Брюсов грядущие годы. "Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”". «Грядущие гунны» Валерий Брюсов

Наблюдая за окружающим обществом, которое ежедневно вертелось вокруг Валерия Брюсова в стремительном круговороте, поэт понимал, что грядут какие-то перемены. Он абсолютно не воспринимал революционные идеи, однако, неспокойные события 1904-1905 годов заставили Брюсова изменить свои взгляды и переосмыслить все происходящее вокруг. Наблюдая за тем, что происходит, поэт решил провести параллель и вспомнил моменты падения римской империи. На фоне таких размышлений появляется стихотворение «Грядущие гунны».

Что же скрывалось под понятием «грядущие гунны»? Так автор называл варваров, которые появились в современном обществе. Они были рабочими и крестьянами. Автор называет их обезумевшими и готовыми за раз разрушить вековые традиции, созданные Россией.

По мнению автора, разрушение страны начнется изнутри. Те люди, которых вскормила и взрастила Россия, будут инициаторами бунта. Брюсов преподносит явление революции, как сплошное зло, которое ни в каком своем проявлении не принесет пользу государству. Во главе революции всегда стоят люди, которые жаждут власти и ничего, кроме этого. Поэт уверен, что необходимо противостоять тем варварам, которые заполоняют Росси. Он сравнивает их с детьми, которым в радость жечь костры из книг и плясать вокруг них хоровод. Однако противостояния не будет, ведь сила варваров велика. И те мудрецы, которые остались, вынуждены попросту бежать и скрываться!

Такие события закономерны. Они преследуют все цивилизации, которые своевременно не разузнали врагов. И если обоюдное и самостоятельное решение не будет принято, тогда на «помощь» приходят внешние силы, разрушающие старые устои и приносящие свои нововведения! И сопротивляться этому совершенно бесполезно! По этой причине, Валерий Брюсов приветствует своих уничтожителей с высоко поднятой головой!

Стихотворение «Грядущие гунны» было написано в период социальных потрясений. Оно создавалось почти в течение года и является осмыслением происходящих событий. Окончательно оформилось стихотворение под влиянием событий 1905 г. Брюсов увидел напор, с которым к переменам шли устраивающие демонстрации, забастовки и стачки рабочие и крестьяне.

Зрелый поэт, которому на момент написания стихотворение 32 года, предвидел или предчувствовал, что усилиям этого потока ничто не сможет противостоять. С другой стороны, невозможно было, став свидетелем «Кровавого воскресенья», не отречься от действий старого мира во имя нового.

Стихотворение было закончено в 1905 г. и в 1906 г. издано в сборнике, название которого с греческого переводится как «Венок». Первая публикация состоялась в журнале «Вопросы жизни» № 3 за 1905 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Грядущие гунны» символист Брюсов наполнил символами и иносказаниями, новым смыслом. В современной жизни Брюсов находит аналог и диким племенам варваров, гуннов, и мудрецам античности. Сопоставляя события пятого и двадцатого веков, Брюсов предвидит дальнейший ход истории и заявляет о нём.

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, но оно не лишено философских обобщений.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – будущие социальные потрясения. Гунны в стихотворении – это не только символ определённых сословий, то есть новых людей, захватывающих власть, но и символ революционных перемен, которые никогда не бывают благоприятными для ныне живущих поколений.

Основная мысль: история ничему не учит человечество. Мудрецы знают о грядущих событиях, поэты предвидят их, но никто не в силах ничего изменить. Поэтому социальные потрясения происходят снова и снова. Это путь развития человечества, с которым нужно смириться.

Стихотворение состоит из 7 четверостиший. Первые 4 – это обращение к грядущим гуннам. Лирический герой предлагает им совершить ряд актов вандализма, как будто подсказывая, что можно сделать. Всё это уже было совершено в истории. Последние 3 строфы – судьба мудрецов и поэтов, к которым причисляет себя лирический герой, и их отношение к происходящему.

Эпиграф к стихотворению взят из стихотворения Вячеслава Иванова «Кочевники красоты», написанного в 1904 г. Аттила, предводитель гуннов, ещё в стихотворении из эпиграфа ассоциировался с новой грубой силой, которая видит красоту в пустоте.

Тропы и образы

Образ, который вынесен в заголовок, - это метафорический эпитет. Брюсов употребляет устаревшее причастие грядущие, то есть идущие, приходящие, ожидаемые в будущем. Аллитерация из звуков гр – гу передаёт гром и гул надвигающихся толп вандалов.

Лирический герой не боится этой толпы, он призывает грядущих гуннов, метафорически сопоставляя их с нависшей над миром тучей, а топот их называя чугунным (эпитет). Памир, который не был ещё открыт европейцами во времена гуннов, становится собирательным символом областей жизни, из которых внезапно появляются новаторы-разрушители. Они уничтожают то, о чём не имеют понятия.

Во второй строфе всё человечество представляется единым организмом. Тело старой цивилизации одряхлело (метафора), а опьянелая орда (эпитет) гуннов вливается в него «волною пылающей крови» (эпитет, метафора), оживляя старую цивилизацию (метафора).

Эту строфу можно понять и по-другому. Тёмные, непросвещённые души (метафорический эпитет тёмные становья ) способны побудить старое встрепенуться, ожить, только причинив ему боль, пустив кровь, заставив сражаться.

Оксюморон третьей строфы «невольники воли» раскрывает внутреннее противоречие всех бунтующих, всех завоевателей. Что они будут делать, завоевав и разрушив? Они не способны к созиданию, самая их гениальная постройка – шалаш на месте разрушенного дворца. Это символ того примитивного, что сменяет развитое во всех цивилизациях. Эпитет весёлое поле и метафора «всколосите весёлое поле» – не о выращивании хлеба, а о диком поле – месте обитания кочевников.

В этой строфе Брюсов предвидел проявление дикарских наклонностей рабочих и крестьян, которые в 1917 использовали вазы Зимнего дворца в качестве ночных горшков («на месте тронного зала»).

Четвёртая строфа содержит анахронизм. Гунны не жгли книги (папирусы) античности, не понимая ни их ценности, ни их опасности для определённых идей. Да и идей, кроме идеи воли, у гуннов не было. Книги жгли первые христиане, они же разрушали античные статуи и языческие храмы. Причина вандализма была в несовпадении идей.

Брюсов предвидит поступки большевиков, уничтожающих тиражи неугодных книг. Так поступали и фашисты, о возникновении которых Брюсов догадаться не мог. Но он предвидел логику истории, как и то, что безбожие 20 в. приведёт к осквернению храмов.

Последняя строчка четвёртой строфы оправдывает гуннов. Лирический герой сравнивает их с невинными детьми.

Следующие три строфы проясняют такое снисходительное отношение лирического героя к варварам. Мудрецы и поэты, с которыми лирический герой ассоциирует себя, уходят от проблемы, самоустраняются. Эти символизирующие мудрость веков люди просто прячутся, унося то, чем они обладают и чего нет у гуннов: тайну и светы (знания), веру.

Когда идут орды кочевников, «буря летучая, гроза разрушений» (метафоры), можно только спрятаться, сохранив ценности цивилизации, «заветные творения». Вопрос лирического героя состоит в том, какая часть этих ценностей сохранится. Вопрос не праздный: большинство произведений античной культуры бесследно исчезло, было уничтожено или разрушено. От других древних цивилизаций осталось ещё меньше.

Играющий Случай (с большой буквы, он очень важен), а не логика или разум решают судьбу, будущее человечества.

В последней строфе лирический герой смиряется с возможной гибелью полностью, без остатка, всех ценностей его культуры. Но он радуется приходу грозных грядущих гуннов. Почему? Потому что, как мудрец и поэт, лирический герой понимает логику истории и не противостоит ей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в каждой строке. Рифмовка перекрёстная. Рифмы женские.


Брюсов Валерий Яковлевич "Грядущие гунны"

2. Дата создания.

3. Тема произведения.

Поэт описывает нашествие гуннов - кочевого народа-завоевателя.

Их шалаши у стен дворцов, костры из книг, что они разведут, беспорядки, которые они учинят в храмах, их варварское отношение к тайне, вере, искусству.

4. Идея произведения, основная мысль.

В образе гуннов скрывается образ рабочих и крестьян, современников автора, готовых разрушить вековые традиции России и её культуры ради исполнения своей амбициозной идеи - революции. Валерий Брюсов, как мы знаем, не был сторонником революционных идей, хоть и понимал, что изменений обществу не избежать. Именно такое отношение поэта к революции мы видим в стихотворении "Грядущие гунны".

Несмотря на то, что революция равносильна катастрофе, поэт считает эти события закономерными, так что всё, что остается мудрецам - это прятаться в пещерах и катакомбах, а гражданам - встречать революционеров: "Но вас, кто меня уничтожит,

Встречаю приветственным гимном".

5. Средства художественной выразительности.

Эпитеты: "топот чугунный", "ордой опьянелой", "одряхлевшее тело", "пылающей крови".

Метафоры: "Где вы, грядущие гунны, /Что тучей нависли над миром!".

Сравнения: "Вы во всем неповинны, как дети!".

Аллитерация: повторяются сочетания звуков гр, гу, для создания ощущения грома, гула.

Оксюморон: "невольники воли".

6. Особенности жанра, композиции.

Данное стихотворение относится к жанру гражданской лирики.

Символист Брюсов вложил в данное стихотворение много символов, обращаясь к истории.

Эпиграф к стихотворению взят из стихотворения Вячеслава Иванова «Кочевники красоты», написанного в 1904 г.

Первые четыре строфы описывают действия гуннов, последние три - судьбу мудрецов и поэтов.

7. Стихотворные размер.

Трехударный дольник.

Обновлено: 2017-11-02

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г.

В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.

В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур - одной гибнущей, другой нарождающейся и покамест темной и чужой. Это было то ощущение исторического катаклизма, которое продиктовало ему "Грядущих гуннов" - стихи о гибели культуры и о диком обновлении мира. С тех пор это ощущение не покидало Брюсова.

Говоря о "грядущих гуннах", он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так:

Сложите книги кострами,

Пляшите в их радостном свете,

Творите мерзость во храме,

Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда "грядущие гунны" сложат старые "книги кострами".

Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памиром.

И кончается стихотворение так:

Бесследно исчезнет, быть может,

Что ведомо было одним нам.

Но вас, кто меня уничтожит,

Встречаю приветственным гимном!

Какой самоубийственный гимн, какой сложный человек, восторженно думали многие читатели того времени. А ведь Брюсов -- человек, хотя и талантливый, совсем несложный, а наоборот, примитивный и даже с примитивной хитростью, что гунны учтут его гимн. И гунны, явившись, действительно учли этот гимн и самого Брюсова пощадили и даже слегка возвеличили его.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

"Анализ стихотворения Брюсова “Грядущие гунны”"

Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г.

В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.

В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур - одной гибнущей, другой нарождающейся и покамест темной и чужой. Это было то ощущение исторического катаклизма, которое продиктовало ему "Грядущих гуннов" - стихи о гибели культуры и о диком обновлении мира. С тех пор это ощущение не покидало Брюсова.

Говоря о "грядущих гуннах", он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так:

Сложите книги кострами,

Пляшите в их радостном свете,

Творите мерзость во храме,

Вы во всем неповинны, как дети!

А мы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в пещеры.

Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда "грядущие гунны" сложат старые "книги кострами".

Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памиром.

И кончается стихотворение так:

Бесследно исчезнет, быть может,

Что ведомо было одним нам.

Но вас, кто меня уничтожит,

Встречаю приветственным гимном!

Какой самоубийственный гимн, какой сложный человек, восторженно думали многие читатели того времени. А ведь Брюсов -- человек, хотя и талантливый, совсем несложный, а наоборот, примитивный и даже с примитивной хитростью, что гунны учтут его гимн. И гунны, явившись, действительно учли этот гимн и самого Брюсова пощадили и даже слегка возвеличили его.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


1. Ола Институциональные ловушки в креативной экономике Современный период развития российской эконом
2. Організація інформаційного обслуговування менеджера. Методи матеріального заохочення. Документація управлінської діяльності
3. Хирургия Калькулезный холецистит осложненный механической желтухо
4. Особенности функционирования банковской системы Украины.html
5. Такими показниками екологічного навантаження потоку консервативними речовинами служать перш за все абсолю
6.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: