Как правильно делать омовение во время поста. Мыться, купаться, полоскать рот во время поста. С какого возраста начинают придерживаться поста девушки

О ТОМ, ЧТО НЕ НАРУШАЕТ ПОСТ

Еда, питье и половой акт по забывчивости

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост того, кто по забывчивости поест или попьет, не нарушен, ибо поистине, это Аллах накормил и напоил его» . аль-Бухари 1933, Муслим 2/171.
Большинство ученых опирались на этот хадис, и только имам Малик считал, что это предписание относится лишь к добровольному посту. Однако его мнение не приемлимо поскольку в другом хадисе ясно и четко сказано что речь идет о посте Рамадан. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек по забывчивости поел в день поста месяца Рамадан , то он не должен ни возмещать этот день, ни совершать искупительные действия» . аль-Хаким 1/420, ад-Даракъутни 2/178. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аль-Байхакъи, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Если же кто-либо увидел того, кто ест или пьет по забывчивости, он обязан его остановить и напомнить ему о том, что он поститься, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это» . Муслим 1/78.
Хасан аль-Басри и Муджахид сказали: “Тот, кто совершил половой акт по забывчивости, не должен ничего возмещать” . См. “Сахих аль-Бухари” 1/452.



Глотание слюней и мокроты

Относительно дозволенности глотания слюны во время поста среди ученых нет разногласий. ‘Ата говорил: “Глотание слюни не нарушает пост” . См. “Сахих аль-Бухари” 1/451.
Даже если человек сознательно накопил слюни, чтобы их разом проглотить, то согласно наиболее правильно мнению его пост также не наруше. См. “аль-Мугъни” 3/106. Однако лучше так не поступать.
Что же касается глотания мокроты или чего-либо из носоглотки, то относительно дозволенности глотания этого, мнения ученых разошлись. Имамы Ахмад и аш-Шафи’и считали, что глотание мокроты не нарушают пост. См. “Раддуль-махтар” 2/101, “аль-Мугъни” 2/43.
Мнение о том, что глотание мокроты нарушает пост, является затруднительным для мусульман, а цель шариата состоит в облегчении положения мусульман, а не затруднении, тем более учитывая то, что на счет этого нет никаких запретов ни в Коране, ни в Сунне и нет в этом вопросе единогласного мнения ученых (иджма’). См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/117.
Также этому мнению отдал предпочтение и шейх аль-Альбани, и на вопрос: “Нарушает ли глотание мокроты пост?”, ответил: “Нет, это пост не нарушает” . Сл. “Сильсиляту худа уа-ннур” № 52.
Однако, если человек извлек мокроту из носа или горла в рот, то не следует ее глотать, а следует выплюнуть. См. “Раудату-тталибин” 2/360.

Объятия и поцелуи

Дозволено во время поста, как мужу, так и жене целовать, обнимать и ласкать друг друга. ‘Аиша рассказывала: "Во время поста пророк (мир ему и благословение Аллаха) не редко обнимал и целовал своих жен, однако он владел собой лучше, чем любой из вас” . аль-Бухари 1927, Муслим 1/65.
Также сообщается, что Масрукъ, племянник ‘Аиши, спросил у нее: “Что дозволено мужу и жене во время поста?” Она ответила: “Все, кроме полового акта” . ‘Абдур-Раззакъ 4/190. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/183.
Эти хадисы указывают на то, что постящийся может обнимать и ласкать своих жен, если он уверен, что это не закончится половым актом. Если же человек слаб и знает, что не сможет себя сдержать, тогда ему следует воздержаться от этого. В шариате есть важное правило: «То, что приводит к запретному – также является запретным».
Если во время поцелуев у человека произошло выделение прозрачной жидкости (смазка), то его пост не нарушен. Доказательством этого является то, что отсутствуют доказательство того, что эти выделения нарушают пост. Пост является обрядом поклонения, а утверждать, что тот или иной обряд поклонения становится недействительным, можно только при наличии достоверных текстов Корана и Сунны. См. «Шархуль-Мумти’» 6/397.

Нарушает ли осознанное семяизвержение без полового акта пост?
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Ученые разошлись во мнении относительно человека, у которого при ласках или целовании жены произошло семяизвержение или выделение прозрачной жидкости (смазка). Куфийцы и имам аш-Шафи’и говорили: “Следует этот день возместить тому, у кого произошло семяизвержение по причине действий, а не взора, и не следует возмещать тому, у кого было выделение просто смазки”. Имам Малик и Исхакъ говорили: “При намеренном семяизвержении, каким бы путем это не произошло нужно восполнить этот день и совершить искупление, а при выделении прозрачной жидкости следует только возместить этот день”. Они сравнивали семяизвержение с половым актом. Малик считал, что тот, кто ласкал или целовал жену, в результате чего у него произошла эрекция, обязан возместить этот день, даже если у него не было семяизвержения и выделения прозрачной жидкости. Ибн Къудама сказал: “Тот, у кого произошло по причине поцелуев семяизвержение, нарушил свой пост, и мы в этом не знаем разногласий”. Однако в этом вопросе есть разногласие, поскольку Ибн Хазм считал, что семяизвержение без полового акта не нарушает пост, и он придерживался этого мнения, считая его сильным”. См. “Фатхуль-Бари” 4/151-152.
Имам Ибн Хазм говорил: “Нет указания на нарушение поста в случае семяизвержение без полового акта, ни в Коране, ни в Сунне, и нет на это единогласного мнения (иджма’), и нет ни одного достоверного сообщения от сподвижников” . См. “аль-Мухалля” 6/203-205.
Этого мнения придерживался не только имам Ибн Хазм, но и имам Ибн Хузайма, который назвал в своем «Сахихе» главу следующим образом: “Глава о том, что постящемуся разрешено наслаждаться без полового акта” . См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/242.
Также ханафит имам аль-Маргъинани в “аль-Хидая” писал: “Семяизвержение без полового акта не нарушает пост” . См. “Булюгъуль-маний фи хукмиль-истимна” 54, имама аш-Шаукани.
Также имам ас-Сан’ани, упомянув разногласия и мнения имамов по этому поводу, сказал: “Однако не совершает ни искупления, ни возмещения никто, кроме того, кто вступил в половой акт, поскольку ильхакъ – это не половой акт” . См. “Субулю-Ссалям” 2/226.
За ними в этом вопросе последовал и имам аш-Шаукани, сказавший: “Постановления о нарушении поста связаны лишь с половым актом и все” . См. “Найлюль-аутар” 4/526.
Однажды у Джабира ибн Зайда спросили о человеке, который во время Рамадана смотрел со страстью на свою жену, в результате чего у него произошло семяизвержение: “Нарушает ли это его пост?!” Он ответил: “Нет, и пусть доведет свой пост до конца” . Ибн Абу Шайба 1/170, иснад достоверный.
Также и шейх аль-Альбани считал, что семяизвержение без полового акта не нарушает пост!
Однако большинство ученых считали, что такой пост нарушен и что этот день необходимо впоследствии возместить. При этом они опирались на Священный хадис, в котором сообщается, что Всевышний Аллах сказал: «Пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от удовлетворения своих страстей и от своей пищи ради Меня!» Муслим 1151.
А в другой версии этого хадиса сказано:"Поскольку он оставляет еду ради Меня, питье ради Меня, наслаждения ради Меня и жену ради Меня!" Ибн Хузайма 1151. Иснад достоверный.

Отсутствие полного омовения (гъусль)

Сообщается со слов жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), ‘Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встречал рассвет, будучи в состоянии осквернения после ночи, проведенной с женой, затем он купался и начинал поститься. аль-Бухари 1925, Муслим 2/80.
Также сообщается, что однажды Умм Саляму спросили о том, должен ли мужчина поститься, если он встретил рассвет, будучи в состоянии полового осквернения. Она сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встречал рассвет в состоянии осквернения после ночи, проведенной с женой, а не по причине поллюции. Затем он постился и не возмещал этот пост” . Муслим 2/80.
Эти хадисы указывают на то, что отсутствие большого омовения (гъусль) не делает пост человека недействительным, даже если он искупается после рассвета.
Что же касается мнения Абу Хурайры, который говорил: “Пусть тот, кто застал утро в состоянии полового осквернения уже не поститься” . Муслим 1109, то оно ошибочное, поскольку, когда ‘Аиша и Умм Саляма узнавшие о словах Абу Хурайры сообщили ему о том, что посланник Аллаха встречал утро без полного омовения и постился. После этого Абу Хурайра отказался от своего мнения, и сказал: “Они лучше меня знают о пророке (мир ему и благословение Аллаха)” . Муслим 1109.

Использование зубочистки

На дозволенность использовать зубочистку во время поста указывают несколько сообщений от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Передают, что ‘Амир ибн Раби’а сказал: “Я видел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) несчетное количество раз, чистящим зубы сиуаком (зубочисткой) в то время, когда он постился” . ат-Тирмизи 725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007.
Имам Абу Иса ат-Тирмизи и Ибн Хузайма называли этот хадис хорошим, но хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани называли его слабым. Однако этот хадис подкрепляется другим сообщением от Ибн Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пользовался сиуаком, будучи постящимся” . Ахмад ибн Мани’. Иснад достоверный. См. “аль-Маталибуль-‘алия” 1089.
Также это подтверждается словами Му’аза ибн Джабаля, который лучше всех в этой общине знал вопросы халяля и харама, как говорил это о нем пророк (мир ему и благословение Аллаха). Абдур-Рахман ибн Гъуним рассказывал: “Я спросил Му"аза: “Можно мне чистить зубы во время поста?” Он ответил: “Да” . ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/133. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим.
Однако, если сиууак имеет вкус, как например зеленый сиууак, или сиууак со вкусом лимона или мяты, то нельзя глотать слюни, а лучше всего не использовать такой сиууак во время поста.
Если при использовании зубочистки начала выделяться кровь из десны, то ее нельзя глотать и следует выплюнуть. Но если все-таки некоторая часть крови случайно проникла в горло, то в этом нет ничего страшного. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/254.
Что же касается использования зубной пасты в дневное время, то ученые высказывали различные мнения по этому поводу, однако для того, чтобы избежать ошибки и выйти из разногласия лучше этого не делать. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Лучше не использовать зубную пасту в дневное время и отложить это на вечер, поскольку она имеет сильный привкус” . См. “Маджалису шахри Рамадан” 72.

Непреднамеренная рвота

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить» . Ахмад 2/498, Абу Дауд 2380. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Шейх Ибн Усаймин говорил, что если человек чувствует, что сейчас вырвет, но затем это утихает, то это не нарушает его пост, потому что это вне его контроля. Но если рвота попадает в рот и он проглатывает это обратно, то это нарушает его пост. Если человек чувствует слабость в животе, он не должен подавлять сдерживать рвоту, поскольку это может причинить вред его здоровью. См. “Маджалису шахри Рамадан” 67.

(гусль) , согласно Шариату, – это мытье проточной водой всего тела с определенным намерением, то есть обязательное ритуальное купание.

Существует пять обстоятельств, после возникновения которых необходимо выполнить купание для совершения намаза и т.п. Эти пять обстоятельств сами по себе не являются причиной для немедленного выполнения купания. То есть, если человек находится в состоянии осквернения (джунуб) , он не обязан сразу делать полное омовение тела, хотя это весьма желательно. Обязательным купание становится с наступлением времени совершения намаза.

Передал имам аль-Бухарий в своем сборнике о том, что Абу Саляма сказал: «Я спросил ‘Аишу, засыпал ли Пророк (мир ему и благословение) в состоянии джунуб (в результате полового акта). ‘Аиша ответила: «Да, но перед этим он совершал частичное омовение». Так Пророк (мир ему и благословение) поступал редко, чтобы люди знали, что это не запрещено в Шариате.

Некоторые невежественные люди говорят, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, вышел из дома, не выполнив полное омовение тела, то каждый волос на его теле проклинает его. Это ложь, противоречащая религии. Доказательством служит рассказ Абу Хурайры, переданный в сборнике имама аль-Бухарий: «Когда меня встретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я был в состоянии осквернения, он взял меня за руку, и мы пошли вместе. Когда мы присели, я незаметно ушел в свое жилище, сделал полное омовение тела, после чего вернулся к Пророку (мир ему и благословение). Он еще сидел. Когда я подошел, он спросил: «Где ты был о Абу Хурайра?» Я ответил ему, что был в состоянии джунуб, поэтому ушел. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Субханаллаh! О, Абу Хурайра, воистину, верующий не становится наджасой» .

Ритуальное купание необходимо выполнить в следующих случаях:

1. После выделения спермы. Его признаки:

Удовольствие при выделении;

Запах свежего теста, если сперма еще не засохла;

Запах яичного белка, если сперма засохла;

Толчкообразное выделение с напором.

2. После полового акта , даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище.

3. После смерти человека .

4. После прекращения менструации – цикличных выделений крови из матки у здоровой девушки, женщины.

5. По завершении послеродовых выделений (выделение крови после освобождения матки от плода).

6. После родов или выкидыш а, ввиду происхождения ребенка из смешивания мужской и женской спермы. То есть, даже если роды были сухими и, после них не было выделений, то все равно необходимо искупаться.

Человек, которому необходимо выполнить купание по причине первого или второго обстоятельства, называется джунуб . А состояние того, кто находится в одном из этих пяти обстоятельств, называется «большим хадасом» . Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана (даже не дотрагиваясь до него) и пребывание в мечети.

Примечание: Следует отметить, что при выполнении полного омовения необходимо соблюдать те же самые условия (шуруты), которые следует соблюдать и при выполнении частичного омовения (см. на стр. 19). Также и нежелательные (караха) действия в обоих омовениях в основном идентичны (см. на стр. 28).

Обязательные действия купания

Обязательными действиями ритуального купания, без выполнения которых оно считается недействительным, являются:

1. Намерение. Оно отличает привычку от поклонения (‘ибада) , его место в сердце, и оно совершается мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха» или «…снять большой хадас» и т. п. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть ее заново вместе с намерением.

2. Промывание всех наружных частей тела (кожи и волос независимо от их густоты) чистой и пригодной для очищения водой. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.

Примечание: Человеку, который уверен, что у него нет причин для выполнения полного омовения тела, ни в коем случае нельзя совершать купание с намерением снять большой хадас.

Желательные действия купания

Желательными действиями при выполнении ритуального купания являются:

1. обращение лицом в сторону Киблы;

2. произнесение: «Исти‘азы», «Шахады» и «Басмалы» перед купанием. Нежелательно (макрух) не произносить эти слова перед полным омовением;

3. выполнение частичного омовения перед купанием. При этом мытье ног можно отложить на конец купания, чтобы не расходовать лишнюю воду;

4. начало омовения с правой стороны. Предварительно смочить волосы трижды, потом мыть правую половину спереди и сзади, затем левую половину и повторить это трижды;

5. полоскание рта и носа, даже если вы сделали это и при частичном омовении;

6. мытье тела с протиранием;

7. мытье следующего органа до того, как высохнет предыдущий;

8. экономия воды (нежелательно расходовать ее сверх меры);

9. чтение «Шахады» и молитвы после купания (той же молитвы, которая читается и после частичного омовения).

Тому, кто моется полностью обнаженным, при раздевании желательно сказать:

بِسْمِ اللهِ الََّذي لا اِلهَ اِلاّ هُوَ

«Бисмилляhи-лляз и ля иляhа илля hува»

(С именем Аллаха, кроме Которого нет ничего достойного поклонения). Эти слова ограждают человека от глаза джиннов.

Из книги "Намаз -
опора религии"

1. Можно ли купаться в водоеме постящемуся человеку?

Во время поста можно купаться с намерением охладиться или сделать гусль (полное омовение) и это не портит пост. Однако, нужно следить за тем чтобы через нос и рот не попала вода. В хадисе от Абу Давуда говорится о том, что Пророк (с.гс.) во время поста спасаясь от жары и жажды, лил себе на голову воду. По мнению ученых, не портит пост и вода, попавшая в уши во время купания.

2. Разрешается ли мазать крем человеку, который держит пост во месяц Рамазан?

Вещества, проникающие через поры на кожном покрове человека, не портят пост. К примеру, можно пользоваться кремами, мазями, маслами, делать перевязку на раны. Однако, употребление крема или мази должно быть в меру. Потому что излишне плотный слой крема или мази может препятствовать проникновению воды во время тахарата - омовения, и он не будет правильным.

3. Нужно ли поститься беременным?

Шариат позволяет беременной или кормящей женщине не держать пост, отложив его на потом, если есть опасность за здоровье и жизнь ребенка или матери. В хадисе, приведенном сахабой Анесом бин маликом, наш Пророк (с.гс.), говорит: «…Поистине Всевышний укоротил намаз для путника,а пост не сделал обязательным для путника, беременной, кормящей женщины…»

4. Если проспал на сухур – утренний прием пищи, как быть?

Если по разным причинам (в том числе и по причине сна) верующий, держащий пост, пропустит сухур – утренний прием пищи, то в этот день он должен (без приема пищи) сделать ниет и держать пост. Потому что наш любимый Пророк (с.г.с), в «День ашура» приказал объявить: «Если кто-нибудь нечаянно съел что либо, пусть прекратит сразу же и продолжит свой пост до конца дня. Тот же, кто не успел ничего поесть, пусть держит свой пост до конца» . Как видим из этого хадиса, даже если постящийся не встал по каким-либо причинам на сухур, он должен сделать ниет без приема пищи и держать пост.

5. Портится ли пост, если нечаянно или намеренно сглотнуть слюну?

Если человек, держащий пост, сглатывает слюну, его пост не нарушается. Кроме того, пост не считается нарушенным, даже если человек сглотнул соплевидные массы из носа.

6. Если во время поста поцеловать человека в щеку, испортит ли это пост?

Поцелуй в щеку постящегося человека не портит его пост. Потому что по свидетельству матери всех правоверных Аиши, Пророк (с.г.с), будучи постящимся, целовал своих жен.

Нужно особо отметить следующее: если целующий свою жену уверен, что во время поцелуя не произойдет семяизвержения, и поцелуй не повлечет за собой половой близости, то целовать разрешено. Если же такой уверенности нет, то это действие из разряда макрух.

7. Принимается ли пост человека, не читающего намаз?

Если человек, не читающий намаз, постится в Священный месяц Рамазан, он получает награду (саваб) за свой пост. Однако, в то же время он погрязает в грехе за то, что не совершает намаз. Потому что намаз (молитва) является отличительным признаком мусульман. Уважаемый Пророк говорил об этом следующее: «Поистине, признаком, отделяющим мушриков (неверующих) и мусульман является намаз» . Поэтому желательно не только держать пост, но и начать поклонение Всевышнему через намаз (молитву).

8. Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свой нафс, воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, или же не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым приказ Всевышнего, неправильно. В одном из хадисов Всевышний гласит: « Ч еловек совершает свои деяния ради себя. Но пост в Рамазан – иное дело. Награду за него даю только Я. Потому что ради Моего довольства он отказывается от еды и питья. У постящегося есть две радости: первая – во время разговения, и вторая в миг встречи с Всевышним. Запах изо рта постящегося для Меня дороже запаха миска (благовония» .

9. Как определяется время разговения для пассажиров, летящих в самолете?

Человек, совершающий перелет во время поста время разговения определяет не по таблице, а ориентируется по закату солнца. Например, если в таблице указано время как начало разговения, а солнце еще в зените, то постящийся следит за закатом солнца, и разговляется только после его захода. Таблица предназначена лишь для постящихся в обычных условиях, на земле. Потому что в священном Коране сказано, что время прекращения еды и начала разговения определяется по восходу и заходу солнца.

11. Можно ли во время поста Рамазан получать систему – капельные растворы внутривенно?

Иногда людям, не имеющим возможности по разным причинам питаться обычным способом, для поддержания сил делают внутривенные инъекции. Поэтому ученые считают, что подобные процедуры (получение внутривенных инъекций или капельниц) нарушают пост, другие же лекарственные средства, полученные внутривенно, пост не нарушают. То есть можно резюмировать, что получение капельницы в медицинских целях, то есть для лечения, пост не нарушает. Однако, получать инъекции, чтобы восстановить силы постящемуся нельзя до разговения.

12. Нарушает ли жевательная резинка пост?

От вкуса свежей жевательной резинки, появляется сладкая жидкость во рту, которое попадает в желудок, и, соответственно, нарушает пост. Учитывая, что жевательная резинка относится к разряду пищевых продуктов, придется за ее использование во время поста восполнять кафарят, Аллаху аълям.То есть, человек, использовавший свежую жевательную резинку и сглотнувший выработанную сладкую жидкость вызванную жеванием, должен после окончания месяца Рамазан держать пост в течение двух месяцев непрерывно. Если же говорить об использовании жвачки, у которой вкус уже потерян, то это – макрух (нежелательное действие).

Если же вы хотите использовать жевательную резинку для того, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта, советуем вам прибегнуть к другим способам. В частности, вместо жвачки можно использовать мисвак или зубную пасту. Нужно лишь следить за тем, что бы не сглотнуть пену от зубной пасты. Если же нечаянно пена попала вам в желудок, то вы будете должны восполнить пост только за этот день. Кафарят (восполнение) не нужно, потому что зубная паста не относится к пищевым продуктам.

13. Нарушается ли пост п ри уколах?

Отвечая на этот вопрос, приведем определение Имама Юсуфа и Имама Мухаммеда (р.а): «Если лечить глубокие раны на голове и теле жидкостями, то пост не нарушается. Потому что лекарство не вводится внутрь организма естественным путем и ее попадание в желудок сомнительно». Говоря это они отмечали, что если какое-либо вещество попадает во внутрь непривычным способом (то есть не через рот, нос, ухо, прямую кишку, жен.пол.органы), то пост не нарушается. Поэтому учитывая, что лекарство в инъекциях попадает в организм не через естественные пути, говорится, что уколы пост не нарушают.

14. Нарушается ли пост при удалении зуба?

Если постящийся удалит зуб, его пост при этом не нарушается. Необходимо следить, чтобы кровь из раны на месте удаленного зуба не попала внутрь. Если же постящийся нечаянно сглотнет кровь из раны, то впоследствии должен восполнить пост за этот день. Учитывая, что лекарство в инъекции, вводимой при удалении зуба также попадает в организм неприродным путем, то есть минуя естественные пути, современные ученые считают, что это не нарушает пост. (Но если, сглотнет лекарство нарушается).

15. Нарушается ли пост при проведении клизмы?

Клизма - это введение через задний проход (прямую кишку) воды или лекарственной жидкости. Желудок связан с толстой кишкой через тонкую, ученые Ханафитского и других трех мазхабов придерживаются мнения, что лекарство, введенное через задний проход, нарушает пост. За пост, нарушенный таким способом, верующий восполняет впоследствии один день. В таких случаях каффярат восполнение не нужно .

16. Нарушается ли пост при сдаче крови?

Сдавать кровь во время поста не запрещено, это действие пост не нарушает. Потому что уважаемый Пророк (с.г.с) делал хиджаму, будучи постящимся. В хадисе, приведенном Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (р.а), говорит: «Посланник Аллаха (с.г.с), будучи постящимся, делал хиджаму» ,.

Однако, если постящийся осознает, что после процедуры сдачи крови ослабнет и держать пост ему станет тяжело, в таком случае сдавать кровь считается макрух (нежелательным). Об этом у сахаба Анаса ибн Малика кто-то спросил: «Вы же разрешаете проведение хиджамы у постящегося?». На что сахаба ответил: «Если это приведет к ослаблению, то не разрешаем» .

17. Как быть больному человеку в пост Рамазан?

Аллах Тааля обязывает своему рабу выполнение действий, которые ему под силу. Потому что Милостивый Создатель желает для нас облегчения, а не тягостей. Именно поэтому Всевышний своей милостью разрешил не держать пост больным людям.

В Священном Коране говорится: «И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, пусть проводит постясь эти дни. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней постится в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» . В другом аяте говорится: «Не вовлекайте себя в опасности».

Основываясь на этих и других аятах ученые заключили:

«Иногда не держать пост больному человеку – ваджиб (обязательно), иногда мубах (разрешено). Если пост для болеющего чреват и может привести к смерти, тогда для него ваджиб (обязанность) не поститься. Если же пост может спровоцировать развитие болезни или замедлить выздоровление, то ему разрешено не поститься (но и можно поститься) » .

Таким образом, если вы болеете и пост держать не в состоянии, тогда для вас пост не будет фарзом (обязательным). Но вы должны будете восполнить дни поста по выздоровлении. Это не является каффярат (восполнение поста без перерыва), следовательно, разрешено держать эти посты прерывая. Если же здоровье совсем не позволяет восполнить дни поста, то за каждый день вы должны оплатить фидию.

В случае невозможности оплатить фидию, Аллах Всемогущий, прощающий. Он не обязывает своего раба делать то, что ему не под силу.

18. Нарушает ли пост использование капель в нос, в глаза?

Капли в глаза не попадают внутрь, и следовательно, не могут нарушать пост.

Если же говорить о назальных каплях, нужно учесть, что по своему строению нос связан с пищеводом, и поэтому велика вероятность, что капли попадут во внутрь. По этой причине есть сонования полагать, что капли в нос нарушают пост.

Кроме того, уважаемый Пророк (с.г.с) говорил: «При омовении втягивайте воду ноздрями сильней. Но не делайте так в Рамазане », предостерегая, что вода может попасть через нос далее во внутрь.

Капли в нос в период поста желательно оставить на время вечернего разговения. Учитывая, что каплями в нос (особенно летом) пользуются в основном люди, страдающие аллергическими заболеваниями, нужно рассмотреть вопрос замещения капель на инъекции, на время поста.

19. Можно ли во время поста мыться в бане?

Учитывая, что баня-это место, где люди моются, используя пар, желательно отложить посещение бани до времени разговения. Потому что пар в бане – состоит из молекул воды, то есть в пар содержит частицы воды. Через вдыхание пара в большом количестве в организм попадает определенное количество воды. Поэтому есть основание говорить о том, что ваш пост будет нарушен.

Однако постящемуся можно принимать ванну или душ. Необходимо лишь следить за тем, чтобы через рот или нос не попала вода во внутрь. Истина же ведома лишь Аллаху!

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой
сайт/

Фатауаль Исләмия, Даруль Ифта әл-Мысрия, 1/100 бет.
Әбу Дәуід, Китабус Сиям, 2365-хадис. Сахих.
Фатауаль Һиндия – 1/224 бет.
Әл-Кәсәни, Бадаиғ – 2/614 бет.
Ибн Мәжә – 1667.
Десятый день месяца Мухаррам
Сахих Бухари, Китабус Сиям, 1824-хадис
Бухари, Китабус саум – 1827.
Хидая – 1/310 бет.; Әл-Айни, Биная - 4/44 бет.
а) У.Зухайли: Фатауа Муаасыра – 32 бет. Дамаск.; б) http://qaradawi.net/
Муслим, Иман – 134.
Имам Мухаммад Әбу Захра, Фәтәуә: Сиям.
Бухари, саум, 2; Муслим, Сиям, 152.
Доктор Проф. Али Жума: http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=859; Diyanet fetvalari fetva nom. 83.
Бакара - №187 аят.
Құран Кәрім, Бақара сүресі – 184 аят.
Мажмагуль Фикхиль Ислами ад-Дуали, 1997г, постановление 91-96, принятое в период 03 – 28 августа.; Din Isleri Yuksek Kurulu, Oruc. 42-s. Ankara. 2010 sene
Ал-Касани, Бадаиъ – 2/607 стр.
Ибн Абидин – 3/368 стр
Хидая, Китабус саум – 1/317
Бухари, Саум, 1837-хадис.
лечении через кровопускание
Бухари, Саум, 1838 – хадис.
Бакара, 286 аят.
Бакара, 185 аят
Аль-Касани, Бада’иъ – 2/609 стр.
В шариате болеющий человек, надежды на выздоровление которого нет, а также старые люди (те, кто не в состоянии восполнить пропущенные дни поста) за каждый день поста должны накормить нуждающегося. Это называется «фидия». Фидию можно также дать и деньгами. Достаточно кормить одного бедного утром и вечером в течение тридцати дней или шестьдесят нуждающихся одноразово угостить утром или вечером. Если у человека нет возможности дать фидию, он просит у Аллаха прощения. М.Исаулы, К. Жолдыбайулы, Ислам Гылымхалы
Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
Тухфатул Фукаһа – 1/355 стр.
Муснәд Ахмәд ибн Ханбаль - №16035 хадис.

Полное омовение (гусль) – это мытье всего тела, совершаемое таким образом, чтобы не осталось ни одного сухого места.

Гусль обязательно совершать в следующих случаях:

1. В состоянии джунуб, которое возникает в случаях половой близости (даже если только половые органы соприкоснулись) и выделении спермы у мужчин и аналогичной жидкости у женщин (даже если не было полового акта), как в состоянии бодрствования, так и во сне

2. После завершения менструации и послеродового кровотечения у женщин

Желательно совершать полное омовение перед пятничной (джум‘а) и праздничными молитвами-намазами.

Что нельзя делать без полного омовения (гусль)?

Обязательные действия (фард) полного омовения

В Священном Коране Аллах указывает нам на способ совершения полного омовения (гусль), который осуществляется перед молитвой, описанный следующим образом:

«А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны»

Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 6

При невыполнении хотя бы одного из обязательных действий полное омовение считается недействительным.

1. Полоскание рта – 1 раз

2. Промывание носа – 1 раз

3. Омовение всего тела так, чтобы на теле не осталось ни одного сухого места – 1 раз

Выполнение этих обязательных действий делает гусль действительным, поэтому в затруднительных ситуациях (нехватка воды, времени и др.) ими можно ограничиться. Если человек, промоет рот и нос, а затем войдет в водоем (бассейн, озеро, море и т.д.) и вымоет все тело, то он совершит полное омовение (гусль).

Желательные действия полного омовения

Когда вы готовы совершить гусль, подтвердите про себя это намерение. Затем скажите: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». После этого:

    1. Совершите вуду (малое омовение) , но без мытья ног, поскольку лучше омыть их в самом конце

    2. Омойте половые органы

    3. Полейте воду на голову и помойте ее. По желанию можно использовать шампунь

    4. Помойте все тело, начиная с правой стороны и заканчивая левой. Старайтесь при этом протирать рукой промываемые части тела. Не должно остаться ни одного сухого места величиной даже с кончик иглы

    Желательно мыть каждую часть тела по три раза, но можно ограничиться и одним разом.

Альхамдулиллях, вы приняли Ислам (или начали соблюдать религию, которой придерживались ваши предки). И, разумеется, у вас возникает множество вопросов, первый из которых – как правильно совершать омовение и намаз? К нам на сайт и в группу часто пишут сестры с вопросами — как совершать омовение и намаз, нарушает ли такое-то действие омовение (и тому подобное).

Поскольку для действительности намаза необходимо быть в состоянии ритуальной чистоты (по-арабски тахарат), в этой статье мы, с дозволения Аллаха, поговорим об омовении.

Понятие «тахарат» (буквально «чистота») включает в себя совершение полного омовения (омывание водой всего тела, иными словами — купание) и малого – когда нужно вымыть лишь определенные части тела.

Полное омовение (гусль)

В каких случаях необходимо полное омовение (гусль по-арабски)?

Полное омовение женщина должна совершать после окончания месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас), а также после супружеской близости.

Мужчина также совершает гусль после супружеских отношений и после семяизвержения (поллюции).

Также полное омовение следует совершить человеку, который только принял Ислам, поскольку у половозрелого человека хотя бы раз в жизни имела место ситуация, когда было необходимо полное омовение. Так что если вы недавно приняли Ислам (или только недавно собрались совершать намаз), вам следует совершить полное омовение

Согласно шариату, полное омовение состоит из трех обязательных частей (фарды гусля) :

1. Промывание носа.

2. Полоскание рта.

3. Омывание водой всего тела.

При купании необходимо удалить с тела все, что может помешать проникновению воды, к примеру, краску, воск, тесто, лак с ногтей.

Необходимо промыть такие участки тела, куда при обычном купании вода может не доходить – к примеру, складки кожи внутри пупка, ушную раковину и кожу за ухом, кожу под бровями, дырочки для серег в ушах (если у женщины проколоты уши).

При совершении полного омовения необходимо также промыть кожу на голове и волосы. Если же у женщины длинные косы, она может не расплетать их, если они не мешают попаданию воды на кожу головы (если мешают, то ей необходимо расплести их).

Также женщине нужно омыть внешнюю часть полового органа (то, что доступно, когда она присаживается на корточки).

Поскольку для совершения гусля необходимо прополоскать рот, нужно удалить с зубов все, что может помешать проникновению воды на поверхность. Однако это не относится к зубным пломбам и коронкам или протезам, их удалять не нужно! Что касается брекетов, ортопедических пластинок, которые ставятся для исправления зубов: если они съемные, и их легко извлечь, их нужно снять; если же они прикреплены к зубам так, что снять их может только врач, трогать их не нужно, купание будет действительным.

Полное омовение имеет свои суннаты и адабы (действия, которые считаются не обязательными, но желательными и увеличивают награду за поклонение). О них можете прочитать вот в этой статье: «Фарды, суннаты и адабы полного омовения»

Также важно запомнить, какие действия запрещены человеку, у которого нет полного омовения (к примеру, женщине во время месячных):

1. Нельзя совершать намаз, а также совершать саджда-тилява (земной поклон при чтении определенных аятов Корана) и саджда-шукр (земной поклон благодарности Аллаху).

2. Прикосновение к Корану или аятам Корана (если они напечатаны в книге религиозного содержания). Это не касается текста Корана, напечатанного на компьютере или ином электронном носителе. В таком случае нельзя будет только прикасаться руками к тексту Корана, выведенному на экран, но читать с телефона (не вслух) можно.

3. Чтение даже одного аята Корана вслух (однако, можно читать меньше аята – к примеру, произносить фразы «Альхамдулиллях» или «Бисмиллях», которые также представляют собой часть аятов). Разумеется, это относится только к арабскому оригиналу Корана, а не к его переводам. Однако, можно произносить аяты Корана про себя, мысленно.

Исключение делается для аятов и сур Корана, которые представляют собой дуа (мольбы) и читаются для защиты от всякого вреда – такие как суры Аль-Фатиха, Аль-Ихляс, Аль-Фаляк и Ан-Нас и аят Аль-Курси.

4. Посещение мечети.

5. Обход во время Каабы (таваф) в хадже.

Примечание:

Различается состояние осквернения (джунуб) и состояние хайда и нифаса. В состоянии осквернения (для женщины — после супружеских отношений) нельзя совершать намаз, однако можно держать пост (во время Рамадана, к примеру). В состоянии хайда и нифаса пост держать нельзя.

Для более подробного разъяснения вопроса можно обратиться к данной статье: «Женский фикх полного омовения »

Часто задаваемые вопросы относительно полного омовения:

  • Надо отметить, что полное омовение (купание) заменяет собой малое омовение. То есть, если, к примеру, у вас только что окончились месячные, и вы совершили гусль, вам не нужно будет еще дополнительно совершать малое омовение перед намазом (если только вы не совершили действий, которые нарушают вуду – не сходили в туалет, к примеру).
  • «Если я искупалась, а потом случилась ситуация, в которой нарушается малое омовение (к примеру, выход газов), нужно ли купаться заново?» — Нет, поскольку это действие не нарушает полного омовения, еще раз купаться не нужно, достаточно обновить вуду.
  • Можно ли красить волосы, пользоваться различными химическими средствами для завивки или укладки волос – будет ли в таком случае действительно полное омовение? -Решение здесь будет зависеть от способа действия краски или иного вещества. Если оно пропускает воду, ваш гусль действителен, если нет – вам придется убирать краску с волос перед купанием. Как действует конкретно та или иная краска, мы сказать не можем, это нужно узнавать у их производителей. Однако мы знаем точно: окрашивание волос хной не препятствует проникновению воды, поэтому гусль будет действителен.

Малое омовение (вуду)

Что же касается малого омовения (вуду по-арабски), оно будет необходимо в следующих случаях:

1. После посещения туалета (по большой или малой нужде).

2. После выхода газов.

3. В случае сна или обморока (за исключением случая, когда человек заснул сидя, прижавшись ягодицами к полу).

4. Выхода крови, гноя или иной жидкости из тела человека. Под выходом понимается выход вещества за границы своего источника (к примеру, кровотечение из носа или выход крови за границы ранки или пореза). Если кровь лишь покажется в ранке (как от укола булавкой, к примеру), но не вытечет, омовение не нарушается.

5. В случае если человека вырвало, при условии, что рвота полностью заполняет рот.

6. Кровотечение во рту (из десен, например), при условии, что крови было больше или столько же, сколько слюны. Это определяется по цвету слюны – если он желтая или оранжевая, значит, крови мало, если с красным оттенком или темно-красная, значит, крови больше.

7. В случае алкогольного опьянения или сумасшествия.

Что НЕ нарушает малое омовение:

1. Отделение от тела человека кусочка кожи (мозоли, например), которое не сопровождается кровотечением.

2. Прикосновение к половым органам (своим или другого человека – к примеру, женщина меняет ребенку подгузник, это не нарушает омовение).

3. Прикосновение к человеку противоположного пола, который не является махрамом, не нарушает вуду.

4. Отхаркивание слизи, даже если ее много.

Согласно шариату, малое омовение включает в себя четыре обязательных части (фарды вуду):

1. Мытье лица. Важно – обратите внимание на то, что считается границами лица!

Границы лица: по длине – от линии роста волос до кончика подбородка, по ширине – от одной мочки уха до другой.

2. Мытье рук до локтевого сустава включительно.

3. Мытье ступней ног до щиколотки включительно.

Очень важно: условием действительности омовения считается попадание воды на все участки кожи в границах органа, который необходимо омыть! Поэтому на теле не должно быть веществ, которые могут помешать проникновению воды на кожу — к примеру, теста, воска, клея, лака на ногтях. Если у вас на пальцах кольца, их необходимо сдвинуть так, чтобы под них попала вода.

Однако если вы красите волосы или руки хной, омовению это не препятствует, поскольку хна пропускает воду.

4. Протирание (масх) одной четверти головы влажной рукой.

Действительным будет протирание волос именно на голове (а не на лбу или на шее). Будет недействительным протирание косы, заплетенной вокруг головы, или волос, которые спадают с головы в распущенном состоянии.

Что запрещено делать без малого омовения:

1. Совершать намаз;

2. Прикасаться к арабскому тексту Священного Корана (но можно читать Коран на электронных носителях — телефоне, планшете, компьютере, не прикасаясь при этом к экрану с выведенным текстом);

3. Совершать сажда-тилява при чтении Священного Корана;

4. Совершать обход вокруг Каабы (таваф).

Малое омовение также имеет свои суннаты и адабы. О них можете прочитать здесь: «Ахкямы и суннаты малого омовения «. Также довольно подробно порядок малого омовения показан на картинке выше.

Часто задаваемые вопросы относительно малого омовения:

  • Нужно ли вынимать из глаз контактные линзы? – Нет, глаза не относятся к органам, которые нужно омывать при мытье лица, поэтому убирать линзы не нужно.
  • Нарушает ли омовение попадание на одежду или тело веществ, которые считаются нечистотой (наджаса)? — Попадание таких веществ (наджаса) на тело или одежду не нарушает омовение. Достаточно промыть это место три раза водой (с гладкой поверхности — например, кожаной одежды — достаточно просто стереть грязь), и считается, что вы убрали нечистоту.

Масх (протирание) кожаных носков и повязок

Протирание хуффов (кожаных носков):

Согласно шариату, человеку дозволяется протирать специальные носки из кожи (хуффы) вместо мытья ног. Их необходимо одевать после совершения омовения – на чистые ноги. В следующий раз, когда у человека испортится омовение, ему не нужно будет мыть ноги, достаточно лишь провести влажной рукой один раз от кончика пальцев до голени по поверхности носка, и малое омовение будет действительным.

Срок действительности такого протирания: один день и одна ночь для оседлого человека и три дня и три ночи – для путника. Отсчитывать срок действия необходимо с того момента, как у человека в первый раз испортилось омовение (после того, как он надел хуффы).

Внимание! Не будет действительным протирание обычных (хлопчатобумажных, шерстяных, синтетических) носков или чулок. Также не дозволяется протирать платок или тюбетейку (вместо масха на волосы), перчатки (вместо мытья рук), никаб (вместо мытья лица).

Протирание повязки

Что делать в случае, если человеку вследствие ранения или перелома была наложена повязка (и попадание воды на рану может повредить здоровью):

В таком случае человек может просто протереть влажной рукой повязку один раз (не обязательно протирать всю повязку – достаточно протереть большую ее часть). Если есть опасение, что вследствие мытья кожи вблизи повязки вода может попасть на рану и причинить ей вред, можно также протереть (а не мыть) кожу рядом с повязкой, и омовение будет действительным.

Подробнее о протирании носков и повязок можно прочитать в статье: «Действия, которые нарушают действительность масха на носки. Протирание повязки».

Обратите внимание: все вышеприведенные правила и решения относительно ритуальной чистоты относятся к мнению ученых ханафитской правовой школы (мазхаба). Решения ученых других мазхабов по вопросам омовения, в частности, шафиитского мазхаба, будут несколько отличаться. Поэтому мусульманам, живущим в регионах, где следуют шафиитской школе (Чечня, Дагестан, Ингушетия), следует обратиться к соответствующим сайтам и ученым.

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: