История серии «Nagato. Линкор Нагато. Исторические фотографии. Самурай против ядерного оружия (10 фото) Линкор "Нагато" история и техническое описание

Доброго времени суток, любители германского и не только, флота! Сегодня я решил рассмотреть довольно-таки обычный корабль, который часто видят в боях и который, в известной степени, может выдерживать довольно много попаданий бронебойными снарядами при грамотной игре. История создания этого класса кораблей начинается в 1930-м году после подписания Лондонского соглашения, ограничивавшего водоизмещение линкоров в 35 тысяч тонн, а главный калибр – в 16 дюймов или 406 миллиметров (если уж совсем точно, то 406,4 миллиметра).

Так как после подписания Вашингтонского соглашения США были вынуждены пустить на слом ещё недостроенные линкоры типа «South Dakota», встал вопрос о строительстве новых кораблей – «стандартные линкоры» уже не удовлетворяли требованиям по скорости, а кардинально увеличить эту самую скорость без перестройки всего корабля было невозможно (новая силовая установка, новые обводы корпуса). В итоге разработка вариантов новых линкоров продлилась 6 лет – до конца «линкорных каникул», которые устанавливались в 1930-м году тем самым Лондонским соглашением.

Всего было рассмотрено 58 различных вариантов проекта, которые предлагали самые разные вариации размещения вооружения (как вам, например, вариант F с двумя 4-орудийными башнями (356 миллиметров) в корме или вариант А с тремя 3-орудийными башнями (356 миллиметров) в носу, из которых по носу и могли стрелять лишь две?), бронирования (толщина главного пояса варьировалась от 251 миллиметра (вариант IV-A) до 394 миллиметров (вариант V)), мощности силовой установки (от 57 тысяч «лошадей» (вариант 1, период возврата к ограничениям) до 200 тысяч (вариант C1)).

Вооружение. Как уже было сказано, мы имеем главный калибр 410 миллиметров. Много ли это? Я считаю, что достаточно – 4 башни по 2 ствола 410/45 3rd Year Type имеют перезарядку в 32 секунды, поворот на 180 градусов за 47,4 секунды и разброс в 231 метр на 20,5 километрах дальности. Начальная скорость обоих типов снарядов составляет 805 метров в секунду, что даёт нам прекрасную баллистику. Собственно, орудия и их количество и являются поначалу главным препятствием для только взошедших на мостик Nagato командиров – стволов в полтора раза меньше, дальность пониже, как этим вообще попадать и так далее. Но при этом кучность у нас повыше из-за меньшего числа башен плюс больший на 2 дюйма калибр позволяет нашим снарядам наносить больше урона и реже рикошетить.

ПМК. Работает на 5 км, мы имеем 2 калибра, дающие нам в сумме 26 стволов, из которых по 13 смотрят на борт. Увы, по носу у нас смотрят 140-миллиметровки, заряженные бронебойными, поэтому эффективность ПМК сильно ситуативна, в отличие от ПМК немецкой парочки.

Защита. Наш главный бронепояс имеет толщину в 305 миллиметров, в нос и корму до барбетов концевых башен уходят небольшие куски аналогичной толщины, каземат и оконечности имеют толщину в 25 миллиметров – это очень мало, но позволяет «держать» носом снаряды калибром 14 и меньше дюймов. Отдельный разговор про внутреннюю броню, то есть про траверзы. Если у нормальных людей, блин, то есть у нормальных кораблей траверз – это обычно вертикальная бронепереборка от плеча до… Тьфу, от главной броневой палубы цитадели и до днищевых стрингеров, то хитрые японцы создали нечто, достойное пера Фердинанда Порше и его трансмиссии для танка Maus. Если проще, то в носу и корме идут клином две переборки траверза, замыкаясь на барбетах концевых башен, создавая в случае прохода кораблём строго носом поставленный вертикально «щучий нос» ИС-3. Толщина барбетов – 305 миллиметров по всей высоте, боковых граней траверза – 229 миллиметров. Но самая мякотка – защита погребов. Здесь они прикрыты 76-миллиметровой палубой со скосами плюс такой же по толщине противоторпедной переборкой цитадели, а спереди – «крышка» толщиной 254 миллиметра.

Что это нам даёт? В ромбе эти участки могут сыграть как на нас (если перекрываются уходящими в нос и корму 305-миллиметровыми участками пояса), так и против нас – всё зависит от угла, равно как и с боковыми гранями траверзов. В частности, был случай, когда снаряд с Gneisenau, попав в нос Nagato под углом, пробил цитадель, поэтому играть нужно аккуратно.

ПВО. Насколько высока огневая мощь нашего ГК, настолько же спорна наша система противовоздушной обороны. Четыре 127-миллиметровые спарки дают урон в 40 единиц на дистанции в 5 км, девяносто 25-миллиметровых стволов дают нам урон 183 единицы на дистанции в 3,1 км. Немного, но сбить прицел хватит.

ПТЗ составляет 25%, и на том спасибо. Область простирается между крайними башнями в носу и корме.

Маскировка. Корабли нас видят с 17 километров, самолёты – с 13,3 км. Немало? Не спорю, мы заметны как я не знаю что.

Маневренность. 25 узлов скорости, радиус циркуляции в 770 метров и 13,7 секунды перекладки рулей. В целом, средние результаты – хуже нас только Colorado, ибо скорость там намного ниже, а два других корабля банально позже построены, да и прогресс в области котлов и турбин не стоял на месте.

Подведём итоги. Мы имеем тяжёлый молот ГК со средним бронированием, достаточным для парирования ударов линкоров ниже уровнем (кроме Bayern – монстра кайзера Вильгельма), но уже слабо помогающим против наших же орудий. Броня требует внимательности из-за слабости траверзов и довольно оригинальной их конструкции с перекрытием носовым и кормовым поясами. ПВО – на фоне Gneisenau не так эффективно, но сбить пару самолётов из группы поможет. ПМК – будь он полностью фугасным, было бы в разы легче, потому что, увы, механика пожаров в нашей игре имеет довольно кривую реализацию плюс по незащищённым надстройкам всё-таки от бронебойных снарядов много сквозных пробитий. Этот корабль готовит нас к 8 уровню – линейному кораблю (на деле линейному крейсеру) Amagi, у которого ещё лучше орудия и ПТЗ, ещё хуже броня и есть какая-никакая ПВО.

Теперь рассмотрим тактику применения нашего Меча Императора. Первое, что следует запомнить – ближний бой с крейсерами для нас может закончиться плачевно потому что оконечности у нас не защищены и урон от фугасов «заходит» прекрасно. Поворот же башен у нас не самый быстрый и мы можем не успеть, скажем, уклониться от торпед и навести башни на цель. Наша схема брони диктует нам дистанцию боя в 12-17 км – на таком расстоянии нам хватит времени чуть подвернуть корпус, чтобы принять удар более защищёнными частями, а времени полёта снарядов – поразить цель.

Приоритетные цели – линкоры, по крейсерам могут часто проходить сквозные пробития. Со временем, когда привыкнете к орудиям, крейсеры станут вас ненавидеть. В то же время если Nagato – единственный линкор на фланге, ни в коем случае нельзя отсиживаться за спинами союзников. Поддерживайте крейсеры, танкуйте урон, принимайте удар на себя – восстановиться вы можете, в отличие от крейсеров. Ни в коем случае не «перекручивайте» корпус – подставится носовая «грань» брони погребов, а она довольно тонкая, несмотря на защиту 305-миллиметровой плиты. Танкуйте с умом, подставляя нос под выгодными углами, давая бортовые залпы по возможности – да, потеря половины огневой мощи неприятна, но потеря прочности – хуже. Не ломитесь в одиночку и взаимодействуйте с крейсерами и эсминцами союзников – первые помогут отбиться от авианосцев и эсминцев, а вторые могут «подсвечивать» цели и принести победу захватом точек.

Подведём итоги:

  1. Наш ГК – наше преимущество, в ближний бой ломимся лишь при отсутствии угрозы атаки эсминцев;
  2. Броня – наш лучший друг и коварный враг одновременно. Учимся грамотному манёвру – и получаемый урон будет ниже;
  3. На ПВО особо не рассчитываем – увы, это не самая сильная наша сторона;
  4. Взаимодействуем и помогаем союзным кораблям – наш корабль при грамотной игре является большущей занозой для противника, но соло, увы, быстро гибнет из-за не самой лучшей маневренности, высокой заметности и довольно длинного корпуса.

Первыми абсолютно японскими линкорами выступают корабли типа «Нагато». Их проектирование и строительство полностью происходило на родной земле. Императорский флот ориентировался на суперсовременный британский дредноут « », для которого на ряду с мощным вооружением и усиленным бронированием характерна высокая скорость хода.

Судна «Нагато» (1920г.) и «Муцу» (1921г.) были спущены на воду уже после завершения Первой мировой войны. Поэтому многие элементы корпуса и вооружения создавались на основе анализа наиболее уязвимых мест в ходе сражений. Данным классом линейных кораблей завершалось запланированная в 1907 году постройка 8 линкоров для Императорского флота Японии.

Конструкция и бронирование линкоров типа «Нагато»

Внешний вид новых дредноутов отличался от своих предшественников. Он имел выпуклую палубу, устремленный вперед форштевень (в отличие от предыдущих прямых) и более высокие мачты. Длина судна составляла 221 метр, грузоподъемность могла достигать 39 000 тонн. Носовая часть была нацелена вперед – такая конструкция позволила увеличить судно на 1,5 метра, а главное уменьшить количество брызг при движении.

Четыре паровые турбины Gihon и 21 котел фирмы Kampon обеспечивали корабль мощностью в 80 000 лошадиных сил. Во время первых морских испытаний была достигнута максимальная скорость 26,7 узла. В экономном режиме дредноут мог преодолеть расстояние, равное 10 000 миль. Примечательно, что долгое время были уверены, что «Нагато» может плавать не быстрее 23,5 узла, в первые годы Второй мировой войны реальное положение дел стало для них неприятным сюрпризом.

Бронирование было осуществлено при помощи цементированной стали фирмы Vickers. Главный броневой пояс имел длину 134 метра, выступал над уровнем моря почти на 2 м и еще на 76 см скрывался под водой. Толщина такой массивной конструкции составляла 305 мм. Палуба обшивалась листами от 70 мм до 178 мм. Башни главного калибра имели 356-мм защиту.

Весь корпус линкора был разделен на 1 089 водонепроницаемых отсеков. Даже в случае большой пробоины судно останется на плаву. Подводная часть корабля была оснащена противоторпедной обороной, которая состояла из множества переборок различной толщины.

Вооружение линкоров типа «Нагато»

  • Главный калибр был представлен четырьмя парами 410-мм пушек. Они располагались в носовой части и на корме по линейно-возвышенной схеме. Угол изменения орудий находился в пределах от -5 до +30 градусов. После проведенной модернизации показатель вырос до +43 градусов. Дальнобойность превышала 38 км.
  • Противоминная артиллерия включала 18 140-мм орудий, часть из которых размещалась в казематах.
  • Зенитная артиллерия состояла из четырех пар 127-мм пушек и 10 пар 25-мм установок.
  • Минно-торпедное вооружение содержало 4 подводных аппарата и 2 надводных устройства. В 1936 году данные орудия были демонтированы.
  • С 1925 года на борту «Нагато» стали размещаться гидросамолеты. В разные годы использовались японская и немецкая авиация, которая выполняла разведывательные функции.

Служба

В годы Второй мировой войны оба линкора принимали участие во многих сражениях, выступая против Союзников. Во время нападения на Перл-Харбор дредноуты типа «Нагато» находились поблизости и следили за сражением. Однако в битве за Мидуэй и в заливе Лейте они приняли активное участие.

В 1943 году «Муцу» был пришвартован в порту небольшого японского острова Хашира. Внезапно произошел взрыв. Судно раскололось пополам и ушло под воду, вместе с ним погиб 1 121 член экипажа.

Второй дредноут, носивший имя класса описываемых кораблей, в конце войны находился в плохом состоянии. В результате капитуляции Японии он стал собственностью ВМС США, которые использовали судно для ядерных испытаний.


Линейный корабль Нагато. Япония. Конец 1944г.

Водоизмещение стандартное 38 800 т, полное 43 000 т. Длина максимальная 224,5 м, ширина 34,6 м, осадка 9,5 м. Мощность четырехвальной турбинной установки 82 000 л.с., скорость 25 уз.
Бронирование: главный пояс 330-229 мм, в оконечностях - 102 мм, верхний пояс 203 мм, каземат вспомогательной артиллерии 152 мм, башни и барбеты 305 мм, броневые палубы общей толщиной до 205 мм, рубка 305 мм.
Вооружение: восемь 410-мм и восемнадцать 140-мм орудий, восемь 127-мм зенитных орудий, девяносто восемь 25-мм автоматов.

Данный тип линкоров можно назвать полностью японскими кораблями. Сохранив традиционное для "европейцев" расположение главной артиллерии в четырех башнях, по две в носу и в корме, новые сверхдредноуты получили силуэт, который с годами стал связываться именно с японскими кораблями. Характерными стали красиво изогнутый нос и впервые появившаяся массивная передняя мачта-надстройка, из-за обилия мостиков, рубок и переходов получившая название "пагоды". Действительно, инженеры решили создать конструкцию, которую нельзя "свалить" попаданием крупнокалиберного снаряда. Если учителя-англичане довольствовались треногими мачтами, то их старательные ученики установили массивную семиногую, центральный ствол которой представлял собой шахту лифта, бегавшего вверх-вниз - от палубы до центрального артиллерийского поста на топе мачты. Безусловно, такое сооружение оказалось совершенно "неубиваемым", но английские специалисты и историки вплоть до настоящего времени не перестают напоминать, что их трех "ног" оказалось вполне достаточно для сохранения мачт даже при прямых попаданиях. Японцы, как и американцы со своими "шуховскими башнями", несколько перестарались, потратив драгоценный вес на достаточно бесполезное дело.

В остальном же данный тип оказался уникальным, в нем как бы смешались чисто американские и английские черты. Так, бронирование соответствовало схеме "все или ничего": выше 12-дюймового пояса борт и казематы вспомогательной артиллерии оставались небронированными. Но скорость линкоров заставила бы позавидовать даже столь большого любителя этого тактического элемента, как лорд Джон Фишер. На испытаниях машин в 1920 году один из кораблей "Нагато" легко показал 26,7 узла - ход, приличный даже для линейного крейсера. В сущности, эти суда стали первыми представителями класса новых современных линейных кораблей, имеющих скорость, близкую к скорости бывших линейных крейсеров, но сохранявших вооружение и бронирование линкоров. Даже английские Куин Элизабет - быстроходное крыло Гранд-Флита - уступали японцам в скорости не менее 2 узлов.

Самое интересное состояло в том, что впервые удалось эту высокую скорость скрыть. Во всех справочниках вплоть до второй мировой войны считалось, что "Нагато" имеет "высокую" скорость в 23 узла. Истинные же характеристики стали известны специалистам только после 1945 года.
С 1937 г. «Нагато» принимал участие в войне в Китае. 20-25 августа линкор доставил в Шанхай 2000 солдат 11-й дивизии.
Войну корабль встретил в составе Объединённого флота. До середины 1942 г. линейные силы японского флота, в том числе «Нагато», практически не принимал участие в боевых действиях, отстаиваясь в Хасиродзиме. За это все японские линкоры получили, скорее всего, от моряков с авианосцев, полупрезрительное прозвище «Хасирского флота».
Первой операцией с участием «Нагато» и «Муцу» стал Мидуэй. Оба корабля, а также «Ямато», входили в состав Главных сил адмирала Ямамото. Главные силы, находясь в 300 милях от авианосцев Нагумо, ничем себя не проявили, и фактически являлись лишь потенциальной угрозой для американцев.
На рубеже 1943-1944 гг. «Нагато» неоднократно привлекался к перевозкам войск. Так, 17-26 октября 1943 г. он перевозил армейские части с Трука на атолл Брауна, 1-4февраля 1944 г. на Палау, 16 января - 21февраля 1944 г. в Линга-Роудз.
«Нагато» принял участие в двух крупнейших сражениях 1944 г. на Тихом океане - бою у Марианских островов и бою в заливе Лейте.
19 июня 1944 г. «Нагато» находился в составе соединения В с авианосцами «Дзуньё», «Хийё» и «Рюйхо». В ходе боя линкор не получил повреждений. Уже 2-10 июля 1944 г. доставлял армейские части на Окинаву.
Во время Филиппинского сражения (Лейте) «Нагато» входил в состав соединения А Первого ударного соединения («Ямато», «Мусаси», «Нагато») адмирала Такео Куриты. 24 октября 1944 г. во время атак американской авиации, известных как бой в море Сибуян, «Нагато» получил первые повреждения за всю войну. В него попало три бомбы, одна из которых не взорвалась. Вышла из строя одна из башен главного калибра, пострадала телефонная внутрикорабельная связь. После ложного отхода японское соединение продолжило движение к заливу Лейте, где находились цели - транспорты с десантом. 25 октября в бою у острова Самар японцы не смогли разгромить группу американских эскортных авианосцев. В самый разгар боя Курита приказал отступать. До сих пор ведутся споры о причинах неудачи японцев в этом столкновении. «Нагато» получил здесь ещё две бомбы, не слишком снизившие его боеспособность.
С ноября 1944г. Нагато находился в Куре и Йокосуке. Использовался как зенитная плавбатарея, стоя у пирса… в море больше не выходил, разоружался… 30 августа на борт поднялась американская команда.
Использовался американцами во время испытаний ядерного оружия у атолла Бикини, как корабль-мишень. 29 июля 1946 года во время второго испытания затонул.

Теперь о модели.

В работе использовалось:
Модель фирмы Hasegawa в 350м. масштабе на 1941г.
Набор Lion Roar IJN на сражение в заливе Лейте 1944
Детали от набора WEM, к набору Hasegawa.
Шпаклевка, грунтовка Tamia.
Краски, шпаклевка, лаки Vallejo.

Получил огромное удовольствие от работы с моделью и набором Lion Roar. Сама по себе модель выполнена отлично: очень достоверно, качество литья выше всяких похвал, замечательная детализация. Использование набора Lion Roar приближает уровень детализации к идеалу. Доработок и переделок не много, но все-таки есть.

Выполнен из двух половинок и полутора десятка шпангоутов. После сборки и установки палубы на нос и стыковку палубы и бортов нанёс небольшое количество шпаклёвки. Не понравилась расшивка днища, слишком глубокая, корабль выглядит как обложенный кафелем… Боролся с этим следующим образом: покрыл корпус жидко разведенной шпаклевкой, после полного высыхания, зашкурил. Борт выше ватерлинии закрыл скотчем и покрыл днище тамиевской грунтовкой из баллончика (она дает более толстый слой), после высыхания зашкурил с водой. В итоге, днище корабля стало более похоже на оригинал.

Пластиковые валы винтов срезал, изготовил из стальной проволоки, планирую установить с винтами на готовую модель.

С площадки для гидросамолетов срезал ластиковую имитацию рельсов и рифленые полосы, имитирующие стыки линолеума. Полосы сделал из остатков фототравленных лееров и просто приклеиваю на суперклей. Рельсы будут установлены фототравленные после покраски. Приклеил рифленое фототравленное покрытие, лесенки, поручни... в общем, мелочь, которую можно установить сразу и не поломать-повредить в процессе работы с моделью.

К корпусу, на саморезах, прикрутил подставки из набора. Снимал только перед покраской, затем прикрутил снова. Модель всегда ровно стоит на столе, удерживать можно за подставки, что помогает не «залапать корпус».

Артиллерия:

Все детали выполнены очень аккуратно, проработаны вплоть до заклепочек. Башни необходимо только собрать, обработать стыки и установить фототравленные детали – ограждения и площадку для МЗА. Стволы собирал с масками из набора Lion Roar. Понравились маски, очень «выразительные». Есть возможность сделать орудия в двух положениях.
140мм орудия – смоляные маски и точеные стволы поставил из набора Lion Roar.
Стволы с масками и башни собираю, и буду окрашивать отдельно.

Все надстройки, плавсредства и прочее собирал, окрашивал, «смывал» отдельно. Окончательную сборку корабля делал параллельно с установкой такелажа.

Башни ГК поначалу плохо садились на свои места. Исправить это просто – необходимо укоротить резиновые муфты крепления башен на 1мм.

Последние штрихи – поселить на Нагато целый «рой» МЗА – 1, 2-х и 3-х ствольных установок и установить флаги. Флаги из деколей перевёл на фольгу.

Хочется отметить очень качественные деколи Hasegawa, даны с избытком, хорошо крепятся, очень прочные.

Полностью готовую модель прикручиваю к основанию футляра и покрываю матовым лаком.

Адмирал.

В наборе, в качестве бонуса, вложена оловянная фигурка адмирала Ямомото. Никогда раньше не занимался фигурками, решил попробовать. Фигурку собрал на суперклее, обработал швы надфилем и шкуркой. Загрунтовал тамиевской шпаклевкой для метала. Окрасил акрилами Vallejo, складки одежды затемнил черным пигментом Акан. Немного выделил «сухой кистью», более светлым чем мундир цветом, выпуклости и т.п.

Готовая модель была торжественно помещена в бокс из оргстекла. «Приемка» состоялась в кругу семьи и друзей во время вечера японской кухни. Шампанское об Нагато бить не стали, а вот саке выпили с удовольствием.

Данный тип линкоров можно назвать полностью японскими кораблями. Проект, автором которого стал один из самых способных конструкторов, капитан 1-го ранга Хирага, на сей раз создавался "с чистого листа". Сохранив традиционное для "европейцев" расположение главной артиллерии в четырех башнях, по два в носу и в корме, новые сверхдредноуты получили силуэт, который с годами стал связываться именно с японскими кораблями. Характерными стали красиво изогнутый нос и впервые появившаяся массивная передняя мачта-надстройка, из-за обилия мостиков, рубок и переходов получившая у американцев полупрезрительное название "пагоды". Действительно, инженеры решили создать конструкцию, которую нельзя "свалить" попаданием даже самого крупнокалиберного снаряда. Если учителя-англичане довольствовались треногими мачтами, то их старательные ученики установили массивную семиногую, центральный ствол которой представлял собой шахту лифта, бегавшего вверх-вниз - от палубы до центрального артиллерийского поста на топе мачты. Безусловно, такое сооружение оказалось совершенно "неубиваемым", но английские специалисты и историки вплоть до настоящего времени не перестают напоминать, что их трех "ног" оказалось вполне достаточно для сохранения мачт даже при прямых попаданиях. Японцы, как и американцы со своими "шуховскими башнями", несколько перестарались, потратив драгоценный вес на достаточно бесполезное дело.

В остальном же данный тип оказался уникальными, в нем как бы смешались чисто американские и английские черты. Так, бронирование соответствовало схеме "все или ничего": выше 12-дюймового пояса борт и казематы вспомогательной артиллерии оставались небронированными. Но скорость линкоров заставила бы прослезиться даже столь большого любителя этого тактического элемента, как лорд Джон Фишер. На испытаниях машин в 1920 году один из кораблей "Нагато" легко показал 26,7 узла - ход, приличный даже для линейного крейсера. В сущности, эти суда стали первыми представителями класса новых современных линейных кораблей, имеющих скорость, близкую к скорости бывших линейных крейсеров, но сохранявших вооружение и бронирование линкоров. Даже английские Куин Элизабет - быстроходное крыло Гранд-Флита - уступали японцам в скорости не менее 2 узлов.

Самое интересное состояло в том, что впервые удалось эту высокую скорость скрыть. Во всех справочниках вплоть до второй мировой войны считалось, что "Нагато" имеет "высокую" скорость в 23 узла. Истинные же характеристики стали известны специалистам только после 1945 года.

Нагато1920 /1946

Как флагман Объединенного флота, линкор принимал участвовал в сражениях у Мидуей и в Залив Лейте . К концу войны он находился в небоеспособном состоянии в Йокосуке.

Во время испытаний ядерного оружия (Операция "Перекрёстки") использовался как корабль-мишень. Серьезно поврежденный во время второго испытания, он затонул 29 июля 1946 года.

Митсу1921 /1943

В довоенный период линкор ничем особенным своё имя не прославил. Дважды, в 1927 г. и в 1933 г. на корабле во время военных манёвров держал свой флаг император Хирохито.

Период с декабря 1941 г. до битвы при Мидуей для линкора прошёл в манёврах и учебных стрельбах в водах Метрополии. При Мидуей входил в "Главные Силы" Ямамото и, двигаясь в 300 милях позади авианосцев Нагумо, противника так и не увидел. После возвращения к родным берегам последовало очередное двухмесячное бездействие.

В составе Второго флота вице-адмирала Кондо 11 августа 1942 г. Линкор ушёл на Трук, куда прибыл через неделю. Однако вклад корабля в борьбу за Гуадалканал нельзя назвать существенным. Участие "Митсу" в сражении у Восточных Соломоновых островов было скорее формальным. До конца года корабль проторчал на Труке, а в январе нового 1943 г. Вернулся на родину.

По завершении недельного докования в Йокосуке "Митсу" к 8 марта оказался на базе в Хасирадзиме (в Хиросимском заливе), куда теперь был приписан. Здесь на борт корабля взошёл 25-й и последний его командир - кэптен Миёси Терухико.

После отмены подготовки операции флота в районе Алеутов, "Митсу" простаивал в Хасирадзиме, лишь дважды выбравшись в море для проведения учебных стрельб, да ещё прошёл очистку днища в Куре в самом конце мая. По выходу из дока линкор принял полный боекомплект, включая 16.1" зажигательные снаряды Типа 3 (sanshiki-dan), разработанные в качестве специального боеприпаса ПВО Противо-воздушная оборона . Значительные углы возвышения японских орудий ГК Главный калибр и отсутствие у японских зенитных снарядов радиовзрывателя породили идею использования крупнокалиберных орудий для борьбы с самолётами. Шрапнельный зажигательный боеприпас для главного калибра "Митсу" имел массу 936 кг. Шрапнелью служили стальные трубки диаметром около 25 мм и длинной около 70 мм, заполненные зажигательной смесью из 45 % электрона (соединений магния), 40 % нитрата бария, 14.3 % каучука. При разрыве боеприпаса смесь воспламенялась и горела около 5 секунд с температурой пламени до 3000 °С.

В последний день весны корабль вернулся в Хасирадзиму. Линкор пришвартовался на флагманскую бочку между Хасирадзимой и островами Суо-Осима в двух милях к юго-западу от базы. В четырёх погребах "Митсу" находилось 960 снарядов ГК Главный калибр , в том числе 200 sanshiki-dan.

Утром 8 июня на "Митсу" для ознакомления с кораблём прибыли 113 кадетов и 40 инструкторов учебной авиагруппы ВМС Военно-морские силы Цутиура.

После завтрака палубная команда "Митсу" начала подготовку к перемещению корабля для перешвартовки к бочке № 2. Поступила информация о прибытии к 13.00 (здесь и далее - время местное) в Хасирадзиму после докования из Куре флагмана 2 ДЛК линкора "Нагато" и его швартовочное место должно было быть освобождено.

С утра стоял густой туман, который к полудню так и не разошёлся, видимость составляла всего 500 метров. Тем не менее, на "Митсу" приготовились дать ход.

В 12.13 вице-адмирал Симидзу Мицуми, командующий Первым Флотом (линейные силы) стоял на мостике приближающегося к Хасирадзиме линкора "Нагато", когда прямо по курсу на расстоянии нескольких миль он увидел ослепительную белую вспышку, пробившую пелену тумана. Полуминутой позже донёсся грохот взрыва. Пока на "Нагато" гадали о причине происшедшего, пришла шифртелеграмма с "Фусо". Кэптен Цуруока докладывал: ""Митсу"" взорвался!".

Первыми на место трагедии подошли два катера с Фусо . Перед глазами очевидцев предстала ужасная картина. Силой взрыва "Митсу" разломило пополам в районе грот-мачты. Носовая секция (длиной около 175 м) быстро легла на борт и ушла под воду на глубину около 40 метров. На поверхности осталась корма линкора (около 50 м), перевёрнутая вверх дном. Именно спасатели с "Фусо" приняли из воды большую часть оглушённых, растерянных моряков погибшего линкора. К проведению спасательных работ быстро подключились все находящиеся поблизости корабли. На место катастрофы прибыли шлюпки с крейсеров "Могами" и "Тацута", подошли эсминцы "Таманами" и "Вакацуки". Однако основная часть спасённых была выловлена из воды непосредственно сразу после начала поисков.

Результаты подсчёта жертв удручали. Из 1474 членов экипажа "Митсу" в живых осталось 353 человека. В числе погибших оказались командир линкора кэптен Миёси и старший офицер кэптен Оно Коро (в соответствии с кадровой практикой японского флота оба посмертно произведены в контр-адмиралы). Старшим из спасшихся офицеров был штурман корабля Окихара Хидея. В довершение несчастья, из группы морских лётчиков, прибывших на борт корабля утром, удалось спасти только 13 человек. Эти потери были сопоставимы с результатами тяжёлого сражения, особенно в части касающейся лётного состава, недостаток в котором уже остро сказывался на возможностях японского флота вести боевые действия.

Вместе с началом спасательных работ в районе катастрофы была объявлена противолодочная тревога, так как первой версией случившегося была атака из-под воды. Однако интенсивные мероприятия по поиску вражеских субмарин, проводимые не только в акватории Внутреннего моря, но и в ведущих из него проливах Бунго и Кии Суидо, результатов не принесли.

Едва прогремел взрыв "Митсу" линкор "Нагато" перешёл на противолодочный зигзаг и был подведён к швартовочному месту в трёх километрах от Фусо только в 14.30. На Фусо развернули штаб спасательных работ.

Все попытки предпринять что-либо для удержания на плаву кормы погибшего исполина окончились безрезультатно. Около 02.00 9 июня вторая секция "Митсу" легла на дно практически рядом с первой в Хирасимском заливе в точке с координатами 33° 58" с.ш., 132° 24" в.д.

Немедленно были приведены в действе естественные для военного времени механизмы сокрытия факта гибели линкора. Для начала эсминец "Таканами" доставил в изолированный госпиталь в Мицукосиме всех 39 раненых из числа спасенных моряков (кстати, небольшое число раненых среди спасённых также указывает на большую силу взрыва и стремительную гибель корабля). Оставшихся в живых первоначально "приютил" "Фусо", затем они были переданы на "Нагато". К концу августа большая часть уцелевших при взрыве была направлена для продолжения службы в отдалённые гарнизоны на Тараву, Макин, Кваджелейн, Сайпан и Трук, где многие впоследствии погибли. Так, все 150 членов экипажа "Митсу", попавших на Сайпан, были убиты в ходе американского штурма острова летом 1944 г.

К утру 9 июня на "Фусо" прибыли первые группы водолазов, которые пополнялись и оставались на месте катастрофы в течение нескольких месяцев. Им также не было конкретно сказано, какой именно корабль они осматривают, однако, в интересах работы, водолазов пришлось ознакомить с устройством и расположением помещений на стоявшем рядом "Нагато".

Хотя после первых же спусков водолазы сообщили, что линкор "согнут, подобно сломанному гвоздю", командование флота всерьёз изучало возможность подъёма и восстановления "Митсу". Для компетентной оценки "на месте", 6 офицеров спускались на дно в минисубмарине, специально переоборудованной для этого случая из серийного двухместного образца. Единственное погружение едва не закончилось трагически: когда лодка поднялась на поверхность, её пассажиры почти задыхались. В конце июля было принято окончательное решение об отказе от идеи подъёма линкора. Из списков флота официально "Митсу" был исключён 1 сентября 1943 г.

Параллельно подводным работам была создана и приступила к расследованию т.н. "Комиссия-М". Её возглавил 60-летний адмирал Сиодзава Коити из Военно-морской Канцелярии, бывший командующий Пятым Флотом. Комиссия скрупулёзно изучила все возможные версии трагедии, включая такую экзотику, как атака одиночного вражеского торпедоносца, карликовой или флотской субмарины противника. Расследование длилось два месяца. Его единственным объективным результатом явилась констатация гибели корабля в результате взрыва погреба башни ГК Главный калибр № 3. Но что послужило причиной взрыва?

В руководстве флотом склонялись к мнению, что произошло самовоспламенение 16.1" зажигательных снарядов. Несколькими годами ранее в арсенале в Сагами произошёл пожар, причиной которого официально было признано нарушение правил хранения зажигательных боеприпасов. Комиссией был допрошен коммандер Ясуи, изобретатель sanshiki-dan, проведены испытания 16.1" зажигательных снарядов, как поднятых со дна Хиросимского залива, так и из прежних и последующих, приготовленных для "Митсу" партий. Отрабатывалась версия о самовозгорании зажигательного вещества от разогрева корпуса снаряда. Однако ни один из испытываемых sanshiki-dan не взорвался при температуре корпуса ниже 80оС. В результате Ясуи обвинения избежал, а в отчёте комиссии появилась туманная формулировка, что взрыв "наиболее вероятно был вызван человеческим вмешательством".

Отчёт комиссии не конкретизировал, что понимать под "человеческим вмешательством": злой умысел (саботаж, диверсию) или халатность. Однако дотошное расследование установило некоего артиллериста из расчёта башни ГК Главный калибр № 3, который накануне трагедии был обвинён в воровстве, а среди спасённых не обнаружился. Были предприняты целенаправленные поиски тела. Поскольку успехом они не увенчались (что не мудрено), недоказуемое подозрение в умышленном саботаже в отношении артиллериста осталось.

Судя по всему, осталось и подозрение в возможности атаки из-под воды. Осенью 1943 г. Немецкий военно-морской атташе в Токио адмирал Пауль Веннекер (бывший командир карманного линкора Дойчланд) был подробнейшим образом расспрошен об обстоятельствах нападения британских карликовых субмарин на линкор Тирпиц в Каа-фьорде 22 сентября 1943 г. Последним доводом приверженцев версии уничтожения "Митсу" в результате атаки подводной лодки, стала акция британских подводных диверсантов против КРТ Такао 31 июля 1945 г. в Сингапуре. Однако версию о гибели "Митсу" от торпеды (мины) с подводной лодки отклонило время. Никто из союзников, как сейчас говорят, "не взял на себя ответственность за взрыв". А ведь подобная операция сделала бы честь любой диверсионной службе мира…

«Nagato» - линейный корабль японского императорского флота, головной корабль одноименного класса кораблей. Назван в честь исторической провинции острова Хонсю. Линкор являлся первым полностью японским кораблем и имел на вооружении самые мощные орудия главного калибра на момент постройки.

Проектирование

После утверждения чертежей линкоров класса « » , Морской технический департамент начал работы над модифицированным проектом, получившим название «Nagato» . Проект получил индекс «А-102», согласно проекту на кораблях должны были установить 410-мм орудия. Необходимость перехода к новому калибру, мотивировалась появлением в английском флоте 381-мм орудий, а так же слухами о работах в США над, еще более тяжелыми артиллерийскими системами.

При проектировании «Nagato» , за основу была взята концепция быстрого линейного корабля. К моменту реализации проекта «А-102», соответствовали данной концепции английские линкоры класса «Queen Elizabeth» , что и предопределило некоторое сходство этих кораблей.

Постройка линкора «Nagato» была утверждена 24 февраля 1916 г., а после утверждения программы «8-4», в 1917 г. была утверждена постройка еще одного однотипного линкора « » . Заказ на постройку «Nagato» выдали 12 мая 1916 г., а « » - 21 июля 1917 г.

Конструкция

По сравнению с предшественником корпус корабля стал длиннее и шире. Отказ от башен главного калибра расположенных в средней части корабля, позволил разместить более мощную энергетическую установку, что увеличивало скорость хода.

Были внесены изменения в систему бронирования линкора. Главный броне пояс стал уже и тоньше по нижней кромке. Главная броне палуба была значительно усилена. Была добавлена средняя броневая палуба. Заметно усилили броню башен главного калибра, при этом бронирование барбетов осталось на прежнем уровне. Была добавлена подводная защита, включавшая противоторпедную переборку.

Вооружение главного калибра теперь состояло из 410-мм орудий. Данные орудия стали первой тяжелой артиллерийской системой спроектированной в Японии, однако сохраняли ряд черт, английского 356-мм орудия, послужившего их прообразом. Противоминная артиллерия была аналогична, но было изменено расположение орудий. Так же увеличилось количество торпедных аппаратов.

Как уже упоминалось выше, энергетическая установка была значительно мощнее установленной на линкорах класса « » .

Полная длина корабля составляла 215,8 м, ширина составляла 29,02 м, а осадка 9,08 м. Водоизмещение в стандартной нагрузке составляла 32 720 т, а в полной - 38 500 т. Экипаж корабля состоял из 1333 офицеров и матросов.

Двигатели

Энергетическая установка линкоров класса «Nagato» состояла из четырех турбоагрегатов системы «Gihon» суммарной мощностью 80 000 л.с. и приводила во вращение четыре гребных вала. Установленные турбины были полностью спроектированы в Японии. Пар для турбин вырабатывали двадцать один паровых котла системы «Kampon». Пятнадцать котлов работали исключительно на нефти, а остальные шесть имели смешенное отопление.

Запас топлива составлял 1 600 т. угля и 3 400 т. нефти, что обеспечивало дальность плавания 5 500 миль при скорости хода 16 уз. Линкоры могли развивать скорость вплоть до 26 уз.

Вооружение

Вооружение главного калибра состояло из восьми 410-мм орудий 45 калибра установленных в четырех двух-орудийных башнях. Башни главного калибра были установлены линейно возвышенно и размещены в диаметральной плоскости. Углы возвышения орудий составляли от -2 до 35 градусов, с максимальной дальностью стрельбы 30 200 м. Заряжение орудий могло производиться при угле возвышения до 20 градусов. Скорость стрельбы была около двух выстрелов в минуту. Достоверно не известно, какими типами снарядов вели огонь данные орудия до Второй Мировой Войны. Во время войны они использовали 1 020-кг. бронебойные снаряды (Type 91), так же использовались 936-кг. фугасные снаряды.

Вооружение противоминной артиллерии составляло двадцать 140-мм орудий 50 калибра. Четырнадцать орудий размещались в казематах на главной палубе, а остальные были расположены выше возле надстройки. Угол возвышения составлял 20 градусов, что позволяло вести огонь на дистанции до 15 800 м. Каждое орудие вело огонь 38-кг. фугасными снарядами, со скорострельностью до десяти выстрелов в минуту. Зенитное вооружение состояло из четырех 76-мм зенитных орудий 40 калибра (3rd Year Type 8-centimetre) и были установлены на надстройке. Максимальные углы вертикальной наводки составляли 75 градусов, а скорострельность орудия составляла 13-20 выстрелов в минуту. Они вели огонь 6 кг. снарядами с максимальной дальностью стрельбы 7 500 метров. Кроме этого корабли были вооружены восьмью 533-мм торпедными аппаратами, по четыре на каждом борту. Четыре торпедных аппарата были надводными и располагались на главной палубе по бокам второй дымовой трубы. Остальные четыре были подводными и располагались парами в нос и корму от концевых барбетов.

Бронирование

Главный броневой пояс шел от барбета башни главного калибра №1 до башни №4 и имел максимальную толщину 305-мм. Длина пояса составляла 134 м., а высота 3,5 м. По нижней кромке он утоньшался до 76-мм. В оконечностях он завершался траверсами с толщиной 254-мм. В нос и корму от траверсов толщина пояса снижалась сначала до 203-мм, а ближе к штевням - до 102-мм. Поверх главного шел 203-мм пояс длиной 110 м., поднимающийся до главной броне палубы. В районе барбетов башен главного калибра №2 и №3 он уходил вглубь корпуса и примыкал к концевым барбетам. Казематы противоминной артиллерии защищал 25-мм броне пояс.

Главная броне палуба имела 70-мм бронирование и примыкала к верхней кромке 203-мм пояса. Ниже располагалась средняя броне палуба со скосами и в горизонтальной части имела толщину 51-мм, а на скосах - 76 мм. Палуба бака имела бронирование над казематами противоминной артиллерии с толщиной от 25-мм до 38-мм.

Толщина лобовой плиты башен главного калибра составляла 356-мм и была установлена под углом 30 градусов, боковых стен - 280 мм и крыши - 127 мм. Барбеты имели бронирование толщиной 305 мм. Толщина стен главной рубки составляла - 350 мм, а вспомогательной - 102 мм.

Подводная защита включала противоторпедную переборку толщиной от 51-мм до 76-мм, опускающейся от излома нижней броневой палубы до настила двойного дна.

Модернизации

В 1922 г. на линкорах класса «Nagato» установили на носовую трубу козырьки для отвода газов. Должного эффекта это не принесло и в 1923 г. носовую трубу изогнули в сторону кормы.

В 1925 г. с линкоров демонтировали четыре надводных торпедных аппарата, вместо них установили три дополнительных 76-мм зенитных орудия.

В 1932-1933 гг. на линкорах установили два 40-мм зенитных автомата. Скорострельность автоматов составляла 200 выстрелов в минуту. 76-мм зенитные орудия были демонтированы, а вместо них установили четыре 127-мм двуствольных универсальных орудия 40 калибра. Они были установлены по обеим сторонам в нос и корму от надстройки. При ведении огня по наземным целям максимальная дальность стрельбы составляла 14 700 м. при скорострельности четырнадцать выстрелов в минуту. Правда, устойчивый темп стрельбы составлял восемь выстрелов в минуту.

С августа 1933 г. по январь 1936 г. линкор «Nagato» прошел обширную модернизацию в Куре. В ходе, которой корабль получил бортовые противоторпедные були, что увеличило ширину корпуса до 33 м. Что бы сохранить пропульсивный коэффициент на прежнем уровне, длину корпуса пришлось увеличить на 9,1 м. за счет кормовой надстройки. Энергетическую установку полностью сменили, установили четыре турбоагрегатов системы «Kampon» и десять паровых котлов «Kampon» чисто нефтяного отопления. Модернизация энергетической установки линкоров класса или « » сопровождалось увеличением мощности и скорости хода кораблей. После замены энергетической установки у линкоров класса «Nagato» мощность увеличилась не значительно, а скорость уменьшилась до 25 уз. Носовую дымовую трубу демонтировали, так как новая энергетическая установка занимала меньше места. Были установлены новые дальномеры и посты управления огнем.

Были увеличены углы возвышения орудий главного калибра, максимальная дальность стрельбы составляла 37 900 м. при угле возвышения 43 градуса. Так же был увеличен угол возвышения орудий противоминного калибра, теперь максимальная дальность составляла 20 000 м. при угле возвышения 35 градуса. Два передних 140-мм орудия расположенных в казематах были сняты. Оставшиеся торпедные аппараты так же были демонтированы. На юте установили катапульту для гидросамолетов.

Бронирование палубы бака над казематами увеличили до 51-мм, а средней броне палубы до 127-мм. Защиту барбетов орудий главного калибра усилили за счет установки дополнительных бронеплит толщиной 127-мм. Таким же образом усилили лобовую броню башен, доведя ее до 457-мм. После модернизации стандартное водоизмещение линкоров составляло почти 39 000 т.

В 1939 г. вместо 40-мм зенитных автоматов установили двадцать 25-мм зенитных автомата фирмы Hotchkiss (Type 96). Они были смонтированы в одно и двуствольных зенитных установках. Эффективная дальность стрельбы данных автоматов составляла от 1 500 до 3 000 м., с максимально эффективной скоростью стрельбы до 120 выстрелов в минуту. Это обусловлено тем, что приходилось часто менять магазины емкостью 50 патронов.

До гибели в 1943 г. линкор « » не подвергался больше, каким либо модернизациям.

10 июня 1944 г. линкор «Nagato» прошел ремонт, в ходе которого на корабле была установлена новая радиолокационная станция (Type 21) и установили 25-мм двуствольную зенитную установку. Однако данная РЛС была признана неудачной и уже в июле были установлены новые РЛС (Type 22 и Type 13). Зенитное вооружение линкора довели до 96 стволов 25-мм автоматов. Двадцать восемь были одиночные, десять двуствольных и шестнадцать трехствольных. Для компенсации веса пришлось демонтировать два 140-мм противоминных орудия.

В ноябре 1944 г. дополнительно установили еще тридцать 25-мм зенитных автомата. Они были смонтированы в десяти трехствольных зенитных установках. В это же время на линкор установили еще два 127-мм двуствольных универсальных установки. Из-за возросшего веса пришлось снять еще четыре 140-мм орудия.

В июне 1945 г. с линкора сняли все 140-мм и 127-мм орудия.

Служба

20 декабря 1920 г. линкор был зачислен в состав 1-й дивизии линейных кораблей, став при этом флагманом. 13 февраля 1921 г. на борту линкора побывал наследник престола принц Хирохито. 18 февраля 1922 г. на борту корабля побывал Маршал Жозеф Жоффр, а 12 апреля - принц Уэльский, во время своего визита в Японию. В течение первых четырех лет службы линкор проводил боевые учения, принимая участие в учениях флота.

4 сентября после великого землетрясения Канто, произошедшего в 1923 г., вместе с линкором « » доставил припасы потерпевшим из Кюсю.

7 сентября 1924 г. во время учебных стрельб совместно с линкором « » потопил цель-мишень «Satsuma» ; бывший броненосец-дредноут, переоборудованный по условиям Вашингтонского морского соглашения 1922 г. в корабль-мишень. 1 декабря был выведен в резерв, став учебным кораблем.

1 декабря 1926 г. «Nagato» был выведен из резерва и включен в состав Объединенного Флота, став флагманом. 1 декабря 1931 г. снова был выведен в резерв. В августе 1933 г. участвовал в флотских маневрах на севере Маршалловых островов. После кардинальной модернизации, 31 января 1936 г. линкор зачислен в состав 1-й дивизии линкоров 1-го флота. В августе 1937 г. во время Второй Китайско-Японской войны, транспортировал пехотные подразделения из Сикоку в Шанхай. 24 августа, перед уходом в Сасебо, гидропланы линкора нанесли удар по целям в Шанхае. 1 декабря «Nagato» опять стал учебным кораблем вплоть до 15 декабря 1938 г. когда он снова стал флагманом Объединенного Флота. В процессе подготовки Японии к Тихоокеанской Войне, вначале 1941 г. линкор был переоборудован.

2 декабря 1941 г. адмирал Исоруку Ямамото передал кодовую фразу “Niitaka yama nobore ” для начала атаки 1-го Воздушного Флота на Перл-Харбор с борта линкора «Nagato» . Когда для Японии началась Тихоокеанская Война, 8 декабря «Nagato» вместе с линкорами: « » , « » , «Yamashiro», « » , « » и авианосцем «Hōshō» находились в районе Бонинских островов, для оказания дистанционной поддержки отходящему флоту атаковавшего Перл-Харбор, спустя шесть дней соединение вернулось. 12 февраля 1942 г. флагманом Объединенного Флота стал новый линкор «Yamato» . В июне 1942 г. линкор зачислен в состав основных сил 1-го Флота во время Битвы за Мидуэй, план развертывания Операции MI, вместе с линкорами «Yamato» , « » , авианосцем «Hōshō» , легким крейсером «Sendai », девяти эсминцев и четырех вспомогательных кораблей. После потери всех четырех авианосцев 1-го Воздушного Флота, Ямамото хотел завлечь западные американские силы в пределах области действия японских воздушных сил в районе острова Уэйк и под покровом ночи вступить в бой с его наземными силами, однако американские войска отступили и «Nagato» не предпринимал никаких действий.

После объединения с остатками 1-го Воздушного Флота, выживший авианосец «Kaga» был придан «Nagato» . 14 июля линкор был переведен во 2-ю дивизию линкоров, став флагманом 1-го Флота. Линкор оставался в Японских водах, проводя учения вплоть до августа 1943 г.

В августе линкоры «Nagato» , «Yamato» , « » и авианосец «Taiyō », в сопровождении двух тяжелых крейсеров и пяти миноносцев были перебазированы в Трук на Каролинские острова. В ответ на авиационный налет на атолл Тарава произошедший 18 сентября, «Nagato» и большая часть флота передислоцировалось в район атолла Эниветок для поиска американского соединения. Поиски продлились до 23 сентября, когда «Nagato» с остальными силами вернулись в Трук. Американское соединение так и не было обнаружено. Однако во время поисков была перехвачена американская радиограмма, в которой говорилось о возможной атаке на остров Уэйк и 17 октября «Nagato» вместе с большей частью 1-го Флота отправилась к атоллу Эниветок, что бы занять выгодную позицию для перехвата любых атак в направлении острова. На место назначения флот прибыл 19 октября и спустя четыре дня отправился обратно, прибыв в Трук 26 октября.

1 февраля 1944 г. «Nagato» вместе с « » отправились в Трук, что бы избежать американского воздушного рейда, 4 февраля они прибыли в Палау. Они ушли 16 февраля, что бы избежать другого воздушного рейда. 21 февраля линкоры прибыли на острова Лингга, которые находятся не далеко от Сингапура. «Nagato» был включен в состав 1-й дивизии линкоров и стал флагманом. Кроме быстрого ремонта в Сингапуре, линкор проводил учения в районе островов Лингга вплоть до 11 мая. 12 мая 1-ая дивизия вместе с «Nagato» перешла в Тавитави и была включена в состав 1-го Мобильного Флота.

Во время подготовки к Операции «Kon», 1-я дивизия линкоров отправилась с Тавитави в Бачан. По планам операции планировалось контратаковать американские силы, вторгшиеся в Биак. Три дня спустя стало известно, что американские силы атаковали Сайпен и Операция «Kon» была отменена. «Nagato» в составе 1-й дивизии отправили в район Марианских островов. 16 июня дивизия объединилась с основными силами Одзавы. Во время Битвы за Марианские острова «Nagato» сопровождал авианосцы «Jun"yō », «Hiyō » и «Ryūhō ». Линкор открыл огонь, из орудий главного калибра используя шрапнельные снаряды (Type 3) по американским самолетам взлетевших с авианосца «Belleau Wood » и атаковавших «Jun"yō » и заявлял, что сбил два торпедоносца «Grumman TBF Avenger». Линкор так же подвергся нападению американской авиации, но повреждений не получил. Во время боя спас выживших с авианосца «Hiyō » и передал их авианосцу «Zuikaku» , когда он достиг Окинавы 22 июня. После чего линкор прибыл в Куре, где на корабль установили дополнительные зенитные установки и радиолокационные системы. 9 июля «Nagato» принял на борт 28-ю пехотную дивизию и доставил ее в Окинаву 11 июля. 20 июля линкор прибыл на острова Лингга пройдя через Манилу.

18 октября 1944 г. линкор «Nagato» ушел к заливу Бруней в Борнео для соединения с основными силами участвовавших в Операции «Sho-1», по планам операции они должны были контратаковать американские силы высадившиеся в Лейте. По плану авианосное соединение Одзавы должно было отвлечь основные силы американского ударного соединения под командованием Уильяма Хэлси на север. Фактически 3-й Воздушный Флот должен был погибнуть, отвлекая авианосцы противника на себя. После чего 2-й Флот под командованием Куриты войдет в залив Лейте и уничтожит американские силы высадившиеся на остров. «Nagato» вместе с остальными силами Куриты прибыл в Бруней 22 октября.

Во время сражения в море Сибуян 24 октября линкор был атакован многократными волнами американских пикирующих бомбардировщиков и истребителей. В 14:16 «Nagato» получил два прямых попадания авиационных бомб с самолетов, взлетевших с авианосцев «Franklin» и «Cabot» . Первая бомба вывела из строя пять 140-мм орудий установленных в казематах, одно 127-мм универсальное орудие и повреждения получило котельное отделение №1, из-за чего 24 минуты не работал один гребной вал, пока котел не запустили. Повреждения, вызванные второй бомбой не известны. Из-за взрывов на корабле погибло 52 человек.

Утром 25 октября 2-й Флот прошел пролив Сан Бернандино и направился к заливу Лейте для атаки американских сил поддержки вторжения. В битве у острова Самар «Nagato» навязал бой авианосцам и эсминцам прикрытия американской оперативной группе 77.4.3 под кодовым названием «Taffy 3». В 06:01 линкор открыл огонь по авианосцам группы, за всю войну «Nagato» впервые открыл огонь бортовой артиллерией по кораблю, но промахнулся. В 06:54 эсминец «USS Heermann» выпустил торпеды по линкору «Haruna », торпеды не поразили цель, они ушли в направлении «Yamato» и «Nagato» , которые шли параллельным курсом. Линкоры находились на расстоянии 10 миль от эсминца и торпеды не достигли их, так как еще раньше исчерпали весь запас топлива. Вернувшись, «Nagato» атаковал авианосца и корабли сопровождения, позже он утверждал, что поразил крейсер, выпустив по нему 45 410-мм и 92 140-мм снарядов. Стрельба была не эффективна из-за плохой видимости вызванной шквальным дождем и дымовой завесой застилавшей обороняющийся эскорт. В 09:10 2-й флот отступил на север. В 10:20 Курита приказал флоту повернуть на юг, но флот подвергся массированной воздушной атакой и в 12:36 приказал отступить. В 12:43 «Nagato» получил два попадания авиационных бомб, но повреждения были не сильные. Четыре матроса были смыты за борт в 16:56 после выполнения линкором маневра, чтобы избежать атаки пикирующих бомбардировщиков. Эсминец поспешил на место происшествия, чтобы поднять на борт матросов, но не обнаружил их. После отступления в Бруней 26 октября, флот подвергался массированным атакам авиации и линкоры «Yamato» и «Nagato» применили шрапнельные снаряды, позже они заявляли, что сбили несколько бомбардировщиков. Следуя курсов в течении последних двух дней они израсходовали 99 410-мм и 653 140-мм снарядов. За это время погибло 38 матросов и 105 получили ранения разной тяжести.

15 ноября линкор был включен в состав 3-й дивизии 2-го флота. После воздушной атаки на Бруней 16 ноября, «Nagato» , «Yamato» и «Kongo» на следующий день ушли в Куре. 21 ноября во время перехода линкор «Kongo» и эсминец сопровождения был потоплен подводной лодкой «USS Sealion» . 25 ноября они прибыли в Йокосука для ремонта. Из-за нехватки топлива и материалов линкор превратили в плавучую батарею. Дымовую трубу и грот-мачту демонтировали, что бы увеличить секторы обстрела зенитного вооружения, которое в ходе ремонта было усилено. После расформирования 3-й дивизии линкор был зачислен в состав 1-й дивизии линкоров. После расформирования 1-й дивизии 10 февраля линкор перешел в подчинение береговой обороны.

В июне 1945 г. с линкора сняли все 140-мм орудия и часть зенитного вооружения, так же были демонтированы прожекторы и дальномеры. Экипаж корабля сократили до 1000 матросов и офицеров. 18 июля 1945 г. сильно замаскированный корабль подвергся нападению пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев с пяти авианосцев адмирала Уильяма Хелси. Линкор получил попадания двух 230-кг бомб. Первая бомба попала в мостик корабля и убила двадцать матросов и несколько офицеров. Вторая бомба взорвалась на кормовой палубе возле грот-мачты и барбетов башни главного калибра №3. Взрыв не нанес повреждений башне, но образовал пробоину и убил двадцать одного матроса. Так же были повреждены четыре 25-мм зенитных установки расположенных палубой выше. Что бы убедить американцев в том, что «Nagato» получил критические повреждения после атаки, его специально не ремонтировали и даже специально затопили часть отсеков. С воздуха линкор должен был похож на затонувший в бухте корабль.

1-2 августа был обнаружен большой конвой, приближавшийся к Сагамскому заливу и «Nagato» приказали немедленно выйти на перехват. Линкор был полностью не готов к перехвату, но сразу же начал подготовку. Затопленные отсеки продули сжатым воздухом, пополнили боезапас для орудий главного калибра. Следующим утром пополнили запасы топлива, однако приказ к выступлению так и не пришел, потому что сигнал об обнаружении конвоя был ложным. 15 сентября «Nagato» был исключен из списков флота и передан США в качестве репарации.

1 июля 1946 г. «Nagato» был использован в качестве корабля-мишени в Операции «Crossroads» на атолле Бикини. Корабль расположили в 1 500 м. от точки ноль и после взрыва ядерного заряда он пострадал не значительно. После обеззараживания и оценки повреждений корабля, его подготовили к следующему тесту. 25 июля для теста был запущен один из котлов, он проработал в течении 36 часов без перебоев. Для теста под кодовым названием «Baker», подводный ядерный взрыв, линкор был расположен на дистанции 870 м. от точки взрыва. После взрыва образовалось цунами, которое подняло «Nagato» . Повреждения линкора так же были не значительными, однако детально обследовать корабль не смогли, так как он был сильно радиоактивен. В течении следующих пяти дней крен по правому борту сильно увеличился и в ночь с 29 по 30 июля линкор перевернулся и затонул на глубине 33,5 метров.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: