и язва же эта Кирьяновна! Одно слово: петля!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: