Мировой опыт борьбы с терроризмом. ОРД: Противодействие терроризму. Зарубежный опыт Зарубежный опыт борьбы с терроризмом

С.Ю. ДАНИЛОВ, доктор исторических наук, профессор факультета права Высшей школы экономики В настоящее время борьба с терроризмом во всем мире приобретает особую значимость. Остается актуальным вопрос о правовых рамках мер, предпринимаемых государством в борьбе с терроризмом. Интересен в этом отношении опыт стран, ранее других вступивших в борьбу с национал-терроризмом, - Великобритании, Испании и Канады. Проблема терроризма неразрывно связана с деятельностью сепаратистов: в Великобритании - ирландской католической общины Ольстера, в Испании - басков, в Канаде - франкоквебекцев. Территории их обитания были в свое время насильственно присоединены к владениям иных держав, этнические общности были объектом религиозной и этнокультурной дискриминации.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


С.Ю. ДАНИЛОВ,

доктор исторических наук, профессор факультета права Высшей школы экономики

В настоящее время борьба с терроризмом во всем мире приобретает особую значимость. Остается актуальным вопрос о правовых рамках мер, предпринимаемых государством в борьбе с терроризмом.

Интересен в этом отношении опыт стран, ранее других вступивших в борьбу с национал-терроризмом, - Великобритании, Испании и Канады. Проблема терроризма неразрывно связана с деятельностью сепаратистов: в Великобритании - ирландской католической общины Ольстера, в Испании - басков, в Канаде - франкоквебекцев. Территории их обитания были в свое время насильственно присоединены к владениям иных держав, этнические общности были объектом религиозной и этнокультурной дискриминации. Появление в их среде подпольных террористических организаций, состоявших преимущественно из молодежи и подростков, хронологически совпадает с закреплением нормами международного права принципа национального самоопределения.

В Ольстере образовалась Ирландская республиканская армия (ИРА), в Стране Басков (Эускади) и Квебеке - фронты освобождения (соответственно ЭТА и ФОК). Их объединяют призывы к суверенизации территории обитания в сочетании с антимонархическими целеполагающими установками. ИРА добавила к этому лозунг воссоединения католической общины Ольстера с родственным народом Ирланд-ской республики, тогда как ЭТА - призыв к отторжению от Франции двух ее пограничных департаментов с преобладанием басков. Много общего обнаружено в методах их деятельности: похищение взрывчатых веществ, взрывы самодельных бомб, распространение агитационных материалов. Активисты ИРА практикуют также устройство политических демонстраций, обычно завершающихся уличными беспорядками. К экспроприациям денежных средств в банках и у частных лиц и к похищениям людей эти организации не прибегали (за исключением ФОК).

Организационные основы ИРА, ЭТА и ФОК, разумеется, нельзя точно выявить и охарактеризовать, однако можно определить, что они не отличаются однотипностью. ИРА в 90-х годах прошлого века фактически разделилась на две структуры - «умеренное» (полулегальное) крыло и глубоко законспирированную «воинствующую» организацию. ФОК состоял из нескольких групп, пользовавшихся широкой автономией. Только относительно ЭТА есть основания полагать, что она представляет собой прочно спаянную, разветвленную подпольную организацию с единым руководством и жесткой дисциплиной.

Численный состав ИРА и ЭТА не выявлен даже приблизительно. Относительно ФОК в ходе расследований и судебных процессов установлено, что общая его численность не достигала 100 человек, а возможно, была даже менее 50 человек. Нет оснований полагать, что ИРА и ЭТА в этом отношении отличаются от ФОК.

Ответ Великобритании, Испании и Канады на национал-терроризм также неодинаков. Правительство Испании после наиболее крупных террористических актов, повлекших за собой гибель должностных лиц, на основании Закона об исключительном и осадном положении 1942 года (далее - Закон Испании об исключительном и осадном положении; Закон) вводило на всей территории на срок от 3 до 6 месяцев исключительное положение. Его режим отменял все конституционные гарантии и давал органам правопорядка - полиции и гражданской гвардии (спецназу) - право на массовые обыски и задержание граждан с неограниченным применением оружия, а также на закрытие государственных границ.

Так как террористические акты ЭТА, как правило, не сопровождались массовыми беспорядками, не предусматривалось применение армии внутри страны. В то же время в Законе Испании об исключительном и осадном положении обойден молчанием вопрос о парламентском контроле над чрезвычайными постановлениями и правилами, могущими быть изданными во время действия исключительного положения. В настоящее время этот Закон (в редакции 1981 года) содержит также понятие «угрожаемое положение». С 1980-х годов Закон время от времени использовался в пределах тех провинций, в которых имели место террористические акты, - в Алаве, Бискайе и Гипускоа. Каких-либо норм о парламентском контроле над подзаконными актами, издаваемыми органами исполнительной власти в период действия угрожаемого и исключительного положения, Закон по-прежнему не содержит. Нет в нем и норм о роспуске региональных органов власти или о приостановлении их деятельности во время действия чрезвычайного правового режима.

Правительство Великобритании, имеющее дело с периодически повторяющимися террористическими актами и массовыми уличными беспорядками в Ольстере, свыше 30 лет управляет этой частью Соединенного Королевства в чрезвычайном порядке. Его правовой базой является Акт о чрезвычайных полномочиях в Северной Ирландии 1926 года (в редакции 1982 года). Он вводится в действие парламентом на неопределенно долгое время, предусматривает временное прекращение функционирования парламента и правительства Северной Ирландии, прямое управление этой территорией из Лондона и наделяет широкими полномочиями командование армейского контингента, расквартированного в Ольстере. При этом Англия, Уэльс и Шотландия продолжают управляться в обычном порядке.

Акт о чрезвычайных полномочиях в Северной Ирландии не предусматривает уголовной ответственности за забастовки, наказание лишением свободы и штрафами без судебного разбирательства, введение трудовой повинности. Некоторые из этих ограничений могут быть обойдены органами исполнительной и судебной власти на законных основаниях. Так, любой британский подданный может быть подвергнут на территории Северной Ирландии тюремному заключению без суда на основании приказа, если корона (фактически исполнительная власть) заявит, что такой приказ издан не по причине чрезвычайного положения, а в силу общей прерогативы, издавна принадлежащей короне. Традиционные для британского права судебно-процессуальные гарантии, действующие в мирное время с XVII века и номинально оставленные в силе Актом о чрезвычайных полномочиях в Северной Ирландии, могут быть временно аннулированы, правда, применительно к каждому отдельно взятому человеку, а не ко всем лицам, взятым под стражу войсками или полицией.

Власти Квебека систематически предпринимают политико-правовые меры против национал-терроризма и сепаратизма, что играет на руку национал-сепаратистам. Дважды правительство Квебека (в 1980 и 1995 годах) инициировало референдум о будущем провинции. В первом случае за изменение статуса провинции высказалось 40% пришедших к урнам избирателей, во втором - 49%. Правда, Конституция Канады не предусматривает выхода из состава федерации, и результаты провинциальных референдумов юридически не связывают органы федеральной власти. Однако последние вынуждены были после второго из этих референдумов признать парламентским актом 1996 года существование особого сообщества в Квебеке. Отдельные группы квебекского общества одно время занимали экстремистскую позицию.

Образованный в 1963 году подпольный ФОК стал единственной в канадской истории террористической организацией. Его активистами были взорваны памятники британским военным и государственным деятелям, устроены пожары на армейских складах. Акты террора носили единичный характер, но погибших не было. Органы государственной власти Квебека недооценивали опасность молодежного национал-терроризма, борьбой с ним занимались криминальная полиция и малочисленные органы безопасности провинции. В течение семи лет правительство Квебека не находило нужным просить Оттаву о вмешательстве или поддержке.

Федеральный центр Канады, в отличие от центральной власти Великобритании и Испании, не имел конституционно-правовых оснований для вмешательства по собственной инициативе. Согласно статьям 91 и 92 Конституционного акта Канады 1867 года охрана правопорядка («отправление правосудия и наложение наказаний в виде карательных мер») в мирное время толкуется как одно из «дел местного или частного значения» и в качестве такового относится к сфере исключительной компетенции провинциальной власти. Право на вмешательство в сферу провинциальной компетенции федеральный центр может получить только в военное время или при опасности «массовых беспорядков или голода». Обоснованием такого вмешательства является право федеральной власти на меры в защиту «мира, порядка и хорошего управления».

Федеральные органы государственной власти Канады могли получить право принять меры против террористов только после официального обращения органов власти субъекта федерации. Органы власти Квебека приняли такое решение с большим опозданием, когда ФОК перешел к новым формам террора.

Активисты ФОК похитили в октябре 1970 года в Монреале провинциального министра труда П. Лапорта и британского дипломата Д. Кросса. Угрожая их убийством, ФОК потребовал уплатить выкуп; освободить арестованных ранее боевиков; передать манифест ФОК по провинциальным радиоканалам; дать квебекскому народу право на самоопределение, т. е. санкционировать выход провинции из состава федерации.

Отказ правительства Квебека от выполнения большей части требований ФОК повлек за собой убийство Лапорта. Поиски похитителей силами провинциальных спецслужб остались безрезультатными. В Монреале между тем начались студенческие демонстрации солидарности с идеями ФОК (но не с его методами). Возросла опасность развития событий по североирландскому варианту, и только после этого правительство Квебека обратилось к федеральному правительству с просьбой о вмешательстве. К вмешательству Оттаву призвали также Государственный департамент США (неофициально) и правительства ряда англоязычных провинций (официально). В последнем обстоятельстве наглядно проявилось высокопоставленное положение субъектов децентрализованной канадской федерации. Так, премьер Британской Колумбии настаивал на «решительных мерах в защиту правопорядка»; генеральный прокурор провинции Саскачеван счел нужным дать федеральным органам власти через средства массовой информации совет «перейти к умерщвлению находившихся в тюрьмах боевиков Фронта в качестве возмездия за убийство Лапорта».

Правительство Канады применило впервые после 1945 года Акт о мерах военного времени 1914 года, скопированный в свое время с аналогичного акта британского парламента. Ранее акт находил применение только во время двух мировых войн, но был введен в действие «приказом в совете» (подзаконным актом, принимаемым Правительством Канады или отдельными министрами без его рассмотрения парламентом Канады) за подписью генерал-губернатора Канады.

Акт о мерах военного времени вводился на территории всей страны на неопределенное время, наделял органы федеральной власти неограниченными полномочиями, в том числе правом отмены прав и свобод граждан и полномочий органов провинциальной власти применять вооруженные силы внутри страны, предавать штатских лиц военному суду, вводить нормированное распределение товаров и продуктов, заключать под стражу без судебного решения лиц, подозреваемых в принадлежности к «незаконному сообществу». Критериев принадлежности к такому сообществу Акт о мерах военного времени не содержал. Министр юстиции заявил в палате общин, что на основании акта членство в ФОК и даже присутствие на собраниях его ячеек, начиная с 1963 года, могут быть рассмотрены судами как уголовно наказуемые деяния.

Правительство Канады использовало право на применение вооруженных сил внутри страны, перебросив в Квебек 12,5 тыс. солдат с бронетехникой - одну четвертую часть сухопутных сил. Под прикрытием армии провинциальная полиция обыскала свыше 3 тыс. жилищ и задержала до 500 человек. Характерно, что канадские власти в отличие от британских не привлекли армию к проведению обысков и арестов. Войска охраняли стратегические объекты и узлы коммуникаций.

В соответствии с Актом о мерах военного времени взятым под стражу лицам не предъявляли обвинений и не давали им права связаться с адвокатом. Их содержали под стражей без передачи дел в суд. Распоряжением военных властей в Монреале были запрещены все собрания и демонстрации, однако не были отменены или перенесены муниципальные выборы в том же городе. Избирательная кампания продолжалась.

Применение Акта о мерах военного времени было поддержано палатой общин. Затем она по инициативе Правительства Канады заменила этот документ Актом о временных мерах в защиту общественного порядка. Этот документ имел ясно очерченный срок действия - 6 месяцев; по истечении этого срока акт автоматически утрачивал силу, если палата общин не постановила иного.

Акт о временных мерах в защиту общественного порядка не содержал норм о военных судах, о регулировании снабжения населения товарами и т. д., но сохранил за органами федеральной исполнительной власти право на задержание без предъявления обвинения всех лиц, подозреваемых в принадлежности к «незаконному сообществу», и на их содержание под стражей. Сохранено было и положение об уголовной ответственности лиц, причастных к деятельности «незаконных сообществ» с момента их создания.

Применение актов о мерах военного времени и о временных мерах в защиту общественного порядка оказалось эффективной мерой пресечения терроризма. Часть активистов ФОК была задержана спецслужбами. Уцелевшие боевики (5 человек) освободили заложника в обмен на право немедленно покинуть страну.

В связи с успехами в борьбе против террористов Правительство Канады не стало предлагать палате общин продлить действие Акта о временных мерах в защиту общественного порядка. 1 мая 1971 г. этот документ, равно как и все отданные на его основании приказы и распоряжения власти, автоматически утратил силу. Большинство задержанных было освобождено ввиду отсутствия улик, им была предложена компенсация. Около 20 человек были преданы суду и приговорены к разным срокам лишения свободы.

В дальнейшем Акт о временных мерах в защиту общественного порядка не нашел применения и в 1985 году был преобразован парламентом Канады в Акт о чрезвычайном положении. Некоторые нормы при этом были изменены: максимальный срок содержания под стражей лиц, задержанных без предъявления обвинения, сокращен до 90 дней; после этого их дела передаются в суд, если парламент Канады не постановит иного. Акт о чрезвычайном положении пока не применялся. В 1988 году парламент Канады принял Акт о готовности к чрезвычайным ситуациям, нормы которого имеют сходство с некоторыми нормами Закона Испании об исключительном и осадном положении.

Решительные и крупномасштабные меры федеральной власти против террористов повлекли за собой важные последствия. ФОК распался, и новых актов террора не последовало. Федеральное законодательство о чрезвычайном положении стало более гибким, часть его норм подверглась основательной переработке. Архаический и чрезмерно объемлющий Акт о мерах военного времени более не действует.

Таким образом, только в Канаде удалось нанести терроризму решительное поражение. Это объясняется законопослушанием преобладающей части гражданского общества, отсутствием у большинства канадцев традиций насильственных действий, а также оперативным и основательно продуманным характером антитеррористических мероприятий, осуществленных правительством и парламентом Канады в 1970-1971 годах. Децентрализованный характер канадской федерации не стал препятствием на пути реализации таких мер, и в то же время централизованный характер государства в Великобритании пока не способствовал действиям ее органов власти по устранению ольстерского терроризма.

Библиография

1 См.: Converse D. Basques, Catalans and Spain. - L., 1997. P. 229-230, 411; Tapia A. Franco caudillo. Mito y realidad. - Madrid, 1995. P. 85-86.

2 Существуют на основании Акта об управлении Северной Ирландией 1922 года.

3 См.: Torrance J. Public Violence in Canada 1867-1982. 2 nd ed. - Montreal, 1998. P. 157-159.

Поделитесь статьей с коллегами:

Этнический, религиозный и политический терроризм страшен именно тем, что целится не в генералов и полицейских, не в политиков и священослужителей иной конфессии, а в само общество. Естественной реакцией обычного человека является перенос ответственности с виновного на всех представителей некоторой национальности, вероисповедания или политического течения.

Российское общество сегодня обвиняет чеченцев в терроризме. Естественно, публично называют конкретные имена - Хаттаб, Басаев, Гелаев. Однако при этом 95% населения страны считают, что каждый чеченец - Хаттаб или его агент. Хотя логика подсказывает, что так быть не может, ради собственной и общественной безопасности граждане готовы поддержать любые античеченские и антикавказские меры.

Российская законодательная и идеологическая практика (за некоторыми исключениями) не разделяет терроризм на составляющие - каковы бы ни были мотивы теракта, он считается преступным. Между тем интернациональные организации, борющиеся с терроризмом, выделяют несколько видов террористической деятельности. Соответственно, оценка последствий и отношение к террористам различаются. Институт борьбы с терроризмом (Израиль) выделяет три вида терроризма:

Международный терроризм - место совершения терактов не имеет значения; террористическая группа состоит из лиц разной национальности и (или) вероисповедания; объектом борьбы являются либо политические и религиозные взгляды, либо международные организации, соглашения, институты; террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению к территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами, организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности группы.

Внутренний терроризм - место совершения террористических акций - страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граждан одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются внутренние проблемы страны пребывания.

Объектный терроризм - террористические акты совершаются в отношении определенных объектов жизнедеятельности, которые террористические группы считают вредными или опасными (анти-атомный терроризм, экологический терроризм).

Выделяют также такой вид терроризма, как вооруженная борьба за независимость, принимающая формы терроризма. К ней относится террористическая деятельность повстанцев против военных и полицейских объектов колониальной стороны. В случае нанесения ущерба гражданским лицам или применения силы в отношении "невиновных", такая форма борьбы может также расцениваться как терроризм.

Строго говоря, до подписания Хасавюртских соглашений все акты чеченских боевиков против России попадали в разряд "вооруженной борьбы за независимость, принимающей формы терроризма", а боевики проходили по категории "повстанцы". Ни акта Басаева в Буденновске, ни рейда Радуева в Кизляр нет в международных базах данных по терактам. Соответственно, документированные участники этих преступлений не считаются террористами и не находятся в мировом списке WANTED.



Четыре взрыва в России привели к гибели 271 человека. Сейчас многим москвичам кажется, что их дом беззащитен, что каждый кавказец несет бомбу, что кошмар не закончится...

За тридцать лет террористической войны (1969-1999) в Соединенном Королевстве погиб 3401 человек. Исследователи выделяют не менее трех "волн" террора Ирландской Республиканской Армии, каждая из которых состояла из пяти-семи инцидентов. Можно представить себе психологическое состояние британского общества в первые годы террора, когда сомнению подверглась едва ли не главная истина национального самосознания - "Мой дом - моя крепость". Общественная безопасность Соединенного Королевства, казавшаяся незыблемой, сумевшая удержать спокойствие и в годы кризисов, и в годы распада колониальной империи, - в первое время ничего не могла противопоставить ирландцам. Каждый человек с ирландским акцентом, казался, наверное, боевиком ИРА... Точно такая же ситуация была и в Испании, где экстремисты баскской организации ЭТА вели настоящую войну - и против государства, и против граждан. Однако, кроме психологических последствий для отдельных людей, террористические "волны" способны спровоцировать и социальные последствия.

В середине ХХ века стало очевидно, что мировое сообщество не располагает технологиями "управления конфликтами". Ни природа возникновения внутриобщественных конфликтов, ни их внутренние механизмы не были изучены социологами и управленцами. Академическим ответом на этот вызов меняющейся цивилизации стала конфликтология. Она, впрочем, изучает не только гражданские войны и революции - в сферу интересов конфликтологов входит и терроризм. Наиболее авторитетные конфликтологические центры мира находятся в Белфасте, Мадриде, Брюсселе.

Когда террористическое насилие становится массовым и безадресным, общество реагирует на него в соответствии с собственной исторической традицией. Самое страшное, что может случиться - это публичное использование страха политиками или масс-медиа.

Ошибки в интерпретации, излишняя подробность в описании трагедии, персонализация жертв и де-персонализация врага - это токсичная взрывчатая смесь, которая легко может привести общество к систематическим убийствам по национальному или религиозному признаку.

Антикавказские настроения, и без того вполне ощутимые, после терактов в Москве стали повсеместными. Уже не только политические экстремисты призывают к "очищению" России от, - теперь уже - кавказских террористов; даже те, кто в свое время испытывал определенные симпатии к чеченцам, требуют акций возмездия и жесткой внутренней политики. Телевидение демонстрирует кадры насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто обсуждается вопрос о том, кого выселять из Москвы - только чеченцев или всех "лиц кавказской национальности".

никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и демократического процесса;

никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или шантажа;

должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по обвинению террористов дошли до суда и был вынесен законный приговор;

должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств-спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и дипломатическую поддержку;

государство должно решительно пресекать попытки террористов блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по разрешению важнейших политических кризисов.Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности и его подавление, таким образом, является общим делом всего международного сообщества.

Нет более страшной ошибки, чем вовлечение "всех и каждого" в борьбу с терроризмом. На самом деле, именно этого террористы и добиваются - практически животной реакции на свои действия. "Мне угрожают - я вооружаюсь - я вооружен - мое ружье не должно простаивать - ..." Одно насилие порождает, как болезнетворный вирус, сотни других очагов болезни, угрожая целостности и, собственно, жизни всего общественного организма.

Важнейшим инструментом антитеррористической политики является осведомленность, то есть - знание и готовность к действиям в чрезвычайной ситуации. Уж коли политические ошибки довели общество до террористической войны, его граждане должны быть подготовлены к выживанию. Они должны быть уверены, что делается все необходимое для обеспечения безопасности; все взрослые должны владеть (на минимальном уровне) приемами скорой помощи и действий в чрезвычайных ситуациях.

Но главное – сдерживать общественные эмоции. Политики и масс-медиа обязаны сдерживать свои эмоции. Террор - ужасен; жертвы мирного населения - трагедия; террористы - преступники. Но, во-первых, террор навязан конкретными людьми, а не той или иной национальностью или конфессией. Во-вторых, это не война, а особый вид преступности. В-третьих, чем больше общество будет обсуждать акты террора, тем сильнее оно "заведется".

И, наконец, общая рекомендация всех специалистов по антитеррору и разрешению конфликтов - государство в своей борьбе с терроризмом должно, по крайней мере публично, делать все в рамках собственных законов. Если единственной возможностью подорвать или прекратить терроризм является очевидно незаконная операция, такая, как убийство лидера террористов на чужой территории или крупная операция, подразумевающая очевидное нарушение прав человека - такая деятельность должна осуществляться в обстановке строжайшей секретности; о причастности государства к таким акциям общество если и может узнать, то лишь некоторое время спустя, когда успокоятся естественные эмоции и боль.


Заключение

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Изживание терроризма – длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения – это путь ведущий к катастрофе.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданской общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти, исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.

Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гушер А.И., Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества //

http://www.e-journal.ru/p_euro-st3-3.html

2 Федеральный Закон РФ о борьбе с терроризмом //

http://www.fsb.ru/under/terror.html

3 Авдеев Ю. И., Особенности современного международного терроризма и некоторые правовые проблемы борьбы с ним // http://www.waaf.ru/3x.htm

2. //Дипломатический вестник//,1996, №2

7. //Эхо планеты, 1995, №10.

8. Московские новости, 1997

Опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом, безусловно, необходимо изучать, а, изучив, - использовать во благо обществу. Политическое руководство основных стран европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач.

Основными направлениями деятельности в этой области являются:

совершенствование правовой базы;

усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами;

формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.

Так, например, в США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, в той или иной степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г).

Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся террористических актов, как на территории США, так и за рубежом.

Каковы же основные направления борьбы с терроризмом?

Во-первых, отказ от двойных стандартов оценки и использования терроризма во внешней и внутренней государственной политике. Терроризм нельзя рассматривать как форму национально-освободительного движения или религиозного самоутверждения. Страны, поддерживающие террористические организации и движения, должны быть подвергнуты жестким международным санкциям, исполнение которых могли бы контролировать соответствующие международные структуры.

Во-вторых, выявление и установление жесткого контроля мирового сообщества за деятельностью международных террористических сетей, их центров и штаб-квартир, баз подготовки и других террористических структур.

В-третьих, объединение всего мирового сообщества против идеологии терроризма. Только совместными усилиями, возможно, лишить идеологических оснований террористические движения, сократить их социальную базу, снизить уровень поддержки за счет проведения информационно-политических и социальных мероприятий. Это достигается за счет выявления и подавления центров идеологического обеспечения и поддержки террористических движений, общественной изоляции террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, расслоение террористической среды.

Эффективная борьба с терроризмом на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество, все слои общественности.

В четвертых, контроль мирового сообщества над международными финансовыми потоками. В качестве правовой основы может быть использована Международная конвенция о подавлении финансирования террористов. Она открывает возможность арестов, судебного преследования лиц, причастных к финансированию терроризма, превентивных мер по выявлению и ликвидации источников дохода террористов и ограничению движения таких средств через границы. Так, например, в 2002 году только в г. Москве выявлено 14 коммерческих банков, находящихся под контролем частных организованных групп, в том числе 4 банка, оказывающих адресную помощь лидерам незаконных вооруженных формирований в Чечне.

В-пятых, усиление координации антитеррористической деятельности на международном уровне, углубление взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, создание единого мирового антитеррористического центра в рамках ООН.

Необходимо концептуально менять механизмы борьбы с терроризмом.

Сейчас она возложена в основном на спецслужбы, которые одновременно ведут разведывательную, контрразведывательную деятельность. Интересы спецслужб в разных странах, и даже порой в рамках одной страны, часто не совпадают. Борьба с терроризмом должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств. На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействуют между собой органы полиции (милиции) разных стран.

В-шестых, разработка Советом Безопасности отвечающей современным реалиям Концепции борьбы с терроризмом. Она должна представлять собой систему научно обоснованных, международно-признанных и закрепленных в международных правовых документах положений о борьбе с терроризмом.

ООН за весь период своего существования немало сделала для борьбы с терроризмом. Однако, несмотря на обилие международно-правовых актов и органов, координирующих борьбу с международным терроризмом в международном праве до настоящего времени нет единого универсального соглашения, определяющего понятие международный терроризм, его юридическую природу и ответственность. Нет и исчерпывающего перечня актов международного терроризма.

Наш анализ международных соглашений позволяет дать следующий перечень таких актов:

  • а) взрывы помещений посольств, миссий, представительств или штаб-квартир международных организаций;
  • б) диверсионные акты на улицах, в аэропортах, на вокзалах, культурных центрах, промышленных сооружениях, в помещениях для торговой и профессиональной деятельности, связанные с уничтожением или повреждением имущества и причинением людям телесных повреждений или смерти;
  • в) умышленное использование взрывных устройств, встроенные в посылки, бандероли, письма и другие почтовые отправления;
  • г) любой диверсионный акт против общественных сооружений;
  • д) заговор в целях совершения актов международного терроризма и соучастие в них в любой форме и др.

В различных источниках к актам международного терроризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства, в том числе принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера.

С учетом вышеуказанного хотелось бы отметить, что четкая понятийная характеристика терроризма, как социально-правового явления, определение его особенностей в современном мире послужит ориентиром для того, чтобы четко определить направления, задачи, правовые, организационные и ресурсные аспекты борьбы с терроризмом в структуре разработки и осуществления крупномасштабных мероприятий, с учетом новых объемов угроз и вызовов, которое встречает мировое сообщество в начале III тысячелетия.

Террор, терроризм - явление не новое, но не за одно тысячелетие его существования появлялось много новых форм терроризма, в последнее время общество столкнулось с проявлениями компьютерного и биологического терроризма. В связи с бурным развитием научно-технического прогресса не исключено появление космического терроризма. Терроризм многогранен и проявляет поразительную способность приспосабливаться к изменениям окружающего мира. В настоящее время он представляет собой угрозу не только отдельно взятому государству, но и человечеству в целом.

В качестве непосредственных целей, которые достигаются посредством террора, как правило, выступают следующие:

ликвидация (физическое устранение) государственного, общественного, политического или религиозного деятеля, который, по мнению отдельных лиц или групп людей (корпораций, организаций, объединений и целых государств), своей деятельностью мешает достижению их определенных целей;

физическое или психологическое воздействие на органы государственной власти и управления с целью склонения их к выполнению определенных требований (политических, экономических и др.);

дезорганизация нормальной деятельности различных органов и структур, устрашение населения как способ доказывания несостоятельности существующей власти в государстве противостоять насилию и др.

Подавляющая часть террористических акций исходит от организованных формирований, совершается в условиях серьезного финансирования и предварительной подготовки. Именно такие акции сопровождаются наиболее тяжкими последствиями.

Терроризм в начале XXI единодушно оценивается как одно из наиболее опасных явлений, угрожающих в условиях его связи с транснациональной организованной преступностью международной безопасности и требующих принятия самых энергичных мер для его пресечения и ликвидации.

Терроризму посвящаются многочисленные форумы, к борьбе с ним стремятся быть прикосновенными самые разные субъекты, независимо от их профессии и компетентности.

Между тем, успех реагирования на любое нежелательное явление определяется осведомленностью о нем: определением его содержания, границ, сущности; познанием его закономерностей, особенностей детерминации, причинности, чувствительности к различным принимавшимся мерам.

При всем многообразии научных и иных публикаций о терроризме, международно-правовых и государственно-правовых документов о борьбе с ним приходится констатировать отсутствие четкого единообразного понимания данного явления. В международно-правовых документах, законодательных актах государств и литературе он определяется пространно, не всегда однозначно и, в конечном счете, размыто. Такого рода определения допускают разные толкования.

Порой акты терроризма трудно разграничивать с хулиганскими действиями, грубо нарушающими общественный порядок, вандализмом, убийством, совершенным общеопасным способом, иными деяниями. Убийство государственного или общественного деятеля из-за мести за его конкретную государственную или иную политическую деятельность тоже с рассматриваемой точки зрения трудно оценить как проявление терроризма.

Возможно, речь идет о нарушениях закона в процессе такой деятельности, грубом попрании прав людей, в результате чего непосредственные жертвы субъективно не находят других средств прекратить произвол в отношении них. Другое дело - такая мотивация, как оказание воздействия на принятие органами власти решении, выгодных террористам.

Анализ можно продолжить, но общий вывод: в данном определении объединены одним термином разноплановые явления.

В одних правовых актах дается определение терроризма как сложного социального явления, в других практически указываются конкретные деяния, относимые к террористическим, в третьих сочетаются указанные два подхода.

Акции террористического характера могут быть самыми разнообразными, со временем они изменяются, модифицируются. В законе трудно заранее определить точно их круг.

При анализе международно-правовых документов, а также практики приходится встречаться с более широким кругом деяний террористического характера, чем это предусмотрено национальным законодательством, в частности, российским. Речь идет о незаконном захвате воздушных судов и других действиях, направленных против безопасности гражданской авиации, безопасности морского судоходства; незаконных актах, связанных с ядерными материалами; уничтожении и разнообразных формах унижения части населения. В том числе путем совершения изнасилования, калечения и обращения в состояние крайней нужды лиц некоренной или иной национальности, другого вероисповедания, а также в иных акциях.

С указанных позиций более продуктивно в законе, прежде всего, выделять терроризм на основе его общей отличительной характеристики и только потом давать перечень различных преступлений, подпадающих под такую характеристику. Характер, мотивация и обстоятельства совершения последних могут существенно отличаться у разных субъектов и в различных обстоятельствах.

Изложенное дает основание для всестороннего профессионального (а не политического или публицистического обсуждения исходного понятия - того, что же такое все-таки терроризм. Наиболее отчетливо суть терроризма, его отличительную черту от других высоко общественно опасных явлений, сформулировали сотрудники отечественных и зарубежных спецслужб, имеющие опыт непосредственного участия в антитеррористических операциях и, что называется, "перестрадавшие" ситуации терроризма.

Терроризм - это совершение общественно опасных деяний в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов ради принуждения третьей стороны к принятию требуемых террористами решений.

Здесь, во-первых, существенна констатация отсутствия конфликта между самими террористами и их непосредственными жертвами. Такие потерпевшие никогда не бывают, виноваты в соответствующем поведении террористов, они не характеризуются даже просто виктимным поведением.

Акция терроризма при указанном понимании не выступает звеном в цепи сложных взаимоотношений между виновными и их непосредственными жертвами. Если, например, говорить об убийстве и не виктимном поведении жертвы в конкретной ситуации лишения ее жизни, то при изучении взаимоотношений убийцы и жертвы в длительном временном интервале можно увидеть, что убийство стадо результатом противоправного и даже прямо преступного поведения убитого.

Тем не менее, при терроризме, как бы ни углублялось исследование в историю взаимоотношений террористов и их непосредственных жертв, нового оно не принесет: террористы, как правило, не бывают, знакомы с такими жертвами, и те ни в чем не бывают, виноваты перед террористами.

Ни в чем не повинные и не являющиеся участниками отношений террористов и "третьих лиц" граждане и организации, их права и интересы в данном случае выступают в качестве "заложников" принятия нужных террористам решений.

Изложенный подход дает нравственное основание применять самые энергичные средства для пресечения конкретных актов терроризма и освобождения невинных людей, защиты их жизни, здоровья, прав и законных интересов. Использование упомянутых средств в соответствии с общепринятым в праве подходом подлежит рассмотрению в координатах обстоятельств, исключающих преступность деяния, - спасения, безусловно, ни в чем не повинных жертв, избавления мирного населения от страха потери близких или иных потерь.

В то же время всегда необходимо при устранении непосредственной террористической угрозы, анализировать взаимоотношения террористов и третьей стороны, к которой ими предъявляются требования, с тем, чтобы выяснить мотивацию террористических акций, понять их причины, условия, выявить субъектов, виновных в создании ситуации терроризма и принять к ним адекватные правовые меры. Без этого не может быть эффективной борьбы с терроризмом.

Во взаимодействии террористов и "третьей стороны" нередко усматриваются порождающие преступное поведение моменты, в создании и обострении которых бывают в различной степени виноваты террористы и "третья сторона", либо даже преимущественно последняя. В частности, она может создавать невыносимые для жизнедеятельности определенных слоев населения условия, в которых такие слои, группы, их представители не видят иного выхода для обозначения и отстаивания своих прав и законных интересов. В том числе права на жизнь, тем более достойную.

Однако - и это важно признавать - посягательства на жизнь и иные криминальные деяния в отношении людей, не виноватых в поведении третьей стороны, - это всегда преступления, которые нельзя оправдывать.

Терроризм - один из самых подлых способов борьбы. Он заключается в использовании в качестве средств достижения цели наиболее опасные формы насилия.

Во-вторых, "третьей стороной" могут быть самые разные субъекты: международные институты, государства, политические партии, иные общественные объединения, население в целом государства или меньшей территории, различные государственные институты, политические или общественные деятели. Например, вполне подпадает под то понимание терроризма, которое изложено ранее, запугивание населения в целях обеспечения определенной модели его поведения путем применения показательного насилия к отдельным лицам.

В то же время от терроризма следует отличать такие факты применения насилия в рамках вооруженного или иного конфликта двух сторон, когда представители одной конфликтующей стороны причиняют вред представителям другой стороны, активно участвующим в конфликте. При терроризме жертвы никогда не участвуют в конфликте террористов и "третьей стороны", как правило, даже не ведают о таком конфликте.

В-третьих, субъектами выдвижения требования к третьей стороне преимущественно являются вовсе не исполнители конкретных преступлений террористического характера, а их организаторы. Исполнители могут вообще не знать о конкретизированных требованиях и нередко погибают при совершении взрывов или иных террористических акций. В крайнем случае, они лишь озвучивают соответствующие требования. Исключением, разумеются, являются редкие случаи совершения актов терроризма одиночками.

Организаторами террористический акций требования или формулируются при каждом террористическом акте, или выдвигаются в какой-то один момент, а серия террористических актов рассматривается как убедительное подтверждение соответствующих требований и угроз. В таких случаях просто объявляется, что "ответственность на себя берет" такой-то субъект (коллективный или индивидуальный).

Таким образом, важно с позиции обозначенного понимания отнести терроризм в законодательстве России к числу преступлений против мира и безопасности человечества со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями, включая неприменение сроков давности.

Это важно в условиях, когда терроризм принял международный характер и число жертв террористических акций бывают настолько велико, что практически не поддается точному учету. И это особенно важно в настоящее время, когда на рубеже веков терроризмом стала прикрываться фактически военная агрессия одних государств в отношении других при вуалировании истинных субъектов такой агрессии. Вина в таких случаях часто возлагается на различные общественные организации религиозного, иного экстремистского толка, хотя лидеры таких организаций готовятся спецслужбами различных государств и ими же контролируются. Необходимо разграничивать истинный терроризм и квазитерроризм, за которым скрываются другие самые опасные преступления против мира и безопасности человечества.

Следует согласиться с тем, что терроризм - это специфический метод управления поведением субъектов, к которым предъявляются требования. Это - особый способ насилия, используемый, как правило, при достижении масштабных целей организованными коллективными субъектами.

В то же время сам по себе терроризм - всего лишь метод, который бывает, подчинен достижению разных целей, порождается разнообразными мотивами. За методом важно видеть мотивацию, причины и другие обстоятельства его использования.

В современных условиях политическое руководство стран Европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются совершенствование правовой базы, изучение и использование опыта борьбы с проявлениями терроризма многих иностранных государств, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.

Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений.

Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его направления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества. Так, в Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма осуждаются как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практика терроризма, где бы и кем бы они не осуществлялись, в том числе те, которые ставят под угрозу дружественные отношения между государствами и народами и угрожают территориальной целостности и безопасности государств. В ней специально оговаривается обязанность государств воздерживаться от организации террористических актов на территориях других государств, подстрекательства к ним, пособничество им или участия в них, а также от попустительства или поощрения деятельности на своей территории, направленной на совершение таких актов.

Контуры приоритетов международного сотрудничества применительно к проблеме борьбы с терроризмом, которые сложились на сегодня, можно обозначить следующим образом.

Сама глобальная система противодействия терроризму должна базироваться на прочном фундаменте международного права при координирующей роли ООН с учетом полномочий и главной ответственности ее Совета Безопасности в области поддержания международного мира и безопасности.

Ключевая роль ООН в борьбе с терроризмом определяется многими факторами: самим положением ООН и ее авторитетом, известным наработанным опытом, в том числе и по проблеме борьбы с терроризмом. Нарастить эффективность борьбы с международным терроризмом возможно только при сохранении через систему ООН общей политической воли и единства подходов к проблеме всех государств мира.

Актуальнейшим вопросом остается определение терроризма в рамках подготовки всеобъемлющей конвенции ООН по борьбе с терроризмом и желательности принятия в пакете еще одной базовой антитеррористической конвенции - "специальной" - о предотвращении актов ядерного терроризма.

Успех дальнейшего международного сотрудничества по этой глобальной проблеме во многом зависит от сохранения единства антитеррористической коалиции. Она сложилась на неформальной основе. Это очень подвижное образование, в чем заключается одновременно и ее достоинство, и недостаток. Сейчас нам важно оглянуться назад, оценить пройденное и закрепить достигнутые результаты формально. Именно это поможет избежать раскола в рядах коалиции, не допустить искажения изначальных базовых принципов, на которых была сформирована коалиция, произвольного навешивания ярлыков на суверенные государства, расширения рамок антитеррористических действий без мандата ООН.

Вторым по значимости международным форумом в данном контексте по праву считается "восьмерка". И речь, скорее, идет не только и не столько о рабочих структурах "восьмерки", сколько о политической важности поддержания и укрепления единства подходов всех стран - участниц этого форума, для того чтобы через механизм "восьмерки" стимулировать международное сотрудничество, его глобальные антитеррористические усилия. Совместное заявление глав государств и правительств "восьмерки" по проблемам борьбы с терроризмом от 19 сентября 2001 года сыграло уникальную положительную роль в создании нынешнего универсального международного антитеррористического формата.

Важнейшую роль в обеспечении стратегии борьбы с международным терроризмом может сыграть НАТО. Но не в качестве только ударной, военной силы, а, скорее, также формата с учетом обновляемой в настоящее время стратегии Североатлантического альянса, с вероятным созданием так называемых "специализированных антитеррористических возможностей" альянса.

В рамках Европейского союза и Совета Европы могут эффективно решаться многие вопросы: совершенствование правоохранительной системы, правосудия, миграционной политики и практики, создание единой погранслужбы, защита прав человека и в целом влияние на сам характер борьбы с терроризмом благодаря их в том числе нормотворческой деятельности, унификация законодательства. Активно действует на антитеррористическом поле ОБСЕ, особенно в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности.

Наращивается антитеррористическая составляющая в рамках СНГ, ШОС, других региональных структур международного сотрудничества. Наконец, детальное сотрудничество нарабатывается в рамках двусторонних отношений, где диапазон практически не ограничен: от вопросов вклада гражданского общества в общее дело борьбы с терроризмом до специфических вопросов сотрудничества правоохранительных органов и спецслужб.

Укреплять иммунитет от заразы экстремизма важно с раннего возраста. К примеру, если бы в рамках ЮНЕСКО была разработана унифицированная учебная программа для школ, вузов, других образовательных учреждений, посвященная угрозе терроризма и борьбе с этим вызовом, она могла бы стать своеобразной интеллектуальной антитеррористической "вакциной" для будущих поколений от опасной идеологии терроризма и насилия.

В последнее время международное право, регулирующее сотрудничество в борьбе с терроризмом, развивается необычайно бурно. Практически во всех регионах создана своя международно-правовая база контртерроризма.

Прорывным - иначе не назовешь решение ГА ООН, принявшей 13 апреля 2005 года без голосования Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, инициированную Россией. Эта первая антитеррористическая конвенция, разработанная международным сообществом на упреждение, то есть до совершения терактов с использованием ядерного материала и других радиоактивных веществ. И вообще, это первый универсальный договор, направленный на предотвращение терактов массового поражения.

Если говорить о содержательной характеристике конвенции, то она в первую очередь нацелена на то, чтобы:

· Подвести правовую базу под эффективное противодействие актам ядерного терроризма, включая их пересечение и ликвидацию последствий;

· Обеспечить антитеррористическую защиту как мирного, так и военного атома, пресечь теракты с использованием самодельных ядерных устройств;

· Обеспечить неотвратимость ответственности лиц, виновных в совершении актов ядерного терроризма.

Важную роль в борьбе с терроризмом играют СМИ. Первый московский международный антитеррористический медиафорум в 2004 году провозгласил в качестве своей основной задачи объединение усилий гражданского общества, СМИ в борьбе с терроризмом, наркоугрозой. В принятой на форуме резолюции зафиксирована в качестве императивы необходимость для журналистского сообщества "в своей профессиональной деятельности исходить из принципов гражданственности, сбережения общечеловеческих ценностей, попираемых теми, кто хотел бы разжигания ненависти и страха". Объявлено также о создании Международного общественно-координационного совета по противодействию терроризму и наркоугрозе.

На состоявшейся в ноябре 2004 года а Израиле международной конференции "Журналисты против террора" представители СМИ 28 стран, в том числе и России, обсуждали проблему террора и ее освещение в средствах массовой информации. Они решительно осудили террор как одну из самых страшных угроз человечеству и, признав высокую меру ответственности журналистов, констатировали, что в современных условиях необходимо сформулировать и принять принципиально новую антитеррористическую хартию журналистов. Было предложено создать постоянно действующую комиссию по антитеррору, которая объединила бы все международные организации журналистов, а также юристов и представителей НПО.

Мировое сообщество в целом и каждое государство в отдельности должны предпринимать, прежде всего, политические (экономические, социальные) усилия по предотвращению условий для возникновения терроризма, по ненасильственному разрешению межэтнических, межконфессиональных, социальных конфликтов.

Наиболее последовательным в жестком противостоянии террористам является Израиль. У него есть легендарные успехи в этой борьбе, как например, уничтожение всех тех, кто был причастен к террористической вылазке против израильских спортсменов в Мюнхене в 1972 году, или освобождение в африканском аэропорту авиапассажиров, захваченных в качестве заложников. Но Израиль не справился с терроризмом. Теперь он строит стену безопасности, что было осуждено и ООН, и ЕС, и объявил о введении 17 поселений с палестинской территории сектора Газа.

Правительства зарубежных стран ведут борьбу с террористической угрозой в двух основных направлениях. Во-первых, осуществляя специальные и военно-технические мероприятия, направленные на снижение эффективности террористической деятельности. Во-вторых, проводя идеологические и социально-психологические мероприятия, направленные на то, чтобы заручиться поддержкой большинства своих граждан в борьбе с террористами, изолировав их от населения. Вместе с тем успешное проведение подобной политики было бы невозможным без объединения усилий и координации действий всех компетентных организаций, вовлеченных в противостояние с террористической активностью. Государства стремятся жестко и последовательно противоборствовать террористическим проявлениям, как на национальном, так и на международном уровне, что находит свое отражение в действующих на территории законах. В целом ряде нормативных актов прослеживается твердая позиция законодательных и исполнительных органов власти по отношению, как к отдельным террористам, так и к экстремистским организациям, прибегающим к насилию. Такой бескомпромиссный подход, в частности со стороны США, Франции и ряда других государств, к решению существующей проблемы международного терроризма мотивируется тем, что проявление малейших уступок способствует быстрому росту активности других террористических групп, вызывает активизацию их деятельности и ужесточение выдвигаемых требований. Во всех ведущих странах Запада государство жестко контролирует основные мероприятия по борьбе с терроризмом и пресекает любые попытки пропаганды террористической деятельности. В последние годы борьба с терроризмом обрела широкие масштабы, соответствующие реальности его угрозы. В силу этого правоохранительные силы и спецслужбы этих стран, оперативно реагируя на изменения в тактике деятельности террористических групп и экстремистских организаций, активно разрабатывают новые формы и методы борьбы с террористической опасностью. Так, во многих западноевропейских странах и США были разработаны методы распознавания террористов, обнаружения заложенных ими бомб и скрываемых ими различных видов оружия, получения информации о террористах, необходимой для полиции, органов безопасности и т.п. Тем не менее, по признанию специалистов по антитеррористической деятельности, на современном этапе борьба с этим явлением, принявшим глобальные масштабы, по-прежнему остается недостаточно эффективной. Предпринимаемые правительствами разных стран меры по борьбе с терроризмом также носят разносторонний характер, диктуемый различными формами и методами выполнения террористических актов. Государства заключают соглашения о выдаче захваченных или сдавшихся им террористов, об отказе в приеме угнанных транспортных средств, и прежде всего самолетов, создают специальные подразделения для борьбы с террористами и охраны правительственных и посольских зданий, государственных деятелей и иностранных граждан, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, от террористических актов или их последствий. Научно-техническая мысль также вносит заметный вклад в борьбу с терроризмом, изобретая различные технические средства борьбы с террористами.

В настоящий момент мировое сообщество осознало, что необходимо активизировать борьбу с терроризмом. В борьбе с ним нужно применять самые жесткие и решительные меры. Проблема политического терроризма является, на мой взгляд, самой острой проблемой человечества. Все меры, направленные на борьбу с терроризмом условно можно разделить на силовые и правовые, внешние и внутренние. Основное большинство стран предпочитает бороться с терроризмом исключительно силовыми методами. Если учесть, что борьба с терроризмом продолжается в течение 30 лет, то можно сделать вывод об их малой эффективности. Силовыми методами борются не с терроризмом, а с его проявлениями. Нужно помнить, что терроризм - это всегда реакция общества на определённые события.

Чисто правовыми методами решить эту проблему в обозримом будущем тоже не представляется возможным. Первой попыткой победить международный терроризм стало принятие в 1937 году Лигой Наций Конвенции о предотвращении терроризма и наказании за террористические деяния. В настоящее время разработан и действует ряд международных документов, регламентирующих сотрудничество в области борьбы с терроризмом: итоговые документы совещаний ОБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Париже; Региональная конвенция Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) о пресечении терроризма 1987 года; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2000 г. и т.д.

Идеология указанных документов основана на всемерном осуждении как преступных и не имеющих оправдания всех актов, методов и практики терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись. Создавая договорно-правовую базу международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, специалисты стремятся деполитизировать понимание современного терроризма, указать на его наднациональный статус, опасность для всего человечества, как можно более расширив сферу применения антитеррористического законодательства. По сути дела, сегодня в международном праве в области борьбы с терроризмом констатируется принцип, согласно которому квалифицируемые как акты терроризма преступные деяния ни при каких обстоятельствах не должны быть оправданы по соображениям религиозного, политического, идеологического, расового, этнического или иного аналогичного характера.

При этом в ряде регионов созданы специальные органы, обеспечивающие взаимодействие государств-участников региональных соглашений. Например, в Совете Европы - Европейский комитет по проблемам преступности и Комитет Министров СЕ, в Лиге Арабских государств - Арабская организация социальной защиты от преступности и Совет министров внутренних дел арабских государств.

Внутренними называются меры, направленные на предупреждение терактов. Как раз они являются наиболее эффективными. Теракт проще предупредить, чем затем бороться с его последствиями. Предугадать, где будет нанесен следующий удар практически невозможно. Поэтому получить своевременную информацию о готовящемся теракте спецслужбам достаточно тяжело. Утечка информации у террористов происходит крайне редко, а с предателями они обходятся особенно жестоко.(Хотя некоторое время назад, в СМИ проходила информация о том, что спецслужбы США (а именно ФБР) знали о готовящихся 11 сентября терактах, но не смоги или не успели ничего предпринять).

Внешние меры по борьбе с терроризмом включают в себя, во-первых, принятие специальных антитеррористических законов, взаимодействие государств, борющихся с терроризмом. Во-вторых, оказание экономического давления на страны, оказывающие поддержку международному терроризму (к таковым относят Сирию, Ливию, Иорданию, Ирак, Ливан, Кубу, Судан и Афганистан).

Наиболее эффективным является синтез правовых и силовых мер. В отношении террористических группировок необходимо применять жесткие силовые методы, вплоть до физического уничтожения террористов. Нельзя забывать и о важности регулирования правового законодательства.

Как показывает опыт наиболее опытной в борьбе с террором страны Израиль, для эффективной борьбы с терроризмом необходимо объединение усилий всех силовых структур и специальных подразделений. Так в Израиле борьбу с терроризмом возглавляет оперативный штаб, в который включены представители армии и спецслужб, в том числе службы внешней разведки "Моссад". Задача штаба - объединять и координировать все действия, включая проведение специальных операций за пределами страны. При этом главное внимание уделяется разведке с целью упреждения терактов. Ее ведением занимаются наиболее мобильные и хорошо обученные спецподразделения, ориентированные на выполнение заданий особой сложности.

Чаще всего личный состав израильских спецслужб ведет предупредительную борьбу с терроризмом. Он как бы "растворяется" среди еврейского и арабского населения и приступает к выполнению заданий, связанных обычно с выявлением и тайным уничтожением террористических групп или отдельных фанатиков (часто нарушая и международные законы). Большое внимание израильское руководство уделяет вопросам прекращения финансовых поступлений из-за рубежа для -палестинских и ливанских террористов и оказания международного воздействия на Сирию, Иран, Ливию, Судан, которые подозреваются в этом.

Основным российским нормативным актом в области борьбы с терроризмом является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", который устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

В ст.3 данного закона дается понятие терроризма. По мнению российского законодателя «терроризм это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"- Правовая система «Гарант» on-line версия- www.garant.ru. А под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

  • · предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
  • · выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
  • · минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Помимо вышеназванного нормативного правового акта в России принято ряд документов, направленных на борьбу с терроризмом в правовом поле. Например, ФЗ РФ от 20 апреля 2006 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма", ФЗ РФ от 28 декабря 2004 г. N 176-ФЗ "О ратификации Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом", ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и.т.д.

Кроме того, в России терроризм рассматривается как самостоятельное уголовно-наказуемое деяние. В Уголовном Кодексе РФ представлены статьи, предусматривающие наказание за терроризм (ст.205), захват заложника (ст. 206), организация незаконных вооруженных формирований и участие в них (ст. 208). На мой взгляд, наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом за эти преступления, крайне мягки. Необходимо установить максимально возможные сроки за подобные преступления.

Глобальный характер деятельности террористических структур предполагает, что вести успешную борьбу с ними можно только при условии тесной координации действий всех заинтересованных в этом государств, учете ими опыта друг друга. В какой-то мере, это учитывается в деятельности силовых структур России. В то же время, многие грани зарубежного опыта, не связанные непосредственно с совершенствованием межведомственного взаимодействия в борьбе с терроризмом, структурными реформами силовых ведомств, подготовкой кадров, перевооружением и т.д. остаются еще недостаточно изученными.

Это относится к опыту налаживания взаимодействия между силовыми государственными структурами, обществом и бизнесом в борьбе с терроризмом. Наиболее большой опыт здесь накоплен в США. В этой стране, например, частные корпорации и охранные агентства участвуют совместно с государственными ведомствами в программах по защите компьютерных сетей, обеспечению честности бизнеса, что должно затруднить "отмывание" денег террористическим структурам. В США действует также ряд программ, обеспечивающих вовлечение рядовых граждан в борьбу с терроризмом и обеспечение общественного порядка.

В странах Западной Европы накоплен опыт по интеграции проживающих в стране выходцев из стран "Юга" в соответствующие общества. Легальные иммигранты получают помощь в изучении языка страны пребывания, ее традиций и обычаев, им предоставляется возможность получения мер социальной защиты. Действуют программы поддержки так называемых "зон упадка", районов, где по разным причинам высок уровень безработицы и социальной напряженности. Это позволяет, в какой-то мере, обеспечить лояльность выходцев из исламских стран государству пребывания. Этой же цели служит политика борьбы с проявлениями расовой и религиозной нетерпимости, ксенофобии по отношению к иммигрантам из стран "Юга", которые могут только усилить влияние на них радикальных, оправдывающих терроризм идеологий.

Разумеется, при обращении к зарубежному опыту необходимо учитывать специфику России, которая исключает возможность его механического копирования. Помимо этого события, происходившие во Франции в недалеком прошлом показывают, что причины терроризма не искоренить одними только социальными программами. Нам необходимо учитывать печальный опыт этого государства. Что касается России, то, во-первых, степень доверия между властью, бизнесом и обществом намного ниже, чем в США и западноевропейских странах. Во-вторых, ограниченность материальных ресурсов России не позволяет ей проводить столь же активную социальную политику, как в странах Евросоюза, а также затрудняет ей приобретение технологического преимущества над террористами. В-третьих, Россия имеет практически открытые, незащищенные границы по южному периметру, а также сталкивается с проблемами коррумпированности местных чиновников, что облегчает проникновение и легализацию мигрантов, в том числе и террористов, на ее территорию. В-четвертых, на территории России находится очаг напряженности - республики Кавказского региона. В-пятых, любые антитеррористические жесткие меры, предпринимаемые Россией, с большой степенью подозрительности воспринимаются странами Запада, которые видят в них симптомы возвращения страны к авторитарному режиму.

Таким образом, к сожалению, приходится констатировать факт, что борьба с терроризмом будет являться вечной, поскольку терроризм неискореним, так как является частью извечного и неумирающего спутника человечества - преступности. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы. Также невозможно представить, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.

Тем не менее, цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться этому злу и вовремя выявлять террористическую угрозу.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: