История Царь-пушки (17 фото). Царь-пушка - вовсе не пушка: Что же стоит в Кремле Как выглядит царь пушка

Царь-пушка - памятник древней артиллерии и литейного искусства XVI века. Отлита из бронзы в 1586 году на Московском Пушечном дворе выдающимся пушечным и колокольным мастером Андреем Чоховым.

Царь-пушка расположена около колокольни «Иван Великий» неподалеку от .

Описание пушки

Царь-пушка - самое большое по калибру орудие в мире. Ствол пушки отлит из бронзы в 1586 году. Вес пушки - 2400 пудов (39,5 тонны). Длина ствола - 5,34 м. Диаметр ствола - 120 см, калибр - 890 мм. Лафет отлит из чугуна и раскрашен под бронзу (первоначальный лафет был деревянным). Вес лафета - 34,5 тонны. Перед пушкой выложены пирамидой четыре огромных пустотелых чугунных ядра (декоративных), отлитых в XIX веке в . Вес каждого ядра около 1 тонны.

Царь-пушка имеет своеобразную конструкцию, по устройству канала ствола она близка к мортирам. По конструкции ствола можно предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью, для которой в то время применялись мелкие камни. Канал ствола делится на две части - цилиндрический ствол («котел») для снаряда и казенную часть для заряда (пороховую камору). Исследования ученых указывают на то, что Царь-пушка была предназначена для стрельбы, а не только для устрашения неприятеля. Но сведений, что из Царь-пушки когда-либо стреляли, не сохранилось.

На пушке присутствуют изображения и надписи, которые трудно рассмотреть с земли. С правой стороны дульной части, ближе к дульному срезу - изображение царя в царском венце верхом на коне, в воинском уборе и со скипетром в руке. Изображение сопровождено надписью: «Божию милостию царь и великий князь Федор Иоаннович государь и самодержец». Рядом другая надпись, относящаяся к заказчику орудия: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Иоанновича государя самодержца всея великия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине». Надпись ближе к центральной части ствола гласит: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Данная надпись указывает на то, что пушка отлита в 7094 году от Сотворения Мира (в 1586 году от Рождества Христова) в третий год правления Федора Ивановича пушечным мастером Андреем Чоховым.

История Царь-пушки

Существует две версии происхождения названия Царь-пушки. По одной из них название связано с изображением на ее стволе царя . Другая версия связывает название пушки с ее огромными размерами, в свое время она являлась самой большой пушкой в мире.

Царь-пушка была отлита в 1586 году литейщиками Пушечного двора, располагавшегося на берегу реки Неглинной, под руководством Андрея Чохова. Автором идеи был , шурин царя Федора Ивановича. По замыслу Бориса Годунова пушка была установлена на Красной площади перед , рядом с Лобным местом. Она была поставлена на деревянный лафет. Установленная здесь грандиозная по своим размерам пушка играла важную роль. Она усиливала значение трибуны, с которой цари обращались к народу и откуда читались царские указы. Вместе с тем, она служила демонстрацией военной мощи русского государства и символически охраняла Покровский собор и .

Нет достоверных сведений о том, где находилась Царь-пушка в течение всего XVII века. Предположительно, она была где-то на задворках Кремля, куда после воцарения династии Романовых старались убрать все, что напоминало о Борисе Годунове. В начале 1700-х гг. пушка была установлена во дворе Арсенала среди других исторических орудий.

В 1812 году половина здания Арсенала была взорвана французами. Деревянный лафет Царь-пушки сгорел в пожаре.

В 1835 году, при императоре , на судостроительном заводе Берда в Санкт-Петербурге для Царь-пушки был специально отлит лафет из чугуна, украшенный львиной головой и орнаментом. Эскизы лафета были сделаны Александром Брюлловым, братом знаменитого живописца Карла Брюллова, а чертежи окончательно доработаны генерал-майором де Витте. Царь-пушка была установлена на новый лафет и переставлена на новое место - около Кремлевских казарм. Царь-пушка и самое длинное кремлевское орудие «Единорог» заняли видное место на углу Сенатской площади, в северо-восточной части Кремля.

7.1. Царь-пушка и другие старые пушки в Московском Кремле

Обратимся теперь к знаменитой Царь-пушке, стоящей в Московском Кремле, рис. 7.1–7.3. 40-тонная пушка была изготовлена русским мастером Андреем Моховым в правление царя Фёдора Иоанновича. Об этом говорит надпись на верху её жерла, рис. 7.4. Калибр Царь-Пушки - 890, рис. 7.5.

Рис. 7.1. Царь пушка, отлитая Андреем Чоховым в XVI веке. Сегодня стоит в Московском Кремле. Взято из , с. 33.

Рис. 7.2. Царь пушка. Фотография 2003 года.

Рис. 7.3. Царь пушка. Фотография 2003 года.

Рис. 7.4. 40-тонная Царь пушка была отлита мастером Андреем Чоховым в правление царя Фёдора Иоанновича. Об этом говорит надпись на верху её жерла. Фотография 2003 года.

Рис. 7.5. Калибр Царь Пушки - 890. Фотография 2003 года.

Н.В. Гордеев, автор интересной книги «Царь-Пушка», сообщает: «В России первые орудия появились в XIV веке» , с. 7. Составитель и автор книги «Московский Кремль в старину и теперь», С. Бартенев, писал: «Стены и стрельницы Кремля в XVI веке… обставились крепостной артиллерией самого разнообразного состава, среди которых находились чугунные, железные и медные орудия, начиная от самых малых, стрелявших небольшими пулями… и кончая орудиями 6 - 8-фунтового калибра (2400 г и 3200 г), помещавшимися по одному в каждом этаже башни. Кроме того, внизу на земле лежали ГРОМАДНЫЕ ЧУДОВИЩА, ГИГАНТСКИЕ БОМБАРДЫ» , т. 1, с. 40. Цит. по , с. 8.

Некоторые сохранившиеся старинные русские пушки XVI–XVIII веков можно сегодня увидеть около здания кремлёвского Арсенала, рис. 7.6. Оказывается, на вооружении русской армии XVI–XVII веков были большие ТРОЯНСКИЕ ПУШКИ. То есть пушки, на которых были изображены цари «античной» ТРОИ. Очень интересна одна из таких больших пушек, изготовленная известным мастером XVI века Андреем Чоховым. Н.В. Гордеев сообщает: «В 1590 г. была изготовлена пушка под названием „ТРОИЛ“, т. е. „ТРОЯНСКИЙ ЦАРЬ“. Ствол пушки отлит из бронзы… На казённой части ствола имеется надпись: „Божиею милостию повелением государя царя и великого князя Фёдора Ивановича всея Русии зделана сия пищаль „ТРОИЛ“ лета 7098 (1590) году. Делал Андрей Чохов“. В центре торели - фигура ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ со знаменем в левой руке и с мечом в правой… Калибр ствола 195 мм, вес орудия 7 тыс. кг. Общая длина ствола 4350 мм» , с. 22. На рис. 7.7 приведена деталь этой пушки «с изображением ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ» , с. 21. Напомним, что ТРОИЛ - это имя одного из самых известных троянских царей , с. 230. Он был сыном не менее известного троянского царя Приама, правившего «древнейшей» Троей в эпоху Троянской войны.

Рис. 7.6. Здание Арсенала в Московском Креме, у Троицкой башни. Вдоль его стены выставлены старинные пушки - русские и иностранные. Причём русские пушки почему-то размещены там, куда проход посторонним воспрещён. Свободно можно рассматривать лишь иностранные пушки, расположенные ближе к Троицкой башне. У несведущего посетителю может даже сложиться впечатление, что, дескать, «самые лучшие» пушки, достойные быть выставленными в Кремле, - иностранного производства. Возможно, это сделано специально. Фотография 2003 года.

Рис. 7.7. Большая московская пушка «Троил», отлитая в XVI веке. «Деталь с изображением ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ. Пушка „Троил“. Мастер Андрей Чохов» , с. 21. Взято из , с. 21.

Таких ТРОЯНСКИХ пушек в Москве сохранилось несколько. Вот другая подобная большая пушка XVII века, также называвшаяся «ТРОИЛ». Н.В. Гордеев пишет: «Пушка „Троил“ отлита из меди в 1685 г. Канал ствола гладкий… На казённой части ствола литая надпись: „Божиею милостию повелением великих государей царей и великих князей Ивана Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев вылита сия пищаль названа ТРОИЛ НА КОТОРОЙ ПИЩАЛИ НА КАЗНЕ ЦАРЬ ТРОЯНСКИЙ ИЗОБРАЖЁН…“ Торель плоская, с литым рельефным изображением фигуры, сидящей на троне. По бокам фигуры надпись: „Пищаль ТРОИЛ“. Калибр 187 мм, вес 6438 кг, общая длина 3500 мм. Пушка стоит на декоративном чугунном лафете у южного фасада Арсенала, с левой стороны от входной арки» , с. 29. Деталь этой большой пушки «Троил», отлитой мастером Яковом Дубиной, показана на рис. 7.8.

Рис. 7.8. Другая большая московская пушка «Троил», отлитая в XVII веке. «Деталь с изображением ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ. Пушка „Троил“. Мастер Яков Дубина. 1685 г.» , с. 28. Взято из , с. 28.

В рамках скалигеровско-романовской истории всё это выглядит чрезвычайно странно. С одной стороны, русские мастера литейного дела XVI–XVII веков, отливающие большие русские пушки, естественным образом изображают на пушках московских великих царей. Например, на знаменитой Царь-Пушке, отлитой Андреем Чоховым в 1586 году, «на правой стороне ствола имеется литое изображение скачущего всадника. Это портрет царя Фёдора Ивановича, при котором отливалась пушка. Над изображением надпись: Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович Государь и самодержец всея великия Росия» , с. 14.

С другой стороны, на других больших русских пушках изображены, и ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ названы, якобы «древнейшие» троянские цари, правившие в далёкой Трое якобы около ТРЁХ ТЫСЯЧ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД. Как в том нас уверяют сегодня историки.

В XVI веке была отлита на Руси и большая пушка под названием «АХИЛЛЕС» , с. 20. Сегодня она находится в Петербурге. Вновь мы видим русскую пушку с «античным» именем. Отметим, что согласно нашим исследованиям присутствие на старых русских пушках имени АХИЛЛЕС является вполне понятным и естественным .

Мы привели лишь три примера русско-«античных» пушек, взятых нами из совсем небольшой книги . Сколь много подобных пушек было отлито и какой процент из них сохранился, нам неизвестно.

Наша реконструкция хорошо объясняет эту картину. Скорее всего, русские пушечные мастера, даже ещё и в XVII веке, не говоря уж о XVI веке, хорошо знали или помнили, что в Стамбуле правит османский-атаманский султан, союзник Руси-Орды. Поэтому на одних огромных русско-ордынских орудиях мы видим изображения русских ордынских царей-ханов XVI века. А на других - их союзников османских - атаманских султанов. Как мы показали в книге «Империя» , русско-ордынские и османские - атаманские войска воевали в ту эпоху вместе, бок о бок. Будучи войсками двух составных частей единой Великой = «Монгольской» Империи. Хотя в XVII веке после распада Империи Русь-Орда и Османия = Атамания уже не были столь тесно связаны, как раньше, но память о недавнем единстве была, как видим, достаточно крепка. В XVII веке, уже при первых Романовых, на Руси всё ещё продолжали отливать ТРОЯНСКИЕ пушки.

Приведём ещё один пример. На рис. 7.9 и рис. 7.10 показана большая русская пушка под названием «Новый ПЕРС» , с. 36. Изображён «перс» в ЧАЛМЕ. На гладкой казённой части пушки отлита надпись: «Соизволением божиею милостию великих государей и царей и великих князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича… сия пищаль, названная „НОВИ ПЕРС“ вылита в царствующем граде Москве лета 7194 (1686)…» , с. 33. Калибр орудия 180 мм, вес 5800 кг, общая длина 4 метра 90 см. По краю торели идёт надпись: «Пищаль названная ПЕРС лита лета 7194…» , с. 33. В 1969 году пушка Перс стояла у южного фасада Арсенала, слева от входной арки , с. 33.

Рис. 7.9. Большая московская пушка, называвшаяся «Новый Перс», отлитая в XVII веке. Мастер Мартьян Осипов. 1685 год. Взято из , с. 36.

Рис. 7.10. Общий вид пушки «Новый Перс». Взято из , с. 34.

Как мы уже неоднократно писали в наших книгах по хронологии, в старых летописях ПЕРСИЕЙ (П-РУСИЕЙ), по-видимому, часто называли Белую Русь. Известно, что русские казаки раньше носили чалму , , . Поэтому «Перс в чалме» в ту эпоху могло означать «Бело-Русский казак в чалме». Изображение которого на русской пушке более чем естественно. Отметим, что раньше Белой Русью называли не только Белоруссию в современном смысле, а гораздо более обширные пространства России. В частности, город Москва находится на землях старой Белой Руси , , .

Кстати, не исключено, что до «Нового Перса» существовала другая русская пушка под названием просто «ПЕРС». Пушку «новый Перс» могли назвать в честь знаменитой старой пушки с таким же именем. Добавив слово «новый».

Специалисты по истории пушечного дела отмечают, что гигантские русские пушки эпохи XVI века ясно показывают ведущую роль русской армии в то время. Сохранившаяся до наших дней Царь-Пушка (XVI век, калибр 890) была, возможно, одной из самых больших в своё время, но, оказывается, были и другие огромные русские пушки, вполне сравнимые с ней по размеру. Причём их было много. Профессор М.И. Фальковский в своей книге «Москва и история техники» пишет, что «по своему типу Царь-пушка является мортирой… В XVI веке НИ В ОДНОЙ СТРАНЕ калибра 890, конечно, не было. НО ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ЦАРЬ-ПУШКИ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ СУЩЕСТВЕННО ОТ ДРУГИХ МОРТИР ДАЖЕ XVII–XVIII ВЕКОВ». Цит. по , с. 14.

«Очень много больших пушек было сделано и другими мастерами пушечного литья… ДО ЧОХОВСКОЙ ЦАРЬ-ПУШКИ В МОСКВЕ БЫЛИ ИЗВЕСТНЫ ОГРОМНЫЕ ПУШКИ, КОТОРЫЕ ТАКЖЕ НОСИЛИ ЭТО НАЗВАНИЕ… Так, в 1488 г, мастер Павел Дебосис отлил орудие, которое называлось Царь-пушкой. В 1554 г. в Москве была вылита чугунная пушка калибром 650 мм (напомним, что калибр Царь-пушки 890 мм - Авт. ) и весом 1200 пудов, а в 1555 г. - пушка из чугуна калибром 600 мм, весом 1020 пудов. О том, что в Москве существовали и другие огромные орудия, свидетельствуют не только письменные источники, но и планы и чертежи Москвы и Московского Кремля, составленные в XVI–XVII веках, зарисовки путешественников и участников иностранных посольств. На планах Московского Кремля XVI века видно, что пушки располагались у главных проездных ворот Кремля - Спасских и Никольских, а также на Красной площади. Орудия эти не сохранились» , с. 18.

Так что пушек или мортир, сравнимых по калибру с Царь-пушкой, в русской армии той эпохи, было, оказывается, достаточно.

Между прочим, Царь-пушка была предназначена ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ КАРТЕЧЬЮ, А НЕ ЯДРАМИ. Это - мортира. Так что лежащие сегодня перед нею в Кремле четыре огромных ядра, сложенные в пирамиду, никакого отношения к ней не имеют. Как сообщает Н.В. Гордеев, «это ДЕКОРАТИВНЫЕ чугунные гранаты, полые внутри. Толщина их стенок - 9 см.» , с. 17–18.

«В древности Царь-пушка называлась ещё „Дробовик Российский“, так как была рассчитана на стрельбу „дробом“, т. е. КАРТЕЧЬЮ. Царь-пушке не пришлось участвовать в боевых действиях (так считают сегодня историки - Авт. ), однако несомненно, что её отливали именно как боевое орудие, а не в чисто декоративных целях… М.И. Фальковский считает, что, ожидая нашествия татар и сооружая НОВЫЕ укрепления, москвичи вряд ли занялись бы изготовлением „бутафорской“ пушки весом 2400 пудов. Такого же вывода придерживается и ряд других авторов» , с. 16. Не является ли внушаемое нам сегодня историками мнение, - будто Царь-Пушка была «бутафорской» и была отлита лишь в качестве царского каприза, для удовлетворения «московского тщеславия», - частью пропагандистской кампании романовской исторической школы? Целью которой было и является предание забвению истории Великой Империи. Ведь сохранились свидетельства совсем другого рода о русских пушках. Например, следующие.

«Андрей Чохов отлил множество пушек. Так, пушки с его именем участвовали во всех походах Ивана Грозного, и в частности в Ливонию. При царе Фёдоре Ивановиче знаменитый мастер отлил Царь-пушку и ЦЕЛЫЙ РЯД ДРУГИХ ОГРОМНЫХ ПУШЕК, в том числе интересную мортиру с именем Лжедмитрий (!? - Авт. ). ВСЕ ПУШКИ ЧОХОВА ОТЛИЧАЮТСЯ КОЛОССАЛЬНЫМИ РАЗМЕРАМИ, ВЕЛИКОЛЕПНОЙ ОТДЕЛКОЙ И ПРЕВОСХОДНЫМ КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ» , с. 13.

«В это время (в XVI веке - Авт. ) был отлит целый ряд орудий. Так, например, в 1588 г. Чохов отлил из меди СТОПУШЕЧНУЮ ПИЩАЛЬ, т. е. орудие, состоящее из СТА СТВОЛОВ. Калибр каждого ствола - 50 мм. Отливка этой пищали явилась, конечно, вторым чудом литейного искусства после Царь-пушки» , с. 18.

«В 40-х и 50-х годах нашего века на стенах и башнях Кремля и на месте старых крепостных рвов было собрано множество круглых каменных ядер диаметром от 15 до 30, а в некоторых случаях до 60–70 см. Колоссальный размер ядер…» , с. 5–6.

На рис. 7.11 мы приводим старинную миниатюру из русского летописного свода якобы XVI века, на которой изображена оборона Москвы якобы 1451 года. На городской стене хорошо видна большая пушка-мортира, сравнимая по своим размерам с известной нам сегодня гигантской Царь-Пушкой XVI века. На рис. 7.12 приведена старинная миниатюра с изображением огромной пушки, отлитой в Москве Павлином Фрязиным в 1488 году , с. 64. Так что, как мы видим, даже по скалигеровско-миллеровской истории, русская артиллерия XV века была весьма внушительна. На рис. 7.13 показано «среднее по величине артиллерийское орудие XVI века» , кн. 2, с. 158. На рис. 7.14 приведено изображение средних по размеру русских орудий XVII века.

Рис. 7.11. Огромные русско-ордынские пушки XV века. Миниатюра летописного свода якобы XVI века, изображающая оборону Москвы якобы 1451 года. Взято из , с. 73.

Рис. 7.12. «Пушка, отлитая в Москве Павлином Фрязиным. 1488 г. Миниатюра летописного свода XVI в.». , с. 64.

Рис. 7.13. Старинная гравюра. Пушка XVI века. Считается средней по своим размерам. Взято из , кн. 2, с. 158.

Рис. 7.14. Гравюра «Русская артиллерия перед парадом в XVII веке». Эти орудия сравнительно небольшие. Взято из , кн. 2. с. 585.

На рис. 7.15 приведены изображения старинных полевых пушек и мортир, бывших на вооружении запорожских казаков. Большая мортира показана справа вверху. Так что подобные крупные орудия для стрельбы картечью устанавливали не только на стенах городов, но и применяли на полях сражений.

На рис. 7.16 приведён план кремлёвского Пушечного двора. План составлен в конце XVII века , с. 144.

Рис. 7.15. «Запорожские пушки и мортиры» , вклейка между с. 240–241. Справа изображена большая полевая мортира для стрельбы картечью.

Рис. 7.16. План Пушечного двора в Кремле. Конец XVII века. Взято из , с. 144.

Выясняется, что стоящая сегодня в Кремле огромная мортира Царь-Пушка заметно уступает по своим размерам другим боевым мортирам, бывшим на вооружении русской армии XVI века. Историки сообщают: «В донесении Хуана Персидского королю Филиппу III о пребывании в России в 1599–1600 годах говорится, что „большая площадь“ (Красная площадь) „заставлена пушками, такими огромными, что два человека могли входить в каждую из них для чистки её“. Через два года об этих же орудиях писал в своём отчёте секретарь австрийского посольства Георг Тектандер фон-дер-Ябель: „На площади, у ворот замка (Кремля - О.И. ), стоят две огромные пушки, В КОТОРЫХ ЛЕГКО МОЖНО ПОМЕСТИТЬСЯ ЧЕЛОВЕКУ“. Поляк, Самуил Маскевич, бывший в Москве в 1610 году, рассказывает, что в Китай-городе он „видел орудие, которое заряжается сотней пуль и столько же даёт выстрелов. Оно так высоко, - продолжает Маскевич, - что мне будет по плечо, а пули его с гусиное яйцо. Это орудие стоит против ворот, ведущих к Живому мосту (этот мост вёл из Замоскворечья к Фроловским воротам Кремля. - О.И. )“… Маскевич рассказывает, что „посреди рынка“ (Красной площади) видел столь большую мортиру, что В НЕЁ ВЛЕЗАЛИ ТРИ ЧЕЛОВЕКА и играли там в карты… Известно, что на Красной площади с 1555 года стояли два огромных орудия: Кашпирова пушка, отлитая в 1554 году мастером Кашпиром Ганусовым, учителем Чохова (вес 19300 кг, длина - 4,48 м, вес ядра - 320 кг), и „Павлин“, отлитая в 1555 году Степаном Петровым (вес - 16320 кг). Эти пушки были направлены также в район Живого моста, ведущего в Замоскворечье… В 1627 году три гигантских орудия были поставлены на специальные деревянные „обрубы“ или „роскаты“, засыпанные землёй» , с. 114–116. Понятно, почему эти гигантские пушки-мортиры устанавливали напротив мостов, ведущих к Кремлю. В случае нападения пристрелянные заранее орудия могли сметать картечью врагов, пытающихся прорваться через мосты. Большой объём картечи, выбрасываемой при выстреле из орудий такого размера, позволял поражать не только мосты, но и накрывать огромные площади вокруг Кремля.

Сегодня пока трудно восстановить подлинную историю пушечного дела на Руси ранее XVII века. Надо полагать, после прихода к власти Романовых и как следствие предания забвению самого факта существования Великой = «Монгольской» Империи, большинство русско-ордынских пушек были перелиты, пущены на переплавку. То же самое сделали с огромными ордынскими колоколами, см. ниже. Нечто подобное, - преднамеренное погружение в забвение, - происходило и с историей русско-ордынского флота. Ведь убеждают же нас сегодня, будто до Петра I Россия «практически не имела флота». Но, по-видимому, ПУШЕК В РУСИ-ОРДЕ БЫЛО СТОЛЬКО, что, несмотря на все романовские переплавки, кое-что осталось. И мы сегодня всё-таки можем хотя бы частично представить себе - что же такое была русско-ордынская и османская = атаманская армия эпохи XV–XVI веков. Стоящие сегодня в Московском Кремле остатки её чудовищного боевого пушечного парка ясно показывают, что армия эта была сильной.

На рис. 7.17 показана миниатюра из старинной французской книги «Les Quinze Joies de mariage» якобы 1485 года , илл. 207.

Миниатюра никак не описана словами в самой книге. Современный историк сообщает, что «военная сцена… не сопровождена здесь никаким определённым текстовым комментарием, она передаёт лишь атмосферу…» , с. 170. На рисунке показано большое войско в походе, с тяжёлыми пушками. Все воины закованы в железо с головы до ног. На воинском снаряжении и на знамени хорошо видны гербы - чёрные двуглавые имперские орлы на красном поле. Как мы теперь начинаем понимать, это, скорее всего, войска Руси-Орды и Османии = Атамании, вступившие в Европу во время завоевания «земли обетованной».

На рис. 7.18 и рис. 7.19 мы приводим фотографии средневековой пушки, выставленной сегодня в Германском Национальном Музее в городе Нюрнберге (Germanisches Nationalmuseum). Это - самая крупная из нескольких старинных пушек, представленных в этом музее. Её внутренний тонкий металлический ствол заключён внутрь толстого бревна, которое, в свою очередь, охвачено для прочности снаружи железными обручами. Может быть, такую технологию османские и ордынские мастера специально применяли ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ полевых орудий, чтобы сделать их более удобными для быстрой перевозки в походе и для маневрирования. Подобные лёгкие пушки использовались раньше в русской армии. Их называли пищалями.

Рис. 7.18. Средневековая пушка, выставленная в Германском Национальном Музее города Нюрнберга. Фотография сделана А.Т. Фоменко в июне 2000 года.

Рис. 7.19. Вид спереди пушки из Германского Национального Музея (Нюрнберг). Деревянный ствол, окружающий внутренний, металлический, окован снаружи обручами для прочности. Вероятно, таким способом облегчали полевые пушки. Фотография 2000 года.

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Русские. История, культура, традиции автора Манышев Сергей Борисович

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

1. СТАРЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЦАРЬ-ГРАДА Считается, что старых изображений города Царь-Града, ранее XV века не сохранилось. На рис. 6.1 мы приводим план Царь-Града, составленный якобы в 1450 году , карта LVIII. На рис. 6.2 показан план Царь-Града, составленный якобы в 1422 году. Считается,

Из книги Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер автора Буторов Алексей Вячеславович

Глава 2 Князь Н. Б. Юсупов в московском обществе и Московском Английском клубе Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось! А. С. Пушкин Ну что ваш батюшка? все Английского клоба Старинный, верный член до

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Царь-пушка и Царь-колокол И Царь-пушка, и Царь-колокол уже давно стали одними из символов России. Своим видом и размерами они словно бы напоминают о временах, когда на Руси жили и творили удивительные мастера-умельцы, чей талант и золотые руки до сих пор вызывают уважение и

автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.14. Вавилонские сады Семирамиды в Московском Кремле Считается, что Вавилон сделала царской столицей Ассирийская царица Семирамида , с. 88. Она построила в Вавилоне КАМЕННУЮ КРЕПОСТЬ , лист 66, оборот. А также - по некоторым известиям - ЗНАМЕНИТЫЕ ВИСЯЧИЕ САДЫ, одно из

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.18. «Дом храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это двор Хобро, Оружейный двор и Тимофеевская (Рыбная) башня в Московском Кремле Следуя описанию Библии, мы продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. ПОСЛЕ Гробниц Давидовых книга Неемии

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 7 Царь-пушка и Царь-колокол

автора Носовский Глеб Владимирович

19.1. В честь Марафонской = Куликовской битвы в «античных» Афинах была создана большая картина Вероятно, это была одна из известных фресок Архангельского Собора в Московском Кремле В «античной» истории Куликовской битвы «греческий город Афины», то есть «христианский

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

12. Пушки на поле Сицилийского сражения и пушки на поле Куликовом 12.1. Бревна, деревянные машины и огромное пламя Мы много раз говорили об использовании огнестрельных орудий в Куликовском сражении, благодаря которым победил Донской. Спрашивается, отразились ли пушки в

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

5.3. Колокольня Ивана Великого и Успенский собор в московском Кремле на страницах Иосифа Флавия Далее Флавий описывает три высокие башни, стоявшие внутри иерусалимских стен. Поскольку, как мы уже понимаем, говорится о Московском Кремле, то не исключено, что речь идет о

Из книги Сговор диктаторов или мирная передышка? автора Мартиросян Арсен Беникович

При подписании в Кремле договора о ненападении с Германией Сталин создал такую атмосферу, что Риббентроп «чувствовал себя в Кремле, словно среди старых партийных товарищей» и даже о говорил о «дружбе, скрепленной

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Старые-старые сказки Пережитки первобытной системы до сих пор сохранились у некоторых племен Океании. Как уже говорилось выше, в некоторых культурах функции отца, по сути дела, выполняет брат матери, биологический же отец никак себя не проявляет до совершеннолетия детей.

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.18. «Дом Храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это Двор Хобро, Оружейный Двор и Тимофеевская, то есть Рыбная башня в московском Кремле Следуя описанию Библии, продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. После Гробниц Давидовых книга

Из книги Американская разведка во время мировой войны автора Джонсон Томас М

«Длинная Берта» - пушка внутри пушки Это была действительно «пушка внутри пушки», хотя и без «снаряда внутри снаряда». Ствол «Берты» состоял из морской 38-см пушки, внутри которой находилась 21-см пушка, продолженная в виде гладкостенного ствола; обе части соединялись

Из книги Царь-Пушка и Царь-Колокол автора Портнов Михаил Элиазарович

«Литец» Андрей Чохов и его Царь-пушка Знаменитая Царь-пушка, один из редких памятников русского литейного искусства, установлена на Ивановской площади Кремля, рядом с памятником архитектуры XVII века - церковью Двенадцати апостолов. Изображения Царь-пушки знакомы

Официально, Царь-пушка – средневековое артиллерийское орудие, памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Длина пушки – 5,34 м, наружный диаметр ствола – 120 см, диаметр узорного пояса у дула – 134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса – 39,31 т (2400 пудов).

С первого профессионального взгляда на Царь-пушку становится понятно, что вот этим стрелять нельзя. Вообще-то, худо-бедно стрелять можно почти из всего – из обрезка водопроводной трубы, из лыжной палки и т.д. Но этот артиллерийский комплекс, выставленный на обозрение в Кремле – настоящая бутафория . Или нет?

Давайте разбираться подробнее …

В народе ходит много заблуждений про неё. Например: «В России была самая мощная и передовая в мире производственно-технологическая база изготовления чугуна, памятниками которой и являются эти уникальные артефакты (это про Царь-колокол и Царь-пушку, – авт .)… уже давно доказано, и есть документальные подтверждения того, что Царь-пушка реально стреляла» .

По колоколу и так понятно. Их делают исключительно из бронзы, причём не любой, а специального состава. Ну, а пушки, конечно, разные бывают. Для этого в тяжёлые времена наш замечательный народ использовал даже берёзовый кап. Брали плотную кряжистую берёзовую заготовку, делали в ней отверстие, оковывали железными полосами, прожигали маленькое отверстие в казённой части для запала и вот пушка готова. В 17…19 веках их, в основном, уже лили из чугуна. Но Царь-пушка всё-таки бронзовая.

О документальных доказательствах того, что пушка стреляла, замечание важное. Действительно, в народе крутится информация о том, что некие специалисты точно установили… обнаружили… и т.д. Слух этот запущен журналистами. О том кто, и что действительно установил, будет подробно рассказано ниже. Также рассмотрим вопрос о другом заблуждении, которое бродит в учёных умах. Многие из них считают, что Царь-пушка, это огромный дробовик. Очень удобное мнение, которое позволяет историкам объяснять многие загадки, связанные с ней. На самом деле, это не так, что и будет убедительно показано.

Бытует и ещё одно устойчивое заблуждение, заставляющее сомневаться в разумности человеческой природы. Утверждают, что Царь-пушка изготовлена, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Нелепость этого утверждения тоже станет очевидной, по мере прочтения статьи.

Какие можно привести аргументы:

Во-первых , бросаются в глаза чугунные ядра, которые в 19 веке и стали источником тех самых разговоров о декоративном назначении пушки. В 16 веке пользовались каменными ядрами, а они в 2,5 раза легче выставленных чугунных. Можно совершенно точно сказать, что стенки пушки не выдержали бы давления пороховых газов, при выстреле таким ядром. Конечно, это понимали, когда их отливали на заводе Берда.

Во-вторых , бутафорский лафет, отлитый там же. Стрелять с него нельзя. При выстреле штатным каменным 800 килограммовым ядром из 40 тонной Царь-пушки, даже с небольшой начальной скоростью 100 метров в секунду, произойдёт следующее:

  • расширяющиеся пороховые газы, создавая повышенное давление, будут как бы раздвигать пространство между ядром и дном пушки;
  • ядро начнёт двигаться в одном направлении, а пушка – в противоположном, при этом скорость их движения будет обратно пропорциональна массе (во сколько раз легче тело, во столько раз быстрее полетит).

Масса пушки всего лишь в 50 раз больше массы ядра (в автомате Калашникова, например, это соотношение порядка 400), поэтому, когда ядро полетит вперёд со скоростью 100 метров в секунду, пушка покатится назад со скоростью около 2 метров в секунду. Эта махина остановится не сразу, всё-таки 40 тонн. Энергия отката будет приблизительно равна жёсткому удару КАМАЗа в препятствие на скорости 30 км/час.

Царь-пушку сорвёт с лафета. Тем более, что она просто лежит на нём сверху, как бревно. Удержать всё это может только специальный скользящий лафет с гидравлическими демпферами (гасителями отката), и надёжным креплением орудия. Уверяю вас, это и сегодня довольно внушительное устройство, а тогда такого просто не было. И всё это не только моё мнение: «В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 г. в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра физически невозможно – Царь-пушку вдребезги разнесёт!»

Поэтому, тот артиллерийский комплекс, который нам показывают в Кремле под названием Царь-пушка , это гигантская бутафория .


Классическая бомбарда

Сегодня упорно муссируются гипотезы о применении Царь-пушки в качестве дробовика. Мнение очень удобное для историков. Если это дробовик, то его таскать никуда не надо. Поставил к бойнице и всё, жди врага.

То, что отлил Андрей Чохов в 1586 году, то есть, сам бронзовый ствол, действительно могло бы стрелять. Только выглядело бы это совсем не так, как думают многие. Дело в том, что по своей конструкции Царь-пушка это не пушка, а классическая бомбарда (Рис. 1). Пушкой называется орудие с длиной ствола от 40 калибров и выше. У Царь-пушки длина канала ствола всего 4 калибра. А для бомбарды это как раз нормально. Они часто имели внушительный размер, и применялись для осады, как стенобитное орудие . Чтобы разрушить крепостную стену, нужен очень тяжёлый снаряд. Для этого и гигантские калибры.


Ни о каком лафете речь тогда не шла . Ствол просто прикапывали в грунт. Плоский торец упирали в глубоко забитые сваи (Рис. 2). Рядом копали ещё 2 окопчика для артиллерийского расчёта, поскольку такие орудия частенько разрывало. Заряжание иногда занимало сутки. Отсюда скорострельность подобных орудий – от 1 до 6 выстрелов в день. Но всё это стоило того, ибо позволяло сокрушать неприступные стены, обходиться без многомесячных осад и сокращать боевые потери при штурме.

Только в этом может быть смысл отливки 40 тонного ствола калибром 900 мм. Царь-пушка это бомбарда – стенобитное орудие , предназначенное для осады вражеских крепостей, а вовсе не дробовик, как некоторые склонны считать.

Вот и мнение специалиста по данному вопросу: «…В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо неё можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно не сутки, а всего 1-2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии» на 1730 г. числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов – 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов – 2, 22 фунта – 1, 21 фунт – 3 и т.д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр. Риторический вопрос: каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?..» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Царь-пушка никогда не применялась по назначению

Как было сказано в начале статьи, ходят слухи о неких «документальных подтверждениях» того, что Царь-пушка стреляла. Вообще-то, имеет большое значение не только факт выстрела, но ещё и чем она стреляла, и при каких обстоятельствах. Ядра, которыми заряжали пушку, могли быть разного веса, и навеска пороха могла быть разная. От этого зависит давление в канале ствола и мощность выстрела. Всего этого сейчас не определить. Кроме того, если из орудия были произведены пробные испытательные выстрелы, то это одно, а если оно применялась в бою – совсем другое. Приведу по этому поводу цитату:

«Документы об испытаниях Царь-пушки или применении её в боевых условиях не сохранились, что дало основание позднейшим историкам для длительных споров о её назначении… Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, а изготовлена она, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар… Интересная деталь, в 1980 г. исследовавшие канал орудия специалисты из Академии им. Дзержинского сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, 1 раз…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Кстати, отчёт этих самых специалистов по непонятным причинам не был опубликован. А раз отчёт никому не показывают, то его нельзя считать доказательством. Фраза «стреляли, по крайней мере, 1 раз» видимо кем-то из них была обронена в беседе или интервью, а то мы бы вообще ничего об этом не узнали. Если бы пушка использовалась по назначению, то неизбежно в стволе имелись бы не только частицы пороха, которые по слухам и были обнаружены, но и механические повреждения в виде продольных царапин. В бою из Царь-пушки стреляли бы не ватой, а каменными ядрами весом примерно 800 кг.

Должен быть и некоторый износ поверхности канала ствола. Иначе и быть не может, потому что бронза достаточно мягкий материал. Выражение «по крайней мере», как раз и свидетельствует о том, что кроме частиц пороха ничего существенного там обнаружить не удалось. Если это так, то пушка не применялась по назначению. А частицы пороха могли остаться от испытательных выстрелов. Точку в этом вопросе ставит тот факт, что Царь-пушка ни разу не покидала пределов Москвы :

«После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, её перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин». Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали верёвки, в эти верёвки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных брёвнах-катках. Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка – у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас Исторический музей. В 1626 г. их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землёй. Эти помосты назывались роскаты…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

У себя дома применять стенобитное орудие по назначению как-то самоубийственно. В кого собирались стрелять 800 килограммовым ядром от стен Кремля? По живой силе противника 1 раз в день стрелять бессмысленно. Танков тогда не было. Наверное, ожидали появления Годзиллы. Разумеется, эти огромные стенобитные орудия были выставлены на всеобщее обозрение не с боевыми целями, а как элемент престижа державы. И, конечно, это не было их основным предназначением. При Петре I Царь-пушку установили на территории самого Кремля. Там она находится и по сей день. Почему она ни разу не использовалась в боевых действиях, хотя как стенобитное орудие вполне боеспособна? Может быть, причиной тому является её чересчур огромный вес? Реально ли было перемещать такое орудие на большие расстояния?

Транспортировка

Современные историки крайне редко задают себе вопрос: «для чего?» . А вопрос – крайне полезный. Вот и давайте спросим, для чего было отливать осадное орудие весом 40 тонн, если бы его нельзя было доставить к вражескому городу? Для того, чтобы напугать послов? Вряд ли. Могли бы для этого изготовить дешёвый макет, и показывать его издалека. Зачем столько труда и бронзы тратить на блеф? Нет, Царь-пушку отлили, чтобы использовать её практически. Значит, могли и переместить. Как они могли это сделать ?

40 тонн – это действительно очень тяжело. Такой вес не способен перевести грузовик КАМАЗ. Он рассчитан только на 10 тонн груза. При попытке погрузить на него пушку, сначала разрушится подвеска, затем погнётся рама. Для этого нужен тягач в 4 раза более прочный и мощный. А всё, что можно было изготовить из дерева, с целью удобной транспортировки пушки на колёсах, имело бы воистину циклопические размеры. Ось такого колёсного устройства была бы толщиной не менее 80 см. Дальше нет смысла представлять, всё равно никаких свидетельств о чём-то подобном нет. Везде написано, что Царь-пушку тащили, а не везли.

Посмотрите рисунок, на котором грузят тяжёлое орудие. К сожалению, здесь мы видим только сталкивание бомбарды с настила, а не сам процесс перемещения. Но на заднем плане видна транспортная платформа. У неё загнутая к верху носовая часть (защита от утыкания в неровности). Платформу явно использовали для скольжения. То есть, груз тащили, а не катили . И это правильно. Катки можно использовать только на ровной и твёрдой поверхности. Где такую найдёшь? Вполне понятно и то, что загнутая носовая часть окована металлом, ведь груз очень тяжёлый. Вес большинства стенобитных орудий не превышал 20 тонн.

Допустим, что основную часть пути они преодолевали по воде. Перемещение этих бомбард волоком на небольшие расстояния в несколько километров с помощью множества лошадей, тоже выполнимая задача, хотя и очень нелёгкая. Но можно ли сделать то же самое с 40 тонным орудием? Обычно такие исследования заканчиваются выражениями типа «исторический казус». Как будто решили недотёпы всех удивить, отлили что-то рекордно гигантское, а как тащить не подумали. Вот, дескать, как это по-русски – Царь-колокол, который не звонит и Царь-пушка, которая не стреляет.

Но мы не будем продолжать в этом духе. Давайте прощаться с мыслями о том, что наши правители были глупее сегодняшних историков. Довольно валить всё на неопытность мастеров и самодурство царей. Царь, сумевший занять этот высокий пост, заказавший 40 тонное орудие, оплативший его изготовление, был явно не дурак, и должен был очень хорошо обдумать свой поступок. Такие затратные вопросы с кондачка не решаются. Он совершенно точно понимал, как собирается доставить этот «подарок» к стенам неприятельских городов.

Конструкция стволов древних мортир А Чохова: а - Мортира «Самозванец», 1605 г.; б - «Царь-пушка», 1585 г.

Кстати, отговорка типа «сначала сделали, а потом подумали, как перетащить» довольно часто встречается в исторических исследованиях. Это стало привычным. Не так давно канал Культура рассказывал зрителям о китайской традиционной архитектуре. Показали вырубленную в скале плиту весом 86 000 тонн. Объяснение в общих чертах такое: «Китайский император, якобы, имел отклонения в психике на почве гигантского самолюбия и заказал себе немыслимых размеров гробницу. Он сам, архитекторы, тысячи каменотёсов, якобы, были психически неполноценными и в части логики. Десятилетиями все они осуществляли мегапроект. Вырубили, наконец, плиту и тут только поняли, что даже с места сдвинуть её не смогут. Ну и бросили это дело…» Похоже на наш случай.

Громадное орудие Малик-э-Майдан

То, что Царь-пушка – это не просто всплеск энтузиазма московских литейщиков, доказывает и существование ещё более громадного орудия Малик-э-Майдан (Рис. 4, Рис. 5). Оно было отлито в Ахман-дагаре в Индии в 1548 году, и имеет массу целых 57 тонн. Там историки тоже поют песни о 10 слонах и 400 буйволах, тащивших эту пушку. Это такое же по назначению осадное орудие, как Царь-пушка, только тяжелее на 17 тонн. Что это, второй исторический казус в это же историческое время? И сколько ещё таких орудий надо обнаружить, чтобы понять, что их в то время отливали, доставляли к осаждённым городам и практически использовали? Если мы сегодня не понимаем , как это происходило, значит, таковы наши познания .

Здесь мы снова сталкиваемся с остаточно-низким уровнем нашей сегодняшней технической культуры. Это связано с искажённым научным мировоззрением. С современных позиций мы не видим решения, которое было в то время очевидным. Остаётся сделать вывод, что ещё в 16 веке на Руси и в Индии знали что-то такое , что позволяло перемещать подобные грузы.

Упадок артиллерийских технологий в средние века

На примере бомбард можно увидеть очевидную деградацию артиллерийского искусства на протяжении столетий средневековья. Первые образцы изготавливались из двухслойного железа. Внутренний слой был сварен из продольных полос, а снаружи его укрепляли толстые поперечные кольца. Через некоторое время стали изготавливать литые орудия из бронзы. Это однозначно снизило их надёжность, и соответственно, увеличило вес. Любой инженер вам подтвердит, что кованое железо на порядок прочнее литой бронзы. Тем более, если оно собрано, как описано выше – двухслойным пакетом с направлением волокон соответствующим действующим нагрузкам. Вероятно, причина в стремлении удешевить процесс изготовления.

Конструкция первых бомбард тоже удивительно прогрессивна. Например, сегодня вы не найдёте современных образцов стрелкового оружия, которые заряжались бы со стороны дульного отверстия. Это очень примитивно. Уже полтора столетия в ходу заряжание с казённой части. В таком способе масса преимуществ – и скорострельность выше, и обслуживание орудия удобнее. Недостаток один – более сложная конструкция с запиранием казённой части ствола на момент выстрела.

Как интересно, что первые же в истории орудия (бомбарды), сразу имели прогрессивный способ заряжания с казённой части. Казённик часто крепился к стволу с помощью резьбы, то есть, ввинчивался. Такая конструкция некоторое время сохранялась и в литых орудиях. Посмотрите на Рис. 6. Здесь сравнивается турецкая бомбарда и Царь-пушка. По геометрическим параметрам они очень похожи, но Царь-пушка, отлитая на сотню лет позже, уже выполнена неразъёмной. Значит в 15…16 веках перешли на более примитивное дульное заряжание.

Вывод здесь может быть только один – первые бомбарды выполнялись с остаточным знанием прогрессивных конструктивных решений артиллерийского оружия, а возможно, копировались с каких-то старых и более совершенных образцов. Однако технологическая база уже была довольно отсталой для этих конструктивных решений, и могла воспроизвести только то, что мы наблюдаем в средневековых орудиях. При таком уровне изготовления преимущества казённого заряжания уже практически не проявляются, но их упрямо продолжали делать казнозарядными, потому что не знали ещё, как можно по-другому. Со временем техническая культура продолжала деградировать, соответственно и орудия стали выполняться неразъёмными, по более упрощённой и примитивной схеме заряжания с дульной части.



1894 год

Заключение

Вот и выстроилась логичная картинка . В 16 веке Московское княжество вело многочисленные боевые действия, как на востоке (взятие Казани), на юге (Астрахань), так и на западе (войны с Польшей, Литвой и Швецией). Пушку отлили в 1586 году. Казань к этому времени уже взяли. С западными странами было установлено шаткое перемирие, более похожее на передышку. Могла ли Царь-пушка быть востребована в этих условиях? Да, безусловно. От наличия стенобитной артиллерии зависел успех военной кампании. Города-крепости западных соседей надо было как-то брать. Иван Грозный умер в 1584 году, за 2 года до отливки пушки. Но именно он определил потребность государства в подобных орудиях, и процесс их изготовления был запущен. Вот как развивались события:

«С 1550 г. по 1565 г. на московском Пушечном дворе работами руководил Кишпир Ганусов (Ганус), по национальности, видимо, немец. В летописях встречаются упоминания об одиннадцати орудиях, им отлитых, но до нас не дошло ни одно. Самое большое медное орудие, отлитое Ганусовым в 1555 г., было названо Кашпирова пушка. Вес её составлял 19,65 т. В том же 1555 году московский мастер Степан Петров отлил пушку «Павлин» весом 16,7 т… Любопытно, что обе огромные пушки Иван Грозный повелел доставить к осажденному русскими Полоцку. 13 февраля 1563 г. царь приказал воеводе князю Михаилу Петровичу Репнину «пушки болшие Кашпирову да Степанову да Павлин да Орел да Медведь и весь наряд стенной и верхней поставити близко городских ворот» и стрелять «без опочивания, день и нощь». От этой стрельбы дрожала земля – «ядра у болших пушек по двадцети пуд, а у иных пушек немногим того полегче». На следующий день ворота были разрушены, и сделано несколько проломов в стене. 15 февраля Полоцк сдался на милость победителям. В 1568 г. молодой ученик Кашпира Андрей Чохов (до 1917 г. его писали Чехов) отлил своё первое орудие… Самым знаменитым орудием Андрея Чохова стала Царь-пушка (1586 г.)» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

При Иване Грозном было отлажено производство подобных орудий и освоено их применение, включая транспортировку. Однако, волевая государственная хватка пропала после его смерти и вступления на престол преемника. Фёдор 1 Иоаннович был человеком совсем другого склада. В народе его называли безгрешным и блаженным. Вероятно, стараниями последователей Ивана Грозного заказ на изготовление Царь-пушки всё же был сформирован. Однако, величие творения Андрея Чохова всё же превышало запросы нового царя. Поэтому Царь-пушка осталась невостребованной, хотя боевые действия с применением осадной артиллерии велись уже спустя 4 года (русско-шведская война 1590-1595 года).

Вывод

Царь-пушка – настоящая . Антураж вокруг неё – бутафория . Сформированное общественное мнение о ней – ложно . Царь-пушка должна удивлять нас, гораздо больше, чем древние мегалиты. Ведь они удивительны тем, что огромные камни весом в несколько тонн доставлены… подняты… поставлены… и т.д. В 16 веке ничего принципиально нового, отличного от неолита в транспортировке и погрузке (согласно официальной точке зрения) не применялось, а 40-тонное орудие транспортировали . Кроме того, камни ставили один раз и на века, а не менее тяжёлую пушку предполагалось многократно перемещать на огромные расстояния.

Она тем более удивительна, что была изготовлена сравнительно недавно, ещё в 16 веке. Ведь про время мегалитов учёные вольны фантазировать, как им вздумается – сотни тысяч рабов, столетия строительства и т.д., но про 16 век много чего известно. Тут с фантазиями не разгуляешься.

В кремле выставлено на обозрение настоящее чудо , замаскированное под нелепость , но мы его не замечаем, потому что зомбированы пропагандой, ложными гипотезами и мнением авторитетов.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 14 мая

Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00, Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:30. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 14 мая

экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Приглашаем детей и подростков на лекционные циклы, которые начнутся в сентябре:

  • «Юные знатоки искусства. Русское искусство XII - XVIII веков»

Ждем взрослых слушателей в сентябре на лекционных циклах:

  • «Сей холм давнишних стен и башен. История архитектурного ансамбля Московского Кремля»
  • «Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля»
  • «Прошлого изменчивый лик. История русской архитектуры сквозь призму изобразительного искусства»
  • «Великий век придворного театра». К году театра в Российской Федерации.

В заявке необходимо указать:

  • класс
  • название абонемента
  • кол-во детей и взрослых
  • контактное лицо и телефон.

О дате оплаты школьных абонементов будет сообщено дополнительно по электронной почте после утверждения расписания занятий.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: