Критерии классификации и типология политических систем

Политическая система общества, ее структура.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе - несобственно-политических - относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике. Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы общества - это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях: теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений. Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает наше государство демократическим федеративным правовым с республиканской формой правления (ст. 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдум), через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда), избирается Президент, депутаты Государственной Думы, члены высших законодательных органов и главы высших органов исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, главы городских и районных администраций. В Конституции нашего государства закреплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реальное формирование демократического режима в России только началось.

Примерные вопросы

ПОЛИТИКА

1. Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества.

2. Власть, ее происхождение и виды.

3. Происхождение государства. Теории происхождения государства.

4. Государство, его признаки и функции.

5. Форма государства. Форма правления.

6. Форма государственного устройства.

7. Политико‑правовой режим.

8. Демократия и ее формы.

9. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы.

10. Государственный аппарат.

11. Гражданское общество и правовое государство.

12. Политическая идеология и ее структура.

13. Политическая культура и ее типы.

Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством».

Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения – поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органон власти. Важнейшей предпосылкой политики стало появление политической и государственной власти. Первобытные же общества были неполитическими.

Современная наука предлагает различные определения политики. Среди них следующие:

1. Политика – это отношения между государства‑ми, классами, социальными группами, нациями, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

2. Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классы, нации), государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика – это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально‑политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развитии общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;



5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;

2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно‑идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударстненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно‑политические движения.

Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе – собственно‑политическим – относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно‑политические движения).

Ко второй группе – несобственно‑политическим – относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого‑либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно‑политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;

2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;

6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Коммуникативная подсистема политической‑системы общества – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.

Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно‑правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.

Еще одну группу политических норм представляют этико‑моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно‑идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Понятие и структура политической системы общества

Катего­рия «политическая система» отражает целенаправленность политического процесса. Целью функционирования полити­ческой системы является обеспечение власти в обществе.

Современная философская наука не выработала единого определения понятия «система». Наиболее распространенным является определение, данное одним из основоположников общей теории систем Л. Берталанфи: система - это комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент систе­мы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Также наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Струк­тура - это совокупность устойчивых отношений и связей меж­ду элементами. В структуру обычно включаются общая орга­низация элементов, связи между ними и т. п.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных тем, которую, например, представляет собой человеческое общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистема­ми именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Одно из определений власти характеризует ее как социальное явление, как реальную способность определенного субъекта (отдельного человека, социальной общности, политического института) осуществлять свою волю в социальной жизни, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью определенных средств - авторитета, права, насилия. Руководство обществом со стороны опреде­ленной социальной группы (или коалиции групп), оказывающее ре­шающее влияние на властные структуры государства, - это и есть политическая власть. Исходя из понимания политики как способа перераспреде­ления социальных статусов в обществе, политическую власть связывают с борьбой социальных групп за распределение соци­альных ценностей в социально дифференцированном (классовом) обществе. По своему объему политическая власть значительно шире власти государствен­ной: государственная власть лишь одна из организационных форм политической власти.

Слово «политика» произошло от греческого politike, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управ­ления государством».

Политика существовала не всегда. В числе причин ее воз­никновения можно назвать поляризацию общества, ведущую к появлению социальных противоречий и конфликтов, нужда­ющихся в разрешении, а также возросший уровень сложнос­ти и значимости управления обществом, потребовавший фор­мирования особых, отделенных от народа органов власти. По­явление политической и государственной власти - важнейшая предпосылка политики.


Наука предлагает различные определения политики.

Политика - это отношения между государствами, класса­ми, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на меж­дународной арене.

Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, наци­ями, государствами), направленная на интеграцию их уси­лий с целью упрочения политической власти или ее завое­вания.

Политика - сфера деятельности групп, партий, индиви­дов, государства, связанная с реализацией общезначимых ин­тересов с помощью политической власти.

Политическая жизнь включает в себя не только государ­ство, но и другие негосударственные институты и органи­зации, которые также осуществляют некоторые политичес­кие функции. Это партии, общественные и др. организации, участвующие во властных структурах. Все они вступают в определенные волевые отношения по поводу осуществления политической власти. Их совокупность, органическая связь и взаимодействие в рамках государства означают политичес­кую систему общества.

Политическая система включает в себя четыре компонента:

1) политическая организация общества: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.;

2) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политичес­кой власти; политические отношения;

3) политическую идеологию: политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

4) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой связаны.

Существуют различные политические системы. Основанием классификации политических систем, как правило, выступает политический режим, т. е. характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. Назовем их без раскрытия содержания:

Распределительного типа, рыночные, конвергентные,

Либерально-демократические, тоталитарные, автори­тарные,

Открытые и закрытые и др.

Гражданское общество функционирует на нескольких уров­нях: производственном, социально-культурном и политико-правовом. На первом уровне граждане создают ассоциации или орга­низации (частные, акционерные предприятия, профессиональ­ные объединения) для удовлетворения своих основных потребностей в пище, одежде, жилье; на втором - для удов­летворения потребностей в духовном совершенствовании, в зна­ниях, информации, общении и вере создают такие обществен­ные институты, как семья, церковь, СМИ, творческие союзы; третий уровень составляют политико-правовые отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

Из этого можно сделать заключение, что политическая система в обществе выполняет разнообразные определенные функции, к которым можно отнести:

Определение целей, задач, путей развития общества;

Организация деятельности общества по достижению постав­ленных целей;

Распределение материальных и духовных ресурсов;

Согласование разнообразных интересов субъектов полити­ческого процесса;

Разработка и внедрение в общество различных норм пове­дения;

Обеспечение стабильности и безопасности общества;

Политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

Контроль за выполнением политических и иных норм по­дведения, пресечение попыток их нарушения.

Под политической системой общества понимают совокуп­ность различных политических институтов, социально-поли­тических общностей, форм взаимодействий и взаимоотноше­ний между ними, в которых реализуется политическая власть.

В политической системе главную роль играет государство, обеспечивающее политическую организованность общества. Многие ученые в обоснование главенствующего места государства в политической системе общества приводят ряд аргументов:

» Государство решает общие проблемы страны.

» Оно является единственной полновластной организа­цией в масштабе всей страны.

» Оно определяет основные направления развития обще­ства в интересах всех и каждого человека.

» Является официальным представителем общих интере­сов и целей как внутри страны, так и за рубежом.

Политическая система отражает уровень политическо­го творчества в обществе, характер политического учас­тия населения в жизни общества, процессы правового закрепления власти, распределение политических ролей и др. Она оказывает огромное влияние на культуру, эко­номику, идеологию, являясь необходимым элементом всей общественной действительности.

Элементы политической системы

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых иногда подсис­темами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические институты (организации), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

Все политические институты можно условно разделить на три группы.

К первой группе , соб­ственно политическим относятся организации, непосредствен­ной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Ко второй группе - не собственно политических - относятся организа­ции, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т.п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Однако их цели не могут быть Достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни обще­ства, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их Учета и реализации в политике.

К третьей группе относятся организации, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества), приобретая политический оттенок как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политическихинститутов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы общества - это совокупность отношений и форм взаимодей­ствия, складывающихся между классами, социальными груп­пами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуще­ствлении власти, выработки и осуществления политики.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и полити­ческие институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относят­ся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражаю­щими в своей деятельности интересы определенных соци­альных слоев или всего общества.

Нормативная подсистема. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяю­щие и регулирующие политическую жизнь общества, состав­ляют нормативную подсистему политической системы обще­ства. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и иных общественных организаций рег­ламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с политическими нормами, зафиксированными в тек­стах правовых актов, большое значение имеют неписаные обы­чаи и традиции.

Еще одну группу социальных норм составляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ори­ентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической си­стемы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое созна­ние субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом (политическая идеология) и эмпи­рическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политичес­кой жизни общества они равноправны. В идеологической под­системе особое место занимает политическая культура, пони­маемая как комплекс типичных для данного общества укоре­нившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений.

Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором со­единены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Политическая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие ко­торых порождает новое качество, не присущее ее частям.

Основными элементами политической системы явля­ются политические институты :

1. государство;
2. политические партии;
3. общественные организации и объединения;
4. институты непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации, митинги и др.).

Политическая система

Цель: сформировать представление учащихся о структуре политической системы.

Тип урока: комбинированный.

Х о д у р о к а

I. Повторение.

Ответить на вопросы для самопроверки, с. 228.

II. Изучение нового материал.

1. Структура и функции политической системы.

2. Государство в политической системе.

3. Политический режим.

4. Демократические перемены в России.

– совокупность политических организаций, социально-политических обязанностей, форм взаимодействий и отношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы

1. Определение задач, путей развития общества.

2. Организация деятельности общества для достижения поставленных целей.

3. Распределение материальных и духовных ресурсов.

4. Согласование разнообразных интересов, субъектов политического процесса.

5. Разработка и внедрение в общество различных норм поведения.

6. Обеспечение стабильности и безопасности общества.

7. Политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни.

8. Контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Политическая система общества – разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Признаки политической системы общества:

– в ее рамках формируется и совершенствуется механизм политической власти;

– претендует на монополию легитимного физического насилия;

– обусловливается социальной, экономической и духовной структурой общества;

– обладает относительной самостоятельностью.

Основные элементы политической системы общества

1. Политические принципы и правовые нормы:

– регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное в функционировании данной политической системы;

– узаконивают политические устои;

– определяют стиль и методы работы органов государственного аппарата, других институтов политической организации;

– способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества).

2. Политические институты:

– представляют политические учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом;

– включают формы и сущность политических функций, отношений, типов управления.

3. Политическое сознание:

– отражает социальную действительность;

– воспринимает события, оценивая его по степени значимости и соответствия интересам, законодательным актам, политическим нормам, традициям, идеалам;

– прогнозирует возможные перспективы социальных и политических изменений в обществе.

4. Политическая культура:

– выполняет роль стабилизирующего и дестабилизирующего фактора политической системы;

– осуществляет преемственность политических традиций, обычаев, социального исторического опыта.

Основания классификации политических систем

1) тип формации и характер социально-экономической структуры:

– рабовладельческая;

– феодальная;

– буржуазная;

– коммунистическая.

2) характер политического режима:

– тоталитарный.

3) социальная основа:

– военная;

– гражданская;

– национально-демократическая;

– буржуазно-демократическая.

4) развитость гражданского общества.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: