Авдотья Смирнова – о системной помощи, добробесии и страхе смерти. А чем ты была недовольна? Своей внешностью или

Авдотья Смирнова – кинорежиссер и сценарист, а кроме того, долгие годы она вместе с Татьяной Толстой вела телепередачу «Школа злословия». В 2012 году Авдотья создала благотворительный фонд «Выход», который занимается содействием решению проблем аутизма. Задача фонда – вместе с обществом инициировать государственные изменения в системе помощи людям с аутизмом, чтобы положить конец их социальной изоляции. Как любит говорить Смирнова, «я не выбирала благотворительность – благотворительность выбрала меня». Я знаю Авдотью с детства – мы вместе росли и крепко дружили. Потом она переехала из Москвы в Питер, и жизнь вроде бы развела нас, но, как выяснилось, только для того, чтобы спустя годы свести заново. Сегодня мы вместе работаем в фонде «Выход» .

– Я всегда думала, что в благотворительности царят взаимопомощь и самопожертвование. Но, попав в эту среду, я поняла, что она очень конфликтная и конкурентная. Если это так, то почему?

– Наверное, это в значительной степени так. А почему – готового прямого ответа нету. С одной стороны, в системной благотворительности работают едва ли не самые интересные люди в стране. , Юля Чечет, Люба Аркус, Гор Нахапетян, Дима Ямпольский, Ян Яновский, Оля Журавская, Ася Залогина, Инна Монова, Таня Лазарева, Лена Смирнова и многие другие. Это яркие, сильные, талантливые, а значит, авторитарные личности. Поэтому в благотворительности концентрация людей авторитарных, на мой взгляд, выше, чем во всех других областях.

Второе – это то, что, как правило, эти люди приходят в системную , не имея соответствующего образования в фандрайзинге, медицине и так далее. В каких-то других профессиях они полностью состоялись, а здесь приходится смириться с тем, что мы ничего не знаем. Невозможно же параллельно с благотворительностью получать второе образование.

Так что ты вечный дилетант на этой поляне, но волевые решения принимать приходится именно тебе. Например, когда определяешь пул экспертов, на мнение которых ты будешь опираться. И если тебе кто-то из другого фонда говорит: «А наш-то специалист Иван Петрович Сидоров считает совершенно по-другому», – ты начинаешь биться головой о стену и думать: «А вдруг он прав?»

Наконец, исходя из своего предшествующего опыта, ты просто начинаешь действовать в логике здравого смысла. Тебе кажется, что уж он-то работает везде одинаково. А оказывается, что нет. Это тоже очень раздражает.

– Как здравый смысл может не работать?

– Я прошла это на собственной шкуре. Все люди, знакомые с медиа, знают, что эффективнее всего простые конструкции. И мне, и моим товарищам казалось, что в просветительской части нашей работы нужно действовать так же, как мы действовали бы на медийных площадках. Начни излагать простые, четкие, понятные тезисы об – и дело сдвинется с мертвой точки, повысится толерантность в обществе.

Не тут-то было! Как только ты начинаешь говорить просто, ты подкрепляешь стереотипные представления из серии «все аутисты – гении», что не помогает, а очень мешает принятию людей с РАС. Упрощение ведет к огрублению, поощрению заблуждений, неверным рекомендациям и завышенным ожиданиям.

И всё же главный источник невроза в благотворительности – это, наверное, конкуренция за деньги.

Главная проблема – это то, что все наши системные благотворители так или иначе занимаются тем, что замещают государство, бодаются с государством, ищут компромиссы с государством и так далее. При этом государство огромное, а благотворительные фонды маленькие.

Вот вас тридцать человек – это я беру большой фонд – и вы должны поменять систему помощи раковым больным в стране! Неприступность задачи в сочетании с ничтожным ресурсом сводит с ума.

Поэтому системная благотворительность – это изначально поле сильнейшей невротизации. Ну и, конечно, приходится всё время искать деньги, пополнять бюджеты.

– Как фонд находит себе донора?

– Бизнесмены, главы компаний, топ-менеджеры, которые жертвуют деньги на благотворительность, как правило, выбирают либо одно направление, либо понемногу дают всем. К сожалению, число этих людей у нас критически мало и пока не растет. Так что благотворительные фонды, действительно, невольно конкурируют за внимание доноров. Но я не могу сказать, что на этой почве существует особая вражда.

// Фото: Пресс-служба телеканала ТНТ

Семнадцатый сезон шоу стартует уже 3 сентября. Пока ТНТ держит в секрете имена 15 новых участников даже от самих провидцев. «СтарХит» раскрывает троих самых перспективных экстрасенсов, попавших в шорт-лист.

Завидный жених

Бизнесмен, подавший заявку на участие в «Битве экстрасенсов», 36-летний Михаил Резник много лет прожил за границей. Учился в США, работал в Лондоне, Монако, во Франции. В последней у него остались 10-летняя дочь и бывшая супруга. Михаил как настоящий предприниматель сумел вынести прибыль из собственных способностей: зная, где повезет, он вкладывал деньги в недвижимость, нефть и ценные бумаги.

«Несколько лет я очень успешно поставил на бирже и заработал в одночасье почти миллион евро, – признается Резник «СтарХиту». – Но бизнес был для меня как игра: всегда знал, что для души буду заниматься именно эзотерикой».

Свой талант Резник испробовал не только на родных, но и на звездных друзьях, которых сумел найти за время, которое провел в США.

«Одним из первых стал Уилл Смит, – говорит Михаил. – Мы познакомились на вечеринке в Калифорнии. Разговорились о чем-то, и вот он уже расспрашивает меня о моем даре. Обменялись телефонами, и Уилл будто в шутку спросил: «А что ты думаешь о моем новом фильме «Я – легенда»?» Я ответил: «Он сорвет куш!» Когда сборы картины перевалили за несколько сотен миллионов долларов, Смит написал мне смс: «Твое предсказание сбылось!» А пару недель назад перед вылетом из Нью-Йорка в кафе Laduree увидел симпатичную девушку за соседним столиком. Перекинулись парой фраз, и вдруг ко мне пришло осознание, что это Джессика Альба. Но предложениями посмотреть судьбу пугать ее не стал».

На кастинг популярного телешоу бизнесмена также привела интуиция. И, оказалось, не зря. В последнем туре он встретил троюродного брата!

«Подходит ко мне молодой человек и говорит: «Не узнаешь меня?» Я, теряясь в догадках, пожимаю плечами. Тот рассказал мне свою родословную, выяснилось, что он сын двоюродной сестры моей мамы, узнал меня по старому фото, – говорит маг. – С того момента мы не разлей вода. Вместе работаем».

Но не вся семья Резника обладает склонностями к эзотерике. Родители долгое время не могли принять особенности сына.

«Мама была более лояльна, а вот с папой случались конфликты, – рассказывает «СтарХиту» маг. – Он – человек военный, говорил, что не верит в эту ерунду. И слушать не хотел ни о какой магии. Лишь два месяца назад признал мой дар. Тогда он посмотрел на то, как я проходил три тура в «Битву», и сдался. Не знает о моей силе пока только 10-летняя дочь София. Когда пойдут в эфире выпуски, конечно, придется ей все объяснить».

НОВОЕ ЛИЦО

Жанна Кострова приняла магический дар в 6 лет. Тогда она… утонула. Из пучины ее вытянула бабушка-целительница, которая буквально вернула внучку с того света. «В детстве не могла понять, почему вижу человека изнутри, – вспоминает Жанна. – Идет передо мной женщина, а для меня она будто прозрачная. После воскрешения смогла различать цвета органов и понимать, где кроется проблема у человека. Будучи несмышленой, подходила к незнакомцам и советовала: «Вам нужно к доктору». Конечно, меня не воспринимали всерьез и даже ругали. Бабушка объясняла: «Жанночка, надо держать в себе эту информацию. Не все к ней готовы».

Кострова предвидела все важные этапы в жизни: куда поступать учиться, с кем общаться. И свадьбу с проектировщиком электростанций Николаем она увидела в первый день знакомства. «Я пришла на деловую встречу, села перед Николаем и обомлела, – говорит «СтарХиту» провидица. – Будто голос в голове сообщает: «Это твой будущий муж». Забыла все, что хотела спросить, сидела, будто в тумане… Мы начали общаться, дружить. Через три месяца Коля сделал предложение».

Сына Дмитрия, сейчас 27-летнего сотрудника полиции, Жанна 14 лет назад спасла. Тогда он, школьник, слег с температурой под сорок.

«Вообще родных диагностируешь плохо. Не можешь их нормально просмотреть. В тот раз у меня было предчувствие: что-то не так. Дима не мог даже до кухни самостоятельно дойти – такая слабость. Три недели врачи меняли курсы антибиотиков, но никак не могли сбить жар, – рассказывает экстрасенс. – Я схватила его и повезла в медцентр на анализы. Кровь показывала воспаление, но врачи уверяли – это простуда. Не унимаясь, подошла к заведующему отделением: «Посмотрите его селезенку». Меня отговаривали, мол, ничего не даст, но я настояла на УЗИ. Выяснилось, что у сына этот орган увеличен настолько, что занял практически весь малый таз! Это была опухоль. Мне предложили тут же его прооперировать, но я подписала отказ от госпитализации, повезла ребенка домой».

Месяц целительница заговорами и молитвами выравнивала энергетику мальчика. И свершилось чудо. «Мы сдали повторно все анализы – опухоль ушла, – продолжает Кострова. – Доктора заключили: «Диагноз был поставлен ошибочно». А я только улыбнулась – ну и слава Богу».

Но это не главное испытание, которое ждало ясновидящую. Однажды ей пришлось спасать себя саму.

«Была в гостях у друзей, гладила их пушистого чау-чау Кинга. Приблизилась к нему, чтобы поцеловать, а он укусил меня за лицо. Да так, что оторвал нос, – рассказывает женщина. – Было немыслимо больно. Но страх пришел, когда я поднесла руку к лицу и поняла, что у меня там буквально дыра от рта до межбровного треугольника. Тогда пришлось сконцентрировать всю энергию, собраться, поговорить со скорой по телефону. Всю дорогу до больницы я молилась, чтобы не чувствовать боли и не остаться уродом. И у меня получилось. В простой городской больнице мне наладили все так, что даже после снятия швов я почувствовала себя той же, что и была».

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХОД

На финальном кастинге «Битвы» была замечена и экстрасенс Бориса Ельцина – Авдотья Смирнова, которую в миру знают как Елену Давыдову. Уроженку Нижнего Тагила земляки называют местной Вангой.

«Она предсказывает судьбу не хуже, чем знаменитая ясновидящая, – говорят про нее коллеги. – А еще растит двоих внуков-близнецов – Арсения и Машу».

Недавно сын Авдотьи познакомил ее с интернетом – она научилась общаться в социальных сетях. Однако отвечает далеко не всем.

«Говорят, она видит, с кем стоит иметь дело, а с кем нет, – рассказывает «СтарХиту» Анна Смиренко, получившая помощь от экстрасенса. – Я видела, что ей пишут гадости на страничке, а она отвечает всегда мудро: «Пожалуйста, не ругайтесь, ведь у меня внуки заходят сюда «Фиксиков» посмотреть, а вдруг прочитают…» Она продиагностировала моего родственника. Рассказала по фото о его заболеваниях, посоветовала, что проверить и к какому доктору сходить».

О том, что Авдотья консультировала первого президента России, на площадке говорили все. Обсуждали, что она составляла для него предсказания в момент путча. Мол, благодаря ей он принял тогда верное решение. Правда, почему женщина перестала работать с политиком – осталось загадкой.

Шесть лет назад сообщество светских львиц и их жизнеописателей потрясла новость о женитьбе Анатолия Чубайса на известной телеведущей и сценаристке Авдотье Смирновой. Все долго ломали головы, как же такое могло произойти и задавали себе вопрос, что же непотопляемый нанокудесник, чье имя стало нарицательным у простых россиян, нашел в этой даме отменного ума и образованности, но весьма помятой наружности. Чубайс, при своих капиталах, мог рассчитывать на любовь Наоми Кэмпбелл, брошенной Дорониным или даже Нади Ауэрман. Но не случилось. И рядом с рыжим и бесстыжим предпринимателем с политическим прошлым появилась вот такая сложносочиненная Дуня.

Так кто же такая дуня Смирнова-Чубайс и чем она знаменита?

Авдотья Смирнова появилась на свет 29 июня 1969 года в Москве. Ее мама - Наталья Рудная - была известной актрисой («Иоланта», «Осень», «Хозяйка детского дома»), а отец - Андрей Смирнов - выдающийся режиссер и сценарист. Именно его работой является советский шедевр «Белорусский вокзал» с Евгением Леоновым.


Выросшая в «кинематографической» семье Дуня тяготела не только к кино, но и к письменному творчеству. Порываясь объединить обе страсти, девушка решила поступать на сценарный факультет ВГИКа.

Начало кинематографического пути Авдотьи положило ее знакомство с известным режиссером Алексеем Учителем. В паре с ним девушка написала сценарий к фильму «Последний герой», посвященный памяти музыканта Виктора Цоя. Затем была работа над документальным фильмом о Романе Виктюке.

Ее следующий сценарий, послуживший основой для биографической драмы об Иване Бунине «Дневник его жены», получил второе место на престижном американском конкурсе сценаристов The Hartley-Merrill International Screening Competition. В 2002 году Авдотья дебютировала на телевидении в качестве соведущей Татьяны Толстой в программе «Школа злословия». Гостями передачи становились деятели шоу-бизнеса, науки и политики, которых за время эфира искусно «препарировали» ведущие, пытаясь выявить их скрытые психологические качества. Эту передачу, наверное, помнят многие.

Ну а затем, чуть подзабытая Дуня, снова появилась на страницах всех газет и журналов, но уже не в качестве сценариста, а в качестве жены Анатолия Чубайса.
Сейчас эта дама редко появляется на экранах, но вот последний Кинотавр подарил нам встречу с одной из самых состоятельных женщин России. И многие, помнившие ее по интересным работам, слегка приуныли.

Вот так сейчас она выглядит. Перед нами Дуня Чубайс образца 2018 года. Бохо стиль в ее интерпретации это спортивные штаны из искрящегося эластана, удобная спортивная обувь "прощай молодость" и свободная бесформенная туника.
Для меня этот образ, выбранный для красной дорожки пипец, как он есть. Откристаллизовавшийся! Такое впечатление, что она сама не только красится, одевается, но и стрижется.


Может Чубайс экономит на внешности жены? Или жизнь с ним настолько тяжела и неказиста, что даже деньги не спасают? Счастливой Дуня не выглядит. Не пошли на пользу ни Чубайсу ни его жене нанотехнологии.
Или мне кажется?

Накануне своего дня рождения сценарист, телеведущая и кинорежиссер Авдотья Смирнова встретилась с главным редактором журнала HELLO! Светланой Бондарчук и поговорила с ней по душам. О молодости и зрелости, красоте, силе характера, о семейных ценностях и многом другом. О том, как проходили съемки, вы можете прочитать в нашем материале - "Мать и сын: за кулисами интервью Авдотьи Смирновой для HELLO!"

Авдотья Смирнова

Дуня, у тебя в июне некруглый юбилей.

Как некруглый? 45 лет.

Круглый - это 40, 50. У меня тоже был некруглый в прошлом году. Что ты ощущаешь по этому поводу?

Да ты знаешь, какие-то смешанные чувства, но глубоко позитивные. Дело в том, что, когда мне было восемнадцать, на вопрос: "Сколько тебе лет?", я часто отвечала: "Будет 40, а пока 18". Я всегда ощущала, что 40-летие будет каким-то важным рубежом и тогда начнется самое интересное, - так оно и оказалось. И я люблю свой нынешний возраст, мне в нем очень хорошо. Лучше, чем когда бы то ни было в моей жизни. Я очень люблю свою молодость, потому что мне очень повезло, она пришлась на прекрасное время, и жизнь столкнула меня с потрясающими людьми. Но я не люблю себя в молодости.

А чем ты была недовольна? Своей внешностью или...

Всем. Я была недовольна своей внешностью, но самое главное, что молодость - это время, когда мы не владеем собой, мы не умеем собой управлять, наше представление о себе совершенно не соответствует тому, что мы есть на самом деле. Мы хотим рассказать о себе миру, а мир нами почему-то совершенно не интересуется. Нам кажется, что мы такие замечательные и интересные, а этого не замечают. Когда я была юной девушкой, я все мечтала, как у меня будут брать интервью. А сейчас я ненавижу это занятие, потому что мне неинтересно говорить про себя. Мне очень интересно расспрашивать, слушать про других людей, вникать в других людей. А про себя что говорить?

Я понимаю. Еще во время интервью бывает, что задают дурацкие вопросы. Мне в таком случае хочется сказать: "Ну вы погуглите!". В Интернете же про меня все уже придумано!

Да, это есть.

Светлана Бондарчук и Дуня Смирнова

У тебя есть какие-то неправдивые истории, которые за тобой хвостом по жизни тянутся?

Ну, их все знают. Кто-то лет семь назад в интернете опубликовал историю моей жизни, где переврано абсолютно все. От первого до последнего слова. Это называется "Слышал звон, но не знает, где он". Там употребляются действительные фамилии моих друзей или моих близких, но им приписаны совершенно другие истории. Якобы в 14 лет я стала возлюбленной художника Свена Гундлаха. Со Свеном Гундлахом я познакомилась, когда мне было 18, и видела я его раз пять в жизни.

Можно успеть стать возлюбленной.

Нет, абсолютно. И он принадлежал к кругу московских концептуалистов, тогда в среде художников, как, впрочем, и сейчас, были непростые отношения, а я принадлежала совершенно к другой компании.

Питерской?

Нет-нет, московской. Я же выросла в Москве, в Питер уехала в 20 лет. Но я дружила в основном с питерскими, с группой "Новые художники" во главе с Тимуром Новиковым. Ну, там, в этой статье, было написано бог знает что. Что мы со Светой Беляевой, Шурой Тимофеевским и первым мужем, отцом моего ребенка Аркадием Ипполитовым, жили вчетвером... Со Светой Беляевой, ставшей впоследствии телеведущей Светланой Конеген, я познакомилась, когда мне было 24, за год до развода с мужем. Мы бывали в одной компании, но это было раз десять за жизнь, понимаешь?

Ну все равно, Дуня, когда вокруг человека рождаются байки и истории, неважно, заказные или придуманные "из любви к искусству", но это говорит только о том, что ты волнуешь, ты интересна. Зная тебя, я понимаю, что сейчас ты скажешь: "Да мне по фигу".

Абсолютно. Но когда я стала работать на телевидении, я вдруг с ужасом поняла, что у огромного количества людей, которых я никогда не видела и, возможно, никогда не увижу, есть какие-то соображения на мой счет, и поначалу сознавать это было довольно травматично.

То есть они знакомятся с Дуней, но у них уже есть мнение, что она за человек. Я тоже с этим сталкивалась.

Да, и в какой-то момент я по этому поводу решила одну простую вещь, что вот у них есть такой придуманный персонаж - Дуня Смирнова. Ну, хорошо, пусть будет. Если им надо, как я это называю, "погонять желчь", и они выльют эту желчь на меня, а не на близких, ну и отлично. На каждый чих не наздравствуешься. Меня такому отношению Таня Толстая научила.

Авдотья Смирнова и Татьяна Толстая в "Школе злословия" А сама Таня?

О, Таня самый свободный человек на свете из тех, кого я знаю.

Она твой друг?

Это так не называется, она одна из нескольких людей, которые в высшей степени на меня повлияли.

А с чего началось ваше знакомство, с программы "Школа злословия"?

Нет, еще до программы нас познакомил наш общий друг - кинокритик Шура Тимофеевский, и мы как-то стали дружить втроем. Отношения много раз менялись - так-сяк, ближе-дальше. Сейчас это уже скорее родственные отношения, но она, безусловно, мне очень в жизни помогла. Потому что я была человеком, зависимым от чужого мнения.

Это ты была зависимым от чужого мнения?

Да. И очень на него ориентированным. Понимаешь, у каждого из нас есть своя референтная группа, грубо говоря.

Кто был в твоей группе?

Разные люди. Она была, я бы сказала, излишне широка. Я не достигла таких высот духа, как Татьяна Никитична Толстая, но я очень ей благодарна, потому что она меня освободила от многих комплексов и лишних переживаний.

Ну, например?

Например, я плакала от критических рецензий на фильмы и от каких-нибудь злобных отзывов в интернете. Она меня научила "отращивать" толстую шкуру.

И как можно этому научить?

Она много со мной об этом разговаривала, и из тех уже 15 лет, что мы дружим, 6 лет мы прожили в большой душевной близости. И естественно, когда ты близко наблюдаешь человека, которым восхищаешься, то пытаешься понять, как это устроено, как он так может? Для меня с годами свобода внутренняя стала одной из самых главных ценностей в жизни. Когда мы ориентируемся на то, чтобы понравиться кому-то, мы обеспечиваем себе невроз. Буквально три дня назад мы с моей ближайшей подругой, сценаристом Аней Пармас, болтали, и я вдруг сформулировала для себя такое наблюдение: в последнее время я встречаю большое количество женщин, необычайно красивых, чрезвычайно за собой следящих и очень много вкладывающих сил и времени в свою красоту. При этом в большинстве своем эти женщины страшно несчастны. У них невроз, у них фрустрация, у них бессонница, и это они меня спрашивают: "А как быть счастливой?". И я вдруг поняла, что вся беда в том, что они выстроили в голове образ той идеальной себя, какой они хотели бы быть, и этот образ они любят гораздо больше, чем свою жизнь. Этот образ выстроен на основании журнальных картинок или в соответствии с представлениями кого-то об этих женщинах. В любом случае идеал недостижим, и ничего, кроме несчастья, такая ориентированность не приносит. Жизнь проходит в стремлении еще чуть-чуть похудеть, еще красивее накраситься... чтобы что? Жизнь проходит совершенно незаметно, без ощущений радости и горя. Они живут, не смакуя и не благодаря за каждый миг счастья.

Светлана Бондарчук Согласна с тобой. И, признаться честно, если бы ради того, чтобы поддержать форму, мне пришлось отказываться от еды, это был бы полный крах Светланы Бондарчук. Мне повезло с конституцией, я стройная от природы. И в салонах и тренажерных залах провожу не так уж много времени. Не потому, что мне лень, просто времени своего жалко.

Мы как раз недавно говорили об этом с Чулпан Хаматовой - про то, как нам скучно делать маникюр.

Но ведь она - актриса, героиня, красивая женщина... Это часть профессии.

Ну да, но ее это тяготит. И я ее очень хорошо понимаю. Потому что для меня это просто очень скучное занятие. Очень.

Дуня, ну вовсе не обязательно тратить на это массу времени. Иногда достаточно 15 минут, и мы - принцессы.

Ты - безусловно принцесса. А я как-то себя принцессой не чувствую. На самом деле все девичьи характеры прекрасно раскладываются по сказке "Снежная королева". Все девочки либо Герды, либо Снежные королевы, либо Маленькие разбойницы. Я - Маленькая разбойница, безусловно. Тут даже сомнений никаких нет. А ты скорее Герда.

А твои родители, какую роль они сыграли в формировании Дуни Смирновой? Ты говоришь, что была полна комплексов по поводу своей внешности. Как это получилось? Тебе не говорили дома, что ты прекрасна?

На самом деле все эти сеансы психоанализа с воспоминаниями о том, как нас не обняли или что нам сказали, может быть, помогают людям с тяжелым эмоциональным фоном. Для людей вроде меня, которые любят жизнь, которым нравится их жизнь, это бессмысленно. И мне кажется, что это не очень-то хорошо по отношению к родителям, которые тебя любили, как умели, и воспитывали, как умели.

Мудрые слова.

Мы сами родители, и все чувствуем вину перед своими детьми, что мы их либо не так воспитывали, либо мало им уделяли внимания, либо что-то упустили в их жизни, либо в нужный момент не оказались рядом. Никто не знает, как воспитывать детей. Как говорит мой папа: "Чем больше у меня детей, тем меньше я понимаю, как их воспитывать". Поэтому предъявлять счет родителям за то, что у тебя такой характер, по-моему, даже не глупость, а перекладывание ответственности на других. В одной и той же семье, у одних и тех же родителей вырастают очень разные дети. Посмотри на истории близнецов, которые иногда бывают фантастически разные по характеру. Хотя, казалось бы, у них все одинаковое, даже внешность. Знаешь, когда у меня был тяжелый подростковый возраст, у меня, естественно, были конфликты с родителями. И мама просто от них страдала, а папа пытался промывать мне мозги. И вот тогда он мне сказал такую фразу: "Не мое дело заниматься содержанием твоей личности. Что Господь дал, то в тебе и есть. Но я могу откорректировать форму". Меня тогда страшно обижало то, что он не хочет разобраться в моем содержании. Сейчас, когда я уже почти 45-летняя тетка, я понимаю, что он был абсолютно прав, потому что в некотором роде нам детей выдают. И неважно, верующий ты или атеист.

А ты верующая?

Я верующая, да. Но атеистов я так же уважаю, как и верующих. Атеизм - это довольно сложное и ответственное мировоззрение. Так вот, если ты верующий, то ты считаешь, что это Господь в тебя вложил, если ты атеист, то ты понимаешь, что это уникальное сочетание генов. Поэтому претензии к родителям типа "Я такая, потому что мама меня не обнимала или потому что папы никогда не было дома" - это ерунда. Ты такая, потому что ты такая.

Но все равно родители порой вмешиваются в наши судьбы. Твой папа, известный режиссер Андрей Смирнов, был против твоего поступления во ВГИК?

Да, но это же было мое дело - слушаться или нет.

Но ты послушалась.

Я послушалась. А вот мой младший брат не послушался. И пошел во ВГИК. И сейчас успешно учится у Сергея Соловьева. Правда, папа пытался ему запретить, но тут уже все три дочери взбунтовались и сказали: "Оставь его в покое. Пусть хотя бы младший поступает, как хочет!"

А почему папа был против вашего такого пути?

Он считал, что кино должно быть личным выбором, а не инерционным. И он прав. Мне жаль только, что, может, я бы раньше познакомилась с Максом Осадчим. Или с твоим мужем Федей. Но все равно со всеми, с кем мне было суждено подружиться, я подружилась. И без всякого ВГИКа.

Твоему сыну Даниле уже 24. Как у тебя с ним складываются отношения?

Мы очень дружим. Сейчас мы живем в разных городах: он - в Питере, я - в Москве. Мы очень скучаем друг по другу, и бывает так, что либо он, либо я приезжаем, просто потому что соскучились, без всяких дел. Муж мой страшно над нами издевается и говорит, что у нас отношения, как у пылких влюбленных. Потому что мы в течение дня переписываемся нежнейшими эсэмэсками, все друг другу рассказываем. А когда встречаемся, в первый момент у нас обязательно вспыхивает скандал из-за ерунды с дикими воплями. На самом деле мне повезло, что мне выдали вот такого замечательного товарища.

Дуня Смирнова с сыном Данилой На кого он похож?

Внешне - на папу, на Аркашу. По характеру - ни на кого, взял и от отца, и от матери. Он дружит и с Аркадием, и со мной, у нас прекрасные отношения, я и с Аркашей дружу. Грех жаловаться, что называется.

Чем он собирается заниматься?

Он вратарь сборной России по пляжному футболу. Он стал с этой командой чемпионом мира, чемпионом Европы. При этом он самый молодой человек в сборной, поэтому на больших соревнованиях он - второй вратарь. Основной вратарь - это Андрей Бухлицкий, выдающийся парень. Он признан лучшим вратарем мира. Даньке не хочется бросать футбол. И это вполне себе работа. Но пляжный футбол - спорт сезонный. В ноябре у них последнее соревнование обычно в Эмиратах.

А кино его интересует?

Да, он окончил продюсерский факультет у Сергея Сельянова, говорит, что ближайшие два года будет определяться с профессией. Он у меня работал на картине администратором площадки и локейшен-менеджером.

Справился?

Справился. И ему очень нравится. А ты же знаешь, как устроено кино: кино не совместимо ни с чем больше. Если ты выбираешь кино...

...то надо уходить из большого спорта.

Совершенно верно. А уходить сейчас ему жалко. Он очень часто спрашивает: "Мама, а что мне делать, как ты считаешь?". Я говорю: "Не-не-не, дорогой. Это твоя жизнь, тебе решать". Главное для мужчины, на мой взгляд, - это научиться делать выбор. Как ты знаешь, у русских мужчин с этим большие проблемы.

Ты считаешь, что у русских?

Я считаю, что да. У русских. Потому что у нас очень разболтанный этический кодекс. Еще до лихих 90-х, при советской власти, когда была двойная мораль: на партсобрании говорили одно, а дома - совсем другое. И поэтому у нас очень плохо со свободой воли и свободой выбора. Сочетанием их. Я сама научилась этому крайне поздно. В молодости я хотела все и сразу.

А в какой момент ты решила стать режиссером?

Да я не решила, так получилось. Я написала сценарий "Времена года" для Леши Учителя, с которым мы тогда вместе работали. А у Леши параллельно развивался "роман" с замечательным сценарием Александра Миндадзе "Космос как предчувствие". Леша колебался, сомневался. Потом мы с ним очень сильно расходились во мнении, кто должен играть главных героев. И кроме того, не давали деньги. А в тот момент "Госкино" возглавлял Александр Алексеевич Голутва. И Александр Алексеевич сказал ему: "У меня есть деньги на дебют, а что ты думаешь, если мы с тобой запустим Дуню с дебютом"?

У тебя были амбиции?

Нет, я не хотела быть режиссером. Я две недели думала и в итоге с ужасом согласилась, но не потому, что мне хотелось. Мой характер таков: я считаю, что вызовы надо принимать. Ты можешь проиграть, ты можешь снять плохой дебют, у тебя может не получиться, но это означает, что тебя переводят на следующий уровень, как в компьютерной игре. Когда ты прошел уровень и перешел на следующий, то сначала можешь и не пройти. Если стрелялка, то тебя расстреляют, если бродилка, то ты провалишься в яму, но ты уже на другом уровне, и можешь теперь пробовать и искать. И я рискнула.

В итоге фильм получил название "Связь" и взял "Приз за лучший дебют" на "Кинотавре". Там снимались Анна Михалкова и Михаил Пореченков - это те актеры, которых ты изначально хотела утвердить?

У тебя вообще, что называется, чутье на актеров. Ты для меня даже Федю открыла по-новому. Как он сыграл у тебя в фильме "Два дня", это для меня было неожиданно.

На самом деле, как я сейчас понимаю, в "Двух днях" использовано примерно 15 процентов его актерских и личностных возможностей. На самом деле все считают, что он такой шалопай, он же человек очень закрытый, не мне тебе говорить. И что я в нем страшно люблю - очень стеснительный. В киношной среде Федю все любят и относятся к нему отлично и хорошо. Потому что он профессионал и потому что он отличный товарищ. Он не раз на моих глазах и по моей просьбе, да и без моей просьбы, помогал людям. И друзьям, и тем, кто к нему относился до этого плохо. И потом я его обожаю, потому что Феде ровно 11 лет. И ни днем больше.

Может быть, 12? (Смеется.)

Иногда ему 6. Но в принципе ему 11. То, как он бесится, когда что-то не получилось или что-то не так, - это умереть и не встать. Я к нему испытываю чувства совершенно как старшая сестра. Хотя Федор старше меня, но у меня ощущение, что это мой младший брат. Младший брат, которого я обожаю, которым восхищаюсь и над которым я могу насмешничать.

В "Двух днях" Федя играет чиновника из Москвы, который знакомится с литературоведом из провинции, и неожиданно эти две вселенные начинают притягиваться. Но тебе не кажется странным, что ты своим фильмом как-то предсказала и свою судьбу? Свои отношения с Анатолием Чубайсом? То есть ты, как художник, что-то себе наколдовала?

Ну, это знаешь, такие насмешки судьбы. Она так смеется. Я веселилась по этому поводу. У нас была премьера "Двух дней" в сентябре, а роман у нас начался на следующий год в октябре.

А ведь было ощущение, что ты на себе, как на потенциальной жене, поставила в какой-то момент крест.

"Поставить крест" - звучит как-то трагически. Я просто не хотела замуж, Свет. Мне нравилось жить одной, и я эту жизнь принимала. Мне казалось, ну и что, что одна? У меня сложилась жизнь вот так.

Я очень хорошо помню, как лет семь назад я делала благотворительное мероприятие, в качестве лотов были вещи "из 90-х", актуальные по сей день, и я попросила тебя, работающую в то время у Анатолия Чубайса, чтобы он посодействовал. Ты мне, кстати, тогда помогла, передала от Анатолия какую-то скульптуру, которую мы успешно продали на благотворительном аукционе. Так вот, я помню, с каким уважением ты к нему относилась, с каким теплом о нем говорила, и мне в тот раз показалось, вот честно, что ты в него влюблена. Были эти ощущения: предчувствия, симпатии?

Как сказать... У меня было восхищение, колоссальное уважение, понимание масштаба личности, желание быть рядом в качестве друга или в качестве сотрудника. Мы же дружили. Но у меня есть такая особенность, как у Феди культ товарищества, так у меня в жизни культ дружбы. Я считаю, что дружба - это наивысшая форма любви. Потому что в любви есть корысть эмоциональная, а в дружбе нет. И мы дружили восемь лет до того, как у нас начались другие отношения. Поэтому я очень рада, что так случилось. Бывают пары, у которых, наоборот, сначала любовь, а потом дружба. У нас случилось вот так.


Ты недавно создала и возглавила фонд содействия решению проблем аутизма "Выход". Почему ты занимаешься именно аутизмом?

У меня есть ощущение, что не мы благотворительность выбираем, а благотворительность выбирает нас. Так случилось, что моя близкая подруга Люба Аркус четыре года снимала фильм о судьбе мальчика-аутиста Антона. А Люба - человек радиоактивной мощности, и, соответственно, все ее друзья так или иначе были вовлечены в историю Антона, которая действительно очень драматична. И потом, погружаясь, знакомясь с родителями этих детей, мы в какой-то момент осознали, что с аутизмом в стране ситуация даже не катастрофическая, а из ряда вон выходящая. Когда Чулпан Хаматова с Диной Корзун делали фонд "Подари жизнь!", им не надо было объяснять в Минздраве, что нужно создать профессию онколога. Онкологи уже были. А представь себе, что не было бы онкологов вообще? Что в России диагноз "рак" не был признан? Вот это ситуация с аутизмом. Когда нет вообще ничего. Как бы ни было тяжело принимать это решение, но мы договорились, что не будем заниматься адресной помощью. Это бессмысленно. Если мы соберем денег на конкретного ребенка, родители наймут одного из четырех на всю страну сертифицированных поведенческих терапевтов, а дальше этот ребенок что будет делать? Он куда пойдет? Для них нет ничего. Поэтому мы помогаем не одной семье - мы помогаем проектно. Мы создали класс, в котором при обучении аутистов применяется метод поведенческой терапии, начали магистерскую программу по поведенческой терапии. Со 2 по 4 июня мы проведем в Сколкове огромную международную конференцию по аутизму. Мы ее делаем вместе с Московским городским психолого-педагогическим университетом и Йельским университетом. Потому что при Йельском университете много лет существует центр изучения детской психологии. К нам приезжает десант ученых с мировым именем, которые будут читать лекции и проводить семинары для наших специалистов. Потому что надо делать все и сразу, потому что нет совсем ничего: ни диагностики, ни системы ранней помощи, ни инклюзивного образования, ни социального.

Я знаю, по статистике, сейчас аутизм - явление стремительно распространяющее.

Да, каждый 88-й ребенок.

Как-то можно понять, с чем это связано?

Нет консенсуса по этому поводу, потому что аутизм находится в процессе изучения, он не так давно был выделен. Описан он был, по-моему, в первый раз в конце 40-х как особенность развития. Это же не называется болезнью, это называется "особенность развития". Нет единой причины. Есть большое количество ученых, которые считают, что повинны экологические изменения. Существует большой круг ученых, которые считают это заболевание генетическим, но последние исследования показывают, что генетика виновата далеко не во всех случаях. Там какое-то сочетание факторов. Есть ученые, которые считают, что прививки часто выступают в качестве триггерного механизма аутизма, а есть ученые, которые это опровергают. Это на самом деле важнейшая научная дискуссия и важнейшие исследования. У нас этими исследованиями не занимается никто. Мы помогаем двум лабораториям из трех, которые частично исследуют аутизм. То есть они исследуют аутизм и многое другое. А лаборатории, которая исследует именно аутизм, у нас просто нет. Ни одной. И у Любы в фильме действующие психиатры говорят, что нет никакого аутизма, это просто модный диагноз. Вот так. Во всем мире есть, а у нас нет.
Единственное, что меня как-то утешает, это то, что 40 лет назад в Америке с аутизмом была такая же ситуация, как у нас сейчас.

То есть, чтобы достичь того же уровня понимания этой проблемы, нам нужно ждать 40 лет?

Может быть, и быстрее, по той простой причине, что нам не приходится изобретать велосипед, мы можем пользоваться тем, что мир уже разработал. Другое дело, что государственная машина - всегда очень тугой и медленный механизм.

Во всем мире.

Абсолютно. И во всем мире это всегда начинается с родителей и с энтузиастов-общественников.

И тебя Анатолий поддерживает в этом...

Авдотья Да, конечно. Он сам очень много занимается благотворительностью, имеет самое непосредственное отношение к первому московскому хоспису и вообще созданию фонда "Вера". А по аутизму он скоро сможет читать лекции, потому что я прихожу и все ему вываливаю.

А твоей работе в кино он помогает?

Мы сейчас с Аней Пармас пишем большой 8-серийный сценарий, сидим нос к носу целыми днями у нас дома. Поэтому вечером он приходит и спрашивает нас: "Вы сегодня были талантливыми девушками или бездарными?" В том случае, если мы были талантливыми девушками, мы ему тут же рассказываем, что придумали.

А если бездарными, то готовите ужин?

Если бездарными, то нам рассказывать нечего. Ужин есть всегда, это ты уж не сомневайся.

Ты вышла замуж два с половиной года назад. За эти два года твоя жизнь сильно изменилась? Или все осталось по-прежнему?

Конечно, она очень сильно изменилась. Во-первых, я переехала из Питера в Москву, обратно. Я мечтаю вернуться в Питер, потому что я не люблю Москву. Во-вторых, я замужняя женщина, а была незамужняя - это разный образ жизни. Я должна считаться с мужем, и ты же прекрасно сама знаешь, что семейная жизнь - это всегда определенные компромиссы, вы должны идти друг другу навстречу. Я привыкла допоздна засиживаться и болтать с друзьями. У меня муж встает в 7 утра, поэтому...

Когда ты курить бросала, этот поступок ты посвящала ему?

Ну, естественно. Но пока успехи небольшие. Кроме того, приходится фильтровать базар, к чему я, в общем-то, не привыкла и что у меня получается не всегда. Раньше я несла ответственность только за себя, мне было абсолютно плевать, кто как истолкует мою речь. А сейчас я должна понимать, что мое мнение воспринимается как наше семейное мнение. Это большая ответственность и это, пожалуй, единственное, что мне тяжело дается. А так, мы же дружим, нам весело, интересно вместе.

Лет пять назад я оказалась в одной компании, и пришел Анатолий Чубайс. Я сразу как-то поняла, что он очень легкий, добрый, открытый, чем-то даже Федю напомнил своей застенчивостью.

Он застенчивый, это правда. Но определяющее качество другое - у него исключительное чувство долга. Дело в том, что ведь чувство долга у человека врожденным не бывает. Оно только с годами появляется. И вот у него чувство долга просто феноменальное.

Я его видела, правда, только в товарищеской, непринужденной обстановке. Но, мне кажется, тебе повезло. Да и ему повезло!

Я думаю, мне больше повезло, чем ему. Уже, правда, понятно, что такое счастье.

Ну вот, значит, заслужила.

Нет, наоборот. Я воспринимаю это как аванс. Это еще то, что надо кармически отработать. Потому что, если так повезло в жизни, это налагает на тебя огромное количество обязательств перед самой жизнью. Мне хорошо, мне повезло, а массе народу плохо, тяжело и не повезло. Поэтому с этим надо что-то делать. На самом деле вся эта системная благотворительная работа очень тяжелая. Очень. Она энергозатратная, она съедает много времени, и, кроме того, ты сталкиваешься с человеческим горем, и это довольно сильно бьет по тебе. Но при этом мы с Чулпан недавно про это говорили, спроси меня сейчас: "А ты согласилась бы без этого жить?" Да больше ни за что и никогда. Потому что эту работу я делаю прежде всего для себя. Она меня избавляет от чувства вины.

Сейчас вообще такой интересный период в мире, в жизни, это не мода, а потребность людей заниматься благотворительностью.

Я считаю, что самое главное, что происходит сейчас в России, - это волонтерское движение. Начиная с московских пожаров, потом Крымск, поисковой отряд "Лиза Алерт", фонд Лизы Глинки, фонды "Вера", "Подари жизнь!", "Линия жизни", "Даунсайд ап", "Обнаженные сердца", фонд Кости Хабенского, фонд Ксюши Алферовой и Егора Бероева. Мы присутствуем при естественном зарождении гражданского общества. Когда люди, граждане, берут на себя обязательства и ответственность, которые никто не спускал сверху. В начале мая я была в Ереване, там Гор Нахапетян устраивал большую встречу для благотворительных фондов. Это было безумно интересно, и мы там все друг друга увидели, хотя все между собой связаны, знакомы хотя бы через одного. Ты знаешь, это может быть сейчас лучшая российская тусовка. Просто замечательные люди. И знаешь, что меня поразило? Есть некий стереотип в отношении людей, занимающихся благотворительностью: все представляют себе либо жуликов, либо невзрачных женщин с печалью в глазах и дрожащими голосами, которые будут рассказывать исключительно унылые истории. На самом деле это шайка хохочущих, веселых, жизнелюбивых женщин, которые полны энергии. Блистательные бабы.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: