Ниже уровня моря. Управление природными рисками в Нидерландах. Чудеса ниже уровня моря. Голландия и Бельгия

Это список самых оригинальных стран, которые являются специфическими из-за своих природных красот, некоторые по демографическим характеристикам, а некоторые из-за туристических особенностей. Были приняты во внимание только суверенные государства.

1. Страна с более чем 3 миллионами озер - Канада

В Канаде находится более 60 процентов озер мира, их настолько много что точное их количество неизвестно. В некоторых регионах на каждые 100 кв. км приходится более 30 озер.

2. Страна в которой более чем 17500 островов - Индонезия


Индонезия состоит больше чем из 17 500 островов с полной береговой линией в 81350 км. Приблизительно на 6 000 островов живут люди. Самые большие острова - Ява, Суматра, Борнео, Сулавеси, Бали, Ломбок и Флорес. Индонезия содержит 10-15 процентов коралловых рифов в мире.

3. «Страна пустыни» - Ливия


Ливия - страна с самым высоким процентом пустыни (99%). Ливийская пустыня, которая покрывает большую часть Ливии, является одним из самых засушливых мест на Земле. В некоторых местах, десятилетия могут пройти без дождя и даже в высокогорьях осадки бывают редко, раз в 5-10 лет.

4. Страна с самой маленькой плотностью населения - Монголия


Страной с самой низкой плотностью населения в мире является Монголия, плотность населения около 4,4 человек на квадратную милю (1,7 чел. / кв.км). В Монголии 2,5 миллиона человек занимают более 600000 квадратных миль земли (около 1560000 кв км). Большая часть этого населения проживает в городских районах, так как развитие в обширных пустынях Монголии пастбищ затруднено, в частности из-за засухи и пыльных бурь, в результате чего некоторые части страны почти такие же же пустынные как и во времени Чингисхана.

5. «Страна, в джунглях» - Суринам


Площадь лесов составляет 14,8 млн. га (57 000 квадратных миль), что составляет 91% от общей площади земель Суринама(16,3 млн. га, или 63 000 квадратных миль). Обширный лес Суринама и низкая численность населения, около 400 тысяч в столице и прибрежных городах, дают ему один из самых низких показателей вырубки леса в мире. Лишь 5 процентов населения живет в тропических лесах, это коренные народы и шесть племен негров - потомки беглых рабов, которые воссоздали лесные сообщества несколько веков назад и сегодня сохраняют свой традиционный западноафриканский стиль.

6. Самая вымирающая страна - Украина


Страной с самым высоким снижением рождаемости является Украина, с естественной убыль. населения 0,8% каждый год. Украина, как ожидается, потеряет 28% своего населения в период до 2050 (с 46,8 млн. в настоящее время до 33,4 миллионов в 2050 году).

7. Страна ниже уровня моря - Нидерланды


Половина территории Нидерландов находится ниже уровня моря. Ниже уровня моря проживают более чем 60 процентов населения страны в 15,8 млн. человек. Только на юге Нидерландов местность повышается до 30 метров и более.

8. Самая не посещаемая страна - Тувалу


Это четвертая самая маленькая страна в мире. Тувалу находится на полпути между Австралией и Гавайями, и по прогнозам, будет первой страной, которая исчезнет под водой, когда глобальное потепление поднимет уровень моря достаточно высоко. Кроме того, сюда очень сложно добраться и очень дорогие рейсы из Фиджи. Тувалу посещает в общей сложности 1100 туристов в год.

9. Страна-континент - Австралия


Австралия является единственной страной в мире, которая охватывает весь континент, на любом другом континенте находится более чем одна страна. Это единственная страна которая является континентом, и континент который является страной. Это шестая по величине страна в мире, с общей площадью 7686850 кв км (2967909 кв миль), она немного меньше чем 48 штатов США и в 31,5 раза больше чем Соединенное Королевство.

Если вы когда-нибудь взбирались на вершины гор, то вам знакомо чувство, когда даже при глубоком вдохе не хватает кислорода. А ведь есть в мире люди, которые в таких условиях живут, работают, отдыхают. Они сумели адаптироваться к самым разным природным условиям, включая высоченные горы, возвышающиеся более двух миль над уровнем моря.

Для контраста в этой статье мы также расскажем о тройке городов, которые находятся существенно ниже уровня моря.

Самые высокогорные города мира - Ла Ринконада, Перу

Самый высокогорный город в мире находится в Андах недалеко от границы с Боливией, на высоте более 5100 метров над уровнем моря. Населения городка составляет 30 тысяч человек. Как твердят врачи, такая высота является пределом для людского организма.

Город был основан на шахте, где и работает большинство жителей. Несмотря на очень суровый климат: днём температура поднимается на несколько градусов выше нуля, ночью мороз, люди не спешат покидать свои дома в поисках лучших условий жизни. Даже нехватка кислорода не остановила прирост населения. В 21 веке оно увеличилось на 231%.

И все из-за богатых запасов золотой руды. Работают жители в тяжелых условиях. Некоторые из них даже работают бесплатно целый месяц, чтобы в его последний день иметь возможность взять себе руды столько, сколько смогут унести самостоятельно.В город можно добраться только по одной узкой горной дороге.

Самые высокогорные города мира - Намче-Базар, Непал

Излюбленное место для туристов и альпинистов со всего мира, потому что находится по дороге к Эвересту, и высота его 4150 метров над уровнем моря. Городок служит главным перевалочным пунктом для людей, собирающихся подниматься дальше в лагерь на гору. Это последнее пристанище цивилизации перед самой высокой горой мира.

Изначально город строился как торговая зона, где пастухи, разводящие высоко в горах стада яков, могли обменивать масло и сыр, производимые из молока этих животных, на сельскохозяйственные продукты, выращиваемые в более низких областях Непала. Намче-Базар по-прежнему является главным торговым центром региона Кхумбу.


В городке есть электричество, неподалёку находится аэропорт (точнее, вертолетная станция), однако большинство туристов не могут им пользоваться из-за протестов местных жителей. Для массового туризма используется аэропорт города Лукла, от которого до Намче-Базара туристы должны осуществить суточный переход (в случае очень быстрой ходьбы достаточно шести часов). Обслуживание туристов на этом участке обеспечивает работу и доход местным жителям.

В Намче-Базаре находятся также официальные учреждения, полицейский контроль, почта и банк. Вверху расположены казармы непальской армии. На территории города есть отели, в которых оборудованы специальные комнаты, помогающие людям адаптироваться к разреженному горному воздуху.

Самые высокогорные города мира - Эль-Альто, Боливия

Несмотря на расположение в 4150 метров над уровнем моря, город Эль-Альто занимает второе место по числу жителей в Боливии - 1 миллион 700 тысяч человек.

Данный городок был основан при постройке железной дороги, соединяющей Ла-Пас и озеро Титикака. Эль-Альто относится к числу наиболее быстрорастущих городов в мире. В 1992 году здесь проживало 424 тысячи человек, в 2001 - 647 тысяч человек, в 2010 - уже 992 тысячи, в 2011 число горожан Эль-Альто превысило 1 миллион.

Как рассказывают жители города, размещение ниже уровня моря не мешает их жизни. Хотя некоторые проблемы были. Например, при строительстве городского метрополитена: все туннели, которые власти пробовали построить, в скором времени были затоплены. И тогда выход был найден - теперь большая часть системы метро проходит по эстакаде либо по поверхности земли.

Города ниже уровня моря - Амстердам, Нидерланды

Амстердам является столицей Нидерландов, и по состоянию на 1 января 2012 года население муниципалитета Амстердам составляет 790 тысяч человек.


Амстердам расположен на пять метров ниже уровня моря. Из-за этого город полностью построен на сваях, с помощью огромных ставок, вбитых в землю (в наше время многие сваи "едут", и дома искривляются в ту или иную сторону). Но все-таки экологи предупреждают, что это город не спасет. Если из-за глобального потепления уровень воды сильно поднимется, то Амстердам будет первым городом, который пойдет под воду.

Города ниже уровня моря - Новый Орлеан, США

Новый Орлеан - крупнейший город штата Луизиана, находится на четыре метра ниже уровня моря. Из-за такого расположения город очень страдает. Постоянные ураганы, тайфуны пытаются стереть Новый Орлеан с лица земли. С каждым годом все труднее откачивать воду с территории, которая намного ниже океана. Власти как могут борются с этой бедой, но они бессильны перед природой.

Чего только стоило пережить ужасный ураган Катрина, который обрушился на Новый Орлеан в 2005 году.


Если вы нашли ошибку на этой странице, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Любому туристу, путешествующему по новым странам, станет интересно, как же существуют города, расположенные ниже уровня моря, и почему не обязательно брать с собой резиновые сапоги, чтобы остаться с сухими ногами.

Заниженные участки или так называемые впадины образуются на границах тектонических плит. Формирование впадин происходит, когда плиты сходятся или расходятся. Большая часть таких участков расположена в северном полушарии. А вот жара и испарение как раз препятствуют заполнению впадин водой.

Первой страной, о которой вспоминают многие, становятся Нидерланды . Прилетая в аэропорт Схипхол, расположенный ниже уровня моря на 4,5 метра, становится жутко интересно, как же голландцам удается удержать такое неспокойное море. Самой низкой сухой точкой Европы является город Роттердам , расположенный на 7 метров ниже уровня моря. Далее следует город Ньивекерк, находящийся на 6,74 метра ниже уровня моря, за ним Амстердам, построенный на сваях. Все еще не знаете,

Если отправиться в США в штат Луизиану, обязательно стоит посетить Новый Орлеан , расположенный на 4 метра ниже уровня моря. Многие помнят 2005 год и нашествие урагана «Катрина», унесшего жизни тысяч людей, оставившего без крова семьи, разрушившего все на своем пути.

Отправляясь в Израиль и посещая Мертвое море , не забудьте, что оно расположено ниже уровня моря на 422 метра. В это сложно поверить, но так и есть. Но раз уже мы начали говорить о городах, то сразу вспомним о небольшом поселении на юге Израиля под названием Неве-Зоар . Проездом здесь бывает мало туристов, за исключением тех, кто едет сюда целенаправленно, не так много шикарных отелей, однако именно тут можно найти массу исторических ценностей, например римско-византийские укрепления, развалины времен Иудейских царей, а также уходы в пещеры, где располагаются захоронения византийского периода. Не все знают, что Неве-Зоар – одно из самых низких поселений, расположенное еще ниже, чем берега Мертвого моря. Коренные жители представлены 30 семьями.

А вот в Республике Джибути (Восточная Африка) есть озеро Ассаль , расположенное а 155 ниже уровня моря. Концентрация соли в воде достигает 34.8%, что еще больше, чем в Мертвом море. Главным промыслом здесь, конечно, является добыча соли, которую везут в Судан.

Самым низким городом является Иерихон , расположенный на территории частично признанного государства Палестина. Это один из древнейших городов, о котором упоминалось в Библии. Город известен не только как древнейший с первыми следами людей здесь, но и самым низким, расположенным на высоте -275 метров. Отправиться на экскурсию в Иерихон можно вместе с группой туристов, при этом желательно, чтобы гид согласовал все с министерством туризма, ведь, как известно, ситуация в Палестине на границе с Израилем нестабильна. На случай, если не знаете, где остановиться, к вашим услугам.

А теперь отправимся на Апшеронский полуостров , где высота равнины составляет -26 метра ниже уровня моря. Здесь происходит добыча нефти и газа, а кроме того это место уникально своими историческими памятниками, например, Нардаранской крепостью, построенной в XIV веке, круглым замком XI века и храмом огня, который возвели в XVII-XVIII веках. А сам Баку – столица Азербайджанской Республики, расположен на два метра ниже равнины и тут без преувеличений есть чем заняться не только туристу, но и путешественнику, желающему провести здесь несколько дней.

Отправляетесь в путешествие и хотите забронировать жилье со скидкой?

Аннотация

Инженерная история Нидерландов, насчитывающая более 2000 лет, – это непрекращающаяся борьба с гидрогеологическими угрозами. На протяжении веков море наступало на территорию Королевства, а со стороны материка речные паводки «подмывали» экономику страны. В данной статье рассматривается летопись инженерных изысканий и решений в вопросе защиты от наводнений, описываются самые значимые проекты, прослеживается путь от стихийного берегоукрепления к интегральному подходу к работе с водными ресурсами в XX – XXI веке, когда вопросы экономического освоения территорий, жилого строительства, экологии и туризма стали нераздельно связаны.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и речных наводнений, а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны.

География

Нидерланды расположены в нижнем течении трёх крупных европейских речных бассейнов: Рейна, Мааса и Шельды. Площадь европейской части страны (без зависимых территорий в Карибском регионе) составляет 41,5 тысяч км², население – 16,5 млн. человек. Около 30% поверхности Нидерландов расположены ниже уровня моря и защищены с запада и севера комплексом дюн и водозащитных дамб.

Нидерланды – старинный центр высокоинтенсивного сельского хозяйства и ключевой транспортный хаб, снабжающий страны Центральной Европы поступающими по морю товарами. Необходимость защиты земли от морских приливов и , а также давняя традиция осушения неглубоких морских зон обусловили развитие крайне сложной гидротехнической инфраструктуры страны. Сочетание физических условий и целенаправленных действий человека привело к созданию уникальной системы управления водными ресурсами: уровень воды практически в каждом водоёме находится под человеческим контролем.

При достаточно высоком количестве атмосферных осадков (769 мм в год) летом в Нидерландах ощущается дефицит водных ресурсов. Около 10% территории страны подвержены частому снижению уровня грунтовых вод, что делает истощение водных ресурсов серьёзной проблемой для сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Ситуация осложняется необходимостью масштабного использования грунтовых вод для ирригации и получения питьевой воды. Только с 1950 года обеспечение водой сельскохозяйственных территорий привело к увеличению зон, страдающих от нехватки воды, на 25%.

Две трети населения Нидерландов проживает в зонах с высоким риском наводнений: территории, находящиеся ниже уровня моря, требуют постоянной защиты, как и более высокие территории, подверженные периодическим паводкам.

Нидерланды сталкиваются не только со значительной нехваткой питьевой и сельскохозяйственной воды, но и с дефицитом территории. Пространство вокруг рек необходимо не только для обеспечения безопасности при наводнениях, но и для поддержания экологической устойчивости и сохранения у речных бассейнов их транспортных функций.

Королевство Нидерланды состоит из 12 провинций, разделённых на 647 муниципалитетов (здесь и далее мы не рассматриваем владения Королевства Нидерландов в регионе Карибского моря). В области управления водными ресурсами функционирует 55 водных комитетов, управляющих территориями различных муниципалитетов. Управление водными ресурсами в Нидерландах осуществляется на национальном, провинциальном уровне и на уровне водных комитетов.

История

Ранний этап

Первые дамбы на территории Нидерландов появились более 2 тысяч лет назад. В тот период уровень моря был примерно на полтора метра ниже современного. Его постепенное неуклонное повышение обусловило постоянное строительство и разрушение защитных сооружений вдоль морских и речных берегов. Активное сельское хозяйство, осушение болот и разработка торфяных месторождений привели к изменениям в водном режиме территорий и вызвали усиление и учащение наводнений, регулярно повреждавших защитные дамбы.

В период между 800 и 1250 годом значительная часть территории Северных и Юго-Восточных Нидерландов была потеряна из-за наступления моря, чему способствовали активная разработка торфа в прибрежных зонах и серия сильных штормовых приливов.

В XII столетии речные наводнения были относительно редки в Нидерландах, но при этом приливы значительно изменили форму берега. Количество наводнений постепенно увеличивалось в течение XIII века, а в XIV веке они стали представлять серьёзную проблему.

Средневековый климатический оптимум стимулировал активный рост населения и городской ремесленной и торговой экономики Нидерландов. Повышение уровня грунтовых вод привело к переносу пахоты на более высокие территории вглубь страны и переводу прибрежных территорий в пастбищные угодья. Орошение новых пашенных земель, вместе с обезлесением соседних германских территорий, привело к повышению риска наводнений. Рост стоимости земли, активная урбанизация и общее увеличение благосостояния населения формировали необходимость в развитии средств защиты от наводнений.

Высокое и позднее средневековье

В XIII веке в Голландии и Утрехте была создана первая современная система дамб. Были сформированы первые водные комитеты (нидерл. «waterschap»), в сферу ответственности которых входило обеспечение дренажа, строительство и эксплуатация защитных дамб. Наиболее старые (до 1250 года) водные комитеты появились в южной части Утрехта, южном Горинхеме и северном Лейдене. Многие из старинных водных комитетов функционируют до сих пор.

Водные комитеты являлись относительно независимыми сельскими органами, подчинявшимися графу Голландии и епископу Утрехта. Формирование водных комитетов в XIII веке стало первым проявлением влияния природных рисков на формирование центральных органов государственной власти в Нидерландах. Законы, правила и распределение обязанностей по содержанию защитных дамб с 1273 года кодифицировались в «дамбовых грамотах» (нидерл. «dijkbriefis»).

Начало четырнадцатого столетия было временем масштабных бедствий на территории всей Европы. Нидерланды не стали исключением: в 1313 и 1315 годах страну поразили крупные наводнения, а в 1314 – 1317 годах серьёзные неурожаи привели к голодной смерти каждого десятого жителя страны. Реакцией на разрушения 1313 – 1315 годов стало создание к 1350 году в дельтах всех крупных голландских рек системы защитных дамб. Организационная структура управления гидрогеологическими рисками, основанная на местных органах власти, оставалась неизменной до середины XVIII века, когда была создана должность генерального инспектора дельты Рейна.

Малый ледниковый период (с 1480 года) также привёл к ухудшению природных условий во всей Западной Европе. Со второй половины XV века в Нидерландах частым явлением стали ледовые заторы, с которыми жители региона столкнулись впервые. Песчаные отмели и защитные дамбы вдоль берегов рек мешали стоку льда — в результате образовывались огромные ледяные плотины, перегораживающие реки.

Серия крупных штормовых нагонов воды в XV – XVII веках привела к масштабной потере прибрежных земель и изменению строения дельты Рейна. Штормовые нагоны со стороны моря сопровождались крупными наводнениями. Постепенное обмеление привело к снижению пропускной способности рек и общему увеличению гидрологических рисков. Опускание почв, защищаемых дамбами, особенно после внедрения новых технологий дренажа, вызвало необходимость усиления защитных конструкций за счёт строительства дополнительных малых дамб и отводящих каналов.

Новое время

В XVI-XVII веках Соединённые провинции стали крупнейшим мировым экономическим центром. Тому было несколько причин. Нидерланды перехватили лидерство в посреднической океанской торговле у Португалии, что позволило голландцам получать колоссальные доходы за счет неравенства цен в различных регионах мира. В течение долгого времени Нидерланды обладали монополией на торговлю индонезийскими пряностями – исключительно дорогим товаром того времени. Нидерланды также являлись лидером во многих отраслях промышленности, в частности, в кораблестроении. Городская популяция страны уже к XVII веку составляло около 60% населения.

Вплоть до XVII века борьба с водными угрозами в низколежащей территории Нидерландов носила чисто оборонительный характер. Если дамба разрушалась, то на её месте возводилась новая. В ряде случаев требовалось строительство дополнительных дамб позади ранее построенных сооружений, причём жителям приходилось оставлять освоенные земли между двумя дамбами. Иногда из-за наступления моря или изменения русел рек приходилось покидать целые деревни.

Однако после изобретения ветряной мельницы, способной перекачивать воду на более высокий уровень, а также серии усовершенствований в конструкции защитных дамб появилась возможность обратить этот процесс вспять и перейти в «наступление на море». Экономический рост и увеличение численности населения Соединённых Провинций стимулировали расширение сельскохозяйственных угодий. За счёт инвестиций амстердамских купцов осуществлялось осушение и освоение прибрежной полосы. К концу XVIII столетия значительная часть приморской территории была превращена в высокопродуктивные сельскохозяйственные районы. Строительство плотин и польдеров на территории наиболее экономически развитых провинций – Голландии и Западной Фрисландии – за относительно короткое время значительно изменило внешний вид этих земель. Города были связаны плотной сетью коммуникаций в рамках единого рынка сельскохозяйственной продукции. Осушение прибрежных зон осуществлялось за счёт возведения польдеров – окружённых дамбами зон, на которых контроль за уровнем грунтовых вод осуществлялся за счёт работы насосных станций.

В 1795 году закончила своё существование крайне децентрализованная Республика Соединённых Провинций, сменившаяся сначала Батавской Республикой (1795 – 1806), а позже Королевством Нидерланды. Страна подпала под значительное влияние французского центризма, что повлияло и на сферу управления водными рисками. В 1798 году появился первый орган центрального управления водными рисками – Совет по управлению водой (Rijkswaterstaat). В XIX веке были внесены значительные изменения в законодательство, позволившие центральным властям вмешиваться в вопросы строительства и содержания защитных сооружений на местах.

Распространяющиеся по европейскому континенту паровые машины были практически сразу после своего появления внедрены в систему управления водными ресурсами: в 1820 году по приказу короля Вильгельма I при помощи энергии пара был осушен Зюйдпласпольдер (Zuidplaspolder), ставший наиболее низкой точкой Нидерландов (на 7 метров ниже уровня моря). С 1820-х по 1850-е годы прежние специалисты по дамбам из числа ремесленников были заменены профессионалами, подготовленными в Корпусе инженеров, на который с 1849 года была возложена функция надзора над защитными сооружениями.

Распространение использования энергии пара во второй половине XIX века позволило осуществлять более точный контроль над уровнем грунтовых вод на глубине 0,5 – 1 метр, что заметно увеличило производительность земель. Впоследствии, дизельные и электрические насосные станции позволили контролировать уровень грунтовых вод на глубине более одного метрах, следствием чего стала возможность перейти к более продуктивному сельскому хозяйству.

XX век

XX век стал временем реализации огромных транспортных, энергетических и инженерных проектов во всех регионах мира. Не обошла эта тенденция и Нидерланды, в которых начиная с 1920 года было осуществлено множество крупных инженерных решений в сфере инженерной защиты территорий и управления водными ресурсами.

Проект Южного Моря (Зейдерзе).

В 1891 году министр Корнелис Лели предложил между провинциями Северная Голландия и Фрисландия. Согласно проекту, внутреннее Южное Море превращалось в озеро Эйсселмер.

План Лели включал в себя создание многочисленных польдеров. Значительный стимул к реализации проекта был придан крупным наводнением 1916 года, а также опытом чрезмерной зависимости Нидерландов от импорта продовольствия во время Первой Мировой Войны. Новые польдеры должны были обеспечить необходимое расширение сельскохозяйственных земель и увеличить производство продовольствия.

Строительство дамбы началось в 1920 году и было закончено в 1932. К тому времени уже два года функционировал крупный польдер Верингермер в северной части будущего озера. В дальнейшем были сооружены оставшиеся запланированные польдеры: Северо-Восточный (48 тыс. гектар, 1942 год), Восточный Флеволанд (54 тыс. гектар, 1957 год) и Южный Флеволанд (43 тыс. гектар, 1968 год).

Проект Дельта

Вторым важным и символически значимым проектом в сфере управления водными ресурсами стал проект Дельта – комплекс работ по защите Юго-Восточной части Нидерландов от наводнений и засоления почв.

После нескольких десятилетий исследований и подготовительного проектирования в 1940 году государственная комиссия пришла к выводу о плохом состоянии дамб в Зеландии и других провинциях. 29 января 1953 были представлены две проектные концепции работ. Всего через два дня сильный шторм привел к наводнению в провинции Зеландия, в результате которого погибло более 1800 человек. Необходимость нового строительства стала очевидной и начало грандиозного проекта было ускорено.

Важной частью проекта было фундаментальное исследование проблемы наводнений, результатом которого стало создание концепции «Норма дельта», описывающей основные принципы : Вместо того чтобы подробно анализировать опыт предыдущих наводнений и проектирования средств защиты от угроз прошлого, специалисты комиссии проекта Дельта выпустили прорывную концепцию, описывающую процесс осуществления инвестиций в защиту от наводнений.

Рамочная концепция была названа «Нормой дельта» и включала в себя следующие принципы:

  • Были определены основные зоны, нуждавшиеся в защите от наводнений; им дали название «зоны круговой дамбовой защиты».
  • Была разработана статистическая модель, по которой рассчитывалась стоимость возможного наводнения, включая ущерб для частной собственности, потери в промышленном производстве и стоимость человеческих жизней. В рамках данной модели стоимость человеческой жизни, утерянной из-за наводнения, расценивается в 2,2 миллиона евро (на 2008 год).
  • Для всех территорий страны на компьютере «Deltar» (Delta Getij Analogon Rekenmachine) был подсчитан риск речных наводнений и морских штормов.

Наиболее важной зоной круговой дамбовой защиты стало побережье Южной Голландии, население которой составляет более четырёх миллионов человек. Большая их часть проживает ниже уровня моря. В данном регионе людские потери в случае катастрофического наводнения могли стать исключительно высокими из-за крайне незначительного времени на предупреждение о штормах в Северном море. При этом невозможна была бы для побережья Голландии и полномасштабная эвакуация населения.

Первоначально комиссия установила уровень допустимого риска прорыва для всех «зон круговой дамбовой защиты» как 1 раз в 125 тысяч лет. Но такой уровень защиты подразумевал строительство циклопических сооружений, которые были не по карману даже достаточно богатым Нидерландам. Поэтому для различных регионов были установлены следующие допустимые риски:

  • Северная и Южная Голландия – 1 прорыв раз в 10 тысяч лет
  • Другие зоны риска прибрежных наводнений – 1 прорыв раз в 4 тысячи лет
  • Остальные территории, находящие в зоне риска наводнений – 1 прорыв раз в 2 тысячи лет

Территории, подверженные речным наводнениям, получили более высокий уровень допустимого риска, в силу более длительного времени предупреждения об опасности и возможности провести масштабную эвакуацию населения:

  • Территории Южной Голландии, находящиеся в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 1250 лет
  • Другие территории в зоне риска речных наводнений – 1 прорыв раз в 250 лет

Уровень приемлемого риска наводнений был закреплён в «Законах Дельты», согласно которым соблюдение заданных параметров, поддержание в порядке и, при необходимости, обновление защитных сооружений стало обязанностью правительства Нидерландов. Уровни риска были также включены в последнюю редакцию Законов о воде, действующих с 2009 года.

С 1953 по 1997 год было возведено 13 огромных дамб, значительно увеличивших безопасность всего региона. Всего было построено более 2,4 тысяч км основных дамб и 14 тысяч км вспомогательных дамб. Такой масштаб работ делает проект «Дельта» одним из крупнейших в мире.

Новые концепции управления водными ресурсами в XXI веке

В конце 1990-х был организован Комитет по управлению водными ресурсами в XXI веке, выпустивший в 2001 году доклад «Иной подход к управлению водными ресурсами». Ключевой новаторской идеей доклада стал акцент на создании дополнительного пространства для движения водных масс при наводнениях, а не на механическом укреплении берегов. По замыслу авторов, это привело бы к сокращению вероятности разрушений из-за наводнений, затоплений местности во время проливных дождей и стало бы способом хранения воды на период засухи. В целом, новый документ означал переход от подхода «выкачивать и дренировать как можно быстрее» к стратегии «удерживать, хранить и дренировать».

Примерами новой стратегии управления водными ресурсами стало развитие региональных водохранилищ, проект Маас и национальный проект «Пространство для рек».

Проект «Маас»

В 2006 году Генеральный директорат гражданского строительства и управления водными ресурсами и региональные власти Лимбурга приступили к крупном инфраструктрурному проекту, ставшему известным как «Проект Маас» (Maaswerken). Задачей проекта стало уменьшение рисков наводнения в регионах Лимбург, Северный Брабант и Гелдерланд.

Для этого было запланировано расширение и углубление русла реки Маас, что не только сократило бы риск наводнения, но и увеличило бы судоходность рек на протяжении 150 километров и удовлетворило бы спрос на гравий. Проект включал в себя создание сотен гектар новых сельхозугодий и создание двух судоходных каналов в Северном Лимбурге. Также недалеко от Рурмонда началась разработка водозадерживающей зоны с двумя водохранилищами и укреплённой набережной длиной 40 км. Завершение проекта назначено на 2015 – 2017 годы. Общий бюджет работ составил 500 млн евро.

Проект «Пространство для рек»

Территории, непосредственно прилегающие к речным дамбам, становятся всё более заселёнными и насыщенными сельскохозяйственными и промышленными объектами, что заметно повышает сумму ущерба в том случае, если защитным сооружениям не удаётся справиться с наводнением. Для того чтобы значительно снизить риск наводнения на этих территориях, а также повысить их населённость и инвестиционную привлекательность, правительство Нидерландов в 2006 году приступило к реализации проекта «Пространство для рек».

Для проекта было обозначено три ключевые цели:

  • К 2015 году все протоки Рейна должны пропускать 16 тыс. м3 воды в секунду
  • Следует улучшать качество прилегающего пространства
  • Нужно сохранить дополнительное пространство для будущего расширения русла рек

Работы по проекту начались в 2007 году и включали в себя ряд мер:

  • создание специальных пойм, заполняемых водой в случае наводнений;

  • дноуглубительные работы;

  • создание новых водохранилищ;

  • строительство запасных речных русел;

  • отдаление дамб от русла реки;

  • углубление волноломов;

  • уменьшение площади польдеров;

  • устранение препятствий для водного потока;

  • укрепление дамб;

Завершение проекта запланировано на 2015 год.

Значение нидерландского опыта

За восемь столетий Нидерланды . За тот же период у моря было отвоёвано 520 тысяч гектаров. Соответственно, территория страны сократилась на 50 тысяч гектаров по сравнению с 1200 годом. Проект, способный свести этот баланс к нулю – польдер «Markerwaard» – был закрыт в 1991 году по причине снижения темпов роста населения страны, сокращения потребности в сельскохозяйственных землях и высоких экологических рисков. Многие старые методы работы гидрогеологическими рисками в настоящее время отошли на второй план.

Важным аспектом нового подхода к строительству систем инженерной защиты в Нидерландах является придание им значительной эстетической функции. Многие дамбы и иные защитные сооружения становятся бульварами и парками. Управление водными рисками стало рассматриваться в качестве элемента пространственного планирования. В результате симбиоза последних достижений науки в сфере управления гидрогеологическими рисками и новейших разработок современного дизайна, создание безопасных пространств для экономической деятельности и проживания воспринимается не только как инженерный, но и как архитектурный проект. В программах национальной значимости – таких, как «Пространство для рек» – прямо обозначается, что именно вода делает Нидерланды красивыми. Приоритетным стал интегральный подход к работа с водными ресурсами – не разделяемыми с вопросами экономического освоения территорий, жилищного строительства, экологии и туризма. При создании новых защитных сооружений учитываются не только прямые финансовые затраты, но социальная стоимость строительства.

Нидерландская история взаимодействия человека и воды крайне интересна во многих отношениях. Немногие страны мира были столь тесно связаны с водой, как Нидерланды. И тот факт, что страна, имеющая опыт и локальной, децентрализованной работы с природными рисками, и опыт государственного строительства колоссальных защитных сооружений, в настоящий момент переходит к нетривиальным, интегральным подходам, указывает инженерам и планировщикам всего мира, что является наиболее прорывным направлением.

В чистом виде нидерландский опыт безусловно мало где возможно воспроизвести, особенно на территории таких крупных стран, как Россия. Однако существующие в настоящее время проекты освоения новых экономических зон в прибрежных регионах России делают нидерландские практики обязательными к изучению для отечественных специалистов.

Справка

Традиция согласований

Одной из типичных черт Нидерландов является долговременная традиция правительственных консультаций с различными группами в обществе. Корни этой традиции лежат в периоде 1917 – 1967 годов, когда государству требовалось осуществлять режим так называемой «демократии замирения» для достижения согласия между различными группировками в голландском обществе (хотя следует отметить, что метод коллективного принятия решений было основным для Республики Соединённых Провинций и столетия назад). В тот период общество Нидерландов состояло из католиков, протестантов, социалистов и либералов – причём каждая группа обладала сильной корпоративной структурой и имела свои средства массовой информации, школы, спортивные клубы и т.д. Сосуществование в политической и общественной жизни нескольких организаций со сходными целями, но различными идеологиями привело к необходимости проведения взаимных консультаций и постоянной выработке консенсуса. Несмотря на то что жёсткое разделение нидерландского общества на группы несколько ослабилось после 1967 года, традиция постоянных согласований осталась неизменной.

Так дословно переводится название страны Нидерланды, которую еще называют Голландией, а это название в свою очередь переводится как “земля без прочного фундамента”. Эти два перевода отображают природные особенности этой замечательной страны, но на самом деле, это не вполне верно.

Географическое положение и климат

Нидерланды состоят из западноевропейской области и Антильских островов. Граничит эта страна с Германией и Бельгией, границы между этими странами проходят по равнинной местности. Нидерланды омывает Северное море, береговая линия протяженностью более 450 километров. Это равнинная страна, причем почти половина ее территории находится ниже уровня моря. Самая высокая точка Нидерландов находится на высоте 320 метров - это гора Ваалсерберх, а самая низкая - на высоте 6,5 метров ниже уровня моря. Больше половины страны - территория антропогенная, природных ландшафтов немного и все они тщательно охраняются.

Климат страны обусловлен Северным Пассатным течением, он морской и умеренный. Зимой слишком холодно не бывает, а летом не бывает слишком жарко. Самое комфортное время года - весна. Небо становится лазурно-голубым, трава - изумрудно-зеленой и все вокруг цветет и пахнет. Весной дожди идут не часто, лето тоже теплое, но дожди не редкость. Если погода позволяет, летом можно отлично провести время на пляже. А вот осень - период дождей и штормов. Зима мягкая, вместо снега преимущественно идут дожди, температура зимой редко падает ниже +2 градусов. Путешествовать по стране лучше всего с июня по октябрь. Но есть путешественники, которые приезжают в марте или апреле, чтобы полюбоваться цветущими тюльпанами и гиацинтами.

Отели Нидерландов

В Амстердаме есть замечательный отель Golden Tulip Amsterdam Centre 5*. Этот отель крайне удобно расположен - до главных достопримечательностей вы дойдете всего минут за десять, а за пять минут вы дойдете до центрального вокзала. Персонал отеля очень вежливый и доброжелательный, завтраки вкусные и разнообразные, есть и горячие блюда. Номера очень просторные и полностью соответствуют соотношению цены и качества. В номерах есть кондиционер, сейф, душ, мини-бар, компьютер и факс. Для детей и инвалидов есть специальные условия. На территории отеля имеется сауна, ресторан, фитнес-центр и конференц-зал. Кроме того, вам разрешат заселиться в номер со своим небольшим домашним питомцем.

Также в столице Нидерландов мы вам рекомендуем отель The Convent 4*. Его расположение тоже довольно удобно, ведь он расположен в пяти минутах ходьбы от площади Дам и в десяти минутах от ж/д вокзала. Номера комфортабельные и со звукоизолируемыми стенами. В номере есть кондиционер, светонепроницаемые занавеси, отличный кавролин, все для приготовления кофе и чая, в ванной есть разнообразные шампуни, пены для ванн, кондиционеры для волос и прочее. Уборка номеров происходит ежедневно, полотенца тоже меняют каждый день. Завтраки стандартные, но всегда свежие и вкусные.

Отель Blue Tower 4* расположен на границе центра города. За двадцать минут вы сможете доехать до него из аэропорта. В отеле чисто и красиво, в номерах мебель в классическом стиле, в ванной все удобства, в отеле есть бесплатный интернет. Есть номера для тех, кто не курит.

Достопримечательности

Амстердам собрал в себе огромное количество достопримечательностей страны. Это и церковь Westerkerk - известный протестантский храм, и собор, где находится символическая могила Рембранта, и музей Ван Гога, где вы найдете самую большую и знаменитую коллекцию шедевров великого мастера. В Амстердаме находится музей Stedelijk museum, где поклонники искусства увидят полотна Малевича, Пикассо, Сезанна, Ван Гога, Шагала, Моне. Если вы захотите познакомиться с голландской живописью, то вам наверняка будет интересно посетить галерею Rijksmuseum. Голландский центр ремесел и искусства тоже достопримечательность, там вы увидите за работой стеклодувов, шлифовщиков алмазов и прочих мастеров своего дела. Очень интересен и популярен музей Татуировок, музей Гашиша и Марихуаны и музей Секса, который является храмом богини Венеры.

Замков в Нидерландах тоже великое множество. Величественный замок Аммерсоен был построен в 14 веке и находится он рядом с городом Хертогенбос, замок Ло был возведен в 17 веке по приказу английского короля Вильгельма III, там проживало большое количество поколений монаршей семьи, находится он около Апельдорна. Большой интерес представляют соборы и церкви страны - в церкви Синт-Баво часто проводятся концерты, которые не обходятся без органа, который в 18 веке создал Кристиан Мюллер, очень интересна церковь Святого Иоанна, которая была построена в 16 веке. В городе Утрехт очень красивый собор Домкерк, который начали строить в 13 веке, в закончили в 16.

Экскурсии

Для тех, кто хочет романтики наверняка будет интересна экскурсия по самым красивым уголкам города. Эта экскурсия проводится на удобном прогулочном катерке, в ходе прогулке вы получите потрясающие впечатления и лучше узнаете город. Многие называют Амстердам “Северной Венецией”, потому что общая протяженность водных артерий города составляет больше ста километров, город будто поделен на части, соединяющиеся друг с другом мостами, которых в Амстердаме более тысячи.

Вы можете отправиться на экскурсию по городским клубам, как ни странно их в городе мало. Они все расположены недалеко друг от друга и это очень удобно - вы всегда можете сменить обстановку и пойти в другой клуб. Амстердамские клубы - это откровенные развлечения и буйное веселье, что, собственно говоря, и свойственно этому городу.

Ну, а если вы любите природу, то вам обязательно надо заказать экскурсию в парк цветов “Кейкенхоф”, а также попасть на Цветочный парад. В 15 веке графиня Яакоба фан Байерен часто собирала в этом парке травы, чтобы добавлять их в блюда и даже охотилась на дичь. В середине прошлого века в парке состоялась первая выставка цветов, и сейчас эта выставка проходит ежегодно. На площади в 30 гектаров каждый год сажают несколько миллионов луковиц тюльпанов, поэтому весной здесь необыкновенно красиво.

Развлечения в Нидерландах

Если вы хотите принять участие в клубных вечеринках, то вам надо обязательно ехать в Амстердам. Этот город на весь мир славится своей ночной жизнью и клубами. Самым старым и популярным из них является клуб, который находится на улице Рембарндтплейн, называется он Escape. В основном ночная жизнь города сосредоточена на центральных улицах Амстердама - площадь Лейдсеплейн, улица Ребрандтплейн и улица Красных Фонарей. Последняя улица занимает самую большую территорию старого города. Там легально продаются слабые наркотики, множество кофешопов и сексшопов. Гуляя по этой улице, в окнах вы увидите полураздетых девушек, но фотографировать их мы не советуем - могут возникнуть неприятности.

Шопинг

В Амстердаме вы можете купить вещи со всего света. Удобнее всего пойти за покупками в универмаг “Бейенкорф”. В городе много бутиков, самые известные бренды вы найдете на улице Калверстраат. Магазины работают каждый день до шести вечера, в субботу они закрываются в пять. Воскресенье - выходной.

Кухня

Голландская кухня использует на первый взгляд продукты, которые мало сочетаются друг с другом. Это в основном “деревенская” кухня. Также голландцы отлично готовят морепродукты. Самое любимое блюдо - малосольная сельдь с соленым огурчиком и луком. Также очень популярно жаренное филе сельди, судак, тушенный с овощами, закопченный угорь, к которому в качестве гарнира подают яйца и лимон. Интересное блюдо - рыбные фрикадельки. К блюдам чаще всего подается салат или брусочки из картофеля. Овощей в меню много, также много и молочных продуктов. Блины, оказывается тоже голландское национальное блюдо.

Мясо голландцы много не едят, но используют все - мясную обрезь, субпродукты и прочее, причем готовят все это с большой долей фантазии. Самое популярное мясное блюдо - варенное или тушенное мясо с пюре из картофеля. Рекомендуем также не отказываться от картофельного пюре с капустой, которое подают с копченостями. Очень вкусны бобы со шкварками. Супы голландцы тоже любят и умеют готовить. Попробуйте суп из гороха и копченной колбаски или суп из сельдерея.

Горячие бутерброды - тоже очень по-голландски. Самым знаменитым является бутерброд из трех слоев с жаренным яйцом, ветчиной и шпиком. Обязательно попробуйте тартинки с сыром, шарики с различными начинками, бутерброды с яблоками и бутерброды с помидорами и салом. Во всех бутербродах самым основным ингредиентом выступает сыр - это предмет гордости Голландии. Сыр вам подадут даже в качестве закуски - нарезанный на кубики с фруктами, овощами или мясом. Во все голландские салаты обязательно добавляется сыр.

Что касается напитков, то голландцы пьют водку и пиво. Также любят ликеры, особенно “Орандж Биттер”.

Нидерланды - страна, которая оказала большое влияние на всю мировую культуру. Достопримечательности этой необыкновенной страны известны абсолютно всем. А ее природные богатства не оставили равнодушными еще ни одного путешественника.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: