Русь бесприютная есенин анализ. Русь бесприютная. «Русь бесприютная» Сергей Есенин

«Русь бесприютная» Сергей Есенин

Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль
В угасшем скандалисте!
Мне вспомнилась
Печальная история -
История об Оливере Твисте.

Мы все по-разному
Судьбой своей оплаканы.
Кто крепость знал,
Кому Сибирь знакома.
Знать, потому теперь
Попы и дьяконы
О здравье молятся
Всех членов Совнаркома.

И потому крестьянин
С водки штофа,
Рассказывая сродникам своим,
Глядит на Маркса,
Как на Саваофа,
Пуская Ленину
В глаза табачный дым.

Ирония судьбы!
Мы все острощены.
Над старым твердо
Вставлен крепкий кол.
Но все ж у нас
Монашеские общины
С «аминем» ставят
Каждый протокол.

И говорят,
Забыв о днях опасных:
«Уж как мы их…
Не в пух, а прямо в прах…
Пятнадцать штук я сам
Зарезал красных,
Да столько ж каждый,
Всякий наш монах».

Россия-мать!
Прости меня,
Прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую.

У них жилища есть,
У них есть хлеб,
Они с молитвами
И благостны и сыты.
Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора.
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжелого укора.
Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль в угасшем скандалисте.
Мне вспомнилась
Печальная история -
История об Оливере Твисте.

Я тоже рос,
Несчастный и худой,
Средь жидких,
Тягостных рассветов.
Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То были б тысячи
Прекраснейших поэтов.

В них Пушкин,
Лермонтов,
Кольцов,
И наш Некрасов в них,
В них я,
В них даже Троцкий,
Ленин и Бухарин.
Не потому ль мой грустью
Веет стих,
Глядя на их
Невымытые хари.

Я знаю будущее…
Это их…
Их календарь…
И вся земная слава.
Не потому ль
Мой горький, буйный стих
Для всех других -
Как смертная отрава.

Я только им пою,
Ночующим в котлах,
Пою для них,
Кто спит порой в сортире.
О, пусть они
Хотя б прочтут в стихах,
Что есть за них
Обиженные в мире.

Анализ стихотворения Есенина «Русь бесприютная»

Тема странничества, заявленная автором с юношеского стихотворения « », в поздних произведениях существенно изменяется: она замыкается в рамках города, приобретает черты злободневности, сближающие содержание художественных текстов с газетной периодикой. Причиной появления новых тенденций стали пагубные последствия социальных потрясений, среди которых особенное внимание поэта привлекала проблема беспризорности среди детей.

Появление «Папиросников» - первый поэтический отклик Есенина, отражающий авторское понимание неблагоприятного явления. В произведении создается обобщенный портрет современных гаврошей - уличных «странников», включенных в серьезную «злую игру» криминального мира. Рано повзрослевшие внешне, в душе они остались наивными детьми: их умы занимает безнадежная мечта о путешествии за океан.

«Русь бесприютная» создана под впечатлением посещения специального учреждения-распределителя для беспризорных, открытого в Тифлисе. Событие долго оставалось в памяти поэта, который планировал написать прозаическое произведение о судьбе обездоленного ребенка, нашедшего правильный жизненный путь.

Эмоциональный зачин стихотворения построен на стилистических контрастах: здесь соседствуют официальное обращение и интимное признание. Прямая отсылка к классическому образу диккенсовского сироты, жертвы буржуазного общества, могла бы показаться странной строителям социализма.

Основная антитеза стихотворного текста противопоставляет образы сытых обывателей и горемычных скитальцев-мальчишек. Изображая представителей первой группы, субъект речи отталкивается от гиперболизированных образов жестоких монахов-убийц, словно позаимствованных из пропагандистской прессы. Исследователи предлагают более широкое понимание категории сытых, включая в нее всех лицемеров, обеспечивших себе спокойное и комфортное существование.

Образы обездоленных ребят выглядят конкретнее, убедительнее и ярче, чем фигуры благостных персонажей. Чтобы передать остроту своего сострадания и боли, Есенин преображает лирического героя, наделяя его сиротливым детством, озаренным «жидкими» и «тягостными» рассветами. В озлобленных душах малолетних персонажей скрыто прекрасное творческое начало, однако возможность реализации положительных природных задатков ставится под сомнение. Способный узреть будущее, есенинский герой скорбит о горестных судьбах «ночующих в котлах», наполняя свой «буйный» стих ядом «смертной отравы».

содержимое:

При всей своей любви к родной земле, лирический герой Есенина не ощущал ответного чувства. В своей отчизне он сам себе казался «пасынком» и «бесприютным», а после революции 1917 г. поэт еще больше ощущает трагический разрыв между собой и родиной.

Вернувшись в «ту сельщину», где жил мальчишкой, лирический герой замечает, насколько все вокруг переменилось; он не может «распознать» отцовский дом, не узнает своего деда. «Ах, милый край! Не тот ты стал, не... тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний»,- с горечью констатирует поэт и осознает себя лишним в этих местах: «Здесь жизнь сестер, сестер, а не моя». Но тут же, преодолевая печальные мысли, лирический герой, увидев любимые края, готов упасть на колени («Возвращение на родину»).

«Русь советскую» знали гораздо лучше, чем «Русь бесприютную», потому и непонятно было большинству, как он дошел до «Черного человека» и почему у него такой трагический конец.

Анализ стихотворения С А Есенина “Русь бесприютная” Срочно

  • Стихотворение “Русь бесприютная”является средней частью триптиха, две другие части – “Русь уходящая” и “Русь советская”. Стихотворениенаписано Сергеем Есениным в 1924 году, т.е незадолго до смерти. И в нем особенно остро звучит его боль – боль от созерцания действительности. “Проснулась боль в угасшем скандалисте”, – пишет поэт.
    Есенин, принявший революцию 1917 года как начало перемен к лучшему, теперь вынужден констатировать, что вокруг очень много плохого. Все стало с ног на голову. Крестьяне забыли Бога, для них теперь Бог – Карл Маркс. И даже священнослужители хвастаются кровопролитием, забыв божьи законы. Есенин с надрывом восклицает: “Россия-мать! Прости меня, прости!Но эту дикость, подлую и злую, яна своем недлительном пути не приголублю
    и не поцелую”.Поэт категорически не приемлет того, что происходит вокруг. Но главные герои стихотворения не предавшие свои убеждения дьячки и монахи.В самом названии “Русь бесприютная” проявилась тема стихотворения. Есенин посвящает его беспризорникам, жертвам революции и гражданской войны. Он сравнивает их историю с историей Оливера Твиста. Это – потерянные судьбы, потерянные личности. Есенин признает, что и он один из них, этих худых и голодных мальчишек. И сокрушается, что в них гибнут будущие пушкины, лермонтовы, кольцовы и некрасовы – гибнет будущее нации. И вину за это Есенин берет на себя, он тоже просит прощения у этих детей, берет их под свое покровительство: “Я только им пою, ночующим в котлах,пою для них, кто спит порой в сортире.О, пусть они хотя б прочтут в стихах, что есть за них обиженные в мире”. В этом стихотворении Есенин еще раз подтверждает, что он – поэт народный.

При всей своей любви к родной земле, лирический герой Есенина не ощущал ответного чувства. В своей отчизне он сам себе казался “пасынком” и “бесприютным”, а после революции 1917 г. поэт еще больше ощущает трагический разрыв между собой и родиной.

Вернувшись в “ту сельщину”, где жил мальчишкой, лирический герой замечает, насколько все вокруг переменилось; он не может “распознать” отцовский дом, не узнает своего деда. “Ах, милый край! Не тот ты стал, не тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний”,- с горечью констатирует поэт и осознает себя лишним в этих местах: “Здесь жизнь сестер, сестер, а не моя”. Но тут же, преодолевая печальные мысли, лирический герой, увидев любимые края, готов упасть на колени (“Возвращение на родину”).

“Русь советскую” знали гораздо лучше, чем “Русь бесприютную”, потому и непонятно было большинству, как он дошел до “Черного человека” и почему у него такой трагический конец.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Середина 1920-х – время подведения итогов революции, гражданской войны, время коренных перемен в российском обществе. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение...
  2. Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием...
  3. Стихотворение «Русь», вошедшее во второй том лирики Блока, написано в 1906 году. Здесь поэт поднимает одну из центральных тем зрелого...
  4. Все поэты размышляли о России, каждый пытался создать в своих произведениях ее неповторимый образ. Для Сергея Есенина Россия – это...
  5. Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько...
  6. Юный Есенин был максималистом, поэтому мечтал о том, что настанут счастливые времена, когда русские села станут по-настоящему зажиточными. К 1914...
  7. У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой...

Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль
В угасшем скандалисте!
Мне вспомнилась
Печальная история -
История об Оливере Твисте.

Мы все по-разному
Судьбой своей оплаканы.
Кто крепость знал,
Кому Сибирь знакома.
Знать, потому теперь
Попы и дьяконы
О здравье молятся
Всех членов Совнаркома.

И потому крестьянин
С водки штофа,
Рассказывая сродникам своим,
Глядит на Маркса,
Как на Саваофа,
Пуская Ленину
В глаза табачный дым.

Ирония судьбы!
Мы все острощены.
Над старым твердо
Вставлен крепкий кол.
Но все ж у нас
Монашеские общины
С «аминем» ставят
Каждый протокол.

И говорят,
Забыв о днях опасных:
«Уж как мы их...
Не в пух, а прямо в прах...
Пятнадцать штук я сам
Зарезал красных,
Да столько ж каждый,
Всякий наш монах».

Россия-мать!
Прости меня,
Прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую.

У них жилища есть,
У них есть хлеб,
Они с молитвами
И благостны и сыты.
Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора.
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжелого укора.
Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль в угасшем скандалисте.
Мне вспомнилась
Печальная история -
История об Оливере Твисте.

Я тоже рос,
Несчастный и худой,
Средь жидких,
Тягостных рассветов.
Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То были б тысячи
Прекраснейших поэтов.

В них Пушкин,
Лермонтов,
Кольцов,
И наш Некрасов в них,
В них я,
В них даже Троцкий,
Ленин и Бухарин.
Не потому ль мой грустью
Веет стих,
Глядя на их
Невымытые хари.

Я знаю будущее...
Это их...
Их календарь...
И вся земная слава.
Не потому ль
Мой горький, буйный стих
Для всех других -
Как смертная отрава.

Я только им пою,
Ночующим в котлах,
Пою для них,
Кто спит порой в сортире.
О, пусть они
Хотя б прочтут в стихах,
Что есть за них
Обиженные в мире.

Сергей Есенин. Сочинения.
Москва: Книжная палата, 2000.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: