Некоммерческие организации как юридические лица отчетность. Состав бухгалтерской отчетности для нко на усн. Налоговая отчетность: УСН

Отчеты НКО. Какую отчетность НКО должны сдать.

К относятся субъекты, деятельность которых не связана с получением прибыли. В НКО доходы, полученные в результате выполняемых действий, не могут быть распределены между учредителями, что является основным отличием от коммерческих предприятий. Некоммерческие организации имеют много общего с юридическими лицами. Они имеют собственный баланс и устав, на сновании которого совершают свою деятельность, могут открывать банковские счета. Также НКО разрешается иметь штампы, на которых указано их название. Деятельность субъектов некоммерческой деятельности не ограничивается определенным сроком.

Некоммерческим организациям необходимо обеспечить своевременную сдачу отчетности и правильное заполнение представляемых документов. Следует знать, что довольно часто ошибки в отчетах, сдаваемых в различные государственные органы, становятся причиной претензий к НКО, которую могут обвинить в нарушении законодательства, приостановив деятельность.

Некоммерческим организациям наряду с другими предприятиями и структурами, необходимо подготовить документацию для сдачи в контролирующие органы отчетности - налоговой, бухгалтерской и статистической. Также НКО отчитываются по страховым взносам и сдают специальные отчеты в Минюст РФ. Чтобы своевременно представить все необходимые документы и избежать проблем с законодательством, субъекты некоммерческой деятельности должны знать, какие отчеты сдают НКО, сроки их сдачи и другие аспекты отчетности, требующие особенного внимания.


Бухгалтерская отчетность НКО

Все субъекты некоммерческой деятельности обязаны вести и раз в год представлять бухгалтерскую отчетность согласно общим правилам. Отчитываясь перед соответствующим органом, они должны подготовить для сдачи следующую документацию

Бухгалтерский баланс НКО;

Отчеты, подтверждающие целевое расходование средств.

Каждый документ заполняется и оформляется по установленной форме, при их составлении учитываются особенности и специфика деятельности организации.

Некоторые НКО дополнительно сдают отчет о финансовых результатах. Он представляется в следующих случаях

Работа некоммерческой организации принесла ей значимый доход;

Отчет необходим для оценки финансового состояния НКО.

Если не требуется предоставление отчета о финансовых результатах, то доход от функционирования НКО отражается в документе о целевом использовании в специальной строке «прибыль от приносящей доход деятельности».

Бухгалтерская отчетность НКО сдается на протяжении 90 дней после того, как закончится отчетный период.

Бухгалтерский баланс НКО несколько отличается от баланса, составляемого коммерческими предприятиями. Так раздел «Капиталы и резервы» заменен на «Целевое финансирование». В нем указываются суммы источников образования активов, а также отражаются остатки целевых поступлений. Также в бухгалтерском балансе НКО заменены некоторые другие строки, что обусловлено характером деятельности некоммерческих предприятий.

В отчете о целевом расходовании средств указываются затраты на благотворительные цели, на проведение различных мероприятий, на оплату труда и другие расходы, необходимые для функционирования организации. Сумма финансовых поступлений - общая и по конкретным статьям - различные взносы, доход от деятельности, остаток денег на начало и на конец отчетного периода.

Отчеты НКО в Минюст

Субъекты некоммерческой деятельности предоставляют отчетность НКО в Минюст, указав в формах, утвержденных министерством юстиции Российской Федерации, всю необходимую информацию. Сдаваемые отчеты подтверждают, что среди сотрудников НКО нет иностранных лиц, а также организация не имеет зарубежных источников финансирования.

Отчетность НКО в Минюст, сроки ее сдачи следующие

Форма №1 - в документе указывается информация о руководителях некоммерческой организации, а также о характере и специфике ее деятельности;

Форма № 2 - в ней предоставляются данные об использованных целевых средствах и имуществе;

Форма №3 - в отчете отражаются все денежные средства и имущества, полученные НКО от международных и зарубежных компаний и предприятий, от иностранцев и лиц без гражданства. Заполнить ее можно, посетив официальный портал министерства юстиции.

Все эти отчеты НКО в Минюст сроки предоставления имеют следующие - до 15 апреля года, последующего за отчетным периодом.

Некоторые субъекты некоммерческой деятельности не сдают отчетность в Минюст в таких случаях

Организация не получала средств от зарубежных компаний или иностранных лиц;

Учредителями или сотрудники НКО не являются иностранцами;

Организация за отчетный период получила поступлений общей суммой не более 3 млн. руб.

При этом вместо первых двух форм заполняется заявление, имеющее произвольную форму, и соответствующее требованиям законодательства РФ.


Налоговая отчетность НКО

Некоммерческие организации также должны сдать отчетность в федеральную налоговую службу. Форма отчетности НКО в налоговую службу у разных субъектов может отличаться в зависимости от выбранной системы налогообложения.

Основной режим налогообложения

Некоммерческие предприятия, использующие основную систему налогообложения, представляют в налоговую инспекцию следующий перечень документов

Декларация по НДС - сдается, как правило, в электронной форме до 25-го числа месяца, идущего за отчетным периодом. Сдавать такой отчет необходимо каждый квартал. В случае отсутствия объекта, облагаемого НДС, некоммерческие предприятия сдают отчетность, состоящую из титульной страницы и первого раздела;

Отчетность по налогам на имущество - в процессе своей деятельности выплачивают НКО налоги на имущество, имеющееся у них на балансе. Ежеквартально субъектами некоммерческой деятельности перечисляются платежи и предоставляются их расчеты в соответствующей форме. От ее заполнения освобождаются НКО, не владеющие основными фондами. Сроки отчета НКО по налогам на имущество - декларация предоставляется на протяжении 30 календарных дней после окончания отчетного периода;

Налог на прибыль - субъект некоммерческой деятельности, занимающийся предпринимательством, является плательщиком налога на прибыль. За каждый отчетный период предоставляется отчетность, которая должна сдаваться на протяжении 28 дней после его окончания. Полный отчет за налоговый период сдается до 28 марта года, следующего за отчетным. Если НКО не осуществляет предпринимательскую деятельность, то она предоставляет в налоговую службу упрощенную отчетность. Сроки сдачи НКО такого отчета также до 28 марта;

Земельный налог - если в распоряжении некоммерческой организации есть земельный участок, то она заполняет соответствующую декларацию до 1 февраля года, идущего за отчетным периодом;

Отчет по транспортному налогу - форма заполняется, если на балансе НКО есть транспортное средство, она сдается также до 1 февраля.

Также субъектами некоммерческой деятельности сдаются некоторые другие документы. Данные о среднесписочной численности работников предоставляются в налоговую инспекцию до 20 января организациями, имеющими в штате 100 и более человек. А если количество сотрудников более 25 человек, то до 1 апреля представляются справки 2-НДФЛ, составленные по определенной форме.

Отчетность на УСН

Некоммерческие организации, работающие на упрощенном режиме налогообложения, подают в налоговую инспекцию такую отчетность

Декларация по единому налогу на вмененный доход - если НКО применяет ЕНВД, то каждый квартал до 20 числа месяца, последующего за отчетным периодом, она должна сдать данную декларацию;

Декларация по УСН - обязательно заполняется и сдается некоммерческим предприятием, находящимся на упрощенном режиме налогообложения. Сроки отчетности НКО - документация сдается до 31 марта года, наступившего после отчетного периода.

НКО на упрощенной системе не платят НДС, налоги на прибыль и имущество, а также некоторые другие платежи. Но при этом бывают исключения для предприятий, арендующих имущество и в некоторых других случаях, что необходимо уточнять в органах налоговой службы.

Сдавая отчетность НКО 2017, субъекты некоммерческой деятельности наравне с другими предприятиями несут полную ответственность перед федеральной налоговой инспекцией за предоставленные в документах сведения.


Отчетность за сотрудников НКО

Также предоставляется в контролирующие органы всеми НКО отчетность за год по взносам, уплаченным организацией за своих сотрудников.

Отчетность по страховым взносам

Все некоммерческие организации обязаны своевременно сдать отчетность в Фонд соцстрахования и в Пенсионный фонд РФ. Отчеты НКО 2017 по внебюджетным фондам сдаются согласно правилам, общим для предприятий всех видов деятельности.

Некоммерческими организациями заполняются следующие документы

Отчеты в ФСС - форма 4-ФСС сдается в фонд соцстрахования НКО с количеством работников более 25 человек. Она может быть представлена в электронном формате или на бумаге, при этом сроки дачи отчетности в ФСС отличаются.

Если в некоммерческой организации за отчетный период не числятся постоянные сотрудники, то она должна сдать в фонд соцстраха нулевую отчетность НКО 2018. Сроки ее представления - до 20 числа месяца, последующего за отчетным периодом.

Отчеты в ПФР - отчетность в Пенсионный фонд РФ сдается по форме РСВ-1 некоммерческими организациями, в которых средняя численность сотрудников за отчетный период более 25 человек. Отчеты НКО 2018 в ПФР формируются на бумажных носителях или в электронной форме и отличаются только сроками сдачи

Согласно нововведениям, с 2016 года субъекты некоммерческой деятельности должны каждый месяц, отчитываясь за сотрудников, заполнять и сдавать в ПФР форму СЗВ-М. Это отчетность, в которой представляются сведения о застрахованных лицах.

Согласно письменному разрешению Пенсионного фонда России, нулевая ежеквартальная отчетность может не предоставляться. Это касается НКО, в которых за отчетный период не числятся постоянные работники.

Кроме этого, некоммерческие организации, применяющие пониженные тарифы, должны заполнить дополнительные подразделы в формах РСВ-1 и 4-ФСС.

Отчетность в Росстат

Субъекты некоммерческой деятельности наряду с другими юридическими лицами должны своевременно предоставлять в Росстат статистические отчеты, с указанием необходимой информации. Сроки и правила сдачи требуемых документов определены законодательством Российской Федерации, а в случае непредставления отчетов предусматривается административная ответственность. Все НКО обязаны представить в Росстат бухгалтерский баланс.

В государственные статистические органы субъекты некоммерческой деятельности должны сдать в обязательном порядке следующие документы

Форма №1-НКО - в отчете указывается информация о деятельности некоммерческого предприятия, представить его необходимо до 1 апреля года, последующего за отчетным периодом;

Форма №11 (краткая) - в документе указывается информация об имеющихся основных средствах, их количестве и движении. Форму необходимо сдавать каждый год один раз до 1 апреля.

Также в местные отделения Росстата представляются и другие отчеты. Оончательный перечень документации, включенной в статистическую отчетность НКО, определяется в зависимости от специфики деятельности организации. Предварительно перед сдачей отчетности необходимо уточнить в местных отделениях статистики, какие формы следует сдавать конкретной некоммерческой организации.

Социально ориентированными некоммерческими организациями в Росстат сдается форма 1-СОНКО, в которой предоставляется вся необходимая информация о деятельности социально ориентированной НКО. Форму 1-СОНКО необходимо сдать до 1 апреля года, последующего за отчетным периодом.

Социально ориентированными считаются некоммерческие организации, которые в ходе своей деятельности помогают решить социально-общественные проблемы. К СО НКО относятся субъекты, обеспечивающие социальную защиту физических лиц, охрану природы, а также объектов, имеющих культурную или архитектурную ценность, защиту животных. Также такие организации оказывают физическим и юридическим лицам правовую помощь. Они занимаются благотворительностью и деятельностью в различных областях - культурной, научной, образовательной и других.

Также есть отдельные требования для некоммерческих организаций, являющихся . Они должны каждый год отчитываться в использовании своего имущества и обязательно публиковать отчетность. При этом законодательством не определяются конкретные сроки публикации и ее вид, поэтому раз в год НКО необходимо опубликовать такой отчет в средствах массовой информации или на своем официальном сайте. Также можно напечатать специальную брошюру.

Дополнительные отчеты обязаны предоставлять и благотворительные организации. Так в Министерство юстиции они сдают отчетность о своей деятельности, в которой должна содержаться следующая информация

Сведения, касающиеся финансовой и хозяйственной сторон деятельности организации. Они должны подтверждать, что НКО, занимающаяся благотворительностью, соблюдает требования, предусмотренные законодательством в отношении имущества и фондов благотворительных организаций;

Список персонального состава управляющего органа благотворительной организации;

Сведения, в которых подробно раскрываются содержание и состав благотворительных программ и мероприятий, составленных и проводимых данной организацией, в том числе перечень программ и их описание;

Данные о результатах благотворительной деятельности некоммерческой организации, сведения о нарушениях законодательства, выявленных в ходе проверок, и мерах, принятых для их устранения.

Отчет о деятельности благотворительной организации представляется раз в год в территориальное отделение Минюста РФ в срок до 31 марта года, последующего за отчетным периодом.

Отдельно выделяют отчетность, сдаваемую некоммерческой организацией, которая выполняет функции «иностранного агента».

Такая НКО обязана представить в контролирующие органы следующие отчеты

Документы, в которых указываются специфика деятельности НКО и руководящий состав организации. Такой отчет представляется раз в полугодие до 15 числа месяца, идущего после окончания отчетного периода;

Отчетность о денежных средствах и имуществе, об их целевом назначении и расходе. В том числе указываются денежные средства и имущество, полученные от иностранных организаций и граждан. Такая отчетность сдается каждый квартал до 15 числа месяца, идущего за окончанием отчетного периода;

Аудиторское заключение, которое составляется по итогам проверки бухгалтерской или финансовой отчетности. Оно подается раз в год до 15 апреля.

Перечень отчетностей, сдаваемых некоммерческими организациями, довольно внушительный. Кроме основных отчетов, общих для всех НКО, сдаются дополнительные отчеты, список которых зависит от вида деятельности организации и некоторых других аспектов.

Главная задача субъектов некоммерческой деятельности - правильно заполнить и своевременно сдать все требуемые документы. Чтобы избежать ошибок и неточностей, ведущих к нарушению законодательства и административной ответственности, необходимо уточнять перечень отчетности и сроки ее сдачи в территориальных отделениях государственных органов. А также необходимо строго следовать инструкциям к заполнению документации, предлагаемым контролирующими службами.

Как известно, для некоммерческих организаций были упрощены процедуры государственной регистрации, предоставления отчетности и осуществления контроля за их деятельностью (Федеральный закон от 17.07.2009 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”»). Исходя из того, что некоммерческая организация как собственник целевого капитала обязана не позднее шести месяцев после окончания отчетного года подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала, рассмотрим обусловленные спецификой деятельности формы отчетности. Отметим также, что в случае, если такой некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, указанный годовой отчет готовится по каждому сформированному целевому капиталу.

В целом отчетность некоммерческих организаций можно условно разделить на следующие группы:

  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность перед государственными внебюджетными фондами;
  • статистическая отчетность;
  • специальная отчетность.

Состав отчетности в отношении некоммерческой организации зависит как от ее организационно-правовой формы, так и от особенностей налогообложения (в частности, от применяемого режима налогообложения).

Бухгалтерская отчетность

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят следующие формы:

  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Следует отметить, что для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности. Указанные организации представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности» некоммерческие организации могут не представлять формы № 3–5 бухгалтерской отчетности в случае отсутствия соответствующих данных.

Бухгалтерская отчетность в сокращенном составе (формы № 1 и № 2) также представляется в органы государственной статистики.

С 2003 г. в связи с введением в действие УСН многие некоммерческие организации перешли на указанный специальный налоговый режим. Такие организации в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, а значит, и составления бухгалтерской отчетности. Но при этом установлена обязанность ведения данными организациями учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Доходы и расходы учитываются в Книге доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Налоговая отчетность

Обязанность составления и представления в предусмотренных законодательством случаях налоговой отчетности в форме налоговых деклараций (расчетов) установлена ст. 23 НК РФ. Состав налоговой отчетности некоммерческих организаций напрямую зависит от применяемого режима налогообложения: общего или специального налогового режима. При общем налоговом режиме состав налоговой отчетности включает в обязательном порядке:

  • налоговую декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налоговую декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Нужно иметь в виду, что форма декларации по НДС изменилась. Новая форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009. Указанная форма декларации применяется уже с отчетности за IV квартал 2009 г.

В отношении налога на прибыль нельзя не отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 289 НК РФ некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога, представляют налоговые декларации в упрощенной форме по истечении налогового периода. Также следует принять во внимание, что налоговая декларация по налогу на прибыль применяется в редакции приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н.

Некоммерческая организация, обладающая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, обязана составлять налоговую отчетность по налогу на имущество в форме налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество, что закреплено в ст. 386 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что ранее организация, не имевшая объектов налогообложения налогом на имущество, все равно обязана была представлять так называемую «нулевую» налоговую отчетность по налогу на имущество. Однако теперь в связи с принятием Федерального закона от 30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» организации освобождены от обязанности представлять расчеты и декларации по налогу на имущество организаций при отсутствии объекта налогообложения.

В случае если в отношении некоммерческой организации зарегистрировано транспортное средство, то она обязана составлять и представлять налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу (ст. 363.1 НК РФ).

Если некоммерческая организация обладает правом собственности на земельный участок или же правом постоянного (бессрочного) пользования им, то в отношении нее установлена обязанность формирования налоговой декларации и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу (ст. 398 НК РФ).

Некоммерческие организации, равно как и коммерческие, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В качестве самого простого примера здесь можно привести отношения между работодателем и работником в части начисления и выплаты заработной платы. Указанное выше обстоятельство влечет за собой необходимость составления и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, с момента введения специального налогового режима в виде УСН довольно большое число некоммерческих организаций воспользовалось правом перехода на указанный налоговый режим.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3, 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций по договору простого товарищества, договору доверительного управления имуществом или концессионному соглашению на территории РФ).

Применение УСН обязывает некоммерческие организации составлять и представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Отчетность перед государственными внебюджетными фондами

Данной группе отчетности следует уделить особое внимание в связи с изменениями законодательства, вступившими в силу с начала текущего года. Отмена с 01.01.2010 Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"» ЕСН и введение обязанности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование внесли определенные новшества, в том числе и в порядок формирования и представления отчетности.

Привычная для многих декларация по ЕСН отменена, а администрирование указанных выше страховых взносов передано от налоговых органов Пенсионному фонду России (ПФР), а также Фонду социального страхования (ФСС России). В связи с изменением порядка администрирования взносов страхователи в соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ должны подавать расчеты ежеквартально по месту своего учета:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС России - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС России.

Следует обратить внимание на то, что подача расчетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика-страхователя не предусматривается.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н.

Отчетность в ФСС России несколько видоизменилась, что стало следствием указанных выше изменений законодательства. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 г. должен быть представлен по форме-4 ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н.

Помимо этого организации также обязаны формировать отчетность, связанную со сдачей сведений по персонифицированному учету. Эта обязанность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ порядок сдачи сведений по персонифицированному учету в ПФР изменился. Так, в 2010 г. их нужно сдавать два раза - по итогам полугодия и года (до 01.08.2010 и 01.02.2011), а начиная с 2011 г. - четыре раза в год, ежеквартально (до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля).

Статистическая отчетность

Помимо представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках некоммерческой организацией в органы государственной статистики подаются сведения по специализированным формам статистического наблюдения.

Говоря об особенностях отчетности некоммерческих организаций, следует указать, что в отношении них среди прочих установлена специальная форма статистического наблюдения - форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Указанная форма является новой. Форма утверждена приказом Росстата от 02.10.2009 № 213, является единовременной и действует для отчета в 2010 г. Также в отношении некоммерческих организаций действует форма № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», утвержденная приказом Росстата от 14.08.2008 № 189 (ред. от 10.07.2009, с изм. от 18.11.2009).

Органы государственной статистики могут запросить и другие сведения по установленным формам.

Специальная отчетность

При формировании комплекта отчетности в отношении некоммерческих организаций следует принимать во внимание Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сейчас указанные выше сведения представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, по форме № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 (ред. от 08.12.2008). Сведения представляются ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Однако указанное выше требование распространяется не на все некоммерческие организации. Так, согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн руб., представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

С 01.01.2010 вступил в силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны каждый год размещать в сети Интернет или средствах массовой информации отчет о своей деятельности в объеме сведений, которые представляются в Минюст России или его территориальный орган, а некоммерческие организации, у которых выполняются условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, - сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения этих отчетов и сообщений определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.

Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Помимо этого общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Аналогичная обязанность закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Благотворительные организации, являясь также некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» также обязаны ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения:

  • о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
  • составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
  • содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
  • нарушениях требований указанного выше едерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Некоммерческие фонды в соответствии со ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

М. В. Панов,
аттестованный аудитор Минфина России, член НП «Московская Аудиторская Палата», ведущий эксперт аудиторско-консалтинговой компании «РУСКОНСАЛТИНГ ГРУПП»

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета в общественных объединениях, состав и порядок представления отчетности.

Что представляет собой общественное объединение?

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан.

Цели такого объединения прописываются в уставе. Членами такого объединения могут быть как граждане, так и юридические лица (Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту - Закон №82-ФЗ), Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон №7-ФЗ), ст.123.4 ГК РФ).

Общественные объединения создаются на основе общности интересов (например, общественная организация инвалидов, право на создание которой предусмотрено в Федеральном законе от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Отметим, что организационно-правовыми формами общественных объединений могут быть (ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»):

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Общественное объединение, которое создано в форме юридического лица, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, которое необходимое для функционирования его деятельности (ст.30 Закона №82-ФЗ).

Специфика правового статуса общественных объединений предопределяет порядок бухгалтерского учета.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности общественного объединения

При подготовке отчетности объединения должны руководствоваться общими бухгалтерскими стандартами. Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО и, соответственно, общественных объединений. Так, объединения вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Общественные объединения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность объединения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, Информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать общественные объединения.

Общественные объединения должен представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)

Особенности налогового учета общественных объединений

Статус деятельности общественных объединений определяет и особенности их налогообложения. Общественные объединения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Общественные объединения вправе применять ЕНВД, если такой режим установлен на территории региона в части видов деятельности, предусмотренных ст.346.26 НК РФ (письма ФНС РФ от 29.06.2015 г. № ГД-4-3/11277@, Минфина РФ от 18.07.2014 г. №03-11-09/35501).

При определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934).

Применяя общую систему налогообложения, общественным объединениям предоставляется ряд налоговых льгот.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ все общественные объединения признаются плательщиками налога на прибыль.

Средства, полученные объединениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст. 251 НК РФ).

Как разъяснил Минфин РФ, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений (письмо от 05.08.2011 г. №03-03-06/4/91). По окончании налогового периода объединения обязаны представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Льгота по НДС

Общественные объединения являются плательщиками НДС (за исключением объединений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС:

Операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);

Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Льгота по налогу на имущество

Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

НКО на УСН — какую отчетность сдавать – вопрос, с которым в первый год работы сталкиваются все некоммерческие организации, применяющие упрощенку. НКО также как и коммерческие компании должны вовремя подавать отчетность в государственные инстанции. Рассмотрим подробнее в нашем материале особенности сдачи отчетности НКО на упрощенке.

НКО: понятие и особенности

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих тем, что имеют другую цель создания и осуществления своей деятельности. Главная цель коммерческих компаний заключается в получении максимальной прибыли. НКО же создаются не для получения дохода. Это предусматривает и российское законодательство (ст. 50 ГК РФ). При осуществлении деятельности НКО руководствуются Гражданским кодексом и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

При разработке учредительных документов НКО обязательно должны прописать виды деятельности, которыми они будут заниматься. При этом деятельность НКО должна вестись строго в соответствии с целью ее создания. НКО предназначены для реализации государственных функций в социальной, образовательной, медицинской, культурной, религиозной и других сферах.

Законодательство не запрещает НКО вести предпринимательскую деятельность, которая ведет к получению прибыли. Так, учреждения образования имеют право взимать плату за свои услуги. Однако данная деятельность не должна противоречить основной цели создания и функционирования НКО, а также должна обязательно быть прописана в учредительных документах. Учет доходов от коммерческой деятельности НКО должен вестись при этом отдельно.

Финансирование НКО может осуществляться путем получения:

  • взносов от участников и учредителей организации;
  • благотворительных добровольных взносов и пожертвований;
  • прибыли от ведения предпринимательской деятельности;
  • поступлений, полученных от имущества НКО;
  • других доходов.

НКО и УСН: условия применения

НКО, созданные в любой форме, могут применять упрощенный режим. Причем как доходный, так и доходно-расходный вариант. НКО являются юридическими лицами, которые также соблюдают нормы Налогового кодекса и ведут учет в соответствии с установленными стандартами.

Не допустимо применение упрощенки инвестиционными фондами и адвокатскими образованиями (ст. 346.12 НК РФ).

Для НКО предусмотрены более лояльные условия применения упрощенного режима. Есть две особенности применения упрощенки НКО:

  • НКО может применять упрощенку даже если доля участия другого юрлица составит более 25% (пп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
  • Возможно применение УСН НКО, у которых стоимость собственных ОС составляет более 150 млн. руб. Это касается неамортизируемых ОС. По остальному имуществу ограничение должно соблюдаться (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Доходы и расходы при УСН НКО учитывают с применением общих правил. При этом взносы учредителей и членов, а также пожертвования для ведения деятельности в соответствии с уставом НКО не нужно включать в расчет доходов (ст. 251 НК РФ).

НКО, выбравшие доходный режим могут уменьшить УСН-налог на страховые взносы с заработной платы, выданной из любых источников. Об этом сказано в письме Минфина от 09.08.2012 № 03-11-06/2/105.

НКО на УСН: какую бухгалтерскую отчетность сдавать

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ НКО имеют право представлять отчетность в упрощенной форме. При этом НКО может сдавать не только упрощенный вариант отчетности, но и стандартный полный вариант. Решение об этом принимается НКО индивидуально.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности для НКО на УСН входят:

  • Бухгалтерский баланс. Эта форма для НКО отличается от формы для коммерческих предприятий тем, что раздел «Капиталы и резервы» заменяется на «Целевое финансирование». Здесь НКО должна показать данные по суммам источников формирования ее активов. При этом организации сами определяют подробность отражения в балансе тех или иных данных. К примеру, при наличии у фирмы в большом количестве запасов можно при желании детально отразить в балансе состав МПЗ. Но можно это и не делать, а просто отразить сумму запасов одной строкой.
  • Отчет о целевом использовании денежных средств. Этот документ отражается суммы средств, которые были использованы на ведение деятельности фирмы. Сюда входят оплата труда, затраты на благотворительность, проведение целевых мероприятий и др. Также в отчете нужно будет показать остатки денежных средств на начало и конец года, общую сумму поступивших взносов, прибыль при ведении предпринимательской деятельности.
  • Отчет о финансовых результатах. Его НКО сдавать не обязательно, он может быть заменен отчетом об использовании денежных средств. Он является обязательным только при соблюдении следующих условий:
  • за отчетный год НКО получила значительный доход;
  • данные о прибыли не отражают в полной мене финансовое состояние организации.

Существенную информацию можно дополнительно раскрыть в пояснительной записке к балансу.

Если у НКО отсутствует бухгалтер, то руководитель может заполнять отчетность самостоятельно. НКО могут отчитываться как в бумажном, так и в электронном виде. Некоммерческие организации применяют стандартные формы отчетности, утвержденные приложением №6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66. Данная отчетность сдается по итогам года, не позднее 31 марта.

Отдельно нужно отметить особенности, присущие НКО, имеющим социальную ориентацию (СО). То есть при осуществлении своей деятельности они выполняют различные социальные функции (благотворительность, социальная защита, здравоохранение, образование и др.). Такие организации заполняют специальные формы отчетности, а именно: бухгалтерский баланс СО НКО и отчет о целевом использовании средств (ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Отчетность по налогам

Некоммерческие организации на упрощенке также должны отчитываться в ФНС. По окончании года (до 31 марта) они должны сдавать налоговую декларацию по УСН. Заполнить отчет организация может либо вручную либо в электронном виде. НКО заполняют тот же бланк упрощенной декларации, что и коммерческие фирмы (форма, утвержденная Приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). При отсутствии у НКО доходов и расходов она должна подать нулевую декларацию по УСН (п.1 ст.346.23 НК РФ).

При этом в декларации по УСН НКО дополнительно заполняют раздел 3 «Отчет о целевом использовании имущества». Это должны делать НКО, которые в течение года получали целевое финансирование или которые на начало года имеют остаток целевых средств с прошлого периода, даже если в отчетном году поступлений не было.

Также НКО-упрощенцы должны вести книгу учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ).

НКО на УСН не нужно платить налог на прибыль, на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому большинству НКО не нужно сдавать декларации по этим налогам.

Совмещение НКО и УСН не всегда означает, что другие налоги кроме единого, организации платить не надо. Из этого правила много исключений:

  • налог на имущество платят организации, которые имеют имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • НДС должны заплатить НКО-налоговые агенты по НДС;
  • Транспортный налог платят те НКО, у которых в собственности есть транспортные средства;
  • Земельный налог платится, если у предприятия есть в собственности земельный участок и др.

Другая отчетность

Отчетность по работникам:

  • в ИФНС -2-НДФЛ, 6-НДФЛ, ЕРСВ и среднесписочная численность;
  • в ФСС -4-ФСС;
  • в ПФР - СЗВ-М.

Также некоммерческие организации предоставляют в орган Росстата два обязательных документа:

  • Форма №1-НКО, где отражаются данные касательно деятельности организации;
  • Форма №11 (краткая), где должна содержаться информация об изменениях в основных фондах.

Обязательным является сдача отчетности в Министерство юстиции:

  • Форма №0Н0001 – в ней отражена информация о руководителях НКО и осуществляемой ею деятельности;
  • Форма №0Н0002 – показывает как использовалось имущество НКО и на что были израсходованы целевые средства;
  • Форма №0Н0003 – отражает объем средств, получаемых от иностранных и международных организаций, граждан и лиц без гражданства.

Бланки форм утверждены приказом Минюста РФ от 29.03.2010 № 72. Данная отчетность предусмотрена, чтобы государство могло обеспечить контроль, нет ли у НКО иностранных граждан среди участников и учредителей и иностранных источников финансирования (ч. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ).

Первые две формы не нужно заполнять организациям, если:

  • у них не поступали активы от иностранных лиц;
  • учредителями и членами НКО являются граждане РФ;
  • поступления НКО за год составили более 3 млн. руб.

Вместо них нужно заполнить заявление о том, что НКО соответствует требованиям законодательства.

Итоги

Таким образом, отчетность, представляемая НКО несколько отличается от отчетности, которую должны сдавать коммерческие предприятия. НКО могут сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме, а также в соответствии с индивидуальными особенностями детализировать статьи баланса. Отдельно НКО должны сдавать специальную отчетность в Минюст России.

Согласно ст.32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в дальнейшем - Закон № 7-ФЗ, некоммерческие организации (далее - НКО) предоставляют сведения о деятельности в налоговые и статистические органы, учредителям и прочим лицам в соответствии с учредительными документами и законодательством. Так, НКО предоставляет уполномоченному органу документы, содержащие сведения о деятельности, руководящем составе организации, о расходовании средств и пользовании имуществом. Предоставляются документы не позднее 15 апреля года.

Помимо указанных сведений, НКО предоставляют и бухгалтерскую отчетность. На данном виде отчетов остановимся подробнее.

Информация для налоговой инспекции

Согласно ст. 119 НК РФ, НКО несет ответственность за совершенные налоговые правонарушения равно, как и коммерческая организация (в частности, за непредставление налоговой декларации).


Даже если НКО занимается ведением лишь уставной деятельности, это не освобождает ее от своевременной подачи налоговой отчетности, если организация признана плательщиком определенного налога. Кроме этого, налоговые органы контролируют полноту и правильность использования целевых поступлений. Далее рассмотрим, какую налоговую отчетность должна предоставлять НКО, имеющая движения по счетам в налоговый период.

Режим ОСН

Налог на прибыль. Согласно ст.246 НК РФ, некоммерческие организации обязаны уплачивать налог на прибыль. Однако на основании ст.251 НК РФ, налогообложению не подлежит имущество компаний, полученное в рамках целевых поступлений и целевого финансирования. Таким образом, осуществляющая коммерческую деятельность НКО представляет декларацию на общих основаниях по итогам каждого отчетного периода (3 месяца, 6 месяце, 9 месяцев), а также налогового периода (год).

НКО, не уплачивающая налог на прибыль, может отчитаться по упрощенной форме (листы 01, 02 и 07).

НДС. Являясь плательщиком НДС, по истечение налогового периода НКО предоставляет декларацию НДС. В обязательном порядке заполняются титульный лист и первый раздел, остальные разделы и приложения зависят от операций, совершаемых организацией.

ЕСН, ФСС и ПФР

НКО уплачивают ЕСН (ст.235 НК РФ, пп.1 п.1). По итогам отчетного периода организации сдают расчеты по авансовым платежам, декларацию по ЕСН - по итогам налогового периода. Согласно Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, некоммерческие организации учитывают суммы страховых взносов по каждому физлицу, а также отчитываются перед налоговой.

НДФЛ

НКО, являясь источником получения средств для физлица, является налоговым агентом. Соответственно, она обязана удержать и исчислить в бюджет сумму налога у налогоплательщика. Соответствующие сведения предоставляются в налоговый орган по месту учета налоговыми агентами.

Имущественный налог

Налог на имущество уплачивается НКО в те же сроки и в том же порядке, что и у коммерческих организаций. Специфических правил для НКО не предусмотрено, не имеет значения, занимается ли НКО коммерческой деятельностью или нет.

По истечение каждого налогового периода НКО предоставляет декларации. Для каждого обособленного подразделения формируется отдельный баланс.

Налог на транспортные средства

Плательщиками данного налога являются НКО, имеющие в собственности зарегистрированные транспортные средства (перечисленные в ст.358 НК РФ).

Так как транспортный налог является региональным, исполнительные власти субъектов самостоятельно устанавливают порядок и сроки оплаты, отчетные периоды.

При наличии транспортных средств НКО представляют в налоговый орган декларации по месту регистрации данных ТС. Не имеет значения, в какой деятельности используются транспортные средства.

Налог на земельные наделы

НКО, имеющие в собственности земельные наделы (или обладающие правом бессрочного пользования), обязаны уплачивать налог на землю в соответствии со статьей 388 НК. Декларацию необходимо подавать по итогам налогового периода по месту нахождения земельного надела.

Порядок уплаты авансовых платежей и налога установлен правовыми актами муниципальных образований. Расчеты по авансовым платежам НКО подают не позднее последнего числа того месяца, который следует за отчетным периодом.

НКО на УСН

Организация, перешедшая на режим УСН, освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН, но при этом остается плательщиком страховых взносов в ПФР. Также отменяется НДС, исключение составляют организации, уплачивающие налог при ввозе товаров на территории страны. Налоги, относящиеся к «упрощенцу», НКО обязана уплачивать в полном объеме. От обязанностей налогового агента НКО при этом не освобождается.


НКО на УСН освобождены от обязанности ведения бухучета в соответствии с ФЗ №129, исключение составляют НМА и основные средства. Расходы и доходы признаются НКО в порядке, указанном главой 26.2 НК РФ. Это значит, что обязанность по составлению и представлению бухгалтерской отчетности в налоговый орган у НКО отсутствует. В то же время, НКО сдают по итогам года Отчет о целевом использовании средств по форме №6 с тем, чтобы выполнить требования по назначению целевых средств.

В органы статистики НКО предоставляют квартальную и годовую отчетность. Общественные объединения, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеющие лишь обороты по реализации товаров и услуг, предоставляют отчетность в органы статистики по итогам года.

Об отчетности во внебюджетные фонды также не следует забывать. Ежеквартально НКО предоставляют отчеты (сведения о застрахованных лицах) в Фонд социального страхования. Ежегодно НКО (наравне с коммерческими) подают сведения в пенсионный фонд.

Основной вид деятельность НКО должен быть подтвержден (подтверждается тот год, в котором было занято больше всего сотрудников по итогам предыдущего).

Вступивший в силу 1 января 2010 года Закон № 7-ФЗ обязывает НКО ежегодно размещать в сети Интернет сведения (отчет) о своей деятельности в том объеме, который предоставляется в Минюст.

Благотворительные организации, являющиеся НКО, обязаны ежегодно предоставлять сведения в тот орган, который принял решение о регистрации данной организации. Сведения должны содержать:

  • информацию о финансово-хозяйственной деятельности
  • сведения о составе высшего органа управления
  • данные о содержании благотворительных программ (перечень)
  • сведения о результатах деятельности благотворительной НКО
  • информацию о выявленных нарушениях в результате проверок, а также о методах их устранения


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: