Японский “Чи-Ха” – защитник суши. Чи-Ха — главный японский танк Второй мировой Описание конструкции танка «Чи-ха»

16-05-2017, 15:24

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! У нас в гостях сегодня необычная для своего класса техники машина, китайский легкий танк третьего уровня, перед вами Type 2597 Chi-Ha гайд .

Как вы понимаете, данный аппарат стоит у истоков китайского дерева развития легких танков, но забегая вперед скажу, что с классическим пониманием о «светляках» у него мало общего. Тем не менее является довольно усильной машиной с рядом своих преимуществ и недостатков, о которых важно знать, если вы хотите достойно показывать себя в сражении.

ТТХ Type 2597 Chi-Ha

Начинать знакомство с данным агрегатом мы будем с того, что он является обладателем довольно стандартного для своего уровня запас прочности и весьма достойного базового радиуса обзора в 330 метров, что не раз поможет вам в бою.

Как и большинство легких танков, наш Type 2597 Chi-Ha характеристики бронирования имеет откровенно слабенькие, ведь даже в лобовой проекции на большинстве участков толщина металла равна заявленным 25 миллиметрам, что легко пробивается практически каждым встреченным противником.

Единственное место, которым мы можем танковать хотя бы некоторых одноклассников является верхняя лобовая деталь. Этот участок в случае Type 2597 Chi-Ha WoT имеет неплохой наклон, броня тут плавно перетекает из 47 в 58 миллиметров приведенки, это дает шанс выдерживать попадания пулеметных пушек и периодически ловить рикошеты от других орудий одноклассников.

Боковая проекция не отличается какой-либо крепостью, так что даже под углом в борт пробивают все, чего уж говорить о случаях, когда противник смог вам объехать и стреляет в бок под прямым углом.

Не очень обнадеживают и показатели незаметности машины. Дело в том, что китаец имеет внушительные габариты как по высоте, так и по длине. По этой причине Type 2597 Chi-Ha World of Tanks не только «светится» на внушительных дистанциях, но и спрятаться за каким-либо препятствием не всегда будет удаваться.

Последнее, о чем стоит упомянуть в плане общих технических характеристик – посредственная подвижность. Type 2597 Chi-Ha танк получил в свое распоряжение Невысокую по меркам ЛТ-3 максимальную скорость, но маневренность и динамика у нас вовсе ужасные, машина очень вялая и неповоротливая.

Орудие

Если по общим характеристикам данный аппарат очень сложно назвать хоть сколько-то сильным или комфортным, то с вооружение ситуация в корне другая, пушка действительно является достоинством китайца.

Прежде всего, у Type 2597 Chi-Ha орудие обладает мощным для третьего уровня альфастрайком и при этом имеет хорошую скорострельность, благодаря которой у вас будет возможность наносить порядка 1400 урона в минуту.

Еще приятнее осознавать тот факт, что китайский легкий танк Type 2597 Chi-Ha имеет отличные показатели пробития, благодаря которым он может без труда наносить урон большинству встречающихся противников. Что же касается замечательных подкалиберов, их тоже нужно при себе иметь, но только на случай столкновений с бронированной техникой пятого уровня.

Конечно, несколько расстраивает тот факт, что за мощный урон и отличное пробитие приходится расплачиваться показателями точности. Разброс Type 2597 Chi-Ha WoT получил большой, сводится наша пушка медленно и стабилизация у нее плохая, но с этим придется смириться.

Зато у нас в рукаве имеется еще один козырь, я бы даже сказал джокер – это превосходные углы вертикальной наводки. Пушку Type 2597 Chi-Ha танк способен на целых 15 градусов вниз, так что игра от рельефа превращается в настоящую сказку.

Преимущества и недостатки

Важнейшую роль в бою отыгрывает то, насколько хорошо вы изучили танк, на котором играете. Конечно, разбор общих характеристики и параметров вооружение позволяют получить много информации, но понимание сильных и слабых сторон Type 2597 Chi-Ha World of Tanks позволит еще лучше узнать машину и преуспеть на поле боя.
Плюсы:
Хороший базовый обзор;
Высокий разовый урон;
Достойная скорострельность и ДПМ;
Отличные показатели пробития;
Превосходные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Большой силуэт и слабая маскировка;
Слабое бронирование во всех проекциях;
Посредственная подвижность (динамика, маневренность, максималка);
Плохая точность (сведение, стабилизация, разброс).

Оборудование для Type 2597 Chi-Ha

Преимущества денного агрегата неоспоримы, играя правильно, вы сможете серьезно влиять на исход боя. Но ведь нет предела совершенству, к тому же среди недостатков есть пункты, которые тоже нуждаются в корректировке дополнительными модулями, так что для максимального эффекта стоит поставить на Type 2597 Chi-Ha оборудование в таком виде:
1. – как вы знаете, данный модуль дает комплексный буст характеристик, то есть это хорошая возможность улучшить сразу несколько важных параметров.
2. – у нашей пушки есть серьезные проблемы с точностью, компенсировать их можно только путем ускорения сведения.
3. – несмотря на весьма неплохую дальность обзора, этот параметр также нуждается в улучшение.

Однако учитывая особенности нашей машины, третьему пункту есть неплохая альтернатива – . С таким изменением комплекта вы можете добиться максимального обзора и получить серьезное преимущество над противником, но придется жертвовать подвижностью.

Обучение экипажа

Правильная расстановка приоритетов в изучении умений для членов экипажа, а также последовательность их прокачки – это еще один крайне важный и ответственный момент. При выборе, старайтесь учитывать особенности танка, ошибок тут лучше не допускать, ведь на их исправление уйдет немало времени, а в целом для Type 2597 Chi-Ha перки лучше качать по следующему принципу:
Командир – , , , .
Наводчик (заряжающий) – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .

Снаряжение для Type 2597 Chi-Ha

В приобретении расходников дела обстоят гораздо проще, но это не значит, что данным аспектом стоит пренебрегать. Разумеется, если у вас нет лишнего серебра или вы копите на какой-то танк, лучше покупать , , . Но в тех случаях, когда в экономии нет нужды и вы можете позволить себе установить на Type 2597 Chi-Ha снаряжение премиумное, лучше берите , , . Кроме того, горит наш китаец редко, а буст характеристик еще никому не мешал, так что огнетушитель можно заменить на .

Тактика игры на Type 2597 Chi-Ha

Перейдем к тактической стороне гайда и при игре на данном аппарате первое, о чем вы должны помнить, легкий танк Type 2597 Chi-Ha имеет большие габариты, то есть является желанной мишенью для всех врагов, но при этом лишен брони, которая могла бы вас уберечь от потери драгоценных очков прочности.

Прибавим к этому тот факт, что у нас есть мощное и очень пробивное орудие, которое даже несмотря на плохую точность, способно отлично наносить урон. Отсюда следует вывод, что для ближнего боя машина не приспособлена, более того, для Type 2597 Chi-Ha тактика подразумевает ведение огня на больших дистанциях.

Таким образом, вначале боя занимаем удобную позицию на второй линии, с которой будет открываться хороший прострел, но противнику будет сложнее вас обнаружить, а из-за расстояния и попасть тоже. В подобных условиях Type 2597 Chi-Ha World of Tanks относительно безопасно и беспрепятственно сможет наносить урон, реализовывая свой мощный ДПМ, да и проблема в виде посредственной подвижности меньше будет давать о себе знать.

Важно лишь понимать, что в случае трудностей Type 2597 Chi-Ha танк должен иметь возможность ретироваться, так что думайте о путях отступления или хотя бы о том, чтобы у вас было надежное укрытие, способное защитить не только от наземного врага, но и артиллерийских выстрелов.

В остальном механика игры не так уж тяжела, старайтесь не вступать в ближний бой, не давайте себя объезжать и следите за мини-картой, дабы избежать неприятных сюрпризов. Кроме того, стоять весь бой на одном месте неэффективно, так что на Type 2597 Chi-Ha WoT старайтесь переезжать по мере надобности и выискивать огневые плацдармы, позиционируясь на которых, вы сможете приносить максимум пользы своей команде.

Type 97 Chi-Ha – японский средний танк, который очень активно использовался во время вместе с более устаревшим . По массе Чи-Ха был скорее легким – к средним он мог относится только по японской классификации.

История создания Чи-Ха

К середине 30-х годов XX века основной средний танк Японии Тип 98 окончательно устарел. Японское командование пересмотрело требования к средним танкам и отдало приказ о разработке более маневренных машин. В 1936 году сформулировали окончательные ТТХ к новому среднему танку – он должен был быть быстрее, защищеннее, меньше, и при этом сохранить прежнее вооружение. Было изготовлено два прототипа – «Чи-ха» от фирмы «Мицубиси» и «Чи-ни» от арсенала в Осаке.

В 1936-1937 опытные образцы тестировались, и сначала предпочтение отдали более легкому и дешевому «Чи-Ни». Но после первых крупных военных столкновений с Китаем стало очевидно, что лучше себя проявит маневренный и бронированный «Чи-Ха». В итоге его приняли на вооружение, обозначив именем «Тип 2597». В 1937 году танк начали серийно производить.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – средний танк, хотя по мировым меркам это был скорее легкий танк;
  • Боевая масса – 15,8 тонн;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы производства – 1938-1943;
  • Годы эксплуатации – 1938-1945;
  • Количество выпущенных – 2123 штуки.

Компоновка Чи-Ха

Размеры

  • Длина корпуса – 5500 миллиметров;
  • Ширина корпуса – 2330 миллиметров;
  • Высота – 2380 миллиметров;
  • Клиренс – 420 миллиметров.

Бронирование

  • Тип брони – поверхностно закаленная стальная катаная;
  • Лоб корпуса (середина) — 10 / 82°-20 / 65° мм/градус;
  • Борт корпуса (верх) — 20 / 25-40° мм/градус;
  • Корма корпуса (верх) — 20 / 67° мм/градус;
  • Днище – 8,5 мм;
  • Крыша корпуса – 10-12 мм;
  • Лоб башни — 25 / 10° мм/градус;
  • Борт башни — 25 / 10…12° мм/градус;
  • Корма рубки — 25 / 12° мм/градус;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Марка и калибр пушки – Тип 97, 57 миллиметров;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 18,4 калибра;
  • Боекомплект пушки – 120;
  • Углы ВН: -9…+21;
  • Прицел – телескопический;
  • Пулеметы — 2 × 7,7-мм Тип 97.

Подвижность

  • Тип двигателя — Двенадцатицилиндровый дизельный V-образный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 170 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 38 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 19 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 210 км;
  • Удельная мощность – 10,8 л.с./т;
  • Тип подвески – Хара;
  • Преодолеваемый подъем – 30-35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1 метр;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1 метр.

Модификации Chi-Ha

Так Чи-Ха был очень успешным и популярным, так что на его основе было построено несколько модификаций, которые активно использовались вместе с базовым танком.

Шинхото Чи-Ха

Когда японские войска столкнулись с советскими у реки Халхин-Гол, стало ясно, что танковые пушки должны обладать в первую очередь противотанковыми свойствами. Так что в 1939 году был разработан «ShinhoTo Chi-Ha» — модификация с новой башней и 47-миллиметровой пушкой. Она имела меньший калибр, но за счет длины снаряду придавалась высокая начальная скорость, так что новая пушка пробивала броню танков намного лучше. Шинхото выпускались вместе с обычными Чи-Ха до самого 1943 года.


Шинхото Чи-Ха

Чи-Ха с пушкой 120-мм

На базе уже «Шинхото» по заказу морской пехоты создали вариацию с морской короткоствольной пушкой калибром 120 миллиметров. Такой танк выпускался уже после 1942-го в небольших количествах.

Чи-Ки

Это был командирский танк – башня была занята радиооборудованием и в ней стояло 57-мм орудие, а на месте одного пулемета была установлена 37-мм пушка.

Машины на базе Type 97 Chi-Ha

Кроме различных модификаций на базе танка Chi-Ha также создавались другие машины.

Противотанковые:

  • Хо-Ро – самоходная гаубица. Вместо башни ставилась 150-мм гаубица. Было выпущено всего около 12 штук;
  • Хо-Ни – целая серия САУ. По конструкции напоминали Хо-Ро, но у Хо-Ни III была закрытая боевая рубка. В основном применялись для огневой поддержки. Были единственными более-менее массовыми САУ Японии во Вторую мировую (выпущено около 170 штук).

Хо-Ни I — САУ на базе Чи-Ха.

Специальные:

  • Ка-Ха – машина для уничтожения линий проводной связи за счет действия динамо-машины с генератором постоянного тока. Создатели предполагали, что он будет уничтожать средства связи через телеграфный провод. Всего построили четыре таких машины, но данные об их применении отсутствуют;
  • Ка-Со – бронемашина для артиллерийских наблюдателей. Не имела вооружения в башне;
  • Хо-К – лесоповалочная машина, применяемая в джунглях Новой Гвинеи;
  • Чи-Ю – бронированный минный трал с башней и вооружением.

Ремонтно-технические

  • Се-Ри – ремонтно-эвакуационная машина. На нее ставилась маленькая коническая башенка с пулеметом, а на кормовой части находился кран грузоподъемностью 5 тонн. Была выпущена всего пара экземпляров;
  • Т-Г – бронированный мостоукладчик, позволявший собирать мост с помощью двух ракет – мост буквально за несколько секунд вылетал из машины. При этом получившийся мост мог удерживать японские танки, но под американскими проваливался. Однако серийно Т-Г так и не производился.

Боевое применение

В боях на Халхин-Голе танки «Чи-Ха» еще не использовались, а только испытывались на фронте. После поражения было решено заменить многие «Ха-Го» на Тип 97 «Чи-ха», так что их начали производить активнее.

В 1941 году японцы вторглись в Малайю и на Филиппины. В сражениях с американскими танками в основном участвовали , но и средние «Чи-Ха» тоже использовались японскими войсками, для сопровождения пехоты и окончательного слома противника.

В боях на Батаане «Чи-Ха» использовали уже гораздо активнее, но в итоге выяснилось, что их 57-мм оружие неэффективно против американских «Стюартов». Поэтому на острова перевели два «Шинхото Чи-Ха». Впервые эта модификация была использована в высадке на Коррехидор, 5 мая 1942 года.

В Малайе «Чи-Ха» тоже использовались активно и весьма успешно, в основном из-за того, что у противника не было противотанковых средств. Особую роль танки сыграли в захвате Сингапура 15 февраля.

В 1943 году Япония на Тихом океане и в Азии была вынуждена перейти от наступления к обороне. Для этого все подразделения активно укомплектовывались танками, как «Чи-Ха», так и «Ха-Го», а также плавающими и другими модификациями.

В боях на острове Сайпан в июле 1944 года японские танковые войска вступили в схватку с американскими танками. В итоге многие японские машины были потеряны под огнем М4 и противотанковых М3. Примерно то же самое произошло на острове Гуам.

На Тихоокеанском ТВД эти два острова стали местами самого активного применения японских танков. Именно здесь стало ясно, что «Чи-Ха» уже устарели – они слишком легко пробивались американскими пушками и даже крупнокалиберными пулеметами.


Type 97 Chi-Ha с танкистом

Филиппины и японские острова

На Филиппинах японские танки тоже проявили себя не слишком хорошо – в боях с американскими танками, особенно с «Шерманами» и САУ было потеряно много «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Также неудачу японские танки потерпели при обороне Иводзима, Окинава и Формоза. Правда, одному опорному пункту с тремя «Шинхото Чи-Ха» удалось оказать упорное сопротивление – бои на острове Иводзима шли с февраля до 26 марта. Но в итоге сопротивление все равно было смято. В яростных схватках на Окинаве танки почти не участвовали. Тем более из-за поражения на Филиппинах японцы не стали рисковать и перебрасывать танки на Окинаву.


Чи-Ха, подбитый на Филиппинах

Континентальные сражения

На континенте «Чи-Ха» сражались в Бирме и Китае. В Бирме последние японские танки погибли в столкновении с «Шерманами» в марте 1945. В Китае танки действовали боле удачно, в основном из-за слабой противотанковой обороны противника. Кстати, когда Япония капитулировала, действующую в Китае третью танковую дивизию не полностью разоружили – ее стали использовать для обороны Бэйпина от Национально-освободительной армии.

Когда началась Маньчжурская наступательная операция советских войск, у Квантунской армии было несколько танковых бригад и полков, вооруженных в основном «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Всего в группировке было 1215 танков. В целом их применение было неудачным, и они потерпели поражение. То же самое ожидало японские танки на Курильских островах – останки «Шинхото Чи-Ха» все еще можно увидеть на острове Парамушир.

После того, как Япония капитулировала, «Chi-Ha» использовались на Третьей гражданской войне в Китае, причем обеими сторонами. В основном их применяли для поддержки пехоты. В самой Японии «Чи-Ха» были на вооружении до 60-х годов, но использовались скорее как учебные машины.

Память о танке

В музеях сегодня хранится три танка «Чи-Ха», а также существует 11 машин, сильно поврежденных в боях:

  • Индонезия, Маланга, Национальный музей;
  • КНР, Пекин – Народно-революционный музей;
  • Япония, храм Ясукуни;
  • Япония, Танковая школа Японской Императорской армии;
  • Россия, село Ивановское в Московской области, Военно-Технический музей. Танк находится на ходу;
  • Россия, Курильские острова, остров Шумшу. Несколько поврежденных танков;
  • На островах Гуадалканал, Сайпан и острове Герцога Йоркского находятся 9 брошенных экипажами или поврежденных в боях танков «Чи-Ха».

Останки Шинхото Чи-Ха на Курильских островах

Фотографии танка


Подбитый Чи-Ха
Type 97 Chi-Ha в музее армии США в Абердине
Шинхото Чи-Ха с экипажем

Танк в культуре

Несмотря на широкое применение, в массовой культуре танк «Чи-Ха» значимых упоминаний не имеет. Он не упоминается в фильмах или в художественной литературе, зато его можно встретить в игре World of tanks в качестве японского среднего танка третьего уровня и в качестве среднего танка первого ранга.

Официальное обозначение: Тип 1 “Чи-ха”
Альтернативное обозначение: ?
Начало проектирования: 1936 г.
Дата постройки первого прототипа: 1937 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1938-1945 гг., использовался японской армией до начала 1960-х гг.

Продолжительные боевые действия в Китае и общие мировые тенденции танкостроения, реализованные в середине 1930-х гг., весьма ясно давали понять Генеральному Штабу японской армии о несоответствии танков Тип 89\Тип 94 современным требованиям. В связи с этим, в 1936 году была выработана новая спецификация, предусматривавшая создание среднего танка с повышенными боевыми качествами.

В этот период наиболее ярко обострились отношения между двумя военно-промышленными группировками внутри японской армии. Представители первой из них, состоявшей из чиновников Генерального штаба и специалистов арсенала в Осаке, утверждали, что наземным силам требуется как можно больше недорогих и простых в эксплуатации болевых машин. Вторая группа, включавшая фронтовых офицеров и специалистов арсенала в Сагами, была убеждена, что «стада танкеток» не решат вопроса и лучше будет разработать более мощные танки, пусть даже в меньшем количестве. Таким образом, дискуссия о том, каким должен быть средний танк зашла в тупик, хотя Генеральный штаб играл тогда доминирующую роль. В результате было решено заказать для сравнительных испытаний по два прототипа двух различных танков. Арсенал в Осаке приступил к разработке танка под обозначением «Чи-ни» («четвертый средний»), отличавшегося достаточно скромной массой. Параллельно фирма Mitsubishi начала проектирование более тяжелой машины, известной впоследствии как Тип 97 «Чи-ха» («третий средний»).

Первым, в конце 1936 года, на испытания поступил «Чи-ни». Конструктивно этот танк соединил в себе как зарубежный, так и отечественный опыт танкостроения. Специалистами осакского арсенала была выбрана схема шасси, частично заимствованная у британского танка Vickers Mk.E (6-тонный), что позволило сэкономить немного массы и сделать ход более плавным. Вооружение, хотя и не вполне соответствовало требованиям (одна 37-мм пушка и один 7,7-мм пулемет), посчитали вполне достаточным. Приемлемой оказалась и защищенность танка – лобовая броня корпуса и башни имели толщину до 25 мм. По дорогам с твердым покрытием была показана максимальная скорость до 34 км\ч.

Поскольку в это время фирма Mitsubishi ещё только завершала работу над собственным проектом японское командование отдавало явное предпочтение «Чи-ни. Однако, после начала очередной войны с Китаем летом 1937 года, мнение относительно проекта осакского арсенала изменились. Выяснилось, что армии требуется несколько другой танк, оснащенный усиленным вооружением и имеющий лучшую защищенность. Доработать «Чи-ни» по изменившиеся требования не представлялось возможным – башня не была рассчитана на установку орудия большего калибра, а наращивание толщины бронирования неизбежно приводило к возрастанию массы и ухудшению ходовых качеств танка. Кроме того, экипаж «Чи-ни» состоял всего из трех человек и командир должен был совмещать обязанности наводчика и заряжающего.

Таким образом, более перспективным теперь считался проект фирмы Mitsubishi. Впрочем, не стоит думать, что «Чи-ха» являлся новаторским в конструктивном отношении. Скорее наоборот – японские инженеры активно использовали наработки по лёгкому танку «Ха-го», заимствовав от него ряд элементов как в конструкции корпуса, так и ходовой части.

По компоновке «Чи-ха» не сильно отличался от исходного лёгкого танка. Корпус имел смешанную конструкцию, но практически все бронелисты крепились на стальном каркасе при помощи болтов и заклёпок, что было явным анахронизмом, но позволяло производить замену отдельных компонентов в полевых условиях. Бронирование было дифференцированным и варьировалось в пределах от 8,5 до 27 мм – в этом отношении «Чи-ха» практически не отличался от «Чи-ни». В передней части корпуса, имевшей ступенчатую форму, устанавливались агрегаты трансмиссии (состоявшей из 4-скоростной коробки передач, многодискового главного фрикциона, планетарного механизма поворота, одноступенчатых бортовых редукторов и бортовых передач) за которыми размещались места для механика-водителя (в выступающей рубке с правой стороны) и пулеметчика. Верхний двухскатный бронелист, с двумя люками для обслуживания трансмиссии, имел наклон 80°, нижний – 62°.

Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение. Борта были вертикальными и изготовлялись из бронелистов толщиной 20-25 мм, однако подбашенная коробка получила форму усеченной пирамиды и имела толщину брони 20 мм и наклоном бортов 40°. Лобовой лист боевого отделения устанавливался под углом всего 10°. На крыше коробки устанавливалась коническая башня со сдвинутой влево кормовой нишей и приземистой командирской башенкой с грибовидным колпаком. В задней стенке башни был сделан эвакуационный люк. В передней части башни выполнили прямоугольный вырез под установку 57-мм орудия Тип 97 с длиной ствола 18,5 калибров. Сектора его наведения оказались весьма скромным – от -9° до +15° в вертикальной плоскости и по 5° в горизонтальной плоскости. Несмотря на недостаточные характеристики бронепробиваемости 57-мм орудие обладало небольшой массой и коротким откатом ствола, что в условиях ограниченного башенного пространства было критически важно. Место командира танка находилось с правой стороны от орудия, место заряжающего – слева. Толщина стенок башни составляла 25 мм при углах их установки 10°-12°. Дополнительное вооружение включало курсовой и башенный 7,7-мм пулеметы Тип 97.

На танке «Чи-ха» устанавливался V-образный дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 170 л.с. Система охлаждения – воздушная, с масляным воздухоочистителем. Запуск двигателя производился от электрического стартера. Топливные баки на 120 и 115 литров располагались вдоль бортов моторного отделения. Выхлопные трубы выводились по обоим бортам и оснащались глушителями, спереди защищенными бронированными щитками. Также в бортах были установлены жалюзи, закрываемые в боевом положении бронекрышками, которые на марше поднимались и фиксировались в горизонтальном положении.

Ходовая часть танка «Чи-ха» не отличалась особой оригинальностью. Применительно на один борт она состояла из следующих элементов:

— шесть сдвоенных обрезиненных катков; четыре средние блокировались попарно и оснащались подвеской типа Хара, а крайние катки оснащались индивидуальной пружинной подвеской;

— три поддерживающих ролика;

— направляющее колесо заднего расположения;

— ведущее колесо переднего расположения;

— мелкозвенчатая гусеница: 96 траков с одним гребнем шириной 330 мм и шагом 120 мм.

Таким образом, процесс унификации отдельных элементов, начатый с лёгкого танка «Ха-го», получил продолжение на среднем танке «Чи-ха». В целом, этот процесс имел рациональный смысл, поскольку в значительной степени облегчалось серийное производство танков различных типов.

Оба прототипа танка были построены в начале 1937 года. Первый из них оснащался стандартной ходовой частью, а второй получил ходовую часть . Количество опорных колес было увеличено до восьми, что положительно сказалось на плавности хода. При этом, крайние колеса сохранили индивидуальную подвеску, а шесть средних блокировались попарно в шахматном порядке (переднее спицованное слева, заднее с литым диском — справа). Также вместо трех поддерживающих роликов установили четыре. Определенные преимущества в подобной схеме несомненно присутствовали, но с эксплуатационной точки зрения более приемлемой всё же была подвеска типа Хара.

Сравнив технические характеристики, полученные в ходе испытаний опытных образцов «Чи-ха» и «Чи-ни» выбор был сделан в пользу первого. Безусловных преимуществ танк фирмы Mitsubishi не имел, но сказалось более мощное вооружение и лучшее распределение обязанностей между членами экипажа. К тому же, высадка и посадка танкистов могла осуществляться через башенный люк или через люк над головой пулеметчика. Вместе с тем, боевое отделение оказалось слишком тесным, из-за чего пришлось использовать надгусеничные ниши как у танка «Ха-го», а бронирование так и осталось противопульным. Кроме того, на танке отсутствовали какие-либо средства внешней связи.

Несмотря на явное несоответствие текущим мировым требованиям «Чи-ха» были приняты на вооружение японской армии. Производство было развернуто в 1938 году, когда на предприятиях фирмы Mitsubishi было собрано 110 предсерийных и серийных танков. Далее выпуск «Чи-ха» продолжался более крупными сериями:

1938 год — 110

1939 год — 202

1940 год — 315

1941 год — 507 (часть танков оснащалась 47-мм орудием)

1942 год – 28.

Таким образом, средние танки “Чи-ха” стали одними из самых массовых за всю историю японского танкостроения. Впрочем, на этом их выпуск не завершился.

Получив новые танки, Генштаб потребовал улучшить их тактико-технические характеристики. В конструкцию серийных танков «Чи-ха» вносились минимальные изменения. В частности, командирские машины начали оснащать радиостанциями с поручневой антенной, но полностью радиофицировать все танки не стали. Предстояло провести более серьёзную модернизацию, которая в значительной мере была ускорена боями на Халхин-Голе, где в очень резкой форме выявилось преимущество советских танков и бронемашин, оснащенных 45-мм пушками 20К. Трехмесячое сражение более чем убедительно показало, что японские средние танки оказаись менее эффективны, чем лёгкие советские БТ-7 и Т-26. Наиболее актуальным являлся вопрос оснащения “Чи-ха” более мощной танковой артсистемой. В качестве замены была выбрана 47-мм пушка Тип 97, обладавшая намного лучшими показателями. Так, при длине ствола 48 калибров, бронебойный снаряд массой 1,4-кг получал начальную скорость 825 м\с. На дистанции до 500 метров он пробивал вертикально установленный лист брони толщиной 50 мм, что считалось хорошим показателем. Пушка устанавливалась в маске с толщиной стенок 30 мм. В боекомплект входило 120 бронебойных и осколочно-бронебойных выстрелов. Боекомплект для пулеметов был увеличен с 3825 до 4025 патронов.

В связи с установкой нового вооружения пришлось изменить конструкцию башни. Она стало заметно выше и шире, а также получила развитую кормовую нишу. В крыше башни оставили командирскую башенку и верхний люк (с левой стороны) и установили перед ней перископический прибор наблюдения. Также имелся кормовой люк для загрузки боекомплекта и демонтажа орудия. Рядом с ним, со смещением к левому борту, устанавливался 7,7-мм пулемет. В остальном танк изменений не претерпел.
Первый прототип улучшенного танка, известный как Тип 97 Каи или «Шинхото Чи-ха» («третий средний с новой артиллерийской башней»), был предъявлен на испытания в 1940 году. Успех обновленной конструкции был очевиден и со следующего года началось переоснащение серийных танков «Чи-ха» новыми башнями с 47-мм орудиями. Полноценное производство «Шинхото Чи-ха» удалось развернуть только в 1942 году, когда было собрано 503 машины. В 1943 году заводы фирмы Mitsubishi выпустили ещё 427 танков, после чего сборка «Шинхото Чи-ха» была прекращена.

Машины новой постройки получили модернизированную систему вентиляции моторного отсека, установлены полноценные бронированные коробки глушителей, а на корме корпуса крепился ящик ЗИП. Также была введена световая 12-кнопочная сигнализация для связи внутри танка. Танки позднего выпуска стали оснащать дымовыми гранатометами. Первоначально четырехствольный гранатомет крепился на раме на борту башни, но более удачной оказалась их установка над максой орудия.

Несмотря на достаточно посредственные боевые качества танк «Чи-ха» стал хорошей базой для гусеничных машин, которую можно разделить на две категории: специальные и ремонтно-технические.

Специальные бронемашины:

– уникальная модификация машины уничтожения линий проводной связи, имеющая в зарубежных источниках название High-Voltage Dynamo Vehicle «Ka-Ha» . Доработки танка сводились к демонтажу орудия и установке динамо-машины с генератором постоянного тока напряжением 10000 Вольт. По замыслу создателей, электрический импульс, посылаемый по телеграфному проводу, должен был уничтожать средства связи и вражеских связистов, имевших несчастье в это же время осуществлять переговоры по этим устройствам. Всего было построено четыре “Ка-Ха”, которые были переданы в распоряжение 27-го независимого инженерного полка, дислоцированного в Манчжурии. Об их использовании данных найти не удалось.

«Ка-со» – бронемашина артиллерийских наблюдателей без вооружения в башне.

– бронированная лесоповалочная машина, выпущена ограниченная серия для применения в Сибири, но в конечном итоге они нашли применение в джунглях Новой Гвинеи.

«Чи-ки» – командирский танк, отличавшийся модернизированной башней с измененной командирской башенкой и вторым люком в крыше, а также улучшенной радиостанцией, навигационными приборами, дополнительными сигнальными устройствами. Кроме отсутствия 57-мм орудия командирские танки отличались поручневой антенной на башне. Вместе с тем, для компенсации ослабленного состава вооружения, вместо курсового пулемета в лобовом листе корпуса устанавливалось 37-мм или 57-мм орудие в рамке. Позднее к башенной орудийной установке всё же пришлось вернуться, а на двух высоких стержнях монтировалась горизонтальная антенна. Работы по модификации «Чи-ки» проводились параллельно с проектированиес среднего танка, причем первый опытный образец оснащался опытной ходовой частью с тремя двухкактовыми тележками. Лишь после проведения испытаний была проведена унификация и танк стал оснащеться стандартной подвеской.

«Чи-ю» – модификация бронированного минного трала. Башня и вооружение не демонтировались, но к передней части корпуса крепилась рама, в передней части которой устанавливался бойковый минный трал. Количество собранных образцов неизвестно.

Ремонтно-технические бронемашины:

«Се-ри» – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо стандартной башни устанавливалась небольшая коническая башенка с 7,7-мм пулеметом Тип 97, а в кормовой части устанавливалась стрела крана грузоподъёмностью в 5 тонн. Установленный на БРЭМ форсированный двигатель Mitsubishi Type 100 развивал мощность 240 л.с., что в сочетании с лебёдкой позволяло осуществлять в полевых условиях ремонт и эвакуацию средних танков. Серийной эта машина так и не стала – выпуск ограничился 2 или 3 экземплярами.

– достаточно оригинальная модификация бронированного мостоукладчика. В целях сокращения времени укладки была разработана уникальная конструкция сброса моста с применением двух ракет. Фактически, мост вылетал на несколько метров вперед, в результате чего весь процесс занимал несколько секунд. Ещё одной положительной стороной, как это ни странно, была его небольшая грузоподъёмность. Мост мог спокойно выдержать любой японский лёгкий танк, но не американский. Тем не менее, серийное производство мостоукладчиков «Т-г» налажено не было.

«С-К» – точные данные отсутствуют. Предположительно под обозначением Experimental Trench Excavator S-K имелся ввиду траншеекопатель, оснащенный стальным плугом, закреплённым в носовой части корпуса.

Кроме того, на базе танков “Чи-ха” различных серий выпускалось множество моделей улучшенных средних танков и самоходных орудий, рассказ о которых выходит за рамки данной статьи.

Источники:
П.Сергеев «Танки Японии во Второй мировой войне». 2000
С.Федосеев «Средний танк Чи-ха» (Бронеколлекция МК 1998-05)
С.Федосеев «Бронетанковая техника Японии 1939-1945» («Историческая серия», приложение к журналу «Техника-молодежи»). 2003
Steven Zaloga, Tony Bryan «Japanese Tanks 1939-45»
Axis History Forum: Knocked out Japanese tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
«Чи-ха» образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 14000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5730
Ширина, мм 2330
Высота, мм 2420
Клиренс, мм 420
ВООРУЖЕНИЕ одна 57-мм пушка Тип 97 и два 7,7-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ 120 выстрелов и 3825 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм
борт — 22 мм
корма — 25 мм
башня — 20 мм
маска пушки — 25 мм
крыша — 12 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubushi Type 100, 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 170 л.с. при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре опорных катка с подвеской типа Хара, два катка с индивидуальной пружинной подвеской, три поддерживающих ролика (все обрезинены); гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм
СКОРОСТЬ 44 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°-35°
Высота стенки, м 0,76
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Type 97 Chi-Ha Kai

Основные характеристики

Кратко

Подробно

2.0 / 2.0 / 2.0 БР

5 человек Экипаж

Подвижность

15,0 тонн Масса

4 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

104 снарядов боезапас

15° / 20° УВН

одноплоскостной
вертикальный стабилизатор

3 000 снарядов боезапас

20 снарядов размер обоймы

499 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание


Type 97 Chi-Ha Kai - японский средний танк времён Второй мировой войны, созданный на базе танка «Chi-Ha» в 1939-1941 годы. Частично сменил базовый танк в производстве; кроме того, значительная часть «Chi-Ha Kai» была получена переделкой из обычных «Chi-Ha». Название танка переводится как «Чи-Ха (средний третий) с новой артиллерийской башней».

В игре он также отличается от оригинального «Chi-Ha» новой башней и другим 47-мм орудием.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расскажите о бронезащите. Отметьте самые защищённые и самые уязвимые зоны. Оцените компоновку узлов и агрегатов, а также численность и расположение членов экипажа. Адекватен ли уровень бронезащиты, способствует ли компоновка выживаемости в бою?

При необходимости используйте наглядный шаблон для указания наиболее защищённых и уязвимых зон брони.

Подвижность

Вооружение

Основное орудие

Дайте читателю информацию о характеристиках основного орудия. Оцените его эффективность в бою исходя из скорости перезарядки, баллистики и потенциального урона. Не забудьте о скорострельности по распределённым целям: как быстро орудие может навестись на одну цель, произвести по ней выстрел и навестись на следующую цель. Добавьте ссылку на основную статью по орудию: {{main|Название орудия}}

Опишите доступные для основного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Дополнительное орудие

Некоторые танки вооружены несколькими орудиями, расположенными в одной или нескольких башнях. Оцените вспомогательное орудие и дайте советы по его применению. Если дополнительных орудий нет, уберите этот подраздел.

Опишите доступные для дополнительного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Пулемётное вооружение

Курсовые и зенитные пулеметы не только позволяют сражаться с самолётами, они также эффективны и против легкобронированной техники. Оцените пулемётное вооружение и дайте рекомендации по его использованию.

Применение в бою

Опишите приемы игры на машине, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания "гайда" - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними. При необходимости отметьте специфику игры в разных режимах (АБ, РБ, СБ).

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения машины. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Aviarmor.net;
  • другая литература.
· Японские средние танки
На базе Chi-Ha

Средний японский танк

九七式中戦車

Начав в 1937 году в вторую японо-китайскую войну, японские вояки быстро уразумели, что их тонкобронные танки не могут противостоять не только снарядам противотанковых пушек, которых, кти говоря, у гоминьдановской армии говоря было не так-то много, но порой и боронебойным пулям обычных винтовок. Дело в том, что в те времена было модно вводить в боекомплект винтовок бронебойно-зажигательные пули, и такие пули действительно кое-что пробивали и кое-что поджигали. В частности, они пробивали и поджигали японские танки Ха-го , бывшие на тот момент основными танками японской армии. А уж пули от 12,7-мм пулемётов «Виккерс», стоявших на поставляемых Китаю британских танкетках, при попадании в борт и вовсе пробивали Ха-го прямо насквозь.

Поэтому помимо лёгкого танка типа Ха-го военные захотели иметь на рисовых полях сражений что-то менее уязвимое и более грозное.
Конструкторы Осакского арсенала тут же предложили воякам разработанный ими танк Чи-ни (буквально – средний четвёртый), но тот не устроил военных своими скоростными качествами. Военным больше приглянулся Чи-ха (средний третий), разработанный фирмой Мицубиси. Он-то и был принят на вооружение под обозначением 2597 или просто тип 97. Танк повторял основные конструктивные решения, применявшиеся на Ха-го, в частности, имел ту же систему подвески конструкции инженера Хара, но был при этом лучше вооружен и крепче бронирован.
Как и Ха-го, Чи-ха имел компоновку с задним расположением двигателя и передним расположением агрегатов трансмиссии, отделение управления объединено с боевым. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, стрелка, заряжающего и командира, выполнявшего также функции наводчика.

Тип 97 обладал слабо дифференцированной противопульной бронезащитой с ограниченным применением рациональных углов наклона. Корпус и башня были клепаными. Корпус имел бортовые ниши, наклонный двускатный верхний лобовой лист. Сборка корпуса осуществлялась на каркасе из подкладных полосок и уголков при помощи болтов и заклёпок с пулестойкими головками. Сварка же при сборке практически не использовалась.


Башня выполнялась с л

`гкой конусностью и обладала кормовой нишей. Стенки башни имели толщину в 25 мм и располагались под углом от 10° до 12° к вертикали. Маска же пушки имела 33-миллиметровую толщину. Крыша же башни была толщиной в 10 мм. На крыше башни также располагался и купол командира с большим двустворчатым люком. Слева от него имелся двустворчатый люк заряжающего. Механик-водитель имел лючок в крыше рубки, стрелок – люк в крыше корпуса. Горизонтальные смотровые щели были прорезаны в щитке окна рубки и ее выгнутых скулах. Смотровых приборов Чи-ха не имел, и свинцовые брызги от китайских пуль часто поражали членов экипажа.
Двухтактный V-образный дизель устанавливался продольно в корме. Доступ к нему обеспечивали люки в бортах и люк-жалюзи в крыше корпуса. В боевых условиях жалюзи в бортах прикрывались бронекрышками. На марше они поднимались и фиксировались в горизонтальном положении. Топливные баки ёмкостью 120 и 115 литров располагались вдоль бортов. Выхлопные трубы выводились назад с обоих бортов. Четырёхступенчатая коробка передач со скользящими шестернями и понижающей передачей имела восемь передач вперёд и две передачи назад.

Ходовая часть, выполненная, как и на Ха-го по схеме Томио Хара , была дополнена передним и задним катками с независимой подвеской: крайние катки через коленчатые рычаги соединялись с наклонными спиральными пружинами, открыто закрепленными на борту. Опорные катки и крайние поддерживающие ролики были сдвоенными. Амортизаторы в подвеске отсутствовали.
Первоначально вооружением танка являлась 57-мм полуавтоматическая танковая пушка Тип 97 с длиной ствола 18,4 калибра. Орудие размещалось в лобовой части башни на горизонтальных и вертикальных цапфах, позволявших его наводку в вертикальной плоскости в пределах −9…+21° и в горизонтальной – в пределах ±10°. Какие-либо механизмы наводки отсутствовали, наведение пушки осуществлялось свободным её качанием при помощи плечевого упора. Боекомплект орудия состоял из 120 унитарных выстрелов, размещавшихся в стеллажах в боевом отделении. В стандартный боекомплект входили 80 осколочных и 40 бронебойных снарядов. Однако после поражения на Халхин-Голе японцы, находясь под впечатлением от нашей и её танкового варианта , решили внедрить у себя нечто похожее.
Результатом этого решения стало появление новой модификации танка под названием «Шинхото Чи-ха» с увеличенной башней, созданной под явным влиянием советского танка , в которой помещалось 47-мм орудие с длиной ствола 48 калибров. Такая пушка легко справлялась с бронёй американских танков

, но оказалась бессильна против брони танка . Поэтому с 1942 года танк был вооружён новой 47-мм противотанковой пушкой Тип 1 с длиной ствола 62 калибра, обладавшей ещё более высокой бронепробиваемостью – с 500 метров её остроголовый снаряд массой 1,53 кг пробивал 68 мм брони, а с километровой дистанции – броню толщиной 45 мм. Для первоначального же 57-миллиметрового орудия эти показатели составляли, соответственно, 17 и 11 мм. Помимо этого, в боекомплект Тип 1 входили осколочно-фугасные снаряды весом 1,4 кг, содержавшие 90 грамм взрывчатого вещества, что было лишь ненамного меньше 103-граммового снаряжения 57-миллиметрового снаряда.
Вспомогательное же вооружение всех модификаций Чи-ха составляли два 7,7-мм пулемёта, которые тоже назвались Тип 97. Пулемёты были размещены чисто по-японски: один пулемёт в кормовой нише башни и один слева в лобовом листе корпуса. Спаренного с пушкой пулемёта Чи-ха, не имел. Надо сказать, что первые серии танков оснащались чешскими пулемётами ZB vz/26, во множестве захваченными у гоминьдановкой армии, и лишь когда было покончено с недостатком новых для японцев 7,7-миллиметровых патронов, на танки начали устанавливать родные японские пулемёты, которые, правда, были почти точной копией того самого ZB vz/26.

В 1943 году японцы внедрили в производство усовершенствованную модель, назвав ее Чи-хе Тип 1 . Модель обладала сварным корпусом и измененной маской пушки толщиной 50 мм, с лучше бронированной башней и 12-цилиндровым 240-сильным дизелем. Экипаж новой машины увеличился до пяти человек, масса возросла до 17,2 т, а скорость составила 44 км/ч. Вооружение же танка при этом осталось прежним.
Средние танки Чи-ха принимали участие в боях в Китае, в Малайе, Сингапуре, на Гуадалканале, Сайпане, Гуаме. «Шинхото Чи-ха» впервые вступили в бой на полуострове Батаан в мае 1942 года, воевали на Сайпане, Лусоне, Иводзиме и Окинаве, в Маньчжурии и на Курильских островах. Всего с 1938 по 1942 год было выпущено 1220 машин типа Чи-Ха, включая 757 штук модификации Шинхото. После войны 350 средних танков «Чи-Ха» были переданы Народно-освободительной армии Китая, в которой они с успехом громили войска чанкайшистов до самого их изгнания на Тайвань.

Чи-ха Народно-Освободительной армии Китая в китайском военно-историческом музее на фоне диорамы, посвящённой китайской гражданской войне.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: