Российские ударные дроны. Из жизни ударных дронов Об использовании в армии

Возможность сохранить наиболее ценный ресурс – бойцов на поле боя с начала первых войн являлось наиболее важным и перспективным. Современные технологии позволяют использовать боевые машины дистанционно, что исключает потерю оператора даже при уничтожении единицы. Одним из наиболее актуальных в наши дни является создание беспилотных летательных аппаратов.

Что такое БПЛА (беспилотный летательный аппарат)

БПЛА называют любой летательный аппарат, в котором в воздухе нет пилота. Автономность устройств различная: есть простейшие варианты с дистанционным управлением, либо полностью автоматизированные машины. Первый вариант еще называют дистанционно-пилотируемым ЛА (ДПЛА), они отличаются непрерывной подачей команд от оператора. Более совершенные системы требуют лишь эпизодической подачи команд, между которыми устройство работает автономно.

Основное преимущество таких машин перед пилотируемыми истребителями и разведчиками в том, что они до 20-ти раз дешевле своих аналогов при сопоставимых возможностях.

Недостаток устройств в уязвимости каналов связи, которые легко нарушить и вывести машину из строя.

История создания и развития БПЛА

История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.

Первой боевой машиной этого класса стали знаменитые немецкие Фау-1, оснащенные пульсирующим реактивным двигателем. Примечательно, что запускать самолеты-боеголовки можно было как с земли, так и с воздушных носителей.

Управлялась ракета следующими средствами:

  • автопилотом, которому задавались параметры высоты и курса перед запуском;
  • дальность отсчитывалась механическим счетчиком, который приводился в действие за счет вращения лопастей в носовой части (последние запускались от набегающего воздушного потока);
  • по достижении установленной дистанции (разброс — 6 км) взводились взрыватели, и снаряд автоматически переходил в режим пикирования.

Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков - Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия - Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.

В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.

В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:

  1. Ту-123 «Ястреб»;
  2. Ту-141 «Стриж»;
  3. Ту-143 «Рейс».

Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.

Здесь появляются средства для выполнения различных задач;

  • фоторазведка;
  • радиотехническая разведка;
  • цели радиоэлектронной борьбы.

В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.

Практика применения БПЛА показала значительно больший потенциал в качестве полноценных боевых машин. Поэтому после начала 80-х в Соединенных Штатах начинают разработку тактических и оперативно-стратегических беспилотников.

В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя фирма «Тадиран». Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.

В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.

В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator . На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.

До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия - «Орлан-10».

Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.

Предназначение беспилотника

Беспилотные летательные аппараты в основном задействуются для решения следующих задач:

  • мишени, в том числе для отвлечения вражеских средств ПВО;
  • разведка;
  • нанесение ударов по различным подвижным и неподвижным целям;
  • радиоэлектронная борьба и прочие.

Эффективность аппарата при выполнении задач определяется качеством следующих средств: разведка, связь, автоматизированные системы управления, вооружение.

Сейчас подобные ЛА успешно снижают потери личного состава, доставляют информацию, которую невозможно получить на дистанции прямой видимости.

Разновидности БПЛА

Боевые дроны обычно классифицируются по типу управления на дистанционные, автоматические и неуправляемые.

Кроме того, в ходу классификация по массе и ТТХ:

  • Ультралегкие. Это самые легкие БПЛА, вес которых не превышает 10 кг. В воздухе они могут провести в среднем час, практический потолок составляет 1000 метров;
  • Легкие. Масса таких машин достигает 50 кг, подняться они способны на 3-5 км и провести в работе 2-3 часа;
  • Средние. Это серьезные устройства массой до тонны, их потолок составляет 10 км, и в воздухе они могут без приземления провести до 12 часов;
  • Тяжелые. Крупные летательные аппараты весом более тонны, способны подняться на высоту 20 км и без приземления отработать более суток.

В этих группах есть и гражданские устройства, разумеется, они легче и проще. Полноценные боевые машины зачастую не меньше пилотируемых самолетов по габаритам.

Неуправляемые

Неуправляемые системы – это простейшая форма БПЛА. У них управление происходит за счет бортовой механики, установленных характеристик полета. В такой форме можно использовать мишени, разведчики или снаряды.

Дистанционного управления

Дистанционное управление обычно происходит за счет радиосвязи, что ограничивает радиус действия машины. Например, гражданские ЛА могут действовать в пределах 7-8 км.

Автоматические

В основном это боевые машины, способные самостоятельно выполнять сложные задачи в воздухе. Этот класс машин самый многофункциональный.

Принцип работы

Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:

  • Фиксированное крыло. В этом случае устройства близки к самолетной компоновке, имеют роторные или реактивные двигатели. Такой вариант наиболее экономичен по топливу и имеет большой радиус действия;
  • Мультикоптеры. Это винтовые машины, оснащенные не менее двумя моторами, способны осуществлять вертикальный взлет/посадку, зависать в воздухе, поэтому особенно хороши для разведки, в том числе в городской среде;
  • Вертолетный тип. Компоновка вертолетная, системы винтов могут быть разными, например, российские разработки часто оснащаются соосными винтами, что роднит модели с такими машинами, как «Черная акула» ;
  • Конвертопланы. Это комбинация вертолетной и самолетной схемы. Для экономии пространства поднимаются в воздух такие машины вертикально, в полете меняется конфигурация крыла, и становится возможным самолетный метод передвижения;
  • Планеры. В основном это устройства без двигателей, которые сбрасываются с более тяжелой машины и двигаются по заданной траектории. Этот тип подходит для разведывательных целей.

В зависимости от типа двигателя, меняется и используемое топливо. Электромоторы питает аккумулятор, ДВС – бензин, реактивные двигатели – соответствующее топливо.

Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.

Простейший набор управляющих систем следующий:

  • процессор;
  • барометр для определения высоты;
  • акселерометр;
  • гироскоп;
  • навигатор;
  • оперативное запоминающее устройство;
  • приемник сигнала.

Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.

Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.

Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.

Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.

Преимущества и недостатки БПЛА

По сравнению с пилотируемой техникой, БПЛА имеют серьезные преимущества:

  1. Массогабаритные характеристики улучшаются, растет живучесть единицы, снижается заметность для радаров;
  2. Беспилотники дешевле пилотируемых самолетов и вертолетов в десятки раз, при этом узкоспециализированные модели могут решать на поле боя сложные задачи;
  3. Разведывательные данные при использовании БПЛА передаются в режиме реального времени;
  4. На пилотируемую технику распространяются ограничения на применение в условиях боя, когда риск гибели слишком высок. Подобных проблем у автоматизированных машин нет. Учитывая экономические факторы, пожертвовать несколькими будет значительно выгоднее, чем потерять подготовленного летчика;
  5. Боеготовность и мобильность максимальна;
  6. Несколько единиц можно объединять в целые комплексы для решения ряда сложных задач.

Недостатки любой летающий дрон тоже имеет:

  • пилотируемые устройства имеют значительно большую гибкость на практике;
  • до сих пор не удается прийти к единому решению вопросов спасения аппарата в случае падения, посадки на подготовленных площадках, осуществления надежной связи на больших дистанциях;
  • надежность автоматических устройств до сих пор значительно ниже пилотируемых аналогов;
  • по различным причинам в мирное время полеты беспилотных ЛА серьезно ограничиваются.

Тем не менее продолжаются работы по усовершенствованию техники, в том числе повлиять на будущее БПЛА могут нейросети.

Беспилотные аппараты России

Як-133

Это дрон разработки компании «Иркут» - малозаметный аппарат, способный вести разведку и при необходимости уничтожать боевые единицы противника. Предполагается оснащение управляемыми ракетами, бомбами.

А-175 «Акула»

Комплекс, способный вести всепогодный мониторинг климата, в том числе на сложном рельефе. Изначально модель разрабатывалась ООО «АэроРоботикс» для мирных целей, но производители не исключают выпуск военных модификаций.

«Альтаир»

Разведывательно-ударный аппарат, способный продержаться в воздухе до двух суток. Практический потолок – 12 км, скорость в пределах 150-250 км/ч. На взлете масса достигает 5 тонн, из них 1 т – это полезная нагрузка.

БАС-62

Гражданская разработка «ОКБ Сухого». В разведывательной модификации способен собирать разносторонние данные об объектах на воде и суше. Допускается применение для контроля линий электропередач, картографирования, мониторинга метеорологической обстановки.

Беспилотные аппараты США

EQ-4

Разработка компании Northrop Grumman. В 2017 год в армию Соединенных Штатов поступило три машины. Они были направлены в ОАЭ.

«Fury»

Беспилотник компании Lockheed Martin, предназначенный не только для наблюдения и рекогносцировки, но и для радиоэлектронной борьбы. Способен продолжать полет до 15 часов.

«LightingStrike»

Детище компании Aurora Flight Sciences, которое разрабатывается как боевая машина с вертикальным взлетом. Развивает скорость более 700 км/ч, может нести до 1800 кг полезной нагрузки.

MQ-1B «Predator»

Разработка General Atomics – средневысотная машина, которая изначально создавалась как разведывательная. Позже ее модифицировали в многоцелевую технику.

Беспилотные аппараты Израиля

«Mastiff»

Первым созданным израильтянами БПЛА стал «Мастиф», совершивший полет в 1975 году. Целью этой машины была разведка на поле боя. Простоял на вооружении до начала 90-х.

«Shadmit»

Эти устройства использовались для разведки в начале 80-х, когда шла первая Ливанская война. Часть использованных систем передавало в режиме реального времени разведданные, часть имитировала вторжение авиации. Благодаря им, успешно велась борьба с ЗРК.

IAI «Scout»

«Скаут» был создан в качестве тактической разведывательной машины, для чего оснащался телевизионной камерой и системой транслирования собранной информации в реальном времени.

I-View MK150

Другое название - «Наблюдатель». Аппараты разработаны израильской компанией IAI. Это тактическая машина, оснащенная инфракрасной системой наблюдения и комбинированной оптико-электронной начинкой.

Беспилотные аппараты Европы

MALE RPAS

Одна из недавних разработок – перспективная разведывательно-ударная машина, которая создается совместно итальянскими, испанскими, немецкими и французскими компаниями. Первая демонстрация прошла в 2018 году.

«Sagem Sperwer»

Одна из французских разработок, которая успела проявить себя на Балканах в конце прошлого века (1990-е). Создание велось с опорой на национальные и общеевропейские программы.

«Eagle 1»

Еще одна французская машина, которая предназначена для ведения разведывательных операций. Предполагается, что аппарат будет работать на высотах в 7-8 тысяч метров.

HALE

Высотный БПЛА, который может подниматься до 18 километров. В воздухе аппарат может продержаться до трех суток.

В целом в Европе ведущую роль в разработке беспилотных ЛА занимает Франция. Постоянно появляются новинки по всему миру, в том числе модульные многофункциональные модели, на базе которых можно собрать различные боевые и гражданские машины.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Новость о «русском Халке», дроне SKYF казанского ОКБ «Авиарешения», наделала немало шума в мировых СМИ. Британское издание Daily Mail рассказало о русском беспилотнике , который способен переносить до 250 кг груза и находиться в воздухе до 8 часов .

Но SKYF – далеко не единственный беспилотник российского производства. Так, только на вооружении армии РФ состоит более 2 000 дронов, которыми управляют специалисты 36 особых подразделений. В этой статье мы собрали самых интересных «птичек», у которых наверняка большое будущее.

Тот самый «русский халк» SKYF

SKYF – универсальная авиагрузовая платформа. Разработчики подчёркивают, что не пытались сделать «модную игрушку», а отталкивались от потребностей рынка.

Дрон на каркасе из авиационного алюминиевого сплава взлетает и садится вертикально. Его назначение – доставка грузов в труднодоступные места, то есть туда, куда машиной доехать сложно. Он может участвовать в сельхозработах и даже эвакуировать людей с гор или перекрытой дороги. Вот бы на таком на работу летать!

Дрон развивает скорость до 70 км/ч и может преодолеть до 350 км с грузом массой 50 кг . Понятно, что если груз будет больше, то путь сократится. Сам дрон весит 250 кг (без учёта массы топлива).

Работает дрон не от энергии в аккумуляторе, а на 95-м бензине – бака хватает примерно на 8 часов полёта. Энергия двигателя передаётся напрямую на подъёмные и управляющие винты без дорогостоящей электрической схемы.

Конечно, что под ёлку такой «подарочек» не положишь. Размеры дрона – 5,2 х 2,2 м .

«Форпост» на основе Searcher Mk II и «Застава» на базе Bird Eye 400

В апреле 2009 года Минобороны РФ закупило два израильских тактических беспилотника Searcher Mk II израильской компании IAI. Стоимость каждого – 6 млн долларов .

Машины хорошо себя показали, и вскоре страны подписали контракт на 300 млн долларов (по другим данным – 400 млн) на сборку таких БПЛА на АО «Уральский завод гражданской авиации» из израильских деталей.

Российский вариант получил название «Форпост». В контракт включили и сборку мини-беспилотников «Застава» на базе Bird Eye 400.

Каждый «Форпост» стоит около 900 млн рублей , «Застава» – 49,6 млн . Характеристики «Форпоста»:

«Застава» – беспилотник, который можно перенести в двух рюкзаках. Его «фишка»: перед посадкой аппарат делает кульбит . Он переворачивается на 180 градусов в воздухе, чтобы не повредить электронику ударом о землю.

Работает БПЛА от электромотора и может до часа находиться в воздухе. Для запуска «Заставы» используют пружинную резиновую катапульту, для посадки есть небольшой парашют.

Оба дрона предназначены для разведки и корректировки огня артиллерии. Вооружение на них не устанавливается.

Тактический беспилотник «Орлан-10»

Модель выпускается серийно с 2013 года ООО «Специальный технологический центр». Его сила – в том, что управлять дроном можно с расстояния до 120 км .

«Орлан-10» весит 14 кг и способен до 16 часов находиться в воздухе. Работает он от двигателя на 95-м бензине и развивает скорость до 150 км/ч .

Беспилотником можно управлять с пульта. Другой вариант – запрограммировать его и отправить на задание. В этом случае он преодолевает до 600 км .

БПЛА нипочём дожди и пыльные бури. Поэтому российские войска активно использую «Орланы» вместе с «Форпостами» для разведки и наведения артиллерии в Сирии, да и на Донбассе их замечали.

«Гранат-6»: почти сутки в воздухе

Новая модель компании «Ижмаш – Беспилотные системы» может непрерывно находиться в воздухе до 20 часов . Масса квадрокоптера – около 40 кг , нести он может до 10 кг груза.

Основа «Граната-6» – бензиновый двигатель, соединённый с электрогенератором. Он питает четыре электромотора, соединённые с винтами. Дрон развивает скорость до 60 км/ч .

«НЕЛК-В8»: беспилотник на водородных элементах

Экспериментальный беспилотник, который работает от низкотемпературных топливных элементов . Бензин заливать не нужно – вместо бака на БПЛА установлены баллон с водородом и стартовая батарея.

В батарее происходит химическая реакция, в ходе которой вырабатывается электрический ток. Система выдаёт 1 кВт мощности и позволяет «НЕЛК-В8» продержаться в воздухе до 5 ч на 6,8-литровом баллоне водорода.

Масса «НЕЛК-8» – 12 кг . Нести он может до 3 кг груза.

Решение крутое – вибрации и шума меньше, поэтому оптика наводится точнее. Соответственно, дрон снимает чётче, а обнаружить его сложнее.

БПЛА может использовать даже сухие газы. И это позволит ему работать при очень низких температурах.

Бонус: одноразовый беспилотник «Глаз» КБ-1

АО «Конструкторское бюро – 1» разработало «индивидуальную систему оперативной рекогносцировки». Проще говоря, беспилотник, который можно использовать лишь один раз .

Устройство на дрон совсем не похоже: трубка длиной 30 см больше напоминает школьный пенал. Внутри – разгонный блок, система стабилизации и модуль съемки.

Беспилотник выстреливает на высоту до 250 м , а потом медленно снижается и снимает всё вокруг. Оператору он по Wi-Fi передаёт видео об области 700х700 м в FullHD-разрешении.

«Глаз» удобен, если нужно снять зону радиационного заражения или место активных боевых действий. Он гораздо дешевле обычных дронов, которые всё равно в таких ситуациях не выживут.

По утверждениям специалистов, беспилотные летательные аппараты имеют неоценимо важное значение для современной военной авиации. Появление беспилотников (БПЛА), или дронов, как их еще называют, изменило тактику проведения боевых действий. «Беспилотный бум» произошел в конце 70-х XX века. Общепризнанными лидерами в мировом производстве дронов являются американцы.

Об использовании БПЛА в России серьезно задумались только в 2008 году. Основанием для этого стал грузинский конфликт. После событий в Грузии стали очевидными все преимущества, которые может дать использование беспилотников. Информация о военных БПЛА России представлена в статье.

Знакомство с аппаратом

Аббревиатура БПЛА расшифровывается как «беспилотный летательный аппарат». Она указывает на то, что для управления этим воздушным судном пилот не нужен. Регулировать движение БПЛА можно дистанционно: с самолета, с земли или из космоса.

О классификации

Сегодня для нужд авиации выпущено огромное количество различных беспилотников. Каждой модели присущи свои особенности конфигурации и характеристики компонентов. Как утверждают специалисты, в России производителем БПЛА пока не выработаны стандарты для изготовления дронов. Это, в свою очередь, привело к отсутствию требований к беспилотнику. Классифицировать БПЛА можно, используя следующие параметры:

  • Дизайн.
  • Тип старта.
  • Целевое назначение.
  • Технические характеристики.
  • Тип питания силовой установки.
  • Навигационные характеристики и радиочастотный спектр.

Типы дронов

Беспилотные летательные аппараты, представленные на мировом авиационном рынке, бывают:

  • Неуправляемыми.
  • Дистанционно управляемыми.
  • Автоматическими.

В зависимости от габаритов, беспилотники подразделяются на несколько групп:

  • Микродроны. Их вес не превышает 10 кг. Такие воздушные суда рассчитаны на одночасовой полет.
  • Мини-дроны. БПЛА весят в пределах 50 кг. В воздухе могут находиться от 3 до 5 часов.
  • Миди. Масса такого дрона - около тонны. Он способен преодолевать 15-тичасовые перелеты.
  • Тяжелые. Масса таких аппаратов превышает тонну. Из всех вышеперечисленных типов эти дроны считаются самыми совершенными. Для межконтинентальных перелетов подходят именно тяжелые БПЛА.

В России отсутствует производственная база, ориентированная на коммерческий или потребительский рынок.

О достоинствах беспилотников

В отличие от пилотируемых самолетов и вертолетов, беспилотным летательным аппаратам присущи следующие сильные стороны:

  • В БПЛА снижены габаритные характеристики, чего нельзя сказать о традиционных летательных аппаратах (ЛА).
  • Производство беспилотников менее затратно.
  • У военного командования имеется возможность использовать БПЛА в боевых условиях, не подвергая риску жизнь пилота. Ввиду относительной дешевизны устройства, при необходимости им не жалко «пожертвовать».
  • Поскольку БПЛА способны передавать полученную информацию в реальном времени, их можно использовать в разведывательных целях.
  • Дроны обладают высокой боеготовностью и мобильностью. Для их запуска нет необходимости поднимать весь летный состав.
  • Из нескольких БПЛА можно сформировать небольшие мобильные комплексы.

О недостатках

Несмотря на наличие неоспоримых достоинств, беспилотные летательные аппараты не лишены некоторых недостатков. Слабыми сторонами БПЛА являются:

  • В отличие от традиционной авиации, для беспилотников в недостаточной мере продуманы такие нюансы, как посадка и спасение летательного аппарата.
  • Дроны значительно уступают управляемым самолетам и вертолетам в таком параметре, как надежность.
  • В мирное время эксплуатация беспилотников ограничена.

Задачи дронов на «гражданке»

БПЛА появились сразу после создания первых самолетов. Однако производство беспилотников было поставлено на поток лишь в 1970-х годах. Как вскоре оказалось, при помощи данных устройств можно производить аэрофотосъемку, мониторинг различных объектов, геодезические исследования, а также доставлять покупки на дом.

Области применения БПЛП

В России беспилотные летательные аппараты предназначены для выполнения следующих задач:

  • Мониторинга и охраны государственных границ.
  • Разведки и выявления террористической угрозы.

Беспилотники широко используются военными в ходе проведения спецоперации в Сирии. Применяются беспилотники также и в сельском хозяйстве. При помощи БПЛА осуществляется аэрофотосъемка и осмотр нефтепроводов. Как утверждают авиационные специалисты, гражданская сфера в использовании БПЛА в России (дронов) занимает только 30%.

Об использовании в армии

Направление для производства БПЛА в России задано военными. Армейским командованием дроны используются преимущественно для выполнения разведывательных задач. Именно в данном направлении работают основные производители БПЛА в России. В последние годы, кроме разведывательных беспилотников, начали выпускать ударные дроны. К отдельной группе принадлежат дроны-камикадзе. Кроме того, некоторые модели БПЛА приспособлены для радиоэлектронной борьбы с противником, для ретрансляции радиосигналов. Беспилотники также могут подавать целеуказания для артиллерийских орудий. Во время военных учений в России БПЛА используются как относительно недорогие воздушные мишени. Дешевое производство дронов позволяет при выполнении военными важных задач жертвовать этими беспилотными аппаратами.

О первых моделях российских дронов

По сравнению с Израилем и США, Россия в производстве БПЛА сегодня значительно проигрывает. Многих россиян интересует вопрос о том, какими же беспилотными летательными аппаратами располагает военная авиация их страны. Одной из первых, еще советских, моделей считается беспилотник «Пчела-1Т».

Свой первый полет БПЛА совершил в 1990 году. Его задача: осуществлять корректировку стрельбы с артиллерийских орудий «Смерч» и «Ураган». Сегодня данная модель состоит на вооружении России. БПЛА «Пчела-1Т» рассчитан на радиус действия до 60 тыс. м. Вес аппарата составляет 138 кг. Для старта дрона предусмотрены специальная установка и ракетные ускорители. Посадку беспилотник совершает при помощи парашюта. «Пчела-1Т» использовался российской армией во время чеченского конфликта. В ходе военных действий данный БПЛА России совершил десять вылетов. Две модели были сбиты боевиками. Как утверждают авиационные специалисты, сегодня данный образец устарел.

Еще одним разведывательным российским беспилотником старого образца является модель «Дозор-85». После успешно пройденных в 2007 году испытаний, военными была заказана первая партия из 12 беспилотников. Предназначается «Дозор-85» для пограничников. Масса аппарата составляет 85 кг. В воздухе БПЛА данной модели может пребывать не более 8 часов.

О воздушном судне 2007 года выпуска

«Скат» является разведывательно-ударным БПЛА России. Спроектирован летательный аппарат в опытно-конструкторском бюро Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Местом показа БПЛА стал авиасалон МАКС-2007. Аппарат был представлен в виде полноразмерного макета. Министерством обороны РФ в качестве главного разработчика ударного БПЛА России был АКХ «Сухой». Вскоре, как заявил генеральный директор РСК «МИГ» Сергей Коротков, проектировочные работы по беспилотнику были прекращены. Причиной этого стало недостаточное финансирование проекта. Однако, как заявил гендиректор, по состоянию на 2015 год производство беспилотника было снова возобновлено. Проект финансируется Министерством промышленной торговли России. Предназначается беспилотный аппарат для ведения разведки. Кроме того, при помощи авиабомб и управляемых ракет с этого аппарата можно осуществлять обстрел наземных целей.

Размер БПЛА составляет 10,25 м. Высота беспилотника - 2,7 м. Дрон оборудован трехопорным шасси и одним двигателем ТРДД РД-5000Б, для которого предусмотрено плоское сопло. Вес БПЛА - не более 20 тыс. кг. Воздушное судно способно транспортировать боевую нагрузку до 6 тыс. кг. Беспилотник оборудован четырьмя точками подвески. Местом их расположения стали внутренние бомбоотсеки. Дрон способен развивать максимальную скорость 850 км/ч. Рассчитан на преодоление 4-х км дистанций. Показатель боевого радиуса составляет 1200 км.

О российско-израильском проекте

2010-й стал годом подписания между российским военным ведомством и израильской компанией IAI контракта на изготовление беспилотников. Согласно договору, машины собираются на авиастроительных предприятиях РФ. За основу был взят дрон израильского производства Searcher 1992 года выпуска. В России БПЛА был улучшен и переименован в «Форпост». Взлетная масса дрона составляет 400 кг. Показатель дальности полета не превышает 250 км. Для аппарата предусмотрены спутниковая навигационная система и тепловизионные камеры.

Другие модели

С 2007 года разведывательная деятельность осуществляется авиационными моделями БПЛА «Типчак». Стартовая масса воздушного судна составляет 50 кг. Продолжительность полета дрона не превышает двух часов. Для БПЛА предусмотрены обычная и инфракрасная камеры.

В 2009 году российская компания «Транзас» выпустила БПЛА «Дозор-600». Воздушное судно является многоцелевым дроном. Впервые оно было представлено на выставке МАКС-2009. Эксперты считают, что данный беспилотник - это аналог MQ-1В Predator. Однако о точных характеристиках американского БПЛА достоверных сведений нет. В дальнейших планах российских авиаконструкторов оборудовать радиолокационную систему видеокамерой и тепловизором. Также для беспилотника разрабатывается система целеуказаний. Используя «Дозор-600», военные осуществляют разведку и наблюдение в прифронтовых зонах. Информация, указывающая на ударные возможности данного беспилотника, пока отсутствует.

В военной авиации России используются модели БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10». С помощью данных аппаратов осуществляются: разведка, поисковые работы и целеуказание для залпового огня из артиллерийских орудий. Внешне обе модели «орланов» очень похожи. Небольшие различия заключаются в их взлетной массе и дальности полета. Для старта обоих беспилотников применяется специальная катапульта. Посадка БПЛА выполняется при помощи парашюта.

О новом БПЛА России

Для нужд военных авиастроительной компанией Zala Aero Group была создана новая модель беспилотного летательного аппарата, которая известна как Zala 421-08. Главный руководитель проекта: Захаров А.В. Основная задача БПЛА: осуществлять наблюдение, корректировать залповый огонь из артиллерийских орудий. Кроме того, при помощи беспилотника можно производить оценку ущерба. Как утверждают специалисты, отличительной особенностью данного воздушного судна является возможность выполнять видео- и фотонаблюдение с небольшого удаления. Для дрона применена схема «летающее крыло». Для беспилотника предусмотрены:

  • Планер с автопилотом.
  • Органы управления.
  • Силовая установка.
  • Питающая бортовая система.
  • Съемные блоки, содержащие целевую нагрузку.
  • Система, которая отвечает за посадку с использованием парашюта.

Корпус беспилотника оборудован специальными миниатюрными светодиодными светильниками. Благодаря им беспилотник не теряется в ночное время суток. Для машины также предусмотрена автоматическая парашютная посадка. Видеоканал работает в радиусе 15 км, аудио - 25 км. Беспилотник обладает небольшой продолжительностью полета - всего 80 минут. Размах крыла - 81 см. Показатель максимальной высоты полета составляет 3600 м. Запускается дрон с катапульты. Посадка осуществляется при помощи парашюта или специальной сети. Воздушное судно оборудовано электрическим двигателем тянущего типа. Дрон обладает скоростью от 65 до 130 км/ч. Показатель максимальной взлетной массы составляет 2,5 кг. Эксплуатация беспилотника возможна в температурном режиме от -30 до +40 градусов, а также при максимально допустимой скорости ветра 20 м/с. Летательный аппарат оборудован специальным модулем, с помощью которого сопровождение цели осуществляется автоматически.

Об «Охотнике-Б»

Авиационными конструкторами компаний «Сухой» и «МиГ» ведутся проектировочные работы по изготовлению современной модели БПЛА России. 2017-2020 годы - такие сроки отведены конструкторам для создания воздушного беспилотного судна. В документации дрон значится как «Охотник-Б». В российских СМИ бывшим руководителем Объединенной авиастроительной корпорации заявлялось, что главным разработчиком дрона считается компания «Сухой», а корпорация «МиГ» выступает в данном проекте как соисполнитель. По мнению ведущего российского эксперта в области беспилотных систем Дениса Федутинова, БПЛА внешне ничем не будет отличаться от разведывательно-ударных аппаратов, которые производят США и технологически развитые европейские страны. При изготовлении беспилотника российскими конструкторами была применена схема «летающее крыло». На данный момент более детальной информации о будущем летательном аппарате не имеется. Известно, что «Охотник-Б» будет принадлежать к типу тяжелых дронов, а его летные и боевые характеристики будут максимально приближены к параметрам X-47В, выпускаемого американской компанией Northrop Grumman. Для российского беспилотного судна будут возможны дозвуковые скорости, радиус его действия составит 4 тыс. м. Планируется вооружить «Охотник-Б» разнообразной целевой нагрузкой, в том числе и ударной. Как заявил эксперт, масса нагрузки составит не менее двух тонн. В 2018 году запланированы летные испытания. На вооружение России беспилотник поступит не ранее 2020 года.

О производителях

Компаниями «Геоскан Аэро», Tranzas, Armair и Zala Aero (дочерней фирмой концерна «Калашников») ведутся проектировочные работы по созданию беспилотных воздушных судов для экономического и военного сектора страны.

Разработкой нового российского беспилотника занимаются авиационные специалисты на заводе Туполева. Продукция данных компаний востребована как в военной и промышленной, так и в коммерческой отраслях. При помощи БПЛА, выпущенного Zala Aero, сегодня мониторят трубопроводы, водоемы, государственные границы, заповедники. С использованием дронов проводят оперативно-розыскные мероприятия. Машины, производимые «Геоскан Аэро», применяются преимущественно в коммерческом секторе. С их помощью осуществляются фото- и видеосъемка и доставка заказчику различных товаров.

Американские аналитики дали неоднозначную оценку новейшим российским военным наземным и летательным беспилотникам. Некоторые изделия, отмечают эксперты, практически зарубежных аналогов, а другие клонами иностранных разработок. Эксперты сходятся в одном: война будущего невозможна без роботов, и России придется соответствовать современным реалиям.

Друзья рядом

Беспилотник «Орион» (дальность полета - 250 километров, продолжительность - до суток) подозрительно похож на иранский Shahed. Оригинальное изделие использовалось Ираном в Сирии, видели его и в Ливане.

Основной российский беспилотник «Форпост» заимствован у Израиля, где под названием Searcher производится концерном IAI (Israel Aerospace Industries). Бендетт иронически отмечает, что Израилю удается получать многомиллиардную военную помощь от США и одновременно продавать оборонные технологии России.

Связи нет

Согласно Бендетту, разработка первого российского тяжелого беспилотника «Альтаир» отстает от графика и не укладывается в бюджет, в результате его создание отложено на неопределенный срок.

Российские разработчики заявляют, что аппарат массой три тонны с размахом крыла 28,5 метра способен нести нагрузку до двух тонн, преодолевать расстояние в десять тысяч километров, подниматься на высоту до 12 километров и находиться в автономном полете до двух суток. Прототип аппарата совершил первый полет в августе 2016 года, его серийное производство запланировано на 2018 год.

В своем докладе Бендетт отметил, что директора казанского ОКБ имени Симонова, создающего боевой беспилотник, на днях сняли с занимаемой должности (на самом деле в бюро произошла выемка документов, а с его руководителем беседовали следователи).

Бендетт заключает, что беспилотники, разрабатываемые непосредственно в России, как правило, меньше по размерам и ограничены в дальности полета по сравнению с иностранными, однако эксперт признает, что в последнее время российские власти уделяют большое внимание разработке беспилотных систем - в частности, инновациям и финансированию.

Российские военные получают большой практический опыт работы с беспилотниками, а одно из основных назначений аппарата «Орлан-10» заключается в содействии радиоподавлению. Три летательных изделия, способные нести по шесть килограммов нагрузки, управляются из одного «КамАЗ-5350»: один беспилотник выступает в качестве ретранслятора, а два других участвуют в создании радиопомех.

В разработке комплексов подавления GSM-связи (в конкретном случае РБ-341В «Леер-3») Россия является лидером и опережает США. Именно в создании радиопомех, а не для нанесения прямого удара, в США видят главную опасность создаваемых в России летательных беспилотников. В этом контексте эксперт, разумеется, не забыл упомянуть о возможной атаке российских военных на мобильные телефоны солдат .

Сильное место

Вне контекста радиоэлектронной борьбы США пока не воспринимают всерьез российские военные дроны, зато наземные беспилотники, разрабатывающиеся в России, вызывают у американских экспертов большую озабоченность.

«Россия создает целый зверинец вооруженных наземных роботов - вплоть до размеров бронетранспортеров», - сказал директор по технологиям и безопасности Центра новой американской безопасности Пол Шарр . Он отметил 11-тонный «Уран-9», 16-тонный «Вихрь» и 50-тонный Т-14 («Армата» с необитаемой башней).

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

«Многие из этих тяжелых машин сильно вооружены, и русские часто демонстрируют эти прототипы на выставках», - соглашается с экспертом Бендетт, посетивший недавно завершившуюся ежегодную конференцию-выставку Ассоциации армии США.

С другой стороны, по мнению аналитиков, многие российские роботы больше похожи на рекламные трюки, чем на реальные боевые машины. К таковым, в частности, эксперты отнесли антропоморфного робота Федора (FEDOR - Final Experimental Demonstration Object Research), способного стрелять из пистолета. Создатели Федора хвалились тем, что робот может садиться на шпагат и освоил работу кладовщика.

Большинство роботов, как справедливо отмечают эксперты, не создаются с нуля, а по сути являются обычными бронемашинами, переоборудованными для дистанционного управления. Их нельзя считать по-настоящему автономными изделиями, поскольку управление ими требует присутствия человека, пусть и вне машины.

У автоматической турели, созданной в России, по мнению Шарра, есть «проблемы с различением союзника и врага в автономном режиме работы». Однако он признает, что с развитием систем искусственного интеллекта агрегат справится с этой задачей.

Бендетт отметил, что большинство американских военных наземных беспилотников дистанционно управляемы (это упрощает противнику радиолокационное подавление), слишком легки и практически не оснащены вооружением, то есть фактически не являются полноценными боевыми роботами. В настоящее время американские наземные беспилотники столь же бесполезны в военном отношении, как и российские дроны.

В конечном итоге эксперты затруднились назвать лидера в разработке беспилотников. Шерр предположил, что США отстают от России в разработке крупных наземных боевых роботов из-за затруднений этического характера, предполагающих обоснование возможности уничтожения человека машиной, а также «отсутствия идей». Бендетт, напротив, считает, что Россия сейчас в роли догоняющего, но активно работает над преодолением отставания в сфере разработок летательных беспилотников.

Просто бизнес

Нельзя не признать, что в военных конфликтах будущего беспилотные системы будут играть одну из ключевых ролей. Данный компонент вооружений прописан в американской «третьей компенсационной стратегии», предусматривающей применение новейших технологий и методов управления для достижения преимущества над противником. В настоящее время практически все страны мира, располагающие сколь-нибудь заметным вооружением, ведут разработки перспективных беспилотников.

«Приоритеты в основном даны не столько на модернизацию прежних образцов вооружений, сколько на создание новых. Это перспективные авиационные комплексы, в том числе военно-транспортный и дальней авиации, это беспилотные комплексы, робототехника, то есть все, что связано с возможностью и необходимостью вывода человека из зоны поражения», - объяснил вице-премьер концепцию готовящегося проекта российской государственной программы вооружений на 2018-2025 годы.

С другой стороны, любые обсуждения проблемы отставания в вооружении сводятся к вопросу финансирования. В такой ситуации интересна конверсионная составляющая новых технологий. Целесообразность создания в России гиперзвуковых ракет и электромагнитного оружия в условиях экономической стагнации вызывает сомнения, тогда как в области разработки беспилотных систем их гораздо меньше.

В последнем варианте отечественного бюджета на 2018 год предусмотрено увеличение доли военных расходов на 179,6 миллиарда рублей, тогда как расходы на социальную политику, образование и здравоохранение предлагается сократить на 54 миллиарда рублей. Таким образом в 2018 году доля военных расходов может составить 3,3 процента ВВП страны.

Похожие на гигантских скатов, боевые дистанционно управляемые ударные дроны считаются одними из самых странных летательных систем, изобретенных человеком. Они представляют собой следующий эволюционный шаг в искусстве войны, поскольку определенно скоро станут авангардом любых современных военно-воздушных сил, так как в лобовом бою имеют массу неоспоримых преимуществ, особенно когда имеют дело с сильным симметричным оппонентом.

Уроки, которые вряд ли кого учат

По сути, рассматриваемые в качестве средства выведения экипажей из-под опасности в зонах с плотной ПВО, где шансы выжить не так уж велики, ударные беспилотные летательные аппараты (УБЛА), по существу, являются детищем стран с сильной оборонной промышленностью и солидными ежегодными бюджетами и зачастую с высокими моральными нормами касательно цены жизни ее солдат. В последние несколько лет США, Европа и Россия активно занимаются разработкой дозвуковых малозаметных УБЛА, за ними по пятам следует Китай, всегда готовый скопировать и адаптировать всё, что изобретают в мире.

Эти новые системы вооружения очень сильно отличаются от дронов категории MALE (средневысотный, большой продолжительности полёта), которые все видят круглосуточно на своих телеэкранах и которые строят известные израильские и американские компании, например IAI и General Atomics, являющиеся на сегодняшний день превосходными экспертами в сфере, хорошо изученной компанией Ryan Aero со своим реактивным дистанционно управляемый летательным аппаратом BQM-34 Firebee… еще 60 лет назад.

Прощупывание будущего воздушного боя: истребитель Rafale сопровождает ударный беспилотник Neuron, предназначенный для прорыва хорошо защищенного воздушного пространства. В связи с превосходной боевой эффективностью ракет «земля-воздух» нового поколения только такие невидимые ударные БЛА (с низкой эффективной площадью рассеяния) будут способны сблизиться с наземной целью и уничтожить ее с высокой вероятностью поражения и вернуться домой для подготовки к следующей битве

УБЛА — это не просто «вооруженные» беспилотники, как это может показаться, даже если сегодня принято относить БЛА, подобные вооруженным MQ-1 Predator или MQ-9 Reaper, например, к ударным системам. Это совершенно неправильно употребляемый термин. Ведь кроме участия в наступательных действиях в безопасном или контролируемом союзными силами воздушном пространстве, БЛА совершенно неспособны пройти сквозь боевые порядки должным образом пилотируемых систем оппонента.

Визит в Авиакосмический музей в Белграде действует как реальное откровение в этой сфере. В 1999 году при проведении операций НАТО в Югославии не менее 17 американских беспилотников RQ-1 Predators было сбито либо истребителями МиГ, либо ракетами ПЗРК «Стрела». Даже несмотря на свою осмотрительность, после обнаружения беспилотники MALE обречены и не проживут и часа. Стоит напомнить, что в той же кампании югославская армия уничтожила американский самолет-невидимку F-117 Nighthawk. Впервые в истории боевой авиации не обнаруживаемый радарами и считавшийся неуязвимым самолет был сбит.

Единственный раз за всю свою боевую службу F-117 был обнаружен и сбит, причем в безлунную ночь (всего три таких ночи было в пятинедельной войне) ракетой антикварного ЗРК С-125 советского производства. Но югославы не были сбродом маргиналов с примитивными представлениями о военном искусстве подобно Исламскому государству (ИГ, запрещено в России) или Талибану, они были хорошо обученными и хитрыми профессиональными солдатами, способными адаптироваться к новым угрозам. И они доказали это.

Экспериментальный образец УБЛА Northrop Grumman X-47B сделал 17 мая 2013 года еще один исторический шаг, совершив несколько посадок с немедленным взлётом после касания на атомный авианосец «Джордж Буш», стоящий у побережья штата Вирджиния

Военной авиации всего сто лет, но она уже изобилует эффектными изобретениями, к новейшим можно отнести ударные беспилотные летательные аппараты или боевые дроны. За столетний период представление о воздушном бое в корне изменилось, особенно с момента окончания Вьетнамской войны. Воздушные бои Первой и Второй мировых войн с использованием пулеметов для уничтожения противника в настоящее время превратились в страницу истории, а появление ракет класса «воздух-воздух» второго поколения превратило и пушки в довольно устаревшее для этой задачи средство, и теперь они полезны только в качестве вспомогательного вооружения для обстрела земли с воздуха.

Сегодня эта тенденция подкрепляется появлением гиперзвуковых маневренных ракет для поражения целей за пределами дальности визуальной видимости, которые при пуске в больших количествах и в тандеме с ракетами ведомого самолета, например, практически не оставляют шансов для маневра уклонения любому противнику, летящему на большой высоте.

Такая же ситуация и с современным вооружением «земля-воздух», контролируемым мгновенно реагирующей сетецентрической компьютерной системой ПВО. Действительно, уровень боевой эффективности современных ракет, которые с легкостью входят в хорошо защищенное воздушное пространство, стал в наши дни как никогда высоким. Возможно единственная панацея от этого — самолеты и крылатые ракеты с уменьшенной эффективной площадью отражения (ЭПО) или низколетящие атакующие средства с режимом облёта и огибания местности на предельно малой высоте.

В апреле 2015 года Х-47В продемонстрировал не только убедительную способность работать с авианосца, но он также доказал способность дозаправляться в воздухе. Вторым участником этого события над Чесапикским заливом стал топливозаправщик Boeing KC-707. Это реальная премьера для УБЛА, так как этот тест ознаменовал собой первую дозаправку беспилотного самолета в воздухе

В начале наступившего тысячелетия американские летчики задумались, что можно было бы сделать нового с дистанционно пилотируемой авиацией, которая стала довольно модной темой после ее расширенного применения в военных операциях. Поскольку вход в хорошо защищенное воздушное пространство становился все более и более опасным и был связан с огромным риском для боевых пилотов, даже тех, кто летал на новейших реактивных истребителях-бомбардировщиках, единственным способом решения этой проблемы стало использование вооружения, применяемого вне досягаемости средств поражения противника, и/или создание малозаметных ударных дронов с большой дозвуковой скоростью, способных исчезнуть в воздухе за счет использования особых технологий избежания радаров, включая радиопоглощающие материалы и продвинутые режимы постановки помех.

Дистанционно управляемые ударные дроны нового типа, использующие каналы передачи данных с усиленным шифрованием со скачкообразной перестройки частоты, должны быть способны входить в защищаемую «сферу» и задавать работы системам ПВО без риска для жизней летных экипажей. Их превосходная маневренность с повышенными перегрузками (до +/-15 g!) позволяет им оставаться в какой-то степени неуязвимыми перед пилотируемыми перехватчиками…

В сторону философию «запрета доступа/блокирования зоны»

Создав два продвинутых стелс-самолета F-117 Nighthawk и В-2 Spirit, представленных с большой помпой и пусканием пыли в глаза, — первый в 1988 году, а второй десятилетием позже — Управление перспективных оборонных исследований DARPA и ВВС США сыграли важную роль в том, чтобы эта новая технология успешно была внедрена и продемонстрировала свои преимущества в боевых условиях. Хотя малозаметный тактический ударный самолет F-117 теперь уже снят с вооружения, часть технологических наработок, полученных при разработке этого необычного самолета (периодически становившегося объектом возмущений ревностных приверженцев эстетики), были применены в новых проектах, например F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а в еще большей степени в перспективном бомбардировщике В-21 (LRS-B). Одна из самых засекреченных программ, которые реализуют Соединенные Штаты, связана с дальнейшими разработками семейства УБЛА с использованием радиопоглощающих материалов и современных технологий активного обеспечения крайне малой заметности.

Основываясь на программах демонстрации технологий УБЛА, Boeing X-45 и Northrop Grumman Х-47, чьи достижения и результаты остаются по большей части засекреченными, подразделение компании Boeing «Phantom Works» и секретное подразделение Northrop Grumman продолжают сегодня разработку ударных беспилотников. Особой тайной окутан проект по УБЛА RQ-180, по всей видимости, разрабатываемый Northrop Grumman. Предполагается, что эта платформа будет входить в закрытое воздушное пространство и вести постоянную разведку и наблюдение, одновременно выполняя задачи активного радиоэлектронного подавления вражеской пилотируемой авиации. Схожий проект реализует подразделение Skunks Works компании Lockheed Martin.

В процессе разработки гиперзвукового аппарата SR-72 решаются вопросы безопасной работы разведывательного БЛА в защищаемом воздушном пространстве, как за счет использования собственной скорости, так и за счет продвинутых радиопоглощающих материалов. Перспективные БЛА, созданные для прорыва современных (российских) интегрированных систем противовоздушной обороны, также разрабатываются компанией General Atomics; ее новый дрон Avenger, также известный как Predator С, включает множество инновационных стелс-элементов. По сути, для Пентагона сегодня, как и прежде, жизненно важно опережать то, что Россия создает, с целью поддержания нынешнего военного дисбаланса в пользу Вашингтона. И для Соединенных Штатов ударный дрон становится одним из средств обеспечения этого процесса.

Беспилотник Neuron компании Dassault возвращается на авиабазу Istres с ночного вылета, 2014 год. Летные испытания Neuron во Франции, а также в Италии и Швеции в 2015 году, продемонстрировали его превосходные летные качества и характеристики заметности, но все они до сих пор остаются засекреченными. Вооруженный дрон Neuron является не единственной европейской программой по демонстрации технологии УБЛА. Компания ВАЕ Systems реализует проект Taranis, он имеет почти такую же конструкцию и оснащен таким же двигателем RR Adour, что и беспилотник Neuron

То, что разработчики американских УБЛА называют сегодня «защищаемое воздушное пространство» является одной из составляющих концепции «запрет доступа/блокирование зоны» или единой (интегрированной) системой противовоздушной обороны, с успехом развернутой сегодня российским вооруженными силами, как в самой России, так и за ее границами с целью обеспечения прикрытия экспедиционных сил. Не менее умные и смекалистые чем американские военные разработчики, хотя и с существенно меньшими деньгами, российские исследователи из Нижегородского научно-исследовательского института радиотехники (ННИИРТ) создали подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию кругового обзора метрового диапазона (от 30 МГц до 1 ГГц) П-18 (1РЛ131) «Терек». Новейшие варианты этой станции со своими специфическими диапазонами частот могут засечь бомбардировщики F-117 и В-2 с нескольких сотен километров, и это не остается загадкой для пентагоновских экспертов!

УБЛА Taranis на авиабазе в Англии, на заднем плане истребитель Typhoon, 2015 год. Имея почти такие же размеры и пропорции, как и Neuron, Taranis, впрочем, более округл и не имеет отсеков вооружения

Начиная с 1975 года, ННИИРТ разработал первую трехкоординатную радиолокационную станцию, способную замерить высоту, дальность и азимут цели. В результате появилась обзорная РЛС 55Ж6 «Небо» метрового диапазона, поставки которой в вооруженные силы СССР начались в 1986 году. Позднее, после кончины Варшавского договора, ННИИРТ спроектировал радар 55Ж6 «Небо-У», который вошел в состав ЗКР большой дальности С-400 «Триумф», в настоящее время развернутый вокруг Москвы. В 2013 году ННИИРТ объявил о следующей модели 55Ж6М Небо-М, в которой в едином модуле объединены радары метрового и дециметрового диапазонов.

Обладая огромным опытом разработки высококлассных систем обнаружения малозаметных целей, российская промышленность в настоящее время очень активна и предлагает новые цифровые варианты радара П-18 своим союзникам, которые зачастую могут одновременно выполнять функции радара управления воздушным движением. Также российские инженеры создали на современной элементной базе новые цифровые мобильные радиолокационные комплексы «Небо УЕ» и «Небо СВУ», все с возможностью обнаружения малозаметных целей. Подобные комплексы для формирования единых систем ПВО позднее были проданы в Китай, при этом Пекин получил в свое распоряжение хороший раздражитель для американских военных.

Как ожидается, радиолокационные комплексы будут развернуты в Иране для защиты от любых израильских атак на его молодую атомную промышленность. Все новые российские радары являются полупроводниковыми активными фазированными антенными решетками, способными работать в режиме быстрого сканирования секторов/трасс или в традиционном режиме кругового сканирования с механически вращающимися антеннами. Российская идея интеграции трех радаров, каждый из которых работает в отдельном диапазоне (метровый, дециметровый, сантиметровый), является, несомненно, прорывной и направлена на получение возможности обнаружения объектов с крайне малыми признаками заметности.

Мобильная двухкоординатная радиолокационная станция кругового обзора П-18

Метровый модуль РЛС из комплекса 55Ж6МЕ «Небо-МЕ»

РЛК 55Ж6М «Небо-М»; радиолокационный модуль дециметрового диапазона волн РЛМ-Д

Сам по себе радиолокационный комплекс «Небо-М» радикально отличается от предыдущих российских систем, поскольку обладает хорошей мобильностью. Его конструкция изначально рассчитана на то, чтобы избежать неожиданного блиц-уничтожения американскими истребителями F-22A Raptor (вооруженными бомбами GBU-39/B SDB или крылатыми ракетами JASSM), наипервейшая задача которых уничтожение комплексов низкочастотного обнаружения российской системы ПВО в первые минуты конфликта. В состав мобильного радиолокационного комплекса 55Ж6М «Небо-М» входят три разных радиолокационных модуля и одна машина обработки сигналов и управления.

Три радиолокационных модуля комплекса «Небо М» это: РДМ-М метрового диапазона, модификация РЛС «Небо-СВУ»; РЛМ-Д дециметрового диапазона, модификация РЛС «Противник-Г»; РЛМ-С сантиметрового диапазона, модификация РЛС «Гамма-С1». В системе используются современный цифровой индикатор движущихся целей и технологии цифрового импульсного доплеровского радара, а также метод обработки данных с пространственно-временной обработкой, что обеспечивает такие ЗРК, как С-300, С-400 и С-500, потрясающе быстрой ответной реакцией, точностью и могуществом действия по всем целям, кроме малозаметных, летящих на предельно малых высотах.

Как напоминание, один комплекс С-400, развернутый российскими войсками в Сирии, смог закрыть для доступа союзной авиации круговую зону вокруг Алеппо радиусом примерно 400 км. Комплекс, имея на вооружении комбинацию не менее чем из 48 ракет (от 40Н6 большой дальности до 9М96 средней дальности), способен справляться с 80 целями одновременно… Кроме того, он держит в тонусе турецкие истребители F-16 и удерживает их от опрометчивых поступков в виде атаки на Су-24 в декабре 2015 года, поскольку зона, контролируемая ЗРК С-400, частично захватывает южную границу Турции.

Для США стало совершенным сюрпризом исследования французской компании Onera, обнародованные в 1992 году. В них говорилось о разработке 4D (четырехкоординатного) радара RIAS (Synthetic Antenna and Impulse Radar — антенна с синтетической апертурой импульсного излучения), базирующегося на использовании передающей антенной решётки (одновременное излучение набора ортогональных сигналов) и приемной антенной решетке (формирование дискретизированного сигнала в аппаратуре обработки сигналов, обеспечивающей фильтрацию доплеровских частот, включая пространственно-временной формирование диаграммы направленности и выделение цели).

Принцип 4D позволяет использовать фиксированные разреженные антенные решётки, работающие в метровом диапазоне, таким образом, обеспечивая превосходное доплеровское разделение. Большое преимущество низкочастотного радара RIAS состоит в том, что он генерирует стабильную, неснижаемую эффективную площадь отражения цели, обеспечивает большую зону охвата и лучший анализ диаграммы направленности, а также повышение точности локализации и селективности целей. Достаточно для того, чтобы бороться с малозаметными целями и с другой стороны границы…

Китай, мировой чемпион по копированию западных и российских технологий, изготовил отличную копию современного УБЛА, в котором хорошо прогладываются внешние элементы европейских беспилотников Taranis и Neuron. Впервые поднявшийся в воздух в 2013 году, Li-Jian (Острый меч) был разработан совместно аэрокосмическим университетом Шеньяна и компанией Hongdu (HAIG). Очевидно, что это одна из двух моделей AVIC 601-S, которая продвинулась дальше выставочной модели. «Острый меч» с размахом крыльев 7,5 метров имеет реактивный двигатель (по всей видимости, турбовентиляторный украинского происхождения)

Создание малозаметных УБЛА

Хорошо информированный о новой эффективной системе запрета доступа, которая будет противостоять западной пилотируемой авиации в военное время, Пентагон остановился на рубеже столетий на создании нового поколения малозаметных ударных дронов типа «летающее крыло» с реактивным двигателем. Новые беспилотные аппараты с небольшой заметностью будут похожи формой на ската, бесхвостые с плавно переходящим в крылья корпусом. Они будут иметь длину примерно 10 метров, высоту один метр и размах крыльев около 15 метров (морской вариант подходит стандартным американским авианосцам).

Беспилотники смогут выполнять либо задачи наблюдения продолжительностью до 12 часов, либо нести вооружение массой до двух тонн на расстояние до 650 морских миль, совершая крейсерские полеты со скоростью около 450 узлов, что идеально подходит для подавления ПВО противника или нанесения первого удара. За несколько лет до этого ВВС США блестяще проложили путь применению вооруженных дронов. Беспилотник RQ-1 Predator категории MALE с поршневым двигателем, впервые взлетевший в 1994 году, стал первой дистанционно управляемой воздушной платформой, способной с высокой точностью доставить до цели вооружение «воздух-земля». В качестве технологически продвинутого боевого дрона, вооруженного двумя противотанковыми ракетами AGM-114 Hellfire, принятыми на вооружение ВВС в 1984 году, он успешно развертывался на Балканах, в Ираке и Йемене, а также в Афганистане. Бесспорно неусыпный дамоклов меч над головами террористов по всему миру!

Разработанный на средства из засекреченного фонда DARPA, Boeing Х-45А стал первым «чисто» ударным беспилотником, сумевшим подняться в воздух. На фото он впервые сбрасывает бомбу с GPS-наведением, апрель 2004 года

Если компания Boeing была первым создателем УБЛА Х-45, способным сбросить бомбу, то американский флот не занимался практическими работами по УБЛА до 2000 года. Тогда он выдал контракты компаниям Boeing и Northrop Grumman на программу по изучению этой концепции. Требования к проекту по морскому УБЛА включали работу в коррозионной среде, взлет и посадку на палубу авианосца и соответствующее обслуживание, интеграцию в системы командования и управления, а также устойчивость к высоким электромагнитным помехам, свойственным условиям эксплуатации на авианосцах.

Флот был также заинтересован в закупках УБЛА для разведывательных задач, в частности для проникновения в защищенное воздушное пространство с целью идентификации целей для последующего проведения атаки на них. Экспериментальный аппарат X-47А Pegasus компании Northrop Grumman, который стал основой для разработки платформы Х-47В J-UCAS, впервые взлетел в 2003 году. ВМС и ВВС США реализовывали свои собственные программы по УБЛА. Флот выбрал платформу Northrop Grumman X-47B в качестве демонстратора беспилотной боевой системы UCAS-D. С целью проведения реалистичных испытаний компания изготовила аппарат таких же размеров и массы, что и планируемая серийная платформа, с полноразмерным отсеком вооружения, способным принять существующие ракеты.

Прототип Х-47В был выкачен в декабре 2008 года, а рулежка при помощи собственного двигателя впервые состоялась в январе 2010 года. Первый полет дрона Х-47В, способного к полуавтономной работе, состоялся в 2011 году. Позднее он принимал участие в реальных морских испытаниях на борту авианосцев, выполняя задачи совместно с палубными истребителями F-18F Super Hornet и дозаправляясь в воздухе от топливозаправщика КС-707. Что говорить, успешная премьера в обеих сферах.

Демонстрационный образец ударного беспилотника Х-47В выгружается из бокового подъемника авианосца George H.W. Bush (CVN77), май 2013 года. Как и все истребители американского флота Х-47В имеет складные крылья

Вид снизу на УБЛА Northrop Grumman X-47B, демонстрирующий свои весьма футуристические обводы. На беспилотнике с размахом крыльев около 19 метров установлен турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney F100. Он представляет собой первый шаг на пути к полностью работоспособному морскому ударному дрону, который по планам должен появиться в списке штатных летательных аппаратов после 2020 года

В то время как американская промышленность уже вовсю испытывала первые модели своих УБЛА, другие страны хотя и с десятилетней задержкой приступили к созданию подобных систем. Среди них можно назвать российское РСК «МиГ» с аппаратом «Скат» и китайскую CATIC с очень похожим «Dark Sword». В Европе британская компания ВАЕ Systems пошла своим собственным путем с проектом Taranis, а другие страны объединили усилия по разработке проекта с довольно удачным названием nEUROn. В декабре 2012 года во Франции nEUROn совершил свой первый полет. Летные испытания по наработке диапазонов режимов полёта и оценке характеристик невидимости успешно были завершены в марте 2015. За этими испытаниями последовали испытания бортовой аппаратуры в Италии, которые завершились в августе 2015 года. В конце прошлого лета в Швеции прошел последний этап летных испытаний, в рамках которого были проведены испытания по применению вооружения. Засекреченные результаты испытаний названы положительными.

Контракт по проекту nEUROn стоимостью 405 миллионов евро реализуют несколько европейских стран, включая Францию, Грецию, Италию, Испанию, Швецию и Швейцарию. Это позволило европейской промышленности начать трехлетний этап уточнения концепции и проектирования системы с соответствующими исследованиями в области заметности и повышения скорости передачи данных. За этим этапом последовал этап разработки и сборки, закончившийся первым полетом в 2011 году. За два года летных испытаний было совершено около 100 вылетов, включая сброс бомбы с лазерным наведением. Начальный бюджет 400 миллионов евро в 2006 году вырос на 5 миллионов потому, что был добавлен модульный бомбовый отсек, включая целеуказатель и саму бомбу с лазерным наведением. Франция при этом оплатила половину общего бюджета.

С парой бомб массой по 250 кг, уложенными в модульном бомбовом отсеке, беспилотник Neuron взлетает с аэродрома в шведской Лапландии, лето 2016 года. Тогда была успешно проведена оценка возможностей этого УБЛА как бомбардировщика. Видно редко замечаемое регистрационное обозначение F-ZWLO (LO означает малую ЭПО), нанесенное на створку отсека переднего шасси

250-кг бомба, сброшенная беспилотником Neuron над испытательным полигоном в Швеции летом 2015 года. Было сброшено пять бомб, подтвердивших возможности Neuron как малозаметного ударного дрона. Часть этих испытаний в реальных условиях была проведена под контролем компании Saab, реализующая наряду с Dassault, Aiema, Airbus DS, Ruag и НАI эту программу по продвинутому УБЛА, которая, скорее всего, завершится созданием перспективной ударной воздушной системы FCAS (Future Combat Air System) примерно к 2030 году

Потенциал британо-французского УБЛА

В ноябре 2014 года правительствами Франции и Великобритании было объявлено о двухлетнем исследовании возможности реализации проекта по усовершенствованному ударному дрону стоимостью 146 миллионов евро. Это может привести к реализации программы по малозаметному УБЛА, в которой будет объединен опыт проектов Taranis и nEUROn с целью создания единого перспективного ударного беспилотника. Действительно, в январе 2014 года на британской авиабазе Brize Norton Париж и Лондон подписали заявление о намерениях по перспективной ударной воздушной системе FCAS (Future Combat Air System).

С 2010 года компания Dassault Aviation совместно со своими партнерами Alenia, Saab и Airbus Defence & Space работала над проектом nEUROn, а компания BAE Systems над своим собственным проектом Taranis. Оба аппарата типа «летающее крыло» имеют одинаковый турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Turbomeca Adour. Принятое же в 2014 году решение дает новый импульс совместным исследованиям уже реализуемым в этом направлении. Оно является также важным шагом на пути к британо-французскому сотрудничеству в сфере военного самолетостроения. Не исключено, что оно может стать основой еще одного первоклассного достижения наподобие проекта самолета Concorde. Это решение, несомненно, поспособствует развитию этой стратегической сферы, так как проекты по УБЛА позволят сохранить технологический опыт в авиационной промышленности на уровне мировых стандартов.

Рисунок того, что может превратиться в перспективную ударную воздушную систему FCAS (Future Combat Air System). Проект разрабатывается совместно Великобританией и Францией на основе опыта реализации проектов Taranis и Neuron. Новый, не обнаруживаемый радарами ударный дрон может появиться на свет не ранее 2030 года

Между тем, европейская программа FCAS и аналогичные американские программы по УБЛА стоят перед определенными трудностями, поскольку оборонные бюджеты по обоим берегам Атлантики довольно напряженные. Понадобится более 10 лет, прежде чем малозаметные УБЛА начнут принимать эстафету от пилотируемой боевой авиации, выполняя связанные с высоким риском задачи. Эксперты в области военных беспилотных систем уверены, что военно-воздушные силы начнут развертывать малозаметные ударные беспилотники не ранее 2030 года.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: