Nagato. Линкор Императорского флота Японии. История серии «Nagato Вооружение линкоров типа «Нагато»

Седьмого декабря 1941 года с борта этого линкора поступил приказ: "Начинайте восхождение на гору Ниитака". Так началась Вторая Мировая Война на Тихом океане.

Линкор Нагато был одним из немногих кораблей , спроектированных и построенных исходя из опыта Первой Мировой войны. Большая часть таких проектов и заложенных кораблей попала под действие послевоенных договоров и никогда не была закончена постройкой. Однако несколько новых кораблей, которые все-таки были достроены, настолько отличались от линкоров предыдущего поколения, что почти сразу стали предметом национальной гордости в своих странах. Линкоры Нагато и Мутсу стали символами военно-морской мощи Японии в межвоенный период. Они по очереди служили флагманами флота и регулярно проходили модернизации. Не имея возможности по условиям договоров строить новые линкоры, японцы, как и итальянцы, выжимали из своих кораблей все заложенные при постройке резервы. Усилялось палубное бронирование, полностью была заменена двигательная установка, были добавлены противоторпедные були и удлинен корпус. Ну и конечно, менялась архитектура надстроек.
Если в начале своей карьеры корабль напоминал по архитектуре и компоновке английские линкоры, то к началу войны японцы добавили ему столько национального колорита, что силуэты Нагато и Мутсу стали неповторимы и легкоузнаваемы. Огромная "Пагода"-надстройка, построенная вокруг семиногой мачты, только на первый взгляд была хаотичным нагромождением мостиков. Фактически, все посты было скомпанованы очень продумано и эргономично-одна платформа - для адмирала и рулевых, другая - для штурманов, третья - для артиллеристов и т.д.
Но экстравагантная архитектура была лишь фантиком этой незаурядной боевой машины. Японцы, как и англичане на Худе, сумели соединить в одном корпусе мощное бронирование, сокрушительную мощь крупнейших на момент постройки орудий ГК и высокую скорость. По этим параметрам Нагато выглядел очень достойно даже на фоне новых американских линкоров, вступивших в строй в начале войны.

ТТХ линкора

Водоизмещение стандартное 39 120 - 39 250 т, полное 46356 т.
Длина 221,1/224,9 м
Ширина 33 м
Осадка 9,5 м
Бронирование: главный пояс — 305—102 мм; верхний пояс — 203 мм; траверсы 330—254 мм; палуба — 127+70; башни — до 457 мм; барбеты — до 457 мм; рубка — 370; казематы — 25 мм.
Силовая установка 4 ТЗА Kampon
Мощность 82 300 л. с.
Скорость 25 узлов (26,7 узлов до модернизации.)
Автономность плавания 8 560 миль на 16 узлах.
Экипаж 1480 человек
Вооружение... Артиллерия 4х2 — 410-мм/45, 18х1 — 140/50
Зенитное вооружение 4х2 — 127-мм/40, 10х2 — 25-мм/60
Авиация 1 катапульта, 3 гидросамолёта.

Модель

Комплекс "труба-прожекторная эстакада-площадки ПВО" собирал и красил отдельно, поэлементно.

Сначала приклеил всю травленку, потом сложил вместе - чтобы убедиться в правильной стыкуемости. Потом разобрал и по отдельности покрасил.
Чтобы нормально окрасить черный козырек трубы, я заранее срезал верхушки патрубков, попадавших в "черную" зону. Затем верх трубы был окрашен в черный цвет, замаскирован скотчем и ФУМ-лентой, после чего остальная часть трубы была окрашена в серый цвет. Верхушки патрубков были окрашены отдельно и приклеены уже к готовому "комплексу" на суперклей .

Для деталировки этого элемента в основном использовалось травление от Хасегавы - оно оказалось более технологично. От ВЕМ я взял решетку "гриль" на трубу, решетчатые настилы проходов к бортовым КДП, крестовые связи для площадок ПВО, возвышенные позиции для прожекторов и торцы прожекторных эстакад.
Самую эффектную часть корабля - "пагоду" собирал и красил отдельно, по ярусам:

Стеклянные детали из набора я заменил травлеными переплетами от ВЕМ (в наборах ФТД от других производителей таких деталей нет.
На некоторых платформах я сделал линолеумный пол. Инструкция предлагает красить все в серый, но на мой взгляд это не правильно. Superillustration тоже дает кое-где линолеумное покрытие. В-общем, на некоторых уровнях я приклеил травленые нащельники и покрасил пол в цвет линолеума.
Башни ГК я собирал с травлением Хасегавы - оно красивее, прочнее и копийнее. Японцы тоже накосячили с развертками рам-стоек для такелажа, но в инструкции показали, что и как надо подрезать, чтобы деталь встала правильно. Если этот этап пропустить, то эти рамы будут заметно "завалены" в сторону амбразур.

Стволы взял у Си-Мастера. Площадки для учебных стрельб, укрепленные на стволах - WEM. 127мм зенитки я заменил на изделия Voyager. Этот набор предлагает изготовить четыре установки из фототравленых деталей. Стволы - точеные, накатники - из смолы.

Стыкуется все хорошо, главное правильно накатать радиусы загиба. За палубу хочется сказать еще раз большое спасибо коллеге Warship . По его совету я расчертил на окрашенной и пролакированной палубе углубления между досок механическим карандашом и потом протер уховертками, смоченными в мыльном растворе. По-моему получилось красиво и аккуратно.

Лодки и катера собрал по инструкции. В основном использовались детали Хасегавы, но для подвесных лодок я использовал травленые банки от WEM.

Прожекторы... Для больших прожекторов я использовал детали Хасегавы из набора QG35 - маховички и переплет остекления. Внутри прожекторы окрашены "титаниум Силвер", снаружи - серым Куре. Доделал тренажер для артиллеристов - добавил мостки заряжающих.

25мм автоматы собирал из набора ЛионРоар. Стволы красил отдельно в черный цвет, станину и лафет - отдельно в серый Куре.
Все окрашенные детали лакировал футурой после суточной просушки -


С 6 февраля по 11 мая 1946 года, 180 американских специалистов ВМФ готовили линкор «Нагато» к последнему походу к атоллу Бикини, где легендарный флагман адмирала Ямомто, должен был стать одной из целей ядерных испытаний. Именно с этого корабля был отдан приказ «Тора Тора Тора» - когда стало ясно, что атака на Перл-Харбор оказалось полной неожиданностью в соответствии с планом. Хотя «Нагато» был одним из самых старых военных кораблей Императорского флота, он принимал участие в боях и был серьезно поврежден в сражениях за Филлиппины.

После 3-х дневных испытаний в Токийском заливе, в течение первых двух недель марта, а так же переговоров с некоторыми японскими специалистами, знавшими «Нагато», линкор вышел из Токио в Эниветок.

В пути, старый линкор сопровождал один из крейсеров поздней постройки – «Сакава» (1944г.). С двумя работающими из четырех огромных винтов, исполин мог развить скорость только в 10 узлов. Два других винта просто вращались под напором воды. Линкор водоизмещением 35 тысч тонн идущий с такой небольшой скоростью требовал повышенного внимания к управлению, т.к. совсем легко уходил с курса и порой, непослушный корабль выписывал зигзаги. Первая часть пути прошла бес приключений, но затем стало очевидно, что «Сакава» и «Нагато» набирают воду, а насосы не справляются с холодным душем, сквозящим через боевые раны обоих кораблей.
О качестве в спешке выполненных японцами ремонтных работ, можно было судить хотя бы по тому, что на 8-й день плавания, корабль принял 150 тонн воды в носовые отсеки и чтобы выровнять линкор, пришлось дополнительно затопить отсеки на корме. На 10-й день, «Сакава» окончательно отстал, при попытке взять его на буксир на линкоре взорвался один из котлов и оба корабля встали.
Несколько дней, пока не подошли буксиры, остатки некогда величественного флота дрейфовали. С черепашьей скоростью в 1 узел, буксир тащил тушу «Нагато» в Эниветок, несомненно, если бы не помощь еще одного более крупного буксира, линкор рисковал попасть в шторм и затонуть, в следствие неработающих насосов – на борту не было электричества - крен достиг 7 градусов. На подступах к Эниветоку, «Нагато» все же попал в волну тайфуна, но остался невредимым и 4 апреля бросил якорь, на 18-й день перехода.
После 3-х недельного ремонта, «Нагато» предпринял последний в своей жизни 200-мильный поход к месту своей последней стоянки – атоллу Бикини. Казалось, огромных корабль в последний раз хотел показать на что способен, хоть уже с нефункционирующим вооружением, на скорости 13 узлов, без посторонней помощи достиг своей цели.

Главной мишенью испытаний был американский линкор-ветеран «Невада», выкрашенный в яркий красно-оранжевый цвет, он должен был стать эпицентром взрыва. По правому борту от «Невады» суждено было стоять «Нагато».
Бывшие противники собирались встретить мощнейший взрыв плечом к плечу. 21 килотонная бомба «Гильда» была взорвана 1 июля 1946 года на высоте примерно 150 метров над уровнем океана, взрывная волна распространялась от эпицентра со скоростью 3 мили в секунду!

Но вся эта совершенная мощь, последнее слово в науке и технике оказались бессильны перед «человеческим» фактором. «Невада» и «Нагато» должны были принять всю мощь взрыва на себя, но… взрыв произошел не там где намечалось.


Взрыв ядерного заряда мощностью 23 килотонны, состоявшийся 1 июля 1946 года. В этой бомбе было применено
печально известное демоническое ядро, которое унесло жизни двух учёных в двух различных несчастных случаях.

Не над ветераном Перл-Харбора, а над легким авианосцем «Индепенденс», чья полетная палуба была уничтожена, корпус смят, а надстройка сметена как чудовищным молотом! Спустя шесть часов авианосец еще горел, как его собрат по несчастью «Принстон» в заливе Лейте 2 года назад.

А что «Нагато»? Бомба разорвалась примерно в 1.5 километрах от линкора, и, можно сказать, не сильно повредила его «пагоды» и орудийные башни, главный дальномер да некоторые коммуникации – вот и все, что было выведено из строя. Силовая установка и прочие жизненно важные механизмы не пострадали. Сосед – «Невада» получил повреждения надстройки, да труба обрушилась – и только! Линкоры выстояли. Американцы, исследуя «Нагато» после взрыва были удивлены, что 4 из действующих котлов остались нетронутыми, в то время как на американских кораблях на той же дистанции от взрыва, эти механизмы были разрушены либо отказали. Комиссия ВМФ приняла решение тщательно изучить силовую установку японского корабля и внедрить некоторые особенности конструкции в американские послевоенные суда.)

25 июля 1946 года, вторая бомба – «Бэйкер» была взорвана с целью обрушить на корабли ударную волну из массы воды, американский авианосец «Саратога» с одной стороны и «Нагато» с другой должны были встретить взрыв на расстоянии 870 м. от эпицентра, и находились ближе всех к нему. Если не принимать во внимание линкор «Арканзас» в почти 400 метрах. Огромная лавина воды высотой 91.5 метра, массой несколько миллионов тонн со скоростью 50 миль в час обрушилась на «флот Бикини». На сей раз «Нагато» принял удар так, как было рассчитано и мелкими повреждениями уже невозможно было отделаться. Несчастный «Арканзас» взрывом был вдавлен в воду и затонул за 60 секунд. Огромный «Саратога» получил удар такой силы, что ее корпус был смят как картонный, а полетная палуба продольно была испещрена огромными трещинами.

Но когда туман из брызг и дым рассеялись, «Нагато» как ни в чем ни бывало оставался на плаву, он опять оказался сильнее атомного взрыва! Как несокрушимая гора, линкор возвышался над поверхностью воды, его огромная «пагода»-надстройка и орудийные башни, казалось не понесли никакого значимого ущерба от ярости «Бейкера».
Лишь крен в 2 градуса на правый борт выдавал тот факт, что корабль только что перенес самый страшный взрыв и подводную ударную волну. За кормой японца, американский линкор «Невада» так же пережил сокрушающий удар, но его мачты и надстройки были разрушены.
Таким образом, казалось, массивные корабли оказались абсолютно невосприимчивы к силе атома, однако, все еще на плаву, они таили в себе иную опасность – радиационную.Выброшенные на палубы массы загрязненной воды сделали невозможным приближение к кораблям ближе чем на 1000 метров, после визуального осмотра, был отмечен крен в 5 градусов, но казалось «Нагато» вовсе не собирался тонуть! Американцы попытались смыть радиацию с испытуемых кораблей с помощью брандспойтов, но это не принесло успеха.

Уровень радиации был настолько высоким, что счетчики Гейгера истерично щелкали рядом с кораблями. Американцы были удивлены, что подводный взрыв оказался очень «грязным» по сравнению с первым, они не учли огромное количество загрязненной воды, прокатившейся по палубам.

Надежды спасти корабли были тщетны, команды не могли взойти на борт для того чтобы исследовать повреждения и предотвратить затопление внутренних отсеков. Не имея возможности как-то побороться за живучесть «Саратоги», американцы бессильно наблюдали, как медленно авианосец соскользнул на дно, встав на ровный киль. «Нагато» тоже, молчаливо взирал, как носовая часть «Саратоги» с номером «3» последний раз мелькнула над водой.

После того, как невозможность дальнейшего изучения «Нагато» ввиду радиации стала очевидной, американцы быстро потеряли к нему интерес. Хотя были высказаны предложения отбуксировать линкор на глубину и затопить, загрязненность делала такие попытки весьма небезопасными. Тем более, что крен на правый борт постепенно очень медленно увеличивался, спустя три дня он составлял 8 градусов. Это было настолько необычно, что многие наблюдатели стали подозревать, что «Нагато» удасться выжить и тем более беспокоило американцев, теперь им нужно было как-то избавляться от «радиактивного линкора»!
Но утром 29 июля, ситуация кардинально изменилась. «Нагато» еще был на плаву, но уже очень сильно осел, так что воды атолла Бикини могли спокойно переливаться на палубу со стороны правого борта и затоплять отсеки под главной надстройкой. Крен достиг 10 градусов, но со стороны казалось, что в таком состоянии корабль может пробыть довольно длительное время – очевидно, затопление постепенно выровняло «Нагато», который продолжал возвышаться над волнами рядом с «Невадой»…

Медленно на атолл опустилась ночь, озаряя поврежденный флот лунным светом. Именно под покровом темноты, «Нагато» ушел на дно, как будто не пристало гордости японского флота тонуть под взорами любопытных американцев, он выбрал свое время. Ранним утром 30 июля, крен неожиданно увеличился, нос корабля задрался, линкор опрокинулся, оседая на морское дно. Никто не знает точного времени, никто не был очевидцем - такой должна быть смерть переполненного достоинством истинного самурая.
Недоумевающих американцев на заре встретило ровная океанская гладь на том месте, где стоял «Нагато» - после 4 дней наблюдений, уже сомневавшихся насчет того затонет ли линкор или нет, но его гибель заметно упрощало положение дел. Позднее, подводные исследования выявили, что «Нагато» лежит на морском дне на правом борту под углом 120 градусов вверх дном, корма разбита, т.к. опустилась на дно первой, но, что любопытно, «мостик Ямомото» оказался неповрежденным – надстройка оторвалась и одной стороной зарылась в ил.

С тех пор, «Нагато», как и многие остальные жертвы испытаний покоятся на морском дне, являясь лакомым кусочком для исследователей затонувших судов, кои посещают Бикини с завидным рвением и регулярностью.

Последнее обновление:
26.Июня.2010, 17:35

Линкор "Нагато" история и техническое описание

Линкор , получивший обозначение "Сенкан 5", заложили ещё 28 августа 1917 года на Военно-морской верфи в Куре, спустили на воду 9 ноября 1919 года, и 25 ноября 1920 года линкор, получивший имя "Нагато "*, поднял военно-морс кой флаг. Это было довольно серьезное усиление японского флота — линкор "Нагато" стал первым линкором в мире, вооруженный 406-мм артиллерией.

После завершения курса боевой подготов ки "Нагато" был зачислен в состав 1-й дивизии линейных кораблей Первого флота. Первые годы жизни корабля не сопровождались какими-либо примечательными событиями, в основном шла боевая подготовка. 7 сентября 1924 года он вмес те с однотипным "Мутсу" расстрелял на учениях устаревший линейный корабль "Сатсума", кото рый затонул.

1 декабря 1924 года "Нагато" исключили из списка кораблей действующего флота и вывели в резерв для прохождения модернизации. Ровно че рез год после завершения работ его вернули в со став флота и зачислили в состав 1 -и дивизии лин коров Первого флота.

1931 год прошел для линкора в повседнев ной службе — он занимался боевой подготовкой, как индивидуальной, так и в составе соединения. После завершения больших осенних маневров ко рабль снова вывели в резерв. В этот период на одном из заводов провели работы по усилению зенитного вооружения, смонтировали дополни тельные мостики для улучшения размещения бо евых постов, и после окончания работ он вновь вошел в состав флота.

После короткого и не примечательного со бытиями периода службы "Нагато" 1 апреля 1934 года выводится в резерв. На этот раз "Нагато" жда ла более серьезная модернизация.

Основным направлением работ, которые проводила Военно-морская верфь в Куре, должна была стать серьезная модернизация с полным из менением силуэта корабля. Для увеличения боевой мощи устанавливались новые приборы в частно сти новая система управления зенитным огнем и новые зенитные орудия. Планировались работы по усилению бронирования. В мае 1935 года "Нага-то" вышел на испытания нового оборудования и после их завершения вернулся на завод для устранения замеченных недостатков. Затем провели по вторные выходы на испытания. Только 5 ноября 1935 года линкор вернулся в состав флота. Корабль снова зачислили в состав 1-й дивизии линкоров Первого флота. Отдельные недоделки устранили к концу января 1936 года.

Водоизмещение
(стандартное/полное)
205.8 / 29.02 / 9.08 м.
(длина/ширина/осадка)
10-21 котел Kanpon Энергетическая установка
26.7 узл. Скорость хода
5500 миль Дальность плавания

Экипаж
1333 чел.Общая численность

Бронирование
305/229 мм.Пояс/борт
69+75 мм.Палуба
305 мм.Барбеты
305/190-230//127-152 мм.Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)
371 мм.Боевая рубка

Летом 1937 года началась японо-китайская война. Не остался в стороне и "Нагато". 20 авгус та 1937 года линкор прибывает в китайские воды, на его борту находятся 2000 военнослужащих из состава 11-й пехотной дивизии. 24 августа само леты линкора принимают участие в боях за Шан хай. 25 августа корабль вернулся в Японию. В де кабре "Нагато" принимал участие в больших итоговых маневрах Объединенного флота.

15 декабря 1938 года "Нагато" становится флагманом 1-й дивизии линейных кораблей Первого флота, а 1 сентября 1939 года и флагманом Объединенного флота. Командующим флотом в то время был адмирал Исороку Ямамото. В этом качестве "Нагато" продолжает заниматься боевой подготовкой, но в его салонах уже разрабатыва ют планы будущих действий против американс кого флота.


1940 год прошел в усиленной боевой подго товке — отношения с Соединенными Штатами Америки начали ухудшаться. Единственным при мечательным событием этого года стал парад, по священный 2000-летию правящей династии. В Иокогамской бухте выстроились 98 кораблей японского флота, головным стоял "Нагато". Император Хирохито на линкоре "Хией" обошел весь строй.

1941 год прошел под знаком усиления напряженности с США. Планы войны по степенно обретали очертания и приходили в стадию реализации. 9 октября 1941 года началась завершающая фаза мобилизации Объединенного флота.

Линкор продолжал оставаться в со ставе 1-й дивизии линкоров Объединенно го флота, которое базировалось на рейде Хасирадзимы, но был приписан к Военно-морской базе в Йокосуке, на завод которой ложились обязанности по ремонту кораб ля, а на местные казармы — по комплекто ванию экипажа. Поэтому "Нагато" часто совершал переходы по маршруту Хасирадзима - Йокосука.

И. Ямамото на борту авианосца про вел последнее совещание с командующим ударным соединением вице-адмиралом Тюити Нагумо. Во время этого совещания была передана последняя разведывательная ин формация о состоянии обороны военно-морской базы Пирл-Харбор. После завер шения согласований корабли разошлись. "Нагато" вернулся на базу, а "Акаги", по шел на Курильские острова, где собиралось все соединение.

Как казалось японским политикам, войны еще можно было избежать, но пра вительство США, а если точнее, президент Ф. Рузвельт выдвигал Японии явно непри емлемые условия. Война стала неизбежной. 2 декабря 1941 года радист "Нагато" пере дал в эфир знаменитую радиограмму "Ниитака ноборе" (Начинайте восхождение на гору Ниитака), что означало начало военных дей ствий 7 декабря.

В последний день мира на борту линкора проводился эксперимент по установке противотор педных сетей. 7 декабря американская Военно-мор ская база в Пирл-Харбор была атакована японс кой палубной авиацией. Флоту США был нанесен серьезный урон. Адмирал И. Ямамото в этот день находился на борту линкора "Нагато".

Первый военный выход в море состоялся 8 декабря. В кильватер флагману шли однотипный "Мутсу", линкоры "Исе", "Фусо", "Хьюга", "Ямаширо", легкий авианосец "Хосе", 2 легких крейсера и 8 эсминцев. Выход был к архипелагу Бонин, для прикрытия возвращающегося соединения адмирала Нагумо. 13 декабря корабли возвратились на базу.

21 декабря на рейд Хасирадзимы прибыл новейший линкор "Ямато", который приступил к кур су боевой подготовки. Настроение на борту "Нага-то" было очень бодрым -- вооруженные силы Японской империи наступали на всех фронтах.

Первые два месяца 1942 года прошли для корабля в рутинной службе. 12 февраля 1942 года на "Нагато" был спущен флаг командующего Объединенным флотом, он перешел на "Ямато". С февраля по май 1942 года 1-я дивизия линей ных кораблей занималась боевой подготовкой во внутреннем Японском море. Единственный пере рывом для "Нагато" стало прохождение текуще го ремонта с докованием на Военно-морской верфи в Куре. 5 мая 1942 года были проведены совместные стрельбы двумя дивизиями линейных кораблей, где имело место чрезвычайное происшествие — разрыв ствола башни № 5 на линкоре "Хьюга". Стрельбы прекратили, и корабли разош лись по базам.

13 мая состоялся переход из Хасирадзимы в Куре для пополнения боезапасов. В это время завершилась подготовка к операции "M1" — вторжение на остров Мидуэй. В операции дол жны были принять участие практически все ко рабли Императорского флота. Одним из после дних мероприятий в ее подготовке стали большие маневры, в период с 19 по 23 мая. Через 5 дней, 29 мая, "Нагато" выходит в море в составе Глав ных сил. Это соединение не приняло участие в бою 4 июня, когда были потеряны четыре луч ших авианосца Японии.

6 июня на борт "Нагато" были приняты моряки с погибших авианосцев (в основном с авиа носца "Kara"), и после дозаправки корабли нача ли возвращение в воды Метрополии. 14 июня они прибыли на рейд Хасирадзимы. Следующий месяц прошел для корабля спокойно — было лишь не сколько межбазовых переходов.

12 июля в рамках большой реорганизации Объединенного флота "Нагато" передали в состав 2-й дивизии линейных кораблей. Отныне 1-я диви зия линкоров состояла из кораблей типа "Ямато".

Остаток 1942 года прошел для корабля в рутинной службе: учения, межбазовые переходы, те кущие ремонты. Линкор использовался в качестве учебного корабля, в то время когда японский флот вел тяжелые бои за остров Гуадалканал, а положе ние Империи продолжалось ухудшаться.

Первый месяц нового 1943 года "Нагато" про стоял на рейде своей постоянной базы, находясь в состоянии полной боевой готовности, ожидая при каза о выходе в море. 25 января он прибыл в Куре и стал в док. На линкоре провели работы по чистке котлов. 2 февраля все работы завершили, и линкор уходит на место постоянного базирования.

С 31 мая по 6 июня очередное докование в Куре. В этот период на борту линкора появилась радиолокационная станция тип-21 и 4 25-мм зе нитных автомата. После завершения работ "Нагато" вернулся на рейд Хасирадзимы, куда прибыл 8 июня. Здесь "Нагато" стал свидетелем гибели от внутреннего взрыва однотипного корабля - "Мутсу". После его гибели на "Нагато" была про изведена тщательная проверка всех зарядов и сна рядов в погребах главного калибра и проверка зна ний инструкций личным составом по обслуживанию погребов.

25 июня "Нагато" выходит в море. Были про ведены учения по его буксировке эсминцами. Мо делировалось заклинивание рулевого устройства при угле более 35°. 27 июня корабли вернулись на рейд. Этим летом ничего примечательного с ко раблем не происходило, были только редкие вы ходы на учения и межбазовые переходы.

В начале августа на корабле начали подго товку к переходу в район Соломоновых островов. На линкоре разместили различные грузы, а также моряков для усиления гарнизонов. Многие из этих моряков ранее служили на "Мутсу".

С 17 по 23 августа состоялся переход из Мет рополии на Трук. Кроме линкора "Нагато" , в нем участво вали линкоры "Ямато", "Фусо", эскортный авианосец "Тайо" и 5 эсминцев. Переход прошел без происшествий.

18 сентября американское авиационное со единение TF-16 атаковало японские базы на ост ровах Гилберта. На перехват вышло сильное со единение японского Императорского флота, в которое входили линкоры "Ямато", "Нагато", авианосцы "Секаку", "Дзуйкаку", позднее к ним присоединились "Дзуйхо", тяжелые крейсера "Ми-око", "Хагуро, "Тикума", "Тоне", легкие крейсера "Агано", "Носиро" и эсминцы. Никого не обнару жив, соединение вернулась на базу 25 сентября.

В ночь с 5 на 6 октября в море вышло амери канское авианосное соединение TF-14 (6 авианос цев и корабли сопровождения). Целью должны были стать атолл Уэйк и объекты на Маршалловых островах. В середине месяца японская радио разведка проанализировала данные радиоперехва тов и вскрыла вероятное направление вражеского удара. Командующий Объединенным флотом ад мирал Кога, приказал перевести Главные силы на остров Брауна. 17 октября в море вышли линкоры "Ямато", "Мусаси", "Нагато", "Фусо", "Конго", "Харуна", авианосцы "Секаку", "Дзуйкаку", "Дзуйхо", 8 тяжелых крейсеров, 2 легких крейсера и эсминцы сопровождения. На борту "Нагато" на ходился наземный персонал подразделения гидро самолетов.

19 ноября соединение прибыло в пункт на значения и начало выгрузку личного состава и снаряжений, 23 октября вышло в вероятную точ ку местонахождения американского соединения, но противника не обнаружило и 26 прибыло на Трук. Следующие три месяца соединение стояло в лагуне.

1 февраля 1944 года произошел американс кий авианалет на Трук, и все тяжелые корабли Им ператорского флота ушли с Трука в Паллау. "На гато" совершил переход в составе соединения, в которое также вошли линкор "Фусо", крейсера "Судзуя", "Кумано", "Тоне" и 5 эсминцев.

Патрулирующая у Трука американская под водная лодка "Пермит" (SS-176) обнаружила вра жеское соединение, но выйти в атаку не смогла. 4 февраля корабли прибыли в Паллау. Но теперь и эта база не была безопасной, и 17 февраля "На гато" в составе того же соединения выходит в море и берет курс на Сингапур.

Во время перехода сигнальщики линкора три раза докладывали об обнаружении вражеских под водных лодок (16, 17 и 20 февраля). После рассве та 20 февраля американская подводная лодка "Паффер" (SS-268) обнаружила "Нагато", но за нять позицию для атаки не смогла.

21 февраля соединение прибыло на рейд Линга. Следующий месяц корабль находился на этом рейде, лишь изредка выходя в море на боевую под готовку. 30 марта "Нагато" перешел с рейда Линнга в Сингапур. Там линкор проходил текущий ре монт, совмещенный с докованием, после чего 15 апреля вернулся в Линнг.

Вторая половина апреля прошла для кораб ля в боевой подготовке, как индивидуальной, так и в составе соединения. Отправной точкой в бое вой подготовке стали большие учения по борьбе за живучесть, которые окончились 4 мая.

Цель выхода - база в Тави-Тави (около Борнео). Во время перехода провели учения по маневрированию и стрельбы. В Тави-Тави при были 14 (по другим данным, 15) мая. До 11 июня "Нагато" простоял в гавани Тави-Тави, где вме сте с остальными кораблями ждал начала опера ции "А-ГО", вошедшей в историю как Первая битва в Филиппинском море. В этот день в море вышли Главные силы японского флота. "Нага-то" был в составе соединения "В", в которое так же входили 3 авианосца, тяжелый крейсер и 8 эс минцев. Вместе с ними двигалось соединение "А": 3 авианосца, 2 тяжелых, 1 легкий крейсер и 7 эсминцев.

В 10 ч утра корабли Японии были обнаруже ны вражеской подводной лодкой "Редфин" (SS-272), которая и доложила о выходе японского соединения в штаб американского флота. 12 июня "Нагато" и остальные корабли пополнили запас топлива с танкеров и пошли к Филиппинам. 13 июня у пролива Сан-Бернардино соединение было обнаружено еще одной американской под лодкой "Флаинг Фиш" (SS-229). Корабли Импера торского флота продолжали свой поход. По пла ну операции береговая авиация начала наносить удары по американскому соединению TF-58. Пи лоты доложили о многочисленных успехах, но на самом деле вражеский флот не пострадал.

17 июня соединение в очередной раз обнару жила американская подводная лодка. 18 июня ко мандующий японской эскадрой перестроил ее бо евой порядок. 19 июня с палуб японских авианосцев стартуют самолеты. Мощного удара по американскому соединению не получилось, боль шая часть группы не обнаружила противника на Гуаме. Так не удачно для японцев началось Пер вое сражение в Филиппинском море.

Позднее японские корабли были атакованы вражеской палубной авиацией. Находившийся в охранении авианосца "Дзуньо" "Нагато" сбил ог нем главного калибра два "Эвенджера" и отогнал остальные атакующие самолеты. Известно, что линкор получил незначительные повреждения, по терь среди экипажа не было.

В 18 ч 30 мин самолеты-торпедоносцы "Эвенджер" с авианосца "Белло Вуд" (CVL-24) добились попадания в авианосец "Хийо", который загорел ся, в 20 ч 30 мин на его борту прогремел сильный взрыв, и он затонул. Все это время "Нагато" и тя желый крейсер "Могами" находились рядом с по врежденным кораблем. После гибели "Хийо" эс минцы охранения приступили к спасению уцелевших моряков. После завершения этой опе рации линейный корабль, как и все корабли Мо бильного соединения, пошел на Окинаву.

Это сражение стало катастрофой для японс кого Императорского флота, были потоплены три авианосца, еще 2 были тяжело повреждены, полу чили повреждения несколько боевых кораблей, се рьезной потерей стала гибель двух танкеров снаб жения. Но основным трагическим результатом стала гибель последних опытных пилотов палуб ной авиации. Отныне авианосцы Японии могли ис пользоваться только в качестве приманки. 22 июня "Нагато" находился в Окинаве, передавал часть своего топлива на эсминцы. 23-24 июня флот вер нулся в Метрополию.

Стоянка на рейде Хасирадзима была корот кой, 27 июня состоялся переход в Куре. В этой во енно-морской базе линкор прошел докование, во время которого были заделаны все порты выше ватерлинии, усилена малокалиберная зенитная ар тиллерия — на корабле установили 96 25-мм авто матов (16 трехствольных, 10 двуствольных, 28 од ноствольных). Усилено было также и радиоэлектронное вооружение, на линкоре устано вили четыре радиолокационных станции по две "Типа 22" и "Типа 15", а также прибор опознава ния "Типа 2".

7 июля "Нагато" вывели из дока и на борт линкора приняли различные грузы, и на следую щий день он входит в состав так называемой груп пы "В", в которую также входили линкор "Кон го", крейсера "Могами" и "Яхаги" и 4 эсминца. Одновременно к выходу в море готовилась и груп па "А" (2 линкора типа "Ямато", 7 тяжелых и 1 легкий крейсер и эсминец). В тот же день на борт "Нагато" был погружен полк из состава 23 пехот ной дивизии. 8-9 июля обе группы совершили пе реход на Окинаву. По прибытии на остров их пути разошлись, группа "А" пошла в Линнга, а группа "В" начала разгрузку.

12 июля группа "В" вышла в море и взяла курс на Манилу, куда и прибыла 14 июля, а через три дня вновь вышло в море и взяло курс на Сингапур. Во время перехода "Конго" был атакован неизвес тной подводной лодкой. Стоянка в Сингапуре была короткой, в тот же день "Нагато" и остальные ко рабли совершили переход в Линнга. С 20 июля по 10 октября соединение стояло на рейде, иногда вы ходя на учения. С 1 по 6 октября "Нагато" дважды ходил в Сингапур, за пополнением личного соста ва соединения.

По боевому расписанию Императорского флота на операцию "Се" (Победа) "Нагато" был зачислен в состав Главных сил вице-адмирала Т. Куриты. Перед выходом в море своими силами улучшили защиту самых важных частей линкора, таких как боевая рубка, штурманский (компасный) мостик, командно-дальномерные посты, казематы противоминного калибра, элеваторы подачи бое запаса получили дополнительную защиту из пле тенных матов. Вокруг зенитных орудий появилась своеобразная защита из стальных тросов. Незадол-го до выхода в море оба самолета-разведчика были переданы на линкор "Ямато".

18-20 октября прошел переход из Линнга в Бруней (остров Борнео). В этом порту был попол нен запас топлива. 22 октября все оставшиеся в строю тяжелые корабли Императорского флота вышли в море и пошли к Филиппинам. 23 октября соединение Т. Куриты в проливе Палаван было атаковано американскими подводными лодками. Одна из них — "Дартер" (SS-227) топит флагманс кий крейсер "Атаго". Командующий эскадрой был спасен и перебрался на "Ямато".

Второй жертвой ее торпед стал тяжелый крейсер "Такао", он остался на плаву, но был вы нужден вернуться в базу. Лодка "Дейс" (SS-247) по топила тяжелый крейсер "Майя". Для лодки "Дар тер" это была последняя атака, вскоре она села на мель, экипаж перебрался на "Дейс", а лодку при шлось взорвать.

Весь день 24 октября уже потрепанное япон ское соединение подверглось атакам палубной авиации. Основной целью был линкор "Мусаси", который не пережил этих налетов. Не оставались без "внимания" американской авиации и осталь ные корабли, в том числе и "Нагато". В линейный корабль попали две бомбы, в опасной близости от борта взорвались еще три.

Первая из бомб, попавшая в корабль, взорва лась на верхней палубе, при этом были разрушены воздухопроводы, ведущие в котельное отделение № 1 и казематные орудия № 2 и № 4, повреждены еще три орудия противоминного калибра и одно 127-мм зенитное орудие. После этого попадания ско рость корабля упала до 24 узлов, пока не ввели в строй вентиляцию котельного отделения.

Вторая бомба угодила в световой люк. При этом был разрушен кубрик, носовая радиорубка и шифропосты. На какое-то время линкор остался без связи с остальными кораблями соединения.

Третья взорвались рядом с носовой частью. От гидравлического удара разошлись швы, и был затоплен ряд помещений в носовой части. В этом бою экипаж "Нагато" потерял 54 человека убиты ми и 106 ранеными.

Вечером японское соединение сделало ма невр, показав противнику, что поворачивает на обратный курс, но потом вернулось на обратный курс. Ночью японские корабли форсировали про лив Сан-Бернардино. Утром 25 октября им уда лось застать врасплох американское соединение "Taffy 3" (6 эскортных авианосцев, 3 эсминца, 4 эскортных миноносца) под командой контр-ад мирала К. Спрэгга.

Японцы многократно превосходили против ника в силах, но к несчастью, их сигнальщики до ложили о том, что это были ударные авианосцы и линкоры. Сыграли свою роль торпедные атаки эс минцев и постоянные атаки палубных самолетов. "Нагато" открыл огонь по авианосцу "Сент Ло" (CVE-63). Первый залп произвели зенитными сна рядами, затем перешли на бронебойные. Авиано сец был поврежден, на следующий день он стал пер вой жертвой самолетов "камикадзе". После ответной торпедной атаки эсминца "Хеерман" (DD-532), "Нагато" и флагманский "Ямато", ма неврируя от торпед, оказались вдали от места боя.

Около 10 ч японское соединение, практичес ки ничего не добившись, начало отход. Американ ская авиация постоянно "висела" в воздухе. Око ло часу дня "Нагато" получил попадание еще двумя бомбами, но повреждения оказались незна чительными. Около 21 ч соединение Т. Куриты форсировало пролив Сан-Бернардино в обратном направлении.

Утром 26 октября на японские корабли на чались авиационные налеты не только палубной, но и береговой авиации. В 10 ч 40 мин над кораб лем появились 30 армейских "В-24". В отражении этого налета был задействован и главный калибр линкора. Всего за два дня боев "Нагато" израсхо довал 99 снарядов главного калибра и 653 140-мм снаряда. Потери экипажа за 25-26 октября соста вили 38 человек убитыми и 105 ранеными.

27 октября прошло спокойно для кораблей соединения Т. Куриты. 28 октября они прибыли в Бруней, тут же пополнив запас топлива. В ноябре в эту гавань пришли авианосец "Дзуньо" и легкий крейсер "Кисо", доставившие боеприпасы.

Опасаясь авианалетов, командование реши ло перевести остатки флота на острова Пратас, и 8 ноября "Нагато" в составе соединения выходит в море. После обхода островов и прикрытия опе рации по снабжению Филиппин корабли вернулись в Бруней, простояв там с 11 по 16 ноября. 16 нояб ря "Нагато" и остальные корабли, находившиеся в бухте, были атакованы 40 армейскими самолетами "В-24", сопровождаемыми 15 истребителями "Р-38". После этого командование приняло реше ние вернуть боеспособные корабли в Метрополию.

17 ноября в море вышли линейные корабли "Ямато", "Нагато", "Харуна", "Конго", легкий крейсер "Яхаги" и эсминцы охранения. 21 ноября американская подводная лодка "Силайон II" (SS-315) топит линейный корабль "Конго". Следую щие три дня перехода прошли спокойно. 24 нояб ря (по другим данным - 25) корабли прибыли в Йокосуку. Фактически в это время "Нагато " уже перестал быть линейным кораблем, а превратился в плавающую зенитную батарею.

Остаток 1944 года и первый месяц 1945 года прошли для корабля спокойно. Он передавался из соединения в соединение, менялись командиры, проводились работы по ремонту повреждений. 10 февраля 1944 года "Нагато" в очередной раз пе редали Военно-морской базе Йокосука, для использования в качестве корабля береговой оборо ны. Экипаж оставался на "Нагато", исправно дей ствовала его зенитная артиллерия. С него сняли всю артиллерию противоминного калибра, уста новили несколько угольных котлов, пар от кото рых шел на бытовые нужды. 20 апреля линкор вы вели в резерв.

27 апреля 1945 года командиром "Нагато" становится контр-адмирал Отсука Мики. Несмот ря на высокое звание, это был офицер призванный из резерва, до войны он был капитаном торгового флота, хотя в 20-е годы служил на "Нагато" офи цером связи.

1 июня 1945 года "Нагато", "Исе", "Хьюга" и "Харуна" вошли в состав Специального флота (флот береговой обороны). В этот же день на лин коре начали работы по демонтажу катапульты и большей части зенитной артиллерии — ее устано вили на берегу. Экипаж сократили до 1000 человек.

18 июля военно-морскую базу в Йокосуке атаковали американские палубные самолеты. Не сколько неуправляемых ракет попало в кормо вую часть корабля. Но наибольший ущерб "На гато" нанесли самолеты с авианосца "Шангри Ла" (CVS-38). Им удалось попасть в корабль тре мя бомбами. Первая взорвалась в районе 3-й башни главного калибра, остальные две порази ли корабль в районе носовой надстройки и раз рушили рулевую рубку. Погибли командир, стар ший помощник, командир артиллерийской боевой части и много матросов (всего 33 челове ка). Командир линкора был посмертно произве ден в вице-адмиралы.

Это стало последней военной потерей. 15 августа 1945 года все оставшиеся на борту мо ряки были собраны на верхней палубе и через трансляцию слушали обращение императора о капитуляции Японии. 29 августа на рейд Йокосуки прибыли американские линкоры "Айова" (ВВ-61) и "Миссури" (ВВ-63). На первом разве вался флаг с разъяренным быком - личный штандарт командующего 3-м флотом вице-адми рала В. Хэлси.

30 августа состоялась капитуляция военно-морского района Йокосуки, на борт "Нагато" под нялись американские моряки, 2 сентября Япония капитулировала, и 15 сентября 1945 года линкор вычеркнули из списков императорского флота.

После раздела остатков японского флота ко рабль вошел в американскую часть. Флот США не нуждался в подобном усилении, поэтому было принято решение использовать линкор для прове дения ядерных испытаний на атолле Бикини.

После 3-х недельного ремонта, «Нагато» предпринял последний в своей жизни 200-мильный поход к месту своей последней стоянки - атоллу Бикини. Казалось, огромных корабль в последний раз хотел показать на что способен, хоть уже с нефункционирующим вооружением, на скорости 13 узлов, без посторонней помощи достиг своей цели.

Главной мишенью испытаний был американский линкор-ветеран «Невада», выкрашенный в яркий красно-оранжевый цвет, он должен был стать эпицентром взрыва. По правому борту от «Невады» суждено было стоять «Нагато». Бывшие противники собирались встретить мощнейший взрыв плечом к плечу. 21 килотонная бомба «Гильда» была взорвана 1 июля 1946 года на высоте примерно 150 метров над уровнем океана, взрывная волна распространялась от эпицентра со скоростью 3 мили в секунду! Но вся эта совершенная мощь, последнее слово в науке и технике оказались бессильны перед «человеческим» фактором. «Невада» и «Нагато» должны были принять всю мощь взрыва на себя, но… взрыв произошел не там где намечалось. Не над ветераном Перл-Харбора, а над легким авианосцем «Индепенденс», чья полетная палуба была уничтожена, корпус смят, а надстройка сметена как чудовищным молотом! Спустя шесть часов авианосец еще горел, как его собрат по несчастью «Принстон» в заливе Лейте 2 года назад.

А что «Нагато»? Бомба разорвалась примерно в 1.5 километрах от линкора, и, можно сказать, не сильно повредила его «пагоды» и орудийные башни, главный дальномер да некоторые коммуникации - вот и все, что было выведено из строя. Силовая установка и прочие жизненно важные механизмы не пострадали. Сосед - «Невада» получил повреждения надстройки, да труба обрушилась - и только! Линкоры выстояли.

(Американцы, исследуя «Нагато» после взрыва были удивлены, что 4 из действующих котлов остались нетронутыми, в то время как на американских кораблях на той же дистанции от взрыва, эти механизмы были разрушены либо отказали. Комиссия ВМФ приняла решение тщательно изучить силовую установку японского корабля и внедрить некоторые особенности конструкции в американские послевоенные суда.)

25 июля 1946 года, вторая бомба - «Бэйкер» была взорвана с целью обрушить на корабли ударную волну из массы воды, американский авианосец «Саратога» с одной стороны и «Нагато» с другой должны были встретить взрыв на расстоянии 870 м. от эпицентра, и находились ближе всех к нему. Если не принимать во внимание линкор «Арканзас» в почти 400 метрах. Огромная лавина воды высотой 91.5 метра, массой несколько миллионов тонн со скоростью 50 миль в час обрушилась на «флот Бикини». На сей раз «Нагато» принял удар так, как было рассчитано и мелкими повреждениями уже невозможно было отделаться. Несчастный «Арканзас» взрывом был вдавлен в воду и затонул за 60 секунд. Огромный «Саратога» получил удар такой силы, что ее корпус был смят как картонный, а полетная палуба продольно была испещрена огромными трещинами.

Но когда туман из брызг и дым рассеялись, «Нагато» как ни в чем ни бывало оставался на плаву, он опять оказался сильнее атомного взрыва! Как несокрушимая гора, линкор возвышался над поверхностью воды, его огромная «пагода»-надстройка и орудийные башни, казалось не понесли никакого значимого ущерба от ярости «Бейкера». Лишь крен в 2 градуса на правый борт выдавал тот факт, что корабль только что перенес самый страшный взрыв и подводную ударную волну. За кормой японца, американский линкор «Невада» так же пережил сокрушающий удар, но его мачты и надстройки были разрушены. Таким образом, казалось, массивные корабли оказались абсолютно невосприимчивы к силе атома, однако, все еще на плаву, они таили в себе иную опасность - радиационную.Выброшенные на палубы массы загрязненной воды сделали невозможным приближение к кораблям ближе чем на 1000 метров, после визуального осмотра, был отмечен крен в 5 градусов, но казалось «Нагато» вовсе не собирался тонуть! Американцы попытались смыть радиацию с испытуемых кораблей с помощью брандспойтов, но это не принесло успеха. Уровень радиации был настолько высоким, что счетчики Гейгера истерично щелкали рядом с кораблями. Американцы были удивлены, что подводный взрыв оказался очень «грязным» по сравнению с первым, они не учли огромное количество загрязненной воды, прокатившейся по палубам.

Надежды спасти корабли были тщетны, команды не могли взойти на борт для того чтобы исследовать повреждения и предотвратить затопление внутренних отсеков. Не имея возможности как-то побороться за живучесть «Саратоги», американцы бессильно наблюдали, как медленно авианосец соскользнул на дно, встав на ровный киль. «Нагато» тоже, молчаливо взирал, как носовая часть «Саратоги» с номером «3» последний раз мелькнула над водой.

После того, как невозможность дальнейшего изучения «Нагато» ввиду радиации стала очевидной, американцы быстро потеряли к нему интерес. Хотя были высказаны предложения отбуксировать линкор на глубину и затопить, загрязненность делала такие попытки весьма небезопасными. Тем более, что крен на правый борт постепенно очень медленно увеличивался, спустя три дня он составлял 8 градусов. Это было настолько необычно, что многие наблюдатели стали подозревать, что «Нагато» удасться выжить и тем более беспокоило американцев, теперь им нужно было как-то избавляться от «радиактивного линкора»!
Но утром 29 июля, ситуация кардинально изменилась. «Нагато» еще был на плаву, но уже очень сильно осел, так что воды атолла Бикини могли спокойно переливаться на палубу со стороны правого борта и затоплять отсеки под главной надстройкой. Крен достиг 10 градусов, но со стороны казалось, что в таком состоянии корабль может пробыть довольно длительное время – очевидно, затопление постепенно выровняло «Нагато», который продолжал возвышаться над волнами рядом с «Невадой»…
Медленно на атолл опустилась ночь, озаряя поврежденный флот лунным светом. Именно под покровом темноты, «Нагато» ушел на дно, как будто не пристало гордости японского флота тонуть под взорами любопытных американцев, он выбрал свое время. Ранним утром 30 июля, крен неожиданно увеличился, нос корабля задрался, линкор опрокинулся, оседая на морское дно. Никто не знает точного времени, никто не был очевидцем - такой должна быть смерть переполненного достоинством истинного самурая.
Недоумевающих американцев на заре встретило ровная океанская гладь на том месте, где стоял «Нагато» - после 4 дней наблюдений, уже сомневавшихся насчет того затонет ли линкор или нет, но его гибель заметно упрощало положение дел. Позднее, подводные исследования выявили, что «Нагато» лежит на морском дне на правом борту под углом 120 градусов вверх дном, корма разбита, т.к. опустилась на дно первой, но, что любопытно, «мостик Ямомото» оказался неповрежденным – надстройка оторвалась и одной стороной зарылась в ил...
Традиционное СПАСИБО всем кто дочитал эту грустную историю до конца. И до новых встреч на страницах нашего клуба!!!

Линейные корабли «Nagato» и «Mutsu» можно на­звать полностью японскими кораблями. Автор проек­та, инженер-капитан 1 ранга Хирага, сконструировал их без оглядки на западные прототипы.

Только линейно-возвышенное расположение четы­рех башен главного калибра (по две в носу и в корме) было общим с «европейцами» и «американцами».

Все остальное являлось совершенно оригинальным. В частности, именно эти сверхдредноуты впервые при­обрели силуэт, который стал затем характерным для японских линкоров и тяжелых крейсеров.

Речь идет, прежде всего, о массивных передних мачтах-надстройках, которые из-за обилия мостиков, рубок и переходов получили прозвище «пагод». Хира-га решил создать конструкцию, которую нельзя сва­лить даже самым крупным снарядом. Если англичане довольствовались треногими мачтами, то японцы установили массивную семиногую, центральный ствол которой представлял собой шахту лифта, поднимав­шегося с верхней палубы к центральному артилле­рийскому посту на топе мачты. Такое сооружение в самом деле оказалось «неубиваемым», однако война показала, что было вполне достаточно и трех «ног» для сохранения мачты при прямом попадании. Япон­цы перестарались, потратив драгоценный вес в об­щем напрасно. Другой характерной чертой «азиатско­го» силуэта стали изогнутые дымовые трубы.

Бронирование «Nagato» и «Mutsu» соответствова­ло американской схеме «все или ничего»: казематы вспомогательной артиллерии имели только противо-осколочную броню.

406-мм пушки показали на испытаниях предель­ную дальность стрельбы 216 кабельтовых (40 км).

Скорость линкоров была весьма неплохой. На ходовых испытаниях в 1920 г. «Nagato» легко развил 26,7 узла (49,45 км/час) - ход. приличный даже для линейного крейсера. В сущности, эти два «японца» стали первыми в мире линейными кораблями «ново­го типа». Они имели скорость, близкую к скорости ли­нейных крейсеров, но сохранили при этом вооруже­ние и бронирование линкоров. Британские сверхдред­ноуты типа «Queen Elizabeth» уступали японцам в скорости 2-2,5 узла, имея артиллерию на дюйм меньше по своему калибру.

Любопытно, что японцам удалось эту высокуюскорость скрыть. Во всех справочниках указывалось, что «Nagato» и «Mutsu» развивают скорость не более 23 узлов. Истинные характеристики стали известны толь­ко после 1945 г.

Эти линкоры вступили в строй в 1920-21 гг., ког­да измученная недавней войной мировая экономика требовала не гонки вооружений, а их сокращения. Они чуть было не стали в 1922 г. жертвами процесса разоружения. Позже корабли прошли ряд переобору­дований и модернизаций.

Первая из них произошла уже в 1924 г. Их перед­ние трубы отогнули назад - таким образом уменьши­лось задымление постов управления огнем. Тогда же на линкорах появились гидросамолеты и катапульты. Массивная семиногая фок-мачта начала обрастать дополнительными мостиками и платформами.

В 19З4-36 гг. «Nagato» и «Mutsu» подверглись новой перестройке- У них сняли четыре 140-мм пуш­ки, а взамен установили 8-127-мм зенитных орудий и 20-25-мм автоматов. Одновременно корабли ли­шились торпедных аппаратов, абсолютно бесполез­ных в новую эпоху и красиво изогнутой передней тру­бы - дымоходы от новых, меньших по размерам, кот­лов удалось вывести в одну вторую трубу.

Была усилена горизонтальная броня, достигшая в сумме 206 мм (63-69-75 мм) вместо прежних 119 мм (25-44-50 мм), увеличен угол возвышения орудий ГК, установлены новые системы управления огнем, а также були, увеличившие ширину корпуса.

В результате водоизмещение возросло на 8,5 тысяч тонн. Поэтому, несмотря на полную замену тур­бин и котлов, а также удлинение корпуса на 9 метров, скорость снизилась до 25 узлов. Зато существенно увеличилась дальность плавания (на 3150 миль).

«Mutsu» затонул возле Курэ от взрыва погребов 8 июня 1943 г. При этом погибли 1222 человека. В 1947-48 гг. американские водолазы частично подня­ли, а частично взорвали затонувший корабль.

«Nagato», захваченный американцами после ка­питуляции Японии, стал мишенью двух ядерных испы­таний на атолле Бикини в 1946 г. Он выдержал оба взрыва (1 и 25 июля), но постепенно заполнился во­дой и затонул 29 июля 1946 г.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: