Элементы воинской дисциплины и строевой подготовки. Строевая подготовка. Примеры строевой подготовки в бизнесе

9. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Строевая подготовка является одним из основных предметов военного обучения и воспитания. Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость Действий при вооружении и на технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения. Она включает одиночное строевое обучение без оружия и с оружием, строевое слаживание подразделений в пешем порядке и на машинах, строевые смотры и выполнение требований Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации в повседневной жизни.

Занятия по многим предметам боевой подготовки непосредственно связаны с действиями личного состава в строю: построения, передвижения и различные перестроения. Качество занятий во многом зависит и от того, как командиры танков сами выполняют требования Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Устав обязывает командиров перед построением указать время, место, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение, боевую и другую технику. Это требование вносит, прежде всего четкость, ясность и организованность перед выходом личного состава на занятия. Кроме того, командир должен проверить наличие в строю подчиненных, вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и шанцевого инструмента. У подчиненных следует проверить внешний вид, наличие и правильность подгонки снаряжения.

Командир отделения обязан постоянно поддерживать дисциплину строя, требовать точного выполнения подразделением команд и сигналов и за выполнением военнослужащими своих обязанностей в строю. При подаче команд в строю на месте командир принимает положение «смирно».

При построении отделений с техникой командиры обязаны произвести ее осмотр, проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, а также правильность крепления перевозимой (буксируемой) материальной части и укладки имущества. В движении соблюдать установленные правила, дистанцию и скорость.

Главными задачами командира отделения в процессе обучения являются: своевременное выявление недостатков и ошибок при выполнении приемов и вскрытие их причин; устранение недостатков в ходе каждого занятия и повседневной жизни; постоянная высокая требовательность к себе и подчиненным.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Высокая строевая выучка командира имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приемы и методически правильно обучать подчиненных.

Каждому занятию должна предшествовать тщательная подготовка. В соответствии с требованиями программы боевой подготовки командиры отделений готовятся к проведению занятий на инструкторско-методических занятиях, инструктажах и в часы самостоятельной подготовки. В часы самостоятельной подготовки командир отделения изучает уставные положения, методические пособия по строевой подготовке и команды; составляет план-конспект, исходя из указаний командира взвода; совершенствует технику выполнения строевых приемов и действий, отрабатываемых на занятиях; готовит личный состав отделения.

Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью в деле совершенствования строевой выучки воинов и подразделений. Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методов обучения и тренировок, проводимых в ходе занятий.

В строевом обучении в основном используются следующие методы: устное изложение, показ, тренировка, самостоятельное изучение.

При изучении строевого приема или действия необходимо найти такой метод объяснения, показа и тренировки, который в данное время, на данном занятии даст наилучший результат в кратчайшее время.

Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием или действие. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.

Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должно обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых и своевременное устранение замеченных ошибок. Наиболее целесообразным удалением от строя подразделения надо считать: для командира отделения - 3-4 шага, для командира взвода - 5-6 шагов.

Команды необходимо подавать четко и громко. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная - приводит военнослужащих в замешательство или к невыполнению приема.

Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности: ознакомление; разучивание; тренировка.

Для ознакомления с приемом командир должен:

назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;

подать команду, по которой выполняется прием;

показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе - по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.

На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.

В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться:

в целом, если прием несложный;

по разделениям, если прием сложный;

с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.

Изучение каждого элемента приема (если он сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяснения. Приемы, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых большое впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано.

После ознакомления со строевым приемом приступают к формированию навыка как целостного действия, включающего два связанных между собой основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении сложного приема на элементы и в выполнении его по элементам.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем в единое целое.

В завершении обучения проводится тренировка, которая заключается в многократном выполнении изучаемого приема в целом. Заметив ошибку в выполнении приема одним из солдат, командир подходит к нему и, находясь с ним рядом, тренирует или обучает его, а остальные в это время продолжают тренировку самостоятельно. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько солдат, командир прекращает тренировку отделения и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается. При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.

ОДИНОЧНАЯ СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Одиночная подготовка военнослужащих является основой строевой подготовки подразделения. Только в процессе одиночной подготовки можно подметить все ошибки и своевременно исправить их. Одиночное обучение, как правило, непосредственно осуществляет командир отделения. Он лично проводит занятия с отделением и отвечает за индивидуальную подготовку своих подчиненных.

Занятия по одиночной строевой подготовке должны проводиться на специально оборудованной площадке или на строевом плацу.

Изучение строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении - на увеличенных дистанциях, с тем, чтобы командиру отделения отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого солдата.

Наиболее часто используются односторонний и двусторонний способы обучения. При одностороннем способе обучения все обучаемые находятся в разомкнутом строю, тренируются в выполнении приема или действия под руководством командира отделения. При двустороннем способе обучения военнослужащие тренируются попарно, поочередно выступая в роли командира, при этом, наиболее подготовленные солдаты тренируют менее подготовленных. Командир отделения контролирует действия солдат, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки.

В обоих способах обучения обычно применяются два методических приема.

Первый прием – «Делай, как я». При этом командир отделения, тренируя солдат, сам образцово выполняет прием. Второй прием – «Тренирую одного - выполняют все». Из разомкнутого одношереножного строя командир отделения вызывает одного из солдат на определенное количество шагов, тренирует его, а находящиеся в строю солдаты выполняют те же команды, что и обучаемый.

В конце занятия командир отделения указывает каждому солдату, что и к какому сроку ему необходимо доработать, проводит состязание на лучшее исполнение изученного приема, а также дает указания о подготовке к очередному занятию.

Обучение солдат строевым приемам с оружием проводится теми же методами, что и без оружия. При этом в начале каждого занятия командир отделения обязан осмотреть оружие, чтобы оно не было заряжено, и проверить исправность крепления ремня. Перед выполнением строевых приемов с оружием оно предварительно ставится на предохранитель.

СТРОЕВОЕ СЛАЖИВАНИЕ

Строевое слаживание отделения заключается в обучении личного состава четким и согласованным действиям в развернутых и походных строях.

Занятия по обучению солдат действиям в строях отделения проводят командиры отделений под руководством командира взвода. Изучение действий в строях отделения командир отделения проводит в такой последовательности: называет строй; подает команду; поясняет порядок выполнения (построения, перестроения), если необходимо, вызывает из строя двух солдат и показывает действия каждого из них при различных перестроениях. Затем учит личный состав отделения четкому выполнению команды, добиваясь при этом слаженных действий.

Все построения и перестроения проводятся в строгом соответствии с уставными требованиями. Так, например, для построения отделения в развернутый одношереножный строй подается команда «Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ». По предварительной команде «Отделение» все обучаемые должны немедленно повернуться лицом к командиру, принять положение «смирно» и ждать следующей команды в готовности быстро и четко ее выполнить. Команду командир отделения подает, находясь лицом к обучаемым. По окончании подачи команды на построение он становится лицом в сторону фронта построения, оставаясь в положении «смирно». С началом построения командир отделения выходит из строя и следит за выстраиванием отделения. Выравнивание отделения производится в случаях, когда интервалы между военнослужащими в строю оказались нарушенными, носки сапог - не на одной линии, а в двухшереножном строю, кроме того, нарушена дистанция между шеренгами.

Для более быстрого усвоения обучаемыми порядка перестроения и достижения согласованных действий тренировку в развернутом строю следует начинать с перестроения по разделениям, а в походном строю - в замедленном темпе и по мере усвоения его, доводя до нормального.

Тренировку отделения в выполнении воинского приветствия целесообразно проводить вначале в одношереножном строю (в колонне по одному), а затем в двухшереножном (в колонне по два). Во всех случаях следует добиваться, чтобы воинское приветствие выполнялось молодцевато, с точным соблюдением требований Строевого устава; поворот головы должен быть однообразным, выполняться четко и одновременно всеми обучаемыми.

При ответе на приветствие командира (начальника) в движении все военнослужащие должны начинать ответ с постановки левой ноги на землю, произнося каждое последующее слово с постановкой на землю следующей ноги.

Слаживание отделения при действиях на машине включает: построение личного состава впереди машины; осмотр оружия; посадку личного состава; размещение военнослужащих и имущества; выполнение воинского приветствия на машине на месте и в движении; высадку личного состава из машины. Посадка и высадка личного состава отрабатывается вначале по разделениям или в медленном темпе, затем и быстром и уставном темпе.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРОЕВОЙ ВЫУЧКИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Командир должен знать, что любое построение и передвижение подразделения в строю способствует совершенствованию строевой слаженности, укреплению сознательной воинской дисциплины у военнослужащих.

Физическая зарядка, утренний осмотр, несение службы в суточном наряде и другие мероприятия по распорядку дня должны также использоваться сержантами для улучшения строевой выучки солдат. Поведение военнослужащих в повседневной жизни (вне строя на территории военных городков и за их пределами) имеет важное значение в поддержании высокой воинской дисциплины и строевой выправки воинов. Одним из проявлений воинской вежливости является взаимное воинское приветствие.

Помимо формирования строевых навыков командир отделения обязан вырабатывать у подчиненных умение правильно носить военную форму одежды. Она должна строго отвечать правилам ее ношения и быть всегда чистой и опрятной.

Постоянная забота командира отделения о своем внешнем виде и внешнем виде подчиненных - первый признак стремления к порядку, организованности, высокой воинской культуры в подразделении.

10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
И СПОРТИВНАЯ РАБОТА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общие положения

Целью физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение уровня физической подготовленности военнослужащих необходимого для выполнения боевых и других специальных задач в соответствии с профессиональным предназначением.

Общими задачами физической подготовки военнослужащих являются:

гармоничное духовное и физическое развитие личности;

пропаганда здорового образа жизни;

развитие и поддержание на достаточном уровне физических качеств;

формирование военно-прикладных двигательных навыков.

Физическая подготовка способствует:

воспитанию морально-волевых и психологических качеств;

повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов;

военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;

формированию готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий.

Физическая подготовка проводится в следующих формах:

учебные занятия;

утренняя физическая зарядка;

физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.

Каждый сержант должен:

постоянно совершенствовать свою физическую подготовленность и быть примером в этом для подчиненных;

знать уровень физической подготовленности каждого солдата по всем упражнениям программы обучения;

умело владеть методикой проведения утренней физической зарядки, попутной физической тренировки, отдельных частей учебных занятий и способами обучения отдельному упражнению, приему (действию);

на практике осуществлять взаимосвязь физической подготовки с требованиями к боевой деятельности;

рационально распределять физическую нагрузку в течение дня и недели;

обеспечивать готовность мест для занятий по всем разделам физической подготовки;

соблюдать требования безопасности и предупреждения травматизма в процессе занятий по физической подготовке;

обеспечивать высокую мотивацию личного состава к занятиям по физической подготовке, выработку устойчивой потребности военнослужащих в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Планирование физической подготовки для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву осуществляется из расчета:

на учебные занятия – 3 ч в неделю в учебное время;

на утреннюю физическую зарядку – 30 (50) мин. ежедневно, кроме выходных и праздничных дней;

на физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности – по решению командира подразделения.

Основным документом планирования в роте является расписание занятий на неделю, в котором указываются: варианты и содержание утренней физической зарядки; темы и содержание занятий по физической подготовке; содержание попутных физических тренировок; время и содержание спортивной работы; время проведения, темы и содержание инструкторско-методических и показных занятий с сержантами, проходящими военную службу по призыву и по контракту.

Каждый военнослужащий несет личную ответственность за уровень своей физической подготовленности, обязан систематически заниматься физическими упражнениями и быть постоянно физически готовым к выполнению воинского долга и служебных обязанностей.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку.

Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, правильно его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:

в целом - если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;

по частям - если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;

по разделениям - если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;

с помощью подготовительных физических упражнений - если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.

Тренировка - закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений путем их многократного повторения в различных условиях, а также поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств.

Ошибки, возникающие в процессе обучения физическим упражнениям, исправляются в такой последовательности: при групповом обучении - вначале - общие, затем - частные; при индивидуальном обучении - вначале - значительные, затем - второстепенные.

Предупреждение ошибок обеспечивается:

четким показом и объяснением техники выполнения физических упражнений;

правильным первоначальным разучиванием физических упражнений;

использованием подготовительных физических упражнений;

своевременной и качественной помощью и страховкой.

Предупреждение травматизма обеспечивается:

четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;

высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма;

своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;

систематическим контролем за соблюдением установленных норм и правил безопасности со стороны руководителей занятий.

Учебные занятия являются основной формой физической подготовки.

Продолжительность учебных занятий в воинских частях составляет - 1-2 учебных часа (50-100 мин). Учебное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

На подготовительную часть занятия отводится 7-10 мин (10-15 мин - при 2-часовом занятии), решаются задачи организации занимающихся и подготовки их организма к предстоящим физическим нагрузкам.

Содержание подготовительной части составляют строевые приемы, общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части занятия. Общеразвивающие упражнения включают потягивающие упражнения, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, всего тела, упражнения в парах и комплексы вольных упражнений, а также ранее изученные приемы и действия.

Передвижение и перестроение подразделения для выполнения общеразвивающих упражнений производится в соответствии со Строевым уставом.

Выполнение физических упражнений на месте и в движении начинается с исходного положения, которое принимается по команде «Исходное положение - ПРИНЯТЬ». Упражнение выполняется по команде «Упражнение начи-НАЙ». Для окончания выполнения физического упражнения на месте вместо последнего счета подается команда «СТОЙ», в движении подается команда «Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ». Показ общеразвивающих упражнений, выполняемых на месте, производится руководителем стоя лицом (зеркально) или боком к обучаемым, а выполняемых в движении - навстречу строю.

Сложные упражнения выполняются по разделениями. Например: « Наклониться, руки назад, делай - РАЗ; строевая стойка, делай - ДВА; присесть, руки вперед, ладонями вниз, делай - ТРИ; строевая стойка, делай - ЧЕТЫРЕ». После освоения физического упражнения по разделениям подается команда на его выполнение в целом «Упражнение - начи-НАЙ».

Для повышения интенсивности нагрузки в подготовительной части занятия ранее изученные физические упражнения выполняются одно за другим без пауз для отдыха по команде «Потоком, упражнение - начи-НАЙ».

Основная частьзанятия проводится в течение 35-40 мин (65-85 мин - при 2-часовом занятии). В ней военнослужащие овладевают военно-прикладными двигательными навыками, совершенствуют их, развивают физические и специальные качества, воспитывают моральные и психические качества, добиваются боевой слаженности воинских подразделений, формируют умения действовать в сложных условиях.

Основная часть занятия проводится, как правило, на трех учебных местах с последующей их сменой. Выполнение физических упражнений на учебных местах организуется групповым или фронтальным способом.

Для смены мест занятий руководитель подает команду: «Взвод, упражнение - ЗАКОНЧИТЬ». По этой команде занимающиеся прекращают выполнение упражнений и строятся в одну шеренгу. Смена мест занятий производится по командам: «Напра-ВО», «Для смены мест занятий шагом (бегом) - МАРШ». При первой смене указывается порядок перехода.

Строевая подготовка

В свете последних событий, которые происходят в нашей стране, каждый сознательный человек должен понимать важность воинской службы. Ведь служба в рядах Вооруженных сил Украины является почетной обязанностью каждого гражданина.

Начальная военная подготовка, которая будет проходить на уроках с ОБЖД, даст начальное представление учащимся об армейской службе. Поэтому уроки строевой подготовки выходят в ранг важных предметов военного обучения школьников.

На уроках из строевой подготовки школьники будут учиться вырабатывать строевую выправку и дисциплинированность, научатся выполнять различные строевые приемы и слаженные действия в составе подразделения.

Для школьников наличие такой дисциплины, как строевая подготовка, полезно не только тем, что учащиеся учатся овладевать различными строевыми приемами, но наряду с этим у них воспитывается взаимовыручка, дисциплинированность, выносливость и ловкость. С помощью таких уроков, школьники приобретают чувство слаженности и коллективизма, умения прийти на помощь друзьям, у них вырабатывается быстрота реакции, а также воспитывается опрятность, дисциплинированность и подтянутость.

А теперь давайте более детально остановимся на том, что же включает в себя строевая подготовка:

Во-первых, главной целью строевой подготовки в школе является выработка у подростков строевой выправки, аккуратности, подтянутости и выносливости;
Во-вторых, научить учащихся умению быстро и правильно выполнять строевые команды;
В-третьих, овладеть строевыми приемами с оружием и без него;
В-четвертых, научиться действовать слажено подразделениями и в различных строях.
В-пятых, школьники должны овладеть знаниями основных строевых терминов и уметь различать их.

Строи и управление ими

Но прежде чем мы приступим к обучению различных приемов и слаженных действий в строю, вначале давайте попробуем разобраться, что собой представляет строй и с каких элементов состоит. А также, вначале следовало бы узнать и о порядке выполнения команд, и какие обязанности должны нести учащиеся перед построением, а так же в строю.

Строем называют такое размещение военнослужащих, подразделений и частей, которое предписано уставом для выполнения совместных действий, выполняющихся в пешем порядке или же на автомобилях.

Строй состоит из таких элементов, как: фланг, фронт, интервал, тыльная сторона фронта, а также дистанция, ширина и глубина строя.

Под таким понятием, как фланг, принято подразумевать правую или левую оконечность строя.

Фронтом называют ту сторону строя, к которой военнослужащие обращены лицом. А вот сторону, противоположную фронту, называют тыльной стороной строя.

Расстояние вдоль фронта между военнослужащими, подразделениями или частями, именуют интервалом. А расстояние в глубину между ними считают дистанцией.

На следующем изображении мы с вами видим, как необходимо правильно соблюдать интервал:

Шириной строя называют расстояние между флангами. А вот глубина строя – это расстояние от первой шеренги до последней, то есть, от впереди стоящего военнослужащего до позади стоящего.

На этом рисунке изображен правый фланг строя:



Также следует знать, что в зависимости от назначения строй может быть развернутым или походным.

К первому виду относится такой строй, в котором подразделения построены по фронту на одной линии. Развернутый строй может быть одношереножным или двухшереножным. И, как правило, развернутый строй используют для различных смотров, проверок, парадов и т.д.

Теперь посмотрим внимательно на картинку. На ней мы видим пример одношереножного строя или просто шеренги:



Теперь давайте рассмотрим эти виды строя более детально. Одношереножный развернутый строй еще называют просто шеренга. В шеренге военнослужащие стоят на одной линии и придерживаясь определенного интервала.

В двухшереножном строю, военнослужащие размещаются в две шеренги. То есть, военнослужащие второй шеренги стоят на дистанции от первой шеренги на расстоянии вытянутой руки впередистоящего военнослужащего. Также, следует отметить, что в случае поворота строя, название шеренг не изменяются, первая шеренга, как была, так и остается первой и соответственно, также и вторая.

На следующем изображении мы можем видеть пример двошереножного строя:



В случае, если в двухшереножном строю, стоят два человека, в затылок один к другому, то они составляют ряд.

А вот если военнослужащему второй шеренги не стоит в затылок первому, то этот ряд называют неполным и при повороте кругом в двухшереножном строю, военнослужащий, стоящий в неполном ряду переходит во впередистоящую шеренгу.

Кроме того, одношереножный и двухшереножный строй делится на сомкнутый и разомкнутый.

При построении в сомкнутом строю интервал в шеренгах между военнослужащими должен быть равен ширине ладони на уровне локтей, тогда как в разомкнутом строю такой интервал по фронту равен одному шагу.

На следующем рисунке нам показано, какая должна быть дистанция:



В том случае, когда военнослужащие стоят в затылок друг к другу, а в подразделениях одно за другим на определенных дистанциях, которые предписаны уставом, то такой строй называют колонной. Колонны, как правило, применяются для построения в развернутый или походный строй и могут быть, начиная от одной, по две, три и т.д.

А теперь давайте разберемся, какой строй называют походным. К такому строю относится тот, в котором подразделение строиться в колонну или же несколько колонн с определенной дистанцией. Применяется такой строй для передвижения подразделений, например, для прохождения торжественного марша и других случаев.

Также следует знать, что в строю есть направляющий и замыкающий военнослужащий. Первый является головным в указанном направлении, и по нему направляют движение остальные военнослужащие. Ну, а замыкающий, соответственно, осуществляет движение последним.

Обязанности военнослужащих перед построением в строю

А теперь давайте остановимся на обязанностях, которые беспрекословно должны выполнять солдаты перед построением:

Во-первых, перед построением, каждый военнослужащий обязан проверить свое обмундирование и снаряжение, а также, закрепленную за ним технику и проверить исправность своего оружия;
Во-вторых, привести себя в порядок. А это значит, что обмундирование должно быть аккуратно заправлено, снаряжение должно быть правильно одето и подогнано по размеру, а внешний вид должен соответствовать требованиям устава.
В-третьих, Без суеты быть готовым к построению и четко знать свое место в строю;
В-четвертых, во время движения в строю, четко соблюдать дистанцию и интервалы, сохранять равнение и не выходить из строя без команды;
В-пятых, находясь в строю, соблюдать тишину, дисциплину. Также внимательно слушать приказы и распоряжения командира и четко их выполнять;
В-шестых, все сигналы и команды следует передавать громко, четко и без искажений.

Выполнение команд

На уроках по строевой подготовке школьники будут осваивать такие основные элементы строевой выручки, как строевая стойка, шаг, повороты, а также приемы воинского приветствия.

Так как строевая стойка является одним из основных элементов строевой подготовки, то учащиеся должны научиться правильно выполнять строевую стойку, ведь она является исходным положением для выполнения всех последующих строевых команд.

Поэтому следует при принятии строевой стойки учитывать следующие моменты:

Во-первых, при принятии строевой стойки каблуки должны быть вместе, а носки должны быть развернуты на ширину ступни;
Во-вторых, без лишнего напряжения ноги в коленях необходимо выпрямить;
В-третьих, грудь должна быть приподнята, плечи развернуты, а тело необходимо слегка подать вперед;
В-четвертых, руки должны быть опущены, при этом кисти рук располагаются ладонями вовнутрь и должны быть расположены с боку и посередине бедра;
В-пятых, голова слегка приподнята, и смотреть прямо.

Если школьники сумеют правильно освоить строевую стойку, то смогут легко выполнять и другие команды.

А теперь давайте рассмотрим ошибки, которые чаще всего допускают при выполнении строевой стойки:



На уроках военной подготовки в этом учебном году школьники научатся четко выполнять такие строевые команды, как «Заправиться», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Отставить» и другие.

Приступая к выполнению и обработке этих команд, школьники должны усвоить следующее:



Строевая подготовка - один из основных предметов обучения и воспитания военнослужащих. Она организуется и проводится на основе Строевого устава Вооруженных Сил РФ.

Строевая подготовка включает:

  • 1) одиночные строевые приемы без оружия и с оружием;
  • 2) слаживание подразделений при действиях в пешем порядке и на машинах;
  • 3) строевые смотры подразделений.

На занятиях по строевой подготовке военнослужащим прививается аккуратность, дисциплинированность и внимательность, вырабатывается умение выполнять одиночные строевые приемы и действия в составе подразделения. Критерием строевой подготовки военнослужащих является воинская культура и дисциплинированность, готовность умело действовать в строю и в бою.

Строевая подготовка воинов совершенствуется на занятиях по тактической, огневой, физической подготовке и на других занятиях, при построениях, передвижениях и в повседневной жизни.

Строи и управление ими

Для успешного выполнения приемов и действий в строю военнослужащих необходимо иметь представление о строе, знать его элементы, порядок выполнения команд, обязанности перед построением и в строю.

Строй имеет следующие элементы:

  • фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются;
  • фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью);
  • тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту;
  • интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями;
  • дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями;
  • ширина строя - расстояние между флангами;
  • глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

В зависимости от назначения строи бывают развернутые и походные.

Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром. Развернутый строй применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Шеренга (или одношереножный развернутый строй) - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому, составляют ряд. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным. При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, два, три, четыре и более. Колонны применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.

Военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении, является направляющим (по направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины)), а военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне, называется замыкающим.

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.

Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительными.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.

При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия. Например: «Автоматы на - ГРУДЬ». «Пулеметы на - ре-МЕНЬ» и т.д.

Исполнительная команда подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называются наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего. Например: «Взвод (3-й взвод) - СТОЙ». «Рядовой Петров, кру-ГОМ».

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Каждый военнослужащий обязан твердо знать, умело и добросовестно выполнять свои обязанности перед построением и в строю.

Перед построением военнослужащий обязан:

  • 1) проверить исправность своего оружия, закрепленных за ним вооружения и военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
  • 2) аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки.

В строю военнослужащий обязан:

  • знать свое место, уметь быстро, без суеты занять его;
  • в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию;
  • соблюдать требования безопасности;
  • не выходить из строя (машины) без разрешения;
  • в строю без разрешения не разговаривать и не курить;
  • быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
  • передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.

Вопросы и задания

  • 1. Расскажите об элементах строя.
  • 2. Какой строй называется развернутым (походным)?
  • 3. Дайте определения понятиям «шеренга», «ряд», «колонна».
  • 4. Как осуществляется управление строем?
  • 5. Для чего служат предварительная и исполнительная команды? Какие действия совершают военнослужащие по предварительной (исполнительной) команде?
  • 6. Перечислите обязанности военнослужащего перед построением и в строю.

Строевая подготовка.

План-конспект

проведения занятия по строевой подготовке

с __ взводом военных сборов.

Тема: Строевые приемы и движение без оружия.

Занятие: Строи и управление ими. Команды, порядок подачи. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка.

 ознакомить обучаемых с понятием строя, с элементами строя, с порядком подачи и выполнения команд;

 научить обучаемых занимать свое место в стою, строевой стойке, выполнению команд согласно Строевого Устава;

 воспитать у обучаемых любовь к ВС ФР, к строевой подготовке.

Место проведения: строевой плац.

Метод проведения занятия: практическое.

Время: 50 мин.

Учебные вопросы:

1. Понятие о строе.

2. Команды и порядок их подачи.

3. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

4. Строевая стойка. Выполнение команд.

Ход занятия:

І. Вводная часть.

 Проверка наличия личного состава;

 Проверка готовности к занятию;

 Объявление цели и темы занятия.

ІІ. Основная часть.

    Вопрос.

Понятие о строе.

Занятие по этой теме обычно проводятся в составеотделения (взвода) под руководством командира. По­строив взвод (роту) в одну шеренгу, командир выводит из строя отделение и, поставив его в одну шеренгу пе­ред строем, объявляет тему и содержание занятия, дает определение элементам строя. Строй - установленное Уставом размещение военно­служащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Командир предлагает одному-двум обучаемым повторить определение строя, затем приступает к определению его элементов.

Шеренга - строи, в котором военнослужащие (обу­чаемые) размещены один возле другого на одной ли­нии на установленных интервалах.

Указав на строй, командир говорит: «Строй, в ко­тором вы сейчас стоите, есть развернутый одно-шереножный строй», после чего рассказывает, показывает и дает определения: флангу и фронту строя, тыльной сто­роне строя, интервалу и ширине строя.

Фланг - правая и левая оконечность строя. При по­воротах строя названия флангов не изменяются.

Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие (обучаемые) обращены лицом.

Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Интервал - расстояние по фронту между военно­служащими (обучаемыми), подразделениями и частями.

Командиру необходимо подчеркнуть, что в сомкну­том строю, в котором сейчас находятся солдаты, ин­тервал между локтями рядом стоящих должен быть равен ширине ладони.

Ширина строя - расстояние между флангами.

После объяснения и показа элементов одношереножного строя командир перестраивает отделение в двух шереножный строй и дает его определение.

В двухшереножном строю военнослужащие одной ше­ренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки).

Командир предлагает проверить дистанцию между шеренгами, для чего обучаемые второй шеренги, вытя­нув руку (левую), кладут ладонь на плечо впереди стоящего. В двухшереножном строю шеренги называ­ются первой и второй. При повороте строя их название не изменяется.

Ряд – два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужа­щим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд должен быть полным.

Командир поясняет, что при повороте двухшереножного строя кругом тот, кто находится в неполном ряду, переходит в стоящую впереди шеренгу. Следует под­черкнуть также, что если в строю менее четырех чело­век, то они строятся только в одну шеренгу.

Двух шереножный строй и его элементы.


Чтобы показать разомкнутый строй, командир раз­мыкает двух шереножный строй и поясняет, что в ра­зомкнутом строю обучаемые в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Затем командир ставит перед обучаемыми вопросы, проверяя, как они усвоили пройденный материал. Во­просы могут быть такие: «Что такое строй?», «Дайте определение флангу и фронту строя», «Что такое интер­вал и дистанция?», «Каким может быть одношереножный и двух шереножный строй?», «Меняются ли назва­ния флангов при поворотах строя?» и т. д.

Убедившись, что обучаемые усвоили положения раз­вернутого строя и его элементы, командир приступает к тренировке.

Во время тренировки командир может убедиться, что отработанные положения усвоены.

После этого он приступает к показу походного строя.

Походный строй – строй в котором подразделение построено в колон­ну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или при­казом командира.

Командир отделения, построив обучаемых в колонну по одному, объясняет, что колонна - это строй, в ко­тором военнослужащие расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Колонны применяются для построе­ния подразделений и частей в походный или развер­нутый строй. Командир указывает, что отделение строится в колонну по одному, по два.

Называя элементы походного строя, командир дает их определение.

Направляющий - военнослужащий, двигающийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразу­ют свое движение остальные военнослужащие (обучае­мые).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение), двигающийся последним в колонне.
Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими, подразделениями и частями.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней ше­ренги (позади стоящего военнослужащего).

После показа походных строев и их элементов коман­дир проверяет усвоение, задавая примерно следующие вопросы: «Какой строй называется походным?», «Что называется глубиной строя?» и т. д. Удостоверившись, что солдаты усвоили данный раздел, командир перехо­дит к изучению очередного учебного вопроса.

    Вопрос.

Команды и порядок их подачи.

Прежде чем приступить к изучению команд, коман­дир должен рассказать обучаемым о их назначении и показать, как правильно выполнять команды. Он гово­рит, что команды служат для управления строями, по­даются, как правило, голосом, а также сигналами и личным примером.

Для ознакомления с командами командир практи­чески подает несколько команд голосом и сигналами, но пока не требует их выполнения.

Команда разделяется па предварительную и испол­нительную; могут быть и только исполнительные команды.

Предварительная команда подается отчетливо, гром­ко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По предварительной команде те, кто стоит в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а находящиеся в движении ставят ногу тверже.

Исполнительная команда подается после паузы, громко, от­рывисто и четко. Исполнительная команда немед­ленно и четко выполняется.

Чтобы привлечь внимание обучаемого, в предварительной команде называется наименование подразделения или фамилия обучаемого. Например, «Взвод – СТОЙ!», «Второе отделение, шагом – МАРШ», «Товарищ Иванов, кру-ГОМ» и так далее.

После объяснения командир подает несколько исполнительных команд, например: «ВСТАТЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬ­НО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ» и т. п., и тре­бует, чтобы обучаемые выполнили их.

В заключение командир поясняет, что для отмены приема (действия) или для прекращения его подается команда «ОТСТАВИТЬ»; рассказывает и показывает, что по команде « ОТСТАВИТЬ» принимается положение, в котором обучаемый находился до выполнения приема.

    Вопрос.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Рассказав о назначении команд и показав порядок их подачи и выполнения, следует перейти к изучению обязанностей военнослужащих перед построением и в строю. Но прежде необходимо разъяснить обучаемым требования Строевого устава, предъявляемые к солдатам перед по­строением и в строю.

«Ст. 26. Солдат (матрос) обязан:

Проверить исправность своего оружия, закреплен­ной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств противохимической защиты, шан­цевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

Аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устра­нить замеченные недостатки;

Знать свое место в строю, уметь быстро, без суе­ты занять его; в движении сохранять равнение, уста­новленный интервал и дистанцию; не выходить из строя (машины) без разрешения;

В строю без разрешения не разговаривать, не курить; быть внимательным к прика­зам и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

Передавать приказания, команды без искажений, громко, и четко».

Обучаемые должны знать 26-ю статью Строевого устава наизусть.

В ходе занятия командир должен проверить аккуратность и правильность подгонки обмундирования, приучить курсантов к взаимной помощи при устранении недостатков, обнаруженных по внешнем виде; следует проверить знание своего места в строю и соблюдение дисциплины в строю, а также умение передавать при­казания.

Аккуратность и правильность подгонки обмундиро­вания проверяются так: командир строит обучаемых в одну шеренгу, обходит строй с правого фланга и про­веряет каждого в отдельности: правильно ли заправле­но обмундирование, как надет головной убор и т. д. Не­достатки отмечаются и устраняются тут же.

На примерах аккуратно и неряшливо одетых обу­чаемых командир объясняет требования Строевого устава и показывает порядок устранения недостатков: на себе или на одном-двух обучаемых он демонстриру­ет, как правильно заправить обмундирование, надеть головной убор и т. д.

Заканчивая занятие, командир делает краткий раз­бор и дает задание к следующему занятию. Задание может быть таким: изучить ст. 26-28 Строевого устава. Одновременно командир рекомендует повторить прой­денный материал, для чего предлагает изучить ст. 1 - 23 и 25 Строевого устава.

4. Вопрос.
Строевая стойка. Выполнение команд

В соответствии с существующей программой на за­нятии предстоит изучить строевую стойку и совершен­ствоваться в выполнении команд: «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «Го­ловные уборы - СНЯТЬ», «Головные уборы - НА­ДЕТЬ», «ОТСТАВИТЬ».

Ст. 27. Строевая стойка принимается по команде «Становись» или «Смирно». По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Изучение строевой стойки начинается с образцового показа ее командиром; при этом обучаемые должны видеть его спереди сбоку. Затем командир рассказывает обучаемым, по каким командам и в ка­ких случаях принимается строевая стойка, и показы­вает порядок ее принятия по разделениям, кратко пояс­няя выполнение каждого ее элемента. После этого он приказывает курсантам принять строевую стойку само­стоятельно и проверяет каждого из них, отмечая недо­статки, а затем приступает к разучиванию строевой стойки по элементам. Начинать целесообразно с подго­товительных упражнений для выработки правильной постановки корпуса, ног, рук, плеч и головы.

Для выполнения этого упражнения подается коман­да «Носки свести вместе, делай-РАЗ», «Носки разве­сти, делай - ДВА», «Носки свести, делай- РАЗ» и т. д. Подавая команду, командир отделения следит за шири­ной разведения носков и попутно исправляет ошибки. Смотреть вниз при этом, обучаемым не разрешается. Когда обучаемые выполнят упражнение несколько раз под общую команду, командир отделения приказывает им приступить к самостоятельной тренировке. Коман­дир отделения и командир взвода в это время проверяют выполнение упражнения поочередно у каждого курсанта и дают указания по устранению допускаемых ими ошибок.

Строевая стойка.

Отработав первое упражнение, командир показывает второе подготовительное упражнение -«Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть – Делай – РАЗ, Делай – ДВА (принять положение «Вольно»).

Чтобы приподнять грудь, необходимо сделать глубо­кий вдох, в таком положении задержать грудную клет­ку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподня­той грудью. В момент приподнимания груди подбирается живот, плечи разворачиваются, руки опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями - внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра.

Чтобы подать все тело несколько вперед, необходимо приподняться на носках, а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню:

Рекомендуется показать положение корпуса при строевой стойке с помощью зеркала. Для этого необ­ходимо построить отделение перед зеркалом в одну шеренгу и приказать, предположим, первым номерам принять строевую стоику, а вторым номерам стоять в положении «вольно». В этом случае хорошо будет заметно отличие строевой стойки от положения «вольно».

После отработки подготовительных упражнений командир отделения приступает к тренировке в выпол­нении строевой стойки в целом.

Чтобы проверить, правильно ли военнослужащие принимают строевую стойку, необходимо подать команду «Смир­но», а после этого - команду «Поднять носки ног». Если у кого-либо из обучаемые строевая стойка была при­нята неправильно, корпус тела не был подан несколько вперед, то они это действие выполнят легко. Те, кто строевую стойку принял правильно, носки ног поднять не смогут, значит, строевая стойка принята правильно.

После того как обучаемые будут правильно принимать строевую стойку, командир учит их выполнять команды: «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ». Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» надо всегда подавать команду «ВОЛЬНО».

По команде «ВОЛЬНО» надо встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, и не ослаблять внимания и не разговаривать.

По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не ос­тавляя своего места в строю, попра­вить оружие, обмундирование и снаряжение.

При необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.

По команде «СТАНОВИСЬ» обучаемые занимают свое место в строю, принимают строевую стойку, а коман­дир проходит перед строем и проверяет обучаемых. Убедившись, что строевая стойка принята правильно, командир подает команду «ВОЛЬНО» и следит, как она выполняется. Поправив ошибки и * подав еще не­сколько раз эту команду для тренировки, командир приступает к отработке выполнения команды «ЗАПРА­ВИТЬСЯ».

Подавая по несколько раз команды «СТАНО­ВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», командир до­бивается правильного и четкого выполнения их. В даль­нейшем навыки в выполнении строевой стойки и дейст­вий по командам «ВОЛЬНО» и «ЗАПРАВИТЬСЯ» со­вершенствуются на всех занятиях.

Для тренировки следует производить различные построении, подавая команды, например: «Отделение, РАЗОЙДИСЬ»,«Отделение и одну шеренгу - СТАНО­ВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.

По команде «Головные уборы - СНЯТЬ» без ору­жия или с оружием в положении «за спину» правой рукой снять головной убор, передать его в левую руку, а правую руку опустить. Снятый головной убор держать в левой свободно опущенной руке звездой (кокардой) вперед.

По команде «Головные уборы _- НАДЕТЬ» передать головной убор в правую руку, надеть его и опустить руку.

Снятие и надевание головного убора с оружием в положении «на ремень» и «на грудь» производится ле­вой рукой.

Концепция воспитательной работы в Вооруженных силах РФ гласит, что, несмотря на развитие военной техники и вооружения, решающая роль на войне по-прежнему принадлежит человеку, его воинскому духу и умению воевать. Любой храбрец может растеряться в обстановке реального боя, в суматохе допустить неверное движение, и эта ошибка может обернуться катастрофой. Чтобы такого не произошло, требуется строевая подготовка, воспитывающая умение быстро реагировать на приказы и доводящая до автоматизма все действия бойца. Как говорят бывалые бойцы, прошедшие горячие точки, хороший уровень строевой подготовки формирует набор сигналов, которые солдат выполняет автоматически и понимает без пояснений. «Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою. Сейчас, когда подразделения и части насыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою, уровень строевой выучки должен быть особенно высок», - утверждается в Концепции воспитательной работы в ВС РФ.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: