Письмо дерева, растущего в лесу, к людям. Проект «Письма животным Письмо из леса от зверей

Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

На этой странице ответы к первой части тетради. Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

Готовые ответы решебника по предмету "Окружающий мир" за 2 класс помогут родителям сориентироваться и помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Приводим решебник к 1 части рабочей тетради по программе Перспектива. Все ответы на задания написаны учеником 2 класса Максимом Егоровым с помощью родителей, проверены и одобрены учителем начальных классов. Задания, которые могут вызвать затруднения, мы вам объясним. В качестве ответов мы приводим и расширенную информацию по соответствующим темам, которую можно прочитать в статьях нашей энциклопедии и использовать, если учитель задаст на дом подготовить доклад или презентацию.

ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс

Фотографии для рассказа:





По ссылке вы можете выбрать и другие приметы: все приметы живой и неживой природы о погоде >>

Фотографии для фоторассказа:


Страница 36. Осень.

Осенние месяцы.

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора - очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится "прямо над головой", лучи его падают "отвесно", это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья - это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево - улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух - это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки - близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги "Зелёные страницы" или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался - приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна >> Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины - желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез - в октябре; у лип - в сентябре; у кленов - в сентябре; у тополя - в ноябре; у осины - в сентябре; у калины - в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков) >> .

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца - личинка - стрекоза. Яйца - гусеница - куколка - бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги "Зелёные страницы! или "Великан на поляне" (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги "Зелёные страницы".

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка - лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушка
жаба
ящерица
змея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной - дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди - белка, сойка, мышь. Рябина - дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек - резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название...

ИГРА "Высокий дуб"

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: "Люба!". Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида - Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Или рассказ берем со странички: Доклады о животных красной книги >>

Страница 70. Осенняя прогулка.

Фото для вклейки:



Я зелёное, живое,
Здравствуй, племя молодое!
Береги, лелей меня-
Благодарным буду я!

Здравствуйте, люди! Вы когда- нибудь представляли себя на месте деревьев, или вам это, конечно, в голову не приходило? Вообразите себя деревом, растущим в лесу. Лес-это наша большая, дружная многодетная семья. При благоприятных условиях мы растём в ней счастливо и быстро.
Сначала я когда-то было маленьким семенем, которое мои родители постарались с помощью зверей, птиц и ветра поместить на благодатную почву. Полил дождик, и я проросло. В первый год моей жизни я было не выше тоненькой травинки, но прошло время, и ствол мой окреп, я вытянулось и распустило свою зелёную крону. Вокруг меня росли мои братья и сёстры, такие же деревца. Через несколько лет мы стали молодой зелёной рощицей, а ещё через время превратились в чудесный лес, дающий тень и прохладу, вырабатывающий чистый, свежий воздух, так полезный людям.
В нашем лесу хорошо отдыхать в любое время года, слушать пение птиц, собирать ягоды и грибы, наблюдать за животными, любоваться божественной красотой природы и,тем самым, продлять человеческую жизнь. Из нашей древесины можно строить великолепные экологически чистые жилища, изготавливать мебель и декоративную посуду. Мы готовы жить в соседстве с людьми и служить людям. Но сегодня, как никогда, нам нужно ваше людское понимание и бережное отношение.
Люди! Посмотрите вокруг! Сколько наших дедов и отцов, братьев и сестёр-деревьев незаслуженно погибло от вашей руки! Миллионы! Тысячи гектаров леса варварски вырублены браконьерами, и среди них реликтовые породы деревьев, занесённые в Красную книгу. Вспомните, люди, сколько раз вы приезжали в лес на отдых и разводили под нами костёр, плохо его потом затушив, или бездумно бросали окурки в сухую траву. В сухой летний зной достаточно одной маленькой искорки, чтобы разгорелся пожар. Если бы вы знали, люди, как мы боимся пожара, как мы хотим жить. А сколько раз после отдыха на природе вы оставляли после себя консервные банки, пустые бутылки, целлофановые пакеты и прочий мусор, который мешает нам дышать. Некоторые из вас дошли до того, что превратили участки леса в мусорные свалки, распространяющие зловоние на километры, а некоторые пошли ещё дальше, сваливая в нас химикаты и закапывая радиоактивные отходы. И большинство из вас знает об этом и молчит, мол, страна большая и лесов в ней много.
Мы просим, мы умоляем вас, люди, пожалуйста, опомнитесь. Ведь для того, чтобы восстановить лесной массив, понадобится от двадцати до пятидесяти лет. К тому же, в местах, где находятся мусорные свалки с промышленными отходами, химикатами и радиоактивными отходами, мы не вырастем больше никогда. А если продолжать незаконную вырубку реликтовых пород, то они скоро навсегда исчезнут с лица Земли.
Пока ещё не поздно, мы просим вас о заботе и любви. Мы протягиваем вам ветки дружбы и надеемся на ваше понимание. Помните: если погибнем мы, то не станет и вас. Посмотрите на ближайшую к Земле планету, Луну. Может быть, она когда-то тоже была зелёной от растущих на ней деревьев?
Мы надеемся, что ваши и наши дети и внуки ещё долго-долго будут жить на нашей планете, любя и понимая друг друга.

Окружающий мир (3 класс)

«ПРИРОДА И МЫ»

ЦЕЛИ:

1. Расширить знания детей о богатстве и красоте природы нашей Родины.

2. Систематизировать представления детей об охране природы.

3. Воспитывать любовь к родному краю.

ХОД УРОКА:

(Звучит песня «Природа», показываются слайды, на фоне этого читается стихотворение)

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

На встречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

(С. Смирнов)

Мы часть природы и без неё не можем существовать. Природа не только источник материальных благ, но и вечный источник познания и красоты. Величава и богата природа нашей Родины.

Прекрасна, нарядна

Планета Земля.

Прекраснее, мне не найти

Ни когда!

И чистый здесь воздух,

Красивы леса

И синяя в море вода!

(Учитель обращает внимание на человечка с грустным лицом)

Кто это? (ЧЕЛОВЕК-ЭКОЛОГ)

Как вы понимаете кто такой человек-эколог?

Почему он грустный?

(Зачитывается письмо человека-эколога)

ПИСЬМО: Дорогие ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Было время, когда

люди с гордостью называли себя завоевателями природы: жгли, рубили, уничтожали, не задумываясь над тем, что останется после них. И сегодня природа нашей планеты в опасности. Помогите предотвратить беду! Спасите нашу планету!

Ребята, мы должны помочь экологу. А для этого отправимся в путешествие по необычным островам. Закройте глаза (включается грамзапись «Голоса птиц»).

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

ЭКОЛОГ хочет узнать, знаете ли вы лес?

Каждой команде задаются загадки о деревьях.

В белом сарафане

Стояла на поляне

Летели синицы

Сели на косицы. (БЕРЁЗА)

(Дети рассказывают интересные сведенья о берёзе)

Оказывается, деревья умеют плакать. Послушайте, о чём плачет берёза: «Кора от лютого мороза у меня треснула, да ветки не добрые люди обломали. Через ранки берёзовый сок вытекает. Этот живительный сок мои корни из земли вытягивают. Пока не напьются его все веточки и почки, листья не развернутся.».

Как помочь берёзе? …………………………………………………………………………….

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке. (СОСНА)

А знаете ли вы, что:

Много шишек на соснах и елях – к доброму году: и рожь, и жито – всё придет.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд,

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (ЛИПА)

Для растений в липовом лесу зима немножечко «теплее». Первые подснежники появляются под липами.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (ДУБ)

Дуб любит солнце. Ветви дерева извилистые и изогнутые. Они растут так, чтобы листья не перекрывали друг друга. И каждому из них было светло. Поэтому лишние веточки и опадают.

На нашей полянке появились вредители леса. А какие – отгадайте!?

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать всё равно не может. (ГУСЕНИЦА)

С ними ведут борьбу птицы. (ДЕТИ ЧИТАЮТ СООБЩЕНИЯ)

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется много насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течении нескольких дней.

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (МЫШЬ)

Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160 – 170 комаров.

Птицы – лесные доктора.

Дятел – лесной доктор. Он лечит деревья, доставая из под коры гусениц. Личинок и жуков.

Каждая сова уничтожает за год 1000 грызунов. (По ходу убираются с полянки комар, гусеница, мышь)

ФИЗ. МИНУТКА. Жить в зелёном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

Человек природе друг!

Всегда ли человек относится к природе как друг?

…………………………………………………………………………………………………

На нашей полянке остались следы человека. Давайте вылечим эту поляну.

Даже ночью муравьишка,

Не пропустит свой домишко.

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (ЛАНДЫШ)

На что похожи цветы ландыша?

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (ПОДСНЕЖНИК)

Где цветы проживут дольше в вазе с водой и на лугу.

……………………………………………………………………………………………………..

(Убираются с полянки руки человека)

Пришла телеграмма от животных, а от каких угадайте:

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало

Нет ни дыма, ни пожара. (ЛИСА)

Кто в лесу глухом живёт?

Неуклюжий, косолапый

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу? (МЕДВЕДЬ)

Какое правило надо знать, чтобы все животные в лесу жили спокойно и не исчезали?

……………………………………………………………………………………………….

(убираются следы человека)

ФИЗ. МИНУТКА.

На следующий остров отправляемся под плеск воды.

Не умыться, не напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Мы с вами в гостях у капельки. Экологическая тревога!

КАПЕЛЬКА: Текла по равнине речка с чистой пречистой водой - речка Прозрачная. Построили на её берегу завод. В завод вливается чистая вода, прозрачная. Выливается – грязная, отработанная. Так вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной - Разноцветной.

Посмотрите на наш островок, какая в нём вода и годится ли она для жизни?

……………………………………………………………………………………………………..

Как нужно беречь воду?

……………………………………………………………………………………………………...

(убираются грязные пятна с острова)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (ВОЗДУХ)

Экологическая тревога!

Из многих городов приходят тревожные вести: «Не хватает свежего воздуха! Не чем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, проспекты, площади и обрушили на горожан свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечные заводы и фабрики, жители задыхаются от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Беда, выручайте!»

Что нужно сделать, чтобы помочь горожанам?

…………………………………………………………………………………………………..

Знаете ли вы, что в воздухе содержаться микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни.

Что нужно делать, чтобы микробов было меньше?

…………………………………………………………………………………………………….

(убираются микробы с островка)

Зелёные долы, леса и поля

И синяя в море вода!

Дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

ДЕТИ: Нор звериных,

Птичьего гнезда

Разорять не будем

Ни когда!

Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живётся

С нами рядом!

Прекрасна, прекрасна

Родная Земля!

Прекраснее мне не найти

Посмотрите на человечка-эколога – он улыбается!

ОБОБЩЕНИЕ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Урок труда с элементами экологии.

ТЕМА: Аппликация «Волшебный кузовок».

ЦЕЛИ: 1. Познакомить с лекарственными свойствами некоторых растений. Помочь раскрыть красоту растительного мира. Способствовать разрешению экологических задач.

2. Изготовить аппликацию «Волшебный кузовок». Развивать умение работать в группах. Вырабатывать навыки самостоятельной, быстрой и аккуратной работы.

ХОД УРОКА:

Отправляемся в путешествие, а куда – отгадайте:

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём! (ЛЕС)

Чтобы попасть туда, нужно вспомнить правила поведения в лесу.

    Не оставлять мусор.

    Не ломать ветви деревьев и не качаться на них.

    Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.

    Не кричи в лесу. Лес любит добрых детей.

    Не рвать цветов для букетов.

    Не разжигать костры. Беречь лес от пожара.

Помните! Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев.

Лес – это сказочный мир, он полон загадок и таинства.

(Сценка «Как топор в лес ходил»)

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Лес – это наше богатство!

Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где леса, всегда чистый воздух.

Лес – это дом для зверей и птиц.

Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

(Появляется бабочка) Ой, кто это?!.....

Я бабочка ………………………………………………………………………………………….

Я хочу вас пригласить на мою лесную полянку, в мою аптеку.

Отгадайте загадку: Красна, сладка, душиста

Растёт низко, к земле близко. (ЗЕМЛЯНИКА)

Лечебные свойства земляники:

    В землянике лесной много витаминов, особенно С.

    Плоды и листья земляники используются в медицине для лечения заболеваний желудка и туберкулёза.

    Земляничный сок применяют для лечения кожных ран, для лечения угрей на лице.

А какие лесные ягоды вы ещё знаете?

……………………………………………………………………………………………………..

С ранней весны и до поздней осени в лесах, на опушках, полянах цветёт много цветов. О каких цветах говориться?........

Рассветное пламя изодрано в клочья

Звенит над лугами

Весь день …………………………….. КОЛОКОЛЬЧИК.

Апрель золотыми лучами обласкан,

С лужайки плывёт аромат.

Анютины глазки из были и сказки

На мир удивленно глядят.

Раскрыли лепестки АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ, а в венчике белый цвет – цвет надежды, жёлтый – удивление, фиолетовый – печали.

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал –

Весёлых голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок. (НЕЗАБУДКА)

О каких цветах рассказывали ребята?

Среди цветов есть и лекарственные.

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (РОМАШКА)

Лечебные свойства ромашки: применяют, как болеутоляющее, противовоспалительное. Для мытья головы против перхоти. Цветы ромашки изгоняют мышей из дома.

У этого растения цветы появляются раньше, чем листья. Листья крупные, одна сторона листа гладкая, жёсткая, другая – мягкая, тёплая. (МАТЬ-И-МАЧЕХА)

Лечебные свойства мать-и-мачехи: настойка из листьев и цветков употребляется при простудных заболеваниях. Сок, как ранозаживляющее. Отвар из смеси листьев мать-и-мачехи и крапивы применяют для укрепления волос и против перхоти.

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (ОДУВАНЧИК)

Лечебные свойства одуванчика: одуванчик называют «Жизненным эликсиром», используют, как отхаркивающее, успокаивающее, снотворное. Масляную настойку корней используют для лечения ожогов, заболеваний кожи. Свежие листья весной употребляют в салатах.

(Песня «КУЗОВОК»)

Чтобы не рвать цветов и не губить природу, мы изготовим волшебный кузовок.

Работать будем с тканью и бумагой. Работать будем в группах. Каждая группа изготовит свой кузовок. С ягодами (из ткани), с цветами (из бумаги способом оригами), грибами (из ткани), листьями (бумага, симметричное вырезывание).

Повторение правил работы с ножницами.

Повторение правил работы с клеем.

Правила работы с бумагой, тканью и т.д.

Физ. минутка (по ходу работы)

Мы растём, растём, растём

Всё о мире узнаём.

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим у пташек.

Не сорвём прекрасный ландыш.

Муравейник сохраним.

миру окружающего мира природы и социума. Человечество... изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы... уроке Что мы знаем о...

У р о к 1. по Окружающему миру

2 класс


Письмо экологов школьникам

Цели: расширять знания о живой и неживой природе; научить распределять объекты в группы по общим признакам; показать значимость вопроса охраны природы.

Оборудование: предметы живой и неживой природы, фотографии, иллюстрации.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Мы продолжаем с вами знакомиться с окружающим нас миром. Рассмотрите иллюстрации и расскажите, что нас окружает?

– Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека. Она делится на живую и неживую природу.

– Назовите изображенные на картинках предметы неживой природы. (Вода, песок, камни, воздух.)

– Перечислите предметы живой природы. (Растения, животные, грибы.)

– Растения и животные – это два мира живой природы, которые тесно связаны друг с другом. С растениями мы встречаемся на каждом шагу. Мир животных тоже многообразен. Черви, паукообразные, насекомые, рыбы, птицы – это все животные.

– А куда мы можем отнести человека? (Человек – часть живой природы. Он относится к миру животных.)

II. Формирование новых знаний.

Звучит в записи песня из репертуара С. Ротару и ансамбля «Непоседы» «Аист на крыше». На доске представлены иллюстрации с изображением аиста.

– Отгадайте, кто это?

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.)

– К нам вернулись аисты. Рассмотрите рисунок на с. 6–7 учебника. Где вьют гнезда аисты, чем питаются? Почему аисты живут около человека?

– Давайте представим, что произойдет, если высохнет болото. (Исчезнут комары и мошки.)

– Давайте составим цепочку и убедимся, что все в этом мире взаимосвязано. Нарушение какого-нибудь звена влечет за собой нарушение баланса в природе.

– Почему жизнь аистов во многом зависит от мира живой природы и от человека?

– Как люди помогают природе нашего края?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы кидали мяч друг дружке.

Дети становятся парами лицом друг к другу, имитируя броски мяча одного игрока другому.

Мячик прыгал, как лягушка.

Прыгают на месте.

Ускакал он вдруг куда-то.

Делают прыжки вправо, влево.

Не найдут его ребята.

Выполняют приседания, имитируя
поиск мяча.

III. Закрепление изученного.

– Рассмотрите рисунок на с. 6–7 и назовите, что относится к миру живой природы. Что относится к миру неживой природы? Как они взаимосвязаны между собой?

– Сейчас проверим, как вы сможете самостоятельно найти и записать объекты живой и неживой природы.

Р а б о т а в т е т р а д и (с. 2, задания № 1 и 2 самостоятельно).

– А сейчас поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если это предмет живой природы, поднимаете две руки вверх, а если неживой, то сидите смирно.

Камень, дерево, песок, птица, вода, собака, солнце, грибы, лиса, окунь, воздух, ромашка, облака, лягушка, ветер, медведь, дождь, гусеница, снег.

– Все в природе взаимосвязано. А как связаны между собой растения и животные?

– Почему жизнь одних зависит от жизни других?

– Почему нужно помогать животным и птицам?

IV. Итог урока.

– Почему в поселок Мирный вернулись аисты? Чем они питаются? Почему человек должен охранять и оберегать природу?

Информационное письмо к проекту «Письма животным»

Уважаемые педагоги!

В заключение Года экологии и Года заповедной системы России Министерство природных ресурсов и экологии инициировало проведение проекта «Письма животным». Этот проект в регионах курируют особо охраняемые природные территории, в Костромской области – заповедник «Кологривский лес».

В проекте могут принять участие учащиеся 1-5 классов, дошкольники с 6 лет и их родители.

Цель проекта – сформировать бережное отношение к природе и окружающему миру у детей и взрослых.

Сроки реализации проекта

Приглашаем педагогов дошкольного образования и педагогов начальных и 5 классов принять участие в проекте. Чтобы упростить ваше участие в проекте, мы предлагаем Вам Методическое пособие (автор – Рыжова Н.А.), разработанное сотрудниками заповедника занятие по подготовке к участию в проекте с приложениями, а также бланки и конверты для писем.

Справки по телефону – 89108052788 (Наталья Валерьевна Панова)

Тем, кто пожелает включиться в проект, предлагаем Краткую инструкцию по реализации проекта.

Краткая инструкция для педагогов по реализации проекта «Письма животным»

1. Знакомство с методическими, информационными и инструктивными материалами.

2. Проведение занятия или серии занятий по подготовке к участию в проекте. Вариант такого занятия прилагается, также можно воспользоваться Методическим пособием Рыжовой Н.А.

3. Написание писем (дети с родителями или педагогами индивидуально или группами пишут письма животным, передают их куратору в образовательном учреждении, который отправляет все написанные письма (не позднее 10 апреля 2018 года) в заповедник «Кологривский лес» (адрес: 157440, Костромская область, г.Кологрив, ул.Некрасова, д.48, ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес», отдел по экологическому просвещению). Можно использовать предлагаемые нами бланки для писем и конверты или сделать их самостоятельно.

4. Получение ответов (сотрудники заповедника, волонтёры пишут ответы на письма детей от имени животных и отправляют их в образовательные учреждения).

5. Лучшие письма (30 штук) отправляются в оргкомитет проекта для дальнейшего отбора. Их авторы награждаются на региональном уровне.

6. Оргкомитет отбирает лучшие 50 писем и публикует их во втором издании книги «Письма животным».

Примечание: предлагаемые методические материалы можно использовать на внеурочных занятиях, классных часах, при проведении экологических мероприятий.

Вариант занятия по подготовке детей к участию в проекте «Письма животным»

Цель – подготовить детей к участию в проекте «Письма животным».

Задачи:

1. Расширить знания детей о животном мире.

2. Воспитать любовь к животным и бережное отношение к природе.

3. Дать детям научные представления в области биологии, экологии, географии, но при этом облечь информацию в привлекательную и интересную форму. В игровой форме познакомить детей младшего возраста с особенностями экологии некоторых животных.

4. Познакомить детей с правилами переписки с животными: как изготовить конверты, составить адрес, заполнить анкеты, нарисовать портрет животного и т.д.

Оборудование: карточки с портретами животных, глобус, почтовый ящик, бланки для написания писем, конверты, мультимедиа проектор, компьютер, мешочек с желудями, шишками, ягодами, корой и т.д., анкеты, игра «Где чей дом?»

Ход занятия.

Часть 1. Путешествие по природным зонам. Беседа, работа с глобусом, возможен просмотр эпизодов из документальных фильмов.

Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся с вами в путешествие для того, чтобы познакомиться с живыми обитателями нашей планеты. Также у нас появилась возможность наладить переписку с животными с помощью «лесной почты».

Ребята, как вы думаете, что я вам принесла? (глобу с). Правильно, а что о нем можно сказать? (это уменьшенная модель Земли ).

Посмотрите какой он разноцветный! А знаете ли вы, что означают разные цвета? (голубой цвет – моря, океаны, желтый – пустыни, зеленый – равнины, леса степи, коричневый – горы, синие веточки — реки).

Нашу планету населяет множество различных видов животных, только на глобусе этого совсем не видно. Поэтому сегодня мы с вами будем путешествовать по разным областям Земли и заселять её, применяя наши знания.

Итак, первой природной зоной, которую мы рассмотрим, будет Арктика. А как еще ее можно назвать? (царство снега и льда ).

Почему здесь такой климат? (Снег
и лед здесь никогда не тают, зима длинная и суровая, сильные морозы. Солнышко светит, но не греет, поэтому не может растопить лед) .

Если в Арктике повсюду снег и лед, кто может здесь жить? (белый медведь, морж, тюлень ). Как эти животные приспособилось к суровому климату Арктики? (у них густой мех и толстый слой подкожного жира).

А чем они питаются? (Белый медведь – рыбой, тюленями. На снегу он совсем незаметен: шуба белая и снег белый, лишь нос черный. Когда он охотится на тюленей, прикрывает нос лапой. Медведю не страшны ни мороз, ни ледяная вода – у него густой мех и толстый
слой подкожного жира. Белый медведь хороший пловец, может плавать даже под водой).

Кто расскажет о том, чем питается морж? (Морж – сильное животное , у него есть клыки, которыми он раскалывает лед и находит пищу: рачков, моллюсков, клыки его защищают от врагов, он не боится холода, у него толстый слой подкожного жира ).

Мы с вами вспомнили о тех животных, которые обитают в Арктике, а сейчас я предлагаю дополнить пейзаж Арктики. Нужно найти изображения тех животных, которые живут в Арктике (выходят дети и работают у глобуса – прикрепляют к нему картинки с изображениями животных).

Вот какая получилась Арктика – царство снега и льда, где всегда суровая и холодная зима.

Следующая природная зона пустыня. Какой здесь климат? (жаркий климат, продолжительное лето, песчаные барханы, главная трудность – недостаток воды)

Значит ли это, что в пустыне никто не живет? А каких животных мы можем там встретить? (верблюд, варан, ящерицы, змеи, тушканчик, скорпион, черепаха) . Как они приспособились к данному климату? (могут долгое время обходиться без еды и воды)

Кто хочет рассказать о животных пустыни? (Верблюд – житель пустыни, его называют кораблем пустыни. В горбах у него жир, который помогает ему долго обходиться без еды и воды, после долгих переходов оба горба свисают набок, как пустые мешки. Но вот верблюд наестся и напьется – горбы снова расправились. В копытах у него есть подушечки, которые позволяют верблюду не обжигаться в песке и не проваливаться в песок);(варан – ящерица, а прозвали его пустынным крокодилом : поймает ящерицу — съест, поймает черепаху — проглотит, а вот тушканчика поймать не может, потому что тот очень быстро скачет). Почти все животные пустыни имеют коричневый окрас. Как вы думаете, почему? (Это делает их незаметными для врагов)

Следующая природная зона – тропический лес. Какой здесь климат? (влажный, каждый день дожди, жарко)

Каких животных можно здесь встретить? (слон, обезьяна, ленивец, гиппопотам, крокодил, тигр, носорог )

Расскажите о самом большом животном. (Слоны - удивительные животные . Они очень любят воду, любят «принимать душ» поливая себя с помощью своего хобота. Хобот у слона это длинный нос, благодаря которому он дышит, нюхает, пьет, захватывает еду, и даже издает звуки. Также у слонов очень мощные бивни, которые растут всю его жизнь. Слоны обычно держатся стадами. Они хорошо плавают и бегают. Слоны питаются корнями деревьев, травой, фруктами.)

Многие обитатели тропиков имеют пятнистую или полосатую окраску, как вам кажется, почему? (Полосатая либо пятнистая окраска многих обитателей помогает животным скрываться в пронизанном кое-где солнечными лучами полумраке тропического леса)

Часть 2. Составление анкеты животного и его адрес.

А теперь давайте отправимся в наш лес. В Костромской области есть тайга, смешанные, мелколиственные леса. Какое значение для человека и животных имеет лес? (дом для растений и животных , для человека источник древесины, ягод, грибов, лекарственных растений, место отдыха )

Какие животные обитают в Костромских лесах? (медведь, лиса, волк, куница, кабан, волк, лось, белка, заяц и др.)

Давайте вместе расскажем об одном из лесных животных и составим для него своеобразную анкету.

Место обитания

Профессия животного

Особые приметы

Одежда

Враги

Возможные варианты

Пользуясь этой анкетой, очень просто составить адрес животного и написать ему письмо. Вот, например, звери в заповеднике «Кологривский лес» очень ждут ваших писем и готовы вам ответить и рассказать о своей жизни.

Давайте попробуем составить адрес животного. В графе Куда нужно указать природную зону или название заповедника, где живёт животное, затем конкретное место, где оно обитает. Например, Заповедник «Кологривский лес», нора на р.Сеха.

Чтобы более точно определять адрес животного, давайте поиграем в игру «Где чей дом?» (См. Приложение к занятию)

В графе Кому нужно указать название – «фамилию» и «имя» животного. Имя – это название рода, а фамилия – название вида. Например: Европейской норке, Бурому медведю, Обыкновенной лисице, Белоспинному дятлу, Травяной лягушке и т.д.

Письмо с неправильным адресом будет долго искать получателя. Ответ в этом случае придет не скоро, а может быть, почтальон вообще не сможет его доставить. Для того чтобы письмо выглядело как настоящее (особенно, если вы хотите получить от животного ответ), нужно указать на конверте свой домашний адрес, адрес школы или детского сада. (Адрес школы можно написать под руководством педагога)

У нас заготовлены конверты (конверты также можно сделать самим на уроках рисования или технологии ), вы сами нарисуете на месте для марок портреты любимых животных, напишете адрес. А затем уже сочините тексты писем. В письмах можно рассказать животному то, что вы о нём уже знаете, и спросить о том, что вы хотите узнать, можно составить меню для животного и также вложить его в конверт. Также вы можете, оценив свои возможности, пригласить животное в гости (если сможете создать для него подходящие, как в природе, условия) или отказать ему в приеме (по причине отсутствия условий). Помните, что животным, которые живут в нашей местности, письма дойдут гораздо быстрее, а значит, вскоре вы получите ответы на них.

Чтобы более точно составить меню, давайте поиграем в игру «Угадай, что в мешочке». (Волшебный мешочек используется для определения предметов на ощупь (например, желудей, ягод, шишек, коры, листьев – пищи животных). Задача детей: определить предметы на ощупь, назвать их и рассказать, кто питается данным кормом.)

Теперь вы готовы к написанию писем животным и давайте приступим к их созданию.

Часть 3. Оформление адресов. Создание портретов. Написание писем.

(Письмо может быть индивидуальным или групповым, его можно написать в классе под руководством педагогов или дома с помощью родителей. Письма необходимо собрать и отправить одной посылкой от школы или детского сада не позднее 10 апреля по адресу 157 440, Костромская область, г.Кологрив, ул.Некрасова, д.48, ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес», отдел по экологическому просвещению. Справки по телефону 89108052788)

Кому_______________________________________
Куда_______________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Индекс места назначения

Приложение к занятию_Игра_Где чей дом.

Бланк для письма

Приложение к занятию_ Игра_Где чей дом



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: