Мантикора — существо из мифов и легенд. Мантикора — легендарное и непобедимое чудовище-людоед Мантикора химера гарпия единорог

За 500 лет до н. э. молодой уроженец Спарты Ктесий попал в плен к персам. Там ему пришло в голову написать исторические труды о разных странах. Источниками информации выступали рабы разных национальностей. Вернувшись на родину, Ктесий оформил свои труды в несколько исторических трактатов. В работе под названием «Индика» он упомянул страшное чудовище по имени мантикора.

Общее описание

Даже в древности труды Ктесия вызывали сомнения своей достоверностью. Древнегреческий философ Плутарх открыто заявлял об искажении фактов историком. До наших дней сочинения Ктесия дошли в переписанном виде. Исследователи доказали, что основная масса текста носит вымышленный характер. В таком случае возникают вопросы: существовала ли мантикора и мог ли Ктесий перепутать ее с другими мифическими существами.

Внешний вид

Согласно описаниям, мантикора выглядела так:

  • человеческая голова;
  • туловище и лапы льва;
  • хвост скорпиона;
  • рыжая грива;
  • кроваво-красная шерсть;
  • 3 ряда острых зубов;
  • когти-кинжалы;
  • голубые глаза.

Своим размером чудище походило на крупную лошадь. Голос мантикоры был похож на звуки свирели и трубы одновременно. Она могла шипеть как змея. Скорпионий хвост, длиной в 30 см, сплошь был усеян ядовитыми шипами, размером с камышовые стебли.

Позже монстр обзавелся крыльями и шкурой, отражающей магические заклинания. Голубые глаза покраснели, а зубы переместились из пасти в глотку. Мантикору стали изображать с частью человеческого тела в зубах в подтверждение ее людоедских наклонностей.

Толкование роли мантикоры в мифах

Существует несколько версий толкования роли такого существа, как мантикора.

  1. Зверь-людоед.
  2. Аватара бога Вишну.
  3. Сфинкс.
  4. Химера.

В связи с тем, что источники, в которых описано это существо, определенно являются сомнительными, каждая версия имеет право на существование.

Мантикора-зверь

Опираясь на эту версию, можно утверждать, что мантикора - это античное существо, исчадие ада. Любимым лакомством зверя была свежая человечина. Приручить чудовище можно было только с помощью волшебства. Черные маги использовали ее как сторожа. Но охранник из мантикоры был не очень хороший: поймав человека, она не отдавала его колдунам, а тут же пожирала. Чудовище обладало следующими качествами:

  • высокая скорость передвижения в пространстве;
  • владение гипнозом;
  • метание ядовитыми шипами на расстояние;
  • мгновенная регенерация утраченных шипов;
  • бесшумное передвижение;
  • настолько большая сила, что можно распороть тело человека когтями;
  • хитрость и коварство.

В Средневековье зверя считали реальным существом, проживающим в Индии. Считалось, что чудище обитает в местах скопления людей. Ночью коварный зверь выслеживал одинокую жертву и пожирал ее, не оставляя даже клочка одежды. Всех пропавших без вести списывали на проделки мантикоры.

По преданиям, чудовище боялось только львов, а со всеми остальными зверями охотно вступало в схватку. В средневековом источнике описан случай убийства мантикорой василиска. Люди верили, что, если отрубить чудовищу ядовитый хвост, оно погибнет, поэтому самые смелые мужчины Индии охотились на мантикору.

Четвертая аватара бога Вишну

Индусы верили, что перед созданием мира 3 сильных бога объединились в Тримурти (индуистскую троицу). Брахма создал Вселенную, Шива внес туда зло, а Вишну - добро. В обязанности бога Вишну входило поддерживать баланс добра и зла во Вселенной. Каждый раз, спускаясь на землю для восстановления справедливости, он принимал новый облик (аватару). Существует 9 аватар бога Вишну:

  • рыба Матсья;
  • черепаха Курма;
  • вепрь Васаха;
  • мантикора Нарасимха;
  • карлик Вамана;
  • обычный человек Парашурама;
  • принц Рама;
  • воин Кришна;
  • Будда.

Индусы верят, что будет и десятое перевоплощение. Бог Вишну в своем обычном облике спустится на землю на белом коне с мечом справедливости в руках. С помощью этого меча он навсегда наведет порядок на земле. В индийских сказаниях существует легенда о Четвертой аватаре. Согласно ей, Вишну принял облик человека-льва. Это перевоплощение получило название Нарасимха мантикора.

Когда Хираньякашипу удовлетворил Брахму, тот наделил его безграничной властью: за исключением тройки Тримурти, все боги находились в подчинении у Хираньякашипу. Демон упивался властью, купался в роскоши, чинил беззаконие и разврат.

Последней каплей его беспредела стала попытка убийства собственного сына, приверженца бога Вишну. За мгновение до расправы из колонны явился Вишну в образе мантикоры. Он молниеносно напал на Хираньякашипу и поглотил его. Мантикора восстановила справедливость.

Образ Сфинкса

В мифах Персии мантикора описана, как существо, которое любило загадывать загадки одиноким странникам. Если путник отгадывал загадку - чудовище его отпускало, если нет - пожирало. Такое описание очень напоминает греческого Сфинкса - родственника популярного одноименного египетского сторожа.

Согласно древнегреческим мифам, фивейский царь Лай обрушил на себя гнев богини Геры, покровительницы семьи и брака, за мужеложство. В наказание Гера послала в Фивы Сфинкса, чтобы сторожить единственную дорогу, ведущую в город. Жители Фив оказались отрезанными от других мест, и очень скоро в городе начался голод.

Единственная возможность пройти мимо Сфинкса предоставлялась тому, кто отгадает ее хитрую загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, в обед на 2-х, а вечером на 3-х?». Такую загадку для Сфинкса придумали 9 муз - богини искусства и разума, но никто из фивейцев не смог найти правильного решения, и они были задушены чудовищем. Когда мудрый Эдип ответил Сфинксу, что разгадка - это человек, гордое существо сбросилось со скалы, освободив город.

Кроме страсти к загадыванию смертельных загадок, у Сфинкса и мантикоры есть сходства во внешнем виде. Древние греки изображали мифическое существо с телом льва, что символизировало необыкновенную физическую силу, и головой женщины, как символ ума и хитрости.

Мантикора и Химера

Все та же Древняя Греция знала еще одно существо, которое можно спутать с мантикорой. Дочь Тифона и Ехидны, сестра Цербера, Гидры и Сфинкса, Химера - самое нелепое мифическое существо из древнегреческой мифологии. Злобное существо всю жизнь занималось тем, что пакостило людям, уничтожая поля, сады и скот.

У Химеры было туловище козы и львиная голова. Как и мантикора, она имела рыжую львиную гриву и ядовитый хвост. Правда, в описании древнегреческого мифического монстра хвост подобен змеиному, но, учитывая длину хвоста мантикоры, их можно смело отождествлять.

Химера могла извергать пламя из пасти, чем и пользовалась для уничтожения хозяйства человека. Когда ее очередная выходка надоела царю, он послал героя Беллерофонта, чтобы уничтожить чудовище. В помощь благородному мужу царь дал крылатого Пегаса. По легенде Беллерофонт взмыл в небо настолько высоко, что огненное дыхание Химеры не могло его достать. Тогда герой начал пускать стрелы в чудовище и все до единой они впились в тело Химеры. В страшной агонии чудовище упало на скалу и скончалось.

В описании смерти Химеры также можно провести аналогии с мантикорой. В начале схватки она грозно рычала, потом яростно шипела, а пораженная стрелами Беллерофонта, визжала, как коза. Мантикора могла издавать звуки трубы, подобно рычанию и звуки свирели, подобные блеянию козы. Мантикорово шипение похоже на змеиное. В мифе утыканная стрелами Химера с высоты полета кажется герою ощетинившимся черными иглами существом.

Образ существа в искусстве

Индийская мифология до сих пор считается малоизученной областью. Это связано с ее бессистемностью. К старым мифическим существам добавляются аналогичные новые, но под другими именами. Складывается такое ощущение, что индийцы и сами не помнят своих мифов.

Образ мантикоры до сих пор являет собой загадку. Можно только представить, как выглядит мантикора, но понять, что это за зверь - невозможно. С одной стороны это жестокое кровожадное чудовище, с другой - непримиримый борец за справедливость.

В наши дни образ мантикоры активно используется в литературе и кинематографе в жанре мистики и фэнтези. Популярная английская писательница Джоан Роулинг использовала этот образ в своей последней книге, а в нашумевшем сериале «Игры Престолов» повелительница драконов Дейнерис Бурерожденная в одном из эпизодов рассуждает о мантикорах, как о сакральных магических существах.

Мантикора, возможно, самое кровожадное и опасное из существ. У нее туловище льва, человеческое лицо, голубые глаза и голос, подобный звучанию свирели. Но главные и самые ужасные ее черты – три ряда зубов во рту, ядовитое жало на конце хвоста, как у скорпиона, и отравленные шипы на хвосте, которые мантикора может выстреливать в любом направлении. Наконец, «мантикора» в переводе с фарси означает – «людоед».

Первое упоминание о мантикоре мы встречаем в книгах уже хорошо знакомого читателю греческого врача Ктесия. Благодаря Ктесию грекам стали известны многие персидские мифы. Дальнейшие греческие и римские описания повторяют основные признаки ман тикоры, данные Ктесием, – покрытое рыжей шерстью львиное туловище, три ряда зубов и хвост с ядовитым жалом и отравленными шипами. Аристотель и Плиний в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.

Однако наиболее полное древнее описание мантикоры сделано во II веке н. э. Элианом. Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на ее хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Хотя очевидно, что Элиан, как Аристотель и Плиний, черпал свои знания о мантикоре у Ктесия, он добавляет, что подробные сведения об этом чудовище содержатся в труде историка Книда. Во II веке н. э. Филострат из Лемноса упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний расспрашивает Иарха на холме мудрецов.

Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, ее описаниями изобилуют средневековые бестиарии. Оттуда мантикора перекочевала в естественнонаучные труды и фольклорные произведения. В XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV – Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в ее горле», а ее голос, подобный мелодии свирели, становится «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их». Это, по видимому, единственный случай, когда мантикора оказалась перепутанной с сиреной.

В эпоху Возрождения мантикора попадает на страницы «Истории животных» Конрада Геснера и «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла. Начиная с XVIII века мантикора не упоминается ни в одном серьезном научном труде, за исключением посвященных исследованию мифов.

Как уже говорилось, на протяжении веков в описание мантикоры были привнесены лишь малозначительные детали. К примеру, Плиний пишет, что ее глаза не голубые, а зеленые, Варфоломей Английский говорит о том, что «у нее покрытое шерстью тело медведя», а на некоторых средневековых гербах мантикора изображена с кривым или спиралевидным рогом на голове, а иногда с хвостом и крыльями дракона. Однако такие изменения, сделанные разными авторами, мало сказались на общем представлении о мантикоре – со времен Ктесия существует только одна «разновидность» мантикоры.

Хотя происхождение мантикоры неоднократно пытались связать с индийским зверем «макара», европейским волком оборотнем и другими существами, правильнее всего, очевидно, будет сказать, что она «происходит» от индийского тигра. Это предположение высказал еще во II столетии н. э. комментатор Ктесия греческий писатель Павсаний. Он считал, что челюсти с зубами в три ряда, человеческое лицо и хвост скорпиона – не что иное, как «фантазия индийских крестьян, испытывающих ужас перед этим животным». По мнению Валентайна Болла, легенда о трех рядах зубов могла возникнуть из за того, что коренные зубы некоторых хищников имеют несколько острых рядов на каждом, а жало мантикоры – ороговевший участок кожи на кончике хвоста тигра, напоминающий своим видом коготь. Кроме того, по индийскому поверью, усы тигра считаются ядовитыми. Уилсон полагает, что древние персы увидели человеческое лицо мантикоры на индийских скульптурах тигра божества.

В средние века мантикора стала эмблемой пророка Иеремии, поскольку она – существо подземное, а Иеремия был сброшен врагами в глубокую яму. В фольклоре мантикора стала символом тирании, зависти, зла вообще. Еще в конце 30 х годов нашего столетия испанские крестьяне считали мантикору «зверем плохих предзнаменований».

Начиная со средних веков мантикора приходит в художественную литературу. В романе XIII века «Царь Александр» говорится о том, что у берегов Каспия Александр Македонский потерял в битвах со львами, медведями, драконами, единорогами и мантикорами 30 тысяч своих воинов. В поэме Джона Скелтона «Воробей Филипп» (XVIII век) маленькая девочка, обращаясь к коту, убившему ее любимую птичку, говорит: «Пусть твой мозг съедят горные мантикоры». В пьесе Джорджа Уилкинса «Несчастья насильственного брака» один из героев с «мантикорами, врагами человечества, у которых два ряда зубов» сравнивает ростовщиков.

Мантикора – один из зверей искусителей в новелле Флобера «Искушение святого Антония». У Флобера мантикора – тоже рыжий лев с человеческим лицом и тремя рядами зубов; кроме того, она распространяет чуму.

В фантастическом рассказе Пирса Энтони «Заклинание хамелеона» мантикора, «существо, размером с лошадь, с головой человека, телом льва, крыльями дракона и хвостом скорпиона», охраняет дом доброго волшебника.

Изображения мантикоры встречаются не чаще, чем упоминания о ней в литературе. Большинство из них книжные иллюстрации. В отличие от ученых и писателей художники позволяли себе относиться к образу мантикоры с большей долей фантазии. Мантикору изображали и с длинными женскими волосами, и со стрелами на хвосте. Единственное изображение трех рядов зубов можно увидеть в вестминстерском бестиарии. Мантикора украшает карту мира Герефорда XIII века. Самая подробная иллюстрация воспроизведена в бестиарии XVII века. На ней изображено существо с головой мужчины, туловищем льва, хвостом скорпиона, крыльями и когтями дракона, коровьими рогами и козьим выменем.

Картинки из бестиариев вдохновляли многих декораторов христианских храмов. Изображение мантикоры можно увидеть на восьмигранной колонне в аббатстве Сувини, на мозаиках в кафедральных соборах в Аосте и в Каоре, где мантикора олицетворяет святого Иеремию.

За свою более чем двухтысячелетнюю историю мантикора мало изменилась и, несмотря на предпринимавшиеся в нынешнем веке попытки придать ей добродетельные черты, остается символом кровожадности.

Мантикора — существо из мифов и легенд


Мантикора — древнее мифическое существо, опасный хищник с кроваво-красным львиным телом и человеческой головой. Хвост ее венчает жало скорпиона.
Это создание пришло к нам из Индии, но впервые в своих трудах его описал Ктесий, греческий врач. По его словам, мантикора или «мантихора» (на индийский манер) достигала размеров льва и обладала столь же густым шерстяным покровом, который отливал ярко-красным, словно кровь, цветом. Голова мантикоры больше походила на человеческую, ее ярко-голубые глаза гипнотизировали жертву так, что от страха та не могла пошевелиться. Ужас внушали ее острые зубы, три ряда которых венчали пасть страшного хищника, и хвост скорпиона, в игле которого находился страшный яд.


Ктесий также отмечал, что кроме жала скорпиона на хвосте мантикоры находились иглы, которыми чудовище могло пронзать свою жертву на расстоянии, как стрелами. Голос мантикоры был подобен звукам свирели и трубы одновременно. Во время охоты мантикора скрывалась в зарослях джунглей и нападала на проходящих мимо крупных животных и людей. Из всех существ на земле больше всего она боялась вступать в борьбу со львом, ведь только он и мог ее одолеть. Многие современники Ктесия, да и ученые деятели более позднего времени скептически относились к его словам, предполагая, что напуганные индусы за страшное чудовище принимали самого обыкновенного тигра, ведь в движении полоски этой большой кошки сливались, из-за чего казалось, что шкура тигра приобретает красный оттенок. А жуткие зубы и хвост — выдумки запуганных жителей.


И все же описание хищника встречается в трудах таких великих людей, как Аристотель в его «Истории животных», Павсаний на страницах «Описания Эллады», Плиний в «Естественной истории» и Солин в «Собрании достопримечательностей». С легкой руки последних двух авторов, грозная хищница мантикора лишилась своего, утыканного острыми шипами, хвоста, которым она могла поражать цель на расстоянии. Осталось бедному хищнику довольствоваться скорпионьим жалом, но Солин тут же отмечает в своем труде, что это кошачье (а мантикору вполне можно причислить к семейству кошачьих), отличается невероятной прыгучестью и прыжок его столь далёк, что не могут его остановить никакие расстояния и никакие препятствия. На страницах Средневековья Мантикора за прошедшие столетия прочно укоренилась во многих книгах, в особенности, средневековых бестиариях. И хотя за эти годы она претерпела некоторые изменения, основные черты этого мифического существа остались неизменны — кроваво-красная шкура, ряды острых как нож зубов, хвост скорпиона и любовь к человеческому мясу. На средневековых миниатюрах этот хищник чаще всего изображался с какой-либо частью человека в зубах, чтобы подчеркнуть его природу людоеда.

О существе, именуемом «мантикора», сохранилось немало сведений, только благодаря древнему греческому врачу Ктесию, который якобы видел его при дворе персов. Грек описывал чудовище, как льва с лицом человека, который пожирал людей и одним прыжком настигал жертву на больших расстояниях. Есть версия, якобы это создание – один из образов .

Мантикора - кто это?

Мантикора – это существо с львиным телом, мужским лицом и скорпионьим хвостом, ярким признаком которого были зубы в три ряда и глаза голубого цвета. Считалось, что этот монстр ведет охоту на людей и питается их мясом, поэтому его нередко изображали с частями тела человека в зубах. Хвост венчали огромные шипы, которыми чудовище тоже могло убивать, поэтому шансов на спасение не было.

Мантикора - греческая мифология

Мантикора - кто она? Хотя, судя по описанию и повадкам монстра, многие исследователи предполагают, что родом он из Персии или Индии, внешний облик очень напоминает огромных размеров тигра. Даже название в переводе с фарси означает «людоед», а такие большие дикие кошки в джунглях тоже водились. Но первооткрывателем создания считают не индусов, а врача из Греции Ктесия, описавшего кошмарное создание в своих книгах. По его версии, мантикора – существо злобное, обладающее:

  • туловищем льва и лицом человека;
  • тремя рядами зубов;
  • когтем на кончике хвоста;
  • усами, наполненными ядом.

Такой описывали мантикору в своих сочинениях древние эллины. Позднее греческие ученые сформировали свою версию об этом создании. Географ Павсаний был уверен, что речь идет о гигантском тигре, а красный цвет шкуры придавало ему в глазах индусов закатное солнце. А уже тройной ряд зубов и хвост, который стреляет ядовитыми стрелами – выдумки охотников, побоявшихся одолеть огромного зверя.

Как выглядит мантикора?

По описаниям древних греков, которые они получили от персов, мантикора являла собой симбиоз разных существ:

  • тело льва, но не желтого, а красного цвета;
  • жало скорпиона на хвосте, стреляющее иглами;
  • молниеносные прыжки, быстрый бег;
  • голос похож одновременно на звуки трубы и свирели.

Чье тело у мантикоры? Судя по описаниям, то большого льва или гигантской кошки, это было характерной чертой монстра. В последующие столетия ее изображение существенно дополнилось другими чертами:

  1. Средние века. Огромные зубы размещались уже не в пасти, а в горле, а голос походил на шипение змеи, которым чудовище приманивало людей.
  2. 20 век, книги фантастов. Мантикора обзавелась крыльями и стреляющими ядовитыми шипами, голос больше напоминал мурлыканье. Мгновенно залечивало свои раны, шкура имела способность отражать любые заклинания.

Чем отличается мантикора от химеры?

Некоторые исследователи связывают мантикору и химеру по внешним признакам, но отличие между ними есть. Химера – создание из греческой мифологии, ее матерью считалась Ехидна, а отцом сын Геи и Тартара Цифей, по другой версии родилась она от Орта и Гидры. Считалось, что химера жила в Ликии, и сразил ее царевич Беллерофонт. Это существо - из родного грекам пантеона богов, а мантикора – гость из чужих легенд. и мантикора имели одну общую внешнюю черту: туловище льва, в остальном чудовище эллинов отличалось:

  • способностью плеваться огнем;
  • задней частью тела козы;
  • змеиным хвостом;
  • тремя головами: козы, змеи и дракона.

Легенда о мантикоре

Легенд о мантикоре грек Ктесий не привез, ограничившись общими слухами о ее существовании. В мифах Персии встречается упоминание, что этот ужасный монстр при встрече с человеком любит загадывать загадки, и если путник ответит на все, то отпускает. Исследователи склоняются к тому, что мантикора – чудовище, пожирающее людей, возникла в историях Индии, а потом перекочевала в Персию, где о ней и услышал грек Ктесий.

Еще бытует версия, якобы такое чудовище породила легенда про бога Вишну, который умел превращаться в разных существ. В образе одного из них – льва с человеческим лицом – он одолел злого демона Хираньякашипу. После чего человекольва Вишну индусы стали называть Нарасимхой мантикор. В легенде он описывается с телом льва, хвостом скорпиона и зубами акулы. В Средние века мантикора превратилась в символ тирании и зла.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: