Симеон Полоцкий: жизнь и деятельность. Краткая биография семеона полоцкого

иеромонах, русский проповедник, педагог и стихотворец, родился в Белоруссии в 1628 г. Окончивши курс в киево-могилянской коллегии , Симеон Полоцкий побывал и в польских академиях. Царствовавшая в коллегии схоластическая система образования, служившая специальным целям – выработать опытных духовных ораторов, «сберегателей православия», имела в лице Симеона Полоцкого достойного представителя. 27-ми лет он принял монашество в Полоцком Богоявленском братском монастыре, в школе которого потом состоял «дидаскалом» (преподавателем).

Благодаря сильным связям и лично снискавши расположение царя Алексея Михайловича , проезжавшего в 1656 г. через Полоцк во время русско-польской войны , Симеон Полоцкий был приглашен, вместе с другими учеными, в Москву, где вскоре сделался придворным поэтом и наставником царских детей. В то же время он основал латинскую школу в Спасском монастыре за Иконным рядом, в которой, по царскому указу, обучал некоторых лиц «Альвару» (латинской грамматике Альвареса) и сочинению вирш и ораций.

Будучи сторонником западноевропейского просвещения , Симеон Полоцкий является энергичным антагонистом «греческого» направления, имевшего своих защитников главным образом, в Чудовской и Ртищевской школах. По поручению собора, созванного в 1666 г. о патриархе Никоне , Симеон Полоцкий написал книгу «Жезл правления» (в 1668 г.) в защиту нововведений Никона и в обличение «раскола ». Кроме того, известны его богословские труды: «Венец веры» (первая популярная догматическая система на севере России) и краткий катехизис.

Но всего более деятельность Симеона Полоцкого в церковно-административной сфере выразилась в возобновлении проповеднического слова. Религиозно-нравственный идеал, определяемый двумя сборниками его проповедей: «Обед душевный» (109 проповедей) и «Вечеря душевная» (78 проповедей и 29 поучений), близок к аскетическому. Из всего числа их только 26 трактуют о вопросах времени и потребностях общества, но, несмотря на это, Симеон Полоцкий является постоянным вестником государственных нужд. В остальных проповедях он обличает «злые нравы обще», проводит здравые христианские понятия и пр. Книги, написанные Полоцким, обнаруживают немалую начитанность автора, но невыгодно отличаются от живых, ярких и народно-русских сочинений современных ему старообрядцев (Аввакума и др.) бездушным, казённым, «ненациональным» слогом.

Стоя во главе стихотворцев своего времени, Симеон Полоцкий написал два сборника силлабических стихов: «Вертоград многоцветный» (энциклопедия нравственных наставлений, литературных и научных сведений, вопросов воспитания), и «Рифмологион», заключающей речи панегирического характера на случай всевозможных событий в царском семействе. Наконец, важная заслуга Симеона Полоцкого, как поэта, состоит в том, что он один из первых познакомил Москву с драматическим искусством, написав в духе средневековых мистерий три пьесы, которые были сыграны при царском дворе: «О блудном сыне», «О Навуходоносоре и трех отроках» и «ОНавуходоносоре и Олоферне». Употребляя все свое влияние и энергию на то, чтобы сделать науку фактором общественной жизни, Симеон Полоцкий хлопотал об учреждении школ, основал типографию и даже мечтал об академии, для которой сочинил устав.

(1629-12-12 ) Место рождения: Дата смерти:

Симео́н По́лоцкий (в миру - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович ; Полоцкий - топонимическое прозвище ; 12 декабря - 25 августа ) - деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов , поэт , драматург, переводчик, монах-базилианин . Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской : Алексея , Софьи и Фёдора .

Значение

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев , Карион (Истомин) , Феофан Прокопович , Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир , считается одним из ранних представителей русскоязычной силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова .

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского , «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений» .

Биография

Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке. При посещении этого города в Алексеем Михайловичем , Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

Богословие и педагогика

Полоцкому приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилеи») Славяно-греко-латинской академии , представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым. По Уставу академии Полоцкого, ректору и преподавателям академии предоставлялась высший контроль по делам веры и образования; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями , причём за многие преступления привилея предусматривала сожжение. С. Соловьёв писал о «Привилее»: «Московская академия по проекту царя Феодора - это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал: произнесут блюстители с учителями слова: „Виновен в неправославии“ - и костер запылает для преступника.»

В богословском споре о времени преложения Святых Даров Симеон Полоцкий был поборником взгляда, впоследствии (в 1690 году) осуждённого как «хлебопоклонная ересь». Участвовал на «латинской» стороне в «разглагольствии» (диспуте) по данному вопросу в 1673 году с Епифанием Славинецким в Крестовой палате у Патриарха Питирима в присутствии последнего и властей. В тот период спор имел чисто богословский характер; общественно-политическое звучание он приобрёл значительно позже, уже после смерти Симеона.

Проповеди

Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди С. Полоцкого (числом более 200) представляют собою образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворительных результатов для церковной жизни. Проповеди С. Полоцкого изданы уже после его смерти, в 1681-1683 гг., в двух сборниках: «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Поэзия

Симеон Полоцкий - один из первых русских поэтов, автор силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная» (издано в г.), Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник «Рифмологион»), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный» . По мнению Л. И. Сазоновой, «Вертоград многоцветный» является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко. С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя.

Память

  • В 1995 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Полоцкому.
  • В 2004 году в Полоцке был установлен памятник Симеону Полоцкому (скульптор А. Финский).

Симеон Полоцкий в литературе

В 2008 году был издан исторический роман М. М. Рассолова «Симеон Полоцкий» . В этой книге внимание уделяется в большей степени российскому быту второй половины XVII века и общественной деятельности Симеона Полоцого, а не его литературной и богословской деятельности. Роман содержит ряд неточностей, в частности, утверждается что Симеон является создателем силлабо-тонической (на самом деле - силлабической) системы стихосложения в русской поэзии.

Библиография

Современные издания

  • Вирши. Силлабическая поэзия XVII-XVIII веков - Л., 1935. - С. 89-119.
  • Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII ст. / Вступ. ст., подг. текста и примеч А. М. Панченко. - Ленинград: Советский писатель, 1970. - С. 164-173.
  • Симеон Полоцкий. Вирши / Симеон Полоцкий; сост., подг текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонаревой. - Минск: Мастацкая літаратура, 1990. - 447 с. ISBN 5-340-00115-6
  • Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий; подготовка текста, статья и комм. И. П. Еремина. - Санкт-Петербург: Наука, 2004. - 280 с. ISBN 5-02-026993-X

См. также

Примечания

Литература

  • Еремин, И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // ТОДРЛ. - 1948. - Т. 6. - С. 125-153.
  • Киселева, М. С. Проблемы морали в проповедях Симеона Полоцкого // Киïвська Академия. 2008. Вип. 6. С. 84-101.
  • Киселёва, М. С. Священная история в книжной проповеди: Симеон Полоцкий // Диалог со временем. М., 2008. С. 239-254.
  • Корзо, М. А. О некоторых источниках катехизисов Симеона Полоцкого // Київська Академія. Вип. 6. Київ, 2008. С. 102-122.
  • Корзо, М. А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого: освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века. Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2011. - 155 с.; 20 см. - Библиогр.: с. 145-154. - 500 экз. - ISBN 978-5-9540-0186-0 .
  • Майков, Л. Н. Очерки по истории русской литературы XVII и XVIII столетий - СПб., 1889.
  • Пушкарев, Л. Симеон Полоцкий // Жуков Д. , Пушкарев Л. Русские писатели XVII века.- М., 1972 - С. 197-335 (сер. «ЖЗЛ»).
  • Панченко, А. М. Русская стихотворная культура XVII века - Л., 1973.
  • Робинсон, А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века - М., 1974.
  • Робинсон, М. А., Сазонова Л. И. Заметки к биографин и творчеству Симеона Полоцкого // Рус. лит. - 1988. - № 4 - С. 134-141.
  • Сазонова, Л. И. Литературная культура России: Раннее Новое время - М., 2006.
  • Сазонова, Л. И. Поэзия русского бароко (вторая половина XVII- начало XVIII в.) - М., 1991.
  • Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность.- М., 1982 (сер. «Русская старопечатная литература XVI - первая четверть XVIII в.»).
  • Татарский, И. Симеон Полоцкий: Его жизнь и деятельность.- М., 1886.

Ссылки

  • Симеон Полоцкий в библиотеке Якова Кротова
  • Симеон Полоцкий сайт Хронос
  • в библиотеке «ImWerden»
  • Произведения Симеона Полоцкого в библиотеке сайта «История Беларуси IX-XVIII веков. Первоисточники.»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 12 декабря
  • Родившиеся в 1629 году
  • Родившиеся в Полоцке
  • Умершие 25 августа
  • Умершие в 1680 году
  • Умершие в Москве
  • Религиозные деятели Белоруссии
  • Религиозные деятели России
  • Поэты России
  • Драматурги России
  • Драматурги XVII века
  • Выпускники Киево-Могилянской академии
  • Писатели барокко

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полоцкий Симеон - (в миру - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович, белор. Самуіл Гаўрылавіч Пятроўскі-Сітняновіч, польск. Samuel Piotrowski-Sitnianowicz; Полоцкий - топонимическое прозвище) (1629-1680) - деятель восточнославянской культуры XVII века, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних представителей русскоязычной силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

Кто хощет людей на свете познати,
Изволь о умных мене вопрошати.
Сам я не дурак, да блюдусь сказати,
Чтоб мене вверх не хотели взяти.

Полоцкий Симеон

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского, «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений».

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

В благочестии есть ли добль веры? Без меры.
Заповедей господних любитель? Хранитель...
...О смиренных како он умствует? Чествует.
Премудрости есть ли он искатель? Стяжатель...
(о добродетели царя Алексея Михайловича)

Полоцкий Симеон

Возможно, во время обучения Виленской иезуитской академии в первой половине 1650-ых годов С. Полоцкий вступил в греко-католический орден святого Василия Великого. Во всяком случае, сам он себя именовал как «[…] Simeonis Piotrowskj Sitnianowicz hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»).

Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество и стал дидаскалом православной братской школы в Полоцке. При посещении этого города в 1656 Алексеем Михайловичем, Симеону удалось лично поднести царю приветственные «Метры» своего сочинения.

В 1664 он отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако, в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

Бог волю дал есть: се птицы летают,
Зверие в лесах вольно пребывают.
И ты мне, отче, изволь волю дати,
Разумну сущу, весь мир посещати...

Полоцкий Симеон

В 1665 Симеон поднёс царю «благоприветствование о новодарованном сыне». В то же время он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона и был переводчиком при Паисии Лигариде.

По уполномочию Восточных Патриархов, приехавших в Москву по делу Никона в ноябре 1666, Симеон произнёс перед царём орацию о необходимости «взыскати премудрости», то есть повысить уровень образования в Московском государстве.

В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи. С. Полоцкий составлял речи царя, писал торжественные объявления. Ему было поручено «соорудить» Деяния Соборов 1666-1667 годов; переводил полемические трактаты Паисия Лигарида.

Что стяжу в дому? Чему изучуся?
Лучше в странствии умом обогачуся.
Юньших от мене отци посылают
В чюждыя страны, потом ся не кают..

Полоцкий Симеон

Симеон Полоцкий - фото

Симеон Полоцкий - цитаты

Бог волю дал есть: се птицы летают, Зверие в лесах вольно пребывают. И ты мне, отче, изволь волю дати, Разумну сущу, весь мир посещати...

Симеон Полоцкий вошел в историю, как известный просветитель. Человек многих талантов, он был превосходным писателем, поэтом и драматургом, проповедником и богословом. Но деятельность Полоцкого, как наставника детей русского царя Алексея Михайловича оставила не менее яркий след в отечественной истории.

Придворный учитель

Родиной Самуила Петровского-Ситниановича является белорусский город Полоцк, который в начале XVII века входил в Речь Посполитую. Духовное образование он получил в Киевско-Могилянской коллегии. В возрасте 27 лет юноша вернулся в родной город и стал православным монахом в Богоявленской обители, получив при пострижении имя Симеон.
С 1964 года Симеон Полоцкий начал работать при царском дворе. Такие крутые перемены произошли в его жизни, во многом, благодаря случаю. По время русско-польской войны царь Алексей Михайлович проезжал через Полоцк, и там он заметил литературные таланты молодого монаха. Прошло время, и Симеона вместе с другими полоцкими учеными пригласили к царскому двору.
Спустя три года молодого литератора и богослова назначили придворным наставником царских детей. Полоцкий учил всех трех детей, рожденных государем в браке с Марией Милославской (Федора, Софью и Алексея). Выбор его в качестве учителя был более чем удачен.
Симеон имел прекрасное европейское образование, знал латинский, польский, белорусский, украинский и русский языки, прекрасно владел риторикой, диалектикой и поэтикой, и имел обширные энциклопедические знания. Благодаря превосходной подготовке, которую Симеон Полоцкий дал царевичу Федору, тот в совершенстве знал латынь и польский язык, а также умел писать неплохие стихи.

Педагогические сочинения

Как человек образованный и мудрый, Симеон Полоцкий считал, что воспитание простыми нравоучениями будет уступать силе воздействия хорошей художественной литературы. Влияние печатного слова, и в особенности, стихотворных произведений, на детское создание очень велико. Поэтому Полоцкий специально для царских детей пишет книгу для чтения в стихах, назвав ее «Ветроград Многоцветный».
Эта необычное произведение содержит около тысячи стихотворных текстов, выстроенных согласно алфавиту церковнославянского языка. И стихи для нее автор писал вплоть до своей смерти в 1680 году. Ветроград посвящен стихотворному изложению сюжетов Ветхого и Нового Заветов, рассказам о жизни монахов, а также светским историям.
Согласно традициям воспитания тех лет, очень много внимания уделялось богословскому обучению. Поэтому царский учитель составляет для царевичей и царевны адаптированное жизнеописание Иисуса Христа, книгу, в которой сгруппированы катехизические вопросы и ответы, а также «Псалтырь рифмованную». Последняя книга стала широко известна, и Михаил Васильевич Ломоносов однажды назвал ее «вратами своей учености».

Педагогические взгляды и идеи

1. Главным посылом Симеона Полоцкого было строить обучение детей очень широко, используя достижения многих наук. В XVII веке многие преподаватели ограничивались лишь трудами основателей греко-восточной церкви. В отличие от них, Симеон Полоцкий, помимо богословских знаний, в обязательном порядке учил детей латыни, основам политики, риторики и диалектики. Кроме того, он стремился привить своим ученикам любовь к самому процессу обучения и чтению книг.
2. Большое место в педагогической системе Симеона Полоцкого занимает приучение к труду. Не забываем, он воспитывал царских детей – тех, кого высокий социальный статус, казалось бы, не обязывает ежедневно трудиться. Однако, прогрессивный педагог имел на этот счет иное мнение. Во всех своих книгах и проповедях он призывает трудиться всех, не зависимо от занимаемого положения в обществе, в любом возрасте и сословном статусе.
По мнению Симеона Полоцкого, если начинать трудиться с детства, труд станет для человека привычным делом. В своих книгах он очень часто использует слова «люботрудник», «трудник» и «трудолюбие». И главная роль в трудовом воспитании ложится на родителей, задача которых состоит в том, чтобы оградить ребенка от «злого» общества, не губить свое дитя чрезмерным «ласканием», а с ранних лет приучать его к рукоделию.
3. Симеон Полоцкий горячо поддерживал прогрессивные в те времена педагогические взгляды. Он считал, что обучение детей должно быть наглядным и доступным, а воспитывать ребенка нужно обязательно с учетом его индивидуальных особенностей.
4. Наставник царских детей категорически отрицал, что у детей есть какие-либо врожденные пороки, и решающее значение придавал самому процессу воспитания. Детскую душу он сравнивал со «скрижалью ненаписанной». И говорил о решающей роли личного примера родителей и учителей.

Симеон Полоцкий считается одним из видных деятелей отечественного просвещения. Возможно сегодня часть его педагогических взглядов кажется нам очевидной. Но мы не должны забывать, что для века XVII это были самые новаторские воззрения. Самобытный ум, энергичность и результаты практической работы Симеона Полоцкого, его литературные и богословские труды нельзя переоценить. А воспитанные по его методике дети царя – Федор и Софья стали первыми российскими правителями, которые получили европейское образование.

С уважением,
Юлия Козлова









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.
  • Доказать и показать, что России необходимы реформы.
  • Показать, что истоки петровских преобразований находятся в XVII веке.
  • Охарактеризовать деятельность следующих реформаторов:
    • Симеона Полоцкого
    • А.Л. Ордина-Нащокина
    • В.В.Голицына
  • Развивать у учащихся:
    • речь (устные ответы, сообщения)
    • логическое мышление (вопросы для учащихся, сравнение истории России с зарубежной историей периода XVII века)
    • умение работать самостоятельно по учебнику
    • умение чётко формулировать выводы
  • Воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.

Литература:

1) "Поурочные разработки по истории России" (с к.XVII-XVIII в.) Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. 2003г.

2) "История России в таблицах и схемах" М.И.Ивашко 2006г.

3) Использование источников из Интернета

Наглядность: схема "Основные направления преобразований в России I четверти XVII века"

Оборудование:

  • мультимедийная установка
  • рабочие тетради 7 кл. "История России к.XVII-XVII в." Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • презентация по уроку "Предпосылки петровских преобразований"

Тип урока: урок объяснения нового материала

Предварительная подготовка: сообщения учащихся на темы "Симеон Полоцкий", "В.В.Голицын и его планы"

Основные понятия:

План урока

1. Причины и основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

3. Симеон Полоцкий.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

5. В.В.Голицын и его планы.

I. Организационный момент

II. Новый материал (использование презентации PowerPoint)

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

(прошёл промышленный переворот (вспомнить определение), во многих странах прошли буржуазные революции (вспомнить итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Давайте выделим основные причины реформ:

  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)
  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
  • Отсталая армия и флот
  • Непродуманный государственный аппарат
  • Слаборазвитая экономика
  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

(запись в тетрадь)

Из причин выделяем направления реформ:

Попытайтесь выделить основные направления реформ.

  • Выход к морю
  • Реформа экономики
  • Реформа армии
  • Государственная реформа
  • Реформа культуры и образования

(запись в тетрадь)

2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

В рабочей тетради выполнить задание №2 (стр.36):

Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов

г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

д) стремительное формирование всероссийского рынка

е) снятие Россией таможенных барьеров

ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

(а, б, в, г, д, ж)

3. Симеон Полоцкий.

Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"

В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

Вывод:

Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
  • обучал дьяков (служителей) в приказах.
  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).

Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их в рабочей тетради (задание №3 стр.36).

Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году - крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения им Андрусовского перемирия с Речью Посполитой - боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.

Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.

По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

Вывод:

Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:

а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

в) сокращение дворянского ополчения;

г) увеличение стрелецких полков;

д) переход России к регулярной армии;

е) введение привилегий для иностранных купцов;

ж) создание новых мануфактур;

з) отмена льгот русским купцам;

и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

(а,б,в,г,д.ж,и)

Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.

(запись в тетрадь)

5. В.В.Голицын и его планы.

Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"

Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.

Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.

Слушая сообщение, учащиеся выполняют задание в рабочей тетради №1 стр.35

Вывод:

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

  • открыл Славяно-греко-латинскую академию
  • отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
  • начал вводить европейские формы быта
  • предлагал освободить крестьян от помещиков
  • ввести "поголовную" подать
  • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Словарная работа:

Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

(запись в тетрадь)

III. Закрепление, итоги, дом.задание.

1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?

2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.

Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока, задание №4 в рабочей тетради.

Выставление оценок за работу на уроке.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: