Речевой аппарат и органы речи. Речевой аппарат: строение и функционирование

Каждый звук речи - это явление не только физическое, но и физиологическое, так как в образовании и восприятии звуков речи участвует центральная нервная система человека. С физиологической точки зрения речь предстает как одна из ее функций. Произнесение звука речи достаточно сложный физиологический процесс. Из центра речи головного мозга посылается определенный импульс, который поступает по нервам к органам речи, выполняющим команду речевого центра. Принято считать, что непосредственным источником образования звуков речи служит струя воздуха, выталкиваемая из легких через бронхи, трахею и полость рта наружу. Поэтому речевой аппарат рассматривают как в широком, так и в узком смысле этого слова.

 Конец страницы 47 

 Начало страницы 48 

В широком смысле в понятие речевого аппарата включают центральную нервную систему, органы слуха (и зрения - для письменной речи), необходимые для восприятия звуков, и органы речи, необходимые для производства звуков. Центральная нервная система является причиной возникновения звуков речи. Она также участвует в восприятии звуков речи извне и осознании их.

Органы речи, или речевой аппарат в узком смысле, состоят из дыхательных органов, гортани, надгортанных органов и полостей. Органы речи часто сравнивают с духовым инструментом: легкие - мехи, дыхательное горло - труба, а ротовая полость -клапаны. Фактически же органами речи управляет центральная нервная система, которая посылает команды в различные участки органов речи. В соответствии с этими командами органы речи производят движения и меняют свои положения.

Дыхательные органы - это легкие, бронхи и дыхательное горло (трахея). Легкие и бронхи являются источником и проводником воздушной струи, нагнетая выдыхаемый воздух напряжением мускулов диафрагмы (грудобрюшной преграды).

Рис. 1. Дыхательный аппарат:

1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - дыхательное горло (трахея); 4 - бронхи; 5 - конечные разветвления бронхиальных веточек; 6 - верхушки легких; 7 - основания легких

 Конец страницы 48 

 Начало страницы 49 

Гортань, или ларинкс (от греч.larynx- гортань) - это верхняя расширенная часть трахеи. В гортани расположен голосовой аппарат, состоящий из хрящей и мускулов. Остов гортани образуют два больших хряща: перстневидный (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и щитовидный (в виде двух соединенных щитов, выступающих углом вперед; выступ щитовидного хряща называют адамовым яблоком, или кадыком). Перстневидный хрящ неподвижно соединен с трахеей и является как бы основанием гортани. На верхней части перстневидного хряща находятся два небольших черпаловидных, или пирамидальных, хряща, которые имеют вид треугольников и могут раздвигаться и сдвигаться к центру, поворачиваться внутрь или наружу.

Рис. 2. Гортань

А. Гортань спереди: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - подъязычная кость; 4 - средняя щито-подъязычная связкаI(соединяющая щитовидный хрящ с подъязычной костью); 5 - средняя перстнещитовидная связка; 6 - трахея

Б. Гортань сзади: 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстневидный хрящ; 3 - верхние рога щитовидного хряща; 4 - нижние рога щитовидного хряща; 5 - черпаловидные хрящи; 6 - надгортанник; 7 - перепончатая (задняя) часть трахеи

 Конец страницы 49 

 Начало страницы 50 

Поперек гортани наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, две упругие мускулистые складки - голосовые связки. Верхние края голосовых связок прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, нижние - к черпаловидным хрящам. Голосовые связки очень эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, быть расслабленными и напряженными. С помощью черпаловидных хрящей они могут сходиться или расходиться под углом, образуя голосовую щель различной формы. Воздух, нагнетаемый дыхательными органами, проходит сквозь голосовую щель и заставляет дрожать голосовые связки. Под влиянием их колебания возникают звуки определенной частоты. Тем самым начинается процесс создания звуков речи.

Следует заметить, что, согласно нейромоторной теории голосообразования, голосовые связки активно сокращаются не под влиянием механического прорыва выдыхаемого воздуха, а под влиянием серии нервных импульсов. Причем частота колебаний голосовых связок при образовании звуков речи соответствует частоте нервных импульсов.

В любом случае, процесс создания звуков в гортани только начинается. Заканчивается он "на верхнем этаже" речевого аппарата - в надгортанных полостях с участием органов произношения. Здесь образуются резонаторные тоны и обертоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Верхний этаж речевого аппарата - надставная труба - начинается полостью глотки, или фаринксом (от греч.phárynx-зев). Фаринкс может сужаться в своей нижней или средней области путем сокращения круговых мышц глотки или смещения назад корневой части языка. Таким способом образуются фарингальные звуки в семитских, кавказских и некоторых других языках. Далее надставная труба разделяется на две выходные трубы - ротовую полость и носовую полость. Их разделяет нёбо (лат.palatum), передняя часть которого твердая (твердое нёбо), а задняя - мягкая (мягкое нёбо, или нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком, или увулой (от лат.uvula- язычок). Твердое нёбо подразделяют на переднее и среднее.

 Конец страницы 50 

 Начало страницы 51 

В зависимости от того, какое положение занимает нёбная занавеска, воздушный поток, выходя из гортани, может попадать в полость рта или в полость носа. Когда нёбная занавеска приподнята и плотно прилегает к задней стенке глотки, то воздух не может попасть в полость носа и должен идти через рот. Тогда формируются ротовые звуки. Если же мягкое нёбо опущено, то проход в полость носа оказывается открытым. Звуки приобретают носовую окраску и получаются носовые звуки.

Рис. 3. Произносительный аппарат

Полость рта является основной "лабораторией", в которой образуются звуки речи, так как в ней имеются подвижные речевые органы, которые под воздействием нервных импульсов, идущих из коры головного мозга, производят различные движения.

 Конец страницы 51 

 Начало страницы 52 

Полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных произносительных органов: губ, языка, мягкого нёба, язычка, а в некоторых случаях и надгортанника. Полость носа, напротив, выступает неизменяемым по объему и форме резонаторомм. Язык играет наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков речи.

Разминают кончик языка, спинку (часть, обращенную к нёбу) и корень языка; спинка языка подразделяется на три части -переднюю, среднюю и заднюю. Анатомических границ, конечно, между ними нет. В ротовой полости находятся также зубы, являющиеся ее твердой границей неподвижной формы, и альвеолы (от лат. alveolus- желобок, выемка) - бугорки у корней верхних зубов, играющие важную роль в образовании звуков речи. Рот прикрывают губы - верхняя и нижняя, представляющие мягкую границу подвижной формы.

По роли в произнесении звуков органы речи подразделяются на активные и пассивные. Активные органы подвижны, они совершают те или иные движения, необходимые для создания преград и форм прохождения воздуха. Пассивные органы речи не производят самостоятельной работы при образовании звуков и являются 1 тем местом, где активный орган создает смычку или щель для ] прохождения воздушной струи. К активным органам речи относятся голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя часть глотки, а также нижняя челюсть. Пассивными органами являются зубы, альвеолы, твердое нёбо, а также верхняя челюсть. В произнесении некоторых звуков активные органы могут не г принимать непосредственного участия, переходя тем самым на положение пассивных органов речи.

Язык - наиболее активный орган речевого аппарата человека. Части языка обладают разной подвижностью. Наибольшей подвижностью обладает кончик языка, который может прижиматься к урубам и альвеолам, загибаться вверх к твердому нёбу, образовывать сужения в различных местах, дрожать у твердого нёба и т.д.. Спинка языка может смыкаться с твердым и мягким нёбом или подниматься к ним, образуя сужения.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой или образовывать с ней губное

 Конец страницы 52 

 Начало страницы 53 

сужение. Выпячиваясь вперед и округляясь, губы меняют форму резонаторной полости, что создает так называемые огубленные звуки.

Маленький язычок, или увула, может прерывисто дрожать, смыкаясь с задней частью языка.

В арабском языке в образовании некоторых согласных участвует надгортанник, или эпиглоттис (отсюда надгортанниковые , илиэпиглоттальные , звуки), который физиологически прикрывает гортань в момент прохода пищи в пищевод.

Строение речевого аппарата

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути . Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Рис. 1. Строение речевого аппарата: 1 - головной мозг: 2 - носовая полость: 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник: 11 - глотка; 12 -- гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое: 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 - мягкое нёбо

Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов,

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация - обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками.) черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи - от периферии к центру.

Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).

На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

У детей до начала пубертатного периода (т. е. периода полового созревания) различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается.

Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5 - 7 лет, а затем - в пубертатный период: у девочек в 12 - 13 лет, у мальчиков в 13 - 15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.

У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.

Подробнее

Ортогнатия (орто- + греч. gnathos верхняя челюсть) - прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы прикрывают одноименные нижние (вариант нормального прикуса).

Носоглотка - верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскотью, в которой лежит твердое небо. Носовой ход - часть полости носа, расположенная между носовыми раковинами.

Резонаторные полости (в логопедии, фониатрии, вокальной педагогике) - четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа выполняют роль резонатора голоса.

Небная занавеска (velum palatinum, palatum molle) - задняя подвижная часть нёба, представляющая собой мышечную пластинку с фиброзной основой, покрытую слизистой оболочкой.

Нарушения (дефекты) артикуляционного аппарата

Любые нарушения в строении А. А. врожденного или рано приобретенного (травма) характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние приобретенные дефекты А. А., как правило, не приводят к тяжелой речевой патологии, но могут существенно влиять на качество и отдельные характеристики устной речи.

Варианты нарушений артикуляционного аппарата

  • Расщелина - врожденная щель, или зазор, в нёбе. Малая щель включает только мягкое нёбо, хотя в серьезных случаях она может расширяться до твердого нёба, альвеол и верхней губы.

Расщелина верхней челюсти (gnathoschisis) - аномалия развития: расщепление альвеолярного отростка верхней челюсти в следствие несращения в эмбриональном периоде верхнечелюстного и среднего носового отростков. Является причиной нарушения речи типа ринолалии и голоса (ринофонии).

Расщелина губы - (labium fissum; cheiloschisis; син.: заячья губа, незаращение губы, хейлосхизис) - аномалия развития: наличие щели верхней губы, идущей от ее красной каймы к носу. При изолированном дефекте может быть нарушение или затруднения в артикулящии губно-зубных звуков.

  • Передний открытый прикус как следствие прогнатии, прогении или отсутствия/дефектов фронтальных зубов.

Прогения (про- + греч. genys нижняя челюсть) - дефект прикуса при котором нижняя челюсть выступает вперед (по сравнению с верхней) в следствии ее чрезмерного развития.

Прогнатия (про- + греч. gnathos верхняя челюсть) - нарушение прикуса при котором верхняя челюсть выступает вперед вследствие чрезмерного развития верхней челюсти, или наоборот, при недоразвитии нижней челюсти. Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

  • Передний закрытый прикус.
  • Прямой прикус - Ортогения (орто- + греч. genys нижняя челюсть) - прикус, при котором верхние и нижние зубы находятся в одной фронтальной плоскости.
  • Диастема (diastema; греч. diastёma расстояние, промежуток) - аномалия положения зубов; чрезмерно широкий промежуток между резцами верхней челюсти. Различают Д. истинную (d. verus) - Д. наблюдающаяся по окончанию прорезывания всех зубов и Д. ложную (d. falsum) -Д., наблюдающуюся при незаконченном прорезывании зубов.
  • Иные нарушения целостности зубного ряда.
  • Короткая подъязычная связка (Уздечка языка короткая) - врожденный дефект, заключающийся в укарачении уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Частая причина нарушения произношения звуков верхнего подъема языка.
  • Нарушения подвижности языка при паразах и параличах, а также при врожденном чрезмерном его развитии (макроглоссия - массивный язык) или недоразвитии (узкий - микроглоссия). В норме язык выполняет все необходимые для артикуляции звуков речи движения: легко упрощается, выгибается, поднимается к верхним альвеолам, опускается к нижним альвеолам, совершает круговые движения (облизывание верхней и нижней губы), сворачивается в трубочку и даже поворачивается в вертикальную плоскость. На этой его способности сконструирована диагностическая и коррекционная технология («Сказка про веселый язычок»).
  • высокое и «готическое» нёбо - нёбо арковидное (готоческое) - нёбо с острым углом у вершины; наблюдается как аномалия развития.

Литература

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
  2. Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
  3. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах /Гл. ред. Б. В. Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 2. - 1983. - с. 217, 218
  4. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах /Гл. ред. Б. В. Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 3. - 1984. - С.27.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Речбер Рюштю
  • Речевой дефект

Смотреть что такое "Речевой аппарат" в других словарях:

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ - (от лат. apparatus – оборудование). Совокупность органов, принимающих участие в образовании звуков речи при их произнесении (фонации). Р. а. можно разделить на три группы на основе роли органов речи в процессе фонации: 1) органы, являющиеся… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    речевой аппарат - Органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. В широком смысле слова речевой аппарат – это и центральная нервная система, органы слуха (и зрения), необходимые для восприятия звуков и коррекции… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ - [от лат. аpparatus] система органов, принимающих участие в образовании звуков речи и речепроизводстве в целом. Различают центральный и периферический отделы Р. а. (см. Речевой аппарат периферический, Речевой аппарат центральный) …

    речевой аппарат - См. organi vocali … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

    речевой аппарат - Совокупность органов речи (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). см. органы речи … Словарь лингвистических терминов

    Речевой аппарат - система дыхательных и жевательных органов, приспособившихся в процессе эволюции человека для речепроизводства. В систему Р. а. входят: диафрагма, легкие с межреберными мышцами, бронхи, трахея, гортань с голосовыми складками, глотка, язык, нижняя… … Педагогическое речеведение

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ - отдел речевого аппарата, состоящий в свою очередь из трех основных отделов: дыхательного (легкие с дыхательным горлом); голосообразовательного (гортань с голосовыми складками и расположенной над ними системой резона торных полостей);… … Психомоторика: cловарь-справочник

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ - отдел речевого аппарата, представленный в головном мозге; состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов, обеспечивающих совокупностью своей работы производство речевых актов … Психомоторика: cловарь-справочник

Техника речи

Техника речи

Вместо предисловия

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат

- дыхательные органы

- органы речи пассивные

- органы речи активные

- головной мозг

Органы речи

Упражнения для тренировки основных органов речи: губы, нижняя челюсть, язык, гортань

Тренировка губ

Упражнение 10. Предельно, с усилием собрать губы в “хоботок” так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не обнажая зубы. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.

Упражнение 11. Вытяните губы и сожмите их в “хоботок”. Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 12. Исходное положение - рот закрыт. Приподнимите верхнюю губу к деснам, сожмите губы, опустите нижнюю губу к деснам, сожмите губы. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 13. Обнажить зубы, приподняв верхнюю губу и опустив нижнюю. Зубы сжаты. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - рот полуоткрыт. Натяните верхнюю губу на верхние зубы, затем плавно верните ее на место; натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем верните в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.

Упражнение 15. Движения верхней и нижней губ из упражнения 14 выполните одновременно. Повторите упражнение 5-6 раз.

Тренировка нижней челюсти

Упражнение 16. Спокойно, без напряжения опустить нижнюю челюсть (раскрыть рот) на 2-3 пальца, при этом губы должны иметь форму вертикального овала, язык плоско лежит на дне рта, а небная занавеска максимально подтягивается. Через 2-3 секунды рот спокойно закрыть. Повторить 5-6 раз.

Тренировка языка

Упражнение 17. Рот раскрыт на два пальца, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка коснитесь твердого неба, внутренней стороны сначала левой, а потом правой щеки, верните язык в исходное положение.

Упражнение 18. Рот полураскрыт. Кончиком языка постарайтесь коснуться носа, затем подбородка, верните язык в исходное положение.

Упражнение 19. Рот полураскрыт. Кончиком высунутого языка напишите в воздухе буквы алфавита, после каждой буквы возвращайте язык в исходное положение.

Упражнение 20. “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.

Тренировка гортани

Упражнение 21. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.

Голос - это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса - это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи.

Благозвучие речи - это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Подвижностью голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Упражнение 22. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!
Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!
Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (тирлим-бом-бом)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнение 23. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Работа над тоном речи

Упражнение 38. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 39. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

Пришла?! Мне страшно за тебя! - - -(со страхом)
Во всем вини саму себя! - - -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? - - -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! - - -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! - - -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! - - -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! - - -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! - - -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! - - -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! - - -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. - - -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! - - -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! - - -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! - - -(с облегчением)

Упражнение 40. Соедините реплики персонажей и авторские слова:

Реплики

"Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела..."

"И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?"

"Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь."

"Я ни в чем не виновата!"

"Да-а-а, с тобой каши не сваришь..."

С сожалением протянула она.

Сказала она тихо, но решительно.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

Упражнение 41. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

Упражнение 42. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.

Упражнение 43. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.

Упражнение 44. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?

Дикция

Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произнесения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции. Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы.

В разделе «Техника речи» отработка каждого гласного и согласного звука происходит в такой последовательности:

Определить особенности артикуляции звука (можно обратиться к любому учебнику современного русского языка, к книгам по логопедии);

Проверить перед зеркалом положение органов речи при произнесении данного звука;

Отработать верное произношение звука: сначала мысленно, затем шепотом, потом громко;

Отработать произнесение отдельных слов с этим звуком, а затем - текстов;

При возможности надо обратиться к записи своего голоса, чтобы со стороны проанализировать возможные недочеты.

Советы начинающему оратору

Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной.

Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.

Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество - непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.

Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.

Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению.

Упорство, настойчивость и терпение - вот что прежде всего необходимо начинающему оратору.

Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей.

Готовясь к выступлению, прочтите не одну статью, а несколько, сопоставьте между собой точки зрения различных авторов. Используйте, если это необходимо, словари и справочники.

Составьте ясный и стройный план вашей речи по схеме: введение, главная часть, заключение.

Не стремитесь блеснуть своими знаниями, избегайте лишних подробностей и доказательств - берите для речи только самое существенное.

Избегайте скачков и пропусков, договаривайте мысль до конца.

Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.

Упражняйтесь в произнесении речей на самые разнообразные темы.

Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетаний АЕ, ЕЕ, ОЕ, УЕ в личных формах глагола.

Не пропускайте гласных звуков.

Не удваивайте и не утраивайте согласных.

Следите за тем, чтобы согласные звуки В и М, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их.

Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный.

Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ, и в собственных именах на -КИЙ.

Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний.

Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.

Следите за своим произношением.

При случае запишите свою речь на диктофон. Несколько раз прослушайте записанное, отмечая изъяны и погрешности в произношении.

Послесловие

К созданию проекта «Техника речи» нашу команду побудило желание помочь всем желающим овладеть правильной и четкой речью.

По нашему глубокому убеждению, правильная и четкая речь - это еще больше уверенности в себе, силе своего голоса и слова.

Однако, правильная речь не возможна без русского литературного языка, который служит единым средством выражения мыслей и чувств, средством общения между русскоговорящими людьми. В него входит все богатство речевых и изобразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Однако в словарный состав литературного языка отбирается не все, чем располагает общенародный язык.

За пределами литературного языка остаются:

Некоторые слова и выражения, характерные для какого-либо говора и непонятные людям, живущим в тех местах, где этот говор неизвестен;

Жаргонная лексика - особые слова и выражения, свойственные различным группам прошлого (купцам, ремесленникам и др.);

Так называемые арготические слова и выражения, присущие языку воров, картежников, шулеров и аферистов;

Бранные (нецензурные) слова и выражения.

Вместе с тем, литературный язык тесно связан с так называемым просторечием - житейской бытовой лексикой народа, обладающей огромной образной силой и точностью определений.

В завершение еще раз хочется подчеркнуть, что тем, у кого «хромает» дикция или произношение, понадобится немало времени, чтобы привести свой речевой аппарат в такое состояние, когда дикционная или произносительная ошибка станет невозможной и в этом, мы абсолютно уверены, поможет наш проект «Техника речи».

Работая над проектом, мы для себя решили, что "красота в простоте". Поэтому, мы не стали использовать базы данных и прочие, тормозящие загрузку страниц, технологии, а пошли по классическому пути.

Наш коллектив выражает благодарность всем авторам, книги которых были использованы при написании сборника заданий и упражнений, способствующие выработке необходимых навыков при постановке дыхания, голоса, дикции, под названием «Техника речи» (Technics speech), а также благодарность всем авторам, на которых в своих книгах ссылаются упомянутые авторы, которым мы выразили свою признательность ранее.

Все права на идею, дизайн, тексты и рисунки проекта «Техника речи» (Technics speech) принадлежат коллективу авторов названного проекта. При перепечатке материалов, активная гиперссылка на источник обязательна.

http://technics-speech.ru/

Техника речи

Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.

Наверное каждый в детстве мечтал, слушая четкий и хорошо поставленный голос диктора центрального телевидения или радио, овладеть техникой речи и говорить также как они. К сожалению, внятно и членораздельно доносить свои мысли окружающим, в силу разных причин, не каждому дано. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь некоторые чувствуют себя не в своей тарелке.

Преодоление различных отклонений в звуковом строе речи имеет огромное значение. Своевременное устранение недостатков произношения позволяет предотвратить те огромные трудности, которые могут возникать из-за дефектов речи.

Нельзя не учитывать и того фактора, что недостатки произношения, как и другие речевые нарушения, нередко могут являться причиной серьезных отклонений в развитии психики, особенно детей. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с друзьями, не участвуют в детских выступлениях на утренниках, не проявляют активности. Для взрослых же упомянутые недостатки могут служить неким препятствием в продвижении по служебной лестнице.

Регулярные занятия по предложенной методике помогут справиться или значительно снизить дискомфорт от заикания. Все очень просто. У каждого человека развита так называемая внутренняя речь, которая не произносится вслух, а существует только в нашем мозге и которую мы обращаем к самим себе. Когда мы мысленно говорим с самим собой, мы не заикаемся. Внутренняя речь, хотя она и беззвучна, не так уж отличается от речи внешней, звучащей. И та и другая управляется одними и теми же речевыми механизмами.

Следует помнить, что только при значительном упорстве и регулярных тренингах можно достичь желаемой цели и добиться положительных результатов в риторике, дикции и красноречии.

Вместо предисловия

Содержательная и изысканная речь не в состоянии оказать нужного эффекта, если она будет тусклой по своей форме или по способу реализации. Поэтому представителям тех профессий, кому постоянно приходится общаться с людьми, а тем более добиваться поставленных перед собой целей, следует самое пристальное внимание обратить на технику своей речи и приложить усилия для совершенствования техники речи.

Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.

При подготовке этого сборника нами собраны и обобщены теоретические материалы по технике речи, задания и упражнения, способствующие выработке необходимых навыков. Однако, выразительность речи может быть достигнута лишь в результате систематической работы, направленной как на тренировку и развитие органов речи, так и на совершенствование свойств голоса.

Наш сборник состоит из нескольких разделов, где анализируются строение речевого аппарата, основные свойства голоса, даны приемы и упражнения, способствующие совершенствованию конкретных навыков устной речи. Оно адресовано всем, кто поставит перед собой цель совершенствовать свои речевые навыки.

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат - это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:

- дыхательные органы , поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму - эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются - выдох;

- органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

- органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки - это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

- головной мозг , который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея.

Составляющие голосового аппарата:

— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы

В механизм дыхания входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое.

Легкие состоят из нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков (альвеол). Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху – в гортань.
Легкие вмещают около пяти-шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох — приблизительно пол-литра воздуха, а глубокий – полтора литра.

Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы.

Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.

Голосовые резонаторы

Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные) . Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные) . Это трахея и бронхи.

Если мы правильно пользуемся резонаторами, правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.

Атака звука

Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это атака звука.

Бывает три вида атаки звука:
— твердая
— мягкая
— придыхательная

Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.

Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».

Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: