Сын изы высоцкой. Иза Высоцкая: история любви с Владимиром. Роль писательницы в театре своей жизни

Роман был стремительным. Очень быстро Владимир и Иза стали неразлучными. Он называл ее Изулей, она его – Волчонком. Володя посвящал любимой стихи, забрасывал цветами, делал милые, иногда нелепые подарки.

Помню, он принес мне спелый мандарин и туфли, от которых оторвал каблуки. Володя сделал это, чтобы на прогулках мы были одного роста, и меня можно было держать за шею - это тогда было модно, - улыбается Иза Константиновна. – «Шпильки» создавали лишние проблемы, и Володя без сожаления от них избавился.

Высоцкому в ту пору исполнилось 19 лет, Изольде – 20, чувства были по-юношески горячими, и в один прекрасный день Владимир привел любимую домой, в коммуналку на Первой Мещанской.

Получилось как-то все очень естественно и просто, - вспоминает Иза Константиновна. - Без этих вопросов: почему, да не рано ли, и зачем это надо…

Междугородняя любовь

Комната, где поселились влюбленные, была проходной, вить семейное «гнездышко» пришлось за ширмой, но жили весело – молодость грустить не желает. А потом пришло время разлуки - окончив МХАТ, Иза уехала работать в Киевский драматический театр. Володя остался в Москве, у него впереди был еще один курс.

При этом мы довольно часто общались - самолетом от Москвы до Киева лету немного, были еще телефон и почта. А летом 1958 года мы с Володей ездили в Горький, к моим родным - знакомиться. Я дала телеграмму: «Еду домой с новым мужем...» - вспоминает Иза Константиновна. - На вокзале нас никто не встретил, Володя помчался искать такси, и в это время откуда-то появились мама. Помню ее шутливый вопрос: «Этот клоун не твой ли муж?» Володя был в своем буклистом пиджаке, а таких, в Горьком еще не видели: для провинции это было нечто.

Высоцкий заботливо и трогательно относился к родственникам любимой, которые, по словам Изы Константиновны, отвечали тем же.

Лучшие дня

Бабушку Володя пленил тем, что, придя к нам в гости, съел целую пол-литровую банку земляничного варенья, - смеется актриса. - Жил он в тот приезд на дебаркадере и снимал там каюту. У нас в доме негде было раскладушку поставить - да и самой раскладушки не было.

Свадьба с подснежниками

После того как Иза вернулась в Москву, было решено играть свадьбу. Мешало только одно - невеста все еще не была разведена с прежним мужем. Проблема была решена при помощи влиятельной родственницы Володи, и в апреле 1960 года Иза Мешкова-Жукова стала Высоцкой.

Наша с Волчонком свадьба – отдельная история. У нас не было ни колец, ни фаты, в руках я держала охапку подснежников, а туфли мои снова были без каблуков – так захотел Володя, - продолжает рассказ героиня. - В Рижском загсе, где нас расписывали, вместо марша Мендельсона звучала музыка из фильма «Укротительница тигров». Хохотали все. От смеха я дважды роняла цветы.

Первое время жизнь казалась пусть не всегда веселой, но сказкой. Единственным, что раздражало молодую жену, была Володина гитара.

Он не расставался с ней ни на минуту и мучил меня своим бреньканьем. Песням, которые он тогда сочинял, я не придавала никакого значения, и время от времени злилась, что гитаре достается больше внимания, чем мне, - говорит Высоцкая. – Ругались мы весело. Так упоительно наговорить кучу слов, выбежать из дома, сесть в такси: «Прямо, пожалуйста!» - и при этом знать, что следом уже гонит в такси Володя. И мириться дома тоже было так замечательно!

Потом начались проблемы - у обоих не складывалось с работой, денег катастрофически не хватало, и Владимир начал выпивать. Семью мог спасти ребенок, Изольда забеременела, но тут в дело вмешалась свекровь Нина Максимовна, категорически не желавшая быть бабушкой. Был страшный скандал, после которого у Изы случился выкидыш. Бывшая свекровь извинится много лет спустя, когда Иза тоже будет носить звание «бывшей».

Другая женщина

Вскоре супругам снова пришлось разлучиться - Иза приняла предложение ростовского театра и, полная творческих надежд, уехала из столицы.

С Володей мы переписывались, созванивались. Я ждала его – ростовский театр предлагал ему работу, и вдруг моя московская подруга сообщила мне, что некая Люся Абрамова беременна от Высоцкого, - вспоминает Иза Константиновна. - Я немедленно позвонила ему, а он мне наврал. Сказал, что свято хранил верность.

Тем не менее, весть, принесенная участливой подружкой, оказалась чистой правдой. Вскоре по Москве поползли слухи о том, что жена Высоцкого не хочет развода, скрывается и якобы уже объявлена во всесоюзный розыск. Узнав об этом, Иза Константиновна немедленно выслала в столицу необходимые для развода документы, и с этого момента ее пути с Высоцким разошлись. Владимир остался в Москве, Изольда колесила по разным театрам страны. Работала в Перми, Владимире, Лиепае и Нижнем Тагиле, где обосновалась навсегда и вышла замуж. Весть о смерти Высоцкого застала ее врасплох, приехать на похороны она не смогла, вырвалась лишь на «сороковины».

P.S. Последние годы Иза Высоцкая живет одна, сын Глеб работает главным инженером в одной из частных фирм Екатеринбурга. Актриса по-прежнему играет в театре, некоторое время назад ей присвоили звание народной артистки России. В прошлом году Высоцкая выпустила книгу воспоминаний о Владимире Семеновиче «Короткое счастье на всю жизнь».

Во всевозможных воспоминаниях о Высоцком, я читала о нем и о себе такое, что волосы на голове вставали дыбом, слишком много там неправды, - говорит Иза Константиновна. – Надеюсь, в своей книге мне удалось показать молодого Володю таким, каким он был в действительности.

ВОСПОМИНАНИЯ

Раннее утро ранней весны 1957 года. Улица Москвина. С однокурсницей ждем такси. И вот тебе, пожалуйста, Вовочка Высоцкий, незаметный, тихий… И случилось чудо. Мальчик с торопливой, чуть вздрагивающей походкой, дерзкий и нежный, смешной и заботливый, стал родным и любимым.

Теплым, солнечным апрелем 25-го числа 1960 года в рижском загсе... С трудом удерживаю охапку подснежников, подходит забавный парень и нахально говорит: «Невестушка, поделись цветочками с нашей невестушкой!» Я делюсь, мне не жалко, нам смешно. Наши свидетели - Володины однокурсники - Марина Добровольская и Гена Ялович. Они тоже влюбленные и смешные. Нас вызывают. Грянул марш из «Укротительницы тигров», и мы, давясь смехом, входим в торжественную комнату, и торжественная женщина нам вещает: «Дорогие товарищи, крепите советскую ячейку!» Нам становится совсем смешно. Нас быстро приглашают расписаться и объявляют мужем и женой. Отныне я - Высоцкая.

Осень шестидесятого - сплошные огорчения. Мы пытались что-то сыграть с Володей, но у нас ничего не получилось, как не получалось танцевать или быть на людях рядом... Начались мои безработные муки. Володя маялся. Он получил обещанную ему центральную роль в «Свиных хвостиках», верил, что сыграет, фантазировал, но ему не дали даже репетиций. В конце концов, ходил Володя из кулисы в кулису с барабаном в массовке. Позже сыграл Лешего в «Аленьком цветочке». Вот, пожалуй, и все. Было горько. Мы так наивно верили в святое искусство.

В городе афиши "В. Высоцкий, И. Бортник". Пробиваемся сквозь толпу до грим-уборной, где заботливо приготовлены бутерброды, чай, кофе, пирожные.

Торопят с началом. "Какие, Владимир Семенович, просьбы?" - "Только одна. Устройте Изу поудобнее". На меня смотрят подозрительно и озабоченно и уводят в переполненный зал. С грехом пополам усаживают в центре дополнительного ряда прямо перед сценой. Володя выходит, я оказываюсь у него в ногах, запрокидываю голову, чтобы видеть его, и растворяюсь во всеобщем порыве любви. Перерыв между концертами минут десять, не больше. Мы снова одни. По просьбе Володи к нам никого не пускают. Володя кормит меня, сам съедает несколько ломтиков колбасы, прихлебывает кофе и поет мне одной то, что не может петь со сцены. Второй и третий концерты я слушаю за кулисами, где мне поставили стул. Володя поет другие песни, почти не повторяясь, и ставит микрофоны так, чтобы мне было лучше видно. – «Тебе удобно?» Я плачу, не пряча слез.

Откликнитесь, Изольда!
Надежда ЮДИНА 13.03.2007 05:27:02

В 1998 году Изольда гастролировала с театром в Брянске. Мы после концерта пригласили ее к нам в Дятьково в клуб В.Высоцкого "Горизонт". Переписывались. Затем связь оборвалась. Сообщаем, что клуб до сих пор живет. Помним встречу с Изольдой. Просим откликнуться. Спасибо. С уважением рук. клуба Надежда Юдина и Виктор Гринев.

Высоцкая Izolda Vysockaya Карьера: Граждане
Рождение: Россия
Иза Константиновна уверяет, что знакомство с Володей ВЫСОЦКИМ, случившееся в Школе-студии МХАТ, не произвело на нее никакого впечатления.- Шустрый, хулиганистый, немножко конопатый, влюбленный, как мне показалось, сразу во всех девушек, - вспоминает актриса. После выпускного спектакля нашего курса, когда у нас намечался банкет, этот мальчишка потащил меня гулять.Возмущение, искренний протест и главный козырь: Я, между прочим, замужем! - не помогли.

Роман был стремительным. Очень стремительно Владимир и Иза стали неразлучными. Он называл ее Изулей, она его Волчонком. Володя посвящал любимой вирши, забрасывал цветами, делал милые, другой раз нелепые подарки.

Помню, он принес мне спелый мандарин и туфли, от которых оторвал каблуки. Володя сделал это, чтобы на прогулках мы были одного роста, и меня разрешено было удерживать за шею - это тогда было модно, - улыбается Иза Константиновна. Шпильки создавали лишние проблемы, и Володя без сожаления от них избавился.

Высоцкому в ту пору исполнилось 19 лет, Изольде 20, чувства были по-юношески горячими, и в единственный отменный день Владимир привел любимую домой, в коммуналку на Первой Мещанской.

Получилось как-то все крайне безусловно и нетрудно, - вспоминает Иза Константиновна. - Без этих вопросов: зачем, да не раньше времени ли, и на что это надо

Междугородняя влюбленность

Комната, где поселились влюбленные, была проходной, вить семейное гнездышко пришлось за ширмой, но жили развесёло юность грустить не желает. А следом пришло время разлуки - окончив МХАТ, Иза уехала действовать в Киевский драматический театр. Володя остался в Москве, у него спереди был ещё единственный вектор движения.

При этом мы достаточно зачастую общались - самолетом от Москвы до Киева лету мало, были ещё телефон и почта. А летом 1958 года мы с Володей ездили в Горький, к моим родным - знакомиться. Я дала телеграмму: Еду домой с новым мужем... - вспоминает Иза Константиновна. - На вокзале нас никто не встретил, Володя помчался разыскивать такси, и в это время откуда-то появились матушка. Помню ее шутливый вопрос: Этот клоун не твой ли супруг? Володя был в своем буклистом пиджаке, а таких, в Горьком ещё не видели: для глубинке это было нечто.

Высоцкий заботливо и трогательно относился к родственникам любимой, которые, по словам Изы Константиновны, отвечали тем же.

Бабушку Володя пленил тем, что, придя к нам в гости, съел целую пол-литровую банку земляничного варенья, - смеется актриса. - Жил он в тот наезд на дебаркадере и снимал там каюту. У нас в доме негде было раскладушку определить - да и самой раскладушки не было.

Свадьба с подснежниками

После того как Иза вернулась в Москву, было решено игрывать свадьбу. Мешало только одно - молодая все ещё не была разведена с прежним мужем. Проблема была решена при помощи влиятельной родственницы Володи, и в апреле 1960 года Иза Мешкова-Жукова стала Высоцкой.

Наша с Волчонком свадьба отдельная история. У нас не было ни колец, ни фаты, в руках я держала охапку подснежников, а туфли мои опять были без каблуков так захотел Володя, - продолжает расклад героиня. - В Рижском загсе, где нас расписывали, вместо марша Мендельсона звучала музыка из фильма Укротительница тигров. Хохотали все. От смеха я дважды роняла цветы.

Первое время существование казалась нехай не постоянно веселой, но сказкой. Единственным, что раздражало молодую жену, была Володина гитара.

Он не расставался с ней ни на минуту и мучил меня своим бреньканьем. Песням, которые он тогда сочинял, я не придавала никакого значения, и время от времени злилась, что гитаре достается больше внимания, чем мне, - говорит Высоцкая. Ругались мы развесёло. Так упоительно наговорить кучу слов, выбежать из дома, присесть в такси: Прямо, будь добр! - и при этом быть в курсе, что следом уже гонит в такси Володя. И мириться дома также было так замечательно!

Потом начались проблемы - у обоих не складывалось с работой, денег катастрофически не хватало, и Владимир начал выпивать. Семью мог спасти дитятко, Изольда забеременела, но тут в занятие вмешалась свекровь Нина Максимовна, категорически не желавшая быть бабушкой. Был жуткий дебош, вслед за тем которого у Изы случился выкидыш. Бывшая свекровь извинится немало лет через, когда Иза также будет носить звание бывшей.

Другая дама

Вскоре супругам вновь пришлось разлучиться - Иза приняла предложение ростовского театра и, полная творческих надежд, уехала из столицы.

С Володей мы переписывались, созванивались. Я ждала его ростовский театр предлагал ему работу, и как черт из табакерки моя московская товарка сообщила мне, что некая Люся Абрамова беременна от Высоцкого, - вспоминает Иза Константиновна. - Я тут же позвонила ему, а он мне наврал. Сказал, что свято хранил верность.

Тем не менее, весть, принесенная участливой подружкой, оказалась чистой правдой. Вскоре по Москве поползли слухи о том, что хозяйка Высоцкого не хочет развода, укрывается и якобы уже объявлена во всесоюзный розыск. Узнав об этом, Иза Константиновна тотчас выслала в столицу необходимые для развода документы, и с этого момента ее пути с Высоцким разошлись. Владимир остался в Москве, Изольда колесила по разным театрам страны. Работала в Перми, Владимире, Лиепае и Нижнем Тагиле, где обосновалась навечно и вышла замуж. Весть о смерти Высоцкого застала ее врасплох, приехать на похороны она не смогла, вырвалась только на сороковины.

P.S. Последние годы Иза Высоцкая живет одна, отпрыск Глеб работает главным инженером в одной из частных фирм Екатеринбурга. Актриса по-прежнему играет в театре, некоторое время вспять ей присвоили звание народной артистки России. В прошлом году Высоцкая выпустила книгу воспоминаний о Владимире Семеновиче Короткое фортуна на всю жизнь.

Во всевозможных воспоминаниях о Высоцком, я читала о нем и о себе такое, что волосы на голове вставали дыбом, чрезмерно навалом там неправды, - говорит Иза Константиновна. Надеюсь, в своей книге мне удалось выказать молодого Володю таким, каким он был в реальности.

ВОСПОМИНАНИЯ

Раннее начало дня ранней весны 1957 года. Улица Москвина. С однокурсницей ждем такси. И вот тебе, будь другом, Вовочка Высоцкий, незаметный, тихий И случилось диковинка. Мальчик с торопливой, едва вздрагивающей походкой, дерзкий и нежный, потешный и заботливый, стал родным и любимым.

Теплым, солнечным апрелем 25-го числа 1960 года в рижском загсе... С трудом удерживаю охапку подснежников, подходит забавный чувак и нахально говорит: Невестушка, поделись цветочками с нашей невестушкой! Я делюсь, мне не жалостно, нам забавно. Наши свидетели - Володины однокурсники - Марина Добровольская и Гена Ялович. Они также влюбленные и смешные. Нас вызывают. Грянул марш из Укротительницы тигров, и мы, давясь смехом, входим в торжественную комнату, и торжественная дама нам вещает: Дорогие товарищи, крепите советскую ячейку! Нам становится окончательно забавно. Нас стремительно приглашают расписаться и объявляют мужем и женой. Отныне я - Высоцкая.

Осень шестидесятого - сплошные огорчения. Мы пытались что-то сыграть с Володей, но у нас ничего не получилось, как не получалось танцевать или быть на людях рядом... Начались мои безработные муки. Володя маялся. Он получил обещанную ему центральную образ в Свиных хвостиках, верил, что сыграет, фантазировал, но ему не дали более того репетиций. В конце концов, ходил Володя из кулисы в кулису с барабаном в массовке. Позже сыграл Лешего в Аленьком цветочке. Вот, пожалуй, и все. Было тяжко. Мы так наивно верили в святое искусство.

В городе афиши "В. Высоцкий, И. Бортник". Пробиваемся через толпу до грим-уборной, где заботливо приготовлены бутерброды, чай, кофе, пирожные.

Торопят с началом. "Какие, Владимир Семенович, просьбы?" - "Только одна. Устройте Изу поудобнее". На меня смотрят подозрительно и озабоченно и уводят в переполненный зал. С грехом наполовину усаживают в центре дополнительного ряда прямо перед сценой. Володя выходит, я оказываюсь у него в ногах, запрокидываю голову, чтобы видать его, и растворяюсь во всеобщем порыве любви. Перерыв между концертами минут десять, не больше. Мы сызнова одни. По просьбе Володи к нам никого не пускают. Володя кормит меня, сам съедает немного ломтиков колбасятины, прихлебывает кофе и поет мне одной то, что не может распевать со сцены. Второй и третий концерты я слушаю за кулисами, где мне поставили стул. Володя поет другие песни, без малого не повторяясь, и ставит микрофоны так, чтобы мне было лучше видно. Тебе благоприятно? Я плачу, не пряча слез.

Иза Константиновна Высоцкая (урождённая Изольда Мешкова; по первому мужу - Жукова). Родилась 22 января 1937 года в Горьком (ныне - Нижний Новгород). Советская и российская актриса театра и кино, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1980). Народная артистка РФ (2005). Первая жена Владимира Высоцкого.

Изольда Мешкова, более известная как Иза Высоцкая, родилась 22 января 1937 года в Горьком (ныне - Нижний Новгород).

В 1958 году окончила Школу-студию МХАТ.

В 1958-1960 годах - актриса Киевского театра им. Леси Украинки, среди ее работ: Соня - «Вот я иду» Г.Берёзко (1958, реж. В.А.Нелли).

В 1961-1962 годах - актриса Ростовского театра им. Ленинского Комсомола.

Работала в театрах в Перми, во Владимире, в Театре Балтийского флота (Лиепая).

В 1970-2018 годах - актриса Нижнетагильского драматического театра им. Мамина-Сибиряка, среди ее работ: Царица Ирина - «Царь Федор Иоаннович»; Анисья - «Золотая пыль»; Тетушка Руца - «Птицы нашей молодости»; Елизавета Английская - «Ваша сестра и пленница»; Софи - «Парижский уик-энд»; Мод - «Гарольд и Мод»; Мать - «Мать» К.Чапека; Сэвидж - «Странная миссис Сэвидж»; Клара Цаханассьян - «Визит старой дамы»; Памела - «Дорогая Памела».

Лауреат премии «Браво!» 1994 года за роль Елизаветы Английской («Ваша сестра и пленница») и 2006 года в самой почетной номинации «И мастерство, и вдохновение» за личный вклад в театральное искусство, за честь и достоинство.

В 2002-2012 года - преподаватель сценической речи на актерском отделении Нижнетагильского колледжа искусств.

Заслуженная артистка РСФСР (29.07.1980).

Народная артистка Российской Федерации (1.10.2005).

В Нижнем Тагиле в 05:30 по местному времени (03:30 мск).

Личная жизнь Изы Высоцкой:

Первый муж - Жуков.

Второй муж - (1938-1980), советский поэт, актёр, автор-исполнитель песен.

Поженились 25 апреля 1960 года. Развод был оформлен в 1965 году, однако фактически они расстались задолго до официального развода. Поэтому сын Изы Константиновны Глеб, родившийся в 1965 году, хотя и носит фамилию Высоцкий, но на самом деле является сыном другого человека.

В этом году Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет. Жены артиста, о которых говорят, – это Людмила Абрамова, родившая ему двоих сыновей, Марина Влади, с которой он прожил десять лет… А вот о самом первом, студенческом браке с актрисой Изой Высоцкой известно мало. Между тем это была настоящая любовь, которая три раза могла закончиться счастливым рождением малыша.

Иза Высоцкая – самая «незаметная» супруга великого артиста, с которой он прожил совсем недолго. Но зато, в силу молодости, это были самые настоящие, искренние чувства! И именно Иза знала Высоцкого таким, каким его сейчас не показывают в фильмах. Вместо выпивки, наркотиков, скандалов – трогательные ухаживания, признания в любви, веселые праздники. Мы дозвонились Изе Николаевне в Нижний Тагил, где она сейчас живет, чтобы узнать, каким она помнит Володю.

– Я не имею к нему никаких претензий, и у меня нет никаких обид! В общем-то наша связь с Володей не прерывалась до самой его смерти, – рассказала нам актриса. – И с отцом его я всегда поддерживала отношения. На слухи стараюсь не обращать внимания и очень рада, что живу так далеко от Москвы, не участвую в тусовках, телепередачах, не даю интервью. Поверьте, я очень счастлива, что такой человек был в моей жизни! И я довольна, как сложилась моя судьба.

Ходили слухи, что первая жена Высоцкого живет чуть ли не в монастыре, ни с кем не общается, ушла от мира… На самом деле Высоцкая – актриса местного драматического театра, у нее есть взрослый сын, внуки. А работать в провинцию она поехала сознательно, когда еще была замужем за Владимиром Высоцким.

– Мы расстались не из-за того, что я уехала из Москвы! – считает актриса. – Причина была другой… Все, что я могла сказать на эту тему – написано в моей книге «Короткое счастье на всю жизнь».

Прочитав мемуары Изы Константиновны, мы удивились, с какой добротой она рассказывает о знаменитом супруге, который, по сути, принес ей и много горя. Ведь столько раз актриса могла родить ему ребенка! И казалось, что все будет именно так…

Иза и Владимир познакомились в Школе-студии МХАТ, она училась на четвертом курсе, он – на втором. Сначала она принимала ухаживания этого «мальчика» со снисхождением, как что-то несерьезное, а потом, как сама признается, этот «мальчик стал необходим».

«Глупый, смешной-смешной. Он не обращал никакого внимания на мою взрослость и замужний статус, – пишет Иза Константиновна. – Появлялся неожиданно, протягивал конфетку, яблоко, ласково смотрел в упор».

Для любимой Володя делал немыслимые вещи. Мог выкупить золотую рыбку из аквариума в ресторане, в ожидании жарки, достать билет в кино, представившись сыном министра культуры, схватить дома тарелку с блинами и примчаться к ней в больницу... А если было нечем расплатиться с таксистом, мог снять с себя свитер и отдать! В конце концов Владимир привел Изу в дом матери, где ее приняли хорошо. Жили молодые в тесноте, у них даже не было отдельной комнаты. Но они были счастливы, и бытом их отношения не опошлились. Володя ел все, что дают, Иза оканчивала театральный и все время пропадала на репетициях. Потом Высоцкая уехала работать в Киевский театр и неожиданно забеременела.

– Это не принесло радости! – вспоминает она. – Я только приехала, живу в театре, официально замужем за одним, а люблю другого и жду от него ребенка! Все было стыдным, ужасным, неразрешимым. Метнулась в Москву. Вместо одной боли стало две. Мы смотрели друг на друга, потрясенные… В то утро навстречу шли только счастливые беременные женщины, а я почти бежала. Через десять дней я вышла из больницы, получила десять писем и две телеграммы от Володи и снова начала жить.

После аборта Иза развелась с супругом и смогла оформить брак с Высоцким. Молодым подарили аж 3 тысячи рублей. На что потратить это богатство? Высоцкий повел любимую в ГУМ, где они спустили все – на духи, платья, обувь… Они не хотели праздновать пышно («Мы уже и так муж и жена!»), но отец Володи настаивал, хотел, чтобы все было «как у людей» и приготовил «пир на весь мир». Свадьба состоялась в апреле 1960 года.

Потом у обоих начался сложный период в творчестве. Владимир играл в театральной массовке и только начинал сочинять песни, которые, кстати, супруга не понимала. Иза сидела без работы. И вот наконец забеременела снова.

«Володя был трезвый и поклялся, что больше «такого не будет», – пишет актриса о его «выходах». – И такого больше не было. Наступила абсолютная трезвость. Мы ждали ребенка! Мы так решили. Мы так хотели. И казалось, ничто не сможет разрушить нашей радости. Но родные к нашему сообщению о ребенке отнеслись сдержанно. Не помню, что кричала нам в то утро Нина Максимовна (мама Высоцкого. – Авт.), страшная и жестокая, не желавшая становиться бабушкой. Мы сидели в постели, оглушенные, не смея встать, одеться, защититься. Какой-то черный провал – и снова больница. Я отвратительна сама себе, Володя пьет. Через много лет мне расскажут, что он плакал у больницы».

Возможно, что именно эта сложная ситуация толкнула Изу на второй отчаянный шаг. Когда ей позвонили из Ростова-на-Дону и пригласили работать в местном театре, она дала согласие, несмотря на то, что муж умолял ее остаться.

«Если ты уедешь, без тебя я пропаду!» – уверенно говорил он. Но Иза была слишком обижена: «Если я когда-нибудь пожалею, что уехала, мне достаточно будет вспомнить твою мать», – бросила она. Они все еще любили друг друга и в конце концов помирились.

Конечно, Иза не смогла оставить Володю насовсем, она любила его. И очень скоро приехала в отпуск в Москву, напугав супруга своим новым ярко-рыжим цветом волос. Это был своеобразный протест. («Хотелось быть стервой».) Но увидев его, встречающего на перроне, она обо всем забыла и заключила мужа в объятия. Он – еще никакая не знаменитость, он только начинает сниматься в кино, а в театре – по-прежнему невостребован. Его песни понимают, слушают на кухнях, но на всю страну Высоцкий еще не прогремел. И поэтому его еще можно видеть таким, настоящим, незащищенным, искренним…

Через какое-то время в доме Изы раздался звонок знакомой: «Абрамова ждет от Высоцкого ребенка! Ты должна знать!» Она прямо спросила Володю, правда ли то, что ей сказали. И поняла, что он пытается выкрутиться, обмануть ее, после чего поставила точку, не позволив ему приехать. Следующие телефонные переговоры их были уже чисто деловыми. Володя готовился к новому браку – выписал Изу из квартиры и подал документы на развод.

«Если бы ты знал, Володя, как мне было плохо! – вспоминает в своих мемуарах актриса. – 4 августа 1963 года я родила девочку. Она прожила три дня и три ночи. Жить было незачем… Потом у меня была другая жизнь, трудная, нескладная. И было огромное счастье – 1 мая 1965 года родился сын Глеб, он был только мой и носит мою фамилию – Высоцкий».

Как раз этому-то мальчику приписывали отцовство Высоцкого, ведь Иза Константиновна дала сыну фамилию бывшего мужа.

– Но это совершенно не так! – говорит она. – Отец моего сына – не он, с Владимиром мы к тому времени уже расстались.

Между тем связь между Изой и Владимиром и воспоминания о том, молодом счастье связали их крепкой нитью на долгие годы. Иза приезжала в дом отца Владимира, который ее очень любил и приветствовал то, что они продолжают общаться. «Я тебя люблю», – говорила она бывшему мужу. «Я тебя всегда помню», – отвечал Володя.

«Больше я ничего не успела сказать – мы целовались, – пишет актриса. – Потом ели из одной тарелки и тихо смеялись… Потом ты ушел на спектакль, я уехала на гастроли. Душа моя была спокойна. Мне снова танцевалось, и мир был молодым и прекрасным».

Но больше Изе и Владимиру Семеновичу не суждено было увидеться. В июле 1980 года он скончался, и в это время рядом была совсем другая женщина – его новое увлечение, студентка Оксана Афанасьева. Говорят, когда составляли официальную биографию Высоцкого, попросили его отца «сократить количество жен» хотя бы до двух, а то как-то неприлично для советского артиста. Марину Влади Семен Владимирович не решился вычеркнуть, Абрамову пожалел как мать детей сына, спросил разрешения у Изы: «Можно, я тебя вычеркну?» Она сказала: «Да», понимая, что можно перечеркнуть строчки, но события из жизни и воспоминания – никогда.

Справка

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Родители Высоцкого развелись в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене – Евгении Степановне, которую любил и называл «мама Женя». В 1955 году Высоцкий окончил школу и по настоянию родственников поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который сразу же бросил. С 1956 по 1960 год Высоцкий – студент Школы-студии МХАТ, после окончания которой работал в Театре имени Пушкина. В кино Высоцкий начал сниматься с 1959 года. Заметили его после выхода фильма «Карьера Димы Горина» в 1962 году. Также Высоцкий снимался в фильмах «Вертикаль», «Стряпуха», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Плохой хороший человек», «Место встречи изменить нельзя». После выхода фильма «Вертикаль» в 1966 году все большую популярность набирали и песни Высоцкого, расцвет интереса к ним пришелся на 70–80-е годы.

С 1960 по 1965 год Высоцкий был женат на Изе Жуковой, взявшей его фамилию. С 1965 по 1970-й – на Людмиле Абрамовой, в браке с которой родились сыновья Аркадий и Никита. Потом артист состоял в браке с французской актрисой Мариной Влади.

Смотрите также

В зеркале высокого и непреходящего

прошлое значительно ближе настоящего…

Уезжая из Киева, я забрала с собой в Москву Володины письма. Они были в посылочном ящике, и их положили на антресоли в кухне вместе с моими, которые сохранил Володя. Для меня они так и лежат там, на 1-й Мещанской, дом 76, квартира 62, забытые, потерянные, может быть, уничтоженные… Не знаю. Иногда они тревожат меня, и становится страшно от мысли, что кто-то посторонний может взять их в руки, прочесть, заглянуть в только нам принадлежащий мир, только нами пережитое, никому не доверенное. Их было много. В течение двух лет, что я работала в Киеве, мы писали каждый день, исключая, конечно, встречи.

Уже почти полвека прошло, как мы встретились, и больше двадцати лет, как тебя не стало. Но ни время, ни расстояние, ни смерть не отдаляют тебя. Все так же явственно ощущаю я твое живое присутствие.

Сначала меня уговаривали, потом я сама захотела попытаться доверить бумаге мое, а значит, и твое прошлое. Я люблю тебя.

Я родилась в 1937 году в январские холода в Горьком. Бабушка придумала мне блестящее имя Изабелла. Но отец по дороге в ЗАГС забыл «…беллу» и осталось короткое и непонятное Иза, о чем я долго не знала.

В детстве я была Изабелла Николаевна Павлова. Перед самой войной мы жили в Гороховецких военных лагерях. Самым замечательным и притягательным местом была там круглая танцплощадка с духовым оркестром, куда я часто проникала, и всякий раз меня вылавливали танцующую под ногами взрослых.

Помню, как, обидевшись на маму, я собрала свои вещи: зеленую плюшевую сумку-лягушку, зонтик от солнца и паровоз на веревочке - и ушла в дремучий лес. Нашли меня спящей на стрельбище под кустом. От того мирного времени остались фотографии: мама с букетом ромашек - пышноволосая, с милой улыбкой родных глаз, я с тем же букетом - очень строгая в белой кофточке и еще мы с папой. Он обнимает нас, и это называется счастьем.

Инна Ивановна Мешкова - моя мама. Она беззаветно любила и умела радоваться пустякам. 1940 год.

Потом была война. Папа ушел на фронт. Мы с мамой жили в Горьком в военном трехэтажном доме красного кирпича - бывшем монастыре. Когда спрашивали: «Где вы живете?» - так и отвечали: «В монастыре». Толстые белые стены его замыкали в себе белый храм, где давным-давно никто не служил, белую высокую колокольню с молчащими колоколами, прочные приземистые дома, в которых когда-то жили священнослужители, а теперь просто люди, и разрушенное кладбище, на котором никого не хоронили, а совсем наоборот: мраморные памятники и надгробные плиты всех таинственно-заморских цветов были свалены в огромную угрюмую кучу, могильные холмики коряво срыты или просто разворочены, из склепов с приоткрытыми ржавыми дверями тянуло холодной сыростью, и туда было жутко заглядывать. Говорили, что на месте кладбища собирались сделать парк культуры и отдыха, но не успели. (В центре города уже был такой парк имени Куйбышева, но в народе его называли «парк живых и мертвых».)

Только одна могила стояла нетронутая с большим железным крестом в ограде с надписью «Мельников-Печерский». Потом, уже после войны, году в 47-м, за одну ночь появилась еще одна. Холмик, покрытый свежим дерном, и памятник красно-коричневого мрамора с детским профилем - Катюша Пешкова. Сереньким весенним утром привезли на черной машине сухонькую женщину в черном. Она постояла на могилке, усыпала ее ландышами, и ее увезли. А мы узнали, что Катюша Пешкова - дочь Максима Горького, в честь которого наш город из Нижнего Новгорода превратился в Горький.

В монастырских стенах у ворот были кельи. В них жили бывшие монашки. Мы ходили к ним тайно от родителей. У них были белая козочка и огромные диковинные книги в невиданных переплетах с серебряными замками и непонятными буквами. Некрещеная наша братия слушала жития святых и прятала в потайных местах «живые помощи».

На пустыре за монастырскими воротами мамы сажали «глазками» картошку. Все папы ушли на войну. Ждали треугольных писем, и когда было невмочь, кричали в прогоревшие печки родные имена. Верили: если жив, услышит и пришлет весточку. Жались друг к другу, делились последним. Шили детям марлевые платьица и в широком коридоре на третьем этаже устраивали детские спектакли.

Пели, смеялись и плакали. На Новый год в Доме офицеров устраивалась для нас роскошная елка: гирлянды, разноцветные цепочки и флажки, мандарины, конфеты прямо на елочных лапах, золоченые орехи и музыка.

Папа был десантник, комбат. Писем с фронта мы не ждали, только если из госпиталя. В бомбоубежище не ходили - папа не велел. Были случаи, когда бомбоубежища засыпало. Мы предпочитали смерть мгновенную. Город бомбили, особенно Окский мост, рядом с которым жила бабушка. В ночном воздухе зависали светящиеся шары, становилось сиренево светло, и начиналась бомбежка. Дребезжали заклеенные крест-накрест стекла, и стоял удушливый вой. Мы с мамой болели малярией. Нас и без того трясло.

В один прекрасный день приехал папин адъютант Вовочка Зорин, накормил нас тушенкой и «подушечками», слипшимися в один пресладкий ком, и всеми правдами и неправдами привез - через темные вокзалы, длинные серые очереди проверок документов - в хмурую Москву, в Люберцы… к папе.

Николай Федорович Павлов - папа, который носил меня на руках. 1941 год.

Каждый вечер у нас собирались папины друзья. Они все казались мне бесстрашными героями, сильными, непобедимыми и веселыми. Они не любили пятницу, пели «Сады-садочки, цветы-цветочки, над страной проносится военный ураган», слушали «Муху-цокотуху» в моем исполнении и очень хвалили мамин борщ.

По утрам приходил полковой доктор и мазал мне глаза желтой клейкой мазью, приговаривая: «До свадьбы заживет».

Приходил Вовочка Зорин и садился на табурет у двери, а я забиралась к нему на колени. Щекоталась шершавая шинель, кожно пах ремень, и было так хорошо, что ни в сказке сказать ни пером описать.

Мы катались с ним на санках, лепили ватных клоунов на елку… Мы дружили.

Вовочка Зорин погиб. Я узнала об этом много лет спустя, когда у меня уже был сын. Он оставил ощущение светлой радости и щемящей потери.

Из окна нашей комнаты было видно летное поле. В дни учебных прыжков подоконник превращался в мой наблюдательный пункт. Иногда парашюты не открывались, и на следующий день я бежала за погребальными дрожками. На этих же дрожках привозили меня домой.

Отец пропал без вести в 1945 году. Мы верили, что он жив, и ждали…

Я рано научилась читать. Первая чудесная книга была без слов. На глянцевых черных страницах ее, переложенных папиросной бумагой, были цветные морские чудеса. Вторая книга - «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. «Вий», «Страшная месть», «Майская ночь, или Утопленница» - сладкий ужас. Я так пропиталась им, что даже днем, оставаясь одна, боялась шелохнуться, боялась дышать. А однажды, когда я затаилась на стуле, бесшумно открылась дверь и вошел папа в гимнастерке с чемоданом. Я бросилась к нему и потеряла сознание. Когда я очнулась, никого не было.

Еще приходила голова - бледная-бледная, с черными-черными глазами, длинной черной косой и очень красным ртом. Она даже говорила со мной: «Не бойся, я буду приходить к тебе, ты только никому не говори». И я не говорила. Я упрашивала соседских девочек посидеть со мной, отдавала им свой хлеб. Они его брали и убегали.

В этот мучительный период страха бабушка повела меня в театр, во взрослый, оперный. Нас встретил разноголосый, тревожный и радостный гомон звуков. Потом все замерло и волшебная музыка унесла нас в мир грез. Огромный темно-красный занавес дрогнул и пополз, обнажая неведомую жизнь, где все поют, танцуют и красиво умирают. Это была опера «Кармен». В следующее воскресенье мы были на балете «Светлана» - что-то про партизан. Танец ошеломил меня, и незаметно ушли мои гоголевские страхи. Я стала танцевать всегда и всюду. Любая попавшая в мои уши мелодия превращалась в танец, и, даже засыпая, я продолжала сочинять танцевальный узор.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: