А фет фотографии. Когда родился и умер Фет? Афанасий Афанасьевич Фет: краткая биография. Стихотворения Афанасия Фета

«Фет - нежнейший певец неуловимых ощущений,

воздушных, как края вечерних облаков,

и странно - прозрачных,

как тихие жуткие воды глубокого затона…»

К.Бальмонт

Поэзия А. Фета, бесспорно - одна из вершин русской классической поэзии. Она не столь широка по тематике, но необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. Поэт большой эмоциональной силы, Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые, едва зарождающиеся настроения.

Критики отмечали «умение поэта ловить не­уловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (А.В. Дружинин).


В мое мироощущение его поэзия вошла не в детстве со стихами о природе, а в отрочестве стихами о любви с первой влюбленностью, надеждами, первыми разочарованиями и слезами. Я до сих пор помню это ошеломляющее потрясение от количества эмоций, настроений, и слов его стихов, которые отражали, как мне казалось, движения моей души, описать которые я сама была не в состоянии. Он научил меня переживать все оттенки счастья, несчастья, горя, страха, светлой грусти, сочувствия, надежды. И, главное, уметь говорить об этих чувствах…По-моему, это и было то время, когда «душа трудилась» и росла, чтобы не остаться плоской и глухой, для которой есть только черное и белое, хорошее и плохое. В этом главная заслуга поэзии А.Фета.

Он по праву занял свое место в русской литературе, и по частоте цитирования занимает одно из ведущих мест. Вспомните, «Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало», «На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит», «Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья», «Нет, я не изменил. До старости глубокой я тот же преданный, Я раб твоей любви», «Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна»…

Освободите себе полчаса, пятнадцать минут и в тишине почитайте вслух, вдвоем, с любимыми или с детьми стихи А.Фета. Почитайте в комнате в тишине, в аллеях притихших парков, на опушке леса и вы сразу почувствуете дымку туманную, весну душистую, грустный лепет листка, рост полночного цветка…

Нельзя не согласиться с К. Чуковским: «Читать Фета- это слаще всякого вина… Стал читать Фета, одно стихотворение за другим, и всё не мог остановиться, выбирал свои любимые и испытывал такое блаженство, что казалось, сердце не выдержит – и не мог представить, что есть где-то люди для которых это мертво и не нужно…».

Любя этого поэта, в юности никогда не разглядывала его портрет. Для меня он представлялся прекрасным, высоким, стройным юношей с удивительным именем и поражающей воображение фамилией. А как же иначе мог выглядеть остро страдающий и так тонко чувствующий человек?

Сегодня, вглядываясь в портрет А.Фета, зная уже его непростую жизнь, я понимаю, что в нем жило две личности и каждая со своим удивительным миром.

В судьбе поэта сплелось столько невероятного и трагического, что, пожалуй, хватило бы не на одного человека и могло бы стать сюжетом для создания, например, Александром Дюма еще одного романа в духе графа Монте-Кристо.

Прежде всего это две тайны – рождения и смерти.

Все началось в 1820 году, когда в небольшом германском городке появился русский помещик Афанасий Шеншин, небогатый, не красавец, не первой молодости.

Трудно понять, чем пленил он молодую немку Шарлотту Фет, но она бросила мужа, отца, годовалую дочь, все родное и близкое и бежала с Шеншиным в Россию, в его имение. А 29 октября 1820 года в селе Новоселки Орловской губернии родился будущий поэт.

Когда Афанасию исполнилось 14 лет, мальчик оказался «без фамилии». Власти постановили, что «означенного Афанасия сыном г. ротмистра Шеншина признать не можно» (поскольку Шарлотта Фет обвенчалась с Шеншиным после рождения сына, а приехала в Россию за 2 месяца до появления ребенка). Мальчика лишили фамилии Шеншин, всех привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. Для Фета это был удар, последствия которого он испытывал на протяжении всей жизни. С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина, во что бы то ни стало.

Всю жизнь Фет считал свое переименование тяжелейшей катастрофой. Тридцать лет проносив имя Фет и прославив его, он пишет жене: «Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет».

Ранее в литературоведении существовало несколько версий о рождении А.Фета. Но уже в 2002 году появилась публикация так называемых «дармштадтских документов», которые проливают правду на первую тайну А.Фета. Желаю читателям самим разобраться в этой чисто детективной истории на основании статьи Александра Николаевича Николюкина (Литературоведческий журнал № 30 Серия «Литературоведческий журнал», книга 30 http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=10215360 Литературоведческий журнал № 30). Я же сделала вывод, истинная фамилия поэта – Шеншин!

14 лет он был первым сыном дворянина с огромной и прославленной родословной, все привилегии принадлежали ему. И вдруг в один миг сами родители лишают его этого, чтобы спасти честь отца, попавшего под суд из-за незаконности брака. Так, в конце концов, мальчик получил «честную фамилию», ставшую для него источником бесчестья и несчастья.

Насмешки, неудобные вопросы, откровенные издевательства посыпались на голову юноши в пансионе Крюммера г. Вееро. В 1838 году Фет поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Увлечение поэзией, возникшая вера в свое поэтическое признание были, конечно, причиной выбора факультета. Всего через 2 года выходит в свет его первый поэтический сборник «Лирический пантеон», о котором В.Белинский сказал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет».
Но сосредоточится на творчестве и посвятить себя поэзии А. Фет не может. Он ни на минуту не забывает о своей мечте – стать русским дворянином. Осуществление её он видит через военную службу, потому что офицерский чин в то время давал потомственное дворянство. Но и здесь его ждало разочарования, новые манифесты давали право присвоения дворянского звания только в чине полковника. А уйти с военной службы Фет не решается: его новый подготовленный сборник издателями считается не прибыльным. А других средств к существованию он не видит. Жизнь поэта проходит среди казарменной муштры, в духовной изоляции.

В это время происходит встреча поэта с дочерью мелкопоместного дворянина Марией Лазич. Удивительно поэтическая и одновременно трагическая история, достойная пера романиста.

Это была серьёзная, образованная девушка, прекрасный музыкант, любительница поэзии. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили Фета. А она сама безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства. Завязался роман. С Марией Лазич Фет провёл много доверительных вечеров, любовь с каждым разом разгоралась всё сильнее. Они были необходимы друг другу. Однако Фет уже тогда понимал, что брак для него невозможен… «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений... Это гордиев узел любви... который чем более затягиваю, тем туже завязываю, а разрубить мечом не имею духу и сил...» (из письма). Расстаться со своей мечтой о дворянстве для Фета невозможно. Согласитесь, потрясающая целеустремленность, ради которой он, 28 лет от роду, готов бросить любовь в пламя костра!

Он жёстоко порывает отношения с любимой, несмотря на её мольбы.

Но вскоре происходит трагедия – Мария сгорает в своём херсонском доме. Сгорая, она кричала: «Во имя неба спасите письма!»… Еще четверо суток длились ее мучения. «Можно ли на кресте страдать более, чем я?» — шелестели ее губы. А перед самой смертью Мария успела прошептать последние слова, во многом загадочные, но в них было послано прощение любимому человеку: «Он не виноват, — а я…». На огненный жертвенник любви были возложены человеческо е счастье и сама жизнь.

Вчерашняя бесприданница, покорная, отвергнутая, готовая пойти за поэтом по первому его зову вдруг становится недоступной и царственно величественной. Отныне именно она становится вдохновительницей поэтических строк, наполненных раскаяньем, грусти и любви. Именно после кончины возлюбленной в фетовской лирике устойчивыми стали мотивы и образы, связанные с огнем, будь то полыхающий костер, пылающий камин или трепетное пламя свечи.

С пера поэта срывались слова любви, раскаянья, тоски, часто удивительные по бесстрашной откровенности. М. Лазич посвящено одно из лучших стихотворений Фета, написанное им уже на склоне лет - «Alter Ego»:

Как лилея глядится в нагорный ручей,

Ты стояла над первою песней моей,

И была ли при этом победа, и чья,-

У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?

Ты душою младенческой все поняла,

Что мне высказать тайная сила дала,

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

Та трава, что вдали, на могиле твоей,

И я знаю, взглянувши на звезды порой,

Что взирали на них мы как боги с тобой.

У любви есть слова, те слова не умрут.

Нас с тобой ожидает особенный суд;

Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

Судьба Фета круто меняется в 1853 году. Ему удается перейти в гвардейский лейб-уланский полк, и Фет получает возможность часто бывать в Петербурге, встречаться с писателями. Его стихи печатаются в «Современнике», его имя становится все более известным.

В 1857 году Фет женился на М.П. Боткиной, дочерью крупного чаеторговца и сестре критика В.Ф. Боткина. Марья Петровна была женщиной образованной, хорошей музыкантшей. Она стала помощницей мужа и в литературных, и в хозяйственных делах. Но самое главное, она была сердечно предана мужу, привязана к нему. Это Фет всегда чувствовал и не мог не быть благодарным. Исполнилась мечта: он счастлив, богат…

Но судьба и сейчас не дает ему насладиться счастьем! После нападок критиков он бежит в деревню, становится рачительным хозяином, на протяжении десяти лет служит справедливым мировым судьей. На улучшение условий жизни сотен крестьян, на школы и больницы для них Афанасием Фетом было положено семнадцать лет. Во всё это время - ни одного стихотворения. Со старыми стихами - ещё хуже. «За 26 лет не было продано и тысячи экземпляров моего сборника… »

В 1873 г. уже известный поэт и состоятельный помещик, не имея никакой практической в этом надобности, он напрямую обратится к императору Александру II, и тогда выйдет высочайший указ о «присоединении отставного гвардии штаб-ротмистра Аф. Аф. Фета к роду отца его Шеншина, со всеми правами, званию и роду его принадлежащими». С этого момента все свои письма он будет подписывать только именем Шеншина, даже метки на столовом серебре велит переделать. Борьба за возвращение потомственного дворянства длилась около 40 лет. Многие не понимали активности Афанасия Афанасьевича в этой области. Известна фраза Ивана Сергеевича Тургенева: «Как Фет, Вы имели имя; как Шеншин, Вы имеете только фамилию». (Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем. Т. 10. М. 1994.с. 339).
Он же думал иначе. Два имени соответствовали двум образам этого человека: потомственный русский дворянин Шеншин, с юных лет преследуемый злой судьбой, и Афанасий Фет – безродный поэт, священнодействующий в храме искусства. Одно его шуточное послание к академику Ф.Е. Коршу завершается такими словами:

Я между плачущих Шеншин,

И Фет я только средь поющих.
(«Член Академии больной…», 1887)

Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. За перевод Горация он в 1884 г. получил Пушкинскую премию Академии наук, а в 1886 г. был избран ее членом-корреспондентом. При посредничестве великого князя Константина Константиновича (К. Р.), почитателя поэзии Фета, он в 1888 г. к «пятидесятилетию музы» получил звание камергера и был очень доволен и горд, лишний раз вызывая раздражение знакомых, даже из числа не самых либеральных.

Отношение к Фету всегда было не однозначно. Известно, например, такое высказывание Д.Писарева: « Со временем сочинения господина Фета пойдут разве что на завёртывание сальных свечей, мещёрского сыра и копчёной рыбы». А он победил всех. Некоторым образом - даже саму смерть.

Молва ходила о том, что, едва Репин закончил портреты Мусоргского, Писемского, Пирогова, итальянского мастера сцены-Мереи д"Аржанто, их вскоре не стало. Конечно, при этом как-то забывалось, что Мусоргский слыл запойным пьяницей, Пирогов давно болел, Аржанто был весьма невоздержан в удовольствиях жизни. Тяга к мистике и всяческим странным загадкам, сильная во все времена, и тут перевешивала.

Дошло до того, что известный собиратель живописи, создатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков побоялся заказывать Репину портрет престарелого поэта Тютчева. Но все же не сдержался - заказал. И что бы вы думали? Едва художник взялся за кисть, поэт заболел и вскорости скончался. Недаром среди художников поползли странные и мистические догадки: мол, «Репин обладает необычайной способностью переплавлять в краски живую плоть и кровь человеческого тела» (http://www.iv-obdu.ru/content/view/1009/169/)

Когда же Репин написал тот самый канонический портрет А.Фета, с бородой и прищуром, все решили, что Фету уж точно несдобровать. А он и тут всех обманул. Нет, Фет, конечно, умер. Но только спустя одиннадцать лет.
21 ноября 1892 года поэт торжественно выпил бокал шампанского, немало удивив этим супругу, а затем нашел предлог и отослал ее из дома. Когда Мария Петровна ушла, Фет позвал своего секретаря и продиктовал: «Не понимаю сознательно приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». И подписал: «21 ноября, Фет (Шеншин)». Затем он схватил стальной стилет, служивший для разрезания бумаг, и попытался ударить себя в висок. Но секретарь, поранив себе руку, вырвала у старика стилет и хотела дать ему успокоительное. Пока она наливала микстуру в стакан, Фет выбежал из комнаты и устремился в столовую. Старик одной рукой схватился за дверцу кухонного ящика, а другой потянулся к ножу, но так и не сумел его взять. Секретарь застала Фета лежащим на полу. Наклонившись к нему, она с трудом разобрала в его бессвязном шепоте только одно слово: «Добровольно...». Сказав это, поэт потерял сознание и через несколько минут умер... В селе Клейменова прошли похороны Фета. До сих пор здесь, в родовом имении Шеншиных покоится прах знаменитого русского поэта. И до сих пор все влюбленные, радуясь и печалясь читают стихи А. Фета, которые учат нашу душу человечности, а значит – любви…


Биография и эпизоды жизни Афанасия Фета. Когда родился и умер Афанасий Фет, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта,фото и видео.

Годы жизни Афанасия Фета:

родился 5 декабря 1820, умер 21 ноября 1892

Эпитафия

«Шепчутся тихие волны,
Шепчется берег с другим,
Месяц колышется полный,
Внемля лобзаньям ночным.
В небе, в траве и в воде
Слышно ночное шептание,
Тихо несется везде:
„Милый, приди на свидание…”».
Стихотворение Александра Блока, посвященное памяти Афанасия Фета

Биография

Знаменитый русский поэт Афанасий Фет стал ярким представителем чистой поэзии, сделав главными темами своего творчества любовь и природу. Едва ли не всю свою жизнь Фет пытался вернуть себе титул дворянина и право на наследство. Все началось с того, что мать будущего поэта - Шарлотта-Елизавета Беккер — будучи беременна им завела бурный роман с помещиком Афанасием Шеншиным, когда тот пребывал на отдыхе в Дармштадте. Беременность не остановила влюбленных, они втайне от всех переехали в Россию. Здесь же, в имении любимого Шарлотта рожает, а ребенка записывают как сына Афанасия Неофитовича Шеншина. Но венчание Шарлотты Беккер с Шеншиным состоялось лишь спустя два года — после того, как она приняла православие.

В четырнадцатилетнем возрасте Афанасий получает первый удар судьбы, когда обнаруживается, что он был рожден вне брака. В результате его лишают дворянства, русского подданства, фамилии и вместе с тем положения в обществе. Желая восстановить справедливость и отвоевать свое право на наследство, Фет решается поступить в кирасирский полк. По существующим тогда законам, уже через шесть месяцев службы можно было получить офицерский чин, а вместе с ним вернуть и столь желаемое дворянство. Однако неудачи продолжают преследовать юного Фета: в России издается указ, по которому получить дворянский титул могут только старшие офицеры, прослужившие не менее 15 лет.


Первые попытки стихотворчества Фет предпринял в юном возрасте, когда находился в немецком пансионе Крюммера. Когда же поэту было около 20 лет, выходит в свет «Лирический пантеон» - первый сборник стихов Афанасия Фета. Далее следуют публикации в таких журналах, как «Отечественные записки», «Москвитянин». В 1846 году писатель получает первое офицерское звание. Второй сборник произведений Фета получает хвалебные отзывы от критиков, но радость от успеха была омрачена гибелью его возлюбленной Марии Лазич. Русский поэт посвящает почившей любимой ряд стихов и поэму «Талисман».

Вместе со своим полком Фет был расквартирован под Санкт-Петербургом, где познакомился с Гончаровым, Некрасовым, Тургеневым. Именно под редакцией последнего выходит третий сборник Фета. Устав от попыток вернуть себе дворянство, поэт уходит в отставку. Вместе с женой Марией Петровной - сестрой знаменитого в то время критика Боткина - переезжает в Москву.

Много лет спустя, когда свет увидел двухтомный сборник поэтических произведений Фета, ему все-таки возвращают титул дворянина, а вместе с тем и фамилию Шеншин. Но поэт решает не менять свой литературный псевдоним и подписывается под своими стихами фамилией Фет вплоть до самой смерти.

Официальная дата смерти Фета - 21 ноября 1892 г. Хоть причиной смерти Афанасия Фета был назван сердечный приступ, биографы предполагают, что он мог покончить жизнь самоубийством. В селе Клейменова прошли похороны Фета. До сих пор здесь, в родовом имении Шеншиных покоится прах знаменитого русского поэта.

Линия жизни

5 декабря 1820 г. Дата рождения Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина).
1835 г. Поступление в немецкий частный пансион Крюммера в Верро (Эстония).
1837 г. Поступление в Московский университет.
1840 г. Выход сборника стихотворений Фета «Лирический пантеон».
1845 г. Поступление на службу в кирасирский Военного ордена полк.
1850 г. Выход второго сборника поэзии Афанасия Фета.
1853 г. Переезд в Петербург по службе.
1857 г. Брак с Марией Боткиной.
1857 г. Отставка в чине гвардейского штабc-ротмистра и переезд в Москву.
1867 г. Назначение на должность мирового судьи.
21 ноября 1892 г. Дата смерти Фета.

Памятные места

1. Село Новоселки в Орловской области, где родился Афанасий Фет.
2. Город Выру в Эстонии, где учился юный поэт.
3. Московский государственный университет, где учился Фет.
4. Балтийский порт, где отбывал службу Фет.
5. Село Клейменово, где похоронен Афанасий Фет.
6. Усадьба-музей Фета в 1-й Воробьевке Курской области.
7. Памятник Фету в Орле (возле писательского дома на ул. Салтыкова-Щедрина).

Эпизоды жизни

За оригинальный стиль изложения Афанасия Фета прозвали представителем чистой поэзии и, разумеется, одним из лучших поэтов лирического жанра. Интересно то, что в одном из самых показательных его стихотворений - «Шёпот, робкое дыханье…» - не использован ни один глагол. При этом в столь статичном, казалось бы, описании прекрасно отражено движение времени.

Первая любовь Афанасия Фета связана с именем молодой прекрасно образованной аристократки Марии Лазич. Некоторое время влюбленные поддерживали отношения, не выходящие за рамки легкого флирта, но Фет, несмотря на очевидные сантименты по отношению к Марие, принял решение никогда на ней не жениться. Вскоре их союз распался, а незадолго после этого Лазич трагически погибла вследствие пожара. Последние ее слова были адресованы Афанасию. Сам же поэт переживал потерю долго и мучительно. До конца жизни он жалел, что их брак так и не состоялся.

Завет

«Душа дрожит, готова вспыхнуть чище,
Хотя давно угас весенний день
И при луне на жизненном кладби́ще
Страшна и ночь, и собственная тень».

Документальный фильм об Афанасии Фете

Соболезнования

«…Тянулась эта мучительная болезнь почти без улучшения. Остроумов говорил, что в 72 года трудно ждать выздоровления, но мы с Марьей Петровной все надеялись. Помню, П. П. Боткин, навещая несколько раз больного, говорил Марье Петровне, что надо бы причастить Афанасия Афанасьевича. Но Марья Петровна каждый раз решительно говорила: “Ради Бога, не говорите ему этого; он рассердится, и ему будет хуже; он не верит в обряды; я уж беру на себя этот грех и буду молиться об нем сама”».
Екатерина Кудрявцева, секретарь Афанасия Фета

«…Сердце разрывалось, глядя, как с каждым часом мой дорогой Афанасий Афанасьевич уходил от нас все дальше и дальше. „Я гасну, как лампа”, - говорил он».
Мария Шеншин, супруга

Фет Афанасий Афанасиевич (1820-1892) – русский поэт, мемуарист и переводчик.

Рождение и семья

В Орловской губернии недалеко от города Мценска в 19 веке была расположена усадьба Новосёлки, где 5 декабря 1820 года в доме богатого помещика Шеншина молодая женщина Шарлотта-Елизавета Беккер Фет родила мальчика Афанасия.

Шарлотта-Елизавета была лютеранкой, проживала в Германии и состояла в браке с Иоганном-Петером-Карлом-Вильгельмом Фетом, асессором Дармштадтского городского суда. Они поженились в 1818 году, в семье родилась девочка Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина. А в 1820 году Шарлотта-Елизавета Беккер Фет бросила маленькую дочь и мужа и уехала в Россию с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, будучи беременной на седьмом месяце.

Афанасий Неофитович был ротмистром в отставке. Во время поездки за границу он влюбился в лютеранку Шарлотту-Елизавету и женился на ней. Но так как не был совершён православный обряд венчания, этот брак считался законным лишь в Германии, а в России признавался недействительным. В 1822 году женщина приняла православие, став зваться Елизаветой Петровной Фет, и вскоре они обвенчались с помещиком Шеншиным.

Детские годы

Родившегося в 1820 году ребёнка в том же году крестили по православному обряду и записали на фамилию отчима – Шеншин Афанасий Афанасиевич.

Когда мальчику исполнилось 14 лет, орловские губернские власти обнаружили, что Афанасия записали на фамилию Шеншин раньше, чем его мать венчалась с отчимом. В связи с этим парня лишили фамилии и дворянского титула. Это так глубоко ранило подростка, ведь из богатого наследника он в один миг превратился в безымянного человека, всю жизнь потом он мучился из-за своего двойственного положения.

С этого времени он носил фамилию Фет, как сын неизвестного ему иностранца. Афанасий воспринял это как позор, и у него появилась навязчивая идея, которая стала решающей в его дальнейшем жизненном пути, – вернуть утраченную фамилию.

Обучение и служба

До 14-летнего возраста Афанасий обучался на дому. Потом его определили в эстонский город Верро в немецкую школу-пансион Кроммера.

В возрасте 17 лет родители перевезли парня в Москву, где он начал готовиться к поступлению в университет в пансионе Погодина (знаменитый в то время историк, журналист, профессор и писатель).

В 1838 году Афанасий стал студентом юридического факультета в университете. Потом решил продолжать учёбу на историко-филологическом (словесном), перевёлся и обучался до 1844 года.

Окончив университет, Фет поступил на армейскую службу, это ему было нужно, чтобы вернуть себе дворянский титул. Он попал в один из южных полков, оттуда его направили в уланский гвардейский полк. А в 1854 году его перевели в балтийский полк (именно этот период службы он позднее описал в мемуарах «Мои воспоминания»).

В 1858 году Фет окончил службу в должности ротмистра, как и его отчим, и поселился в Москве.

Творчество

Ещё во время учёбы в пансионе, Афанасий написал свои первые стихи и начал интересоваться классической филологией.

Когда Фет учился в Москве в университете, у него появился друг Аполлон Григорьев, который помог Афанасию выпустить первый поэтический сборник под названием «Лирический пантеон». Эта книга успеха среди читателей автору не принесла, но журналисты обратили внимание на молодое дарование, особенно хорошо об Афанасии отозвался Белинский.

С 1842 года поэзию Фета стали печатать в газетах «Отечественные записки» и «Москвитянин».

В 1850 году увидела свет вторая книга с его стихами, которую в журнале «Современник» критиковали уже положительно, некоторые даже восхищались творчеством Фета. После этого сборника автора приняли в среду известных русских писателей, куда входили Дружинин, Некрасов, Боткин, Тургенев. Литературные заработки улучшили материальное положение Фета, и он отправился путешествовать за границу.

Поэт был романтиком, в его стихах чётко прослеживались три основные линии – любовь, искусство и природа. Следующие сборники его стихов вышли в 1856 году (под редакцией Тургенева И. С.) и в 1863 году (сразу двухтомное собрание сочинений).

Несмотря на то, что Фет был таким утончённым лириком, он сумел прекрасно вести хозяйственные дела, покупать и продавать поместья, сколачивать потихоньку денежное состояние.

В 1860 году Афанасий купил хутор Степановка, стал хозяйничать, жил там безвыездно, лишь ненадолго зимой появляясь в Москве.

В 1877 году купил в Курской губернии имение Воробьёвку. В 1881 году Афанасий купил дом в Москве, в Воробьёвку приезжал лишь на дачный летний период. Теперь он снова занялся творчеством, писал мемуары, делал переводы и выпустил очередной лирический сборник стихов «Вечерние огни».

Самые популярные стихи Афанасия Фета:

  • «Я пришёл к тебе с приветом»;
  • «Мама! Глянь-ка из окошка»;
  • «Как ярко полная луна посеребрила эту крышу»;
  • «Ещё люблю, ещё томлюсь»;
  • «Чудная картина»;
  • «На заре ты её не буди»;
  • «Шёпот, робкое дыханье…»;
  • «Буря»;
  • «Смерть»;
  • «Я тебе ничего не скажу».

Личная жизнь

В 1857 году Фет сочетался браком с Марией Петровной Боткиной, сестрой известного критика. Её брат Сергей Петрович Боткин – знаменитый медик, в честь которого названа московская больница. Племянник Евгений Сергеевич Боткин был расстрелян вместе с царской семьёй императора Николая II в 1918 году.

Несмотря на то, что Афанасию Афанасиевичу в 1873 году вернули дворянский титул и фамилию Шеншин, он продолжал подписываться Фетом.

Детей в браке Фета А. А. и Боткиной М.П. не было.

«Фет - нежнейший певец неуловимых ощущений,

воздушных, как края вечерних облаков,

и странно - прозрачных,

как тихие жуткие воды глубокого затона…»

К.Бальмонт

Поэзия А. Фета, бесспорно - одна из вершин русской классической поэзии. Она не столь широка по тематике, но необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. Поэт большой эмоциональной силы, Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые, едва зарождающиеся настроения.

Критики отмечали «умение поэта ловить не­уловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (А.В. Дружинин).


В мое мироощущение его поэзия вошла не в детстве со стихами о природе, а в отрочестве стихами о любви с первой влюбленностью, надеждами, первыми разочарованиями и слезами. Я до сих пор помню это ошеломляющее потрясение от количества эмоций, настроений, и слов его стихов, которые отражали, как мне казалось, движения моей души, описать которые я сама была не в состоянии. Он научил меня переживать все оттенки счастья, несчастья, горя, страха, светлой грусти, сочувствия, надежды. И, главное, уметь говорить об этих чувствах…По-моему, это и было то время, когда «душа трудилась» и росла, чтобы не остаться плоской и глухой, для которой есть только черное и белое, хорошее и плохое. В этом главная заслуга поэзии А.Фета.

Он по праву занял свое место в русской литературе, и по частоте цитирования занимает одно из ведущих мест. Вспомните, «Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало», «На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит», «Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья», «Нет, я не изменил. До старости глубокой я тот же преданный, Я раб твоей любви», «Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна»…

Освободите себе полчаса, пятнадцать минут и в тишине почитайте вслух, вдвоем, с любимыми или с детьми стихи А.Фета. Почитайте в комнате в тишине, в аллеях притихших парков, на опушке леса и вы сразу почувствуете дымку туманную, весну душистую, грустный лепет листка, рост полночного цветка…

Нельзя не согласиться с К. Чуковским: «Читать Фета- это слаще всякого вина… Стал читать Фета, одно стихотворение за другим, и всё не мог остановиться, выбирал свои любимые и испытывал такое блаженство, что казалось, сердце не выдержит – и не мог представить, что есть где-то люди для которых это мертво и не нужно…».

Любя этого поэта, в юности никогда не разглядывала его портрет. Для меня он представлялся прекрасным, высоким, стройным юношей с удивительным именем и поражающей воображение фамилией. А как же иначе мог выглядеть остро страдающий и так тонко чувствующий человек?

Сегодня, вглядываясь в портрет А.Фета, зная уже его непростую жизнь, я понимаю, что в нем жило две личности и каждая со своим удивительным миром.

В судьбе поэта сплелось столько невероятного и трагического, что, пожалуй, хватило бы не на одного человека и могло бы стать сюжетом для создания, например, Александром Дюма еще одного романа в духе графа Монте-Кристо.

Прежде всего это две тайны – рождения и смерти.

Все началось в 1820 году, когда в небольшом германском городке появился русский помещик Афанасий Шеншин, небогатый, не красавец, не первой молодости.

Трудно понять, чем пленил он молодую немку Шарлотту Фет, но она бросила мужа, отца, годовалую дочь, все родное и близкое и бежала с Шеншиным в Россию, в его имение. А 29 октября 1820 года в селе Новоселки Орловской губернии родился будущий поэт.

Когда Афанасию исполнилось 14 лет, мальчик оказался «без фамилии». Власти постановили, что «означенного Афанасия сыном г. ротмистра Шеншина признать не можно» (поскольку Шарлотта Фет обвенчалась с Шеншиным после рождения сына, а приехала в Россию за 2 месяца до появления ребенка). Мальчика лишили фамилии Шеншин, всех привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. Для Фета это был удар, последствия которого он испытывал на протяжении всей жизни. С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина, во что бы то ни стало.

Всю жизнь Фет считал свое переименование тяжелейшей катастрофой. Тридцать лет проносив имя Фет и прославив его, он пишет жене: «Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет».

Ранее в литературоведении существовало несколько версий о рождении А.Фета. Но уже в 2002 году появилась публикация так называемых «дармштадтских документов», которые проливают правду на первую тайну А.Фета. Желаю читателям самим разобраться в этой чисто детективной истории на основании статьи Александра Николаевича Николюкина (Литературоведческий журнал № 30 Серия «Литературоведческий журнал», книга 30 http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=10215360 Литературоведческий журнал № 30). Я же сделала вывод, истинная фамилия поэта – Шеншин!

14 лет он был первым сыном дворянина с огромной и прославленной родословной, все привилегии принадлежали ему. И вдруг в один миг сами родители лишают его этого, чтобы спасти честь отца, попавшего под суд из-за незаконности брака. Так, в конце концов, мальчик получил «честную фамилию», ставшую для него источником бесчестья и несчастья.

Насмешки, неудобные вопросы, откровенные издевательства посыпались на голову юноши в пансионе Крюммера г. Вееро. В 1838 году Фет поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Увлечение поэзией, возникшая вера в свое поэтическое признание были, конечно, причиной выбора факультета. Всего через 2 года выходит в свет его первый поэтический сборник «Лирический пантеон», о котором В.Белинский сказал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет».
Но сосредоточится на творчестве и посвятить себя поэзии А. Фет не может. Он ни на минуту не забывает о своей мечте – стать русским дворянином. Осуществление её он видит через военную службу, потому что офицерский чин в то время давал потомственное дворянство. Но и здесь его ждало разочарования, новые манифесты давали право присвоения дворянского звания только в чине полковника. А уйти с военной службы Фет не решается: его новый подготовленный сборник издателями считается не прибыльным. А других средств к существованию он не видит. Жизнь поэта проходит среди казарменной муштры, в духовной изоляции.

В это время происходит встреча поэта с дочерью мелкопоместного дворянина Марией Лазич. Удивительно поэтическая и одновременно трагическая история, достойная пера романиста.

Это была серьёзная, образованная девушка, прекрасный музыкант, любительница поэзии. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили Фета. А она сама безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства. Завязался роман. С Марией Лазич Фет провёл много доверительных вечеров, любовь с каждым разом разгоралась всё сильнее. Они были необходимы друг другу. Однако Фет уже тогда понимал, что брак для него невозможен… «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений... Это гордиев узел любви... который чем более затягиваю, тем туже завязываю, а разрубить мечом не имею духу и сил...» (из письма). Расстаться со своей мечтой о дворянстве для Фета невозможно. Согласитесь, потрясающая целеустремленность, ради которой он, 28 лет от роду, готов бросить любовь в пламя костра!

Он жёстоко порывает отношения с любимой, несмотря на её мольбы.

Но вскоре происходит трагедия – Мария сгорает в своём херсонском доме. Сгорая, она кричала: «Во имя неба спасите письма!»… Еще четверо суток длились ее мучения. «Можно ли на кресте страдать более, чем я?» — шелестели ее губы. А перед самой смертью Мария успела прошептать последние слова, во многом загадочные, но в них было послано прощение любимому человеку: «Он не виноват, — а я…». На огненный жертвенник любви были возложены человеческо е счастье и сама жизнь.

Вчерашняя бесприданница, покорная, отвергнутая, готовая пойти за поэтом по первому его зову вдруг становится недоступной и царственно величественной. Отныне именно она становится вдохновительницей поэтических строк, наполненных раскаяньем, грусти и любви. Именно после кончины возлюбленной в фетовской лирике устойчивыми стали мотивы и образы, связанные с огнем, будь то полыхающий костер, пылающий камин или трепетное пламя свечи.

С пера поэта срывались слова любви, раскаянья, тоски, часто удивительные по бесстрашной откровенности. М. Лазич посвящено одно из лучших стихотворений Фета, написанное им уже на склоне лет - «Alter Ego»:

Как лилея глядится в нагорный ручей,

Ты стояла над первою песней моей,

И была ли при этом победа, и чья,-

У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?

Ты душою младенческой все поняла,

Что мне высказать тайная сила дала,

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

Та трава, что вдали, на могиле твоей,

И я знаю, взглянувши на звезды порой,

Что взирали на них мы как боги с тобой.

У любви есть слова, те слова не умрут.

Нас с тобой ожидает особенный суд;

Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

Судьба Фета круто меняется в 1853 году. Ему удается перейти в гвардейский лейб-уланский полк, и Фет получает возможность часто бывать в Петербурге, встречаться с писателями. Его стихи печатаются в «Современнике», его имя становится все более известным.

В 1857 году Фет женился на М.П. Боткиной, дочерью крупного чаеторговца и сестре критика В.Ф. Боткина. Марья Петровна была женщиной образованной, хорошей музыкантшей. Она стала помощницей мужа и в литературных, и в хозяйственных делах. Но самое главное, она была сердечно предана мужу, привязана к нему. Это Фет всегда чувствовал и не мог не быть благодарным. Исполнилась мечта: он счастлив, богат…

Но судьба и сейчас не дает ему насладиться счастьем! После нападок критиков он бежит в деревню, становится рачительным хозяином, на протяжении десяти лет служит справедливым мировым судьей. На улучшение условий жизни сотен крестьян, на школы и больницы для них Афанасием Фетом было положено семнадцать лет. Во всё это время - ни одного стихотворения. Со старыми стихами - ещё хуже. «За 26 лет не было продано и тысячи экземпляров моего сборника… »

В 1873 г. уже известный поэт и состоятельный помещик, не имея никакой практической в этом надобности, он напрямую обратится к императору Александру II, и тогда выйдет высочайший указ о «присоединении отставного гвардии штаб-ротмистра Аф. Аф. Фета к роду отца его Шеншина, со всеми правами, званию и роду его принадлежащими». С этого момента все свои письма он будет подписывать только именем Шеншина, даже метки на столовом серебре велит переделать. Борьба за возвращение потомственного дворянства длилась около 40 лет. Многие не понимали активности Афанасия Афанасьевича в этой области. Известна фраза Ивана Сергеевича Тургенева: «Как Фет, Вы имели имя; как Шеншин, Вы имеете только фамилию». (Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем. Т. 10. М. 1994.с. 339).
Он же думал иначе. Два имени соответствовали двум образам этого человека: потомственный русский дворянин Шеншин, с юных лет преследуемый злой судьбой, и Афанасий Фет – безродный поэт, священнодействующий в храме искусства. Одно его шуточное послание к академику Ф.Е. Коршу завершается такими словами:

Я между плачущих Шеншин,

И Фет я только средь поющих.
(«Член Академии больной…», 1887)

Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. За перевод Горация он в 1884 г. получил Пушкинскую премию Академии наук, а в 1886 г. был избран ее членом-корреспондентом. При посредничестве великого князя Константина Константиновича (К. Р.), почитателя поэзии Фета, он в 1888 г. к «пятидесятилетию музы» получил звание камергера и был очень доволен и горд, лишний раз вызывая раздражение знакомых, даже из числа не самых либеральных.

Отношение к Фету всегда было не однозначно. Известно, например, такое высказывание Д.Писарева: « Со временем сочинения господина Фета пойдут разве что на завёртывание сальных свечей, мещёрского сыра и копчёной рыбы». А он победил всех. Некоторым образом - даже саму смерть.

Молва ходила о том, что, едва Репин закончил портреты Мусоргского, Писемского, Пирогова, итальянского мастера сцены-Мереи д"Аржанто, их вскоре не стало. Конечно, при этом как-то забывалось, что Мусоргский слыл запойным пьяницей, Пирогов давно болел, Аржанто был весьма невоздержан в удовольствиях жизни. Тяга к мистике и всяческим странным загадкам, сильная во все времена, и тут перевешивала.

Дошло до того, что известный собиратель живописи, создатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков побоялся заказывать Репину портрет престарелого поэта Тютчева. Но все же не сдержался - заказал. И что бы вы думали? Едва художник взялся за кисть, поэт заболел и вскорости скончался. Недаром среди художников поползли странные и мистические догадки: мол, «Репин обладает необычайной способностью переплавлять в краски живую плоть и кровь человеческого тела» (http://www.iv-obdu.ru/content/view/1009/169/)

Когда же Репин написал тот самый канонический портрет А.Фета, с бородой и прищуром, все решили, что Фету уж точно несдобровать. А он и тут всех обманул. Нет, Фет, конечно, умер. Но только спустя одиннадцать лет.
21 ноября 1892 года поэт торжественно выпил бокал шампанского, немало удивив этим супругу, а затем нашел предлог и отослал ее из дома. Когда Мария Петровна ушла, Фет позвал своего секретаря и продиктовал: «Не понимаю сознательно приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». И подписал: «21 ноября, Фет (Шеншин)». Затем он схватил стальной стилет, служивший для разрезания бумаг, и попытался ударить себя в висок. Но секретарь, поранив себе руку, вырвала у старика стилет и хотела дать ему успокоительное. Пока она наливала микстуру в стакан, Фет выбежал из комнаты и устремился в столовую. Старик одной рукой схватился за дверцу кухонного ящика, а другой потянулся к ножу, но так и не сумел его взять. Секретарь застала Фета лежащим на полу. Наклонившись к нему, она с трудом разобрала в его бессвязном шепоте только одно слово: «Добровольно...». Сказав это, поэт потерял сознание и через несколько минут умер... В селе Клейменова прошли похороны Фета. До сих пор здесь, в родовом имении Шеншиных покоится прах знаменитого русского поэта. И до сих пор все влюбленные, радуясь и печалясь читают стихи А. Фета, которые учат нашу душу человечности, а значит – любви…


Афанасий Афанасьевич Фет (правильно Фёт) первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин. Родился 23 ноября (5 декабря) 1820 года в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии - умер 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве. Русский поэт-лирик немецкого происхождения, переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН (1886).

Отец - Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фет (Фёт) (1789-1825), асессор городского суда Дармштадта.

Мать - Шарлотта-Елизавета Беккер (1798-1844). Сестра - Каролина-Шарлотта-Георгина-Эрнестина Фёт (1819-1868).

Отчим - Шеншин Афанасий Неофитович (1775-1855).

Дедушка по матери - Карл-Вильгельм Беккер (1766-1826), тайный советник, военный комиссар.

Дедушка по отцу - Иоганн Фёт.

Бабушка по отцу - Миленс Сибилла.

Бабушка по матери - Гагерн Генриетта.

18 мая 1818 года в Дармштадте состоялось сочетание браком 20-летней Шарлотты-Елизаветы Беккер и Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фёта. В 1820 году в Дармштадт на воды приехал 45-летний русский помещик, потомственный дворянин Афанасий Неофитович Шеншин, и остановился в доме Фетов. Между ним и Шарлоттой-Елизаветой вспыхнул роман, несмотря на то, что молодая женщина ждала второго ребёнка. 18 сентября 1820 года Афанасий Неофитович Шеншин и Шарлотта-Елизавета Беккер тайно выехали в Россию.

23 ноября (5 декабря) 1820 год в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии у Шарлотты-Елизаветы Беккер родился сын, 30 ноября крещённый по православному обряду и нареченный Афанасием. В метрической книге он был записан как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. Однако повенчались супруги лишь в 1822 году, после того как Шарлотта-Елизавета приняла православие и стала зваться Елизаветой Петровной Фёт. В 1821-1823 годах у Шарлотты-Елизаветы родились от Афанасия Шеншина дочь Анна и сын Василий, умершие в младенчестве, а в мае 1824 года - дочь Люба.

Иоганн Фет в 1824 году женился на воспитательнице своей дочери Каролины. 7 ноября 1823 года Шарлотта-Елизавета написала письмо в Дармштадт своему брату Эрнсту Беккеру, в котором жаловалась на бывшего мужа Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фета, пугавшего её и предлагавшего усыновить сына Афанасия, если будут оплачены его долги. 25 августа 1825 года Шарлотта-Елизавета Беккер писала письмо брату Эрнсту о том, как хорошо заботится Шеншин о её сыне Афанасии: «никто не заметит, что это не кровный его ребёнок».

В марте 1826 года она вновь написала брату, что умерший месяц назад её первый муж не оставил ей и ребёнку денег: «чтобы отомстить мне и Шеншину, он забыл собственное дитя, лишил его наследства и наложил на него пятно… Попытайся, если это возможно, упросить нашего милого отца, чтобы он помог вернуть этому ребёнку его права и честь; должен же он получить фамилию…» Затем, в следующем письме: «… Очень мне удивительно, что Фёт в завещании забыл и не признал своего сына. Человек может ошибаться, но отрицать законы природы - очень уж большая ошибка. Видно, перед смертью он был совсем больной…».

Когда Афанасию Шеншину было 14 лет, епархиальное начальство выяснило, что он был рожден до заключения брака, и он был лишен фамилии, русского подданства и дворянства и стал «гессендармштадским подданным Афанасием Фётом». Это событие круто изменило всю жизнь молодого человека. Вместе с фамилией он лишился положения в обществе и права на наследство. Целью его жизни стало получение дворянского звания, поэтому он пошел служить в кирасирский полк, несмотря на то, что закончил словесное отделение философского факультета Московского университета. По тогдашним законам вместе с офицерским чином давалось и дворянское звание, а младший офицерский чин можно было получить уже через полгода службы. Однако именно в это время Николай I издал указ, по которому дворянство полагалось лишь старшим офицерам, и это означало, что Афанасию придется служить 15-20 лет.

Лишь в 1873 году Афанасий Фет официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет.

В 1835-1837 годах Афанасий учился в немецком частном пансионе Крюммера в Верро (ныне Выру, Эстония). В это время он начал писать стихи, проявлять интерес к классической филологии. В 1838 году поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем - на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Учился 6 лет: 1838-1844 годы.

В 1840 году вышел сборник стихов Фета «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева, друга Фета по университету. В 1842 году - публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки». В 1845 году поступил на военную службу в кирасирский Военного ордена полк, стал кавалеристом. В 1846 году ему присвоено первое офицерское звание.

В 1850 году вышел второй сборник Фета, получивший положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки». В это время погибла Мария Козьминична Лазич, возлюбленная поэта, воспоминаниям о которой посвящена поэма «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю...», «Нет, я не изменил. До старости глубокой...» и многие другие его стихи.

В 1853 году Фета перевели в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывал в Петербурге, тогда - столице России. Там произошли встречи Фета с , и др., а также его сближение с редакцией журнала «Современник».

В 1854 году проходил службу в Балтийском Порту, которую он описал в мемуарах «Мои воспоминания».

В 1856 году вышел третий сборник Фета под редакцией И. С. Тургенева.

В 1857 году Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика В. П. Боткина.

В 1858 году вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве.

В 1859 году произошёл разрыв поэта с журналистом Долгоруким А. В. из «Современника».

В 1863 году вышло двухтомное собрание стихотворений Фета.

В 1867 году Афанасий Фет избран мировым судьёй на 11 лет.

В 1873 году Афанасию Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

В 1883-1891 годы - публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».

Скончался 21 ноября 1892 года в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Семья Афанасия Афанасьевича Фета:

Жена - Боткина Мария Петровна (1828-1894), из семьи Боткиных. Её братья: В. П. Боткин, известный литературный и художественный критик, автор одной из самых значительных статей о творчестве А. А. Фета, С. П. Боткин - врач, именем которого названа больница в Москве, Д. П. Боткин - собиратель картин. В браке детей не было.
Племянник - Е. С. Боткин, расстрелянный в 1918 году в Екатеринбурге вместе с семьей Николая II.


Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком. во многих произведениях, особенно в романе «Дневник провинциала в Петербурге», неоднократно и совершенно несправедливо обвинял его в приверженности к крепостному строю.

Известная фраза-палиндром, написанная Фетом и вошедшая в «Приключения Буратино» А. Н. Толстого - «А роза упала на лапу Азора» .

Филолог О. Шаровская пишет о нём: «В лирике Фета нет законченных психологических портретов, характеров, не очерчены образы адресатов, даже образ возлюбленной абстрактен. Нет и лирического героя в узком смысле: о его социальном положении, жизненном опыте, привычках ничего не известно. Основное место "действия" - вообще сад, вообще дом и т. д. Время представлено как "космическое" (существование жизни на земле - её исчезновение), природное (время года, время суток) и лишь в самом общем виде как биологическое (жизнь-смерть, молодость или, точнее, годы полноты сил - старость, причем какие-либо вехи и границы здесь отсутствуют), но ни в коем случае не историческое время. Выражаются мысли, чувства, ощущения, призванные иметь общечеловеческое значение, пусть небольшое, частное, но понятное любой думающей и чувствующей личности».

Фет - поздний романтик с явным тяготением к психологическому реализму и точности предметных описаний, но тематически узок. Три основные его темы - природа, любовь, искусство (обычно поэзия и чаще всего «песня»), объединяемые темой красоты.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: