Какие пояса в айкидо по порядку. Пояса айкидо – что они обозначают? Как мы контролируем ситуацию

Серебряные изделия всегда привлекали внимание своей мистичностью. Однако серебро рано или поздно теряет свою привлекательность. Почему серебро чернеет?

Серебро − непростой материал. В отличие от золота оно не впечатляет роскошным блеском, гламурностью или высокой ценой. Серебро нуждается в чрезвычайно утонченном эстетическом вкусе и кропотливой, филигранной работе.

Свойства серебра известны с давних времен. Как и золото, в чистом виде оно встречается в природе очень редко (его не выплавляют из руды). Это и определяет достаточно значительное место в культуре и традициях многих народов. Например, считается, что от наличия в организме большого количества негативной энергетики, которая принимает на себя влияние при наведении порчи или сглаза.

В некоторых восточных странах принято считать, что этот металл является связующим звеном между мирами живых и мертвых. Через этот канал информация из тонкого мира духов поступает к живому человеку. И если почернело серебро, то это говорит о том, что человеку удалось избежать огромной проблемы благодаря поддержке духов.

С серебром, как и с другими драгоценными металлами, связано много сказаний, легенд, мифических поверий. Так, надетое кольцо на безымянный палец руки снимает чрезмерное напряжение в кровеносных сосудах, поэтому приводит к стабилизации давления. Также считается, что серебряное украшение на указательном пальце способствует нормализации работы кишечника и устранению морщин.

Существует мнение, что серебро благоприятно влияет на нервную систему человека, поэтому рекомендуется носить украшение на шее.

Для благоприятного влияния на сердце советуют носить ювелирное изделие на мизинце левой руки. Однозначно, полезные свойства этого металла очевидны.

Основные причины потемнения металла

Если потемнело украшение из серебра, паниковать не стоит, так как причин этого явления множество. Надо учитывать и пробу, и химический состав изделия, и влажность окружающей среды. Серебряные украшения вмещают достаточно большое количество разных соединений, например, медь (что приводит к окислению изделия). А основным окислителем является пот, кроме солей, содержащий аминокислоты, в состав которых входит сера. Вступая в реакцию с серебром, сера образует сульфид серебра (темный налет на поверхности изделия). Доказано, что под влиянием серосодержащих соединений и чернеет серебро.

Чернеют украшения не только из серебра, но и даже из золота. Причина этого может быть разной. Эмоциональные нагрузки, стресс, сильные переживания вносят изменения в работу сальных желез, и потоотделение может усиливаться. Такая же реакция драгоценных металлов может происходить под влиянием гормональных изменений в организме или при использовании нового крема. Такое же влияние оказывает прием лекарств.

Если почернело серебро, некоторые специалисты связывают эту реакцию с нарушениями в работе печени и почек. Но доказательств и подтверждений этого нет. При появлении изменений со стороны организма, наличии симптомов заболеваний следует сразу обратиться к врачу. Если же все в порядке, то и повода для беспокойства нет. Хотя с профилактической точки зрения можно обратиться к эндокринологу.

Иногда чернеют только некоторые участки изделия. К примеру, на пальце может почернеть только с внутренней стороны. Это объясняется тем, что внутренняя сторона более плотно прилегает к коже и таким образом, окисляется сильнее.

В некоторых случаях чернеет серебро не только ювелирных изделий. Меняют цвет изделия интерьера, и т. д. Возникает вопрос: что в этом случае становится причиной? К этим вещам человек притрагивается редко, и кожа не контактирует с металлом. Чернеет серебро не только при взаимодействии с человеком, но и под воздействием факторов внешнего мира, например, состава воздуха.

Бывают случаи, когда серебро при использовании светлеет. Связывают это факт с нарушениями работы почек, так как при этом выделяются содержащие азот вещества, вступающие в реакцию с серебряными украшениями.

Уход за изделиями из серебра

Для очищения серебряных изделий предлагается достаточно большой ассортимент специальных средств. Их можно приобрести как в ювелирных магазинах, так и в местах продажи бытовой химии. Однако такие средства могут оказаться дорогими и малоэффективными. Можно воспользоваться услугами ювелирных мастерских.

Но существует много простых и доступных рецептов. Для того чтобы , существует множество вариантов. Самый простой − щеткой с содой и солью. Можно заменить зубной пастой, а еще лучше порошком. Также применяют пепел или золу, смешанные с нашатырным спиртом и теплой щелочной (мыльной) водой. Некоторые рекомендуют замочить серебряные изделия в воде после варки картофеля.

В классическом айкидо вообще не существует цветовой градации боевого облачения. Оттеночное разделение пришло из Франции. Внедрение европейского элемента в исконно японское искусство объясняется стремлением к мотивации учащихся. Детям и подросткам легче стремиться к успеху и преодолевать себя, когда они видят вещественное доказательство своего прогресса.

Цветовая градация позволяет примерно оценить уровень мастерства конкретного спортсмена . Примерно – потому что не все школы и кружки используют общепринятую поясную систему. Различия в трактовке и подходах вызваны и тем, что айкидо, как боевое искусство, не однородно и имеет ответвления.

Также следует учитывать, что на многие соревнования принято надевать атрибутику 2, максимум – 3 оттенков. На таких мероприятиях установлена следующая иерархия:

  • белые носят все, кто находится на уровне ученика;
  • коричневые – прерогатива старших учеников;
  • чёрных достойны только мастера.

Важно! Чем масштабнее и значимее спортивное мероприятие, тем выше шансы, что участники придут в поясах исключительно чёрного или белого цвета.

С чёрным атрибутом тоже всё не так просто. Он полагается каждому, кто сумел проявить себя и стать лучшим на турнире или состязании определённого уровня. То есть не имеет значения, обладает ли человек 1 дан или у него 10 дан. Он всё равно будет носить чёрный пояс . При этом разница между навыками и умениями тех, у кого 1 дан и тех, у кого 10 – колоссальная. Именно поэтому цвет элемента спортивного облачения – это только примерный показатель уровня мастерства. Оттеночная градация не в силах отобразить настоящие возможности конкретного айкидока.

Важно! Пояса – не единственный способ оценить мощь противника или отыскать человека, способного сыграть роль наставника. На тренировках – в начале и конце – участники клуба выстраиваются перед наставником для поклона. Ряд формируется не по росту, а по уровню мастерства.

Пояса в борьбе по порядку и цвету

Как было сказано выше, айкидо – многогранное искусство, имеющее множество оттенков. Айкикай и ёсинкан – 2 таких «оттенка». Они популярны, насчитывают больше всего последователей. Их приверженцы носят отличную по цвету экипировку, а также на каждом уровне постигают разное количество техник и знаний.

Важно! В Санкт-Петербурге вне зависимости от направления за ориентир берётся градация ёсинкан.

В Айкикай

Ступени и символика:

Чёрный – цвет спортивной элиты, оттенок мудрости. Мастерская ступень: 1 дан и выше .

Важно! У некоторых школ красный оттенок полностью или частично заменяет коричневый.

В Ёсинкан

Ступени и символика:

Чёрный пояс в ёсинкан, как и в классическом айкидо, является прерогативой мастеров.

Чем отличается порядок у детей от градации поясов у взрослых?

Дети до 15 лет могут претендовать на ношение поясов ограниченного цветового спектра. У них есть возможность получить:

  • белый;
  • жёлтый;
  • оранжевый (в некоторых школах – красный);
  • зелёный элемент экипировки.

Взрослые с подобными ограничениями не сталкиваются.

На что влияют нашивки на пояс?

На соревнованиях и показательных выступлениях на экипировке учеников и мастеров айкидо можно заметить пришитые значки – нашивки. При ближайшем рассмотрении оказывается, что на них изображены иероглифы или принятые в их школах символы. Например, полосы или даже эмблемы самих кружков.

В ответвлениях айкидо, где белый пояс носят не только новички, но и прошедшие через аттестацию ученики, нашивки и их количество – демонстрация профессионального роста спортсмена . Ориентир, позволяющий определить, сколько испытаний уже пройдено. Обычно для этих целей применяются полосы. 1 = 1 сдаче экзамена. 2 = 2 успешным аттестациям.

Графические символы по типу эмблем на цветных поясах – личная инициатива спортсменов или их наставников. Статусным значением такие нашивки не обладают, но он имеется у значков, пришитых к чёрным поясам. При получении звания «мастер» выдаётся пояс, на котором указано имя владельца . Причём надпись выполнена не на кириллице, а иероглифами.

Важно! Считается, что пояс после нанесения на него инициалов владельца становится близок к своему обладателю. Он способствует совершенствованию спортсмена на физическом и духовном уровне, приносит удачу и позволяет достичь гармонии.

Также существуют ответвления айкидо, в которых полосы на тренировочном облачении – индикатор готовности к новой аттестации. Испытание назначается после того, как айкидока получит 4-ю нашивку.

Как и в большинстве других видах боевых искусств, в айкидо существует традиционная система разрядов. Она включает в себя, как ученические степени — кю, так и мастерские — даны. Примерно оценить какой уровень у айкидоки можно по цвету его пояса . Последовательность смены цветов у поясов в айкидо может существенно отличаться, в зависимости от стиля, однако, речь мы будем вести именно о градации, принятой в ёсинкан.

10-й, 9-й и 8-й кю. Это самые младшие уровни, которым в айкидо, как и в прочих боевых искусствах, соответствует белый цвет пояса .
7-й кю: жёлтый пояс.
6-й кю: оранжевый пояс.
5-й кю: зелёный пояс.
4-й кю: синий пояс.
3-й, 2-й, 1-й кю. Это старшие кю. В айкидо им соответствует коричневый цвет пояса.
1-й, 2-й, 3-й дан, и так далее, вплоть до самого старшего — десятого. Это мастерские степени.

Цвета и система поясов в айкидо по порядку

Обладатели данов носят пояса чёрного цвета . Поэтому определить наверняка уровень мастера уже затруднительно.

Подобные цвета поясов в ёсинкан приняты по всей стране. Тем не менее, есть ряд исключений. Например, в некоторых школах на занятиях айкидо носят только белый пояс, коричневый и чёрный, а все промежуточные расцветки игнорируют.

Кроме того, в Санкт-Петербурге принята другая цветовая последовательность. Это связано с тем, что за время своего существования Хомбу додзё меняло не только экзаменационные программы, но и цвета поясов, а в Питере привычного уклада решили не менять.

Там приняты следующие цвета поясов :

Следует отметить, что многие начинающие айкидоки ошибочно считают, что чем темнее у них пояс, тем они становятся техничнее. Это не совсем так. В идеале тезисы должны стоять в обратном порядке. Поэтому основной целью занятий должно быть не упорное стремление к скорейшей сдаче на очередной кю, и получению следующего пояса айкидо , а методичная отработка техник. В конечном итоге, фраза «бьют не по поясу, а по тыкве» своей циничной справедливости не утратила, а экзамены в айкидо — это не более чем ещё один компонент тренировки.

На самом деле айкидо трудно назвать спортивной дисциплиной в общепринятом смысле. В нем отсутствуют соревнования, и поэтому малышам нет необходимости постоянно доказывать в поединках, на что они способны. У менее физически развитых ребят не появляется комплекс неудачника, они не чувствуют себя слабыми, ведь в айкидо побеждает умение, а не сила.

6-7-летний малыш, имеющий навыки основных приемов, способен дать достойный отпор обидчику, будь тот даже выше на голову!

Дело тут не в каких-то «волшебных» приемах, научившись которым ребенок сможет, как супермен, победить всех злодеев. Только регулярная практика научит малыша решать конфликты без применения грубой силы. Какие же преимущества дают занятия айкидо детям?

Сильный или слабый?

Многие родители, отдающие ребенка в секцию айкидо, не ставят задачи вырастить спортсмена. Привлекает скорее оздоровительный аспект занятий. Но в любом виде спорта есть элемент соревнования. Кого возьмут в команду? Кто покажет лучший результат! В разумных дозах соперничество полезно, ибо дает стимул заниматься, воспитывает волю. С другой стороны, слабый ребенок всегда будет чувствовать, что он хуже своих более развитых сверстников. И наоборот, физически развитые дети, которым все в спорте дается легко, могут стать заносчивыми и нетерпимыми к «слабакам». Как этого избежать? Одно из решений предлагают восточные единоборства. Тут детей учат не только развивать в себе внутреннюю силу, но и правильно использовать ее. Тренер объяснит, что лучший способ решения любого конфликта — предотвратить его. Необходимо, чтобы ребенок изначально был уверен в себе и мог, если нужно, постоять за себя.

В айкидо приемы выполняются за счет перемещений, отходов с линии атаки, бросков или удержаний. Здесь не используют блоки и удары. Особое внимание уделяется страховке. Учеников обучают падать и кувыркаться вперед и назад. Таким образом, формируется очень ценный навык. Если обычный ребенок, случайно споткнувшись на улице, скорее всего, заработает пару ушибов и синяков, то маленький айкидоист рефлекторно упадет «по правилам». А затем, отряхнувшись, пойдет дальше, как ни в чем не бывало. Специалисты знают, что малыш, если он когда-то занимался айкидо, даже через много лет сохранит навыки безопасных падений. Проблемы с осанкой? Для такого ребенка их просто не существует! На занятиях много времени посвящают отработке стойки — с прямой спиной! Если вы увидите айкидо в действии, сразу же отметите необыкновенную красоту и грацию движений. Это весьма нетипично для того, что мы привыкли считать борьбой.

Как быть с непоседой?

Японские традиции требуют очень строгого выполнения правил поведения во время тренировок.

Пояса в айкидо

Не разрешается бесцельно ходить по залу, разговаривать, мешать другим. В начале и в конце занятия практикуется общее построение. Ученики садятся в ряд и должны несколько минут сидеть молча и неподвижно, для того чтобы настроиться на тренировку. Это нехитрое упражнение учит концентрироваться, фокусировать внимание. Многие родители отмечают, что регулярные занятия айкидо для детей, делает их более собранными, дисциплинированными. Недаром японцы славятся своей самодисциплиной и вежливостью!

Слабое здоровье?

Человека, которого считают основателем айкидо, звали Морихей Уесиба. Этот японский мальчик рос слабым и болезненным. Знаете, что предприняли его родители? Отвели в группу, где малыш начал увлеченно заниматься восточными единоборствами! Хотите знать результат? К двадцати годам Морихей значительно опережал своих сверстников в силе и выносливости. Еще через десять лет он основал собственное направление боевых искусств! На восьмидесятом году жизни этот человек удивлял всех своей неисчерпаемой энергией…

Так что, если ваш ребенок не блистает здоровьем, ситуацию еще можно изменить! Задача родителей заключается в том, чтобы найти вид спорта, которым маленький человечек сможет заняться, несмотря на болезни. Каждый ребенок в айкидо начинает с изучения простейших движений. Поэтому дети поначалу практически не устают. По мере того как обучение продолжается, повышается сложность занятий и возрастает нагрузка. В результате организм постепенно адаптируется к нагрузкам, даже если никогда до этого ребенок не занимался спортом. Еще один очевидный плюс, который дают занятия айкидо, заключается в том, что всю тренировку малыш проводит босиком на татами. Постоянно двигаясь, он не подвергается риску переохладиться. Наоборот, идет процесс так называемого пассивного закаливания. К тому же хождение босиком по шероховатой поверхности татами расслабляет и одновременно тренирует ступни ног. Это приобретает особую актуальность в прохладное время года, когда ребенок по многу часов вынужден проводить в обуви.

От белого до черного

Основной критерий, по которому оценивается прогресс в айкидо, — система цветных поясов. Они присуждаются по результатам экзаменов два-три раза в год. На экзамене дети должны показать знание основных перемещений, страховки и некоторые базовые приемы. У маленьких могут спросить, как правильно складывать кимоно и завязывать пояс. В начале занятий у ребенка белый пояс, потом он получает желтый, красный и после многих лет занятий — заветный черный пояс.

В каждой спортивной секции свое отношение к пребыванию на тренировках родителей. В одном месте вам разрешат посидеть и посмотреть на успехи ребенка, а где-то запретят входить в зал после начала занятий. Этого не следует бояться. Дети в присутствии родителей часто менее внимательны, они стараются произвести впечатление и отвлекаются. Вполне достаточно того, что несколько раз в год вы сможете присутствовать на экзаменах, где ваш малыш покажет, чему он научился. В такой обстановке ваша поддержка окажется как нельзя более кстати.

— Мнение, что Айкидо стало терять свою популярность, стало всё чаще находить подтверждение. Наполняемость залов падает, звучат обвинения в полной оторванности от прикладных потребностей, в отсутствии методик, позволяющих готовить акидоистов «настоящего» уровня.

Айкидо Айкикай.

Статья с ежегодного журнала Национального Совета Айкидо России.

Материал подготовлен: Членом президиума НСАР, Президента Федерации Айкидо «Дзикисинкай России»

— Мнение, что Айкидо стало терять свою популярность, стало всё чаще находить подтверждение. Наполняемость залов падает, звучат обвинения в полной оторванности от прикладных потребностей, в отсутствии методик, позволяющих готовить акидоистов «настоящего» уровня.

Часть людей старается найти истину в «истоках» Айкидо — Дзюдзюцу и фехтовании, часть, разочарованная увиденным, переходит в иные единоборства.

Мне хотелось бы порассуждать на эту тему. Постараться выявить те болезненные явления, которые действительно ведут к утрате Айкидо позиций среди единоборств и как следствие — к снижению уровня знаний айкидоистов.

Сразу хочу заметить, что отсутствие в Айкидо ясных и прозрачных критериев оценки знаний занимающихся является следствием идеи «не соревновательности», введенной Основателем и безоговорочно поддерживаемой сообществом Айкикай. Основатель постулировал, что любое сравнение людей, попытка выяснить кто из лучше, а кто — хуже, противоречит его идее объединения с Духом (Ки) Вселенной. Во времена, когда традиционные боевые искусства являлись способом победить в бою, критерием превосходства была смерть противника. В настоящее время для проявления «лучших» используются соревнования. Вся наша жизнь строится на соревновательных принципах — лучшая отметка, лучший ученик, лучший студент, «победить социалистического соревнования», лучший по профессии… Первоначально, идея, что в Айкидо сравнение с другими людьми не допускается, кажется приходящим на занятия очень привлекательной, однако не проходит и недели, как весь опыт предыдущей жизни входит в противоречие с принципом, заложенным Основателем, никто не хочет уступать! Все хотят ПОБЕДИТЬ тренирующегося с ним партнера, и если не получается сделать это физически, то пытаются обмануть его и себя, лишь бы утвердиться в своём мнении о своей победе. И все меньше и меньше людей готовы и хотели бы справится с этим противоречием.

Когда я начинал изучать японские Будо, побудительным мотивом в первую очередь служил интерес к изучении Японии и японской культуры. Прикладная часть не имела столь большого значения, поскольку я был уверен, что знания, которые я собирался получить, были аутентичны и, тем самым, связывали меня с практиками, показавшими свою эффективность в прошлом, а необходимость ежедневно доказывать кулаками свою состоятельность — отсутствовала. В современном же мире интерес к изучению любой культуры, похоже, полностью утрачен. На фоне имеющейся в интернете и массово-издаваемой литературе «информации обо всем на свете» критерии выбора «хобби» зачастую отсутствуют, предлагаемая информация чаще всего — ложна, оценки — субъективны. Авторы, пишущие об Айкидо, в большинстве своем не являются истинными специалистами (автор, имеющий 3 или 4 Дан Айкидо, не должен был писать книги, а тем более — иллюстрировать их своим не знанием). Таким образом, первичная информация, с которой интересующиеся приходят в зал, оказывается не просто поверхностной, но и прямо противоположной тому, что они видят. Такое не соответствие заставляет их довольно быстро прекращать занятия.

Свою лепту вносит и широкое распространение залов, в которых тренируются люди, не имеющих на то никакого права. Своим не знанием они дискредитируют Айкидо, и по ним судят всех остальных, что тоже не способствует росту популярности.

Айкидо — это Будо. Так говорил Основатель. Так принято считать во всем мире. До того, как сформировать свое учение, О"Сенсей Морихей Уэсиба длительное время изучал разные школы японского фехтования, стал мастером меча и дзё, изучал дзюдзюцу. Синтез этих знаний и, особенно влияние Дайто Рю Дзюдзюцу привели к формированию своего направления, названного впоследствии «Айкидо», хотя и пережившего на пути становления нескольких иных названий. Таким образом, Айкидо и Дзюло являются «двоюродными братьями», ведущими свою историю от разных ветвей Дзю-Дзюцу. В доме семьи Уэсиба в настоящее время хранится письмо от создателя Дзюдо, г-на Д. Кано, в котором он выражает свое восхищение и уважение тому, как Основатель Айкидо смог развить идеи Дзю-Дзюцу и сформировать свою школу Будо. Однако, в повсеместных тренировках, мы чаще всего видим, что эти два «отпрыска» Дзю-Дзюцу совершенно не похлжи друг на друга. Да, конечно, современное Дзюдо далеко ушло от японского оригинала начала 20 века, приняв на вооружение методики и техники из других видов борьбы. Но и Айкидо теперь выглядит и практикуется совсем не так, как ранее.

— Самой главной проблемой современных залов в России является некомпетентность преподавателей.

Первоначально это было «болезнью роста» — мастеров просто не хватало, их неоткуда было брать, первые поколения русских айкидоистов были наполовину самоучками. Но тенденция сохранилась и даже набрала силу — теперь каждый обладатель черного пояса считает себя «учителем» и полагает, что вместе с поясом он получил и право учить других. Это — большая ошибка! Получение первого Дана в Айкидо и связанное с ним право ношения черного пояса, а иногда и — хакамы (во многих залах хакаму разрешают надевать еще до экзамена на первый Дан), является не более чем свидетельством о получении «неполного среднего образования» в Айкидо. В Японии, правом называться словом «Сенсей» в айкидо наделяются только люди, получившие степень 3 дан. Именно начиная с этого уровня, люди допускаются к ведению самостоятельных занятий в секциях, курируемых вышестоящими преподавателями. Обладатель второго Дана могут в таких секциях быть помощниками преподавателя (фукусидоин), которым доверяют ходить по залу и помогать занимающимся, на которых демонстрируют техники и ошибки, но ни в коем случае им не доверяют самостоятельное ведение занятий. Для этого у них нет ни должного опыта, ни технического арсенала, ни навыков. О различии в уровне осмысления обладателей со 2 и 3 Даном лучше всего прочитать у Тамуры Сэнсея в его интервью об экзаменах в айкидо. Ограничусь лишь констатацией громадной разницей в понимании и представлении техники на экзамене на 2 и на 3 Дан. И, напомню, между экзаменом на первый Дан и на третий Дан должно пройти не меньше пяти лет регулярных тренировок под руководством наставника. Если эти тренировки проводятся лишь пару дней в неделю срок должен был бы увеличен в двое! Мне представляется, что без введения жестких норм к преподавательскому составу мы и далее будем испытывать падение интереса к Айкидо — люди без знаний не могут научить других!

Вторая неприятность, поджидающая Айкидо — методики преподавания.

Мы много дискутировали на эту тему с С.В. Киселёвым (Вице-президент НСАР, Президент МЕАФА, 6 Дан Айкидо), и я полностью признаю его правоту: на тренировках по Дзюдо за тренировку спортсмен изучает один — два приема. Изучает досконально. Учит входы, разбирается с выведением и равновесия, многократно отрабатывает технику, получая постоянные подсказки тренера. Ничего этого на тренировках по Айкидо обычно нет. Такое положение явилось следствием «семинарского» способа изучения Айкидо, который мы длительное время вынужденно практиковали в России. Приезжая для проведения семинара, любой Сэнсей старается вместить в свои занятия максимум знаний и техник, предполагая, что занимающиеся потом весь год будут нарабатывать то что им показали. Из-за этого даже лучшие семинары по Айкидо превращаются в демонстрацию десятка техник за тренировку. Сопутствующие объяснения теряются в шуме, переводе или усталости.

Пояса в айкидо - «читаем» цвета и нашивки

Эта картина потом переносится на повседневный тренировочный процесс и копируется там, которая была задумана. Как результат — копирование внешней формы без его внутреннего наполнения и как следствие — неэффективность техник. Если добавить к этой картинке пренебрежение общей и специальной физической подготовкой, то получится неприглядная картинка падения уровня Айкидо.

Отдельно хотелось остановится на теме экзаменов в Айкидо.

Эта тема прекрасно раскрыта Тамурой Сэнсэем и замечательно разобрана в интервью Члена Президиума МФА г-на С. Стенудда, но, тем не менее, хотелось бы внести и толику своего понимания. В отсутствии соревнований в айкидо, экзамены становятся чуть ли не единственным способом в «стрессовой» ситуации оценить свои собственные достижения. Только там занимающимся приходится мобилизовать свою волю, концентрировать внимание и проявлять специальную выносливость на уровнях, близких к предельным. Хорошо, конечно, если весь тренировочный процесс проходит с интенсивностью, требуемой на экзаменах, но в жизни такое встречается редко. Таким образом, экзамен становится неотъемлемой и крайне важной частью учебного процесса. Поэтому, мне кажется, что желание части занимающихся проигнорировать экзамены, ссылаясь на то, что «мне не важны степени», просто лишает их целого аспекта учебного процесса. Экзамены в Айкидо принципиально отличаются от экзамена в школе или институте. Задача экзамена в Айкидо не поставить оценку сдающему, а дать возможность ему самому понять и прочуствовать степень своей готовности и уровень своего постижения. Задача экзаменатора — держать экзаменуемых на предельном для их возможностей, но соответствующем получаемой степени, уровне, а вовсе не «оценивание»

В 1994 году после экзамена на второй дан Курибаяси сихан сказал мне: «Экзамен как новая книга: сдал экзамен и получил для изучения новую книгу, которую придется изучать до следующего экзамена». Поэтому после сданного экзамена люди обычно меняются. И, если обучение идет правильно, они «вдруг» начинают делать техники так, как ни до, ни во время экзамена делать не могли. А если где-то в учебном процессе были упущения, люди «вдруг», после экзамена перестают заниматься лил впадают в длительную депрессию… Не встречали такого?

Самая больная тема Айкидо во всем мире — падение интереса к занятиям среди молодежи.

Такое падение интереса объяснимо и объективно, но что можно с этим сделать? На мой взгляд, проблему можно было бы решить, создав государственные программы поддержки детского и студенческого Айкидо. И если тема детского айкидо совсем далека от моего интереса, то программа студенческого Айкидо может быть решена достаточно просто. Мой собственный опыт руководства клубом Айкидо МГТУ им. Баумана с 1993 по 2009 годы показывает, что достаточно сделать Айкидо полноценным занятием физической культуры, позволить студентам с первого курса посещать занятия, получать зачет поо физкультуре, и мы сможем значительно расширить базу занимающихся, что в свою очередь позволит влить «новую кровь» в подготовку мастеров Айкидо. В настоящее время, однако, руководство кафедр физвоспитания ВУЗов не заинтересованно это делать, поскольку Айкидо не приносит ВУЗам ни мест, ни баллов в общем зачете студенческих Спартакиад, Первенств Вузов и иных «зачётных» мероприятиях. Решить эту проблему, мне кажется, можно только через утвержденную Министерством образования программу, создание которой должно быть таким же приоритетом Национального Совета Айкидо России, как и подготовка и сертификация тренерского состава. Самоучкам и полузнайкам, не должно быть места среди преподавателей Айкидо, тем более — в ВУЗах.

Член призидиума НСАР, Президент Федерации Айкидо «Дзикисинкай России»

О.К. Найдов-Железов, 6 Дан Айкидо Айкикай.

Фото Айкидо в Измайлово

Для того, чтобы взрослые, родители и посетители Нашего сайта могли посмотреть, как проводится семинар Айкидо и другие значимые события в жизни секции, мы создали раздел с фото и видео. Множество качественных и жизнерадостных фотографий находится в категориях, которые вы сможете посмотреть.

Фото занятий и экзаменов

Подбирая Айкидо фото для нашего сайта, мы стараемся найти только лучшие снимки, которые полностью передают суть занятий, показывают некоторые забавные моменты и раскрывают особенности наших тренировок. Самым значимым и ответственным событием каждого ученика, который планирует достичь высот в этом виде боевого искусства является экзамен. Аттестация Айкидо (экзамен) помогает определить самых старательных и волевых учеников секции.

Поэтому у нас есть фото Айкидо экзаменов за разные года.

Зачем нужны подобные фото? Для того, чтобы новые ученики и те, кто планирует записаться в секцию имели представление о том, что именно происходит на семинарах и экзаменах. Фотографии Айкидо также стимулируют наших подопечных к новым достижениям, которые будут увековечены на снимках.

Тренировки и семинары

Айкидо – серьезный вид боевого искусства . Чтобы находиться в тонусе и не терять навыков, для наших учеников проводятся специальные тренировки, на которых они узнают много нового и учатся друг у друга. Мы стараемся проводить семинар Айкидо как можно чаще, чтобы ученики смогли научиться дополнительным знаниям и получить больше практических навыков.

Чтобы запомнить такое событие, мы делаем фото и размещаем на сайте. Проводятся, как семинары для взрослых, так и для детей. Обычно, семинары проводит Сэнсэй (Мастер) с высоким уровнем подготовки и возможностью работать не только со взрослыми, но и с маленькими учениками.

Разнообразить жизнь Нашей секции Айкидо в Измайлово помогают детские игровые тренировки . Это позволяет детям развлечься, узнать лучше друг друга и играючи, приобрести какие-либо знания. Каждое из таких занятий направлено на развитие моторных навыков и облегчении постижения азов боевого искусства. Запомнить такие радостные моменты в жизни наших учеников помогают фотографии, которые наполнены только радостными и забавными моментами из игровой тренировки.

Письмо господина Хидэо Енэмочи,с изложением личного мнения Айкидо Досю и официальной позиции АЙКИКАЙпо отношению к вопросу о проведении соревнований по Айкидо.

От: Хидэо Ёнэмочи


Фонда АЙКИКАЙ
10 апреля 2003

Кому: г-же Марине Карповой
Председателю Тренерской Комиссии
Федерации Айкидо АЙКИКАЙ России

Уважаемая г-жа Карпова, Спасибо за Ваше письмо от 2 апреля в отношении темы «Айкидо и соревнования».
В ответ на мою просьбу Досю высказал по этому вопросу следующее мнение:

Основатель Морихэй Уэсиба создал Айкидо на основе своих убеждений и философии, которая заключается в следующем: «Айкидо есть путь воспитания духа любви ко всему сущему в этом мире и создания духа гармонии, благодаря которому все живые существа в этом мире могли бы пребывать в гармонии». В соответствии с этим принципом Основатель учил, что: «В Айкидо нет и не может быть состязаний и соревнований».

Поэтому недопустимо проведение любых состязаний, соревнований или турниров, под каким бы то ни было наименованием, на которых производилось бы сравнение или оценка техники. Недопустимо соревноваться или состязаться с целью победы.

Все, что противоречит этому учению Основателя, не есть Айкидо.

Досю Моритэру Уэсиба был в числе участников «Всемирных Игр», состоявшихся в 1997 году в г. Лахти в Финляндии. Во время пресс-конференции журналисты настойчиво расспрашивали Досю в отношении этой темы. Досю дал следующий четкий ответ: «Проведение любых соревнований несовместимо с понятием айкидо».

Официальная позиция Фонда АЙКИКАЙ по данному вопросу такова:

Фонд АЙКИКАЙ, храня верность учению Основателя, Второго Досю Киссёмару Уэсибы и Досю Моритэру Уэсибы, запрещает проведение состязаний или соревнований в любой форме.

Я от всей души надеюсь, что все члены Федерации Айкидо АЙКИКАЙ России будут практиковать айкидо в соответствии с традицией, созданной Основателем и унаследованной Досю Моритэру Уэсиба, и призываю Вас помнить заветы Основателя.

С уважением, Хидэо Ёнэмочи
Постоянный член Совета Директоров
Директор Международного Отдела
Фонда АЙКИКАЙ
10 апреля 2003.

Известно, что пояс для кимоно – это не просто аксессуар для удобства, он не только держит куртку в удобном положении, но и отражает статус бойца, иногда даже личные данные. Смотреть соревнования по айкидо будет интереснее, если научиться различать пояса. Если же ты занимаешься айкидо, то иерархия поясов покажет, к чему стремиться. Из этого материала ты узнаешь, какие бывают пояса в айкидо, что означают цвета и нашивки, как отличаются пояса в разных направлениях айкидо.

В восточных единоборствах пояса – это не просто элемент декоративного и практического значения. Каждый такой аксессуар несет в себе информацию, по поясу можно узнать много интересного про его обладателя. В каждом единоборстве своя иерархия, пояса в айкидо отличаются в первую очередь по цвету. Если научиться считывать информацию с пояса, то смотреть соревнования по айкидо станет намного интереснее.

Почему пояса разного цвета?

Уровни владения мастерством в айкидо делятся на два типа, степень мастера называется «дан», ученические степени называют «кю». Для каждой степени предусмотрена иерархия и система разных поясов. Чтобы узнать уровень мастерства айкидока, нужно всего лишь посмотреть, какого цвета пояс он носит.

Даже в одном додзё могут быть представлены пояса разных цветов – белые, черные, коричневые, синие и другие. Цвет пояса показывает не только уровень мастерства, но и отображает заслуги бойца, так как новая степень приходит только с определенными достижениями. Иерархия бойцов и их поясов очень наглядна и удобна.

Благодаря наличию разных поясов новички на тренировке знают, кому адресовать вопрос, цвет пояса укажет на то, что перед тобой более опытный айкидока.

Цвета поясов в айкидо по порядку

В некоторых додзё можно увидеть всего два цвета поясов, черный и белый, другие отличаются многообразием. Каждое направление айкидо и даже каждая школа в рамках одного направления могут придерживаться свой иерархии.

Что такое черный пояс знают даже те, кто никогда не интересовался восточными единоборствами, это высшая степень мастерства. Думая логически, можно предположить, что белый пояс – это самая начальная стадия. Такое предположение будет верным, пояса черного и белого цвета присутствуют в любой из школ. Также часто встречаются пояса коричневого цвета, они указывают, что их обладатель уже не совсем новичок, он скоро обретет статус мастера. В остальном соответствие цвета и уровня зависит от направления айкидо.

Цвета поясов в Айкидо Айкикай

  • Черный пояс – такой цвет носят мастера, чей статус соответствует первому дану или выше.
  • Коричневый пояс – степень 1 кю, если этот боец будет так же усердно совершенствоваться, то совсем скоро он получит первую степень мастера и пояс черного цвета.
  • Синий пояс – степень 2 кю, у бойца с поясом такого цвета достаточно высокий уровень в айкидо, он освоил многие техники;
  • Зеленый пояс – степень 3 кю, айкидока-ученик носит зеленый пояс перед тем, как дойти до синего.
  • Красный пояс – степень 4 кю, это уже не новичок, красный пояс указывает на то, что его обладатель переступил уже три ступени мастерства.
  • Желтый пояс – степень 5 кю, пояс такого цвета вручают сразу после белого, но после того, как боец-новичок сможет пройти аттестацию на 5 кю.
  • Белый пояс – степень 6 кю, в традиционных направлениях айкидо это пояс начального уровня. Белый пояс носит тот, кто только пришел обучаться, затем идет аттестация на степень 6 кю, после которой боец тоже носит белый пояс, пока не перейдет на следующую ступень.

Цвета поясов в Айкидо Ёсинкан

  • Белый пояс – в этом направлении все по-другому, первая аттестация учеников – это 10 кю. Белый пояс носят те, чей уровень соответствует 8, 9 и 10 кю.
  • Желтый пояс – таким цветом обозначают переход на уровень 7 кю, в традиционных школах айкидо такой уровень отсутствует, путь начинается с 6 кю.
  • Оранжевый пояс – в данном направлении уровень 6 кю уже не является начальной стадией, поэтому пояс уже не белого, а оранжевого цвета.
  • Зеленый пояс – более высокая ступень мастерства в ответвлении Ёсинкан.
  • Синий пояс – в данном случае синий цвет соответствует уровню 4 кю, и здесь это последняя стадия перед переходом на старшую ученическую квалификацию.
  • Коричневый пояс – это старшие степени ученика, коричневый цвет соответствует степени 1, 2 и 3 кю, обозначает то же самое, что и в предыдущей школе – ученик скоро станет мастером.
  • Черный пояс – как и в любом направлении, это мастерская степень.

Негласные отличия поясов

По приведенным двум школам становится понятно, что градации цветов могут быть очень разными, в них легко запутаться. Для того, чтобы не было путаницы, разработаны негласные принципы, их придерживаются практически все школы. Если предстоят соревнования или другое публичное мероприятие, то для наглядности обладатели младших степеней, которые носят зеленый, синий или желтый пояс, приходят в белых поясах. Обладатели черных и коричневых поясов приходят в них, им не нужно менять цвет.

Таким образом, внутри школы может присутствовать множество цветов и степеней, но на мероприятиях иерархия проще. Есть всего три цвета – белый, коричневый и черный, то есть три класса – ученики младшего и старшего уровня, их мастера.

Нашивки на поясах

Нашивки на поясах айкидо смотрятся очень эффектно, кажется, что они придают обладателю пояса какой-то особенный статус. У одного на поясе нашит логотип клуба, у другого – стороннее изображение, часто на поясах нашивают иероглифы. Нашивки – это красиво, эстетика – их единственная роль, обозначения не несут в себе никакого смысла.

Единственное исключение – золотая нашивка на черном поясе. Для того, чтобы мастер, который только что обрел такую степень, и его новый черный пояс стали единым целым, на черном поясе вышивают золотыми нитками имя мастера японскими иероглифами.

Наш путеводитель не ставит целью детального разбора Айкидо. Мы хотим лишь внести некоторую ясность и помочь, особенно начинающим, сориентироваться в самых общих и самых распространенных вопросах. В этой связи мы не проводим глубокого анализа и развернутой справки по понятиям и терминам.

В силу значительных фонетических отличий японского и русского языков привести и воспроизвести правильное и однозначное произношение того или иного понятия, слова, звука весьма не просто. Не углубляясь в лингвистические глубины, отметим, что мы не претендуем на абсолютную истинность перевода и транскрипции. Вполне допустимы и имеют право на существование отличные от нашего варианты интерпретации терминологии Айкидо. Однако, мы также имеем право предложить нижеследующее толкование.

Айкидо - современное боевое искусство

В основе его лежат многочисленные традиционные воинские искусства и, прежде всего, Дайто рю айки джитсу мастера Сокаку Такеда. Айкидо прошло различные стадии на пути формирования от Дайто рю - базовой техники 1930-х, к Айкидо, каким мы знаем его сегодня.

Началось все с того, что Уэсиба Морихей в результате многолетних поисков и упорных занятий различными боевыми искусствами разработал собственную систему, которую в итоге назвал Айкидо. Его сын Уэсиба Кисёмару развил и систематизировал Айкидо. В настоящее время главой Айки-союза является внук основателя - Уэсиба Моритеру.

Что такое Айкидо? Айкидо - путь гармонизации жизненной энергии.

Ай - Гармония, Любовь, Согласованность.
Уэсиба Морихей

(14.12.1883 - 26.04.1969)
Основатель Айкидо.

Ки - Жизненная энергия.
Уэсиба Кисёмару

(27.06.1921 - 04.01.1999)
Второй Дошу.

До - Путь.
Уэсиба Моритеру

(род. 02.04.1951)
Третий Дошу.

Чтобы не запутаться

Будем различать:

Ай - Гармония, Любовь, Согласованность
Айкидока - Человек, занимающийся Айкидо
Будзюцу - Воинское искусство
Будо - Путь воина
Дзюцу - Умение, искусство
До - Путь
Кай - Общество
Кан - Стиль, клуб
Ки - Жизненная энергия
Кобудо - Традиционные воинские искусства
Кокю - Жизненное дыхание

Сложилось несколько стилей Айкидо

Наибольшее распространение получили:

Айкикай - направление, официально признанное в 1940 году, и продолжаемое семьей Уэсиба

Син Син Тоицу (Ки-Айкидо) - направление, которое начал развивать мастер Тохея Коичи

Ёшинкан - направление, которое начал развивать мастер Шиода Годзо

Кто есть кто?

В Айкидо существует определенная иерархия:

О-Сенсей - Основатель Айкидо Уэсиба Морихей (буквально "Великий Учитель")
Дошу - Глава школы
Шихан - Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше)
Сэнсэй - Учитель (4 - 5 Дан)
Сэмпай - Старший ученик
Кохай - Младший ученик
Дохай - Равные между собой ученики
Юданча - Обладатель степени Дан
Додзё чё - Старший в додзё
Учи деши - Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик)
Дан - Высшие ученические и мастерские разряды
Кю - Начальные ученические разряды

Степеней "кю" в Айкидо всего 6 для взрослых и 8 для детей. Самая младшая степень "кю" - восьмая, самая старшая - первая. Каждая степень имеет свое название.

Степеней "Дан" в Айкидо 10. В отличие от "кю", уровень "Дана" растет согласно его порядковому номеру; самый младший "Дан" - первый, самый старший - десятый:

Хачи-кю - 8 кю
Шичи-кю - 7 кю
Рок-кю - 6 кю
Го-кю - 5 кю
Ён-кю - 4 кю
Сан-кю - 3 кю
Ни-кю - 2 кю
Ик-кю - 1 кю
Шо-дан - 1 Дан
Ни-дан - 2 Дан
Сан-дан - 3 Дан
Ён-дан - 4 Дан
Го-дан - 5 Дан
Року-дан - 6 Дан
Шичи - дан - 7 Дан
Хачи-дан - 8 Дан
Ку-дан - 9 Дан
Дзю-дан - 10 Дан

Где?

Обучение Айкидо происходит в додзё:

Додзё - Место проведения занятий по боевым искусствам (буквально: "Место постижения пути")
Татами - 1) Традиционно - мат из рисовой соломы примерно 1м х 2м (в настоящее время, как правило, из вспененного поролона);
Татами - 2) Совр. - все пространство, застланное матами, и предназначенное для проведения тренировок
Камидза - Главная стена
Шимодза - Место, противоположное камидза
Шихандай - Место Шихана


В чем?

На татами, из соображений гигиены, безопасности и комфорта, все носят специальную одежду:

Кэйкоги (Доги) - Тренировочный костюм (широко распространенное название "кимоно" является ошибочным и относится к другой разновидности одежды)
Оби - Пояс
Хакама - Широкие штаны (как правило, для занимающихся от 1-го Дана и выше)

Что мы говорим?

Поскольку Айкидо занимаются исключительно люди вежливые и воспитанные, то на занятиях царит атмосфера дружелюбия и сотрудничества:

Охаё годзаимас - Доброе утро
Конничи ва - Добрый день
Комбан ва - Добрый вечер
Саёнара - До свидания
Дозо - Пожалуйста, прошу Вас
Аригато годзаймашьта - Спасибо, что вы занимались со мной
Домо аригато годзаймашьта - Большое спасибо (особо вежливая форма)
О-нэгаи шьмас - Вежливая форма приглашения к каким-либо совместным действиям (занятиям)
Оцкарэ самадэсита - Благодарность за совместный труд, работу
О-тагаи-ни рэй - Взаимный поклон

Что мы делаем?

Команды, применяемые на занятиях:

Кирицу - Встать!
Маттэ - Ждите!
Мокусо - Команда для создания внутреннего настроя в начале и в конце тренировки
Рэй - Поклон!
Сэйза - Сесть прямо!
Хаджимэ - Начинайте!
Ямэ - Стоп!

Как мы падаем?

Страховки:

Укэми ваза - Техника страховки
Маэ укэми - Страховка кувырком вперед через руку
Уширо укэми - Страховка кувырком назад
Еко укеми - Страховка кувырком через руку в бок

Куда и как?

Направления, стороны и уровни:

Хидари - Левый
Миги - Правый
Маэ - Передний
Уширо - Задний
Джёдан - Верхний уровень (над плечами)
Чюдан - Средний уровень (от плеч до пояса)
Гедан - Нижний уровень (ниже пояса)
Ирими - Вхождение, вход
Тэнкан - Вращение
Омотэ - Лицевой, передний
Ура - Обратный, задний
Сото - Снаружи
Учи - Внутри


Как мы стоим?

Положения тела и стойки:

Камаэ - Позиция готовности: ноги слегка согнуты, руки перед собой
Ханми - Расположение тела в полоборота (45°) по направлению к атаке
Миги ханми - Правосторонняя стойка
Хидари ханми - Левосторонняя стойка
Айханми - Противники находятся по отношению друг к другу в одноименной стойке
Гякуханми - Противники находятся по отношению друг к другу в разноименной (зеркальной) стойке
Маай - Расстояние в пространстве и во времени. Упрощенно можно сказать - дистанция между противниками

Как мы двигаемся?

Перемещения в пространстве:

Тай сабаки - Способы изменения положения тела
Цуги аши - Приставной шаг
Аюми аши - Шаг со сменой ноги
Тэнкай - Разворот на 180° на месте
Тэнкан - Уход с линии атаки и поворот на 180° с шагом назад
Ирими тэнкан - Состоит из двух движений - ирими (вхождение с шагом вперед) и тэнкан
Шикко - Перемещение на коленях

Как на нас нападают?

Дори ката - Техника захватов
Кататэ дори - Захват одной рукой запястья соперника
Айханми кататэ дори - Захват за одноименную руку
Гяку ханми кататэ дори - Захват за разноименную руку (зеркальный захват)
Рётэ дори - Захват двумя руками двух рук спереди
Ката дори - Захват за плечо
Рёката дори - Захват за два плеча спереди
Какаэ дори - Захват за тело (обхват двумя руками спереди)
Моротэ дори - Захват одной руки двумя руками
Хиджи дори - Захват за локоть
Муна дори - Захват за отворот куртки
Эри дори - Захват за ворот
Сода дори - Захват за рукав (в области локтя)
Куби шимэ - Захват за горло (удушение)
Уширо дори - Захваты сзади



Как нас бьют?

Удары:

Атэми ваза – Техника ударов
Атэми – Отвлекающий удар, как правило, наносится перед или во время исполнения техники
Цки (цуки) – Прямые тычковые, колющие удары рукой
Джёдан цки – Удар рукой в верхний уровень (в голову)
Чюдан цки – Удар рукой на среднем уровне (в туловище)
Учи – Рубящие удары рукой
Шёмэн учи – Удар рукой сверху вниз
Ёкомэн учи – Удар рукой сбоку
Сухеи учи – Удар рукой через грудь
Гери – Удары ногой
Маэ гери – Удары ногой вперед
Еко гери – Удары ногой в сторону
Уширо гери – Удар ногой назад
Маваши гери – Удар ногой сбоку

Как мы защищаемся?

Техники Айкидо:

Наге ваза – Бросковые приемы
Джуджи-гарами наге – Бросок сплетением рук
Ирими наге – Бросок, выполненный на встречном движении
Кайтэн наге – Бросок круговым вращением
Кокю наге – Бросок скоординированный с движениями партнера, «дыхательный бросок»
Котэ гаэши наге – Бросок скручиванием кисти
Коши наге – Бросок вдоль поясницы
Тэнчи наге – Бросок «небо-земля»
Удэкиме наге – Бросок воздействием на локоть
Шихо наге – Бросок на «Четыре стороны света»


Что происходит?

Разновидности техник:

Ваза – Техника, работа, способ, раздел
Кихон но ваза – Базовые техники
Хенка ваза – Дополнительные техники
Тачи ваза – Приемы, проводимые в положении стоя (оба противника стоят)
Сувари ваза – Приемы, проводимые на коленях (оба противника на коленях)
Ханми хандачи ваза – Приемы, проводимые сидящим против атак стоящего
Джю ваза – Произвольное выполнение различных приемов от одной специально оговоренной атаки
Буки ваза – Один из партнеров вооружен
Рандори – Произвольная работа против одного или нескольких противников, когда способы атаки и защиты заранее не оговариваются
Ката – Выполнение приема строго по классической схеме
Тори (Наге) – Проводящий прием, бросающий
Укэ – Подвергнутый приему, бросаемый

Как мы контролируем ситуацию?

Способы удержания и контроля противника:

Осаэ ваза – Приемы удержания
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя


Что нам поможет?

Работа с оружием:

Буки ваза – Техника работы с оружием
Боккен – Деревянный меч
Танто – Кинжал, нож
Дзё – Палка, длиной до подмышечной впадины
Кумитачи – Техника парной работы на мечах
Кумидзё – Техника парной работы с дзё
Тачи дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного мечом
Танто дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного ножом
Дзё дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного дзё
Дзён аге ваза – Техника защиты с дзё против атак (захватов за дзё) безоружного нападающего

А по-японски?

При отработке техники или отдельных элементов, на разминке и при выполнении подготовительных упражнений, счет ведется по-японски:

1 - Ичи
2 - Ни
3 - Сан
4 – Ши (ён)
5 – Го
6 - Року
7 – Шичи (нана)
8 – Хачи
9 – Ку (кю)
10 - Джю
20 – Нинджю
30 – Санджю
40 – Ёнджю
50 - Годжю
60 – Рокуджю
70 – Шичиджю
80 – Хачиджю
90 – Кюджю
100- Хяку

Рецензент: С.В. Киселёв
Составители: И.А. Новиков, Д.С. Сапожников
Составители выражают особую благодарность Елене Сосновской за помощь в работе над словарем.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: