Звукоподражательные слова. Звукоподражательные слова(звукоподражания) Междометия и звукоподражательные слова

Междометие - это часть русского языка, выражающая побуждения, чувства и эмоции, но не называющая их. Как и служебные части речи, междометия не изменяются.

Не являются междометиями следующие слова:

- звукоподражающие (имитирующие обычные звуки и звуки, издаваемые птицами, животными или насекомыми): тук-тук, гав-гав, чирик-чирик.

Обозначающие мгновенные действия: топ, шлёп, прыг.

Виды междометий.

Междометия различаются по составу, происхождению и значению.

По составу междометия бывают:

  • Простые междометия - состоящие из одного слова: здорово, ух, браво;
  • Составные междометия - состоящие из двух и более слов: ух ты, вот те на, скажите на милость;
  • Сложные междометия - состоящие из двух и более основ: ай-яй-яй, ой-ой-ой.

По происхождению различают:

  • Производные междометия - образованные от других слов и словосочетаний (синтаксических конструкции): полно, подумаешь, дудки, скажите на милость и др.
  • Непроизводные междометия - первородные, не имеющие генетических связей с другими частями речи: ой, ай, ух и др.
  • Заимствованные междометия - междометия, которые пришли в русский язык из других языков: браво, баста, караул, вау и др.

По значению различают:

  1. Побудительные междометия : эй, ну-ка, цыц, но-но, баю-бай и другие.
  2. Эмоциональные междометия : здорово, браво, ух и др.
  3. Этикетные междометия : здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, до свидания, спасибо и другие.

Синтаксическая роль междометий.

Обычно междометия не являются членами предложения . Но когда междометия выступают в роли других частей речи в предложении, они занимают своё место среди членов этого предложения. Давайте рассмотрим, какими членами предложения может выступать междометие , заменяя другие части речи:

  • Из темноты в ответ донеслось бесконечное «ау». В этом предложении «ау» заменяет существительное и выступает в роли подлежащего .
  • Ай да девица! В этом предложении междометие «ай да» заменяет имя прилагательное, поэтому выступает в роли определения (какая девица?).

Междометия и знаки препинания.

Рассмотрим следующие правила постановки знаков препинания при междометиях :

  • Восклицательные междометия выделяются восклицательным знаком, если произносятся с ярко выраженной интонацией: Ба ! Кто к нам пожаловал! Ага ! Попался!
  • Те же восклицательные междометия могут отделяться запятыми, если произносятся с обычной интонацией: Ох , что-то в груди сдавило! Ба , какой умный!
  • Также запятой или восклицательным знаком выделяются звукоподражательные слова и повелительно-побудительные междометия: Стоп ! Проезд закрыт! - Стоп , машина! Тук-тук ! К вам можно? - Ау , есть кто живой?
  • Междометные выражения, выражающие отношение автора к высказываемым фактам, также выделяются запятыми: К счастью , травма оказалась не серьезной. К моей радости , мама ответила на телефонный звонок.

Как отличить междометие от частиц?

Некоторые междометия могут иметь омонимы, которые пишутся так же, но на самом деле являются частицами, используемыми для усиления эмоционального оттенка предложения. Как отличить междометия о, ах, ох, ну и другие от омонимичных частиц?

1) Частица «о» обычно употребляется в обращениях и восклицательных предложениях перед словами «да» или нет»: О да, это то, что нужно! (сравните с междометием: О, как прекрасен этот день! )

2) Частица «ну» употребляется в предложениях с усилительным значением: Ну как же ты вырос, мой мальчик! (сравните с междометием: Ну, мы идём гулять или нет? )

3) Частица «ах» чаще всего используется с личными местоимениями: Ах ты, хитрая лисья морда! (сравните с междометием: Ах, как прекрасен это сад! )

В случаях, когда перед нами не междометие, а частица, запятые не ставятся. Междометия в предложении всегда выделяются знаками препинания. Исключения составляют словосочетания: «эх ты», «ух ты», «ай да», «ах ты», «ох и» и др.

Разработка

показательного урока

по русскому языку в 7 классе

на тему:

«Междометия и звукоподражательные слова»

Хаснутдинова О.Я.

Задачи:

    организовать работу обучающихся по изучению междометий и звукоподражательных слов при помощи ЦОР; формировать знания о междометиях и звукоподражательных словах, умения находить междометия и звукоподражания в тексте;

    способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и творческой инициативе и активности;

    воспитывать культуру выражения чувств и эмоций.

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока:

1 .Организационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности.

1. Создание проблемной ситуации.

Нет ничего более интересного, чем человек. И мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете? А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.

3. Актуализация опорных знаний.

    Работа с текстом:

Мне русская речь – вот как музыка.

Чу! Слово звучит, поет.

В нем дышит душой русскою

Создатель его - народ…

Выразительно прочитайте поэтические строчки.

Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите).

Назовите служебные части речи. (Докажите).

3. Изучение нового материала.

Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово? А что оно выражает?

Осталось одно слово: «Чу!». Понятно ли оно без контекста? Можно ли сказать, что оно что-то называет?

1. Работа с толковым словарем.

Обратимся к толковому словарю и прочитаем значение слова «чу».

Слово «чу!» и подобные ему станут предметом нашего с вами осмысления. Это слово представляет новую часть речи.

2. Просмотр и работа с текстом мультфильма.

Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и англичанину, и французу, и немцу? Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из мультипликационного фильма.

Смотрим внимательно.

Показ мультфильма «ОХ» и «АХ» (http://mults.info/mults/?id=260).

Какие слова окажутся понятными всем участникам беседы?(Ученики называют данные слова).

3. Прием «мозговой штурм».

Как вы думаете: в каких жизненных ситуациях чаще всего мы слышим подобные слова и звуки?

Можно ли изменять произнесённые героями слова?

Можно ли задавать к ним вопросы?

Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение?

Вследствие наблюдений учащиеся делают вывод:

Это не самостоятельная часть речи, т.к. не имеет лексического значения.

Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз?

Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица?

Вывод: значит, это не служебная часть речи.

Что выражают эти слова?

Получается, что это особая часть речи и называется она МЕЖДОМЕТИЕ.

4. Постановка целей урока.

Цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой; узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи.

5.Первичное закрепление нового материала.

1. Работа в тетради.

Запишите в тетради пары слов: слово, которое произносит герой и чувства,которые они выражают.

(страх – Ах, испуг - Ах-ах-ах, восторг – Ах, досада – Ах,недовольство, отвращение – Фу)

2. Работа над формированием знаний и умений при помощи ЦОР. http://fcior.edu.ru/card/1313/mezhdometie-i.html

1.В чем особенность междометия как части речи?

2.Междометие выражает……..

3.В чем отличие производных междометий от непроизводных?

6. Физминутка

Повстречалась с ним корова

У зеленого куста.

Эй, буренушка, здорово!

Не видала ль ты, корова,

Где овечка без хвоста?

Но корове эти речи

Непонятны человечьи,

И она в ответ ему

Прокричала кратко: «Му!»

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

- Эй, послушай,

Псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку без хвоста?

Но собаке эти речи

Не понятны человечьи.

Ничего не разобрав,

Пес пролаял громко: «Гав!»

Повстречался с ним козленок

у кленового куста.

Эй, рогатый! Эй, миленок!

Не видал ли ты, козленок,

Где овечка без хвоста?

Но козлу такие речи

Непонятны человечьи.

Лист кленовый теребя,

Он проблеял нежно: «Бя!»

(Е.Тараховская.)

    Работа с текстом сказки.

Чтение учителем сказки «Без чего в речи не обойдёшься?»

Я – самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!» Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!»

Чуть дело плохо, говорят: «Дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.

Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с помощью междометий?

Нас с вами ждет открытие. Оказывается, к междометиям относятся слова вежливости. Они еще называются ЭТИКЕТНЫМИ МЕЖДОМЕТИЯМИ.

3. Коллективная работа по составлению таблицы.

Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите.

Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.

Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ.

Этикетные междометия : ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.

Обратите внимание, каких междометий больше, тех, с помощью которых можно выразить положительные эмоции, или тех, с помощью которых можно выразить отрицательные эмоции? (отрицательные).

4. Упражнение «Это интересно…»

Можно ли к междометиям отнести слова мяу, му, гав, бя? Попробуйте доказать свою точку зрения. От междометий следует отличать звукоподражательные слова, которые не могут выражать чувств, побуждений к действию, и не являются этикетными формулами. Это слова, воспроизводящие звуки, издаваемые животными.

Кукушка. Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя?

Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку-ку! Ку-ку!. Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы в разных языках звучит очень похоже.

5. Выразительное чтение предложений. Творческое задание.

Выразительно прочитайте предложения. Объясните, какое значение выражает каждое междометие.

    «Фу-у-у! (досаду, презрение, отвращение.)Какая невкусная каша.

    Ура! (восторг, радость) Мы ломим, гнутся шведы.

    Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!. (страх)!. Что с тобой?

7. Итог урока

Академик Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением». Догадайтесь, почему он так относился к междометиям?

– Что лично вам стало ясно и понятно о междометиях?

Выполняя какое задание, вы чувствовали себя успешными, получали удовольствие от работы?

Каким междометием выразите свое эмоциональное состояние? (Ай, какой я молодец! Ура! у меня получилось!)

8. Домашнее задание:

1. Разгадать кроссворд.

СПРЯТАННОЕ СЛОВО

Впишите по горизонтали междометия, соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.

1. Выражение сомнения, недоверия, иронии.

2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.

3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.

4. Выражение отказа.
5. Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо.
6. Подражание звуку быстро проскользнувшего, пробежавшего.
7. Подражание блеянию овцы.
8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!» .
9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.
10. Подражание бренчанию струнного инструмента.

2. Оценивание.

Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

1. Категориальное значение модальных слов. 2. Разряды модальных слов по значению. 3. Происхождение модальных слов. 4. Синтаксические функции модальных слов. 5. Модальные слова как особый лексико-грамматический разряд слов в системе частей речи современного русского языка.

Модальные слова как особый лексико-грамматический разряд слов впервые выделил В. В. Виноградов.

Модальные слова - это лексико-грамматический разряд (класс) слов, с помощью которых говорящий может оценить собственное высказывание с точки зрения его отношения к реальной действительности. Высказывание при этом может рассматриваться как факт реальный (см. раздел «Глагол»: категория наклонения) - Я иду , или как факт ирреальный: Я пошел бы (сослагательное наклонение); Иди! (Повелительное наклонение).

Модальные слова выражают субъективно-объективное отношение говорящего к высказываемой им мысли о явлениях действительности.

По значению выделяются две группы модальных слов:

1) модальные слова, выражающие либо различную оценку высказывания, либо уверенность говорящего в действительности: безусловно, конечно, несомненно и др.;

2) модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности, неуверенности в реальности сообщаемого: возможно, вероятно, видимо, может быть…

П р о и с х о ж д е н и е м о д а л ь н ы х с л о в

Модальные слова, встречающиеся в современном русском языке, имеют живую словообразовательную связь с другими лексико-грамматическими разрядами слов. Например: правда, право (< имен сущ.); признаться, знать, видать (< неопред. ф. глагола); само собой (< мест.) и т. д.

Модальные слова грамматически не связаны с другими словами в предложении и членами предложения не являются. Обычно они в составе предложения выполняют функцию вводных слов.

В современной лингвистике вопрос о границах и составе модальных слов до сих пор остается нерешенным. Так, например, большинство лингвистов не включает в состав модальных слов:

а) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к действительности (к счастью и др.);

б) вводные слова со значением ограничения, уточнения, пояснения (в частности, собственно говоря и под.);

в) вводные слова, которые выражают порядок изложения мыслей (во-первых, во-вторых… ).

Далеко не все лингвисты включают модальные слова в систему частей речи (например, авторы «Русской грамматики» (1980) рассматривают модальные слова в разделе «Синтаксис» при характеристике модальности предложения).

Междометия и звукоподражательные слова

1. Междометие как часть речи. 2. Происхождение междометий. 3. Звукоподражательные слова.

Междометие - часть речи, включающая неизменяемые слова, которые служат для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их.

В отличие от знаменательных слов, междометия не обладают номинативной функцией, не являются членами предложения. От служебных слов они отличаются тем, что не выражают отношений между словами в предложении (как предлоги), не служат для их связи (как союзы), не вносят в слово или предложение добавочных смысловых оттенков (как частицы).

Междометия могут выражать волеизъявления (запрет, приказ, оклик и т. д.: Стоп! Марш! Ау! ), различные чувства (радость, печаль, удивление и др.: Ах! Ох! Ого! ).

По происхождению междометия могут быть первообразными, т. е. не соотноситься с другими частями речи (ой, ай, угу и под.) и производными (соотноситься с частями речи: Матушки! Здравствуйте! ).

К междометиям близки звукоподражательные слова , которые не выражают волеизъявлений, чувств, а являются лишь воспроизведением различных звуков, издаваемых живыми существами, предметами и т. д.: ку-ку, тик-так и под.

Междометия и звукоподражательные слова могут переходить в разряд знаменательных слов и выполнять те же функции, что и знаменательные слова. Например: Далече грянуло ура (А. С. Пушкин) - функция подлежащего.

Дидактический материал

I . В приведенных ниже предложениях найдите междометия. Принадлежностью какого стиля они являются? Укажите, какие чувства и побуждения они выражают в этих предложениях. Найдите случаи, когда междометия используются в значении других частей речи. Принимают ли они в этих случаях конкретное лексическое значение и какое? Все междометия разделите на непроизводные и производные; к каким частям речи восходят последние?

1. Ба! да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец (Д. Фонвизин). 2. Увы! нам тот же дан удел (В. Жуковский). 3. И все адъютант – хи да хи. Попов – хи да хи (В. Маяковский). 4. Что народу легло – ай-ай! (Д. Фурманов). 5. И се – равнину оглашая, далече грянуло ура (А. С. Пушкин). 6. – Смирно! – прокричал фельдфебель, прикладывая руку к козырьку (А. Грин). 7. – Черт побери! – заревел поэт (А. Грин). 8. – Батюшки! – изумился тонкий (А. П. Чехов). 9. – Братцы, – удивился Степка, – Васька пескаря живьем ест! Тьфу! (А. П. Чехов). 10. Ах, тошно мне и в родной стороне (К. Рылеев). 11. О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей (А. Фет). 12. И покатилось, и долго еще под самыми под синеющими горами стояло – «а - а - а - а!» (А. Серафимович). 13. – Ей-богу! Честное комсомольское (Ф. Абрамов). 14. – Эй, приворачивай! Машина сломалась (Ф. Абрамов). 15. – Гм! – сказал председатель (И. и П.). 16. – Ай - яй - яй, – посочувствовал Остап (И. и П.).

II. Прочитайте главу XXII (часть П) романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Объясните, почему в словарном запасе Эллочки Щукиной было столько междометий (или фраз, близких к междометиям). Укажите их стилистическую функцию и способы использования в романе.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

1. Хамите.

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.).

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой:

«жуткая встреча»).

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения).

8. Не учите меня жить.

9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка», – при игре в карты «Я его срезала, как ребенка», – как видно, в разговоре с ответственным съемщиком).

10. Кр-р-расота!

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов).

12.Поедем на извозчике. (Говорится мужу).

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола).

14. У вас вся спина белая. (Шутка).

15. Подумаешь.

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зину ля).

17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.

III. Подберите по пять примеров: а) императивных (повелительных) междометий, выражающих волеизъявления: приказ, побуждение, запрет, зов, оклик, приветствие, прощание; б) эмоциональных междометий, выражающих чувства: радости, печали, удивления, сожаления, страха, гнева, возмущения, презрения, отвращения. С каждым из этих междометий составьте предложения с указанием их стилистических особенностей.

Вопросы для повторения

В чем отличия междометий: а) от знаменательных частей речи; б) от служебных частей речи?

Среди всего многообразия слов в русском языке встречаются такие, которые трудно отнести к какой-либо морфологической группе. Эти слова передают звуки окружающего мира, по-видимому не называя никакого понятия. О них и пойдет речь в статье.

Что такое звукоподражательные слова

Звукоподражательными называют слова, которые воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными или неживыми предметами. С этой точки зрения они не являются словами в полной мере, так как трудно сказать, что они обозначают некое абстрактное понятие, существующее в сознании человека. Но их нельзя счесть и какими-либо явлениями, лежащими за пределами лексики, ведь звукоподражательные слова являются основой для словообразования. Например, звукоподражательное слово «мяу» является основой цепочек «мяукать - мяуканье» и «мяукать - мяукающий» и т. д.

Звукоподражательные слова могут обозначать

  • звуки, издаваемые животными (мур, гав, ку-ку, ква-ква и т. д.) ;
  • звуки природы (кап-кап, буль-буль, тук-тук и т. д.) ;
  • звуки неодушевленных предметов (тик-так, би-би, дзынь-дзынь и т. д.) ;
  • неречевые звуки, издаваемые человеком (кхе-кхе, апчхи, хи-хи-хи и т. д.) .

Звукоподражательные слова близки к междометиям, но не являются ими, так как не передают эмоций.

Правописание звукоподражательных слов

Звукоподражательные слова чаще состоят из двух-трех повторяющихся элементов (к примеру , «тук-тук») . Эти повторяющиеся элементы следует писать через дефис.

Синтаксическая роль звукоподражательных слов

Как и междометия звукоподражания могут выполнять функцию самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Рассмотри примеры звукоподражательных слов в предложениях.

Откуда-то раздалось мяу . — подлежащее.

Она все хи-хи да ха-ха , но ничего конкретного. — сказуемое.

Мы услышали ку-ку . — дополнение.

Использование звукоподражаний, как и междометий, в качестве сказуемых придает речи динамичность.

Звукоподражательная теория происхождения языка

Существует теория, рассматривающая звукоподражание как первые слова человеческого языка и его основу. По мнению Г. Лейбница, опиравшегося на труды древних стоиков, язык возник из звукоподражания. Поскольку не все слова даже древних языков можно объяснить таким образом, ученый высказал мнение, что звуки могут быть символами каких-либо качеств. В настоящее время эта теория считается одной из возможных.

Что мы узнали?

Звуки природы, животных, неживых предметов, а также неречевые звуки, издаваемые людьми, отразились в языке в виде звукоподражательных слов: «бах», «хрю-хрю», «ха-ха» и т. д. Эти слова примыкают к междометиям, хотя и не являются ими, и могут становиться основой для словообразования и выполнять синтаксическую роль в предложении. Звукоподражания пишутся через дефис, если состоят из двух и более повторяющихся элементов.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 82.

Тема: Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие – особая неизменяемая часть речи, которая служит для выражения чувств , побуждения к действию, не называя их:

Ах, как много на свете кошек!; «Браво, Браво!» говорили в публике.

Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они не обозначают предметы, их признаки, действия, не являются членами предложения.

Междометия произносятся с особой эмоциональной интонацией, на письме выделяются запятой или восклицательным знаком:

У вас новые туфли. Ах, какие хорошие! Увы! Ничем помочь не могу.

Анализ предложений

    О мой город, я вернулся ! О - усилительная час тица при обращении, она не отделяется от обращения запятой.

    О чем ты воешь, ветер ночной? О - предлог.

    О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! О - междометие.

Междометия делятся по значению на:

Эмоциональные (выражают чувства сожаления, одобрения, ненависти, страха и т.д.): а, ай, ах, увы, фу, ура, ба, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай.

Побудительные (выражают приказание, приветствие): вон, прочь, марш, ну, на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...

Этикетные междометия : спасибо, пожалуйста, извините, до свидания , здравствуйте, благодарю, прощай(те), прости(те), всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...

по структуре на:

Простые: ах, ой, ну.

Сложные: повторение одинаковых частей: ай-ай, ой-ой.

Составные состоят из двух и более слов: боже мой, вот те раз, черт те что, то-то и оно.

по происхождению на:

Непроизводные (не соотносимые с другими частями речи): ах, ох, ой.

Производные (соотносимые с другими частями речи): боже мой, батюшки, спасибо, пожалуйста, здравствуйте.

В некоторых случаях междометия переходят в знаменательные части речи, приобретая их значение:

1) Ура! Мы победили! - собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.

2) Далеко слышится победное ура . – в роли подлежащего.

3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос! междометие ого-го употребляется в значении наречия-обстоятельства.

4) Ого-го! Отзовитесь! соб ственно междометие, выражающее призыв, побуждение.

Морфологический разбор междометия.

    Определяем является ли слово членом предложения.

    Выясняем разряд по значению (эмоциональные, побудительные, этикетные).

    Определяем разряд по структуре (простые, сложные, составные).

    Определяем разряд по происхождению (непроизводные, производные).

Ох, пошлите за доктором.

Ох – междометие, эмоциональное, простое, непроизводное.

Звукоподражательные слова (гав-гав, мяу-мяу, ква-ква, хрю-хрю, кря-кря и др. ) в отличие от междометий, не вы ражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения:

Бокал сказал «дзинь!» и разбился. А щука бух в воду!

Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.

Практическая работа

    Назовите звукоподражательные слова

1. Окунь сорвался с крючка, запрыгал по траве к родной стихии и бултых в воду! (А. Чехов)

2. Стук-стук-стук! Гуляет топорик по стволам великанов-сторожей. (Л. Чарская)

3. Мишка снова бух в кастрюлю кружку воды. (Н. Носов)

4. А за нею клоп, клоп сапогами топ, топ! (К. Чуковский)

2. Назовите междометия, определите группу по значению.

1. Ой! Легка коробушка, плеч не давит ремешок. (чувства)

2. Чу! Конь стучит копытами. (команда)

3. Ну, выкинул ты штуку! (чувства)

4. Пока, дружок! (этикет)

3. Составьте предложения с междометиями и звукоподражаниями по данным схемам.

[Ау!...] [Гав-гав!...] [Эй,…] [Алло!...] [Мяу!...] [Здравствуйте, …] [Ох!...]

    Найди звукоподражательные слова.

1) Тьфу! 2) Ква-ква 3) Брысь! 4) Динь-динь 5) Курлы-курлы 6) Всего хорошего!

7) Тс… 8) Чух-чух 9) Кар-кар 10) Кря-кря 11) Ай-ай! (2, 4, 5, 8, 9, 10)

    Распределите данные слова по группам: 1) междометия, 2) звукоподражательные слова.

Тсс! Цыц! Мяу! Ай! Гав! Фу! Кукареку! Кыш! Тпру! Чу! Цып-цып! Хрю-хрю! Кис-кис! Тик-так! Тук-тук! Кря-кря! Топ-топ!.

6. Укажите номера предложений, в которых слово О является междометием.

    О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! (А. Чехов)

    О море ты можешь говорить часами. О, ты обезумел! Мой прекрасный, дивный... (А Чехов).

    О снежные ветры, заметите мне прошлую жизнь (С. Есенин).

    О, если бы когда-нибудь сбылись поэта сновиденья! (А. Пушкин).

    О солнце сложено много стихов, спето много песен.

    Определите разряды междометий по значению.

Ага! Ну и ну! О! Ну-ка! Ах! Ау! Фас! Кыш! Слава богу! Майна! Караул! Айда! Пока!

Здравствуйте! Спасибо! Браво! Привет! Алло! Всего доброго!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: