Как пишется "не" с наречиями: примеры. "Не" слитно и раздельно с наречиями: правила написания. Слитно пишутся наречия, которые могут быть заменены синонимами

(Не)далеко есть чудный лес,

Полный тайн и чудес.

В нём (не)плохо погуляться

(Не)надолго затеряться.

Это стихотворение поможет нам обозначить проблему: слитное и раздельное написание не с наречиями.

Наречия

Существуют в русском языке слова, которые используются для обозначения признака действия, предмета или признака признака. Они называются наречиями. Ниже даны примеры не слитно и раздельно с наречиями. Например, с :

  • смотрит весело, невесело;
  • встретили радостно, нерадостно;
  • слушаю внимательно, невнимательно.

с наречиями меры и степени:

  • очень, не очень сильно;
  • чересчур (не чересчур) слабо;
  • с лихвой (не с лихвой) хватает.

с наречиями времени:

  • давно (недавно) вышел;
  • напишу завтра (не завтра);
  • соберёмся вечером (не вечером).

с наречиями места:

  • здесь (не здесь) соберёмся;
  • далеко (недалеко) был;
  • изнутри (не изнутри) посмотрел.

Перед вами примеры не слитно и раздельно с наречиями: неплохо, недалеко - вовсе не плохо, совсем не далеко. От чего же это зависит? Это мы можем узнать из правил, регулирующих это правописание.

Слитно пишутся наречия, которые могут быть заменены синонимами

Синонимы - это слова, способные заменить друг друга в предложении. В случае такой возможности не с наречием пишется слитно:

  • Вы вчера выступили неплохо (хорошо)
  • На репетицию приходите в клуб «Гудзон», тут недалеко (близко).
  • Он негромко (тихо) начал петь.

Если сложно заменить синонимом, можно использовать выражение:

  • Это будет нескоро (через продолжительное время).
  • Концерт продолжался недолго (короткое время).
  • Мальчик отвечал неуверенно (без уверенности).

Слитно с «не» пишутся наречия, которые без «не» не употребляются

Ещё примеры слов которые с не пишутся слитно: неряшливо, негодующе, ненавидяще.

Слитное написание в этом случае объясняется тем, что слово без не употреблено быть не может. Например:

  • К своим обязанностям мой заместитель отнёсся небрежно.
  • Он как-то нелепо взмахнул руками.
  • Выглядел конферансье невзрачно, на первый взгляд.

Слитно с «не» пишутся отрицательные наречия

Слитное и раздельное написание не с наречиями часто зависит от части речи. Например, всегда надо писать слитно с не отрицательные местоимения:

  • Нашему коллективу негде проводить репетиции.
  • Стремиться к чему-то большему было уже незачем.
  • Город был чужой, знакомых нет, сходить даже некуда.

Наречия пишутся раздельно, если есть противопоставление

Если вы задумываетесь, и есть примеры не слитно и раздельно с наречиями одними и теми же, нужно обязательно обращать внимание на то, есть или нет противопоставление в предложении. Оно может быть выражено противительным союзом «а», может только подразумеваться и никак не выражаться. При существовании противопоставления наречие с «не» пишется раздельно.

  • Я должен был тогда поступить не честно, а человечно.
  • Вопреки его ожиданиям, встреча прошла не скучно, а весело.
  • Дети вели себя не тихо - шумели.

При наличии некоторых слов наречия пишутся раздельно с «не»

Наречие надо писать раздельно с «не», если к нему относится какое-либо из следующих слов: совсем, ничуть, нисколько, никогда, вовсе, далеко. Хотя без этого слова оно будет написано слитно.

Примеры «не» слитно и раздельно с наречиями

раздельно

Его предположение оказалось далеко не верно.

Его предположение оказалось неверно.

На улице оказалось вовсе не холодно.

На улице оказалось вовсе холодно.

Он рассказывал нисколько не смешно.

Он рассказывал несмешно.

Я чувствовал сам, что пошутил ничуть не умно.

Я чувствовал сам, что пошутил неумно.

С некоторыми наречиями «не» пишутся раздельно всегда

Нужно сказать, что «не» пишется раздельно почти со всеми наречиями, кроме заканчивающихся на -о и -е, тех, которые без не не употребляются, и отрицательных.

Если знать, как пишется не с наречиями, примеры которых даны в таблице, то все остальные нужно просто писать раздельно:

  • не по-товарищески;
  • не сразу;
  • не везде;
  • не всегда;
  • не замужем.

Исключения: недаром, недосуг, нехотя, неспроста, невдалеке.

Тест «Наречия с НЕ»

Нужно указать номер предложения, в котором наречие с «не» пишутся указанным образом.

1. раздельно

1) Это выглядело (не)плохо
2) С заданием класс справился(не)плохо, а просто отлично.

3) У меня получилось (не)много криво.

4) Я подошёл к нему (не)заметно.

1) Маме моё поведение отнюдь (не)понятно было.

2) Оправдания звучали вовсе (не) уверенно.

3) Моим родителям это далеко (не)приемлемо.

4) Каникулы прошли (не)заметно.

3. раздельно

1) Таня жила от меня (не)далеко.

2)В доме было (не)привычно тихо.

3) Задание выполнить (не)легко.

4) Справиться со всем этим было (не)легко, а очень легко.

1) Ты (не)удачно пошутил.

2) Вопреки ожиданиям в доме было (не)бедненько, а вполне себе ничего.

3)Дело продвигалось отнюдь (не) легко.

4) Нисколько (не)жестоко, если помнить о том, как он себя вёл.

5. раздельно

1) Ответ (не)приятно удивил меня.

2) Справиться с этим будет (не)тяжело, но долго.

3) Неужели тебе это нисколько (не)привлекательно?

4) Отсутствовал папа (не)долго.

1) Он (не)лепо потоптался и ушёл.

2) После дождика было нисколько (не)свежо, только влажно.

3) В этом месте в прошлом году было (не)мелко, а глубоко.

4) Если напрямик то ничуть (не) далеко.

7. раздельно

1) Малыш в своей шубе, (не)уклюже переваливаясь, потопал по дорожке.

2)Выглядел он (не)взрачно, но забавно.

3) Тут вовсе (не)глубоко, можно вброд перейти.

4) (Не)вежливо так себя вести.

1) Ты повёл себя (не)по-товарищески.

2) Солнце высушило сено (не)досуха.

3) Ребята разместились (не)подалеку.

4) Сегодня вовсе (не) жарко.

9. раздельно

1) Я за лето (не) вероятно похудела.

3) Медведя здесь можно встретить отнюдь (не)часто.

4) Сходить в монастырь будет (не) близко, но интересно.

10. раздельно

1) Читал он (не)громко, но удивительно выразительно.

2) Алексей (не)принужденно развалился в кресле.

3) Выполнить твою просьбу будет нисколько (не)легко.

4) (Не)ожиданно налетела гроза.

Ответы

1.2) С заданием класс справился(не)плохо, а просто отлично.

2.4) Каникулы прошли (не)заметно.

3.4) Справиться со всем этим было (не)легко, а очень легко.

4.1) Ты (не)удачно пошутил.

5.3) Неужели тебе это нисколько (не)привлекательно?

6.1) Он (не)лепо потоптался и ушёл.

7.3) Тут вовсе (не)глубоко, можно вброд перейти.

8.3) Ребята разместились (не)подалеку.

9.3) Медведя здесь можно встретить отнюдь (не)часто.

10.3) Выполнить твою просьбу будет нисколько (не)легко.

В начале 1945-го страна, в том числе и Москва, переживали тяжёлые времена.Трудностей было много и особенно с продовольствием.
И в эти дни в школы Москвы стали поставлять для школьников бесплатные свеже-испечённые бублики.Бублики были большие, мягкие, вкусные, пахли, кажется, ванилью, а может быть ещё чем-нибудь приятным.И мы, мальчишки до большой перемены только и думали об этих самых бубликах. Наконец, звонок и всем классом быстро построившись шли в школьный буфет, где тётя Даша, школьная буфетчица с улыбкой. каждому из нас протягивала этот вожделенный вкусно пахнущий большой,большой бублик.
Но это счастье для некоторых, в том числе и для меня, вдруг неожиданно стало прерываться. Наша учительница, невысокого роста, стриженная под депутатку, стала нас лишать этих самых бубликов. Она вставала рядом с тётей Дашей и указывала кому из детей выдавать баранку, кому нет.И нас с Котовым баранок лешили.На другой день мы с Котом встали в строй со всеми вместе и недожидаясь запрета откусили по кусочку от своих бубликов. На крик учительницы, тётя Даша взглянув на неё с укоризной, сунула нам в руки наши законные бублики. За эту дерзоть учительница вообще запретила нам подниматься в буфет. За что она нас так обидно наказывала,я не помню.Короче, все в классе их ели, кроме нас. Маме я жаловаться не стал, боясь, что она ещё меня и накажет.
Однажды, когда наступили более тёплые дни, приехала бабушка. Она спросила как я учусь во второй группе. Класс она называла группа. 1-я группа, 2-я группа и т.д. А потом спросила про бублики. Я опустил голову и грустно заявил, что уже много дней не ем этих самых бубликов.
-Как так не ешь? Почему?-удивилась бабушка.
-Учительница не даёт.
-Как так не даёт?- возмутилась она. А ну пошли в школу. Моему внуку не дают его законный бублик!
Учительница ещё не ушла из нашего класса, и сидела за проверкой тетрадей.Увидев нас, она удивлённо взглянула на вошедших.
-Здравствуйте,-сказала бабушка. Ты учительница моего внука.
-Да,- растерянно согласилась она.
-Скажи, мне, ты почему не даёшь ему бублики.
-Вы почему так со мной разговариваете,- возмущенно возразила моя учительница.
-Я ещё раз тебя спрашиваю ты почему не даёшь моему внуку бублики?Что он тебе сделал?
- Они с Котовым постоянно разговаривают и мешают мне вести урок.
- Они разговаривают, поставь их в угол, или выгони за дверь. Где его бублики?
- А они вот здесь в шкафу,-ответила она с вызовом.И раскрыв шкаф указала на две сиротливо висевшие связки уже засохших баранок.
Бабушка взяла одну связку и подойдя ближе, к попятившейся учительнице, стала хлестать этой самой связкой училку по голове и по спине, приговаривая:"Его отец воюет,а ты лешаешь его сына бублика. Это ты так помогаешь фронту?" Бублики с треском бились о её голову. разлетаясь и осыпаясь на пол.
Потом бабушка взяла меня за руку и не слова больше не говоря, вывела меня из класса.
С тех пор мы с Котом наровне со всеми ели эти вкусные бублики.

лестница засыпана штукатуркой,

мусор под скамейками не убран,

клумба в убитом состоянии,
дворник не поливает двор, а технический кран во дворе ликвидирован,

мини-карусель не закопана ногами в землю, и дети могут травмироваться.


Как я уже писала, прибежали через час два угрюмых таджика, вымели лестницу от штукатурки.

Повторила заявку диспетчерше Бурлак, исключив куплет о штукатурке.

Позвонила на горячую линию управы Преснеского района, высказала негодование дежурному, получила пейджер главы управы, озвучила на него претензии.

Снова позвонила на горячую линию управы. Озвучила претензии к тому, что реакции на пейджер нет. Нормативно спросила, за что они все получают деньги?

Пообещала завтра написать письмо лично на Лужкову с фотками двора.

Позвонили в дверь.
Белокурая женщина в ЖКХашной форме
протянула акт, знаками попросила подписать его. Акт был о том, что они вывели кран, и теперь я увижу небо в алмазах. Отказалсь подписывать акт в нормативных выражениях, объяснив логику социального договора жильцов с управляющей компание. Женщина понимающе закивала и что-то ответила. Из ответа следовало, что русский у неё даже не "шашлык-машлык", а совсем нулевой. Мне не хватило этнографических знаний, определить её национальность.

Выглянула в окошко, увидела вот такой параноидальный ЖКХхашный десант.

Кодла мгновенно вкопала карусель, устроила на ней тест-драйв, вычистила двор и отредактировала клумбу.

Позвонили в дверь.
Теперь за подписанным актом пришла русскоговорящая женщина, представилась фамилией Слиска. Пришлось по-советски начать словами о том, что позорит фамилию. И услышать гармонирующий с этим ответ:"Ваш дворник в отпуске! Больше такого не повторится!" Акт всё равно не подписала.

От моего двора до Белого дома пешком минут десять-пятнадцать.

Помогая ЖКХ функционировать с помощью ручного управления, ощущаю себя Путиным, поливающим горящий лес с самолета.


За время ведения войны с ДЭЗом я могла бы:

написать несколько глав нового романа,

разослать кучу писем по поводу проекта "Переноса столицы",

подготовиться к заседанию "Клуба женщин, вмешивающихся в политику" и т.д..

Сколько за время работы пожарным мог сделать Путин, даже страшно представить…

Ощущение, что страна стоит не на ручном управлении, а на ручном тормозе.
Почему?
Моим сыновьям исполняется в этом году 33 года. И падение с карусели не самая актуальная проблема их досуга. Но из всех жильцов двух домов на подобную спецоперацию могу отважиться только я.
Чего и вам желаю!

Вспомните, как пишутся с не существительные и прилагательные.

    Неряшливость, неряшливый.
    Неискренность, неискренний.
    Не вежливость, а грубость.
    Не вежливый, а грубый.

Прочитайте правило о написании не с наречиями. Что в нём нового по сравнению с правилом о написании не с существительными и прилагательными? Объясните орфограммы в примерах.

Применяя данное правило, рассуждайте так:

(Не)брежно . Пишу слитно, так как слово без не- не употребляется.

(Не)аккуратно написал. Пииту неаккуратно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением - без прилежания. В этом слове не- - приставка.

(Не)далеко, а близко находится. Пишу не далеко раздельно, так как есть противопоставление с союзом а .

Этот музей вовсе (не)далеко от нас. Пишу не далеко раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение.

241. Объясните, как образованы данные наречия. Почему не в них пишется слитно? Подберите к данным словам наречия-антонимы.

Невесело ← весело; невежливо, необдуманно, немного, невд..леке, неустойчиво, недружелюбно, неясно, несер..ёзно, неискренне, неравнодушно, несправедливо, небрежно, немало, неграмотно, некрасиво.

242. Проанализируйте данные наречия. Запишите наречия с не в таблицу.

Сделать (не)а(к, кк)уратно, (не)опрятно, (не)умело. Пришить пуговицу (не)кре..ко. Пр..шить (не)кре..ко, а слабо. Посмотреть (не)доверчиво, (не)довольно, (не)дружелюбно. Взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением. Говорить нисколько (не)весело, совсем (не)громко, далеко (не)ласково. Произнести (не)громко, а тихо. Излагать мысли (не)последовательно, (не)связно. Взлететь (не)высоко. Взлететь (не)высоко, а низко. Взлететь совсем (не)высоко. Вырыть вовсе (не)глубоко. (Не)широко приоткрыть глаза. Выполнить (не)брежно. Поступить (не)лепо. Высказываться (не)годующе. Ничуть (не)радостно.

вовсе не
далеко не
ничуть не
нисколько не
никогда не
отнюдь не

243. Спишите сначала примеры пословиц, где не- - приставка, затем примеры, где не - частица. В каких предложениях эти слова являются наречиями? В каких предложениях нужны знаки препинания - запятые?

1. Что (не)складно, то и (не)ладно. 2. Ласковое слово (не)трудно а споро. 3. Легко ск..зать (не)легко доказать. 4. Умное слово (не)тяж..ло а легко. 5. Летела пташка высоко, села (не)д..лёко.

244. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями. Назовите виды орфограмм на месте пропусков в приставках.

1. Погода вскоре (не)ул..вимо изменилась. 2. (Не)сколько увесистых к..мней, сорвавшись с крутизны, пок..тились вниз. 3. (Не)равно одна из выл..зок, с отлуч(?)кой от логова на целый день и ночь, чуть было (не)кон(?)чилась для волков (не)ожида(н, нн)ой бедой. 4. (Не)угомо(н, нн)ые волчата (не)столько отдыхали, сколько бегали вокруг, пр..нюхиваясь и пр..сматриваясь ко всему, что пр..влекало их любопытство. 5. (Не)подалёку от волков с волчатами, (не)много в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было (не)мало.

(По Ч. Айтматову)

245. Спишите, подчеркните слова с приставкой не- как члены предложения. Какой частью речи является каждое из них? Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?

1. Зимн..е солнце (не)ласково. (Не)ласково ветретил лес ребятишек. 2. (Не)заметно прош..л в лесу день. После чистк.. пятно на пл..ще (не)заметно. 3. Серёжа прыгнул вверх (не)высоко. Молод..нькое деревцо (не)высоко. 4. Возр..жение (не)уб..дительно. Коля оправдывался (не)уб..дительно. 5. Пор..жение было (не)избежно.

возражение
поражение

246. К какому стилю относится текст? Какое не существующее в языке слово использовано в вопросе Димы? Каким словом его заменил командир?

Слушай, - ш..потом сказал Димка, хотя кругом (н..)кого (не)было, - ты (не)ходи туда прямо... лучше вокруг бегай. Как бы (не)заметили.

Предупр..дили ране(н, нн)ого командира.

Что же,- сказал он, - буд..те только осторожней, ребята. А если (не)помож..т, (н..)чего тогда (не)подела..шь... (Не)хотелось бы, правда, так (не)лепо проп..дать...

А если лепо?

Нет такого слова, Димка. А если не задаром, тогда можно.

(По А. Гайдару)

247. Заполните по образцу таблицу «Не с существительными, прилагательными и наречиями на и » своими примерами, обозначая в них условия выбора слитного или раздельного написания не . Составьте два сложных предложения.

248. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Разделите его на абзацы, спишите. Подчеркните наречия, образованные приставочным способом. Какие языковые средства для связи предложений здесь использованы?

С годами люди всё сильнее пр..выкали к тому, что почта всегда к их услугам. Для быстроты горо..ские разнос(ч, щ)ики писем - почтальоны - начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно ост..валось (не)удобным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое ра..стояние его пр..дётся ве..ти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать квитанцию. И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый к..нверт и штемпель. О нет, пр..думать такое было вовсе (не)просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого врем..ни переписка стала делом обычн..м. Почти все государства сразу подхватили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущ..на в конце 1857 года.

(По А. Шейкину)

почтальон
квитанция
штемпель [тэ]
конверт [в"]

249. Организуйте диалог на тему «Почему люди стали меньше писать друг другу письма?» Поговорите о том, что пришло им на смену, как теперь общаются между собой. Обсудите плюсы и минусы такого общения. Работайте в группе.

Урок 71. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

14.12.2011 21240 1715

Урок 71. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

Цели: показать условия написания не с наречиями на и -е; сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.

Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, повторение пройденного, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Диктант по памяти (по упражнению 218).

П. Проверка домашнего задания

1. Морфологический разбор наречий из упражнения 218 (по выбору) - на доске и в тетрадях.

2. Чтение и анализ нескольких творческих работ - сочинений- рассуждений на тему «Прозвища».

III . Изучение темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на и -е»

1. Объяснительный диктант (повторение пройденного).
Нелепое обвинение; проявление невоспитанности; негромкая

- музыка; непростительная оплошность; немалый вклад; ничуть не трудный; не сладкие, а кислые ягоды; вовсе не занимательный; неясная цель; неуклюжая походка; отвергнуть с негодованием.

2. Эвристическая беседа.

-В каких частях речи встретилась орфограмма с не в объяс­ нительном диктанте? (В именах существительных и прила­ гательных.)

-В каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно в этих частях речи? (Случаи слитного написания с не: не употреб­ляется без не, нет противопоставления, нет усилительных слов, можно заменить синонимом без не. В остальных слу­ чаях не пишется раздельно.)

-Образуйте наречия, однокоренные прилагательным объясни­ тельного диктанта. Запишите в два столбика.

нелепый нелепо

невоспитанный невоспитанно

негромкий негромко

непростительный непростительно

немалый немало

ничуть не трудный не сладкие, а кислые вовсе не занимательный неясный

неуклюжий неуклюже

-Какие наречия образуются от прилагательных? (Наречия на -о, -е.)

-Необходимо ли отдельное правило написания не с наре­ чиями на и - el (Нет, оно такое же, что и для прилага­ тельных.)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 219: устно.

2. Упражнение 220: выполняется по вариантам. 1-й вариант выписывает слова с не, которое является частью корня и находит примеры слов, состав которых соответствует приведенным в учеб­ нике схемам; 2-й вариант выписывает слова с приставкой не-; 3-й вариант - с частицей не.

После выполнения на доске открывается запись, по которой ученики самостоятельно проверят свою работу:

Слова с не - частью корня

Слова с приставкой не-

Слова с частицей не

Выполнить небрежно

Сделать неаккуратно, неопрятно, неумело

Пришить не крепко, а слабо

Поступить нелепо

Пришить пуговицу некрепко

Взглянуть не доверчиво, а с подозрением

Высказываться негодующе

Посмотреть недоверчиво, недовольно, недруже­ любно

Говорить нисколько

не весело, совсем не громко,

далеко не ласково

Излагать мысли непосле­ довательно, несвязно

Произнести не громко, а тихо

Взлететь невысоко

Взлететь не высоко, а низко

Вырыть неглубоко

Взлететь совсем не высоко

Нешироко приоткрыть глаза

Ничуть не радостно

К заданию 1-го варианта (слова, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам): приоткрыть, непоследователь­ но, сделать.

Домашнее задание 1- § 36.

2. Упражнение 221: письменно.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: