Слова после ц пишется ы или и. Буквы И и Ы после Ц - когда какую букву писать
Правило
К формулировке правила 1956 года почти нечего и добавить: "После Ц буква Ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын , например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня.В остальных случаях после Ц пишется всегда И , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина."История правила
Вся история этого правила - история постепенного отказа от старых исключений и поиск новых.
Николай Греч писал о выборе И и Ы так (см. п. 2):
При попытках сформулировать правило в конце 19 - начале 20 века исследователи приводят разные перечни исключений.
Даль использует слово цыркать .
Грот приводит в качестве исключений цыбик, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь, цыплёнок, цыган, цыкать.
Ушаков цыбик, панцырь, цынга, цыган, цыплёнок (цифирь , цирюльник у него с И).
В 1956 году уменьшено число слов-исключений с Ы в корне (убраны цыбик, цыновка, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь ). Слово цыркать в этом списке не упоминается.
В 1963 году комиссия Виноградова предлагает изменить правило и после Ц всегда писать И, даже в окончаниях. Это предложение не проходит.
В 2007 году добавлено Лопатиным добавлено слово цыркать в исключения.
На что нужно обратить внимание
- Слова, оканчивающиеся на -ция , пишутся с буквой И после Ц, хотя строго говоря буква в окончании: нация, полиция, станция, квитанция.
- К правилу не имеют отношения слова, в которых после Ц пишется Е . Правописание таких слов надо проверять или запоминать: цемент, цена, цепочка и т. д.
- Современные исключения легко запомнить так: "Цыц, цыган на цыпочках цыплёночка несёт"
Гласные после -ц- и шипящих - непростая тема для тех, кто изучает русский язык. В большинстве случаев такие слова пишутся не так, как произносятся. Правописание определяет часть речи и позиция гласного.
Употребление -а-, -у- после шипящих и -ц-
После -ч-, -щ-, -ж-, -ш-, -ц- пишется только -а-, -у- (хотя может слышаться -я-, -ю- ).
Например: чудо, щука, чаща, целое .
Исключениями являются слова жюри, парашют, брошюра. Некоторые лингвисты хотят подстроить правописание этих слов под правило, «влить» их в русский язык. Возможно, в будущем это и произойдет, но пока следует употреблять -ю- .
Также под правило не подпадают иноязычные имена собственные. Их мы пишем согласно произношению: Жюль Верн .
Употребление -и-, -ы- после шипящих и -ц-
Какие следует употреблять гласные после -ц- и шипящих? Правило звучит так: после -ч-, -щ-, -ж-, -ш- пишется только -и- (однако часто произносится [ы]).
Например: жить, машина, чинить, щит.
После -ц- возможны два варианта - -и- или --ы-- . Правописание зависит от того, в какой морфеме находится гласная.
Пишите -ы- :
- в окончаниях (танцы, отцы, купцы, скворцы );
- в суффиксах -ын- (курицын, сестрицын, синицын ).
Пишите -и- :
- в корнях слов (цитата, циркуль, циновка, медицина );
- в существительных на -ция, -ций (станция, провокация, авиация, квитанция, стронций ).
Запомните исключения из правила с помощью простого предложения: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»
Теперь рассмотрим, когда нужно писать гласные -о-, -е- после шипящих и -ц- .
Употребление -о-, -е- после -ц-
В ударной позиции:
- [о] передаем как -о- (танцор, цокать, лицо);
- [э] передаем как -е- (цена, цеце, ценный).
В безударной позиции пишется буква -е- : танцевать, цедить, ситцевый. Исключения: цокотать и производные от него.
Ряд иноязычных слов, в которых пишется -о- : герцог, палаццо, интермеццо, скерцо, цоизит.
Упражнения на -и-/-ы-
Мы рассмотрели первую часть темы «Гласные после шипящих и -ц- ». Слова, приведенные ниже, помогут закрепить пройденный материал. Найдите «непрошеного гостя» с ошибкой.
- Цекотуха, герцогиня, цеце, лицо.
- Цыган, цыкнуть, революцыя, сестрицын.
- Жизнь, цикл, шина, ципленок.
- Щюка, чушь, Жюль Верн, жульен.
- Чаще, гуще, чащя, шустрый.
Ответ: 1) цокотуха, 2) революция, 3) цыпленок, 4) щука, 5) чаща.
Гласные -о-, -е- в суффиксах и флексиях
Продолжаем исследовать правописание гласных после шипящих и -ц- . Употребление -о-, -е- зависит от части речи и морфемы.
В суффиксах и флексиях существительных и прилагательных:
- под ударением нужно употреблять -о- (девчонка, парчовый, крючок, ключом, бойцом);
- в безударной позиции мы пишем -е- (замочек, плюшевый, товарищем, пальцем).
Исключение составляют существительные с суффиксом -ёр : монтёр, стажёр.
- под ударением употребляем -о- (горячо );
- в безударном слоге ставим -е- (жгуче ).
Помните, что причастие не имеет флексии, поскольку это неизменяемая часть речи. Здесь -о- и -е- выступают суффиксами.
Гласные -о-, -е- в корне слова
Углубляемся в тему «Гласные после -ц- и шипящих». После -ч-, -щ-, -ж-, -ш- в корне под ударением пишется -ё- , если мы можем подобрать однокоренное слово с -е-.
Например: шёпот - шепчет, дешёвый - дешевле, зачёт - зачесть, шёл - шедший.
Если такое слово нельзя найти, употребляем -о- .
Например: шорох, чокаться, чопорный.
Но на практике это правило использовать сложно. Мы не всегда можем быть уверены, что проверили все родственные слова. Так что нужно просто запоминать правописание.
Гласные в глаголах и отглагольных словах
В окончаниях глаголов возможно употребление -ё- или -е- .
- В ударной позиции пишется буква -ё- (печёт, течёт, бережёт ).
- В безударной позиции следует писать -е- (машет , скачет ).
Правило распространяется на отглагольные существительные и причастия.
- Под ударением употребляем -ё- (ночёвка, тушёнка, вооружённый ).
- Без ударения - -е- (взвешенный, построенный).
По поводу е/ё мнения лингвистов расходятся. Часто букву ё заменяют в письменной речи на е. Поэтому в данном случае гласные в отглагольных словах - это скорее вопрос правильного произношения.
Обратите внимание! Речовка - неотглагольное существительное с ударной -о- . Ночёвка - отглагольное существительное с ударной -ё- .
Следует отличать слова ожёг (глагол) и ожог (существительное), поджёг (глагол) и поджог (существительное).
Упражнения
В приведенных словах правильно вставлены гласные после -ц- и шипящих. Найдите «чужака» из другого правила.
- Ожёг, тушёнка, течёт, шёпот.
- Плащовка, девчонка, горячо, сапожок.
- Возведенный, плачет, месяцем, шепчет.
- Огурцы, Синицын, молодцы, цыц.
- Шёпот - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
- Горячо - наречие с суффиксом -о-, остальные слова - существительные.
- Месяцем - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
- Цыц - исключение из правила.
Правильно употребите гласные после -ц- и шипящих.
Ож_г, трущ-_ба, реч_вка, голубц_, взбеш_нный, ш_колад, ш_оссе, теч_т, ц_када, ж_лтый, скач_т, хоч_ет, горош_ек, пальц_ем, солнц_м, огурц_м, сгущ_нка, на ц_почках, дириж_р, ноч-_вка .
Ответ: ожог, трущоба, речовка, голубцы, взбешённый, шоколад, шоссе, течет, цикада, жёлтый, скачет, хочет, горошек, пальцем, солнцем, огурцом, сгущёнка, на цыпочках, дирижёр, ночёвка.
Подберите примеры под орфограммы.
- Ударный гласный в суффиксе существительных.
- Гласный после шипящих в корне слова.
- Безударный гласный в суффиксе наречия.
- Гласный после шипящих в причастии.
- Безударный гласный после шипящих в глаголе.
- И/ы после -ц- - исключение из правила.
Шепчет, реже, больше, цыган, монтажёр, шоссе, встревоженный, шёлк, кольцом, жгуче, на цыпочках, машет, взъерошенный, жёлтый.
- монтажёр, кольцом;
- шоссе, шёлк, жёлтый;
- реже, больше, жгуче;
- встревоженный, взъерошенный;
- шепчет, машет;
- цыган, на цыпочках.
Мы изучили правописание гласных после шипящих и -ц- . В целом, правила не сложные, однако написание требует осмысленного подхода. Два похожих слова часто могут писаться по-разному только из-за ударения или разного происхождения слов.
Правописание Ы и И после Ц
Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.
1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.
2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).
Упражнение
1. – Прошу немножко повременить, – произнес чиновник, ставя одною рукою ц_ фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь)
2. Стыла кровь у всех, кто этот волчиц_ н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп)
3. – Где это ты, зверь, отрезал нос? – закричала она с гневом. – Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиц_ и. Разбойник какой! (Н. Гоголь)
4. Степан Трофимович нарочно глупейшим образом переводил иногда русские пословиц_ и коренные поговорки на французский язык, без сомнения, умея и понять и перевести лучше; но это он делывал из особого рода шику и находил его остроумным. (Ф. Достоевский)
5. Газета может потерять репутац_ ю. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то... И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. (Н. Гоголь)
6. Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнац_ ю предпочитал всему. «Это вещь, – обыкновенно говорил он, – уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». (Н. Гоголь)
7. В это время выглянул в дверь ц_ рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь)
8. Мотор поц_ кал и смолк. (В. Набоков)
9. …Это был молчаливый белолиц_ й человек, со стоявшими дыбом короткими жесткими волосами на кубическом черепe и рыбьим взглядом холодных глаз, – по специальности латинист, а впоследствии довольно видный советский чиновник. (В. Набоков)
10. Я всегда хотел найти верного друга, мы бы с ним музиц_ ровали, он бы в наследство мне оставил дом и цветник. (В. Набоков)
11. Помнишь, мы как-то завтракали в ему принадлежавшей гостинице, на роскошной, многоярусной границе Италии, где асфальт без конца умножается на глиц_ нии и воздух пахнет резиной и раем? (В. Набоков)
12. Все психические заболевания объяснимы подсознательной памятью о несчастьях предков пац_ ента, и если больной страдает, скажем, мегаломанией, то для полного его излечения стоит лишь установить, кто из его прадедов был властолюбивым неудачником. (В. Набоков)
13. Диссертац_ я эта ловко и больно уколола тогдашних славянофилов и разом доставила ему между ними многочисленных и разъяренных врагов. (Ф. Достоевский)
14. Осклабясь, он скинул свой куц_ й пиджак, снял через голову мохнатую темную фуфайку. (В. Набоков)
15. Но он тогда самбиц_ озничал и с особенною поспешностью распорядился уверить себя раз навсегда, что карьера его разбита на всю его жизнь «вихрем обстоятельств». (Ф. Достоевский.)
16. Мысль ц_ ническая; но ведь возвышенность организации даже иногда способствует наклонности к ц_ ническим мыслям, уже по одной только многосторонности развития. (Ф. Достоевский)
17. Это была одна галлюц_ нац_ я пред болезнью, тем более, что в ту же ночь он и вправду заболел на целых две недели. (Ф. Достоевский)
19. За границей Шатов радикально изменил некоторые из прежних соц_ алистических своих убеждений и перескочил в противоположную крайность. (Ф. Достоевский)
20. Нац_ ональность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и в добавок еще московской. (Ф. Достоевский)
21. В ожидании же устроили почтенному и обиженному Петру Павловичу целую овац_ ю: обнимали и целовали его; весь город перебывал у него с визитом. (Ф. Достоевский)
22. Ощупью направился он влево, к кухонной двери, отыскал ее, прошел сенц_ и спустился по лестнице. (Ф. Достоевский)
23. По-прежнему приятели, по-прежнему попойки, клуб и карты, и репутац_ я атеиста. Мне эта репутация не нравится, Степан Трофимович. (Ф. Достоевский)
24. Даже гулять выходил, для необходимого моц_ ону, только в полные сумерки, когда уже совершенно темнело. (Ф. Достоевский)
25. Все наши еще с самого начала были офиц_ ально предуведомлены о том, что Степан Трофимович некоторое время принимать не будет и просит оставить его в совершенном покое. (Ф. Достоевский)
26. - Алексей Нилыч сами только что из-за границ_ , после четырехлетнего отсутствия, – подхватил Липутин, – ездили для усовершенствования себя в своей спец_ альности. (Ф. Достоевский)
27. Они только наблюдения собирают, а до сущности вопроса или, так сказать, до нравственной его стороны совсем не прикасаются, и даже самую нравственность совсем отвергают, а держатся новейшего принц_ па всеобщего разрушения для добрых окончательных целей. (Ф. Достоевский)
28. Издается в России множество столичных и провинц_ альных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. (Ф. Достоевский)
29. Кстати: здесь скопц_ есть в уезде, любопытный народ... (Ф. Достоевский)
30. Дочь у ней куда-то в Турц_ ю муж завез, и двенадцать лет ни слуху ни духу. (Ф. Достоевский)
31. Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц_ почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский)
32. При входе на нашу огромную рыночную площадь находится ветхая церковь Рождества Богородиц_ , составляющая замечательную древность в нашем древнем городе. (Ф. Достоевский)
33. Проснувшись на завтра, свежий как яблоко, тотчас же отправился в ц_ ганский табор, помещавшийся за рекой в слободке, о котором услыхал вчера в клубе, и в гостиницу не являлся два дня. (Ф. Достоевский)
34. – Как так, вы разве пошли бы в пятерку, если б я вам предложил? – брякнул вдруг Верховенский и положил ножниц_ на стол. (Ф. Достоевский)
35. Он решился отнестись прямо в газетную экспедиц_ ю и заблаговременно сделать публикац_ ю с обстоятельным описанием всех качеств, дабы всякий, встретивший его, мог в ту же минуту его представить к нему или, по крайней мере, дать знать о месте пребывания. (Н. Гоголь)
36. Не стану описывать в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает? В ближайших проулках от пылавшей улиц_ суета и теснота стояли непомерные. (Ф. Достоевский)
37. Оказалось, что одна помещица, Надежда Егоровна Светлиц_ на, велела ей еще вчера поджидать себя в Хатове и обещалась довезти до Спасова, да вот и не приехала. (Ф. Достоевский)
38. Варвара Петровна схватила ее за руку, как коршун ц_ пленка, и стремительно потащила к Степану Трофимовичу. (Ф. Достоевский)
39. Главное томило всех то, что из всей представлявшейся путаниц_ ничего нельзя было извлечь общего и связующего. (Ф. Достоевский)
40. Вода лизала низкий берег, покрытый тростниками, нарц_ ссами и напряженной плотью нераспустившихся ирисов. (Дж. Апдайк)
41. Самое благородное и безупречное негодование загорелось в душе ее, когда, надевая шаль, она поймала на себе смущенный и недоверчивый взгляд своей воспитанниц_ . (Ф. Достоевский)
42. Был, например, один момент в «Раковом корпусе» у Солжениц_ на, когда русская проза, а с нею и сам писатель, подошли на расстояние двух или трех абзацев к решающему прорыву. (И. Бродский)
43. Потому что – потерпите, дети, страдать осталось всего семь минут – хотя потенц_ ально каждая клетка в отдельности бессмертна, но, добровольно приняв на себя дифференцированную функцию внутри организованного содружества клеток, она попадает в неблагоприятную среду.(Дж. Апдайк)
44. Туша бронтозавра весила тридцать тонн, а мозг – всего две унц_ и. (Дж. Апдайк)
45. Но подобно тому, как на листе бумаги, заштрихованном черным карандашом, проступают стершиеся, давным-давно закрашенные на крышке парты иниц_ алы и надписи, эта картинка снова оживила во мне тоску и страх за отца. (Дж. Апдайк)
46. Мальчик хотел стать доктором медиц_ ны, но не доучился и вот стал живодером. (Дж. Апдайк)
47. Утки и лягушки наперебой хрипло и ликующе кричали на заболоченном озере, проглядывавшем сквозь заросли вишен, лип, акац_ й и диких яблонь. (Дж. Апдайк)
48. Я всегда пил здесь лимонад, как бы прощаясь с ц_ вилизац_ ей перед тем, как нырнуть в ту темную глушь, которая по какой-то нелепой ошибке стала нашим домом. (Дж. Апдайк)
Тема урока. Буквы И– Ы после Ц.
Цель урока.:
Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным,
С правописанием Ы –И после Ц;
Развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать,
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и наших гостей в этот осенний солнечный день. Я надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание. Вы у меня все умнички, и мы продолжаем с вами наше путешествие через тернии русского языка к звездам. В конце урока те,кто будет особенно старательным и активным получат по звездочке. Так давайте отправляться в путь.
Итак, начнем урок с фонетической зарядки.
Работа над темой урока.
Фонетическая зарядка . (Слайд 1)
Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]
Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.
Проблемная ситуация. Слайд 2
Давайте потренируем наше произношение и произнесем скороговорку.
Бегают две курицЫ прямо по улице,где цветет акацИя.
ЦЫпленок цапли цепко цепляется за цепь.
Посмотрите, какие буквы пишутся в наших словах. Спишите.
– Почему же так? Наша задача –разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда-И.
Помогите мне сформулировать тему нашего урока? Слайд 3
Слайд 4. Правописание ы-и после ц
3.Работа с учебником .
Чтобы узнать, когда после Ц пишется Ы, а когда – И, отправимся на урок. Заглянем в учебник
Проверим, как вы усвоили материал учебника (Сценка)
Учитель. - По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И… Кроме тех случаев, когда пишется Ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.
Ученик. - И огурцы!
Учитель. - Верно, везде Ы, потому что это окончания слов. Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН. Например: сестрицын, курицын.
Ученик. - Значит, и цыпленок через Ы?
Учитель. -Почему?
Ученик. -Потому что цыпленок – курицын сын.
Учитель. - Цыпленок действительно пишется через Ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из пяти слов, которые надо запомнить. Посмотрите на слова – исключения.
(Слайд 5)
Я. Во всех этих словах пишется: Ы после Ц. Запомнили?
А чтобы вы не забыли, прослушайте песенку из радионяни, в которую входят все эти слова. песня из радионяни
( На слайде 6 появляются слова)
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал-
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.
Или запомнить фразу, которую вы видите на слайде
Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!
– Ну что, цыплята, вам всё понятно?(Да)
Итак, диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать цы или ци. Готовы?
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
А теперь проверим, правильно ли вы записали слова из диктанта, при этом немного отдохнем. Встаньте.
Звучит музыка.
Я читаю еще раз стихотворение, а вы, если слышите слово с Ы после Ц – делаете хлопок над головой, если слышите слово с И после Ц – приседаете.
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
Закрепление.
Осложнённое списывание .
Слайд 7
Отгадайте загадки Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, обозначьте морфему, в которой пропущена орфограмма. Один у доски .
Сели птиц.. на страниц..
знают быль и небылиц... (буквы)
Поселились мудрец…
в застеклённые дворц... (глаза)
Какой вывод мы можем сделать?
(В окончаниях существительных множественного числа после Ц пишется буква Ы).
Загадки у нас относятся к устному народному творчеству. А не могли бы вы вспомнить, вид еще относится к устному народному творчеству, в названии которого есть буква Ц?(Пословицы).
Молодец среди овец. а против молодца и сам. как овца.
Конец – делу венец.
Цыплят по осени считают.
2. Творческий диктант.
Узнайте слово по лексическому значению.
Ребята, прочитай те значение слова и запиши слово с И-Ы после Ц. Ребята, вы записываете только одно слово.
Точная выдержка из произведения (цитата) .
Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).
Переносная станция (рация).
3.Игра «Передай мелок другому»
(Слайд 9) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.
Н-р, цыган
Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, ц…почки, операц…я, лисиц…н хвост, ц…пленок.
1Контроль по теме. (Для слабоуспевающих – самоконтроль.Работа с тестом на ноутбуках)
Давайте послушаем с вами текст, в котором описываются впечатления вашего ровесника Вовы Синицына о посещение цирка.
В ц…рк.
Сегодня мы идем в ц…рк. Мы - это папа, мама, моя сестренка и я, Вова Синиц…н. Папа сказал, что сегодня будут выступать борц…, гимнасты, акробаты, наездниц…, мотоц…клисты, веселый зверинец.
Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелка остановилась на ц…фре "три". Отец скомандовал нам, что пора собираться, но мы давно уже были готовы.
По дороге в ц…рк, на углу одной улиц…, папа купил букет душистой белой акац…и для артистов, а нам вкусные леденц…. Сестрёнка приподнялась на ц…почки и понюхала цветы. Ах, как они пахнут! А нес их я.
Вот и цирк. Круглолиц…й контролер с улыбкой пригласил нас в зал.
Подпишите листочки и заполните пробелы на месте пропусков. На выполнение задания вам 5 минут.
Рефлексия Слайд 11
С какой орфограммой познакомились на уроке?
Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?
Оценки за урок.
За высокий темп работы –
За глубину знаний –
За аккуратность и чистоту исполнения –
За умение сосредоточиться –
За активность –
(Слайд 12) Домашнее задание: параграф 43, составить алгоритм,
упр. 431
(Слайд 13) Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦЫ и ЦИ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!