Как умер папа павел 2. Иоанн Павел II (папа римский). Покушение «Серых волков»

Иоанн Павел II – это имя у большинства людей ассоциируется с образом Папы Римского. Можно сказать, что он на долгие годы задал своего рода тенденцию, создал в умах людей всего Мира устойчивое понимание того, каким должен быть человек руководящий католической частью христианского мира. И дело тут даже не в вере – в этой статье мы не будем касаться теологических вопросов. Дело в том, какой это был человек: который смог стать Римским Папой и остался Человеком.
27 апреля 2014 года произойдёт канонизация 264-го Папы Римского Иоанна Павла II. 30 сентября 2013 года Папа Франциск провел кардинальскую консисторию, в результате которой и было принято решение о канонизации – причислению к лику святых.
Кароль Юзеф Войтыла родился в Вадовицах недалеко от Кракова. С самого детства на воззрения будущего Римского Папы оказал влияние тот факт, что его мать Эмилия Качоровска была по происхождению Русинкой римскокатолического прихода. Кароль с детства уважал русский язык и русскую культуру, связанные с православной верой. Он был убежден, что христианство должно дышать двумя легкими - западным и восточным. Отец его, офицер армии польской Кароль Войтыла (Старший), в совершенстве владея немецким языком, обучал ему сына. У мальчика проявились способности к языку. Уже будучи юношей он бегло говорил на одиннадцати языках. Кроме польского он знал латинский, словацкий, русский, украинский, белорусский, немецкий, английский, французский, испанский, итальянский и португальский языки.
Юный Кароль Войтыла увлекался театральным искусством и хотел сделать актерскую карьеру. Попробовав свои силы в школьном драмтеатре, написал пьесу «Король-Дух». Но судьба приготовила ему совсем другую роль. Еще в юности Кароль Войтыла решил посвятить себя служению Богу. Спустя годы это привело его к Папскому престолу. 16 октября 1978 года Кароль Войтыла в возрасте 58 лет навсегда входит в мировую историю как Римский Папа Иоанн Павел II.

Чудо единения

Это был необычный папа. Иоанн Павел II старался быть проще, всегда стремясь подчеркнуть роль, обозначенную в папском титуле – «раб рабов Божьих». Он отказался от коронации, заменив её на интронизацию, о себе говорил «я», а не «мы». Митру носил редко, чаще на его голове была белая шапочка - пилеолус. Он заменил роскошные папские ботинки из красной кожи на коричневые кожаные полуботинки, сделанные в родной Польше, убрал из облачения маццетту. Он не просто старался быть скромным – он был таковым: «Мне неудобно как-то. Президент стоит, кардинал стоит, а я сижу».
Он встречался с теми, с кем встреча Папы Римского до него казалась делом невероятным. Он стирал границы непонимания, призывая к миру во всем мире: «Излечите раны прошлого любовью. Пусть общее ваше страдание не ведет к разрыву, пусть оно приведет к чуду единения.»
Кроме разносторонних увлечений, Иоанн Павел II был выдающимся мыслителем, миротворцем. Во многом он был первым.

Быть первым

Иоанн Павел II – первый Папа не итальянского происхождения. Он был первым славянином, который стал Папой. Для Польши это было время духовного сплочения и подъема. Сейчас в Польше сложно найти населенный пункт, где именем Иоанна Павла II не названа улица, площадь или рондо.
Иоанн Павел II в 1979 году принимает у себя министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. Все знали об отношении папы к идеологии коммунизма и о том, что у Ватикана и СССР не было на тот момент дипотношений, а отношение компартии к католицизму тоже оставляло желать лучшего. Но 24 января 1979 года эта встреча состоялась, что стало беспрецедентным историческим фактом.
2 июня того же года Иоанн Павел II впервые в роли главы Римско-католической церкви прибыл на родину – в Польшу.
Череду исторических визитов продолжила королева Англии Елизавета II, являющаяся еще и главой Англиканской церкви. В 1980 году Елизавета II первой из британских монархов нанесла государственный визит в Ватикан. Также она пригласила Иоанна Павла II посетить Англию с пастырским визитом.
В декабре 1983 года Иоанн Павел II стал первым Римским Папой, посетившим лютеранскую церковь в Риме.
В 1986 году, 13 апреля понтифик посещает синагогу. Приветствуя иудеев, он назвал их «старшими братьями».
В 1989 году – снова беспрецедентная встреча. 1декабря впервые папа римский принимает в Ватикане советского лидера - Михаила Горбачева. Всем было известно о насаждаемых атеистических настроениях в коммунистическом обществ. И эта встреча стала началом стирания границ. Отношения СССР и Ватикана сдвинулись с мертвой точки, в Союзе начала свое возрождение католическая церковь. Уже через 4 месяца - 15 марта 1990 года –между Ватиканом и СССР установились официальные дипломатические отношения.
Иоанн Павел II повлиял и на процесс снятия «железный занавес». 1 августа 1991 года более сотни тысяч молодых людей по внутригражданским паспортам, без виз и разрешений, отправились в Польшу для встречи с Иоанном Павлом II, где он пребывал с пасторским визитом.
Первым в истории католической церкви глава католической церкви извинялся за своих братьев и за всю католическую церковь. Речь идет о событии, произошедшем 21 мая 1995 года. Иоанн Павел II просит прощения за всё зло, причиненное католиками представителям иных конфессий.
21 января 1998 года своим визитом на Кубу Иоанн Павел II меняет отношение к церкви в этой стране. Также с его приездом на Кубе разрешают праздновать Рождество. При встрече с Фиделем Кастро папа передал ему документ с именами 302 политзаключенных, некоторых из которых власти Кубы отпустили. Исторический визит был ознаменован также мессой на площади Революции Гаваны при скоплении более миллиона кубинцев.
12 марта 2000 года Иоанн Павел II во время традиционной мессы публично покаялся в грехах членов католической церкви. Папа просил прощения за религиозные войны и церковные расколы, за «презрение, акты враждебности и умолчания» по отношению к евреям, за насильственную евангелизацию Америки, за дискриминацию по национальному и половому признаку, за грехи деятелей церкви, за проявления социальной и экономической несправедливости. Никогда еще в истории человечества ни одна религия или конфессия не каялась и не просила у всех прощения, как это сделал Иоанн Павел II.
В 2000 году Иоанн Павел II посещает с папским визитом Израиль, где совершает молитву у Стены плача в Иерусалиме. 6 мая того же года происходит еще одно историческое событие. Впервые за всю историю папа римский посещает мечеть. Произошло это в Дамаске.
5 ноября 2003 года Иоанн Павел II принял в Ватикане Президента Владимира Путина.
Иоанн Павел II, удивительный и миролюбивый Папа Римский, считал, что будущее за крепкими и здоровыми связями между людьми всего мира вне зависимости от конфессии. Он своим примером показывал, что нужно с неизменным уважением относиться ко всем религиям. Он был против всякого насилия и всегда выступал за мир и совершенствование этого мира путем самосовершенствования каждого из нас: «Настоящая цивилизация не зиждется на силе. Она есть плод побед над самим собой, над силами несправедливости, эгоизма и ненависти, которые в состоянии обезобразить обличие человека.»

Быть Человеком и остаться в памяти

Ему удалось стать живой иконой, вдохновителем для многих людей. Его образ стал отражением самой сути пути к миру. Его портреты печатались на футболках, которые с удовольствием носила молодежь. Он, как и многие известные люди, становился объектом сатиры, но в отношении него она всегда была положительной. Возможно, это от того, что, став папой Иоанном Павлом II, он остался и человеком. Человеком, не отгородившимся роскошью, красным плащом и белой сутаной, а человеком, который был близок к таким же, как он:
«Человек велик не через то, что он что-то имеет, а через то, кем он является; не через то, что у него что-то есть, а через то, чем он делится с другими.»
Он любил горы и во время пастырских визитов в родную Польшу старался посещать их. В Татрах недалеко от Закопане есть пеший маршрут, носящий имя Иоанна Павла II. Он приезжал в Татры с детства. Сначала с отцом и братом. Это было в начале 30-х годов ХХ века. С 1950 приезжал туда как кзендз. Встретить его можно было не только в Татрах, но и в Пьенинах и в Бескидах. Понтифик любил Татры. Писал о них так: «Здесь с исключительной силой играет синевой небо, проявляется зелень лесов и долин, серебристость озер и горных потоков. Тут пение птиц звучит особенно знакомо, по-польски.»
Иоанн Павел II прекрасно катался на горных лыжах и однажды признался:
«Все же один предмет роскоши у меня имеется. Это Head Giant Slalom 195!»
Именно таким – простым, близким, открытым и стремящимся к миру во всем мире запомнится людям Кароль Войтыла - человек, ставший Папой Римским и оставшийся человеком. Его земная жизнь была удивительным примером того, что каждый человек с помощью добра и доброй воли может сделать вещи, которые многим кажутся чудом. Сам он говорил о себе: «Многие пытаются понять меня снаружи. А понять меня можно только изнутри». «Я верю, что чем больше любишь, тем больше делаешь. Любовь, которая ничего не делает, а является только чувством, я даже не могу назвать любовью».
Для принятия решения о канонизации требовалось доказанное чудо, произошедшее с кем либо от молитвы, обращенной к Блаженному Иоанну Павлу II. Такое чудо произошло с женщиной из Коста-Рики. Молясь Иоанну Павлу II, она победила тяжелое заболевание головного мозга.

«Я искал вас, теперь вы меня нашли!»

В семье бывшего офицера австрийской армии. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла остался круглым сиротой.

Папа Римский

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение "я" вместо "мы", как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).

В г. Иоанн Павел II впервые встретился с министром иностранных дел СССР А.А. Громыко. Это было беспрецедентное событие, учитывая отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Ватиканом . 1 декабря г. папа встретился с советским лидером М.С. Горбачевым, а уже 15 марта г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Ватиканом.

25 января г. начался визит папы в Мексику. Это была первая из 104 зарубежных поездок понтифика. Летом г. Иоанн Павел II посетил родную Польшу. Его избрание главой Римско-католической церкви стало духовным толчком к борьбе поляков против коммунистического режима и к появлению движения "Солидарность". Позже папа посещал родину еще семь раз, но никогда не давал повода обвинить себя в подстрекательстве оппозиции к перевороту.

13 мая года на римской площади св. Петра на Иоанна Павла II совершил покушение член турецкой ультраправой группировки "Серые волки" Мехмет Али Агджа. Агджа ранил Иоанна Павла II в грудь и руку и был схвачен. В папа навестил находящегося в заключении Агджу, приговорённого к пожизненному заключению. О чем именно они разговаривали, до сих пор остается тайной, но папа сообщил журналистам, что простил Агджу. В г. Агджа дал показания о том, что покушение было организовано болгарскими и советскими спецслужбами. Были арестованы трое болгар и трое турок, якобы причастных к покушению, но за неимением улик были отпущены. Позже по просьба папы Агджа был помилован итальянскими властями и передан турецким органам правосудия. В Агджа заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы. 2 марта были опубликованы выдержки из доклада комиссии итальянского парламента, занимавшейся расследованием обстоятельств покушения на Иоанна Павла II. Глава комиссии сенатор Паоло Гуцанти сообщил журналистам о причастности руководства СССР к устранению Иоанна Павла II. Доклад основан на информации, опубликованной бывшим начальником архивного отдела КГБ СССР Василием Митрохиным, бежавшим в Великобританию в 1992 году.

Экуменическая деятельность

Иоанн Павел II активно шел на контакты с представителями других конфессий. В Ватикан с государственным визитом посетила английская королева Елизавета II (она же глава англиканской церкви). Это был исторический визит, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. Елизавета II первой из британских монархов посетила Ватикан с государственным визитом и даже пригласила папу в Великобританию с пастырским визитом к 4 млн. британских католиков.

В г. папа римский встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение.

В августе по приглашению короля Хассана II папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман. Он говорил о непонимании и вражде, которые существовали ранее в отношениях христиан и мусульман, и призывал к установлению "мира и единства между людьми и народами, составляющими на Земле единое сообщество".

В апреле папа впервые в истории католической церкви переступил порог синагоги, где, сидя рядом с верховным раввином Рима, произнёс фразу, ставшую одной из наиболее цитируемых его высказываний: "Вы - наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья".

В октябре в Ассизи состоялась первая межрелигиозная встреча, когда на приглашение понтифика обсудить проблемы межконфессиональных отношений откликнулись 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий.

6 мая г. в Дамаске Иоанн Павел II первым из понтификов посетил мечеть.

7 мая г. Иоанн Павел II впервые посетил православную страну, Румынию . В г. папа посетил с официальным визитом Грецию , впервые с 1054 г., когда Западная Церковь откололась от Восточной.

Покаяние за ошибки

Иоанна Павла II в ряду его предшественников выделяют уже одни только покаяния за ошибки, совершённые некоторыми католиками в ходе истории. Ещё во время Второго Ватиканского собора в, а в январе принял решение открыть архивы инквизиции.

12 марта в ходе традиционной воскресной мессы в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он просил прощения и признал вину церкви за восемь грехов: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы и оправдывающие войну теологические догматы, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства.

Иоанн Павел II признавал обвинения в адрес католической церкви - в частности, в молчании во время событий Второй мировой войны и холокоста, когда католические священники и епископы ограничились спасением евреев и других преследуемых нацистами людей.

Болезнь и кончина

В середине 1990-х годов здоровье Иоанна Павла II начало ухудшаться. В г. ему была удалена опухоль в кишечнике. 29 апреля он упал, поскользнувшись в ванной, и сломал шейку бедра. С этого же времени он начал страдать болезнью Паркинсона. Несмотря на телесную немощь, он продолжал совершать зарубежные поездки.

В феврале г. папа был госпитализирован с острым ларинготрахеитом, и ему была сделана трахеотомия. Но, даже выписавшись из больницы, он не смог принять участие в богослужениях на страстной неделе и не смог произнести ни слова во время традиционного обращения к верующим после Пасхальной мессы.

Сразу же после смерти папы католики всего мира начали призывать Ватикан объявить его святым. Бенедикт XVI начал процесс его беатификации, пренебрегши правилом, согласно которому со дня смерти человека должно пройти не менее пяти лет.

«Целиком твой» — этим девизом руководствовался человек, посвятивший жизнь служению католической церкви. При рождении его звали Кароль Войтыла, но весь мир знает его под именем
Иоанна Павла II.

Детство

В маленьком городке Владовице, расположенном в южной части Польши, 18 мая 1920 года родился мальчик, которого назвали Кароль Юзеф. Он был младшим сыном в семействе Кароля Войтылы и Эмилии Качоровской, их старшему сыну Эдмунду исполнилось в то время 14 лет. Отец Кароля, бывший офицер австро-венгерской армии, был простым служащим на железной дороге, а мать была учительницей. Никто в семье не мог предполагать, какая судьба ждет их младшего сына, хотя мать всегда считала, что её Лолусь (так в семье ласково называли Кароля) станет великим человеком. Семья Кароля была очень набожной: ежедневно читалась Библия, звучали молитвы, отмечались все церковные праздники и соблюдались обряды.
С самого раннего детства Каролю пришлось пережить тяжелые утраты: в 8 лет он остался без матери, через 3 года потерял брата, когда Каролю исполнилось 20 лет, то не стало и отца. Эти утраты и последующее одиночество оказали огромное влияние на формирование его характера: утешение и силы он всегда черпал в вере, смирении и молитве.

Юношеские годы

С 6 лет началась учеба Кароля в начальной школе. Учился одаренный ребенок на «отлично», особенно ему нравились гуманитарные дисциплины: польский и иностранные языки, рисование, религия, пение. После 4 лет учебы в младшей школе, Кароль продолжил обучение в мужской гимназии, где показал себя одним из самых лучших учеников. Здесь он активно принимал участие в драматической группе, мечтая о карьере актера, возглавлял Марианское общество, деятельность которого основывалась на преклонении и почитании Девы Марии. В 1938 году Кароль Войтыла блестяще окончил учебу в гимназии и стал первокурсником Ягеллонского университета, выбрав для учебы философский факультет. Успешную учебу он совмещал с участием в театральной студии, где выступал не только как актер, но и как драматург. Осенью 1939 года территорию Польши оккупировали немецкие войска, поэтому культурная, образовательная и религиозная деятельность в стране замерла. Чтобы его принудительно не вывезли на работу в Германию, Кароль устраивается трудиться в каменоломни в окрестностях Кракова, а затем переходит на химический завод «Солвей», где в тяжелейших условиях проработал 4 года. Во время немецкой оккупации Кракова, в городе подпольно начала работать духовная семинария, организованная архиепископом Адамом Сапегой, занятия в которой стал посещать будущий глава Римско-Католической церкви. Именно в эти непростые времена молодой Кароль Войтыла убедился, что свою жизнь он хочет посвятить служению церкви. В 1944 году, чтобы обезопасить семинаристов-нелегалов, в том числе и Кароля, кардинал Сапега перевел их на работу в свою резиденцию. После того, как Краков был освобожден, Войтыла продолжил учебу в Высшей Духовной семинарии, которую совмещал с обучением в Ягеллонском университете на теологическом факультете.

Служение церкви

В 1946 году 26-летний Кароль Войтыла принял сан священника, таинство рукоположения в священники совершил кардинал Сапега. После этого молодой пресвитер был направлен в Рим для обучения богословию в Международном папском университете «Ангеликум», где в 1948 году он защитил докторскую диссертацию. После завершения обучения священник возвращается на родину, где начинает служить на благо церкви: сначала в деревне Негович помощником приходского настоятеля, а затем помощником священника в краковском приходе Св. Флориана.

В 1953 году состоялась защита диссертации, и Кароль Войтыла получил звание доктора богословия в Ягеллонском университете. Он преподает на богословском факультете, но коммунистическая власть Польши закрывает такие факультеты, поэтому молодой преподаватель переходит на работу в краковскую духовную семинарию. В 1956 году его приглашают преподавать богослужение и этику в Люблинском Католическом университете, где через два года профессор Войтыла стает руководителем кафедры. Совмещая работу в этих учебных заведениях, он все свое свободное время посвящает тем, кому необходим его совет, помощь или исповедь.

Ступени церковной карьеры

В 1958 году в жизни польского священника происходят важные изменения: в июле его назначают викарным (вспомогательным) епископом в краковском архиепископстве, а в сентябре 38-летний Кароль Войтыла становится самым молодым среди польских епископов. Все 12 лет священнической деятельности он посвятил научной работе, написав около 300 статей на христианские темы, но для духовного воспитания молодежи священник Войтыла всегда находил время: общался с ними, читал лекции, проводил дискуссии, разъяснял Библию.
Осенью 1962 года молодого польского епископа приглашают для работы во Втором Ватиканском Соборе. Он трудится над декларацией о свободе вероисповедания, над Конституцией о церкви в современном мире. Папа Павел VI в канун нового 1964 года назначил епископа Войтылу Митрополитом Краковским. 3 марта 1964 года новый 43-летний архиепископ торжественно занял свою новую резиденцию – Вавельский кафедральный собор. В карьере польского священника произошло еще одно важное событие — в мае 1967 года он был возведен в кардинальский сан. В начале лета в Сикстинской капелле состоялась торжественная церемония – 26 кардиналам, в том числе и Каролю Войтыле, была возложена на голову красная кардинальская шапка.

Папа Римский Иоанн Павел II

В 1978 году на католический мир обрушилось сразу два потрясения: в августе умер Папа Павел VI, а в сентябре (всего через 33 дня пребывания на посту) скоропостижно скончался Папа Иоанн Павел I. Чтобы избрать нового настоятеля католической церкви состоялся конклав кардиналов. На Святейший престол претендовало два священника-итальянца: Джованни Бенелли и Джузеппе Сири. 16 октября 1978 года над Сикстинской капеллой показался белый дым, свидетельствующий об избрании 264 Папы Римского. Им стал 58-летний кардинал Кароль Войтыла – первый иностранец на этом посту за последние 455 лет, да еще и выходец из социалистической Польши. Новый Папа Римский выбрал себе имя Иоанн Павел II.
Избранный понтифик разительно отличался от своих предшественников: он избавил свою должность от многих атрибутов королевской власти, был близок и доступен для верующих, много занимался спортом, его правление сочетало незыблемость канонов католицизма и способность развиваться и мыслить в духе современности. Иоанн Павел II – первый Папа Римский, который посетил лютеранскую церковь, еврейскую синагогу и мусульманскую мечеть, посетил с официальным визитом православную страну, послушал концерт рок-звезд и посетил на стадионе футбольный матч.

За 26 лет своего понтификата Иоанн Павел II побывал в 130 странах, совершив около 250 поездок и посетив 1022 города в различных частях земного шара. Это были пастырские поездки в Мексику, на родину в Польшу, на коммунистическую Кубу, в охваченный гражданской войной Сараево, в православную Румынию, в Израиль, а также постсоветские республики – Украину, Грузию, Армению, Казахстан и Азербайджан. Этим он способствовал упрочению позиций католицизма во всем мире, укреплял связь католической веры с другими религиями. Он выступал против войн, тоталитаризма и очень часто подвергал критике коммунистическую систему.
Никогда в мире ни одна из религий не просила прощения за свои ошибки. Понтифик от лица католической церкви принес публичные покаяния за ошибки, совершенные ею в ходе истории: преследование еврейского народа, крестовые походы, насильственную евангелизацию и преступления инквизиции. Им были реабилитированы Галилео Галилей и Николай Коперник.

В 90-е годы здоровье 70-летнего понтифика стало ухудшаться. Опухоль на кишечнике, перелом шейки бедра, артрит, болезнь Паркинсона – всё это сильно отразилось на его состоянии, но Папа, как обычно, совершал поездки, встречи, проводил богослужения.

В 2005 году понтифик настолько обессилел, что не смог после Пасхальной мессы обратиться к верующим, и 2 апреля 2005 года Иоанна Павла II не стало. Этот великий человек умер на 85 году жизни.

Вслед за папой-поэтом-гуманистом папский престол занял племянник Евгения IV кардинал Пьетро Барбо, взявший имя Павла II (1464-1471); это был снова папа-антигуманист. Новый папа был подлинным венецианцем: он любил помпу, был ловким дипломатом, но подозрительным по натуре, суровым, расчетливым человеком. При принятии окончательного решения на конклаве в одинаковой мере сыграли роль два момента: обещание Пьетро Барбо начать крестовый поход против турок и обещание созвать вселенский собор.


При Павле II, который был, можно сказать, недосягаемым (очень редко проводил слушания советников и высших священнослужителей), папское достоинство обрело внешнюю помпезность Ренессанса. Павел II любил красоту, но не признавал в ней человеческого начала, однако сам был в восторге от собственной красоты. Вообще говоря, внешняя помпа стала в этот период органической частью католического культа. На место духовной, религиозной жизни, на место веры, идущей из самой глубины души, пришла внешняя помпезность церковных обрядов. У этой помпы сложились и популистские разновидности.



Для широких народных масс отнюдь не гуманисты, а по-прежнему церковь означала культуру, праздничность, развлечения. Возможности для этого предоставляли становившиеся все более красочными и щедрыми праздники церковного года. Кстати, именно в соответствии с распоряжением Павла II, изданным в 1470 году, Святой год полагалось отмечать раз в 25 лет.


Для правления Павла II характерны произвол и оттеснение на задний план кардинальской коллегии, влияние которой все возрастало. Усиливающаяся власть кардинальской консистории, разумеется, противоречила папскому абсолютизму. Папа урезал сказочные доходы кардиналов, расходы курии, преследовал симонию. Эти реформаторские распоряжения ограничивали меценатскую деятельность папы и кардиналов, что, в свою очередь, сделало римских гуманистов, художников и мастеров искусства обедневшими скитальцами. Нападки гуманистов на сурового и деспотичного папу поощрялись кардиналами. Вождь гуманистов Бартоломео Платина уже угрожал созывом вселенского собора. Папа ответил на это тем, что приказал арестовать Платину и содержать в Замке Святого Ангела. Тут надо иметь в виду, что Платина в своем труде по истории папства, над которым он в то время работал, представил Павла II варваром, врагом культуры и искусств. Позднее Павел II приказал освободить его, а Сикст IV назначил Платину префектом Ватиканской библиотеки.


Павел II стремился к внутреннему укреплению Церковного государства, сознавая, что, только опираясь на единое государство, папы смогут воспрепятствовать аннексии его со стороны французов или австрийских и испанских Габсбургов. Папа Павел сознавал также, что совместный поход против турок уже невозможен. Поэтому он видел свою задачу в помощи христианским государствам, которые вели с турками борьбу не на жизнь, а на смерть, причем не только в моральной, но и материальной - деньгами. Исходя из этого, он действительно поддержал значительными суммами Венгрию, Венецию и Албанию. При Павле II возник новый конфликт: между Чехией и папством. Чешский национальный король Иржи Подебрад (1458-1471) благоприятно относился к умеренному гусизму; за это папа в 1466 году отлучил его от церкви. В династической войне между венгерским королем Матьяшом и чешским королем папа стал на сторону Венгрии.


В 1464 г. в бенедиктинском монастыре в Субиако была создана первая на территории Италии типография. В 1467 г. Павел II приказал перевезти ее в Ватикан. Папа был коллекционером-нумизматом, он собирал также драгоценные камни. Его коллекции обогатили собрания Ватиканского музея.


Действуя в духе папского абсолютизма, Павел II последовательно уклонялся от созыва вселенского собора (собора реформ). На изменение этой его позиции не смог повлиять даже личный визит императора Фридриха III в 1468 году в Рим. Папа Павел ясно видел, что в это время собор реформ мог бы окончиться лишь поражением папского примата.


Старания папских легатов на международной арене не принесли решения конфликтов с Францией, Венецианской республикой и Флоренцией. Перспектива организации совместного крестового похода против турок отдалялась с каждым годом.

Источники:

Папы: каталог Ковальского



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: