Икона богородицы влахернская молитва. Икона божией матери влахернской. Подробное описание

Одним из наиболее редких образов Богородицы считается чудотворная Влахернская икона Божией Матери. Ее доставили в Константинополь в 439 году, специально для нее по повелению императора Льва Великого была воздвигнута церковь в западной части города по прозванию Влахерны (некогда там был убит скифский вождь Влах). По преданию, именно на том месте Андрею Юродивому явилась Богоматерь.

Икона получила название Влахернской Божией Матери, и хотя после пожара 1434 года, когда церковь была уничтожена огнем, икону перенесли в другой храм, название за ней сохранилось.

Описание иконы

Размеры иконы относительно невелики: 46 × 37,5 × 4 см. По типу иконописи - это Одигитрия, что в переводе с греческого означает Указующая Путь, или Путеводительница. Необычна техника, в которой она выполнена: это воскомастика, позволяющая получать рельефное изображение. Благодаря этому образ словно выступает над доской, производя на верующих потрясающее впечатление и внушая благоговейный страх.

Еще большую ценность придает Влахернской иконе то, что для ее создания использовался воск и смешанные с ним мощи христианских мучеников, то есть это не просто икона, а мощевик.

От других иконописных образов Богородицы Влахернский образ отличается выраженной массивностью фигуры, а также более широкими нимбами. В живописных копиях (списках) иконописцы старались придать образам Богородицы и Младенца такую же рельефность.

Из истории Влахернской иконы

Влахернская икона издавна стала считаться покровительницей как самого Константинополя, так и императоров Византии. Когда в 626 году город был осажден врагами, патриарх Сергий обошел его стены с иконой в руках, и врагам по их собственному утверждению явилась сама Богоматерь, после чего они в страхе отступили.

Еще одно чудо, связанное с Влахернской иконой, произошло в эпоху иконоборчества. Тогда икона вместе с горящей перед ней лампадой была замурована в стену монастыря Пантократора, там ее и обнаружили через сто лет, причем лампада продолжала гореть.

Именно эта икона была доставлена на Русь в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу, в сопровождении грамоты о ее происхождении и почитании. Здесь икону сразу стали почитать как одну из величайших святынь, украсили окладом из чеканного золота с большим количеством драгоценных каменьев и жемчуга и приложили золотые пластинки, где была изложена ее легенда.

Влахернская икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда царь всегда брал ее с собой в военные походы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее, а ее рельефный список, пожалованный отцу Григория Строганова и датируемый 17 или 18 веком, — во Влахернском храме в Кузьминках, который был выстроен специально для нее. Она стала семейной святыней рода Строгановых.

В чем помогает Влахернская икона Божией Матери

Эта икона помогает в защите от разного рода внешних вторжений, идет ли речь о государстве или об обычной семье. Она является хранительницей во время военных действий, она же хранит от козней недоброжелателей и бережет покой семейных людей от вмешательства недобрых людей.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой Влахернской

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молятся о защите от врагов и недоброжелателей, о покровительстве в семейной жизни.

Икона Божией Матери Влахернская не первый год считается одной из древнейших во всем мире. Создание святыни датируется 302 г.
Икона эта из Влахернского храма, который расположен в те времена был в Константинополе, стала началом иконографии «Одигитрия» (Путеводительница).

Когда столицу захватили авары, патриарх Сергий (610-631 г.г.) обходил город с молитвами к Заступнице о спасении и освобождении земли его. В память о том, что выполнила Богородица прошения патриарха стали праздник отмечать. Совершалось торжество в каждую субботу пятой седмицы Великого поста. Известен праздник как Похвала Пресвятой Богородице или же «Суббота Акафиста».
Первое время празднование состоялось лишь в Константинополе, во всем известном Влахернском храме. С IX века праздник почитается в монастыре преподобного Саввы Освященного, а после был он включен и в Постную Триодь. Такой известности торжество достигло, что отмечать его стала вся Православная церковь.

С 1654 г. Влахернская икона находилась во власти царя Алексея Михайловича, который получил образ в качестве подарка. Несколько версий дальнейшей доли иконы существует. Одна гласит о том, что когда турками был взят Константинополь, афонскими монахами образ был передан в Москву. Другая версия вещает о том, что после падения Константинополя во спасение иконы ее перенесли в женский монастырь, именуемый в честь Христа Пантократора. Когда же церковь со всем, что в ней находилось, замуровали, на месте храма была воздвигнута мечеть. Икона находилась на тот момент в церкви, и обнаружили ее только в 1616 г. После этого святыня попала к христианам, которые и отправили ее в дар царю московскому.
Икона эта весьма необычная, поскольку представлена рельефным изображением Матери Божией. На левой руке Богородицы сидит Младенец, который одной рукой благословляет, а в другой держит свиток.

Многие иконописцы, да и простые христиане замечали, что не красками нарисованная икона, части тела Богородицы и Младенца заметно выступают с поверхности доски. Павел Алеппский, который описывал визит патриарха Макария в Москву, говорил, что некий страх ощущается при взгляде на икону.
Более чем два столетия византийское сокровище пребывало в Успенском храме Кремля. После того, как собор был закрыт для прихожан, икону перенесли в Крестовоздвиженскую церковь, которая находится на Воздвиженке. Когда этот храм в 1931 г. разрушили, святыню перенесли в Кремль. Икона стала частью собрания Государственных музеев Московского Кремля (пребывает святыня в собрании этом и сейчас).

В Третьяковской галерее находится еще одна икона Влахернская Пресвятой Богородицы.

В XVII-XVIII столетии было сделано несколько чтимых списков.

(празд. 7 июля), чудотворный образ, присланный в Москву из К-поля в дар царю Алексею Михайловичу от протосинкелла (настоятеля) Иерусалимского подворья в К-поле Гавриила. Согласно сведениям XVII в., торжественная встреча иконы состоялась 16 окт. 1653 (7162) г. (Выходы государей царей и вел. князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682) / Сост. П. Строев. М., 1844. С. 299-300).

Еще во время пребывания В. и. в К-поле К-польским Патриархом Паисием была составлена Свидетельствованная грамота, к-рая впосл. вместе с посланием протосинкелла Гавриила была прислана на Русь, видимо в ответ на запрос царя. В этих документах, греч. подлинники к-рых обнаружены в РГАДА Б. Л. Фонкичем (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 488, 531), икона отождествляется с одной из древних святынь Влахернского храма (см. ст. Влахерны). История иконы, изложенная в грамоте, представляет вариацию сказаний об иконе Божией Матери «Одигитрия», но в данном случае чудесное спасение образа связывается не с захватом К-поля крестоносцами, а с тур. завоеванием 1453 г. Согласно грамоте, во времена имп. Ираклия икона спасла К-поль от нашествия персов и аваров (626), а также происходило много чудес в обители Богоматери во Влахернах. После захвата К-поля турками В. и. была перенесена в мон-рь Христа. Перед тем как храм мон-ря был обращен в мечеть, благочестивые люди спрятали В. и. в оконной нише и замуровали ее. Позднее икона была чудесно обретена, и служка мечети, сняв драгоценный оклад, продал икону некой вдове, к-рая и принесла ее в дар протосинкеллу Гавриилу.

Отношение к В. и. как к покровительнице К-поля и греч. императоров сразу же поставило ее в ряд важнейших святынь рус. гос-ва. Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении К-поля от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресв. Богородице, 1-й кондак к-рого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое В. и. В праздник новолетия (1 сент.) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери ,- как символ покровительства, к-рое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому гос-ву. В этом качестве В. и. сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь (Павел Алеппский . Путешествие. 1898. Вып. 3. Кн. 7. С. 11; Кн. 9. С. 146). В 1812 г., во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1918 г. в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. В. и., была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 г., когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В наст. время В. и. находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX вв. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец , к-рые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской. В 1813 г. (возможно, в 1806 - см.: Сидоренко . С. 69) икона поновлялась после наполеоновского нашествия: ее дублировали на новую кипарисовую доску и украсили серебряной ризой. В этот период на ней были сделаны новые надписи по-гречески: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное Сокровище», а на нижнем поле - надпись по-русски о поновлении с датой 1 авг. 1813 г. Эти надписи сохранялись до 1983 г., когда икона была отреставрирована в ВХНРЦ Л. А. Дунаевым: с полей и фона иконы были сняты слои поздних записей, на фигурах из-за фрагментарной сохранности авторского слоя прописи были оставлены, за исключением небольшой пробы на левом плече Младенца. Фрагменты первоначальной живописи сохранились на изображениях левого глаза Богоматери и руки Младенца, держащей свиток.

В. и. является редким образцом греч. рельефных икон. В источниках XVII в. и в лит-ре XVIII-XIX вв. она называется мастично-восковой. Ее основа - вырезанный в дереве плоский рельеф, покрытый слоем воско-мастики и расписанный красками. Техника живописи отличается большим мастерством. О резных деревянных иконах с воско-мастикой известно очень мало. В подобной технике была исполнена почитаемая Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери . В греч. мон-ре Мега Спилео (Великой пещеры) на Пелопоннесе хранится чудотворный образ Богоматери Спилеотиссы, выполненный из воска и др. веществ. По свидетельству В. Г. Григоровича-Барского , чудотворные иконы Божией Матери из воско-мастики были на Кипре и на Афоне. Все упомянутые иконы без исключения почитались как чудотворные, и в легендах о них особенно подчеркивается древность происхождения.

В Свидетельствованной грамоте Патриарха Паисия отмечена еще одна важнейшая особенность В. и.: она сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», т. е. является мощевиком-реликварием. В лит-ре XIX в. имеется упоминание о составе мощей - это пепел святых мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы), Синайских и Раифских.

Иконографии этого памятника большое внимание уделил Н. П. Кондаков . Рассматривая развитие иконографии Одигитрии , он отнес В. и. к числу 3 икон, вернее всего передающих этот древний тип. Две другие, Цилканская икона Божией Матери из Грузии (IX-XIII вв., ГМИГ) и резной стеатитовый образок из Ватопедского мон-ря на Афоне, вероятно к-польского происхождения (Кондаковым датирован XII в.; в совр. публикациях - XIV в.). В целом В. и. близка к классическому типу визант. Одигитрии XIII-XIV вв., известному на Руси как Смоленская икона Божией Матери в том его варианте, где Богоматерь изображена почти фронтально, не склоняясь к Младенцу. К иконографическим особенностям, к-рые отличают изображение Одигитрии на В. и. от классического типа, можно отнести высокий, почти погрудный обрез фигуры, ее массивность, заходящие на поля крупные нимбы. Все эти приемы рассчитаны на приближение образа к молящимся, акцентируя внимание на ликах. Богоматерь высоко держит Младенца, ножки Которого почти касаются полей иконы. Данные черты сближают В. и. с образом Богоматери Одигитрии из Охрида (кон. XIII в., Народный музей. Охрид), живопись к-рой связывают с к-польскими традициями, однако лик Богоматери на ней подчеркнуто экспрессивен.

Наименование иконы «Влахернская» восходит к тексту грамоты Патриарха Паисия и на иконе появилось в результате позднейших поновлений. Этот эпитет принято относить к изображению в рост Богоматери Оранты , поскольку такая мозаика, по мнению Кондакова, могла украшать апсиду Влахернского храма. Будучи связан с топонимом, он мог прилагаться к разным типам икон, почитаемых во Влахернах, указывая на местонахождение их древних оригиналов. Известны примеры употребления этого эпитета в связи с иконографическими типами Богоматери Агиосоритиссы , Умиления и Оранты (с Младенцем Христом у груди). Подлинная греч. надпись на иконе, открытая в результате последней реставрации,- Η ΘΕΟΣΚΕΠΑ[Σ]ΤΟΣ. Переводимый как «Богохранимая» или «Богом Хранимая», этот редкий эпитет известен лишь по 2 примерам: свинцовой печати Трапезундского мон-ря XIII в. (ГЭ), на к-рой он сопровождает изображение в рост Богоматери Оранты, и названию чтимой иконы XIV в. типа Киккотиссы (Византийский музей. Никосия), отражающему ее происхождение из ц. Феоскепасту (не сохр.) близ Калопанайотиса на Кипре (надпись на самой иконе отсутствует).

Иконографические и эпиграфические аналогии В. и. относятся к XIII-XIV вв., что говорит о ее возможном создании как копии одной из святынь этой эпохи, связанной с Влахернским храмом. Через 20 лет после привоза иконы в Россию из-за ее ветхости потребовалась капитальная реставрация, поэтому, возможно, основой для воссоздания послужила подлинная древняя реликвия. Потребность в изготовлении копии или в реставрации В. и. могла возникнуть во 2-й пол.- кон. XV в., когда после тур. завоевания мн. святыни были повреждены или безвозвратно утрачены. Т. о., В. и. можно датировать 2-й пол. XV в.

Наиболее известны 3 копии В. и., также выполненные в рельефе. Одна из них в XVIII-XIX вв. находилась в Высокопетровском мон-ре в Москве, куда была пожертвована родом Дубровских, затем была передана в ГИМ, ныне в храме Рождества Пресв. Богородицы в Ст. Симонове в Москве. Другая - родовая святыня Головиных - была вложена ими в Спасо-Влахернский мон-рь с. Деденёва под г. Дмитровом, в наст. время в ЦМиАР. Эти копии, точно повторяющие по размеру и иконографии кремлевский оригинал, были изготовлены в 1701 и 1705 гг. в технике деревянного рельефа с росписью темперой и имели сходные драгоценные оклады с чеканным текстом сказания о спасении Царьграда от нашествия врагов. Создателям копий было известно о том, что В. и. представляет собой мощевик-реликварий. На фонах и венцах икон были устроены специальные углубления для св. мощей. Еще одна копия (VII в.- датировка Г. В. Сидоренко, ныне в ГТГ) принадлежала роду Строгановых, а с cер. XVIII в. Голицыных и хранилась в их усадьбе - с. Влахернском (Кузьминках) под Москвой. Первое документальное упоминание о ней относится к 1716 г. Эта копия отличается более высоким рельефом и выполнена целиком в технике литья из воско-мастики. О возможности изготовления таких копий свидетельствует документ, содержащий указания по составу мастики и отливке, из сборника XVII в.: «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» (опубл. в XIX в.). Необычность техники, отличия в иконографии, а также семейные предания Строгановых и Голицыных о привозе царю Алексею Михайловичу не одной, а 2 икон породили предположения о большей древности иконы. Есть сведения и о др. рельефных и живописных повторениях чудотворного образа.

Привоз в XVII в. в Москву В. и.- это часть целенаправленного процесса собирания святынь рус. гос-вом, осознававшим себя наследником Нов. Рима - К-поля, хранителем Православия. Отношение к рус. царю как к будущему освободителю греков, а не только надежда на богатую милостыню побуждали греч. иерархов и торговых людей везти в Москву святыни, почитаемые всеми христ. народами. Многие из этих реликвий после разорения К-поля крестоносцами и турками оказались в руках частных лиц.

Ист.: Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. // РИБ. Т. 3. Стб. 667-670.

Лит.: Левшин А . Ист. описание первопрестольного в России храма Моск. большого Успенского собора и о возобновлении первых трех моск. соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского. М., 1783. С. 28, 144-145; Снегирев И . Памятники моск. древности. М., 1842-1845. С. 16-17; Казанский П . Село Новоспасское, Деденево тож, именуемое Влахерны. М., 1847. С. 17. Примеч. 9, 10 на с. 81-83; Каптерев Н . Характер отношений России к Правосл. Востоку в XVI и XVII вв. М., 1885. С. 75, 80, 83, 85-89, 98; Кондаков Н . П . Визант. церкви и памятники К-поля. Од., 1886. С. 23; он же . Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 142, 148-151; он же . Иконография Богоматери. Т. 2. С. 187-189; Спасо-Влахернский общежительный мон-рь. М., 1894. С. 20; Успенский А . И . Царские иконописцы. С. 195, 354; Порецкий Н . Село Влахернское, имение кн. С. М. Голицына. М., 1913. С. 40-42; Греч.-рус. связи сер. XVI - нач. XVIII вв.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст. / Сост. Б. Л. Фонкич. М., 1991. Кат. № 48, 56; Соколова И . М . Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Моск. Кремля // ДРИ. СПб., 1997. [Вып.: ] Исслед. и атрибуции. С. 413-427; она же . Греч. рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская» // Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. Прил. 2. С. 282-287; «Сказание о Влахернской иконе Богородицы»: [Публ.] // Мир Божий. 1999. № 1(4). С. 24-29; Фонкич Б . Л . Чудотворные иконы и свящ. реликвии Христ. Востока в Москве в сер. XVII в. // Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5. С. 83-89; Сидоренко Г . В . Икона «Богоматерь Влахернская» в собр. ГТГ: Нек-рые итоги исследования // Россия и Вост.-христ. мир: Средневек. пластика. Древнерус. скульптура: Сб. ст. / Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 2003. Вып. 4. С. 67-77.

И. М. Соколова

Краткая историческая справка

Предание связывает происхождение Влахернской иконы с тем самым чудотворным образом Божией Матери Одигитрии, написанным евангелистом Лукою, который в V веке был перенесен из Иерусалима в Царьград царицей Евдокией, женой императора Феодосия. Икона, уже в те времена почитавшаяся как чудотворная, была помещена в богородичном храме во Влахернах, где традиционно находились путевые иконы византийских императоров, сопровождавшие их в военных походах. Иерусалимская святыня заняла достойное место среди выносных образов как главная защитница при всех народных бедствиях.

Влахерны, это небольшое местечко на берегу Босфора, под Константинополем, прославилось не одним священным событием. В 474 в другой богородичный храм, находившийся в этой местности, были положены честные ризы Богородицы, принесенные из Палестины. Память этого события отмечается церковью 2/15 июля как Ризоположение. В этой же церкви произошло и чудесное видение Богородицы блаженному Андрею Юродивому, которое мы чествуем как один из самых любимых на Руси праздников - Покров.

Существует еще одна легендарная версия происхождения чудотворного Влахернского образа. Согласно ей, икона была создана христианами города Никомедии в начале IV века, в эпоху лютых гонений римских императоров Диоклетиана и Максимиана. Собрав прах мучеников Никомедийских и смешав его с воскомастикой, мастерами был вылеплен образ Богородицы с Младенцем, который впоследствии и оказался во Влахернском храме Константинополя.

В 626 году, во время осады Константинополя персами и аварами, чудотворный образ был пронесен патриархом Сергием с молебным пением вдоль стен города. В память последовавшего избавления от нашествия иноплеменных, а также и в честь других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе, но в IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим достоянием всей Православной Церкви. Тогда же, в 626 году, в честь чудотворного образа был введен и благочестивый обычай ежегодно в Великий пост переносить икону из Влахерн в императорский дворец, где святыня оставалась гостить вплоть до понедельника Светлой седмицы.

Длительное пребывание Влахернской иконы в Царьграде прославилось многочисленными чудесами исцелений. Омывая свои глаза водою из источника, находившегося здесь же при храме, многие слепцы получали полное возвращение утраченного зрения.

В VIII столетии Константинополь взволновала иконоборческая ересь. Многие чудотворные образы были либо уничтожены, либо поруганы и осквернены. Именно в это время, как повествуется в «Сказании о Влахернской иконе Богородицы», спасая образ, «некие благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы «Одигитрии» и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями. В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников». В своем тайном убежище святыня пребывала около ста лет, вплоть до восстановления иконопочитания, когда чудотворный образ был вновь обретен в стене обители, где все так же чудом продолжала гореть лампада, и с великим торжеством возвращен во Влахернский храм.

События времен иконоборчества были только началом странствований и злоключений чудотворного образа. В эпоху латинского нашествия, когда Константинополь захватили крестоносцы, венецианцы перенесли образ в обитель Пантократора, откуда она была вновь возвращена во Влахерны по их изгнании (на ее историческом месте икону видели посетившие в XIV веке Царьград русские паломники Стефан Новгородец, дьяк Александр, дьякон Игнатий и Зосима). Еще век спустя, в 1453 году, с окончательным падением Византии и пленением православной империи турками Влахернская икона покинула Царьград и была спрятана в патриархии, откуда для большей безопасности была перенесена на Святую Гору Афон, разорять которую магометане не решились.

Дальнейшая история иконы уже неразрывно связана с русской землей. В 1654 году, в знак особой духовной связи двух держав, чудотворный образ был подарен Царю Алексею Михайловичу. Как сообщают записи ХVII века, 16 октября 1653 года «усердием и молитвенным трезвением» патриарха Никона Влахернская икона Божией Матери была привезена в Москву и явлена царю Алексею Михайловичу и «всему народу православному» на Лобном месте Красной площади. Затем со всеми почестями образ был перенесен в Успенский собор и поставлен в приделе святых апостолов Петра и Павла. Как пишет побывавший в Москве спустя год Павел Алеппский, царь Алексей Михайлович с благоговением принял святыню и «всю обделал серебром, золотом и драгоценными камнями, взял ее с собою на войну и теперь, при возвращении, вез перед собою… Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из нее не видно, все остальное покрыто золотом».

Со времени своего воцарения в Успенском соборе русской столицы прославленная покровительница Константинополя самым непосредственным образом вошла в московский богослужебный обиход. Ежегодно в пятую субботу Великого поста в Успенском соборе перед образом Влахернской Божией Матери, которую для этого специально ставили в центре храма на аналое, читался великий богородичный Акафист. Этот обычай соблюдался еще во второй половине ХVIII века. Важное место отводилось чудотворному образу и в ежегодном праздновании церковного новолетия: согласно «Чиновнику» Успенского собора, в первый день «нового лета» (1 сентября) образ Влахернской ставился на одно из почетнейших мест, на аналое «против Владимирской Богородицы».

В 1812 году, во время нашествия Наполеона, чудотворный образ лишился своей драгоценной ризы и был сильно поврежден, так что потом пришлось для прочности врезать икону в кипарисную доску и сделать для нее новую серебряную ризу.

В годы революции, когда Кремль закрыли, Влахернскую икону удалось перенести из Успенского собора в близлежащую Крестовоздвиженскую церковь, где святыня была еще некоторое время доступна для поклонения. Однако в 1931 году и эта церковь была закрыта и снесена, а чудотворный образ был взят обратно в Кремль. С этих пор святыня входит в собрание Государственных музеев Московского Кремля, где промыслом Божиим сохраняется невредимой до наших дней.

Празднование Влахернской иконе Божией Матери совершается 3/16 апреля и 7/20 июля.

Иконография

Довольно небольшая, Влахернская икона Божией Матери представляет собой рельефное погрудное изображение Богоматери, относящееся к типу Одигитрии. На левой руке Богородицы написан высоко сидящий Младенец, правой рукой благословляющий двуперстным крестным знамением, а в левой держащий свернутый свиток. При поновлении иконы в 1813 году на ней были сделаны новые греческие надписи: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище», которые сохранялись вплоть до последней реставрации, проведенной во Всероссийском реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря Д.А. Дунаевым. Подлинная же греческая надпись на иконе, раскрытая в результате реставрации, гласила: «Богохранимая», что как нельзя лучше отражает и непростую судьбу этой древней святыни.

Стиль

Достаточно редка, особенно среди чудотворных образов, сама техника, в которой выполнена икона Влахернской Божией Матери: это рельефное изображение, вырезанное в дереве и покрыте воскомастикой. Тонкая моделировка красками сделана уже по слою воска, покрывающему фигуры Богородицы и Младенца. Более того, сама восковая мастика сделана смешением от святых мощей и благоуханного состава, что придает особую святость Влахернскому образу, являющему собой еще и своеобразный мощевик.

Необычная техника чудотворного образа дает определенный эффект эмоционального воздействия. Как писал Павел Алеппский, известный путешественник и хронист, посетивший Москву в начале 1655 года: «Икона сия не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощенная».

По оценкам современных исследователей на основе иконографического и стилистического анализа, икона была создана не ранее VII века, а древнейший сохранившийся красочный слой относится ко второй половине Х V - началу XVI веков. Более позднее происхождение чудотворного образа и, соответственно, некоторые неточности в церковном «Сказании» о нем ничуть не умаляют его духовной ценности для православного мира.

Чудотворные и местночтимые списки с иконы

Причиной относительно малой распространенности на Руси храмов, посвященных Влахернской иконе, и списков с нее (их известно менее пяти) послужила сама вышеописанная уникальная техника, в которой исполнен чудотворный образ.

Самый прославленный список с иконы, выполненный в той же технике, но с более высоким рельефом и полностью вылитый из воскомастики, по преданию, был принесен из Византии вместе чудотворным образом. Список был помещен в специально выстроенную для него Влахернскую церковь села Кузьминки (до 1757 года принадлежало Строгановым, затем перешло к Голицыным, ныне находится в черте Москвы). Сейчас этот список хранится в Третьяковской галерее, в действующем же храме в любимых москвичами Кузьминках находится живописная копия хорошего, в древних традициях, письма.

Второй из старинных списков с Влахернской иконы, созданный во второй половине ХVII века и полностью повторяющий размеры и иконографию оригинала, пребывал в храме Сергия Радонежского московского Высоко-Петровского монастыря . Нимб вокруг лика Богородицы, так же устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Само рельефное изображение выполнено в дереве, покрыто левкасом и расписано темперой. После закрытия монастыря резная икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. В настоящее время образ пребывает в московском храме Рождества Богородицы в Старом Симонове.

Третий, самый знаменитый из списков с Влахернской, также исполненный в технике воскомастики, был создан в 1705 году, судя по сохранившейся на нем надписи, и попал к представителям дворянского рода Головиных , сделавшим образ своей фамильной святыней. Икону поместили в родовой усадебный храм Головиных в селе Деденево (оно же Новоспасское) близ подмосковного города Дмитрова, где святой образ находится и по сей день. В середине XIX века одна из представительниц прославленного рода, овдовевшая Анна Головина, с согласия своих детей решила устроить при усадебном храме женское общежительство с тем, чтобы затем превратить его в монастырь. В 1854 году желание благочестивой вдовы было осуществлено. До революции Спасо-Влахернская обитель была одной из самых благоустроенных во всей Центральной России - с величественным собором, высокой колокольней. В монастыре подвизалось более трехсот насельниц. В настоящее время обитель возрождена.

Еще один почитаемый список с чудотворного образа - это икона Одигитрии из Вознесенского девичья монастыря Московского Кремля , написанная по размеру Одигитрии Влахернской великим иконописцем Дионисием на доске, сохранившейся от другой, еще более древней чудотворной иконы Одигитрии, обгоревшей во время большого пожара в Москве в 1482 году. Она находилась в иконостасе Вознесенского собора в числе местных икон, а после разрушения этой обители попала в Третьяковскую галерею. Акафисты иконам Богородицы

Икона Влахернской Божией Матери из Спасо-Влахернского женского монастыря в Деденево.

По одной версии, после падения Константинополя святой образ попал на Афон и именно афонские монахи передали его в Москву. По другой – после взятия Константинополя турками икону перенесли в женский монастырь во имя Христа Пантократора. Когда же завоеватели превратили монастырский храм в мечеть, святой образ вместе с церковной утварью христиане замуровали в глухом окне. Более ста лет находилась святыня в замурованной нише, пока не была обнаружена в 1616 году. Икону каким-то образом передали христианам, а уже после они отправили её в дар московскому царю.

Икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богородицы. На Её левой руке высоко сидящий Младенец, одной рукой двуперстно благословляющий, в другой держащий свёрнутый свиток.

«Она не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части Её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх», – писал Павел Алеппский, описывая приезд в Москву в начале 1655 года антиохийского патриарха Макария.

Преподнесённая в дар древняя византийская святыня два с лишним столетия находилась в Успенском соборе Кремля. В 1918 году икону из закрытого для моления собора удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке. После разрушения этого храма в 1931 году чудотворный образ был изъят в Кремль для включения в собрание Государственных музеев Московского Кремля. В составе этого собрания православная святыня состоит до сих пор.

Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена ещё одна Влахернская икона Пресвятой Богородицы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее.

Еще о Влахернской иконе Божией Матери

Влахернская икона Божией Матери (Одигитрия) , одна из особо чтимых в Москве в 17 веке греческих икон. Привезена в 1653 из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания - с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля; царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю Великого поста (суббота Акафиста). Влахернская икона - рельефная, исполнена воскомастикой и темперой; по иконографическому типу - список Одигитрии, близкий к Смоленской иконе Божией Матери ; создана во второй половине 15 - начале 16 (?) веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись «Богохранимая». В настоящее время икона хранится в церкви Ризположения Московского Кремля. Чтимые рельефные списки второй половины 17 - начала 18 веков: в родовом имении Строгановых-Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве).


Влахернская икона Божией Матери.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: