Верные суждения об истине и ее критериях. Представление об истине и ее критериях в истории философии. Относительной истине свойственна субъективность

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Понятие истины часто упоминают преподаватели, учёные, религиозные деятели и другие представители интеллектуальной элиты.

Дать ей точное определение так же трудно, как и объяснить, или . В литературе вы встретите несколько десятков разных трактовок. Так что же такое истина? Давайте разбираться.

Понятие истины в философии

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

«Истина – это соответствие знания объективной реальности».

Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия :

Таким образом, истина в философии – это понятие, которое используется для описания процесса познания.

Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.

Если говорить простыми словами , то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью , неопределённостью, тайной, заблуждением.

Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.


Различные философские теории выделяли и другие критерии , в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с . Человек начинает ясно понимать свою природу.

Виды истины - абсолютная и относительная

Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.

Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

Примеры абсолютной истины:

  1. на «0» делить нельзя;
  2. в 3 часа ночи темнее, чем в 14 часов дня;
  3. день рождения только раз в году;
  4. живой пингвин не умеет летать сам (и никогда не научится);
  5. комары смертны.

Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.

Примеры относительно истинных знаний:

  1. зимой холодно (как правило, да, но иногда в ноябре или марте бывают морозы, а в период с декабря по февраль стоит плюсовая температура, так что при сравнении суждение это будет относительным);
  2. вещества состоят из молекул (знание не полное, ведь позже оказалось, что молекулы состоят из атомов, а атомы – из электронов);
  3. Лиза Петрова – девушка (девушки бывают разные: подростки, 18-25 лет и даже старше).

Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

Вот есть Вселенная, а в ней – . Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина. Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца.

А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

Частный случай субъективной истины – это правда.

Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

Выводы

В этой статье вы прочитали более 10 определений этого сложного понятия. И во всех из них было кое-что общее. Истину нельзя потрогать или увидеть.

Люди придумали это абстрактное понятие для того, чтобы было удобно описывать свои стремления к познанию мира, проделанные в этом направлении шаги и достигнутые результаты. Стремление к истинному знанию – это топливо в двигателе .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое диалектика и какие этапы развития она прошла - 3 закона диалектики в философии Гегеля Абстракция - что это такое и как абстрактное мышление (абстрагирование) помогает увидеть суть
Априори - значение этого слова по Википедии и что это значит в повседневной жизни Что такое гносеология Что такое гипотеза Догма, догмат и доктрина - что это такое Агностик - это Фома неверующий или проповедник науки Что такое познание - виды, формы, методы и уровни познания Плюрализм - это инакомыслие, выражаемое в политической и других сферах (например, плюрализм мнений) Что такое дискуссия Логика - это основа и законы правильного мышления

1 вариант

1. Выберите верные суждения об истине.

1) Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

2) Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

3) Истина - это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

4) Истина - это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

5) Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

6) Относительная истина - это полное, неизменное знание

2. Выберите верные суждения об истине. Истинное знание:

1) всегда объективно;

2) всегда разделяется большинством людей.

3) является неотъемлемым свойством и относительной и абсолютной истины;

4) выражается в независимости знания от пристрастий и интересов людей.

5) заключается в получении знания, соответствующего предмету изучения;

6) выражается в разделении знания большинством людей.

3 Выберите верные суждения о истине.

    Истина-обязательный результат познавательной деятельности человека;

    Под истиной понимается объективное отражение действительности в сознании человека;

    Истинное знание отличается от ложного тем, что оно соответствует познаваемому объекту;

    Истинное знание не противоречит предшествующим представлениям;

    абсолютная истина исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;

    Объективная истина - это знание: независящее от пристрастий и интересов людей;

4. «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют_____________

истиной».

5. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите все соответствующие позиции из второго столбца.

    Достоверное знание, не зависящее от мнений и 1) объективная истина

2) Относительная истина


пристрастий людей

Б) Исчерпывающее, полное, достоверное знание об

объективном мире

    3) Абсолютная истина


    Знание, дающее приблизительное

и неполное отражение действительности

Г). Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

Д) Информация, соответствующая действительному положению вещей

6. Относительная _____ ________зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности, от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.

7. Абсолютная и относительная истины являются формами истины_______________

  1. Результатом познавательной деятельности является получение _______________

9._______________________как один из критериев истины включает в себя накопленный предыдущими поколениями людей опыт.

10.._______________________выражается в независимости знаний от пристрастия и интересов людей.

2 вариант.

1. Выберите верные суждения

1 Истина – это соответствие знаний интересам человека.

2.. Истина – это соответствие мысли действительности.

3. Истина- это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

4. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.

5. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

6. Абсолютная истина практически недостижима.

2. Выберите верные суждения

1) Относительной истиной называется знание неполное, верное лишь в определенных условиях.

2) Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.

3) Практика – это единственный критерий истинности наших знаний о мире.

4) Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.

5) Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

6) Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

3. Выберите верные суждения

1.Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.

2. Объектом познания может быть человек.

3.Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

4. Наука и религия являются формами познания мира

5. Особенностью социального познания является независимость влияние позиции исследователя на оценку фактов.

6. Научное изучение общества требует субъективного подхода к фактам.

4.. Выберите верные суждения

1. В структуру познания входят цель, средства, результат.

2. Результаты рационального познания закрепляются в ощущениях.

3. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

4. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.

5. Умозаключение – это логическая связь суждений.

6. Результаты чувственного познания существуют в форме понятий.

5. Какое понятие в ряду является обобщающим для всех остальных?

1) умозаключение;

2) дедукция;

3) понятие;

4) познание;

5) представление;

6) аналогия;

7) суждение.

6. (зад.26) 26. Назовите три аспекта роли практики в познании и раскройте каждый из них.

7. (зад.20) Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Наблюдение - это целенаправленное систематическое (А) объекта. Концентрируя

внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые (Б) о

нем, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью (В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью ис

следования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется (Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведется наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические (Д). Как метод научного познания наблюдение дает исходную ______(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

    восприятие

    знания

    объекты

    информация

    познание

    наблюдатель

    средства

    методы

    истина

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова

А

8.Запишите слово, пропущенное в таблице

Свойства истины

…….. характер.

Отражение текущего уровня знаний о сущности явления.

Объективный характер

Независимость от познающего субъекта и его сознания

9. Запишите слово, пропущенное в таблице

Ложное

Преднамеренная ложь

Человек осознает, что говорит то, что не соответствует действительности, однако утверждает, что это истина.

Человек принимает ложное за истинное.

10. (зад 25) Используя обществоведческие знания 1) раскройте смысл понятие «истина;.2) составьте два предложения: - одно предложение, содержащее информацию о видах истины, - одно предложение, содержащее информацию об одном из названных Вами видов .

11. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истина - это соответствие умозаключений законам логики.

2) Универсальным критерием истины служит общественная практика.

3) Истина - это соответствие знаний предмету познания.

4) Истина - это особенность внешнего мира, который человек пытается познать.

5) Истина - это отражение в творчестве человека явлений окружающей действительности

12. Установите соответствие между отличительными признаками и видами истины: к каж-
дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ВИДЫ ИСТИНЫ

А) полное, исчерпывающее знание 1) абсолютная истина
Б) неизменное знание 2) относительная истина

В) знание, которое отражает действитель- 3) и абсолютная, и относительная истины
ность на данном этапе познания

Г) объективное знание
Д) знание, соответствующее предмету познания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ключ

1.4 Понятие истины, ее критерии.

1 вариант

3.2356

4.Абсолютной

5. 13221

6. ИСТИНА

7. объективность

8. знание

9.практика

10.объективность

2 вариант.

6. . три проявления роли практики в познании:

- основа познания, - цель познания,

- критерий истины

2) дана конкретизация каждого проявления, например:

- именно во взаимодействии с внешним миром у людей складываются определенные представления о действительности, они начинают ее познавать;

- знания необходимы человечеству в первую очередь для того, чтобы преобразовывать мир, улучшая условия жизни, совершенствуя общественные отношения;

- на практике человек убеждается в истинности или ложности своих представлений, суждений, теорий; если они находят подтверждение в действительности, значит, их можно считать истинными.

7. 126734

8. относительный

9 заблуждение

10 Знание, соответствующее предмету познания.

Различают абсолютную и относительную истины.

Относительная истина- это объективное. Но неполное знание об объекте или явлении

11.23

12.11233


Трактовки понятия «истина»

  • Соответствие знаний действительности
  • То, что подтверждено опытом
  • Некое соглашение, конвенция
  • Свойство самосогласованности знаний
  • Полезность полученного знания для практики

Истина - знание , соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.


Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина - это:

Относительная истина - это:

Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе

Знания, которые ни когда не могут быть опровергнуты

Неполное, неточное знание , соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания

Знания зависящие от определённых условий, места и времени их по лучения


Ложное

Преднамеренная ложь

Заблуждение

Человек осознаёт, что его высказывание не соответствует действительности, однако утверждает его как истинное

Человек принимает ложное за истинное

Не соответствуют объектам


Возможные критерии

(от гр. krit rion - отличительный признак, мерило) истины

Соответствие законам логики

Простота, экономичность формы

Парадоксальность идеи

Соответствие ранее открытым законам той или иной науки

Соответствие фундаментальным законам

Практика

Практика - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте


Формы практики

Материальное производство (труд), преобразование природы

Социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.)

Научный эксперимент


Функции практики в процессе познания

Источник познания:

практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки

Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его

Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности

Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением) → основным критерием истины выступает практика.


Планы на тему: «Понятие истины, её критерии»

План №1: «Истина и ее критерии», «Истина как цель познавательной деятельности»

1) Понятие «истина».

2) Свойства истины:

– объективность;

– субъективность;

– конкретность.

3) Виды истины:

– абсолютная;

– относительная.

4) Критерии истины:

– чувственный опыт;

– практика;

– знания.

5) Заблуждения.

6) Роль истины в научном познании.


План №2: «Истина и заблуждение»

1) Понятие «истина».

2) Свойства истины:

– объективность;

– субъективность;

– конкретность.

3) Виды истины:

– абсолютная;

– относительная.

4) Критерии истины:

– чувственный опыт;

– практика;

– знания.

5) Понятие заблуждения.

6) Причины существования заблуждений:

– ограниченность, неразвитость социальной практики;

– несовершенство методики и инструментария познания;

– внутреннее физическое и духовное (эмоциональное) состояние субъекта познания;

– ограниченность мышления;

– приверженность догмам.

7) Заблуждения и ложь.


Задания ЕГЭ

1. Выберите вер­ные суж­де­ния об ис­ти­не и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Критерием ис­ти­ны может быть её при­зна­ние ав­то­ри­тет­ны­ми лицами.

2) Критерием ис­ти­ны может быть её со­от­вет­ствие ранее от­кры­тым за­ко­нам науки.

4) Истинным при­зна­ет­ся утверждение, про­ве­рен­ное прак­ти­кой и опы­том мно­гих поколений.

5) Истиной не яв­ля­ет­ся эле­мент знаний, ко­то­рый в бу­ду­щем может быть опровергнут.


2. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта.

2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

3) B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты.

5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность.

2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.

3) Относительная истина - это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания.

4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.


4. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К критериям истины можно отнести соответствие знания законам логики.

2) Важнейший критерий истины – соответствие полученного знания интересам познающего субъекта.

3) Критерии истины позволяют отличить её истинное знание от заблуждения.

4) Критерием истины может выступать соответствие полученного знания ранее открытым законам.

5) Истинность суждения невозможно проверить на практике.

5. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истина - это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

2) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете.

3) Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека.

4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер.

5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой.


6. Используя обществоведческие знания,

одно предложение, содержащее информацию о критериях истины;

одно предложение, виды истин.

7. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3) Истина - это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.

4) Истина всегда конкретна.

5) Единственный критерий истины - соответствие существующим научным теориям.


8. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.

2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.

3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

5) Истина всегда объективна.

9. Выберите вер­ные суж­де­ния о кри­те­ри­ях ис­ти­ны и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Ос­нов­ной кри­те­рий ис­ти­ны – со­от­вет­ствие ин­те­ре­сам по­зна­ю­ще­го субъекта.

2) К кри­те­ри­ям ис­ти­ны можно от­не­сти со­от­вет­ствие за­ко­нам логики.

3) Прак­ти­че­ское при­ме­не­ние может про­ве­рить ис­тин­ность знания.

4) Разум и ин­ту­и­ция учёного яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми истины.

5) С точки зре­ния пред­ста­ви­те­лей фи­ло­соф­ско­го на­прав­ле­ния эм­пи­ри­ков глав­ным кри­те­ри­ем ис­ти­ны яв­ля­ет­ся разум.


10. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания.

2) Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных.

3) Относительная истина - это ограниченно верное знание.

4) Только абсолютной истине свойственна объективность.

5) Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.

11. Запишите слово, пропущенное в таблице.

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

... характер

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Объективный характер

Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений

Независимость от познающего субъекта и его сознания


12. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «истина»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины;

13. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «истина»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию об относительной истине;

одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

14. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

2) Истина - знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.

3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.

5) Относительной истине свойственна субъективность.


15. Назовите и проиллюстрируйте примерами три критерия истины. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

16. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «истина»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об аб­со­лют­ной истине;

одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее вза­и­мо­связь аб­со­лют­ной и от­но­си­тель­ной истины.

17. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «истина»;

2) составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины;

одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

18. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.

2) Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

3) Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.

4) Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний.

5) Относительная истина всегда субъективна.

19. Найдите в приведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию истины. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) знание, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) знание, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъектом

3) знание, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния человека

4) знание, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъекта

5) знание, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для распространения

6) знание, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей


Ответы

  • Смысл понятия

- знание, объективно со­от­вет­ству­ю­щее предмету познания.

Два предложения:

- в ис­то­рии философии су­ще­ство­ва­ли разные под­хо­ды к опре­де­ле­нию важнейшего кри­те­рия истины: так одни глав­ным критерием счи­та­ли разум, дру­гие опыт, тре­тьи практику.

- фи­ло­со­фы выделяют от­но­си­тель­ную (неполное зна­ние о предмете, со­от­вет­ству­ю­щее определенному уров­ню развития общества) и аб­со­лют­ную (полное, не­опро­вер­жи­мое знание о предмете) истины.


  • Относительный

12 . 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: ис­ти­на - знание, точно (адек­ват­но) от­ра­жа­ю­щее дей­стви­тель­ность;

2) Одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о фор­мах пред­став­ле­ния ис­ти­ны, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер:

- ис­ти­на может быть пред­став­ле­на в виде научных фактов, эмпирических законов, тео­рий. 3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса объ­ек­тив­ный ха­рак­тер ис­ти­ны, на­при­мер:

- объ­ек­тив­ный ха­рак­тер ис­ти­ны про­яв­ля­ет­ся в том, что её со­дер­жа­ние не за­ви­сит от кон­крет­но­го субъ­ек­та по­зна­ния.

13. 1) смысл понятия, например: знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета;

2) одно предложение с информацией об относительной истине, опирающейся на знания курса, например: относительная истина - это ограниченно верное знание;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса объективный характер истины, например: объективный характер истины проявляется в том, что её содержание не зависит от конкретного субъекта познания.


15. - применимость на практике

Например, инженерные расчёты позволяют построить здания, выдерживающие требуемые нагрузки и пригодные к эксплуатации.

- непротиворечивость

Например, в доказательстве теоремы Пифагора все звенья в цепи рассуждений следуют одно из другого, все выводы согласуются со всеми посылками.

- верифицируемость (проверяемость)

Например, периодический закон Менделеева подтверждается свойствами химических элементов, выявляемыми в ходе эксперимента.

16. Истина − это вер­ное отражение дей­стви­тель­но­сти в со­зна­нии человека. Аб­со­лют­ной истиной на­зы­ва­ют полное, исчерпывающее, точ­ное знание об объ­ек­те исследования, ко­то­рой не может быть опровергнуто. Путь к аб­со­лют­ной истине лежит через ис­ти­ны относительные, ко­то­рые могут опровергаться, на­при­мер благодаря научно-техническому прогрессу, по­яв­ле­нию новых данных.


17. 1) смысл понятия, например: истина - это знание, соответствующее предмету познания (или адекватное отражение действительности в сознании человека);

2) одно предложение с информацией о методах познания истины, опирающееся на знание курса, например: К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др.

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность абсолютной истины, например: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте, явлении, процессе.

Понятие истины является ведущей в философии названия. Все проблемы философии теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». Проблема истины, как и проблема смены теории, не такая уже тривиальная, как может показаться с первого взгляда. В этом можно убедиться, вспомнив атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: «Все тела состоят из атомов. Атомы неделимы» является ли с позиции науки нашего времени истиной или заблуждением? Если считать ее заблуждением, то не будет ли это субъективизмом?

Как может какая-либо концепция, подтвердившая свою истинность, на практике оказаться ложной? В этом случае мы придем к признанию того, что сегодняшняя теория (теории) - социологические, биологические, физические, философские - только «сегодня» истинные, а через 100-300 лет будут уже заблуждениями? Альтернативное утверждение, что концепция Демокрита есть заблуждение - тоже приходиться отбросить. Итак, атомистическая концепция античного мира, атомистическая концепция XVII-XVIII вв. не истина и не заблуждение.

1.1 Истина и круг ее проблем

Словарь современной философии определяет понятие “истина” следующим образом: “Истина (греч. aletheia, букв. -- “нескрытность”) -- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств, признаков истины можно отнести: объективность по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный характер (истина есть процесс, а не “голый результат”); единство абсолютного, устойчивого (т.е. “вечные истины”) и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь абстрактного и конкретного (“истина всегда конкретна”). Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является заблуждение. Критерии истины подразделяются на эмпирические (опыт, практика) и внеэмпирические (логические, теоретические, а также такие, как простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.)”. Но это определение достаточно неполно, и его следует раскрыть более подробно. Особое внимание, я считаю, нужно уделить такому вопросу, как критерии истины.

Истины бывают эмпирические и теоретические . Эм-пирия -- это опыт. Из опытов мы выносим представле-ние о каких-либо част-ных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны, не пре-тендуют на статус закона и могут быть легко опроверг-нуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.


1.2 Развитие направлений, изучающих истину

Человек не может жить и развиваться, не постигая истин, не сравнивания своих субъективных образов с тем, что происходит вокруг. Поэтому вопрос об истине возник в самые древние вре-мена. Вместе с вопросом возникали и различные отве-ты, в которых и сама истина, и условия ее открытия, и ее положение в бытии понимались совершенно по-раз-ному.

Во-первых, во все периоды истории, начиная с глу-бокой древности, существовало направление скептициз-ма (или иначе, релятивизм ). Скептики считают, что поиск единой для всех исти-ны -- дело безрезультатное и неблагодарное. Практи-чески по любому вопросу, будь то природа или мораль, можно сформулировать два прямо противоположных мнения, и оба они будут равно обоснованы. Это ярко видно на философских утверждениях о мире в целом. Положения «мир конечен» -- «мир бесконечен», «Бог есть» -- «Бога нет», «свобода существует» -- «свободы нет и все необходимо» -- собирают равносильную аргу-ментацию и для утверждения, и для отрицания. Поэто-му, полагают скептики, нечего биться в противоречии, и лучше всего воздерживаться от суждений об истине. Тот, кто считает, что владеет истиной, боится лишиться ее. Тот, кто не нашел истины, страдает от того, что не обладает ею. Только мудрец не мечется в бесплод-ных поисках, он невозмутим и с ироничной улыбкой на-блюдает за людьми, вообразившими, будто знают суть вещей.

Второе крупное направление в понимании истины связано с учениями, которые обычно называют объек-тивным идеализмом . Его суть выражена в концепции древнегреческого философа Платона. Платон считал, что существует мир объективных идей (эйдосов), а наша повседневная жизнь -- лишь его тень, неполное отобра-жение. Идеи Красоты, Справедливости, Любви и т. д. составляют истинное бытие. Они есть истина, ядро, об-разец для всего остального.

Еще одно направление в понимании истины -- это так называемый субъективный идеализм . Особенно ярко он проявился в работах английского епископа XVIII ве-ка Джорджа Беркли. Беркли полагал, что единствен-ная истина, которую мы можем знать с достоверностью, это истина наших ощущений. Все остальное -- это ум-ственные построения. По Д. Беркли мир -- это мое ощущение, и никаких общих понятий, претендующих на общую истину, быть не должно. Все единично. Воззрения Берлди, приводящие к мнению, что «весь мир -- создание моих чувств», были настолько абсурдны, что в конце жизни он сам отошел от них. Но в начале XX века они возродились снова в рамках современного позитивизма, фи-лософии науки.

Наконец, огромную эвристическую (способствующую познанию) ценность составляют представления немецкого философа XVII века Иммануила Канта. Кант развивал идею активности сознания и познания . Он считал нашу познавательную способность сложным инструментом, с помощью которой образ мира последовательно конструируется нами самими. Но материал, из которого познавательная спо-собность создает этот образ, берется из внеш-него мира -- мира «самого по себе». Образы мира, су-ществующие в нашей голове, не отражают, по Канту внечеловеческих реалий, и мы не знаем и никогда не узнаем, как выглядит действительность вне человечес-кого взгляда, но все-таки познание было бы невозмож-но без опоры на объективность. Материал, из которого сознание лепит свою картину, не зависит от самого сознания. Таким образом, истина оказывается субъек-тивно-объективной, включающей и моменты, идущие от самого мира, и формы человеческого восприятия.

На этом положении, восходящем к Канту, сходятся сегодня самые разнообразные философские школы. Зна-ние -- это наша модель мира. Субъективное и объек-тивное создают здесь своеобразное единство. Объективным зна-нием, истиной называют поэтому хорошо проверенные опытом теоретические представления, разделяемые аб-солютным большинством ученых-специалистов. Значит, «истинное знание» -- это такая логическая модель, ко-торая считается наиболее удачным на данный момент выражением объективного положения вещей, настоль-ко, насколько это вообще возможно в рамках челове-ческого познания.

1.3 Концепции истины

В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.

Согласно концепции соответствия , истина есть форма со-отношения психики субъекта и объекта. Аристотель считал, что истинное ложное находятся не в вещах, а в мысли. Довольно часто про-стая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту не-достаточна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические кон-струкции, приходится учитывать последовательность, связ-ность, системность рассуждений и высказываний. В этой свя-зи говорят о когерентной концепции истины . Под когерентно-стью понимается взаимосоответствие высказываний. Значи-тельный вклад в развитие когерентной концепции истины вне-сли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Концепция когеренции истины не отменя-ет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании ис-тины ставится иначе.

Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины , которая берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад в развитие прагматической концеп-ции истины внесли сторонники марксизма и американского праг-матизма. Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; фагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.

Представляется весьма ценной мысль американского философа Н.Решера, согласно которой три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Все попытки исключить из философии проблематику одной из концепций истины оканчиваются неудачами.

1.4. Критерии истины

Исследования, многократно предпринимаемые учеными и методологами на современном этапе развития научной рациональности, приводят к утверждению о невозможности исчерпывающего реестра критериев истинности. Это справедливо в связи с постоянно прогрессирующим развитием науки, ее трансформацией, вступлением в новую, постнеклассическую стадию, во многом отличную от предшествующих классической и неклассической. Чтобы заполнить нишу критериев, указывают на такие новомодные понятия, как прогрессизм или нетривиальность, достоверность, критицизм, оправданность. Выделяемые прежде критерии, среди которых на первых местах оказываются предметно-практическая деятельность , объективность, а на вторых -- логическая непротиворечивость , а также простота и эстетическая организованность , также корреспондируются в список критериев истинного знания.

Проблема критерия истины всегда была центральной в теории познания, т.к. выявление такого критерия означает найти способ отделить истину от заблуждения. Субъективистски настроенные философы не в состоянии правильно решить вопрос о критерии истины. Одни из них утверждают, что критерием истины является выгода, полезность и удобство (прагматизм), другие полагаются на общепризнанность (концепция “социально-организованного опыта”), третьи ограничиваются формально-логическим критерием истинности, согласую новые знания со старыми, приводя их в соответствие с прежними представлениями (теория когеренции), четвертые вообще считают истинность знаний делом условного соглашения (конвенционализм). В любом из этих случаев критерий истины (если он признается) не выводится за пределы разума, так что знание замыкается в самом себе. Не выходит за пределы сознания критерий истины и в случае, когда он ограничивается в качестве одностороннего воздействия объекта на органы чувств субъекта. Однако, во-первых, все большее количество получаемых опосредованно научных понятий и положений не обладают и в силу этого не могут быть подвергнуты проверке с помощью чувственного опыта. Во-вторых, чувственный опыт индивидуального субъекта недостаточен; обращение же к чувственному опыту массы людей означает не что иное, как все ту же пресловутую общепризнанность, мнение большинства. Неправомерно утверждение и тех, кто мерилом истинности считал точность и строгость, ясность и очевидность. История не пощадила и эти взгляды: весь XX в. проходит под знаком определенной девальвации математической точности и формально-логической строгости в связи с обнаружением парадоксов теории множеств и логики, так что точность так называемых “описательных”, обычных наук оказалась в некотором смысле более “прочной”, чем точность самых “точных” наук -- математики и формальной логики.

Итак, ни эмпирические наблюдения, которым не свойственна так необходимая критерию истинности всеобщность, ни рационалистическая в своей основе ставка на ясность аксиом, исходных принципов и строгость логических доказательств не в состоянии дать надежный, объективный критерий истины. Таким критерием может быть только материальная деятельность, т.е. практика, понимаемая как общественно-исторический процесс. Выступающая в качестве критерия истины практика обладает всеми необходимыми для этого свойствами: обращенной к объекту и выходящей за пределы сферы знаний деятельностью; всеобщностью, поскольку, практика не ограничена деятельностью индивидуального субъекта познания; необходимой чувственной конкретностью. Короче говоря, практика предполагает переход от мысли к действию, к материальной действительности. При этом успех в достижении поставленных целей свидетельствует об истинности знаний, исходя из которых, эти цели ставились, а неудача -- о недостоверности исходных знаний. Чувственная конкретность практики не означает, что она должна подтверждать истинность каждого понятия, каждого акта познания. Практическое подтверждение получают лишь отдельные звенья рассуждений того или иного познавательного цикла; большинство же актов познания осуществляется путем вывода одного знания из другого, предшествующего; процесс доказательства происходит часто логическим путем. Логический критерий всегда сопутствует критерию практики как необходимое условие реализации последнего. И все же логическое доказательство выступает лишь вспомогательным критерием истины, в итоге само имея практическое происхождение. Велик удельный вес формально-логического критерия истины (вернее, точности и непротиворечивости) в сфере математического знания. Но и здесь только в области фундаментальной, “чистой” математики он выступает непосредственным критерием истинности математических построений. Что же касается прикладной математики, то здесь практика является единственным критерием истинности математических моделей, их эффективности.

Относительность практики как критерия истины заключается в том, что, будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии до конца, полностью доказать или опровергнуть все наша знания. Практика способна осуществить это только в процессе своего дальнейшего развития.

“Неопределенность”, относительность практики как критерия истины находится в единстве с ее противоположностью -- определенностью, абсолютностью (в итоге, в принципе, в тенденции). Таким образом, относительность практики как критерия истины соответствует относительной истине, характеру знаний, которыми человечество располагает на данном этапе своего исторического развития.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: