Ортодоксальные взгляды. Ортодоксальный психоанализ и эго-психология. Ортодоксальное направление в христианстве

ортодоксальная, ортодоксальное; ортодоксален, ортодоксальна, ортодоксально (от греч. orthodoksos - правоверный) (книжн.). Последовательный, строго придерживающийся правильного учения. Ортодоксальные взгляды. марксизм.


Смотреть значение Ортодоксальный в других словарях

Ортодоксальный Прил. — 1. Последовательно и неуклонно придерживающийся основ какого-л. учения, мировоззрения, каких-л. взглядов.
Толковый словарь Ефремовой

Ортодокс, Ортодоксальный — (Буквально: правоверный) неуклонно следующий определенному учению (доктрине, системе взглядов); строго придерживающийся этого учения в его первоначальном или общепринятом виде.
Политический словарь

Ортодоксальный — -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. [от греч. orthodoxos - правоверный] Книжн. Последовательный, неуклонно придерживающийся основ какого-л. учения, мировоззрения. О-ое направление в науке.........
Толковый словарь Кузнецова

Ортодоксальный — Это слово, заимствованное из французского, имеет в русском языке параллельную кальку – православный. Во французском orthodoxal восходит к греческому orthodoxos – "имеющий правильное........
Этимологический словарь Крылова

Сон Ортодоксальный — см. Сон медленный.
Большой медицинский словарь

Ортодоксальный — - правоверный - неуклонно следующий определенному учению, направлению, системе взглядов, идеологии; строго придерживающийся какого-либо учения в его первоначальном или общепринятом виде.
Исторический словарь

Ортодоксальный Марксизм — Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: "Социализм и политическая борьба", "Очерки по истории материализма" , "Основные вопросы марксизма" , "Искусство........
Социологический словарь

Ортодоксальный Марксизм (развитие) В Социологии — Развитием идей Плеханова занимался В.И.Ленин.
Социологический словарь

Ортодоксальный психоанализ и эго-психология — оба направления относятся к глубинной , предмет которой — внутрипсихическая динамика.

Ортодоксальный психоанализ

Зигмунд Фрейд Ортодоксальный психоанализ — исторически первая психологическая концепция, положившая начало развитию глубинной психологии. Основателем глубинной психологии по праву считается Зигмунд Фрейд.

Ортодоксальным психоанализом в настоящее время называются теории, которые разрабатывал сам Зигмунд Фрейд . Одно из наиболее широко применяемых в психологической практике наследий ортодоксального психоанализа — представление Зигмунда Фрейда о структуре личности, заключащееся в том, что личность человека состоит из трех частей: Ид, Эго и Супер-эго .

Кратко охарактезиуем эти части личности.

  • Ид — архаическое, «темное» начало личности, состоящее из инстинктивных, биологических импульсов. Ид не подчиняется никаким правилам поведения; в структуре личности является носителем энергии. Энергия заключена в первичных потребностях (связанных с приемом пищи, реализацией сексуальных влечений). Ид (и человек, находящийся во власти Ид) живет тем, что получает удовольствие через разрядку психического напряжения. Например, чувство голода создает напряжение в психической системе личности, а поглощение пищи способствует разрядке этого напряжения и, как следствие, получению удовольствия. При этом Ид не способно отличить реальность от своих фантазий, и это создает определенную сложность для выживания человека: чтобы насытиться, нужно найти и употребить реальную пищу, одними фантазиями голод не удовлетворишь. Ид — подструктура врожденная (все мы рождаемся с потребностями в еде, сне, сексуальном удовлетворении и т.п.).
  • Эго — подструктура личности, отвечающая за принятие решений и соотнесение своих желаний, источником которых является Ид, с реальным миром. Эго, в отличие от ИД, не врожденная структура; Эго формируется в процессе онтогенеза по мере того, как личность научается отделять Я от не-Я, себя от окружающего мира. На службе у Эго находятся когнитивные процессы: восприятие, память, мышление, внимание. Энергию на них Эго черпает в Ид, а использует для того, чтобы удовлетворять импульсы Ид. Например, если мы хотим есть, это дает нам силы (в психологии это называется мотивацией) на то, чтобы отправиться на поиски подходящей еды (не иллюзорной и не опасной для здоровья). Конечная же цель наших поисков — удовлетворение потребности в пище. С помощью Эго мы научаемся ориентироваться в окружающем нас мире, искать и выбирать из него пригодное для себя и отбрасывать ненужное.
  • Супер-эго — подструктура личности, координирующая наши действия с точки зрения морали и нравственности, с точки зрения оценок «хорошо» и «плохо». Самая поздняя из трех подструктур личности. Согласно Зигмунду Фрейду, Супер-эго состоит из совести и Эго-идеала. Совесть формируется как следствие порицаний наших неблаговидных поступков, а Эго-идеал — результат похвалы, положительных оценок нашей личности. Говоря простым языком, совесть диктует нам, как «не надо» поступать, а Эго-идеал — как «надо» и к чему нужно стремиться в своем поведении.

Ортодоксальный психоанализ сосредоточен на исследовании Ид . Зигмунд Фрейд считал, что все поведение личности диктуается Ид. Все психические патологии личности связаны с неправильным удовлетворением импульсов Ид (либо в сторону дефицита, либо, наоборот, в сторону пресыщения). Как следствие, ортодоксальная психоаналитическая психотерапия направлена на то, чтобы обнаружить самые архаические и темные импульсы в личности и подходящими способами их удовлетворить, если такие способы существуют.

Эго-психология

Эго-психология в истории развития психологии появилась позже, на основе трудов З. Фрейда, в процессе критики основных положений его теории. Эго-психология, как было отмечено в начале, — это тоже часть глубинной психологии, интересующейся внутрипсихической динамикой.

Яркий представитель эго-психологии — Эрик Эриксон , автор теории психосоциального развития личности (в противовес психосексуальной теории З. Фрейда).

Критика ортодоксального психоанализа в числе прочего заключалась и в том, что предлагаемый З. Фрейдом акцент на Ид заводит психотерапию в тупик. Ид — структура костная, врожденная, плохо поддающаяся контролю личности, не подверженная даже своим собственным изменениям. Реализовывать личностное развитие, делая ориентиром Ид, невозможно .

Неудивительно, что Эрик Эриксон — видный представитель психологии развития — одним из первых отказался от идеи делать акцент в личности на подструктуре Ид, и сделал его на Эго. Отсюда и название новой ветки глубинной психологии — эго-психология.

Основным интересом эго-психологии является Эго, или Я, человека. Идеи личностного развития, социально-психологической адаптации, личностной зрелости можно реализовывать лишь в развитии такой подструктуры личности, как Эго.

Развивая Эго, мы развиваем личность :

  • Совершенствовать память, внимание, мышление;
  • учиться делать выбор, принимать решения, нести за них ответственность;
  • ставить себе цели, искать способы их достижения;
  • реализовывать сложную работу по согласованию импульсов Ид и требований Супер-эго.

Все перечисленное — это задачи Эго, ресурс для развития Эго.

Становление зрелой личности возможно только через развитие Эго, через усиление как самого Эго, так и его связей с другими личностными подструктурами.


Одним из передовых ученых современности является британский биолог Р.Шелдрейк, который своими работами в области морфогенетических полей внес существенный вклад в формирование новой научной парадигмы. Он справедливо считает, что представление современной механистической науки о том, что мы действительно знаем все главные силы и поля, которые действуют в мире, является по​разительно самонадеянным.

Кроме того, это представление невозможно проверить и поэтому, согласно критерию Карла Поппера, оно ненаучно уже по своей сути. Как по​лагают механицисты, если что-либо еще не объяснено, то ответ может быть найден, после того как будет получено немного больше знания, проведено немного больше исследований в этих направлениях. Это основано на утверждении, что будущее разрешит все проблемы, но такое утверждение опять же не проверяемо и, следовательно, не является научным.

Получается, что представители ортодоксальной науки сами далеко не всегда пользуются научными методами для доказательства собственных утверждений, выдаваемых за научные представления, т.е. нам предлагается лишь слепая вера в истинность этих утверждений без возможности проверки этой истинности. Таким образом, многие представления о реальности, лежащие в основе существующей научной парадигмы, основываются на слепой вере, а не на реальном знании и в лучшем случае имеют статус гипотез.

Вот, что об этом пишет сам Р.Шелдрейк: "Неправедная вера самонадеянна, самодовольна, догматична и нетерпима. Такова же скверная наука. Но в отличие от религиозных фундаменталистов научные фундаменталисты не понимают, что их мнения основываются на вере. Они считают, что им известна истина. Они убеждены, что наука уже решила фундаментальные вопросы бытия. Над деталями еще необходимо поработать, но в принципе все ответы уже известны...

Наука в ее наилучшем качестве - это непредвзятый метод исследования, а не система верований и убеждений. Но "научное мировоззрение" , основанное на материалистической философии, невероятно престижно, ибо наука за последнее время добилась больших успехов и пользуется повсеместно большим спросом.

Эти материалистические убеждения часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, но не потому, что они их критически осмыслили а потому что они этого не сделали. Отступиться от них - это ересь, а ересь пагубна для карьеры".

Вот какие научные убеждения ортодоксальная наука, по мнению Д.Чопры предлагает нам слепо принять на веру:

Убеждение, что Вселенная - это механизм, функционирующие части которого можно объяснить и описать с помощью схем и графиков. Как только это удастся, мы получим Теорию Всеобщества.

Человеческое тело - тоже механизм, и наука однажды постигнет все его аспекты вплоть до молекулярного уровня. Как только она этого добьется, болезни будут искоренены. Кроме того, все ментальные заболевания и расстройства будут лечиться с помощью лекарств.

Природа бездумна, она продукт случайной деятельности на физическом уровне. Наука однажды убедит нас отказаться от веры в то, что у жизни есть какая-то другая внутренняя цель помимо выживания.

Вездесущая в процессе эволюции борьба за источники пищи и брачного партнера объясняет, как сформировалось человеческое поведение. Современное поведение - прямой результат дарвиновской эволюции. Нашу судьбу определяют наши гены.

Сознание можно свести к физическим процессам мозга. Поскольку эти процессы подчиняются неизменым законам химии и физики, наша жизнь предопределена. Свободная воля практически не играет роли, а если играет, то весьма незначительную.

Повторяю, ни одна из этих псевдонаучных догм не является истиной, доказанной научными методами.
Получается, что современная наука, зациленная на материлистическом мировоззрении, как и религия становится системой убеждений т.е по сути - псевдонаукой. Именно поэтому вернуть науке ее научность сможет только формирующаяся новая парадигма, основаная на более широком и недогматичном взгляде на окружающую реальность и методы ее познания.

Ортодоксальный (греч. orthodoksos – правоверный) – человек, который свято чтит и придерживается основ, обрядов, неукоснительно следует заповедям своей религии, которая, по его мнению, единственная верная. Таково самое распространенное значение и толкование слова «ортодоксальный» . Однако, это слово касается не только религии. Им (словом) можно также назвать любого человека, который живет строго по своему мировоззрению, делает лишь то, что не противоречит его принципам.

Ортодоксальность – безусловное следование какому-нибудь учению, твердая последовательность во взглядах. Противоположность ортодоксии - иноверие и ереси. Основой же ортодоксальных учения являются догматы.

Ортодоксальный. Религиозное значение слова

Ортодоксальное христианство

Христианство делится на несколько направлений, одним из которого является православие. Православная вера значительно отличается от других видов даже христианских вероучений таких, как католицизм и протестантизм. Многие частенько называют ее радикальной. Слово «Православный» – одно из переводов слова «ортодоксальный». Одно такое название наводит мысли об ортодоксальности такого течения. Также это течение является самым строгим из христианства в целом.

Службы в православных храмах, совершаются стоя, а иногда и на коленях, в отличии от протестантства и католицизма.

Православная вера богата так же на посты и послушания, как никакое другое течение. Однако, далеко не все православные их соблюдают. Чего не скажешь об остальных представителях христианского вероучения.

Ортодоксальный иудаизм

Это течение, как думают сами приверженцы, позволяет жить и гармонировать со своей совестью и разумом. Для иудеев человек ортодоксальный - это тот, который твердо убежден в своей вере, и частенько выставляющий свои убеждения для всеобщего обозрения. Хоть зачастую это вызывает различного рода неудобства в современном обществе.

Именно поэтому и появился ортодоксальный модернизм , который гласит, что для того, чтобы придерживаться этих правил совсем необязательно отрываться от цивилизованного общества. Благодаря тому, что понятия тоже становятся современнее сообщества такого рода привлекают все новую и новую молодежь, что крайне важно не только для любой религии, но и для каждого философского течения, каждого клуба, если хотите.

Иудеи-ортодоксы выделяются не только своим поведением, но и ношением другой одежды, разного рода символов. Это видно сплошь и рядом у большинства религий, особенно у последователей ислама. Но этого ни в коем случае нельзя сказать об ортодоксальном модернизме.

Ортодоксальные школы востока

Ортодоксальность в таких странах, как Индия и Китай – обычное дело. Для этих стран характерно большое количество школ не только религиозного течения, но также основанных на простой логике и научных фактах. Большинство из них существуют на пересечении этих понятий. Отметим самые многочисленные и популярные школы в Индии: Ньяю (учение, где логика граничит с буддизмом), широко распространившаяся во всём мире Йога, Санкхью (числовая ортодоксальная философия), и Пурва-мимансу и т. д.

Существует бесчисленное множество ортодоксальных направлений . Некоторым присущ религиозный характер, некоторым – философский, а порой встречаются и то, и другое «в одном флаконе. В основном ортодоксальность характерна для восточных течений, впрочем, встречаются и на западе.

Итак, ортодоксальный… Значение и толкование этого слова может быть различным, но есть то, что их несомненно объединяет – ВЕРА. Неважно во что… То ли в Бога, то ли во что-то сверхъестественное, то ли вера в свои убеждения, принципы, поступки.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Понятие «ортодоксальный» неоднозначно: один увидит в нем отрицательное личностное качество, а другой – комплимент.

Оно часто ассоциируется с религией (ортодокс), но такое понимание тоже однобоко. Поэтому стоит разобраться, что на самом деле скрывается за этим словом.

Ортодоксальный - это какой?

Это слово имеет французское происхождение, на языке Гюго звучит как orthodoxal. Исторически оно восходит к греческому: ὀρθοδοξία означает «правильное учение», «правоверие », «ὀρθός» переводится как «прямой», «правильный».

В общем понимании ортодоксальный – это неуклонно и последовательно придерживающийся , доктрины, преданно следующий своему миропониманию.

Дополнить смысл этого слова помогут синонимы, предлагаемые толковым словарем:

  1. традиционный;
  2. последовательный;
  3. устаревший;
  4. косный;
  5. проверенный;
  6. правоверный.

Человека, придерживающихся ортодоксальных идей, называют ортодоксом .

Здесь у многих всплывает в сознании образ мужчины-еврея специфической внешности, и на то есть объяснение.

Слово «ортодокс» вошло в обиход в конце XVIII века: так просвещенные евреи в Германии называли тех, кто противился изменениям в религиозной и общественной жизни. Из их уст оно звучало с оттенком презрения.

Те времена канули в лету: в словаре русского языка под редакцией Ушакова нет даже намека на мужчину в черной одежде, признающего лишь кошерную еду и не работающего в субботу, в привязке к этому слову.

В современном понимании, ортодокс – это тот , кто скрупулезно придерживается точки зрения, принятой за единственно правильную. Иначе говоря, у него ортодоксальные взгляды.

Встречаются и более интересные случаи употребления слова «ортодокс». Например, его можно услышать… в аптеке!

Это искаженный вариант слова «Apтpoдeкc» – названия популярной мази для лечения суставов.

Ортодоксальность (ортодоксия) в религии

Это понятие очень часто употребляют в религиозном контексте, хотя это не совсем точно отражает смысл. Здесь оно работает в связке с термином «ортодоксия». Так обозначают консервативный тип религиозного мышления, где скрупулезно следуют вере в базовом варианте в противовес любым .

В широком смысле ортодоксия – это позиция , преподносимая как на 100 % соответствующая первоначальному и буквальному пониманию того или иного учения.

Религиозная ортодоксальность ассоциируется прежде всего с иудаизмом. Это связано с появлением в начале 19-го века нового, реформированного направления в этом учении. С легкой руки ее сторонников иудаизм в прежнем виде, каким он существовал тысячелетиями, стали называть ортодоксальным.

Ортодоксальные иудеи выделяются поведенческими особенностями (ограничениями в пищевых пристрастиях, чтением Торы), одеждой, ношением специфических символов.

Сегодня активно развивается новое направление — ортодоксальный модернизм, или современная ортодоксия. Оно сохраняет прежние принципы, интегрируя их с современным миром и его культурой.

Вопреки сложившемуся стереотипу, не иудаизм, а православная вера отличается особой . В переводе на многие языки «ортодоксальный» звучит в том числе и как «православный» (правоверный).

Это направление отличается строгостью в плане обрядов и правил. Во время православных богослужений прихожане стоят (порой даже на коленях). Эта вера связана с длительными строгими постами и послушаниями.

Большинство самых известных религий имеют ортодоксальное «ядро» — классическую версию, и «периферийные», обновленные варианты.

Философские школы ортодоксов

В странах Востока все обстоит иначе: здесь это понятие не значит неактуально, оторвано от жизни, косно, а наоборот. Ортодоксальное «крыло» сохраняется в китайском конфуцианстве, оно называется «Школа канона древних знаков». Его последователи отстаивают незыблемость авторитета Конфуция, его учеников, непреложность их заветов.

Известны на весь мир и индийские ортодоксальные системы, опирающиеся на ведические каноны: Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога, Вайшешика.

Такая тенденция свойственна и западным учениям, яркий пример – ортодоксальный марксизм. По мнению многих историков и политологов, социалистическая идеология XX века, называемая марксизмом-ленинизмом, по сути, и есть то самое направление.

Ортодоксальный психоанализ: наследие великого Фрейда

В психологии встречается и такое понятие. Так иначе называют фрейдизм – направление, начало которому положил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Здесь подразумевается учение в том виде, в каком оно было создано в начале XX века, классический, первоначальный вариант.

В центре учения Фрейда мысль о том, что главная движущая сила развития личности – это инстинктивные влечения. Из-за запретов и ограничений они переходят в область бессознательного.

Ортодоксальный психоанализ стоит на «трех китах »:

  1. Оно – влечения, требующие удовлетворения, иначе говоря, бессознательное.
  2. Сверх-я – «цензор», формирующий ограничения личности (родительские запреты, самоконтроль т.д.).
  3. Я – «примиритель» между желаемым и допустимым, вырабатывающий защитные механизмы. В широком смысле – , его разумное начало.

В ортодоксальном психоанализе это враждебные друг другу начала.

Неофрейдисты принимают схему Оно – Сверх-Я – Я, но видят их взаимоотношения не так радикально, допуская возможность сотрудничества и гармонии.

Ортодоксальный – это плохо или хорошо?

Подсознательно это понятие несет в себе некую негативную окраску. У среднестатистического человека любые ограничения вызывают отторжение (это тенденции современного мировосприятия), а здесь еще добавляется отсутствие гибкости, невозможность адаптироваться к постоянной смене жизненных обстоятельств.

Тот, кто мыслит ортодоксально , часто видится как принципиальный оппонент всякого развития. Он пользуется постоянным набором стратегий, многие из которых устарели (от них явно попахивает нафталином!), однако не позволяет себе покинуть границы единственного, с его точки зрения, правильного, должного.

Косность мышления - это признак наступающего слабоумия

Впрочем, не следует однозначно воспринимать ортодоксальность как нечто негативное, абсолютно невостребованное в современной жизни. Есть сферы, в которых приверженность установившимся канонам очень важна (например, юриспруденция, ).

Много споров в этом контексте вызывает ортодоксальная медицина . Так обозначают традиционную медицинскую науку сторонники альтернативной, или натуропатической медицины (), вкладывая в это обозначение негативный смысл.

По их мнению, официальная медицина «делит на кусочки» человеческий организм между разными врачебными специальностями, не уделяя внимание целостной картине, а это основная причина неизлечимости некоторых недугов.

Несмотря на репутацию «окаменелости» и отсталости, ортодоксальность — это не воплощение негатива. В разной степени она свойственна всем людям , по сути, это стержень, относительно которого человек совершенствуется. Главное – чтобы приверженность базовым ценностям не становилась тормозом на пути прогресса и .

В современном обществе полным-полно ортодоксальности в том или ином виде, и не всегда это связано с религией. Она несет стабилизирующее начало , помогает сохранять всеобщий порядок. Перебор с ней так же нежелателен, как и ее полное отсутствие. Все хорошо в меру!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое азимут и как его определить Что такое волюнтаризм
Договор цессии - что это простыми словами Что такое приоритеты, как их правильно расставить и где еще используется это слово Аутентичный - это какой, что означает аутентичность Абсурд - это оценочное суждение или философская категория Что такое психология - ее история, используемые методы, области применения и направления Что такое кредо Что такое прагматизм и кто такой прагматик (прагматичный человек) Задаток - это сложная форма аванса, но между ними есть разница



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: