Тайны заклинателей змей. Секрет заклинателя змей. Почему музыка так чарует кобр? Как называется заклинатель змей

Каждый год в деревушке Хадаитала, что находится в 100 км от Калькутты, проходит конференция представителей одной из самых удивительных на Земле профессий – заклинателей змей. Тысячи укротителей гадов собираются вместе, чтобы почтить Манасу – богиню-покровительницу змей в индуистской религии. На глазах у публики заклинатели демонстрируют различные трюки: обвивают тело ядовитыми пресмыкающимися, выдавливают в рот капли яда из змеиной пасти и глотают их, а также выманивают с помощью флейты из плетеной корзины кобр и заставляют их плавно качаться якобы в такт мелодии. Почему-то именно последний фокус неизменно приводит в восхищение зрителей.

Едва факир начинает играть на флейте, вернее, исторгать из нее тонкий пронзительный звук, качая при этом головой сверху вниз, как вылетевшая из корзины разъяренная рептилия тут же успокаивается и, не отрывая взгляда от инструмента, начинает покачиваться в такт мелодии. (Хотя змеи практически ничего не слышат, они реагируют на высокую по тональности музыку флейты. Согласно одной из теорий, определенная вибрация воздуха ударяет по чешуйкам кожи или кончикам ребер змеи – примерно так же, как ступни о землю при ходьбе.) Разумеется, подобный трюк производит большое впечатление на непосвященных. Однако разгадка его довольно проста. Все дело в том, что флейта для заклинателя является не музыкальным инструментом, а дубинкой, с помощью которой он дрессирует своего ядовитого "артиста". Вот как описывает процедуру дрессировки один из очевидцев: "Кобра, уже порядочно ошалевшая от непривычного еще сидения взаперти, распускает капюшон и кидается на дрессировщика с вполне очевидными намерениями. Тот встречает ее во всеоружии – а оружием, как нетрудно догадаться, является флейта. Раз за разом кобра выказывает свой злобный нрав, но "музыкальные удары" в конце концов вынуждают ее обратиться в бегство. Ей не дозволяется и этого – укротитель лупит ее флейтой до тех пор, пока бедолага совершенно не выбивается из сил, и плетеная корзинка, в которой ей предстоит жить, не кажется ей заманчивым и желанным убежищем. После первого урока за жестокое обучение змеи принимается факир-стажер, и все повторяется..." Во время представления не кобра изгибается в такт музыке, а факир движется в такт движениям змеи; когда она поднимает голову, факир поднимает флейту. Змея помнит жестокие удары, полученные во время "учебы", и поэтому вяло раскачивается, пытаясь сообразить, не удастся ли ей сбежать. Когда она устает, заклинатель прерывает мелодию, и создается впечатление, будто он успел сделать это первым. Вот и весь фокус. Кроме того, некоторые заклинатели, опасаясь все-таки быть покусанными, идут на крайние меры: отучают змей кусаться или вовсе зашивают им пасть.

Правда вышеописанные трюки используют только простые уличные заклинатели, выступающие перед легковерными туристами за небольшую плату. Как писала Е.П. Блаватская, "настоящие заклинатели змей слишком хорошо установили свою репутацию на Востоке, чтобы прибегать к таким приемам. По этому поводу существуют свидетельские показания слишком заслуживающих доверия путешественников, в том числе и ученых, чтобы не обвинять их в шарлатанстве".

Несмотря на то, что заклинателями змей славится в первую очередь Индия (сегодня там насчитывается около 7 тысяч представителей этой профессии), однако зародилось это искусство, по мнению исследователей, все-таки в Египте. Одним из самых искусных заклинателей змей считается Шейх Мусса из Луксора. Мастерство его было непревзойденным. Перед началом представления он позволял раздеть и обыскать себя; змеи, которых он заклинал, были недрессированными. Произнося заклинания и напевая, Мусса выманивал их из нор и подзывал к себе. Если кобра пыталась напасть, Мусса аккуратно отбрасывал ее палкой и, не прекращая пения, медленно приближался к змее, клал руку на землю, и кобра опускала голову Муссе на ладонь. Также заклинатель демонстрировал еще один невероятный трюк: клал только что пойманных кобр в круг, начерченный палкой на песке, в котором они оставались до тех пор, пока Мусса не разрешал покинуть его.

Впрочем, даже прекрасное знание змеиных повадок не всегда уберегает заклинателей от несчастных случаев. Доктор Хамилтон Фэарли проследил жизненный путь 25 заклинателей змей за 15-летний период. Оказалось, что за это время 19 из них погибло от змеиного яда. Так что профессия эта не только таинственная, но и очень опасная.

Каждый человек, мечтающий приручить змею, часто задает себе один и тот же вопрос: возможно ли мне приручить змею?

Итак, что люди понимают под словом «приручить»? Прежде всего это привязанность, умение среди тысячи других людей безошибочно выделять своего хозяина, умение тосковать или скучать, когда хозяина нет рядом, радость и восторг при виде хозяина и так далее.

Если брать во внимание все эти определения приручения, то ответ на первый поставленный вопрос всего один: «Нет, змею невозможно приручить».

Тогда напрашивается следующий вопрос: каким же образом укротители змей и факиры в цирке справляются с ядовитыми змеями, почему они их слушают?

Заставить змею слушаться (не в буквальном значении, конечно) может каждый человек, который будет знать, как с ней правильно обращаться, поэтому если вы хотите завести дома свою змею и стать известным дрессировщиком, прежде всего нужно прояснить некоторые моменты в этом опасном хобби.

Во-первых, нужно помнить, что не всякую змею можно бесстрашно взять в руки. Чтобы продемонстрировать публике, что они не боятся змей и могут спокойно брать их в руки, укротители обычно проводят нехитрые операции по удалению ядовитых зубов, а иногда вместе с ядовитыми зубами удаляют и ядовитые железы. Проделав такое, по мнению защитников природы, изуверство со змеей, «укротитель» получает возможность демонстрировать всем, что он приручил змею.

Бывают случаи, когда ядовитые железы удаляются непрофессионально, и в случае, когда змея все-таки решит укусить мучителя, придется очень быстро отдернуть руку, ведь достаточно будет самой маленькой капли яда, чтобы отравить человека.

Тогда человеком была придумана еще одна страшная вещь – при помощи самой обыкновенной иголки сшиваются челюсти змеи. Снаружи ничего не видно, змея имеет возможность шипеть и высовывать язык, но укусить она не имеет возможности. Такие змеи умирают очень мучительно от голодной смерти.

Но есть еще один вариант, к которому прибегают укротители, которые играют змеям на специальной дудке, а змея покачивается в такт движениям.

Дрессировка происходит таким образом: змею бьют этой дудкой и заставляют каждый раз стоять в стойке до того времени, когда она перестает бросаться на дудку и просто стоит стойке и следит за движениями дудки. Тогда змея готова к выступлениям.

Однако следует сказать, что специалисты в серпентариях давно заметили, что из одного вида змей могут найтись такие, которые просто не хотят кусаться. Для того чтобы взять у них яд, им нужно насильно открывать рот. Как говорят работники серпентариев, таких змей бесстрашно можно брать в руки, они не хотят кусаться и не укусят.

Но и это еще не все, что нужно знать в таком случае. Когда змея ползет по руке укротителя, вот она не хочет кусать и просто ползет, однако в любой момент что-то может ее испугать, какая-то перемена в обстановке, и ситуация может измениться. Во избежание этого стоит помнить два приема: не давать свободно ползать и постоянно отвлекать от этого, а также важно постоянно снимать изгибы тела змеи, не давая ей закрепиться на руке.

Бывают такие змеи, которые любят кусать неодушевленные предметы, поэтому и об этой их особенности нужно постоянно помнить и всегда быть начеку.

Так все же, интересно, бывают ручные змеи или это все иллюзия, подстроенная искусными факирами?

Бывают, в том случае, если змея привыкает, что человек не сделает ей зла и у нее просто пропадает желание укусить. Особенно если такое привыкание идет с самого детства змеи, так сказать, с самых первых дней. Однако и тут не все так легко, как кажется на первый взгляд. Иногда бывает, что чем меньше змея, тем яростнее она кусается, так как должна себя защитить, а большая змея и так имеет возможность напугать всех одним свои видом и поэтому не испытывает нужды кусаться.

А уже очень редко, не все же попадаются рассказы очевидцев о том, что змея под влиянием каких-либо обстоятельств (например, ранения) не проявляла никаких признаков агрессии и становилась действительно, если это можно так назвать, почти что ручной. Ее можно было брать в руки, она принимала из рук пищу, но это все основывалось на условных рефлексах, так как учеными давно доказано, что змее не присуща мыслительная действительность и она не может осознавать, что делает. Но раз такие прецеденты случались, значит и есть надежда, что это может случиться снова.

Ссылаясь на вышеописанное, всем желающим приобрести и приручить змею с уверенностью можно сообщить, что нет ни одного человека, который занимался со змеями и остался не покусанным. От ошибок и промахов не застрахован никто. Но если вы готовы рискнуть, самое первое, что нужно сделать – это изучить повадки и особенности змей, и тогда кто знает, может даже невозможное станет возможным.

Известно, что у змей очень слабый слух. Но они реагируют на высокую по тональности музыку флейты. Определенные вибрации воздуха ударяют по чешуе кожи или кончикам ребер змеи.

Заклинатель змей — необычная и опасная профессия. Искусство заклинания змей зародилось еще в Египте, поэтому именно там можно встретить самых опытных охотников и заклинателей в мире. Искусство заклинания змей появилось как результат поклонения ползучим гадам. Самые искусные заклинатели змей в Египте — глубоко религиозные люди. Кобры, как и тиары, служили в Древнем же Египте символом королевского достоинства. Змеей Клеопатры была именно кобра. А волшебники фараонов могли обращать змей в жезл. Это удавалось сделать, сжав голову змеи настолько, что оказывался пораженным ее мозг, и змея входила в ступор.

Самым непревзойденным заклинателем змей был Шейх Мусса из Луксора. Мастерство Шейха Муссы было уникальным. На своих шоу он произносил заклинания и пел, тем самым выманивая змей из нор. Не прекращая этих действий, он медленно приближался к змее, клал руку на землю, а кобра опускала голову и клала ее на ладонь заклинателя. А еще Мусса показывал трюк, кладя дикую, только что пойманную кобру в круг, который он очерчивал палкой на песке. Кобра оставалась в кругу до тех пор, пока Мусса не разрешал ей покинуть его. Поймав 4-5 кобр, Мусса их в круг и начинал заклинать всех вместе. Зрелище для окружающих было незабываемым. Как же ему это удавалось?

Известно, что у змей очень слабый слух. Но они реагируют на высокую по тональности музыку флейты. Определенные вибрации воздуха ударяют по чешуе кожи или кончикам ребер змеи. Поэтому игра на флейте скорее возбуждает кобру, нежели чарует ее. Ведь открытый капюшон змеи как раз об этом свидетельствует. Если внимательно присмотреться к движениям заклинателя змей, то их секрет может стать понятным.

Весь фокус заключен вовсе не во флейте. Змеи выползают из корзины после легкого незаметного удара по ней заклинателем. Качаясь в такт музыке, кобра следит за движениями человеческой руки, а вовсе не танцует. Продуманные движения руки заклинателя контролируют поведение змеи. Он приближается к ней медленно, стараясь не встревожить рептилию. Заклинатель змей всегда смотрит в глаза животного, что бы уловить момент, когда гад захочет вцепиться ему в руку. Если змея начинает беспокоиться, заклинатель кладет ее обратно в корзину и выбирает другую кобру.

Иногда заклинатели змей для развлечения публики показывают на своей руке два укуса змеи, якобы укусившей его во время шоу. Он прикладывает к ним «змеиный камень» — средство от их яда. Но эти две дырочки уже были там до начала представления. А излечение камнем лишь сказка. Это не все хитрости и уловки, которые вы можете не заметить во время шоу.

Некоторые хитрецы умудряются перекрашивать вполне безобидных змей в естественные расцветки самых опасных из их рода, вроде гадюк. Издалека такая подделка почти не различима, тем более глазу не специалиста. Ни один заклинатель змей не дрессирует своих питомцев с самого рождения. Для представлений вылавливают уже зрелых особей, так как молодняк более агрессивен, а взрослые змеи кусают реже. Дрессировать змей бесполезно.

Бывает так, что заклинатель змей удаляет несчастному гаду ядовитые зубы или зашивает ему рот обычной ниткой и иголкой. Если операция проведена умело, то нитка остается прикрытой губными щитками. Змея в таком случае становится безобидной и беспомощной. Она может шипеть, высовывать язык, бросаться на людей, но укусить в таком состоянии, увы, не сможет. Живут змеи после таких манипуляций недолго. Кстати, не все змеи участвуют в представлениях. Заклинатель змей выбирает только тех особей, которые способны долго держать стойку и редко проявляют желание броситься и укусить.

Змеи – удивительные существа, которые не оставляют никого из людей равнодушными. Змеи издревле ассоциировались с физическим и духовным исцелением. В греческой античной мифологии бог врачевания Асклепий изображался в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея. Изображение змеи стало символом медицины во всем мире.

Сбрасывающие кожу змеи ассоциируются с обновлением и воскрешением. В Библии (псалом 57) говорится о том, что гадюки не слышат. Отталкиваясь от принципа, согласно которому подобное лечат подобным, яд гадюки использовался для исцеления от глухоты и различных заболеваний уха. Известно, что в случае опасности гадюка-самка заглатывает своих детенышей, а когда угроза минует, она выталкивает их из себя.

В Талмуде змеи ассоциируются с благосостоянием и богатством. Если во сне убьешь змею, это служит предупреждением о возможной потере всего состояния.

Змея соблазнила Еву съесть яблоко, сорванное с Древа познания добра и зла, что привело к изгнанию Адама и Евы из рая. Они потеряли свою невинность и впервые ощутили стыд и вину. Змея указывает на то, что непослушание ведет к серьезным последствиям.

Порой нам встречаются изображения орла, держащего в когтях змею, что отражает господство духовного над природной злой силой змеи и архетипным представлением о конфликте между добром и злом.

Змеи ассоциируются также с сексуальной энергией.

Ядовитые змеи с древнейших времен были предметом особого поклонения. Офиолатрия – так называется обожествление змей. Змеепоклонничество сохранилось: в наши дни можно видеть живописный полный риска леденящий душу танец, который исполняют жрецы знаменитых культов змей Мьянмы (Бирма). Объектом поклонения является королевская кобра - крупнейшая в мире ядовитая змея: ее длина достигает пяти метров. Кобра считается одной из самых агрессивных змей. Намереваясь атаковать, она встает на хвост, и передняя ее часть тела, поднятая почти вертикально, составляет в длину не менее метра. Встречаясь с этой величественной представительницей фауны, человек старается увеличить расстояние, отделяющее его от кобры. У жрицы змей из Мьянмы совершенно другая задача - станцевать со своим ядовитым божеством.

Лишь только определено место нахождения королевской кобры, жрица начинает свое представление прямо перед коброй, на расстоянии одного-двух метров. Подолом своего длинного платья она манипулирует наподобие матадора и очень умело уклоняется от смертоносных бросков. Вскоре одеяние жрицы становится сырым, по нему стекают золотистые капельки яда. Самая главная опасность еще впереди. В конце своего представления жрица внезапно наклоняется вперед и целует кобру. Иногда в голову, иногда прямо в губы. Девушка повторяет это дважды. Затем медленно пятится, присоединяясь к остальным змеепоклонникам и давая возможность змее ретироваться. Змея это совершает, причем весьма поспешно. Танец завершен, божество удалилось.

Как же учатся танцам с коброй? Девочки с раннего возраста проходят подготовку на неядовитых видах змей или «холодных» (лишенных ядовитого зуба) кобрах. Их задача - досконально изучить поведение и движение змеи, чтобы суметь заранее, за долю секунды предвосхитить их нападение. Танец жрицы имеет особое музыкальное сопровождение. Оно отвлекает внимание или даже гипнотизирует змею, снижает скорость, точность ударов.

У жрецов змеепоклонников переняли опыт заклинатели змей.

Английский писатель Лоуренс Грин в своей книге «Последние тайны Африки» пишет:

«Заклинание змей - удивительная и опасная профессия. Почти все заклинатели, которых я знал, умирали от укусов своих змей. Эти бесстрашные люди никак не могли овладеть одним секретом - как остаться в живых.

Мне кажется, что искусство заклинания змей возникло в Египте, который был колыбелью многих искусств. Змеи - бич египетской деревни. Может быть, именно поэтому там появились самые искусные охотники за змеями и заклинатели. На берегах Нила я видел представления куда более сложные, чем в Индии.

Подготовила А.Митрофанова. http://ezo.sestrenka.ru

В мире много смертельно опасных профессий. Заклинатель змей - одна из них. В Индии тайны мастерства передаются исключительно от отца сыну - и так из поколения в поколение. Никто и никогда не раскроет чужаку нюансов профессии, секретов, которыми владели предки, - это считается неуважением к умершим.

Деревни заклинателей

В Индии полным-полно деревень, в которых живут потомственные укротители змей. Одна из них - деревня Чинчоли в штате Карнатака.
В ней проживает всего 400 жителей, но все они, без исключения, прекрасно находят общий язык с ядовитыми рептилиями. Без этого умения в деревне просто не выжить, ведь змеи там повсюду.

По словам путешественников, даже женщины и дети не боятся ползучих гадов. Вот что пишет француз Сэмю-эль Рош, которому довелось 2 недели провести в этой деревушке: «Как-то утром я курил во дворе дома, в котором остановился на постой, и увидел, что в 2 метрах от меня ползёт гигантская змея.

Ядовитая? - спросил я у хозяйки дома, в ужасе пятясь назад.
- Да. Но вы её не бойтесь, просто не трогайте.

При этом женщина продолжала спокойно развешивать бельё, а её трёхлетний сынишка играл в метре от смертельной опасности».

Ловцы змей

В Чинчоли почти в каждом доме живёт пять-шесть змей. Это актёры, которых выращивают и разводят для бизнеса. Правда, с тех пор как вышел закон о защите дикой природы, запрещающий держать в неволе змей с целью получения прибыли, желающих заниматься их дрессировкой стало намного меньше. А чтобы хоть как-то прокормить свои многочисленные семьи, некоторые жители Чинчоли перепрофилировались и превратились из заклинателей в ловцов змей. Свой товар они просто-напросто продают на змеиных рынках, где за ползучих гадов можно выручить хоть какие-то деньги.

Самые смышлёные жители Чинчоли пошли дальше и, объединив усилия с родственниками, создали скромные компании по отлову рептилий в городах. Такой бизнес в Индии - беспроигрышный вариант, ведь каждый год от укуса змеи здесь страдают 300 тысяч человек, из них 75 тысяч погибают.

Но те, кто в совершенстве овладел искусством дрессировки змей, зарабатывают гораздо больше и пользуются огромным почётом среди местных жителей. Ведь индийцы отлично знают, что даже для самых опытных мастеров своего дела этот бизнес остаётся невероятно сложным и смертельно опасным.

Многие ошибочно полагают, что заклинатели змей выращивают своих артистов с младенческого возраста. На самом деле это не так. К дрессировщику кобры и гадюки попадают уже взрослыми. И этому есть объяснение. Молодые змеи очень агрессивны и глупы, а потому от них стоит держаться подальше. Взрослые - умны, осмотрительны и спокойны, а потому кусают куда реже. Воспитывать их с младых ногтей, чтобы приучить к себе, - пустая трата времени.

Змея - это не кошка и не собака, одно неверное движение - и это неблагодарное существо набросится на вас, несмотря на то что вы холили и лелеяли его долгие годы. Именно поэтому заклинатели в своей работе пользуются исключительно методом кнута, а не пряника.

Змей факиры покупают на специальных змеиных рынках. Кобра стоит 20 рупий, питон - 5 рупий за ярд, гадюки - 6 рупий за дюжину. А рупия стоит чуть меньше российского рубля.

Жестокий бизнес

Что касается самого представления, то эффектнее всего смотрятся, конечно же, кобры с раскрытым капюшоном. Иногда змея делает резкие броски в сторону укротителя, но он ловко усмиряет её. Создаётся впечатление, что кобра поддаётся дрессировке, что она послушна ему, но так ли это на самом деле? Конечно же, нет. По словам специалистов, змей нельзя приручить, можно только сменить место их проживания, к примеру, принести из леса домой или в серпентарий. И организовать питомцу комфортные условия проживания.

Опытные укротители знают повадки животного и используют их привычное поведение в своих спектаклях. Во время представления создаётся впечатление, что кобра, качаясь из стороны в сторону, внимательно следит за укротителем. На самом деле змея почти не видит происходящего (большую часть информации она получает через орган осязания и орган, способный улавливать разницу температуры). Высовывая язык и вибрируя им, она не столько пугает возможную жертву, сколько изучает её.

Перед началом представления артистка тихо спит в корзине. Заставить её вылезти может лишь какое-то беспокойство, например лёгкий удар по крышке корзины. Змея поднимает голову, начинает вибрировать из стороны в сторону. Зрители думают, что она внимательно слушает музыку флейты, на самом же деле она просто пытается защититься - открывает рот, шипит, шевелит языком, раскрывает капюшон, движется из стороны в сторону за флейтой. В это время сам укротитель тоже наклоняется в разные стороны в такт исполняемой им мелодии и незаметно постукивает ступнями по земле. Змея ещё больше теряется, полагая, что рядом есть кто-то ещё, и ведёт себя смирно.

Впрочем, это лишь кажущееся смирение. И дрессировщику нужно быть предельно осторожным и внимательным. Иногда недобросовестные заклинатели идут по пути наименьшего сопротивления и удаляют у змеи орган, содержащий яд. Животное становится вялым и абсолютно безопасным, но живёт недолго. После смерти актёра нерадивые факиры покупают новый, товар, и так продолжается до бесконечности. Это жестокий бизнес. Именно поэтому сейчас змеиные представления в Индии официально запрещены.

Поза имеет значение

Во время опасности все змеи пытаются защититься и примять устрашающую позу. Кобра раздвигает шейные рёбра, и мы видим необычный широким капюшон. Гремучая змея вибрирует чешуйками на конце хвоста, и мы слышим специфическое постукивание погремушки. Гадюка приподнимает голову, шипит и угрожающе качает головой из стороны в сторону. Однако нужно помнить, что змея никогда не нападает на человека первой. Она скрытна, боязлива и всегда пытается избежать столкновений с крупными животными, а тем более с человеком. Она вовсе не стремится потратить севе единственное средство защиты и охоты - яд. Ведь, чтобы его вновь синтезировать, ей потребуется немало времени и энергии.

Секрет волшебной дудочки

Змея не в состоянии узнать своего хозяина. Для неё что он, что зрители - едино, это недруги, нарушители её покоя.
Но вот что змея узнает сразу, так это дудку. При виде неё она сразу затихает. И дело не в какой-то особой мелодии - змеи глухи и не слышат музыку, это 50 лет назад установили французские герпетологи, которые включали пресмыкающимся мелодии, но те на них никак не реагировали. Секрет заключается в самой дудке, а также в плавных покачиваниях заклинателя из стороны в сторону.

Во время многочисленных тренировок у змей вырабатывают страх перед дудкой. Сначала её дразнят, вынуждая встать в стойку, а когда она бросается на обидчика - бьют дудкой по голове. Если змея пытается уползти, то получает удар за ударом, пока снова не встаёт в стойку. И так каждый день - дразнят и бьют. Попытки разделаться с ненавистным предметом ни к чему не приводят - музыкальному инструменту змеиные зубы нипочём. В конце концов змея перестаёт кусаться, ведь по своей природе она не склонна тратить яд напрасно.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: