Кто строил регистан. Площадь Регистан в Самарканде: фото и описание, история. Площадь Регистан в Самарканде

Много веков назад великолепный Самарканд называли "сердцем шелкового пути", а площадь Регистан являлась сердцем самого Самарканда. Сегодня она является знаменитой достопримечательностью не только города, но и всего Узбекистана. Раскинувшаяся на возвышении с прекрасным ансамблем, включающим три медресе, она существует вот уже около 600 лет. А вблизи площади расположено несколько недорогих отелей Самарканда.

Немного в мире существует городов, которые могли бы похвастать древностью построек, дошедших до нас в своем первозданном виде. Жители Самарканда говорят, что все пути ведут к Регистану. И, это является правдой, ведь купола и минареты трех медресе просматриваются со всех сторон города, притягивая к себе главные городские дороги.

Величие Улугбека

Каждый, кто посещал площадь, был поражен невероятным величием, которое предстает взору. Мощные пилоны зданий и гигантские арки порталов застыли, словно безмолвные титаны. Поверхность каждой стены великолепно играет роскошью изразцов и арабской вязи. Именно здесь можно уловить дыхание веков и прикоснуться к истории.

Из всех трех строений, расположенных на площади, самым ранним является медресе Улугбека. Внушительный купольный торговый пассаж был возведен еще при Амире Темуре, где неподалеку шумел городской рынок. Однако для строительства нового медресе сооружение снесли. Его главный фасад декорирован великолепной мозаикой с узорами "ислими", а также дополнен высоким порталом с "астральным" орнаментом.

Внутренний двор имеет форму квадрата, который по периметру окружен кельями-худжрами, служившими жильем для учащихся. В каждом, из четырех углов медресе возвышается минарет. Но, из-за частых землетрясений два минарета были разрушены еще в 18 веке.

Медресе «Львиный»

Полностью площадь была застроена во время правления Улугбека, кстати в городе еще можно посмотреть обсерваторию и музей Улугбека . С левой стороны медресе построили царский караван-сарай Мирзои, а прямо напротив него была возведена ханака - прибежище для странствующих суфиев. Спустя 200 лет площадь в очередной раз была капитально перестроена уже другим правителем Ялангтушем Бохадуром. На месте всех старых и полуразрушенных построек он возвел медресе Тилля-Кари и Шер-Дор.

Шер-Дор, возведенное напротив медресе Улугбека, практически повторяет его внешнюю архитектуру, создавая таким образом композицию "кош-медресе". Разница лишь в боковых минаретах, которые у Шер-Дор немного ниже. Двор также квадратной формы и окружен худжрами в два этажа. Стены здания покрывают резные мраморные панели и мозаика с орнаментами. Входной портал исписан арабской вязью, а над его аркой изображены львы.

Замыкает комплекс медресе Тилля-Кари, которое было построено в 17 веке. Фасад здания оформлен стрельчатыми нишами, расположенными в два ряда и внушительным порталом. Своим экстерьером он придает гармонию и завершенность всей архитектурной композиции. В отличии от двух соседних медресе, здесь углы украшены не привычными минаретами, а башнями-гульдаста с куполами.

Тилля-Кари служила не только учебным заведением, но и соборной мечети, так как в это время главные мечети города уже представляли собой лишь развалины. Во время землетрясений купол Тилля-Кари также был разрушен, практически сразу по окончанию строительства, но в 20 веке, во время реставрационных работ его восстановили.

Стоит выделить интерьер мечети Тилля-Кари. Рядом с нишей, которая по традиции обращена в сторону Мекки, был возведен мраморный минбар - кафедра для проповедей. Все купольное пространство, а также поддерживающие паруса декорированы великолепной росписью, уникальной в своем роде - "кундаль".

Площадь Регистан на карте Самарканда

Много веков назад великолепный Самарканд называли "сердцем шелкового пути", а площадь Регистан являлась сердцем самого Самарканда. Сегодня она является знаменитой достопримечательностью не только города, но и всего Узбекистана. Раскинувшаяся на возвышении с прекрасным ансамблем, включающим три медресе, она существует вот уже около 600 лет. А вблизи площади расположено несколько нед..." />

Регистан — общее название для всех главных площадей среднеазиатских городов, но в оно носит особенный смысл. Все дело в архитектурном комплексе, состоящем из трех великолепных медресе, — искусная отделка, уникальная архитектура и древняя история сделали их одними из самых известных .

Первое, носящее имя Улугбека (полное имя Мухаммед Тарагай), начало строиться на главной площади Самарканда в начале XV века (1417 г.) по распоряжению тогдашнего правителя города.

Внук Тамерлана проявил себя талантливым управленцем и снискал славу покровителя наук и искусств, которая известна и по сей день. Возведение красивейшего здания духовной семинарии только поспособствовало росту славы Самарканда, окончательно закрепившего за собой статус одного из богатейших городов Шелкового пути.

Медресе Улугбека находилось на Регистане в одиночестве более 2 столетий — до того момента, как очередной правитель Самарканда Баходур Ялангтуш отдал распоряжение дополнить архитектурный ансамбль площади еще двумя семинариями. Расположенные по строгой геометрической схеме, медресе Шердор, Тилля-Кари и Улугбека составили тот самый знаменитый архитектурный ансамбль, который сегодня стал центром притяжения всех гостей Самарканда.

С XVI по XVIII века Регистан, как и весь Самарканд, пришел в упадок — столица была перенесена в Бухару, и город более не включался в маршрут караванов, идущих по Великому шелковому пути. Согласно летописям, запустение было настолько велико, что в покинутых медресе поселились дикие звери.

Восстановление Регистана и его уникального архитектурного ансамбля началось только в первой четверти XX века, а закончилось к середине 60-х годов. С тех пор из масштабных работ была произведена только замена мостовой, а сегодня площадь Регистан нарядна и чиста и выглядит крайне живописно.

Архитектурные особенности

Комплекс Регистана представляет собой типичный образец персидской архитектуры с большим количеством традиционных исламских мотивов. Медресе Улугбека расположено на западе площади Регистан, Шердор — на востоке, а Тилля-Кари — на севере. При этом каждое из сооружений обладает уникальными характеристиками и особенностями.

  • Медресе Улугбека. Четыре внушительных купола и высокая стрельчатая арка с искусной майоликовой бело-голубой мозаикой — древнейший центр наук, который считался одним из главных во всей Средней Азии.
  • Шердор. Семинария, построенная прямо напротив, практически полностью повторяет архитектуру медресе Улугбека. Тем не менее существенные различия в отделке, орнаменте и резьбе по камню превращают его в уникальный архитектурный объект.
  • Тилля-Карри. В переводе название означает «отделанное золотом» — в полном соответствии с ним отделка впечатляет богатством и изысканностью. Архитектурное решение отличается упорядоченностью: центральный портал и двухъярусные крылья гармонично сочетаются в едином ансамбле.

Что обязательно посмотреть на площади Регистан

Если у вас достаточно времени, с каждым из сооружений стоит познакомиться отдельно, причем не только снаружи, но и изнутри, чтобы оценить искусную и разнообразную отделку, уникальные концепции и расположение помещений.

Знаменито своей резной мозаикой и мрамором, обливной керамической плиткой и интересными внутренними решениями планировки. Обязательно познакомьтесь с главным залом и минаретами — на последние можно подняться и осмотреть окрестности с высоты в 30 м. Во дворе можно купить сувениры, а заодно посмотреть на комнаты для лекций, где преподавал сам Улугбек, обладавший помимо титула правителя города великолепными способностями к математике и астрономии. Также в правой части здания находится обсерватория и музей с экспозицией, посвященной преподавательской практике Улугбека.

Отличительная черта этой духовной семинарии — богатая роспись позолотой в стиле «кунгаль», с вкраплениями небесно-голубой керамики. Пройдите в главный зал, поднимите голову вверх — мы гарантируем, что вы замрете в изумлении. Сразу становится понятно, почему Тилля-Кари считается одной из красивейших достопримечательностей не только Самарканда, но и всего Узбекистана. В оставшееся время можно прогуляться по внутреннему двору и купить сувениры.

Бирюза и искусная мозаика, отделка глазурованным кирпичом и сотни вырезанных на стенах цитат из Корана — все здесь говорит о кропотливой и безумно сложной работе, проделанной не одним десятком мастеров своего дела. К счастью, запрета на видео- и фотосъемку нет, поэтому можно и нужно делать памятные снимки в как можно большем количестве.

Помимо знакомства с внутренним убранством медресе есть и возможность развлечься — во дворе работают фотографы, в качестве реквизита предлагающие снаряжение средневековых витязей. Атмосферное фото на память гарантировано!

Регистан (узб. Registon; от рег - песок и стан - место ; буквально - место, покрытое песком ) - площадь в центре Самарканда. «Регистаном» называли главные (парадные) площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV-XVII веков, центром которого являются медресе Улугбека (1417-1420), медресе Шердор (1619-1636) и медресе Тилля-Кари (1646-1660). Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. Является одним из ярчайших примеров персидской архитектуры. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека на площади Регистан

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417-1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.

Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где жили студенты. Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета. Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени: Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также сам Улугбек.

Медресе Шердор

Фрагмент мозаики на портале медресе Шердор с изображением барса с солнцем на спине

Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас.

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда - барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ! ». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии - все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля Кари

Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми кельями, худжрами . С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.

Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее - «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар, поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота.

На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Другие сооружения

Мавзолей Шейбанидов

Мавзолей Шейбанидов

К востоку от медресе Тилля-Кари расположен мавзолей Шейбанидов, представляющий собой нагромождение надгробий, старейшее из которых относится к XVI веку. Основателем державы Шейбанидов был внук Абул Хаира, Мухаммед Шейбани, который в 1500 году, с поддержкой Чагатайского Ханства, обосновавшегося тогда в Ташкенте, завоевал Самарканд и Бухару, свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов. После этого Шейбани обратился против своих благодетелей и в 1503 году захватил Ташкент. В 1506 году он захватил Хиву и в 1507 году напал на Мерв (Туркмения), восточную Персию и западный Афганистан. Шейбаниды остановили наступление Сафавидов, которые в 1502 году завоевали Аккойунлу (Иран). Мухаммад Шейбани был лидером кочевых узбеков. В течение последующих лет они прочно обосновались в оазисах Центральной Азии. Узбекское вторжение XVI века было последним компонентом в этногенезе современной узбекской нации.

Торговый купол Чорсу

Позади медресе Шердор расположен древний торговый купол Чорсу , подтверждающий статус площади Регистан как торгового центра средневекового Самарканда. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке, а в начале XVIII веке перестроено. В 2005 году торговый купол был отреставрирован, при этом был счищен трёхметровый слой грунта, чтобы восстановить полную высоту здания. Сейчас в нём расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Легенды и мифы

Говорят, что название площади - место, усыпанное песком - произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершали на этом месте вплоть до начала XX века. Ещё говорят, что Регистан был местом, где Тамерлан выставлял напоказ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, а также местом, где народ собирался, чтобы послушать королевские указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы. Однако следует помнить, что во времена Тимура, который умер в 1405 году, на той площади не было ни одного из существующих ныне зданий, считающихся шедеврами восточной архитектуры.

Галерея

Регистан в нумизматике

  • В 1989 году в СССР отчеканена юбилейная монета номиналом 5 рублей, посвященная Регистану.

Самаркандский Регистан – один из самых выдающихся образцов градостроительного искусства на всем феодальном Востоке. Парадные фасады всех трех медресе замыкают площадь, но сама площадь активно включается в композицию. Взаимное равновесие всех трех зданий, величие архитектурных форм, богатство, разнообразие декора сливаются в торжественном аккорде. Здесь все настолько отвечает внутреннему смыслу и общественному назначению главной площади большого города, что с полным правом можно назвать Регистан форумом Самарканда.

Проблема городского ансамбля была одной из главнейших в архитектуре Самарканда XV в. Монументальные ансамбли определяли его основные композиционные узлы и как бы ставили высотные акценты в его силуэте.

Творческий гений большого коллектива искусных зодчих, каменщиков, специалистов декоративной отделки обогатил множеством величественных, богато оформленных зданий. Достижения этой эпохи сказались в решении больших градостроительных задач, разработке сложных, комплексных зданий, движении конструктивно-технической мысли, вызванном масштабами самих строительных задач, развитии и совершенствовании приемов архитектурного декора, наконец, формировании нового архитектурного стиля, возникновение которого ощущали уже сами современники.

Тенденции этого стиля были продолжены в первой половине XV столетия, получив при Улугбеке свою классическую завершенность.

В правление Улугбека оформляется центр тимуридского Самарканда — площадь Регистан , лежащая у скрещения шести главных городских магистралей. До этого она была стиснута торгово-ремесленными кварталами и лишь круглый базарный пассаж — тим Туман-ака выделял этот ответственный участок столичного города. На протяжении второго — четвертого десятилетий XV в. здесь осуществляется полная перепланировка. Тим разобрали и, поскольку он был пожалован устроительницей в вакф, его воздвигли заново в другом месте. Площади придали прямоугольный план. Первым зданием, воздвигнутым с ее западной стороны, было медресе Улугбека . Из всех построек, оформивших в XV веке Регистан, одно лишь это здание, причем со значительными утратами, дошло до наших дней.

Медресе Улугбека (1417 — 1420 )

Медресе Улугбека в архитектурном отношении — классический образец этого рода высших учебных заведений мусульманского Востока. Прямоугольный в плане, с замкнутым квадратным двориком, на осях которого лежат глубокие сводчатые айваны, служившие летними аудиториями, он был обведен двумя этажами келий- худжр, обращенных во двор сводчатыми лоджиями. В углах располагались крестообразные аудитории-дарсханы, а в западной части — продолговатая мечеть. Три входа — один на главной и два на поперечной оси — вели во двор. Углы фланкированы стройными минаретами — двухзвеньевыми, а возможно, как в современных им гератских постройках, и трехзвеньевыми. Главный, восточный фасад, обращенный на площадь, выделен стройным пештаком с глубокой сводчатой нишей; отрезки стен между ними и минаретами разработаны настенными двухъярусными арочками. Боковые фасады гладкие, несут крупный геометрический узор. Соотношения всех архитектурных форм в медресе Улугбека удивительно гармоничны, пропорции стройны, декор богат, разнообразен, но не пестр. Выкладки из цветных глазурованных кирпичей на фоне строительного кирпича, многоцветные майолики и мозаики, резной мрамор образуют единое художественное целое. В орнаментике преобладают звездчатые гирихи и надписи, быть может, в этом нашли свое косвенное отражение просветительские тенденции Улугбека и его увлечение астрономией.

Отстроенное в качестве высшего духовного учебного заведения, медресе фактически стало центром светской научной мысли. В его аудиториях читались не только лекции по теологии, но и по астрономии, философии, математике. В составе лекторов были Казы-Заде-Руми, сам Улугбек.

В медресе Улугбека занимался основоположник узбекской классической литературы Алишер Навои. Алишер Навои – великий узбекский поэт. Впитав в себя лучшие традиции таджикской, персидской и азербайджанской литературы, владея в совершенстве персидским и арабским языками, он вместе с тем бесконечно любил узбекский язык, который довел в своих произведениях до большого совершенства. Им были созданы такие великие классические творения узбекской литературы, как «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун» и другие. В поэзии он был непревзойденным мастером меткого слова, изящного выражения и яркого образа. Будучи человеком феодальной эпохи, что наложило отпечаток на всю его жизнь, он, вместе с тем, намного выше своих современников, даже наиболее выдающихся из них, был проникнут прогрессивными идеями.

Медресе Улугбека имеет квадратный двор (33 х 33 м), вокруг которого размещено в два этажа по 28 келий-худжр, каждая рассчитана на два ученика.

Медресе значительно пострадало во время смут и событий в 20-е годы XVIII века. Были разрушены второй этаж и наружные купола.

Оба минарета на медресе Улугбека выпрямлялись, так как оба грозили рухнуть. Правый, северо-западный выпрямлялся в 1932 году по проекту инженера Шухова. Вершина минарета отклонилась от нормального положения на 180 см при общей высоте минарета 33 м. При помощи специального подъемного винта-домкрата минарет был приведен в свое прежнее вертикальное положение.

17 февраля 1965 года юго-восточный минарет, который даже в путеводителях называли «падающим», также был выпрямлен. Эта уникальная задача была решена коллективом самаркандских реставраторов под руководством автора проекта выпрямления Э.Генделя.

В 1424 году напротив медресе возводится ханака Улугбека, у юго-западного угла которой располагалась издавна почитаемая могила Имама-Джафара. Развернутому фасаду и стройным минаретам медресе противостоял компактный и сильный объем ханаки, выделенный входным порталом и увенчанный огромным куполом, который не склонный к преувеличениям Бабур называет «самым большим в мире».

Северную сторону площади Регистан замкнул караван-сарай Мирзои, планировку которого в XVII в. во многом повторило медресе Тилля-Кари. Он включал просторный, обведенный навесами и худжрами двор и был, по-видимому, оформлен по главному фасаду входным пештаком и угловыми башенками.

К югу от Регистана в 30-х годах XVв. видный вельможа Алике Кукельташ, воспитатель Шахруха, возвел, очевидно, на месте пришедшей в упадок домонгольской мечети новую джума-мечеть. Она имела прямоугольный план (около 90х60 м), включала вытянутый двор, обведенный галереями с 210 куполами, основанными на кирпичных устоях и каменных колоннах, фрагменты которых найдены в 1936 году во время земляных работ при разбивке Регистанского сквера. Вблизи располагалась еще одна, небольшая по размерам, мечеть — Масджиди-Мукаттаъ («Резная»), обязанная своим названием изысканной декорировке резным деревом ее стен и потолков.

Сочетание разнообразных зданий (сюда включалось также водное зеркало хауза и, вероятно, зелень древесных насаждений), подчиненное определенной композиционной идее, формировало центральный архитектурный ансамбль тимуридского Самарканда, подобного которому не было на всем мусульманском Востоке.

Шейбаниды

Новая династия, сменившая Тимуридов, и получившая свое название от предка Мухаммеда правила страной со времени воцарения Шейбани-хана с кратковременным перерывом до конца XVI в. С переносом столицы государства в Бухару Шейбаниды утрачивают интерес к застройке Самарканда. И хотя официальная историография повествует о том, что Абдулла-хан в 1581 и 1587 годах отдавал распоряжения о ремонте построек, очевидно, более объективен самаркандский источник XVII в., который сообщает, что Абдулла-хан, напротив, был повинен в разрушении некоторых зданий. Как бы то ни было, к концу XVI в. ханака Улугбека и мечеть-джами Алика Кукельташа находились в полуразрушенном состоянии, что не могло не нарушить целостности архитектурного ансамбля, сложившегося у площади Регистан.

В XVII в. вновь оживает строительная деятельность в Самарканде. Было построено несколько медресе, мавзолеев, мечетей.

В пору нарастающего сепаратизма удельных владетелей и ослабления центральной ханской власти в Средней Азии возрастает роль сильных узбекских родов. Ялангтуш Бахадур, которого Имамкули-хан поставил на должность хакима (правителя) Самарканда, был видным военачальником, прославившимся не только одержанными победами, но и жестокостью расправ с побежденными.

: 39°39′17″ с. ш. 66°58′32″ в. д.  /  39.65472° с. ш. 66.9755556° в. д.  / 39.65472; 66.9755556 (G) (Я)

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417-1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком . Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории , принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем . Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.

Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где жили студенты. Задняя сторона двора была занята мечетью , над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола , а по углам здания располагались четыре минарета . Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом , выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами . В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени: Кази-заде ар-Руми , Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши , Ал-Кушчи , а также сам Улугбек.

Медресе Шердор

Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека , возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас.

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол , что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана , на входном портале изображён герб Самарканда - барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика , а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ! ». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда . Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии - все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми кельями, худжрами . С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.

Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее - «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар , поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота.

На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Другие сооружения

Мавзолей Шейбанидов

К востоку от медресе Тилля-Кари расположен мавзолей Шейбанидов, представляющий собой нагромождение надгробий, старейшее из которых относится к XVI веку . Основателем державы Шейбанидов был внук Абул Хаира, Мухаммед Шейбани , который в 1500 году , с поддержкой Чагатайского Ханства, обосновавшегося тогда в Ташкенте, завоевал Самарканд и Бухару , свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов . После этого Шейбани обратился против своих благодетелей и в 1503 году захватил Ташкент . В 1506 году он захватил Хиву и в 1507 году напал на Мерв (Туркмения), восточную Персию и западный Афганистан . Шейбаниды остановили наступление Сафавидов , которые в 1502 году завоевали Аккойунлу (Иран). Мухаммад Шейбани был лидером кочевых узбеков. В течение последующих лет они прочно обосновались в оазисах Центральной Азии. Узбекское вторжение XVI века было последним компонентом в этногенезе современной узбекской нации .

Торговый купол Чорсу

Позади медресе Шердор расположен древний торговый купол Чорсу , подтверждающий статус площади Регистан как торгового центра средневекового Самарканда. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке, а в начале XVIII веке перестроено . В 2005 году торговый купол был отреставрирован, при этом был счищен трёхметровый слой грунта, чтобы восстановить полную высоту здания. Сейчас в нём расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Легенды и мифы

Говорят, что название площади - место, усыпанное песком - произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершали на этом месте вплоть до начала XX века . Ещё говорят, что Регистан был местом, где Тамерлан выставлял напоказ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, а также местом, где народ собирался, чтобы послушать королевские указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы. Однако следует помнить, что во времена Тимура, который умер в 1405 году , на той площади не было ни одного из существующих ныне зданий, считающихся шедеврами восточной архитектуры.

Галерея

    Ulugbek Madrasa 2007.jpg

    Registan - Sherdor madrasa.jpg

Регистан в нумизматике

  • В 1989 году в СССР отчеканена юбилейная монета номиналом 5 рублей, посвященная Регистану.

См. также

Напишите отзыв о статье "Регистан (Самарканд)"

Примечания

Литература

  • Веймарн Б. Регистан в Самарканде. - М., 1946. 104 с. (Серия «Сокровища зодчества народов СССР »).
  • Регистан (парадная площадь) - статья из Большой советской энциклопедии .

Ссылки


Отрывок, характеризующий Регистан (Самарканд)

Она обращалась к нему всегда с радостной, доверчивой, к нему одному относившейся улыбкой, в которой было что то значительней того, что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо. Пьер знал, что все ждут только того, чтобы он, наконец, сказал одно слово, переступил через известную черту, и он знал, что он рано или поздно переступит через нее; но какой то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге. Тысячу раз в продолжение этого полутора месяца, во время которого он чувствовал себя всё дальше и дальше втягиваемым в ту страшившую его пропасть, Пьер говорил себе: «Да что ж это? Нужна решимость! Разве нет у меня ее?»
Он хотел решиться, но с ужасом чувствовал, что не было у него в этом случае той решимости, которую он знал в себе и которая действительно была в нем. Пьер принадлежал к числу тех людей, которые сильны только тогда, когда они чувствуют себя вполне чистыми. А с того дня, как им владело то чувство желания, которое он испытал над табакеркой у Анны Павловны, несознанное чувство виноватости этого стремления парализировало его решимость.
В день именин Элен у князя Василья ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, родные и друзья. Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь именинницы.
Гости сидели за ужином. Княгиня Курагина, массивная, когда то красивая, представительная женщина сидела на хозяйском месте. По обеим сторонам ее сидели почетнейшие гости – старый генерал, его жена, Анна Павловна Шерер; в конце стола сидели менее пожилые и почетные гости, и там же сидели домашние, Пьер и Элен, – рядом. Князь Василий не ужинал: он похаживал вокруг стола, в веселом расположении духа, подсаживаясь то к тому, то к другому из гостей. Каждому он говорил небрежное и приятное слово, исключая Пьера и Элен, которых присутствия он не замечал, казалось. Князь Василий оживлял всех. Ярко горели восковые свечи, блестели серебро и хрусталь посуды, наряды дам и золото и серебро эполет; вокруг стола сновали слуги в красных кафтанах; слышались звуки ножей, стаканов, тарелок и звуки оживленного говора нескольких разговоров вокруг этого стола. Слышно было, как старый камергер в одном конце уверял старушку баронессу в своей пламенной любви к ней и ее смех; с другой – рассказ о неуспехе какой то Марьи Викторовны. У середины стола князь Василий сосредоточил вокруг себя слушателей. Он рассказывал дамам, с шутливой улыбкой на губах, последнее – в среду – заседание государственного совета, на котором был получен и читался Сергеем Кузьмичем Вязмитиновым, новым петербургским военным генерал губернатором, знаменитый тогда рескрипт государя Александра Павловича из армии, в котором государь, обращаясь к Сергею Кузьмичу, говорил, что со всех сторон получает он заявления о преданности народа, и что заявление Петербурга особенно приятно ему, что он гордится честью быть главою такой нации и постарается быть ее достойным. Рескрипт этот начинался словами: Сергей Кузьмич! Со всех сторон доходят до меня слухи и т. д.
– Так таки и не пошло дальше, чем «Сергей Кузьмич»? – спрашивала одна дама.
– Да, да, ни на волос, – отвечал смеясь князь Василий. – Сергей Кузьмич… со всех сторон. Со всех сторон, Сергей Кузьмич… Бедный Вязмитинов никак не мог пойти далее. Несколько раз он принимался снова за письмо, но только что скажет Сергей … всхлипывания… Ку…зьми…ч – слезы… и со всех сторон заглушаются рыданиями, и дальше он не мог. И опять платок, и опять «Сергей Кузьмич, со всех сторон», и слезы… так что уже попросили прочесть другого.
– Кузьмич… со всех сторон… и слезы… – повторил кто то смеясь.
– Не будьте злы, – погрозив пальцем, с другого конца стола, проговорила Анна Павловна, – c"est un si brave et excellent homme notre bon Viasmitinoff… [Это такой прекрасный человек, наш добрый Вязмитинов…]
Все очень смеялись. На верхнем почетном конце стола все были, казалось, веселы и под влиянием самых различных оживленных настроений; только Пьер и Элен молча сидели рядом почти на нижнем конце стола; на лицах обоих сдерживалась сияющая улыбка, не зависящая от Сергея Кузьмича, – улыбка стыдливости перед своими чувствами. Что бы ни говорили и как бы ни смеялись и шутили другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодушны, невнимательны к ней, чувствовалось почему то, по изредка бросаемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье – всё было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару – Пьера и Элен. Князь Василий представлял всхлипыванья Сергея Кузьмича и в это время обегал взглядом дочь; и в то время как он смеялся, выражение его лица говорило: «Так, так, всё хорошо идет; нынче всё решится». Анна Павловна грозила ему за notre bon Viasmitinoff, а в глазах ее, которые мельком блеснули в этот момент на Пьера, князь Василий читал поздравление с будущим зятем и счастием дочери. Старая княгиня, предлагая с грустным вздохом вина своей соседке и сердито взглянув на дочь, этим вздохом как будто говорила: «да, теперь нам с вами ничего больше не осталось, как пить сладкое вино, моя милая; теперь время этой молодежи быть так дерзко вызывающе счастливой». «И что за глупость всё то, что я рассказываю, как будто это меня интересует, – думал дипломат, взглядывая на счастливые лица любовников – вот это счастие!»
Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило всё и парило над всем их искусственным лепетом. Шутки были невеселы, новости неинтересны, оживление – очевидно поддельно. Не только они, но лакеи, служившие за столом, казалось, чувствовали то же и забывали порядки службы, заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом и на красное, толстое, счастливое и беспокойное лицо Пьера. Казалось, и огни свечей сосредоточены были только на этих двух счастливых лицах.
Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его. Он находился в состоянии человека, углубленного в какое нибудь занятие. Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал. Только изредка, неожиданно, мелькали в его душе отрывочные мысли и впечатления из действительности.
«Так уж всё кончено! – думал он. – И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для нее одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его.
То вдруг ему становилось стыдно чего то. Ему неловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других, что он с своим некрасивым лицом какой то Парис, обладающий Еленой. «Но, верно, это всегда так бывает и так надо, – утешал он себя. – И, впрочем, что же я сделал для этого? Когда это началось? Из Москвы я поехал вместе с князем Васильем. Тут еще ничего не было. Потом, отчего же мне было у него не остановиться? Потом я играл с ней в карты и поднял ее ридикюль, ездил с ней кататься. Когда же это началось, когда это всё сделалось? И вот он сидит подле нее женихом; слышит, видит, чувствует ее близость, ее дыхание, ее движения, ее красоту. То вдруг ему кажется, что это не она, а он сам так необыкновенно красив, что оттого то и смотрят так на него, и он, счастливый общим удивлением, выпрямляет грудь, поднимает голову и радуется своему счастью. Вдруг какой то голос, чей то знакомый голос, слышится и говорит ему что то другой раз. Но Пьер так занят, что не понимает того, что говорят ему. – Я спрашиваю у тебя, когда ты получил письмо от Болконского, – повторяет третий раз князь Василий. – Как ты рассеян, мой милый.
Князь Василий улыбается, и Пьер видит, что все, все улыбаются на него и на Элен. «Ну, что ж, коли вы все знаете», говорил сам себе Пьер. «Ну, что ж? это правда», и он сам улыбался своей кроткой, детской улыбкой, и Элен улыбается.
– Когда же ты получил? Из Ольмюца? – повторяет князь Василий, которому будто нужно это знать для решения спора.
«И можно ли говорить и думать о таких пустяках?» думает Пьер.
– Да, из Ольмюца, – отвечает он со вздохом.
От ужина Пьер повел свою даму за другими в гостиную. Гости стали разъезжаться и некоторые уезжали, не простившись с Элен. Как будто не желая отрывать ее от ее серьезного занятия, некоторые подходили на минуту и скорее отходили, запрещая ей провожать себя. Дипломат грустно молчал, выходя из гостиной. Ему представлялась вся тщета его дипломатической карьеры в сравнении с счастьем Пьера. Старый генерал сердито проворчал на свою жену, когда она спросила его о состоянии его ноги. «Эка, старая дура, – подумал он. – Вот Елена Васильевна так та и в 50 лет красавица будет».
– Кажется, что я могу вас поздравить, – прошептала Анна Павловна княгине и крепко поцеловала ее. – Ежели бы не мигрень, я бы осталась.
Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери.
Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье то чужое место. Не для тебя это счастье, – говорил ему какой то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя. Но надо было сказать что нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: