Рождение детенышей у зверей весной. Подумай. Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски smart board в процессе преподавания информатики Щепакина Т. Е

Методические рекомендации

... материал усваивается прочнее без переутомления и увеличения учебного времени. Методические рекомендации по использованию дидактических ... игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи...

  • Методические рекомендации по использованию икт на уроках информатики, математики и физики

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики, математики и... достижения следующих дидактических целей: Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала ; Развитие навыков...

  • Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии»

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии» 5-6 классы Методические рекомендации по использованию комплекта печатных...

  • Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски smart board в процессе преподавания информатики Щепакина Т. Е

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски SMART ... работы в классе. Для дидактического обеспечения выполнения данного задания учитель... слайдов (содержащих только иллюстративный материал , либо иллюстрации, дополненные...

  • Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом пмпк для детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) и выделяемых сфер анализа психического развития,

    Методические рекомендации

    Международной классификации функционирования 8.1 Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом ПМПК... Бессонова. - М., Аркти, 2000. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковой строй...

  • «Кто самый ушастый» - Однажды учёные проводили испытания и залепили летучей мыши глаза. Тело длинноухого тушканчика достигает длины до 9 сантиметров, а уши – 5 сантиметров. Хотя кролик совсем небольшой. Для большинства насекомых мир беззвучен. У животных и насекомых тоже есть уши. Слух ночных бабочек настроен на звуки, испускаемые летучими мышами во время охоты.

    «Движение животных» - Ответьте на вопросы. Движение – главное свойство живых организмов. Движение с помощью мышц. Полет птиц – движение в воздухе. Движение медузы- реактивное. Самое медлительное животное? Движение моллюска. Понятие движения. Движение простейших. Эвглена зеленая. Способы передвижения животных. Кенгуру- рекордсмен по прыжкам в длину.

    «Змеи Ленинградской области» - До 65 см. ЗМЕИ Ленинградской области. Мировой аквариум, Сант-Луис, Миссури, США Прожила 8 лет Длина 1,2 м. Медянка. Умерла двухголовая медянка-долгожительница 21.06.2007. Гадюка. Змея семейства ужовых. Неядовита.

    «Поведение животных весной» - Как мы должны вести себя в лесу весной? Почему так резко меняется окраска у животных? Выработать рекомендации поведения человека в лесу весной. Март. След лося. Жизнь животных весной. (на примере видового состава Невьянского района) часть 1. Май. След белки обыкновенной. След зайца беляка. Апрель. Результат экскурсии:

    «Названия животных» - Осьминог. Почему так названы животные? КЛЁСТ - «клестить», сжимать, сдавливать, стискивать. Ворона. Заяц - прыгун. Пеликан. Белуга. Синичка. Ласточка камышовка. Конь -. Муравьед. Медведь, мёд -ед. ВОЛК волоку, волочить, тащить. Трясогузка. Кукушка (кукачка, кукавица, куко). Сорока. Сова, сыч – сыкать, шипеть.

    «Животные весной» - Выполнила учитель начальных классов МОУ «Сайгинская СОШ» Фахрутдинова Г.А. Майские жуки, божьи коровки. Установить зависимость жизни животных от весенних изменений в природе. Рыжая, Да не лисица? Расставить по порядку таблички: какие насекомые просыпаются раньше? Муравьи. Думал кошка, Крикнул: Брысь!

    Всего в теме 25 презентаций

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Животный мир леса весной. (в2-х частях) 2 часть. «В ожидании весны » Для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель ГБДОУ Детский сад №32 пос. Металлострой Колпинского р-на г. Санкт – Петербурга Морозова Татьяна Валентиновна.

    Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, забота о потомстве; Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; Воспитывать интерес к жизни животных. Задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, диких животных, закрепить названия диких животных, и их детёнышей. знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны Расширять словарный запас детей.

    Весело аукнула из лесу весна. Ей медведь откликнулся, Проурчав от сна. Подскакали зайки к ней, Подлетел к ней грач, Покатился ежик вслед, Как колючий мяч. Всполошилась белочка, Глянув из дупла, – Дождалась, пушистая, Света и тепла!.. Улыбнулся радостно Весь прозрачный лес. И мороз за елками, Заворчав, исчез. (Л. Аграчева)

    Весной звери линяют. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться. Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу заметишь».

    – Расскажи мне, белочка, почему Шубка стала серою, не пойму? – Поменяла шубку я для того, Чтобы легче прятаться.– От кого? – От лесного ястреба и хорька Спрячет шубка зимняя. И пока Поношу я серую до весны И сменю на рыжую, в цвет сосны, Не найти им рыжую на коре! Вновь надену прежнюю в октябре

    У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа - белка не живет с семьей, он живет отдельно. Много времени мама - белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки - мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда. Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

    Неужели в самом деле Птицы с юга прилетели, Воробьи дерутся в луже, Зайцу белый мех не нужен: Заяц по лесу гуляет, В серой шубке щеголяет! Снова солнце светит ярко, Скоро станет очень жарко!

    Мама - зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три - четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама - зайчиха. У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня. Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху - лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает. Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами. Весной появляются у зверей детеныши. Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.

    Норка лисоньки в земле, Спит хитрющая в тепле. Рядом с ней лисята, Два забавных брата. Только солнышко взойдет, На охоту их ведет Рыжая плутовка. В ловле есть сноровка. Н. Шконда

    Лисы весной. Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята - темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы - лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу. К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама - лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают - прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу. Лисы весной линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую.

    Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами? Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают. Папа – лис, лисица – мама, Дом – нора у них, не яма. Там темно и тесновато, Но зато всегда лисята В безопасности резвятся, Деткам некого боятся. Если страшно детворе, Быстро спрячутся в норе.

    Волки весной. Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.



    Урок N 5. Тема: Животные весной

    Цель:

    1. Показать изменения в жизни животных с приходом весны.

    2. Проследить связи живой и неживой природы.

    Ход урока

    I . Работа над темой урока

    1. Беседа

    О каком времени года это стихотворение?

    Растаял снег среди полей,

    Сбегает под гору ручей,

    И пробивается трава.

    В лесу фиалки распустились,

    И яркой зеленью оделись

    Кусточки все и дерева.

    Сегодня мы продолжаем говорить о весне. Тема нашего урока: LЖивотные весной¦.

    - Назовите признаки наступления весны в неживой природе

    (повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)

    - Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)

    - Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением тепла? Какие? (линька) Что такое линька?

    2. Словарь

    ЛИНЬКА - приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров.

    Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры. Какие это животные? (заяц, белка, песец) . Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов - приспособление к окружающей среде).

    3. Животные, которые впадают в спячку

    Что же еще происходит с некоторыми животными весной?

    Посмотрите и послушайте:

    Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

    Медведь: Без забот и без тревоги

    Спал я в тепленькой берлоге.

    Спал всю зиму до весны

    И, конечно, видел сны.

    Девочка: Вдруг проснулся косолапый.

    Слышит - каплет.

    Медведь : Вот беда!

    В темноте пошарил лапой

    И вскочил - кругом вода!

    Девочка: Заспешил медведь наружу

    Медведь: Заливает! Не до сна!

    Девочка: Вылез он и видит:

    Медведь : Лужи! Тает снег! Пришла весна!

    - Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

    - Какие еще животные пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук)

    - Почему они пробуждаются?

    Оказывается, в организме животных есть особые часы, которые отсчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего ни изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние Lзасони¦. Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги.

    Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он Lлегок на подъем¦, да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то бурундук может еще поспать.

    4. Растительный и животный мир весной

    Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)

    - Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)

    Разные животные питаются по-разному.

    Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений? Это РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ.

    - Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями? Это ХИЩНИКИ (или плотоядные). Хищников еще называют ЗВЕРями.

    - Как называются животные, которые поедают и растительную, и животную пищу? ВСЕЯДНЫЕ.

    Распределение животных по группам (На доске - картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь).

    РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ХИЩНИКИ ВСЕЯДНЫЕ

    Заяц волк медведь

    Мышь лиса белка

    Лось рысь

    - Какие пищевые цепочки можно составить? Чего не хватает? (растений) Дополнить на доску РАСТЕНИЕ.

    - Составьте теперь различные цепочки питания.

    5. Рождение нового потомства

    - Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей) .

    - Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, а главное - появляется много корма).

    Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и то же время.

    - У какой группы животных детеныши появляются раньше?

    (у растительноядных)

    Почему? (неограниченное количество пищи подоспевает раньше)

    Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.

    - Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, что указаны на доске (мышь).

    Мыши-полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну-лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.

    Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 - 2 месяца, за сезон рождается 10 - 15 детенышей (меньше, чем у полевок).

    Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.

    6. Сценка

    Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!

    Е.: Да, шубка у меня колючая, но имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность - свернусь я в клубок - попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

    Б.: А родился ты тоже с иголками?

    Е.: Ежи рождаются без иголок и слепыми. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

    Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

    З.: А я свою маму не помню! И дома у меня нет!

    Б.: Как это? Почему?

    З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

    Е.: И тебе не хотелось есть?

    З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3 - 4 дня я не голоден.

    Б.: А как же на следующие дни?

    З.: А когда захочется есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3 - 4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

    7. Обсуждение содержания сценки:

    - Каким рождается ежонок?

    - Почему бельчонку не холодно в дупле?

    - Почему зайчонок не знает своей мамы?

    8. Заботливые родители

    Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет о них заботу. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.

    А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные - хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4 - 6.

    Воспитанием детенышей занимаются и волк, и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 - 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой полупереваренной пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей.

    Лисы осенью покидают своих родителей, а волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь.

    Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, так как время воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше).

    Какое животное самой крупное? (медведь)

    Медведь дольше всех воспитывает своих детенышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего 500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 - 2 года.

    Помимо родителей, воспитанием малышей у некоторых животных занимаются еще и прошлогодние дети-няньки. В медвежьей семье такую няньку называют пестуном, у волков - переярок (молодой волк).

    Все звери выкармливают детенышей молоком, поэтому их еще называют МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

    Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться).

    - Зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)

    В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.

    9. Лес весной

    Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьев, жужжание, кваканье - все это прекрасная музыка. Но иногда к этой музыке добавляет человек Lсвою¦ - громкий крик, включенный на всю мощность магнитофон или транзистор. Этот шум отрицательно влияет на обитателей леса. Так, от включенного громко магнитофона или от сильного крика не могут подняться в воздух шмели, пчелы. Птицы и звери от такого развлечения навсегда покинут свои гнезда и норы. Это особенно плохо весной. Почему?

    Оказывается, и растения отрицательно реагируют на сильный шум - они замедляют свой рост.

    Так как же нам нужно вести себя в лесу? (Слушать природу, наблюдать, наслаждаться красотой, но не шуметь).

    Послушайте историю об одном ежике.

    А ежик ночью убежал.

    Его никто ни обижал.

    Он тосковал уже с утра,

    Он тосковал еще вчера.

    Чего он, глупый, тосковал?

    К нему никто не приставал,

    Его мы так любили,

    И гладили, и мыли,

    Но он свернулся и дрожал,

    А после взял и убежал. Почему убежал ежик?

    В траве сновали паучки,

    Тихонько тренькали сверчки.

    С родной природой в мире

    Еж был в своей квартире.

    - Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа лес - родной дом. Ёж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе (уголках природы) ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками).

    - Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Она показался вам бедным, покинутым и вы взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать и вы решили его выпустить на волю.

    а) Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов).

    б) Какие вы допустили ошибки, взяв его домой? (Нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк).

    Вывод: Природа - наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.

    Чтоб могли леса цвести

    И сады, и реки,

    Все живое береги

    Ты на этом свете.

    Ты природу полюби,

    Каждую травинку!

    С птицами дружи,

    Береги былинку.

    Не носи домой ежа,

    Бабочку не трогай,

    Школьник, помни всегда:

    Их не так уж много!

    III . ИТОГ урока

    Мы говорили о жизни животных весной. Почему у животных весной происходит линька? Почему детеныши рождаются весной? Почему у растительноядных животных детенышей больше, чем у хищников? На какой главный вопрос мы отвечаем на уроке экологии?

    В видеофильме дети 5-10 лет увидят и половодье в лесу, и волков на охоте, и как вылезает из берлоги медведь, и многие другие весенние явления в природе. Этот фильм сделан на студии учебных фильмов для детей и построен как диалог ребенка и взрослого. Ребенок наблюдает за животными и задает вопросы взрослому, взрослый отвечает на его вопросы и дает интересную дополнительную информацию. Посмотрите фильм с детьми. Фильм очень качественный и сделан профессионально с учетом всех требований к познавательным фильмам для детей. Приятного просмотра и новых открытий!

    Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной

    Зайцы весной

    Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

    У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

    Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

    Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

    Белки весной

    У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно.

    Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

    Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

    Ежи весной

    В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

    Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

    Медведи весной

    В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

    Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

    Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

    Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

    Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

    Творческое задание «Неумытый Енотик». Прочитайте детям замечательную сказку об Енотике. И придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта история.

    Э. Шим «Кто на кого похож?»

    «Маленький Енотик прибежал домой, а мама так и ахнула:

    — Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?

    — А я муравейник ворошил.

    — Почему лапы в болотной тине?

    — А я за лягушкой гонялся.

    — Нос почему в земле?!

    — Я жука выкапывал…

    — Нет, Вы только посмотрите на него! – мама говорит. – Разве так порядочные звери выглядят?

    А как порядочные звери выглядят?

    — У порядочных зверей шёрстка блестит, носы вылизаны, коготки вычищены! А ты погляди-ка на себя!

    — Я хотел поглядеть, — Енотик отвечает, — да только не дали.

    — Кто не дал?

    — А Медведица. Я не речку пришел, к воде спустился – вдруг Медведица с медвежатами! Страааашная такая! Злю-ю-ущая!

    — Да ты знаешь, зачем она на речку пришла?

    — Не знаю. Я скорей убежал.

    — Она медвежат купать привела. И ей стыдно, когда дети чумазые!

    — Вот оно что… — говорит Енотик. – Теперь понимаю. А то я догадаться не мог, почему она лапой машет и рычит: «Ах ты, чумичка, ах ты Енот неумытый!»

    Вопросы для детей:

    1. Почему Енотик не смог посмотреть на себя – на своё отражение в воде?
    2. Зачем Медведица на речку пришла? Почему Медведица рычала и сердилась?
    3. Что дальше сделал Енотик, когда он узнал, почему Медведица сердилась и ругалась «Енот неумытый»?
    4. Придумайте вместе с детьми, чем закончилась эта история. (Например, побежал быстро Енотик на речку, умылся, причесался, коготки почистил. Вернулся домой, даже мама его не узнала, и очень порадовалась…)

    Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

    Медвежонок – пестун хоть и старший медвежонок, но поиграть очень любит. Прочитайте ребенку диалог Сороки и Медвежонка – пестуна:

    Э. Шим «Сорока и медвежонок»

    «- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

    — Ты ее в дугу сгибаешь?

    — Ты ее ободрать хочешь?

    — Отстань ты, Сорока. Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!»

    Лисы весной

    Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

    К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

    Волки весной

    Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.

    Лоси весной

    Весной у лосихи рождается 1- 2 лосенка. Мама – лосиха облизывает их после рождения, и они сразу же встают на ножки. А уже через 3-4 дня маленькие лосята бегают за мамой! Долго кормит их мать – лосиха своим молоком, а лосята растут как богатыри – не по дням, а по часам!

    Барсуки весной

    Барсук просыпается и вылезает из норы. Барсук – это очень аккуратное и чистоплотное животное. Поэтому он весной принимается за ремонт своего дома, обновляет свою подстилку, чистит ходы, выбрасывает мусор.

    Весной барсук есть всё съедобное, что может найти, так как ему нужно быстро восстановить силы после зимней спячки. Ест он личинки, дождевых червей, мышей, разоряет гнезда птиц.

    В апреле у барсучихи рождаются 3-6 барсучат. Она их воспитывает одна. Несколько дней она вообще не выходит из норы, потом выходит, но ненадолго. Чтобы малыши росли быстрее, барсучиха их по одному выносит на солнышко на свежий воздух – возьмет в зубы, принесет и положит рядышком под кустик или под дерево. Когда барсучатам исполняется два месяца, они выходят из норы сами.

    Рыбы весной

    Весной лед на реке тает, и по нему уже нельзя ходить. А потом и вовсе начинается ледоход. Все обитатели водоемов радуются тому, что под водой стало светло. Рыбы выплывают на мелкие места, где вода более прогрета солнцем.

    Весной рыбы начинают расти, причем их чешуйки нарастают колечками. И по их числу можно определить, сколько рыбе лет.

    В мае рыбы мечут икру. Из нее появляются мальки.

    Сначала мальки голые, без чешуи, потом у них вырастает чешуя. Прежде всего вырастают грудные плавники будущей рыбки, потом – плавники на спине, а потом уже на животе. Когда мальки подрастут, у него появляется хвост.

    Мальки прячутся от своих врагов в темноту. У некоторых рыб мальки прячутся родителям в рот и сидят там в безопасности. Иногда мальки прячутся рядышком с родителями, присасываясь к их боку и уплывая от опасного места подальше.

    Перелетные птицы весной: логические задачи для детей

    Логическая задача 3. Каждому – свой срок. Птицы весной


    Каждая птица прилетает к нам в «своё время». Вот как об этом написано в рассказе Н. Сладкова:

    Н. Сладков. Птицы весну принесли

    «Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась.

    Весна так и делается: каждый понемножку».

    Почему у каждой птицы свой срок прилета? Попробуйте догадаться сами вместе с детьми.

    А поможет Вам догадаться, в чем причина, сказочный диалог в лесу «Коростель и грач» (Э.Шим)

    «- Коростель, ты чего запоздал, из теплых краев так поздно прилетел?

    — А я ждал, пока мой дом подрастет.

    — Как это, дом подрастет?!

    — Ты на дереве, Грач, живешь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастет!»

    Еще одна подсказка – первыми возвращаются к нам те птицы, которые улетели последними осенью. И наоборот, последними уже почти летом возвращаются к нам те птицы, которые в начале осени первыми улетели от нас. Почему? Давайте вместе с детьми вспомним, почему птицы улетели от нас осенью и не стали с нами зимовать? Они бы замерзли бы, у них не было бы питания. Значит, какие птицы прилетают первыми? Те, кто даже в марте может добыть себе корм.

    А почему ласточки прилетают только в мае? Вспомним, как ласточки перед дождем летают близко к земле – почему они это делают? Потому что ловят насекомых (летом в деревне покажите это явление детям). Ласточки питаются насекомыми. А когда появляются в наших лесах, полях, садах насекомые? В мае. Вот и ласточки прилетают к нам, когда уже появится для них пища.

    Логическая задача 4. Птицы – ревизоры

    «Этих птиц трактористы называют «резиворами». Как только выходят трактора на весеннюю пашню, так эти черные гордые птицы тут как тут – чинно и важно вышагивают за трактором по свежевспаханной полосе, выбирая из земли червяков. Что это за птицы?»

    Почему грачей называют «ревизорами»? Кто такой «ревизор»? Грачи – перелетные птицы или зимующие? Почему грачей люди называют «вестниками весны»?

    Логическая задача 5. Почему у грачей белый клюв?

    Грачи прилетают к нам одни из первых, гордо ходят по полям, ищут червяков, личинок, жуков на проталинах.

    Какого цвета клюв у грача? Белый. А у некоторых грачей клюв … черный!!! Как вы думаете, почему? У этой загадки очень интересная разгадка. И ее расскажет Вам и Вашим деткам старый грач Белый Клюв и молодой грач Черный Клюв (Э. Шим «Черный клюв и белый клюв»).

    Лучше всего разыграть это рассказ с помощью фигурок двух грачей, по-разному раскрашенных.

    «- Грач, ты небось на пожар летел?

    — Почему это – на пожар?

    — Да у тебя нос закопчённый!

    — Почему это – закопченный?

    — У грачей носы белый, а у тебя чёрный! Будто его нарочно коптили!

    — И всё ты врёшь! Нос у меня нормальный! И очень красивый! Просто я еще молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел клюв до блеска начистить!»

    После чтения этого небольшого рассказа – диалога, спросите ребенка, как понять – старого грача мы встретили в деревне весной или молодого? Почему клюв молодого грача назвали «закопченным»? (Поясните ребенку – что бывает на пожаре, что такое «закопченный». Вспомните сажу, которую могли видеть дети на даче, угли от костра, расскажите ребенку, что после пожара остаются только черные угли. А клюв у молодого грача тоже черный. Поэтому и назвали его клюв «закопченым»).

    Занимательная задача 6. Секрет соловья

    Весной соловьи поют. А когда же они едят? Песнями сыт не будешь. Оказывается, у соловушек есть свой секрет. Вот какой:

    «Пел в черемухах соловей. Без передышки пел, звонко и хлестко. Язычок его в широко разинутом клювике бился как колокольчик. Когда только успевает он есть и пить! Ведь песней одной сыт не будешь.
    Свесил крылышки, запрокинул головку, острый клювик его щелкает, как ножницы в руках ловкого парикмахера. Щелкает и выщелкивает такие звонкие трели, что даже соседние листики вздрагивают, и теплый парок вырывается из разгоряченного горлышка.

    …А на парок слетаются комары! Под тугое перо им носа не подточить, так зундят они над разинутым клювиком. Сами в рот так и просятся, прямо на язык сами липнут! Щелкает соловей песни и… комаров. Два дела разом. И одно другому не помеха. А еще говорят, что соловья песни не кормят!»

    (Н. Сладков. Соловей)

    Любознательным: интересные факты о соловьях весной

    В первой половине мая возвращаются к нам соловьи. Сначала прилетают к нам соловьи – самцы и сразу же начинают петь, но поют еще слабо и неуверенно. Их пение – это сигнал для соловьев – самочек. Когда прилетают самочки, начинаются соловьиные песни. Голос этой птички удивительно красив!

    Но не любой соловей научится красиво петь. Учатся петь соловьи целых три года! Лишь на третий год они становятся великолепными певцами. Молодые соловьи учатся петь у своих соседей – старых соловьев. Если соседи поют не очень хорошо, то соловей не обретает своего полного красивого голоса. Как говорится, с кем поведешься – от того и наберешься. Эта пословица в прямом смысле относится к «музыкальной школе пения соловьев», в которой опытные соловьи учат пению молодых соловушек.

    Обычно Соловьиный день отмечают 15 мая – это время солнечной теплой весны и соловьиных песен. В народе говорили так: «Соловьи прилетают тогда, когда они смогут напиться росы или дождевой воды с березового листа».

    В мае – июне соловьи начинают вить гнезда. Гнездо делается из трав, шерсти, сухих листьев. Самочка насиживает яйца две недели.

    В июне рождаются птенцы. В это время заканчиваются сольвьиные концерты – соловьи выращивают птенчиков.

    Соловья многие слышали, да не все видели. Он – невидимка. Увидеть маленькую серую птичку очень трудно.

    Э. Шим. Соловей и воронёнок

    «- Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

    — Почему?

    — В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

    — А ты его видел?

    — Не привелось еще. Но говорят — так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

    — Так глянь. Я и есть Соловушко!»

    Мультфильм о птицах весной

    А в заключение предлагаю посмотреть замечательный мультфильм для малышей по сказке В. Бианки «Оранжевое горлышко» о жаворонке и его соседях – куропатках. Из мультфильма в очень увлекательной и доступной для малышей форме сказки дети узнают о том, как живут птицы.

    Сначала предлагаю прочитать эту книжку детям (она достаточно большая, поэтому здесь я не буду предлагать ее текст, книгу «Оранжевое горлышко» можно найти в любой детской библиотеке), а затем посмотрите мультик по этой познавательной сказке.

    Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир природы и животных. Вы и Ваши дети многое узнали о животных весной, придумали свои истории, разыграли диалоги. Надеюсь, что эта статья поможет Вам и Вашим маленьким почемучкам и принесет много радости и удивительных открытий!

    Еще о весне речевые игры, стихи, физкультминутки, картинки, сказки для занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: