Тяжелых гаубиц м 30.  Военный Обозреватель. Где можно увидеть

Памятник гаубице М-30 установлен на северном въезде в Тулу на улице Октябрьская, внутри разворотного кольца троллейбуса (бывшая конечная маршрута №4).
Проехать к памятнику можно на городском и пригородном общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости (остановка "Станция Северная").
Разворотное кольцо практически не используется и представляет собой отличную парковку в непосредственной близости от памятника.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Постамент памятника (высота около 130 сантиметров) находится в состоянии активного ремонта. Торчит арматура.

все фото кликабельны до 3648х2736

"В этом районе в ноябре-декабре 1941 г. размещались артиллерийские части, которые вели бои по разгрому немецко-фашистских войск.
Установлено в ноябре 1966 г."

Это четвёртый памятник установленный в ноябре 1966 года.
(первый - пушка , второй - зенитка , третий - танк )

02.


122-мм гаубица образца 1938 года (М-30, индекс ГАУ - 52-Г-463) - советская гаубица периода Второй мировой войны.
Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.
Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.
По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века.
Оснащение артиллерии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.
(здесь и далее: wikipedia)

03.


Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года.
Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения; в частности, устройство канала ствола было близко к аналогичному узлу гаубицы «Лубок», от неё же взяли тормоз отката и передок.
Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг.
Колёса были взяты от пушки Ф-22.
Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы.
Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года.
Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

04.


Доработка орудия шла тяжело.
22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания,
снова выявившие ряд недостатков.
Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания,
а новые войсковые испытания не проводить.
Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно.
Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.»

05.


М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника.
Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов.
Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника.
Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков.
У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

06.


Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году.
При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами
с установкой взрывателя на фугасное действие.
Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным,
вплоть до срыва башни с погона.
Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

07.


Гаубица М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.
Ствол представлял собой сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором.
М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание.

08.


Младший фотографирует станины.

09.


Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела.
Спуск производится нажатием гашетки с помощью соединенного с ней спускового шнура.

10.


Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций, этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой.

11.


Казённая часть орудия с правой стороны.

12.


Противооткатные устройства - откатник и накатник.

14.


Дульный срез ствола. Можно рассмотреть полосы нарезов.

15.


Маховик вертикальной наводки орудия. Сохранилась деревянная ручка.

16.


Зубчатый сектор механизма вертикальной наводки орудия.

Знаменитая 122-мм гаубица Д-30 снята с вооружения Сухопутных войск российской армии по распоряжению министра обороны Сергея Шойгу. Разговоры о снятия этой пушки с вооружения велись с начала 2000-х, но решение принято только сейчас, когда в войсках практически не осталось этих исправных орудий.

Гаубица Д-30 с 1960-х годов стоит на вооружении многих стран мира и принимала участие в большинстве современных конфликтов. Это орудие используется для церемониального полуденного выстрела в Санкт-Петербурге.

В Главном ракетно-артиллерийском управлении (ГРАУ) Минобороны сообщили, что глава военного ведомства распорядился передать все имеющиеся в бригадах Сухопутных войск гаубицы Д-30 на базы хранения до конца 2013 года. Взамен войска получат буксируемый вариант самоходной гаубицы «Мста» или самоходные артустановки «Акация» калибра 152-мм. Гаубицы Д-30 останутся только в частях ВДВ и в одной из десантно-штурмовых бригад Южного военного округа, сообщает газета «Известия» .

Производство Д-30 прекращено в начале 1990-х годов. Находящиеся в войсках орудия сильно изношены, требуют капитального ремонта и восстановления. Проще их списать и перейти на единый артиллерийский калибр 152 мм, - заявил представитель ГРАУ.

Он пояснил, что 122-мм снаряд слабее, чем 152-мм, и этот фактор не может компенсировать более высокая кучность огня Д-30 чем у «Мста» и 2С3 «Акация». В современных условиях на поле боя много бронированных и хорошо защищенных целей, против которых требуется большой калибр.

Большинство иностранных армий перешло на калибр 155 мм. США недавно приняли на вооружение буксируемую, а также транспортируемую вертолетом гаубицу М-777. Новые пушки данного калибра есть у Израиля, Франции, Великобритании и других.

Однако в войсках считают, что Д-30 рано списывать, так как у нее есть ряд неоспоримых преимущество - высокая транспортабельность, в том числе на внешней подвеске вертолета Ми-8. Гаубицу легко десантировать с парашютом, а вот «Мсту» невозможно. Д-30 весит 3,2 т, «Мста-Б» - более семи. Грузоподъемность Ми-8 на внешней подвеске до 3,5 т. Подцепил гаубицу, и вперед, - пояснил «Известиям» офицер ВДВ. Этим в первую очередь и объясняется сохранение Д-30 в десантных частях.

Эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко пояснил изданию, что кучность боя у Д-30 одна из самых высоких в истории Вооруженных сил. «Снаряды 122 мм, конечно, слабее 152 мм, но ведь для них тоже есть адекватные задачи. Во многих ситуациях выгоднее с точки зрения снабжения применять 122-мм орудия. Например, если на решение одной задачи надо три грузовика 122-мм снарядов или четыре 152-мм. Лучше, конечно, выбрать первое», - пояснил Цулуйко.

По мнению эксперта, Д-30 это пушка легких сил - ВДВ и отдельных десантно-штурмовых бригад, а мотострелковым бригадам они не нужны.

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
М-30 - M1938


122-мм гаубица. Разработана в 1938 г. КБ "Мотовилихинских заводов" (г.Пермь) под руководством Федора Федоровича Петрова. Серийное производство гаубицы начато в 1939 г. сразу на трех заводах - в т.ч. на "Мотовилихинских заводах" (г.Пермь) и на артиллерийском производстве завода "Уралмаш" (г.Свердловск, с 1942 г. - артиллерийский завод №9 с ОКБ-9). Гаубица производилась по 1955 г. Всего произведено 16887 орудий / 19266 орудий (по др.данным - http://www.ugmk.com ). В послевоенное время гаубица долго состояла на вооружении в частях Сибирского и Уральского военных округов.

Конструкция - классическая с двухстанинным лафетом и жестко закрепленным щитом с поднимаемым центральным листом. Ствол нарезной без дульного тормоза. Лафет идентичен лафету 152-мм гаубицы . Колеса большого диаметра оснащены цельными скатами, заполненными губчатой резиной. Сошники на станинах двух типов - для твердой и мягкой почвы.

ТТХ орудия :
Расчет - 8 чел

Калибр - 121.9 мм
Длина орудия в походном положении - 5900 мм
Длина ствола - 2800 мм (22.7 калибра)
Ширина орудия в походном положении - 1975 мм
Высота - 1820 мм
Углы наведения по вертикали - от -3 до +63.5 град
Углы наведения по горизонтали - сектор 49 град

Масса походная максимальная - 2900 кг
Масса боевая максимальная - 2360 / 2450 кг
Масса снаряда:
- 21.76 кг (ОС)

Дальность стрельбы максимальная:
- 11800 м (ОС)
Дальность прямого выстрела - 630 м (БКС БП-463)
Скорость снаряда начальная - 508 / 515 м/с
Скорострельность - 5-6 выстр/мин
Скорость буксировки по шоссе - 50 км/ч
Ресурс орудия - 18000 выстр. (по опыту одного из серийных образцов)

Боеприпасы :
- осколочный снаряд (ОС) - основной тип боеприпасов гаубицы.

Бронебойный кумулятивный снаряд (БКС) БП-463 может применяться из гаубицы. Практически использовался крайне редко.
Бронепробиваемость - 200 мм на дальности 630 м

Модификации :
- М-30 - базовая модель 12--мм гаубицы.

СУ-122 - самоходная установка на шасси Т-34 с гаубицей М-30 с качестве орудия. Выпускалась серийно в годы Великой Отечественной войны.

Статус : СССР / Россия
- 2012 г. - возможно еще используется в учебных целях и точно есть в резерве.

Экспорт :
- Болгария - серийно выпускалась модификация гаубицы М-30 с колесами другой конструкции.

Венгрия - состояла на вооружении.

ГДР - состояла на вооружении.

Китай: гаубица выпускается серийно под наименованием Тип 54 и Тип54-1 - первая модель является точной копией гаубицы М-30, вторая имеет ряд конструктивных отличий. Так же еще в первой половине 1990-х годов серийно выпускалась САУ с гаубицей Тип 54-1 на шасси БТР Тип 531.

Ливан:
- 1992 г. - есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии; так же есть в составе Армии Южного Ливана (произраильские формирования).

Польша - состояла на вооружении.

Румыния - состояла на вооружении.

Чехословакия - состояла на вооружении.

Югославия - состояла на вооружении.

Источники
:
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года. Сайт http://www.ugmk.com , 2005 г.
Желтоножко О. Под индексом «Д». К открытию Музея 9-го Артиллерийского Завода. Сайт http://www.otvaga2004.narod.ru , 2012 г.
О"Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РСЗО, минометы. М., ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
Юрчин В. Вооруженные силы Ливана. // Зарубежное Военное Обозрение. № 5 / 1993 г.

Су-122 на базе М-30

М-30 в музее на Сапун-горе

ТТХ М-30

Масса в боевом положении

Наибольшая дальность стрельбы

Наибольший угол возвышения

Наибольший угол склонения

Угол горизонтального обстрела

Количество переменных зарядов

Скорострельность практическая

5-6 выстрелов в минуту

Скорость перевозки по шоссе


В наследство от русской армии РККА в числе прочих артсистем достались 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» (Krupp) и французской фирмой «Шнейдер». К 1930-м эти орудия явно устарели. Проведённые модернизации (в 1930 году для гаубиц обр. 1910 г. и в 1937 году – для обр. 1909 г.) существенно улучшили дальность стрельбы этих гаубиц, но модернизированные орудия всё же не удовлетворяли требованиям своего времени, в особенности, по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107–122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой. 11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

В целях ускорения проектирования было принято решение о заимствовании передового иностранного опыта. К проектированию приступило КБ-2, которым руководили немецкие специалисты. В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Оно также было известно под названием «Лубок», от наименования темы, объединяющей два проекта по созданию 122-мм дивизионной гаубицы и 107-мм лёгкой гаубицы. Ствол 122-мм гаубицы обр. 1934 г. имел длину в 23 калибра, максимальный угол возвышения составлял +50°, угол горизонтальной наводки – 7°, масса в походном и боевом положении равнялась 2800 и 2250 кг соответственно. Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход – металлические колёса без шин, но с подрессориванием – ограничивавший скорость буксировки двенадцатью километрами в час. Орудие было выпущено в 1934– 1935 годах небольшой серией в 11 единиц, из которых 8 поступили в опытную эксплуатацию (две четырёхорудийные батареи), а оставшиеся три – во взвод подготовки красных командиров.

Однако в 1936 году в ГАУ произошло серьёзное изменение взглядов на дивизионную гаубицу – проект «Лубок» в исходном виде более уже не считался перспективным. В частности, артиллеристов больше не устраивал однобрусный лафет, и они требовали раздвижные станины. Кроме того, зазвучали разговоры о переходе от 122-миллиметрового к 107-миллиметровому калибру на том основании, что за рубежом все перешли со 120-миллиметровых на 105-миллиметровые орудия. В силу всего этого, «Лубок» на вооружение так и не приняли, а в производстве осталось 122-мм гаубица обр. 1910/30 гг.

К 1937 году стало ясно, что в случае перехода на 107-мм калибр артиллерия начнет испытывать снарядный голод – производственные мощности по производству 107-миллиметровых боеприпасов были слишком малы. По той же причине был отвергнут проект замены дивизионных трёхдюймовок 95-миллиметровыми пушками.

В марте 1937 года на московском совещании представителей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) было решено принять предложение маршала Егорова о разработке более мощной 122-мм гаубицы. В сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия.
Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения; в частности, устройство канала ствола было близко к аналогичному узлу гаубицы «Лубок», от неё же взяли тормоз отката и передок. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.»

Производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами – № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.
Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.
Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года. Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30, принятая на вооружение в 1960 году.

М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол представлял собой сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором. М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций, этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой. Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами, рессоры пластинчатые. Возка орудия механической тягой обычно производилась без передка непосредственно за тягачом, максимально допустимая скорость транспортировки составляла 50 км/ч на шоссе и 35 км/ч по булыжным мостовым и просёлочным дорогам. Конной тягой гаубица перевозилась за передком шестёркой лошадей. При разведении станин подрессоривание выключается автоматически, при отсутствии места или времени для разведения станин допускается стрельба при сведённых станинах в походном положении. Угол горизонтального обстрела при этом уменьшается до 1°30′.

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1. Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 метров.

М-30 была дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка – лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили ещё один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 штуки. В июле 1941 года гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии. В горнострелковых дивизиях в 1939–1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырёхорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остаётся только один двухбатарейный дивизион, всего восемь гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены. В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена. До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах – одна батарея, 4 орудия. 122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования.

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона.

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия (а также ряда более ранних трофейных советских гаубиц того же калибра) немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. – 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции.

Сложнее всего рассказывать об орудиях, которые долгое время были на слуху. В предвоенный период по этому показателю первое место надо отдать, не задумываясь, 122-мм дивизионной гаубице образца 1910/30 годов.

Наверное, нет военного конфликта того времени, где бы не засветились эти гаубицы. Да и на кадрах хроники Великой Отечественной эти орудия - постоянные герои сражений. Причем увидеть их можно с обеих сторон фронта. Команда "огонь" звучит на русском, немецком, финском, румынском языках. Не брезговали противники пользоваться трофеями. Согласитесь, это достаточно важный показатель надежности, качества и хороших боевых характеристик орудия.

Прежде всего следует пояснить историческую необходимость появления именно этого орудия. Мы уже рассказывали о проблемах РККА того времени. Как и о проблемах всего СССР. Изношенность орудий, отсутствие возможностей производства качественных запасных частей, моральное и техническое устаревание вооружения.

Добавьте к этому отсутствие инженерных и конструкторских кадров в промышленности, устаревание технологий производства, отсутствие многого из того, что уже использовалось в оборонной промышленности западных стран.

И все это на фоне откровенно враждебного окружения страны. На фоне откровенной подготовки Запада к войне с Советским Союзом.

Естественно, в руководстве РККА и СССР прекрасно понимали, что без принятия срочных мер по перевооружению Красной Армии страна в достаточно скором будущем окажется не только в аутсайдерах мировых артиллерийских держав, но и вынуждена будет тратить огромные средства на закупку заведомо устаревших западных артиллерийских систем. Современная артиллерия нужно была здесь и сейчас.

На вооружении РККА в 20-е годы находилось сразу две 48-линейные (1 линия = 0,1 дюйма = 2,54 мм) полевые гаубицы: образца 1909 и 1910 годов. Разработки фирм «Крупп» (Германия) и «Шнейдер» (Франция). В середине 20-х годов, после окончательного перехода к метрической системе именно эти орудия и стали 122-мм гаубицами.

Сравнение этих гаубиц не входит в задачу авторов этой статьи. Поэтому ответом на вопрос о том, почему для модернизации была выбрана именно гаубица образца 1910 года, озвучим лишь с одним комментарием. Эта гаубица была более перспективна и имела больший потенциал для дальнейшей модернизации в части дальнобойности.

При равных, а иногда лучших (например, по массе тяжелой фугасной гранаты - 23 кг против 15-17 у западных образцов) показателях гаубица прилично проигрывала в дальности стрельбы западным образцам (немецкой системе 10,5 cm Feldhaubitze 98/09 или британской Royal Ordnance Quick Firing 4.5 inch howitzer): 7,7 км против 9,7 км.

В середине 20-х годов понимание скорого возможного отставания советской гаубичной артиллерии трансформировалось в прямое указание развернуть работу в этом направлении. В 1928 году КБ Пермского орудийного завода (Мотовилихинского) было дано задание модернизировать гаубицу и увеличить её дальнобойность до уровня лучших образцов. При этом преимущество в весе гранат необходимо сохранить.

Руководителем конструкторской группы стал Владимир Николаевич Сидоренко.

Чем же отличается гаубица образца 1930 года от гаубицы 1910 года?

Прежде всего новая гаубица отличается каморой, которую удлинили путем расточки нарезной части ствола на один калибр. Сделано это для того, чтобы обеспечить безопасность стрельбы новыми гранатами. Необходимую начальную скорость тяжелой гранаты можно было получить только путем увеличения заряда. А это, в свою очередь, увеличило длину боеприпаса на 0,64 калибра.

А дальше простая физика. В штатной гильзе либо не оставалось места для всех пучков, либо не было достаточно объема для расширения образующихся при сгорании пороха газов, если использовался увеличенный заряд. В последнем случае попытка выстрела приводила к разрыву орудия, поскольку из-за отсутствия объёма для расширения газов в каморе сильно возрастали их давление и температура, а это приводило к резкому увеличению скорости химической реакции сгорания пороха.

Следующее изменение в конструкции вызвано приличным усилением отдачи при выстреле новой гранатой. Усилили противооткатные устройства, подъемный механизм и сам лафет. Старые механизмы не выдерживали стрельбы дальнобойными боеприпасами.

Отсюда появилась и следующая модернизация. Увеличение дальности потребовало создания новых прицельных приспособлений. Тут конструкторы изобретать велосипед не стали. На модернизированную гаубицу установили так называемый нормализированный прицел.

Такие же прицелы устанавливались в то время на все модернизированные орудия. Отличия заключались лишь в нарезке дистанционной шкалы и креплениях. В современном варианте прицел бы назывался единым или унифицированным.

В результате всех модернизаций несколько увеличилась общая масса орудия в боевом положении - 1466 килограммов.

Модернизированные гаубицы, которые сегодня находятся в различных музеях мира, можно узнать по маркировке. На стволах обязательны выбитые надписи: "Удлиненная камора". На лафете - "упроченный" и "обр. 1910/30 г." на веретене, регулирующем кольце и задней крышке отката.

Именно в таком виде гаубица и была принята в 1930 году на вооружение РККА. Производилась на том же заводе в Перми.

Конструктивно 122-мм гаубица обр. 1910/30 гг. (основной серии по чертежам «литер Б») состояла из:
- ствола из трубы, скрепленной кожухом и надульником или ствола-моноблока без надульника;
- поршневого затвора, открывавшегося вправо. Закрывание и открывание затвора производилось поворотом рукоятки в один приём;
- однобрусного лафета, включавшего люльку, противооткатные устройства, собранные в салазках, станок, механизмы наведения, ходовую часть, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.

Буксировка орудия осуществлялась конной (шестерка лошадей) или механической тягой. Обязательно использовался передок и зарядный ящик. Скорость транспортировки была всего 6 км/ч на деревянных колесах. Рессоры и металлические колеса появились уже после принятия на вооружение, соответственно, скорость буксировки возросла.

Есть ещё одна заслуга модернизированной 122-мм гаубицы. Она стала "мамой" советской самоходной гаубицы СУ-5-2. Машина была создана в рамках конструирования триплекса дивизионной артиллерии. На базе шасси танка Т-26 были созданы установки СУ-5.

СУ-5-1 - самоходная установка с 76-мм пушкой.
СУ-5-2 - самоходная установка с 122-мм гаубицей.
СУ-5-3 - самоходная установка со 152-мм мортирой.

Машина была создана на заводе опытного машиностроения имени С. М. Кирова (завод №185). Прошла заводские и государственные испытания. Была рекомендована для принятия на вооружение. Было построено 30 самоходок. Однако использовались они для решения совершенно несвойственных им задач.

Легкие танки предназначались для наступательных действий. Значит, танковым частям необходимы не гаубицы, а штурмовые орудия. СУ-5-2 использовалась как орудие артиллерийской поддержки. А в этом случае исчезала необходимость быстрых перемещений. Возимые гаубицы были предпочтительнее.

Тем не менее, эти машины, даже при такой малочисленности, боевые. В 1938 году пять самоходных гаубиц дрались с японцами у озера Хасан в составе 2-й механизированной бригады, отзывы командования бригады были положительные.

В походе на Польшу 1939 года СУ-5-2 также приняли участие. Но сведений о боевых действиях не сохранилось. Скорее всего (учитывая, что машины входили в состав 32-й танковой бригады), до боев дело не дошло.

А вот в первый период Отечественной войны СУ-5-2 воевали, но особой погоды не делали. Всего в западных округах было 17 машин, 9 в Киевском округе и 8 в Западном особом. Понятно, что к осени 1941 года большинство из них были уничтожены, либо взяты в качестве трофеев вермахтом.

А как воевали "классические" гаубицы? Понятно, что любое вооружение лучше всего проверяется в бою.

В 1939 году модернизированные 122-мм гаубицы применялись во время событий на Халхин-Голе. Причем количество орудий постоянно увеличивалось. Вызвано это во многом прекрасными результатами работы советских артиллеристов. По оценкам японских офицеров, советские гаубицы превосходили всё, с чем они встречались раньше.

Естественно, новые советские системы стали предметом "охоты" японцев. Заградительный огонь советских гаубиц напрочь отбивал у японских солдат желание наступать. Итогом такой "охоты" стали достаточно ощутимые потери РККА. Было повреждено или потеряно безвозвратно 31 орудие. Более того, японцам удалось захватить и достаточно большое количество трофеев.

Так, в ходе ночной атаки позиций 149 стрелкового полка, в ночь с 7 на 8 июля японцы захватили батарею лейтенанта Алешкина (6-я батарея 175 артиллерийского полка). При попытке отбить батарею командир батареи погиб, а личный состав понес значительные потери. В дальнейшем японцы использовали эту батарею в собственной армии.

Звездным часом 122-мм гаубиц образца 1910/30 года стала советско-финская война. По различным причинам именно этими орудиями была представлена гаубичная артиллерия РККА. По некоторым данным, количество гаубиц только в составе 7-й армии (первый эшелон) тогда доходило почти до 700 (по другим 624) единиц.

Точно так же, как это случилось на Халхин-Голе, гаубицы стали "лакомым куском" для финской армии. Потери РККА в Карелии по разным оценкам составили от 44 до 56 орудий. Часть этих гаубиц так же вошла в состав финской армии и в дальнейшем использовалась финнами достаточно эффективно.

К началу Великой Отечественной войны описываемые нами орудия были самыми распространенными гаубицами в РККА. По разным оценкам, общая численность таких систем доходила до 5900 (5578) орудий. А укомплектованность частей и соединений была от 90 до 100%!

На начало войны только в западных округах находилось 2752 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов. А вот на начало 1942 года их осталось менее 2000 штук (по некоторым оценкам, 1900; точных данных нет).

Такие чудовищные потери сыграли негативную роль в судьбе этих заслуженных ветеранов. Естественно, что новое производство создавали под более совершенные орудия. Такими системами были М-30. Они и стали основными гаубицами уже в 1942 году.

Но все равно на начало 1943 года гаубицы образца 1910/30 годов составляли более 20% (1400 шт.) общей численности такого вооружения и продолжали свой боевой путь. И дошли-таки до Берлина! Устаревшие, посеченные осколками, многократно ремонтируемые, но дошли! Хотя увидеть их на победной хронике сложно. А потом ещё засветились на советско-японском фронте.

Множество авторов утверждает, что 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов устарели уже к 1941 году. И использовались РККА "по бедности". Но возникает простой, но логичный, вопрос: а какие критерии используются для определения старости?

Да, эти гаубицы не могли соперничать с той же М-30, о которой будет наш следующий рассказ. Но орудие достаточно качественно выполняло поставленные задачи. Есть такой термин - необходимая достаточность.

Так вот, эти гаубицы имели именно необходимую эффективность. И во многом возможности увеличения парка М-30 в РККА способствовала героическая работа этих стареньких, но мощных гаубиц.

ТТХ 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов:

Калибр, мм: 122 (121,92)

Максимальная дальность огня гранатой ОФ-462, м: 8 875

Масса орудия
в походном положении, кг: 2510 (с передком)
в боевом положении, кг: 1466

Время перевода в боевое положение, сек: 30-40

Углы обстрела, град.
- возвышения (макс): 45
- снижения (мин): -3
- горизонтальный: 4,74

Расчет, чел: 8

Скорострельность, выстр/мин: 5-6

Выражаем свою благодарность Музею отечественной военной в Падиково за предоставленную информацию.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: