Основные возрастные периоды человека. Возрастная периодизация. Понятие «времен года» по Пифагору

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

  1. пренатальный (внутриутробный);
  2. детство;
  3. отрочество;
  4. зрелость (взрослое состояние);
  5. преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

  • предзародышевую;
  • зародышевую (эмбриональную);
  • стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком.

Период детства включает стадии:

  • рождение и младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (или «первое детство» - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;
  • дошкольный возраст (или «второе детство» - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
  • младший школьный возраст (или «третье детство» - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

  • подростковый (или пубертатный);
  • юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости , или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них - кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах - и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них - отрицания . Мысль «Нет, не я!» - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне.

Следующая стадия - «торга» . Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки.

Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии . Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, - наступает состояние «социальной смерти » (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия - «принятие смерти» . Человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не умирает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возможность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

В современной науке нет единой общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ, но предлагается такая схема:

  • 1) новорожденный (1-21 дня);
  • 2) младенческий возраст (21 дней - 1 год);
  • 3) раннее детство (1-3 года);
  • 4) дошкольный период (4-7 лет);
  • 5) младший школьный возраст (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек);
  • 6) препубертатный период (12-15 лет);
  • 7) подростковый возраст (15-18 лет);
  • 8) юношеский период (18-21 год)
  • 9) зрелый возраст:

I период (22-35 лет для мужчин, 22-35 лет для женщин);

II период (36-60 лет для мужчин, 36-55 лет для женщин);

  • 10) пожилой возраст (61-74 года для мужчин, 56-74 года для женщин);
  • 11) старческий возраст (75-90 лет);
  • 12) долгожители (90 лет и выше).

Данная периодизация включает в себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Схема учитывает особенности мальчиков и девочек. Для каждого возрастного периода характерны специфические особенности. Переход от одного возрастного периода к другому называют переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени изменчива. Хронологические рамки возраста и его характеристики определяются в первую очередь социальными факторами.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной сте-пени подвержена изменениям. Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами. Различные функциональные системы созревают неравномерно, они включаются поэтапно, постепенно сменяются, создавая организму условия для приспособления в различные периоды онтогенетического развития. Те структуры, которые в совокупности составят к моменту рождения функциональную систему, имеющую жизненно важное значение, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Например, круговая мышца рта иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. То же самое можно сказать и о других мышцах и структурах центральной нервной системы, которые обеспечивают акт сосания. Другой пример: из всех нервов руки раньше и полнее всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц - сгибателей пальцев, осуществляющих хватательный рефлекс.

Период новорожденности

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям вне утробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие доношенных детей длится 39-40 недель, недоношенных - 28-38 недель. При определении зрелости учитывают не только эти сроки, но и массу (вес) тела при рождении.

Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными - новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500 г. Кроме массы и длины, учитывают и другие размеры, например обхват груди в соотношении с длиной тела и обхват головы в соотношении с обхватом груди. Считается, что обхват груди на уровне сосков должен быть больше 0,5 длины тела на 9-10 см, а обхват головы - больше обхвата груди не более чем на 1-2 см.

Младенческий период

Следующий период - грудной - продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию "зрелым" молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами вне утробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В грудном возрасте ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором. В каждом месяце первого года жизни появляются новые показатели развития. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 4 мес. настойчиво пытается встать на ножки (при поддержке), в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 - делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

Период раннего детства

Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

Дошкольный период

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период младшего школьного возраста

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек - с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом - в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем - полового члена.

Препубертатный период

Следующий период - препубертатный - называется также периодом полового созревания. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста - пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела - между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела - между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5-14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.

В препубертатный период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. К 13 годам у них происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).

У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен препубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Пубертатный (подростковый) и юношеский возраст

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек - от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма, и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.

В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.

Зрелый, пожилой, старческий возраст

Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости и старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость (неизлечимая болезнь, несчастный случай, суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей и созревания организма и инволюционных процессов в нем. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат разные возможности жизни -- от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека: 1) возмужалый возраст (20--40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость -- до 52 лет; 3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции и завершение естественной физиологической смертью, вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.

Смена подъемов и спадов в уровне развития мышления свидетельствует не только о неравномерности его развития от возраста к возрасту, но и о цикличности, позволяющей проследить переходные стадии.

Наиболее высокие величины показателей развития мышления приходятся на 20, 23, 25 лет и 32 года. В третьем макропериоде пики наблюдаются в возрасте 39 и 45 лет, но на сниженном уровне по сравнению с предыдущими макропериодами. В возрасте 26-- 29 лет происходит общий спад, который в дальнейшем сменяется подъемом, не достигающим, однако, уровня первого и второго макропериодов.

Динамика в уровне развития мышления на всем протяжении рассматриваемых возрастов зрелости неустойчива. Наибольшая подверженность изменениям наблюдается в возрасте 18--25 лет, в период ранней зрелости, что свидетельствует об активной перестройке в мыслительных функциях в эти годы.

Изменения в памяти также происходят неравномерно, однако по сравнению с мышлением темп несколько замедлен. Смена подъемов и спадов происходит примерно через три-четыре года, тогда как в мышлении -- через один-два. Наиболее высокие величины уровневых показателей памяти приходятся на 19 лет, 23--24 года и 30 лет. От 25 до 28 лет наблюдается снижение, сменяющееся в дальнейшем подъемом, наивысшая точка которого приходится на 30 лет. В последующих возрастах происходит равномерное снижение с колебаниями, которое по сравнению с предыдущими периодами особенно выражено в 45--46 лет.

По мнению Е.И. Степановой, по смене подъемов и спадов развитие памяти опережает развитие мышления, и в период возрастного развития зрелости снижение уровня памяти неизменно происходит быстрее.

Неравномерно развивается и внимание. Наиболее заметные изменения наблюдаются в возрасте от 22 до 25 лет. В первом макропериоде уровень внимания оказался ниже уровня мышления и памяти. Умеренный подъем начинается с 26 и продолжается до 29 лет. Показатели развития внимания в эти годы оказались выше показателей мышления и памяти. Наивысшие точки подъема приходятся на 29 лет, 32 и 33 года. Снижение в 34--35 лет совпадает со снижением уровня памяти и мышления в эти годы. В дальнейшем смена подъемов и спадов продолжается. В третьем макропериоде уровень развития внимания опережает уровень развития как мышления, так и памяти, особенно последней. Здесь пики приходятся на 38 лет и 42 года.

Сопоставление развития разных процессов позволило выделить три этапа неравномерного развития.

Первый характеризуется разнонаправленностью развития мышления и памяти, что в итоге проявляется в относительном равновесии в виде снижения уровня в 26 лет. В дальнейшем наблюдаются более согласованные и однонаправленные изменения.

На втором этапе память и мышление развиваются параллельно, но с опережающей ролью памяти. В 30 лет память достигает оптимальной точки своего развития. Уровень мышления в этом возрасте выше уровня памяти.

Третий этап начинается с 31 года. Он отличается разнонаправленностью развития памяти и мышления, которая сказывается на снижении уровня памяти и сохранении высокого уровня развития мышления, оптимальная точка которого приходится на 32 года. Разнонаправленность развития памяти и мышления сохраняется до 46 лет. Уровень развития памяти снижается раньше, чем уровень мышления.

Сопоставление уровня развития мышления и внимания позволяет выделить следующие этапы:

  • 1. От 18 до 25 лет уровень развития мышления выше уровня развития внимания. Подъемы в уровне развития внимания приходятся на 22 и 24 года, когда наблюдается спад в уровне развития мышления. При низких показателях развития внимания характерна их относительная стабилизация, а в мышлении при высоких показателях отмечается изменчивость. В дальнейшем динамика в соотношении уровней развития мышления и внимания меняется.
  • 2. В возрасте от 26 до 29 лет внимание начинает опережать мышление по уровню развития. Это этап разнонаправленного развития мышления.
  • 3. В возрасте от 30 до 32 лет уровни обеих функций совпадают. Точки подъема здесь приходятся на 32 года, в возрасте от 33 до 35 лет уровень внимания выше уровня мышления.
  • 4. С 36 лет наступает этап, когда снижается уровень внимания и повышается уровень мышления. Этап однонаправленного развития мышления и внимания сменяется этапом разнонаправленного развития этих функций.

Выявлено соответствие в возрастной изменчивости мыслительных функций и эвтического поиска (процесса решения задач). Подъемы в показателях развития эвтического поиска совпадают с пиками в развитии мышления, они также приходятся на 20, 25 лет и 32 года. Спад обнаружен в те же годы (26--29 лет).

Наивысшие точки подъема показателей развития интеллекта приходятся на 19 лет, 22 года и 25 лет. В возрасте 36-40 лет показатели, характеризующие зрелость суждений, наиболее высоки, что, видимо, связано с приобретением жизненного опыта.

Одновременное повышение уровня развития памяти, мышления и внимания обнаружено лишь в двух микропериодах -- 22-- 25 лет и 30--33 года, одновременное снижение уровня - только в одном микропериоде -- 34-35 лет.

Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители. Что же может представлять собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности и т.д.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?

Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внешней температуры, поэтому больше подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и т.п. Вот некоторые примеры: людям за 50 требуется вдвое больше света, а за 80 -- в три раза; у 20-летнего человека рана заживает в среднем за 31 день, в 40 лет -- за 55 дней, в 60 лет -- за 100 дней и далее -- по нарастающей.

Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные системы; активизируются разные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения. Все это позволяет считать, что период позднего онтогенеза - новый этап развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции биологических процессов.

Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом. Вот некоторые данные о сохранности у людей пенсионного возраста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых с возрастом не изменяются запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров - многие невербальные функции; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняется на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п.

Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными нормами рабочего дня, инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая его трудоспособность, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может еще довольно долго сохраняться. Длительное сохранение общей трудоспособности -- главный показатель жизнеспособности долгожителей.


Сразу после рождения наступает период, называемый новорожденным . Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Доношенный новорожденный ребенок имеет длину тела от темени до пяток чаще всего от 45 до 52 см, массу тела не менее 2500 г. Средняя величина массы тела составляет у мальчиков 3400-3560 г, у девочек 3250-3400 г. Однако по скелетной зрелости мальчики отстают от девочек приблизительно на 4 недели. Пропорции тела резко отличаются от таковых у взрослого человека (рис. 3). Голова составляет 1/4 общей длины тела, тогда как у взрослого на голову приходится лишь 1/8 длины тела. До трех месяцев окружность головы больше окружности груди. Пупок располагается несколько ниже линии, разделяющей тело пополам, тогда как у взрослого он находится выше этой линии. Слабо развиты таз и нижние конечности.


Рис. 3. Возрастные изменения пропорций тела (схема по Тегако Л.И., 2003): 1) 2 месяца внутриутробного развития, 2) 5 месяцев, 3) 8 месяцев,

4) новорожденный, 5) 1 год 8 месяцев, 6) 7 лет, 7) 13 лет, 8) 16 лет.

У новорожденных сильно выражена подкожная жировая ткань. Ее быстрое нарастание происходит после 34-й недели беременности. В это время образуется коричневый жир. Он скапливается вокруг шеи, между лопатками и в поясничной области позади почек. Коричневый жир является органом теплопродукции и предохраняет ребенка от переохлаждения. Толстая жировая прокладка также предохраняет от повреждения при родах внутренние органы. Благодаря сильному развитию подкожной жировой ткани и слабому развитию мускулатуры туловище новорожденного, а также конечности имеют цилиндрическую форму; шея короткая и толстая.

В грудном возрасте в основном сохраняются внешние формы и пропорции тела, свойственные новорожденному. В этот период наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. До 9 месяцев продолжается нарастание подкожных жировых отложений. Происходит быстрое нарастание массы тела и физическое развитие. Длина тела увеличивается от рождения до года в среднем в 1,5 раза, и масса - утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы формируются ходьба, движения рук и пальцев; появляются восприятие, образ-


ная память, понимание речи, а также происходит эмоциональное развитие.

В период раннего детства , когда ребенок начинает передвигаться на ногах, несколько изменяются пропорции тела, однако сохраняется преобладание размеров головы и туловища над конечностями. Все еще сильно развита подкожная жировая ткань, которая скрывает очертания мышц. Туловище на поперечном разрезе почти цилиндрическое. В нижней части живота хорошо выражена поперечная брюшная линия. Лицо округлое и слабо профилировано. Это зависит от слабого развития челюстей и жевательных мышц, а также скопления жира в щечной области (жировое тело щеки). То есть для этого периода характерен тип округлого сложения (первая полнота ). В конце этого периода заканчивается прорезывание молочных зубов. После двух лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. В данный период происходят развитие речи ребенка и наглядно-образного мышления, а также овладение бытовыми навыками и действиями с предметами.

Первое детство характеризуется ростовым сдвигом , который по времени соответствует началу смены зубов, приходящемуся на возраст 5-6 лет. В этот период происходит как абсолютное, так и относительное удлинение конечностей . Развитие мускулатуры и уменьшение подкожного жира приводят к тому, что становится заметным мышечный рельеф тела. Туловище уплощается в переднезаднем направлении, и появляется внешняя граница между грудью и животом (талия). Для этого периода характерен вытянутый тип, свойственный школьному возрасту (первое вытягивание ).

Первый ростовой сдвиг выражается, в частности, в относительном удлинении конечностей. Показателем этого является «филиппинский тест». Он состоит в том, что правую руку ребенка кладут на темя, и он должен дотянуться до верхнего края левой ушной раковины. «Филиппинский тест» становится положительным у большинства детей после 5 лет. Этот тест рассматривается как один из показателей биологической зрелости ребенка в старшем дошкольном возрасте.


Изменяются также пропорции кисти. Их показателем является «лучевой сдвиг»: указательный палец становится длиннее безымянного. Это наблюдается у 20-25% детей в 7-летнем возрасте. В 3,5 года выявляется отчетливое преобладание правой, а у левшей - левой руки.

Наиболее резко возрастает относительная длина нижних конечностей, что приводит к общему изменению пропорций тела.

Значительные изменения претерпевает форма головы и лица. Мозговой череп в своем росте начинает отставать от лицевого, и лицо относительно увеличивается. Наиболее интенсивно происходит рост лица в сагиттальном направлении, благодаря этому усиливается его профилировка, сильнее выступают нос и подбородок.

В психологическом плане в первом детстве наступает развитие личности ребенка, познавательных процессов, формирование совести, нравственности и инициативы.

Наступление первого ростового сдвига может быть своевременным, ранним или запаздывающим. Вследствие этого усиливаются индивидуальные различия в размерах и пропорциях тела, а также в психологических особенностях, В этом возрасте уже могут быть выделены типы телосложения детей.

Во втором детстве замедляется рост тела в длину, тогда как вес нарастает в большей степени (вторая полнота ). В этот период выявляются половы различия в размерах и форме тела. В конце периода начинается продуцирование половых гормонов, обусловливающее развитие вторичных половых признаков, У девочек в 8-13 лет вначале формируются молочные железы, расширяется таз и округляются ягодицы, появляются волосы на лобке, затем - в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек (11 лет), мошонки (12 лет), а затем - полового члена. В этом периоде ребенок включается в социальную группу и выходит за пределы семьи. Развиваются интеллектуальные умения и знания.


Подростковый период характеризуется скачком продольного роста тела, происходит второй ростовой сдвиг (пубертатный скачок, второе вытягивание). Наряду с этим значительно нарастает масса тела. Начало ростового сдвига индивидуально варьирует: у мальчиков оно приходится на возраст 10,5-16 лет, у девочек - на 9,5-14,5 лет. Значительно изменяются пропорции тела, что зависит в первую очередь от абсолютного и относительного удлинения нижних конечностей, а у девочек - также от расширения таза. Наиболее информативными показателями созревания организма подростков являются рост половых органов и выраженность вторичных половых признаков. Половое развитие, как отмечалось ранее, начинается в конце второго периода детства и завершается в юношеском возрасте. Можно выделить три фазы полового созревания: препубертатную (начальную), пубертатную (истинное созревание) и постпубертатную (завершенное созревание). Эти фазы имеют ряд общих проявлений у мальчиков и девочек, но в то же время выявляются существенные различия между полами в сроках наступления и завершения полового созревания, а также в очередности появления отдельных признаков.

В подростковый период половое созревание происходит наиболее интенсивно. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных ямках. Наиболее четким показателем средней фазы полового созревания женского организма является наступление менструаций - менархе (10-16 лет). У мальчиков к 13 годам происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет - в подмышечных ямках и на верхней губе, происходит набухание грудных сосков, сморщивание и пигментация мошонки, а также отчетливое изменение пропорций тела. В 14- 15 лет отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).

Постпубертатный период у мальчиков характеризуется усилением роста волос на туловище и конечностях, появлением бороды, резким замедлением и прекращением роста тела в длину (в 19-20 лет). У девочек в этом периоде вторичные половые признаки достигают полной выраженности, формируется взрослая молочная железа. Рост тела в длину резко замедляется к 16 годам и


прекращается в 18 лет.

Половые различия роста и развития детей состоят не только в более раннем ускорении роста и появлении признаков полового созревания у девочек, по сравнению с мальчиками, но и в составе тела и функциональных показателях . У мальчиков в пубертатном периоде в большей степени нарастает масса скелета и мускулатуры, благодаря чему у них развивается большая физическая сила и выносливость, становятся крупнее сердце и легкие, повышается систолическое артериальное давление и уменьшается частота сердечных сокращений. У девочек увеличение мышечной массы не столь велико, но более значительными становятся подкожные жировые отложения.

В виду значительных индивидуальных различий в развитии и росте детей вводится понятие биологического возраста . Его показателями являются:

1) скелетный возраст, который определяется по наличию центров окостенения и образованию синостозов;

2) зубной возраст, определяемый по числу и срокам прорезывания постоянных зубов;

3) выраженность вторичных половых признаков.

Биологический возраст не всегда совпадает с паспортным, может опережать его или отставать.

В психологической сфере в подростковом периоде происходят развитие логического мышления и формирование самосознания.

Из-за резких морфологических, гормональных и эмоциональных сдвигов в подростковом и юношеском периодах высока вероятность отклонений в показателях здоровья. Подростковый кризис приходится на 13 лет.

В юношеском периоде в основном заканчиваются процессы роста и формирования организма, все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины (рис. 4). Завершается формирование половой системы и созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщин, ритмичность секреции тестостерона выработка зрелой спермы у мужчин. На юношеский период приходится пик ин-

теллектуальных и познавательных возможностей. Происходят формирование мировоззрения и стабилизация характера, развитие профессиональных способностей и умений, выбор жизненной позиции, принятие ответственных жизненных решений, а также достижение социальной зрелости и самостоятельности.

Зрелый возраст - это время относительной стабильности организма. Но это не означает отсутствия изменений, которые могут быть связаны с образом жизни, профессиональной деятельностью и социально-экономическими условиями в широком смысле этого слова.

Рис. 4. Возрастные изменения длины тела и телосложения мужчин

(схема по Тегако Л.И., 2003).

Приведем величины некоторых антропологических показателей в зрелом возрасте (табл. 2).


Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

1) пренатальный (внутриутробный);

2) детство;

3) отрочество;

4) зрелость (взрослое состояние);

5) преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

предзародышевую;

зародышевую (эмбриональную);

стадиюплода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком. Период детства включает стадии:

рождениеимладенчество (от рождения до 1 года);

раннеедетство (или «первое детство» - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;

дошкольныйвозраст (или «второе детство» - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

младшийшкольныйвозраст (или «третье детство» - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

подростковый (или пубертатный);

юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяютмалые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) ибольшие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадияранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них -кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах - и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.

Впреклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них - отрицания. Мысль «Нет, не я!» - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне.

Следующая стадия - «торга». Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки.

Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадиюдепрессии. Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, - наступает состояние «социальной смерти » (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия - «принятие смерти». Человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не умирает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возможность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

20 психологического развития ребенка в дошкольном возрасте .

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития . Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослый для ребенка выступает в обобщенной форме, как носитель общественных отношений.Социальная ситуация развития дошкольника противоречива, т.к. ребенок, являясь уже членом общества, жить без общества не может и основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми. Однако осуществить эту потребность в современных условиях полностью невозможно, т.к. жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность.

Пытаясь смоделировать реальный мир, существующие в нем отношения и включиться внутрь такой смоделированной модели, ребенок осуществляет такую деятельность как сюжетно-ролевая игра , которая становится ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.

Осуществлять эту деятельность позволяет еще одна особенность социальной ситуации развития, которая состоит в возникновении взаимоотношений со сверстниками, образовании «детского общества».

Активное включение ребенка-дошкольника в различные виды деятельности, расширение круга его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствуют быстрому развитию и совершенствованию многих психических познавательных процессов.

Сенсорно-перцептивное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и 2) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчленённо воспринимать мир.

В 1-ой половине периода ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления – сенсорные эталоны и наглядные модели (выделение и отображение в наглядной форме связей и отношений между предметами и явлениями).

Перцептивные действия становятся более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс активен, протекает в сознании и в подсознании ребенка. В результате внешнее перцептивное действие превращается во внутреннее умственное действие. Таким образом, возникают внутренние действия восприятия.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольным.Однако непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка.В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания.

Однако, в то время как произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение , механически воспроизводящее полученные ранее впечатления в виде образов.

В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее. Оно соединяется с мышлением, начиная выполнять познавательно-интеллектуальную функцию, становится управляемым.

В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления , как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления.

Однако основной вид мышления дошкольника – наглядно-образное мышление.

У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

Развитие речи идет в нескольких направлениях:

 развитие словаря и грамматического строя речи. Словарь дошкольника увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных. Рост словаря сопровождается освоением умения сочетать слова в предложениях по законам грамматики;

 развитие фонематического слуха. При специальном обучении дошкольник учится производить звуковой анализ слова, расчленять его на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове;

 осознание словесного состава речи;

 развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, знаковой, экспрессивной.

Таким образом, развитие речи в дошкольном возрасте характеризуется следующими новообразованиями:

 ребенок овладевает контекстной речью;

 речь превращается в средство планирования и регуляции практического поведения ребенка, в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка;

 эгоцентрическая речь подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию;

 овладение знаковой функцией речи, что является ключом для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средством для понимания людьми друг друга. Благодаря овладению знаками ребенок начинает соответствовать уровню знакового развития цивилизации, становится современником своей эпохи.

На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие свойств личности ребенка. Начинает реально складываться в основных чертах личность, формируется новый тип поведения. Если в раннем детстве и у младших дошкольников в общей картине поведения преобладают импульсивные действия, то к старшему дошкольному возрасту развивается способность к произвольному управлению своими действиями и поступками.

Эмоциональное и личностное развитие дошкольника характеризуется такими психологическими новообразованиями, как:

 развитие эмоциональнойсаморегуляции, благодаря чему на протяжении дошкольного периода эмоциональные проявления, чувства ребенка приобретают большую глубину и устойчивость;

 начинает развиваться самооценка. Это происходит путем сравнивания результатов своей деятельности и аналогичной деятельности других людей, благодаря чему ребенок учится оценивать свои собственные возможности. Ребенок отделяет себя от других людей, начиная оценивать в сравнении себя и других;

 происходит усвоение нравственных норм, формирование более или менее устойчивых моральных представлений, а также способность кнравственнойсаморегуляции. У большинства детей складывается своя нравственная позиция, которой они следуют, возникает личностная нравственнаясаморегуляция. У ребенка формируются начала нравственного самосознания;

 наряду с эмоциональной саморегуляцией, появляются более сложные чувства – прекрасного, красоты, ритма, гармонии. Формируется внутренний мир, в котором ребенок анализирует возникшие чувства, переживания;

 центральное личностное новообразование – иерархия мотивов – есть результат столкновения непосредственных желаний ребенка с прямым или косвенным требованием взрослых действовать по заданному образцу;

 появление волевых действий;

 возникает осознание себя во времени: оформляется индивидуальное прошлое и индивидуальное будущее;

 в структуре самосознания появляется первичная психосексуальная идентичность.

21 Подростковый и юношеский возраст. Общая характеристика.

Традиционно подостковым возрастом считается период с 11 до 25 лет. Делится на 3 этапа: 1 .Подростковый (отроческий возраст) (11-15 лет). Это переходный возраст в биологическом смысле, возраст полового созревания, достигают зрелости определенные биологические структуры, идет продолжение первичной социализации. Возраст крайне критичен, диспропорции в темпах и уровнях развития. Период завершения детства, возрастает уровень притязаний, типичные возрастные конфликты.

2 .Ранняя юность (!4-18 лет). 3 мир, который существует между детством и взрослостью. Завершение естественного физического развития. Главная задача – выбор профессии. 3 .Поздняя юность, начало взрослости (18-23(25) лет). Взрослый человек и в биологическом и в социальном смысле. Ведущая сфера деятельности – трудовая с выделением профессиональных ролей.

Кон и Гейзер описали особенности подросткового возраста на каждом году жизни.

10 лет . Ребенок в основном уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о своей внешности.

11 лет . Поведение становится импульсивным, частые смены настроения, ссоры, сильное развитие волевой сферы, сложно выстраиваются отношения с родителями.

Если родители придерживаются авторитарного стиля воспитания (неуважение, излишняя требовательность родителей), то наблюдается негативизм со стороны подростка: замкнутость, лживость, формируется забитая, пассивная личность, неуверенность в себе. Ребенок не приучен к самостоятельной жизни, очень зависим от постороннего влияния. Попустительский стиль воспитания, излишняя свобода порождает эгоистичные асоциальные тенденции, бессистемность, беспорядочность в поведении. Доверительные отношения развивают самоуважение, чувство собственного достоинства, усиливает чувство безопасности, защищенности, со всеми проблемами ребенок готов прийти домой.

12 лет . Отношение к миру становится более положительным. Растет автономия подростка в семье, усиливается влияние сверстников. Забота о своей внешности, интерес представляет противоположный пол.

13 лет . Обращение внутрь себя, бурное развитие сознания, самосознания, склонен к уходу в себя, чувствителен к критике, сам становится критичным, колебания настроения. Постепенно происходит понижение ценностей в семейном кругу. Требования родителей принимаются только в том случае, когда они имеют значение вне семьи, понижается авторитет родителей (имеет внешний характер).

14 лет . Центр внимания переносится на окружающий мир, ребенок становится более энергичным, общительным, уверенным в себе. Появляется интерес к другим людям, склонность сравнивать себя с ними. Совершенствуются процессы мышления, что позволяет подростку приписывать своему мышлению большие возможности (всемогущество).

15 лет. Главная особенность – максимализм самостоятельности, стремление к полной независимости, самоутверждению, сочетается с развитием самоконтроля, самовоспитания, интенсивно работает над собой, начинает строить какие-то жизненные планы. Повышается ранимость и восприимчивость к вредным внешним влияниям, недоверчивость окружающим взрослым. Предъявляет к окружающим завышенные требования, к себе – заниженные. Особую значимость приобретают ситуации, связанные с риском для жизни, интересуется выдержкой, целеустремленностью, наблюдает волевые качества у других, пытается найти их у себя. Провоцирует конфликтные ситуации – стремление утвердиться в кругу сверстников.

16 лет . Возраст равновесия, преобладает жизнерадотность, внутренняя самостоятельность, общительность, устремление в будущее. Сохраняется односторонность в оценке, категоричность, нетерпимость, появляется завышенный идеал, в свете которого любая действительность кажется мрачной, отсюда пессимизм и отчаяние (фиксация внимания на том, что не соответствует идеалам). Социальная активность имеет форму отвержения.

17-23(25) лет . Осознание собственной индивидуальности, неповторимости. Но может возникнуть внутренняя напряженность – чувство одиночества. Главное новообразование – открытие внутреннего мира и рост потребности в духовной близости с другим человеком. Большую роль играет дружба, которая выполняет функцию психотерапии (поддержка, самоутверждение). В целом контакт со сверстниками имеет цель самоутверждения. Возраст друзей отражает потребности в общении: если подросток дружит со сверстником, - стремится к равноправным отношениям, если со взрослыми, - потребность в опеке и заботе, если с младшими – часто вынужденный выбор, т.к. не надо прикладывать усилий для этой дружбы. Часто равновесие внутреннего мира нарушается проблемой самоопределения. Нужно отказаться от всего ради одного.

Самосознание . 1.Главное психологическое приобретение – открытие своего внутреннего мира. Для ребенка главным является внешний мир, он не осознает свои внутренние психологические состояния, для подростка же физический мир – это возможность получения нового субъективного опыта. Способность погружаться в себя позволяет заново открыть внешний мир, мир эмоций и т.д.

2.Актуализируется проблема самоконтроля (внутреннее «Я» не совпадает с внешним поведением). Потребность избавиться от детских идентификаций, более значимым становится чувство непохожести, особенности, что приводит к чувству одиночества и одновременно к страху, боязни одиночества. 3.Восприятие времени особое. У ребенка до 10 лет, главное – настоящее, он слабо ощущает течение времени, время длится очень долго. У подростка ускоряется субъективное время, сближается историческое и личное время (у ребенка эти категории почти не связаны) и многие события воспринимаются как значимые. С другой стороны часто чувство необратимости времени, нежелание замечать течение времени. Надежда на личное бессмертие, которая сочетается со страхом смерти и старости.

4.Тема смерти: до 5 лет ребенок очень рано проявляет интерес к смерти (познавательного характера), полученная информация не переносится на себя. Плохо различает одушевленные, неодушевленные предметы; смерть ассоциируется с поломанными игрушками, кажется обратимой. В 5-9 лет ребенок персонифицирует смерть, ассоциирует с темнотой – страх темноты, со старостью, болезнью. Смерть и старость вызывают страх и отвращение. В 9-12 лет смерть – неустранимое явление, но сознание отказывается распространять это на себя. В юношеском возрасте смерть звучит неоднозначно, возвращаются детские страхи. Для некоторых смерть новая интеллектуальная проблема, которую можно исследовать, у других акцент смещается на идею бессмертия, что можно сделать для бессмертия. Идея личного бессмертия сохраняется очень долго, характерно совершение смертельно опасных поступков как для мальчиков так и для девочек.

5.Центральный психологический процесс – формирование личной идентичности. ДжеймМаршан выделил 4 этапа развития идентичности : 1.Неопределенная, размытая идентичность. Нет четких убеждений, еще не столкнулся с кризисом идентичности, не выбрал профессии. 2.Досрочная преждевременная идентификация. Человек включается в путь, но не в результате своих выводов, а вследствие чужого влияния, опыта. 3.Этап зрелой идентичности. Человек перешел к самореализации. 4.Этап «мотория». Человек действительно самостоятельно выбирает путь развития, единственный путь.

Если человеку не удается разрешить эту задачу, то формируется неадекватная идентичность, развитие которой идет по 4 линиям: *Избежание тесных межличностных отношений. *Страх взросления и перемен, предпочитает оставаться там, где есть, неспособность строить жизненные планы. *Неумение мобилизовать, актуализировать свои внутренние ресурсы, сосредоточиться на какой-то основной дея-ти. *Отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

6.Самоуважение (удовлетворенность собой, чувство собственного достоинства, положительно отношение к себе) – важный компонент самосознания. Почти все переживания относящиеся к познанию самого себя оказываются отрицательными, подросток находит в себе множество недостатков. Это результат интериоризации оценок окружающих взрослых, а взрослые видят как правило отрицательные качества подростков. Отсюда негативное самовосприятие.

22 АРТ-ТЕРАПИЯ

Для человека творчество – одна из возможностей проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. Оно обращается к лучшим аспектам нашей души, к самым светлым, богатым и искренним. Когда человек пишет, рисует, лепит из глины или выражает себя в других видах искусства, это позволяет ему расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии - гармонии с собой. Кроме того, творчество является эффективным методом по исцелению психики, который сегодня нашел широкое применение в практической психологии под названием арт-терапия.

Как метод психологической помощи, арт-терапия существует очень давно. Известно, что еще в древнем Китае для исцеления нервных потрясений практиковалось рисование иероглифов. Впервые понятие "арт-терапия" использовал художник Адриан Хилл в конце 30-х годов 19 ст., описывая свой опыт лечения больных туберкулезом, во время которого он понял, что творческий процесс помогает его пациентам преодолеть заболевание. Развитие арт-терапии как полноценного направления в психологии началось намного позже - с 30-х годов 20 ст., когда арт-терапевтические методы использовались для помощи детям, вывезенным из концентрационных лагерей нацистов в период Второй мировой войны. Изначально арт-терапия опиралась на психологию Зигмунда Фрейда иКарла-Густава Юнга , согласно которой результат творческой деятельности человека отражает его бессознательное и те процессы, которые в нем протекают. В 1960 году в США начала свою работу Американская ассоциация арт-терапии .



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: