Что такое зикр? Какие слова надо говорить? Основные амали тариката. Практикум. В чем состоит суть зикра у суфиев

Имя: салтанат
Текст вопроса: зикир как надо и какие слова надо сказать

Ответ:
Зикр - любое упоминание Аллаха субхана ва тагаля. Может быть через слова "СубханАллах", "Альхамдулиллях", "Аллахуакбар", "Астагъфируллах" и т.д. Зикр с арабского языка со слова "Закара" - поминание, настоящее время. Если же смотреть с точки зрения шариата, как мы уже говорили - упоминание Аллаха. Зикр может быть и чтение Корана , может быть чтение определенной молитвы, может быть тасбих("СубханАллах", "Альхамдулиллях", "Аллахуакбар"). Вот это все называется зикруллах - упоминание Аллаха.

Когда надо делать зикр? Зикр может делать человек в любое время, в любом месте, кроме определенных мест(туалет, душ, баня, где есть нажс, места морального разложения, богохульства). В остальных местах, где нет наджаса, не связанно с грехом - можно. Извиняюсь, но сидеть в ночном клубе, смотреть на моральное разложение людей, и делать зикр - неразумно. Если человек просто хочет в душе этому воспрепятствовать, то лучше в такие места не заходить. В временном промежутке запрета никакого нет.

Лучше, что бы человек был в тахарате. Если омовения нет - то делать зикр можно. Надо то время, которое мы обычно проводим в пустую, стараться проводить в тасбихе. Например, человек едет в транспорте, просто, что бы время зря не проходило, можно делать зикр. Я лично сам знаю одного человека, который выучил Коран за время обучения в университете. он каждый день, когда ехал в автобусе в университет и обратно, учил, повторял, читал аяты Корана. и за 5 лет обучения в светском университете, он выучил Коран наизусть.

Т.е. главное, что бы было правильное намерение, и это было сделано с ихласом(искренностью).

В последнее время возникла насущная необходимость обучению тарикату тех, кто далеко за пределами России, и не может присутствовать с нами на наших практиках. Вследствие этого, мы постепенно переводим вербальные амали в письменную форму.

И вот, образовался своеобразный небольшой мануал по тарикату :

1) Байат - формула инициации в тарикат, о ней мы писали ниже.
2) Вирд - задание, которое дал наш Шейх (кс), и которое теперь мы может получить любой, кто вступил в тарикат.
3)Джамаат зикр или тасбихатуль-авлия , амаль, который практикуется в джамаате, он короткий, легкий, но это - великий амаль, причина возвышения в степенях, прощения грехов, очищения сердца и довольства Аллаха Тааля.

В данной заметке мы приведем все это на русском и английском языках.

БАЙАТ .

Английская версия (в английской версии баят приведен по смыслу, в случае, если вы решите вступить в тарикат, то лучше на арабском с понимаем того, что вы говорите):

To enter in our brotherhood is not difficult. To say certain words is enough:

"O Allah, I counsel (testify) that it is the person whom I take to myself the Teacher (murshid) -Kunta Hajji, have reached (get) You, and people counsel to it. I accept him to myself as the Teacher (murshid) in this and That life, О Allah make me from among its followers. And I accept its task (practice) - wird. And everything with what he has come" .

God will be the witness to you.

__________________________

"Доьалг1а хаттар Устаз лацарехь, и лоцуш куьг лаьцна тоба дарехь олуш долчу дешнех лаьцна ду.

Хьаьжас (Дала къайле тойойла цуьнан) аьлла: "Устаз лацар - лено тоба дар ду".
Х1окху жайни юьххьехь шен куц дийцина камил волчу Велин куьг лаьцна, я цуьнан векалан, я цуьнан векалан векала куьг лаьцна, иштта и мел лаха валахь а, лено и Устаз вар ду (виллар ду), ша цо вуьгуш Далла а, Делан Элчанна а (Делан салам хуьлда цунна) т1е. Дуьненан а, эхартан а беригге а белхаш оцу Устазе бахкар ду. Устаз лацарехь мах бар Устазаца цхьана хиларна а, я цуьнан векалца цхьана хиларна а юккъехь къастам бац. И лоцуш волу Устаз дийна хилча, векалца мах бар мегаш хилар юкъалоцу. Велларг Устаз лаца мегар дац, векал а, векалан векал а, я цуьнан т1аьхьабозучарах цхьаъ юкъалацарца. Велларг Устаз лаца мегаш хиллехьара, Делан Элча бен лоцур вацара цхьаммо а. Х1ара сецна делил ду, шейхех велларг Устаз лаца мегаш ца хиларна, х1ара хоуьйла хьуна, нислур ву хьо.

Устаз лацарехь олуш долу дешнаш, тоба динчо ша кхетачу маттахь алар ду. "Везан Дела, ас мук1арло до, хьоьга а, хьан Элчане а кхача со г1орасиз хиларна а, бодане а, нуьране а пардонех сайн дог ц1андан со г1орасиз хиларна а. Сайна билггал хууш ву со, х1ара дуьне эхартана ялта д1аден меттиг хилар; дуьненахь д1адийнарг бен эхартахь хьокхур дац; со тешна ву х1ара ас Устаз лоцуш волу хьан лай хьоьга кхаьчна хиларх, наха иштта тоьшалла а до цунна. Везан Дела, ас и ви со хьуна т1евалош, сайний, хьуний юккъе х1оттош, сан 1амал хьуна т1екхачорхьама; ахь со цунна т1аьхьабозучу ох1ланах вехьа". X1ара Устаз лоцу дешнаш ду, аша уьш 1алашде, нисдаларехь совдевр ду шу, Даламукъалахь" . (Дийтт масал. Шейх Абдуссалам Тутгири).

Здесь речь идет в общем, что "принятие себе муршида - покаяние раба", и можно взять вирд через Устаза, либо его вакиля, либо вакиля вакиля и т.д.Но при этом муршид должен быть живым. Мертвого муршида себе брать нельзя, если бы можно было бы, все были бы мюридами Пророка (сас).
И сделав таубу, на языке, который понимает раб произносит байат: "О Аллах, свидетельствую, что достичь Тебя и Пророка (сас), я не смог из-за моей слабости, от завес света и тьмы освободить своей сердце не смог я, потому что слаб.Я знаю, что этот мир является местом, где сеют, а пожинать плоды мы будем в Ахирате. Я верю, что этот человек, Твой раб, которого я беру себе в наставники, достиг Тебя, и люди так свидетельствуют о нем. И я его беру, чтобы достичь Тебя, и ставлю его в этом деле посредником, чтобы мои деяния дошли до Тебя. Сделай меня из тех, кто последовал за ним" .

Перевод пока общий, смысловой.

Позже, иншаалла, выложим формулу байата в оригинале - на арабском.
__________________________________

ВИРД:

YOU MUST DO IT every day after solat (canonical prayer)

After tasbih and other daily dhikrs (supplication) - You should tell:

1) 15 times “Astaghfirullah”
2) 100 times “La ilaha illa Llahu”
3) 5 times salawat - allahumma solli "ala muhammadiw wa "ala Ali muhammadiw wa sallim.

Than you should tell this dua: "Alhamdulillahi rabbil "alamiin wa ssalatu was salamu "ala sayyidil mursaliin wa aali wa ashabihi ajma"in. O Allah, The award (ajr, sawab) for this practice (wird) which I have now made, I give to Prophet Muhammad (may Allah blessed him and give him peace), to my Ustaz (Master) - Kunta-Hadzhi (Haji), and than to all holy men (awliya) and to all sheikhs who were between them" than you tell salawat and surah Fatiha.
While it is enough of it as the practise for you. It is our basic practice every day. It is read by means of beads (misbah), after a fivefold prayer, in loneliness, or in the company, but is silent. If in the company people sit down in a circle.

BUT! Before saying an oath, you should repent in your all errors (tawba), and firmly to adhere to Shariat and to be discharged of the sinful"

You ask, my brother that we have given to you of even more practises. Well. If you want more, do it:

After your main wird (15 istig"far, 100 tahlil, 5 salawah) you can do a additional practise (wird) : tell 100 times “La ilaha illa Llahu”. And on the 100-th time tell:“La ilaha illa Llahu Muhammadar rasululLuahu”. And than tell this dua:

"Alhamdulillahi rabbil "alamiin wa ssalatu was salamu "ala sayyidil mursaliin wa aali wa ashabihi ajma"in. O Allah, The award (ajr, sawab) for this practice (wird) which I have now made, I give to Prophet Muhammad (may Allah blessed him and give him peace), to my Ustaz (Master) - Kunta-Hadzhi (Haji), and to my father and mother" . than you tell salawat and surah Fatiha.But! If your parents were not Moslems then they should not be mentioned.

I will repeat, the brother: though this act (wird) small, but as a matter of fact it great, is a gift from the Allah who has come to you from the great Teacher - Ustaz, and do it. Then your awards will increase every day. And your teacher will be responsible for you before the Allah in Ahirate. Therefore you should not underestimate wird.

Though this simple task, apparently, but it has great value. After all act by which you do regularly, is more favourite by God, than by what you do sometimes.

Also this act (wird) is great, because to you it has come through your instructor close to the Lord and His Prophet. It is possible to speak about value of this act much, and I only the illiterate pupil. Therefore take this act, and carry out it every day. At first the main wird, then the additional.

____________________________

Вирд с арабского переводят как «задание», «упражнение».

В тарикате вирд – это задание, которое муршид (наставник) дает для постоянного выполениня своим мюридам.
У вирда есть свое время, в которое его нужно выполнять.
У разных тарикатов вирды различны, но в общем они состоят всегда из трех частей: истиг’фара, тахлиля и салавата.

Хаджимюриды совершают свой вирд пять раз в день после каждого фард-намаза.

Вирд хаджимюридов состоит из трех частей:

1) истигфар. Мюрид произносит формулу истигфара (астаг"фирулла) 15 раз. Истигфар – это просьба о прощении: «Прошу прощения у Аллаха». Мудрость начала вирда с истигфара заключается в очищении от грехов, размышлении о своих прегрешениях и своем поведении.
В Коране Аллах дает следующее повеление: (смысл): «Чтобы вы ни предварили для себя добрыми деяниями, вы найдете у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (73:20).
Также в Книге Аллаха сказано (смысл): «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (71:10-12).
Также и Пророк (саллаллоху алейхи ва саллям), обучая свою Умму истигфару, сказал (смысл): «Клянусь Аллахом, я прошу у Аллаха прощения и каюсь перед ним каждый день более семидесяти раз». (Аль-Бухари, 5948, Ибн Маджа, 3816). Следует сказать, что хаджимюриды произносят истигфар, как и Пророк (саллаллоху алейхи ва саллям) в день более семидесяти раз, когда совершают вирд.
Передается от Абдуллы ибн Бисра, что Пророк (саллаллоху алейхи ва саллям) сказал: «Счастье тому, кто в книге своих деяний обнаружит большое число просьб о прощении». (Ибн Маджа, 3818, с упоминанием, что все передатчики надежные люди).

2) Следующая часть вирда: тахлиль, который заключается в произнесении формулы таухида: «ля иляха иллаллоху» 100 раз , что означает: «нет бога, кроме Аллаха». Аллах в Коране говорит: (смысл): «Так знай же, что нет бога, кроме Аллаха» (47:19). Об этом же Пророк (саллаллоху алейхи ва саллям) сказал: "Лучший зикр – нет божества, кроме Аллаха" (Ат-Тирмизи, 3383, Ан-Нисаи, 831, Аль Хаким, 503. Аз-Захаби говорит, что хадис достоверен).
Ибн Алян, трактуя этот хадис, сказал: «Этот зикр (ля иляха иллаллоху) оказывает очень сильное влияние на человека, он очищает человеческое сердце от всех скрытых негативных качеств. Причина этого в том, что первая часть этой фразы отрицает наличие божества вообще, а вторая признает только одну великую Божественную сущность, которая существует абсолютно независимо. Постоянное произнесение этого зикра влияет на внутреннее состояние человека, наполняет светом и очищает все органы. Именно поэтому всем мюридам советуют произносить эту фразу как можно больше» (Ибн Алян Ас-Сыддыки. «Аль футухат ар-раббания аля аль азкар ан-нававия»).
От Абу Хурайры передается, что Пророк (саллаллоху алейхи ва саллям) сказал: «Обновляйте свою веру». Когда сподвижники спросили о том, как это делается, то Пророк (саллаллоху алейхи ва саллям) ответил: «Чаще говорите «ля иляха иллаллоху» (Ахмад, 2, 359).
Также Пророк (саллаллоху алейхи ва саллям) сказал: «Если кто скажет «Нет божества, кроме Аллаха, один Он, нет у Него сотоварищей, у Него власть, хвала Ему, Он на всякую вещь мощен» сто раз в день, то его поступок будет подобен освобождению десяти рабов, ему будет записано сто благодеяний, прощено сто грехов. Эти слова до конца дня будут защитой от шайтана. И никто не совершит деяния лучшего, чем он, кроме того, кто произнесет больше». (Муслим, 2691).

3) салават, который заключается в произнесении формулы: «Аллахума соли аля мухаммадив ва аля али мухаммад ва салим», что означает: «О Аллах, благослови и приветствуй Мухаммада и семью Мухаммада» 5 раз . При этом следует представлять величие Пророка (саллаллоху алейхи ва саллям) и его качества. По этому поводу Аллах в Коране сказал (смысл): «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка! О вы, который уверовали! Благословляйте его и приветствуйте приветствием». (33:56).

Пророк (саллаллоху алейхи ва саллям) сказал об этом в хадисе: «Кто благословит меня один раз, того Аллах благословит десять раз» (Ан-Нисаи, 1296).
Анас ибн Малик передает, что Пророк (саллаллоху алейхи ва саллям) сказал: «Кто благословит меня один раз, того Аллах благословит десять раз, простит ему десять проступков и поднимет его на десять степеней» (Ан-Нисаи)
Пророк (саллаллоху алейхи ва саллям) сказал: «Больше прав в Судный День в отношении меня имеет тот, кто произнес больше салаватов» (Ат-Тирмизи, 484, Ибн Хиббан, 911).

После этого мюрид произносит следующее дуа: «Награду за вирд, сделанный мной, я отдаю своему Пророку Мухаммаду, своему Устазу, а также устазам и авлия, что между ними» , после чего желательно произнести салават и фатиху.

Вирд является обязательным для мюрида, который его взял на себя. В Коране сказано (смысл): «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам...» (5:1).

Сказал Шейх Юсуф Хаттар Мухаммад в «Суфийской энциклопедии»: «Совершение вирда вовремя - обязанность, кроме тех случае, когда он приходится на время обязательных деяний. Но после совершения этих обязательны деяний следует переходить к зикру. Некоторые шейхи по этому поводу сказали: «У вашего Господа нет ни дня, ни ночи». Поэтому, если мурид оставляет свой вирд, то он бездельник и лентяй.
Если мюрид оставил когда-либо оставил вирд, то ему не следует отчаиваться в милости Аллаха – он должен покаяться, вновь приступить к зикру и восполнить то, что пропустил».

Имам ан-Навави сказал: «Если у кого-либо было задание (вирд) в отношении зикра, то не следует относится к нему легкомысленно. Если он не выполнил его во время, то следует его восполнить, если он привыкнет выполнять вирд вовремя, то будет всегда выполнять его, если же он привыкнет его восполнять, то недалек тот день, когда он оставит его вовсе». (Шейх Юсуф Хаттар Мухаммад. «Энциклопедия суфизма. С. 302).

______________________

Джамаат зикр - тасбихатуль-авлия.

To make this practice is not a duty, it is simply desirable. It is made after a fivefold prayer, after tasbih and wird. It is made loudly and aloud. (Совершение данной практики не является обязательным, а лишь желательным действием. Она совершается после намаза, тасбиха и вирда. Она совершается вслух и громко).

اغوذ بالله من الشيطان الرجيم

Reading order: (порядок чтения)

1) At first: لا إله الا الله

la ilaha illalLohu - 7 times, three persons by turns - and thus three circles (if it one all reads itself one aloud). (Ля иляха иллаллоху - 7 раз 3 человека по очереди, и так три круга. Получится всего 63 тахлиля).

2) Then again لا إله الا الله

la ilaha illalLohu - 3 times - 3 persons by turns - 4 circles (if it one all reads itself one aloud). (3 раза 3 человека по очереди и так 4 круга - всего получится 36 тахлилей).

then: Then each person reads by turns (if it one all reads itself one aloud): (затем каждый читаем по очереди. Там где стоят тройки, каждый повтоярет это один раз, всего три раза).

بسم الله الرحمن الرحيم

1 إِنَّ اللهَ وَ مَلَائِكَتَهُ يُصَلُونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَ سَلِّمُوا تَسْلِيمًا

اَللَّهُمَّ صَلىِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَ عَلَى آلِ مُحَمَّدٍ, بِعَدَدِ كُلِّ دَاءٍ وَ دَوَاءٍ وَ بَارِكْ وَ سَلِّمْ عَلَيْهِ وَ عَلَيْهِمْ كَثِيرًا كَثِيرَا (3) - 3 times 3

صَلِّى يَا رَبَّنَا وَ سَلِّمْ عَلَى جَمِيعِ الْأَنْبِيَاءِ وَ الْأَوْلِيَاءِ وَ الْمُرْسَلِينَ وَ آلِ كُلٍّ وَ صَحْبِ كُلٍّ وَ سَائِرِ الصَّالِحِينَ وَالْحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

عَلَى أَشْرَفِ الْعَالَمِينَ مُحَمَّدٍ الصَّلَوَاتُ, صَلَاوَاتُ اللهِ تَعَالَى وَ مَلَائِكَتِهِ وَ أَنْبِيَائِهِ وِ رُسُلِهِ وَ جَمِيعِ خَلْقِهِ

عَلَى مُحَمَّدٍ وَ عَلَى آلِ مُحَمَّدٍ عَلَيْهِ وَ عَلَيْهِمُ السَّلَامُ وَ رَحْمَةُ اللهِ تَعَالَى وَ بَرَكَاتُهُ
وَ رَضِيَ اللهُ تَعَالَى عَنْ سَادَاتِنَا أَصْحَابِ رَسُولِ اللهِ أَجْمَعِينَ, آمِينْ بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَالْحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

سَبْحَانَ رَبِّكَ رَبِّ الْعِزِّةِ عَمَّا يَصِفُونَ وَسَلَامٌ عَلَى الْمُرْسَلِينَ وَالْحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ (3)

than dua: (затем дуа)

رَبَنَّا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنْتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ وَ تُبْ عَلَيْنَا إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

وَهْدِنَا يَا رَبَّنَا إِلَى الْحَقِّ وَ إِلَى الطَّرِيقِ الْمُسْتَقِيمِ وَ نَجِّنَا بِرَحْمَتِكَ مِنَ الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ

إِنَّا لِلهِ وَ إِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ فَالْحُكْمُ لِلهِ الْعَلِيِّ الْكَبِيرِ

آمِينْ بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَ اْلحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

than again tahlil: (и снова тахлиль. Три челока по одному разу 1 круг, только уже необходимо добавлять: мухаммадур расулюллах)

لا إله الا الله , لا إله الا الله, لا إله الا الله محمد رسول الله (3)

than salawat 3 times (3 салавата по очереди)

اَلَّلهُمَ صَلِّى عَلَى مُحَمَّدٍ وَ عَلَى آلِ مُحَمَّدٍ وَ سَلِّمْ (3)

than this dua: (и дуа)

إِلَى نَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَآلِهِ وَ أَصْحَابِهِ وَحَجِّ أُسْتَاذِنَا وَمَشَائِخِنَا وَلِأَمْوَاتِنَا الفاتحة

It is necessary to do this practice in group (jamaah) if it is possible. It is great, the award for it is immeasurable, in it is salawats, ayats, dzikr and dua. It invigorates and gives forces, clears heart, lifts in degrees, cleans sins, ennobles before the Allah. And it is simple. (Это необходимо совершать в джамаате, если возможно. Это великий амаль и награда за него неисчислима. Он содержит в себе зикр, салават, аяты Корана, дуа. Он дает сил, очищает сердце, поднимает в степенях очищает грехи, приводит к довольству Аллаха. Ангелы собираются над совершающими зикр до седьмого неба, ангелы говорят Аллаху о таких людях).

И тем более он короткий и легкий.

На этом видео в начале видно как они читают джамаат зикр:


Итак, кто будет совершать эти практики, тот будет совершать основные практики нашего тариката. Простые в своей основе, но великие по сути. Тем более они не просто взяты откуда-то, они пришли от Устаза Хажи (кс). Муршида-Камиль, Хатимуль-Авлия и Кутбуз-Заман. И если говорить о его качествах, и том, что он делал и как...это не всякому можно сказать.

Религиозное воспитание пока еще не стало массовым. Лишь немногие родители уделяют должное внимание вопросам веры, разговаривая со своими чадами. Потому даже мусульмане путаются, когда их спрашивают, что такое зикр. Мы как-то больше привыкли слышать и говорить слово «молитва». Оказывается, обращение к Аллаху бывает разным. Давайте разберем подробно, что такое зикр, когда и как его читают. Зачем вообще придумана такая странная молитва.

Несколько слов о вере

Как вы уже поняли, речь пойдет об исламе. Чтобы читатель понял некоторые тонкие моменты, необходимо обратиться к сути мировоззрения мусульман. Согласно традиции, все в мире происходит по воле Аллаха. Люди, воспитанные в строгой религиозной традиции, даже помыслить не могут о возмущении. Они принимают волю Всевышнего со смирением и благодарностью. Это необходимо усвоить современному человеку, иначе не будет понятно, что такое зикр. Загляните в глубину души: часто вы благодарите Господа за неприятности и неудачи? В славянской традиции нет такой всеобъемлющей покорности, как в исламе. Оттого мы порой недопонимаем друг друга. Мусульмане живут просто: что нынче есть, то дал Аллах. Нужно поблагодарить и попросить больше. Всевышний постоянно присматривает за своими детьми. Он обязательно даст возможность как-то изменить жизнь, если сумеешь поменьше грешить. Суть в том, чтобы постоянно удерживать в душе образ Всевышнего, не терять связи с ним. Когда следуешь путем Аллаха, остаешься безгрешным. Нужно только удерживать нить, которая связывает с ним твою душу. Зикр, читаемый ежедневно, позволяет быть рядом с Аллахом, постоянно слышать его повеления и советы. Это своеобразное восхваление Всевышнего, направленное на то, чтобы его образ был все время в душе, не стирался обыденной суетой. Если разобрать глубже, что такое зикр, то выясним: это один из способов медитации или самовнушения.

Зачем верующим чтение зикра?

Мы все о чем-то мечтаем, считая, что исполнение заветного желания принесет счастье. Кто-то грезит о деньгах, другим нужна земная любовь, третьи стремятся к карьерному росту. У каждого своя идея фикс. Получив желаемое, внезапно осознаем, что чувство радости быстротечно. Впереди уже маячит новая цель. А в душе опять укореняется привычное разочарование, страх не достичь чего-то и тому подобное. И так может продолжаться всю жизнь. Она превращается в постоянное недовольство, вызванное чувством неудовлетворенности. Бегут годы, а счастье все так же далеко, как в юности. А ведь приходим мы в этот мир совсем за другим. Его для людей создал Всевышний, а они в гордыне своей даже не успевают поблагодарить, насладиться этим совершенством. Чтобы его увидеть и понять, следует сделать малое - успокоить душу, отодвинуть постоянно меняющиеся желания в дальний угол. Для этого используют зикр в исламе. Короткая молитва помогает вернуться в настоящую реальность, удержать мысль о благодарности Небесам за планету и все, что здесь есть. Она успокаивает душу, умиротворяет, позволяет смотреть на все происходящее философски, принимать события такими, как есть, да еще и оценивать их правильно. Зикр, читаемый регулярно, структурирует мысли, избавляет от суетности и тревог.

Виды зикра

В исламе считают, что всегда надобно поминать прекрасные имена Аллаха. Разделяют три вида зикра. Он может осуществляться языком, сердцем и всем телом. Что имеется в виду? Когда верующий читает священные слова или просто Всевышнего - это зикр языка. Как правило, с него начинается день мусульманина. В Коране есть такая строчка: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно». Потому в мыслях должен постоянно присутствовать Всевышний. Так, человек может ощущать с ним связь непрерывно. Зикр сердца - это молитва без слов. Такому способу необходимо учиться, само ощущение движений души не приходит к человеку. Сначала верующие говорят устами, следя за своими чувствами. Только спустя много времени они понимают, что такое зикр сердца. Последний вид - это восхваление Аллаха всеми частями тела. Направлены эти короткие молитвы на то, чтобы быть постоянно душой рядом со Всевышним, слышать его волю, не грешить, не поддаваться соблазнам. Разные ветви ислама выработали собственные традиции. Читать их положено по-арабски. Но народы используют и собственные языки для молитвы. А уж зикр сердца вообще не требует слов. Давайте поговорим о традициях разных народов.

Групповое восхваление Аллаха

Говорят, что ни селение, то свой норов. Зикры используют все народы, исповедующие ислам. Но у каждого есть свои особенности. Чеченский зикр - это особенный танец, сопровождающийся хоровым «пением». Мужчины во множестве движутся по кругу, произнося имена Аллаха. Как говорят сами участники мероприятия, чеченский зикр наполняет всех силами, позволяет забыть об усталости, страхе, гневе. Широкая известными такие своеобразные молитвы стали во время войны. Людей удивляли мужские хороводы. Однако у них очень древня традиция. Так представители этой народности заряжаются отвагой, чтобы отстаивать права своей общины. Зикр, произнесенный вместе, сплачивает людей. У каждого в душе возникает невероятное чувство общности, позволяющее рисковать. Зикр используют, как особый вид объединительной психологической практики. Молитва необходима людям, жившим испокон веков в очень сложных условиях. Им необходима уверенность в том, что Всевышний не забыл об их народе, присматривает за слабыми, поможет в трудной ситуации. В зикре - танце принимают участие воины. Им отстаивать общину, рискуя жизнью. В таких обстоятельствах очень важна уверенность в том, что рядом верный друг, который не бросит на произвол судьбы. Немного иначе выглядит зикр ингушский. В том ритуальном танце также участвуют лишь мужчины, но движения его не так экспансивны. Цели же все те же - вместе приблизиться ко Всевышнему.

Суфийская практика - зикр

Пение, сопровождаемое танцевальными движениями, используется для воспитания духа, наполнения организма божественными вибрациями. Суфийские зикры бывают индивидуальными и групповыми. Последние привлекают особое внимание своей красотой, и действенностью. Суфии уверены, что звуки помогают очистить тело, ум и душу человека. Эту практику применяют в целительских целях. Зикр в исламе - это способ приблизится к Всевышнему. Суфийская практика имеет несколько иную направленность. Занимаясь пением зикра, человек наполняет свое пространство божественностью, создает храм. Заниматься методикой рекомендуется под руководством духовного наставника. Он разъяснит, как готовиться к мероприятию, чтобы получить правильный эффект. Суфии считают важной подготовительный этап. К групповому зикру допускаются только люди, сумевшие принять аскетический образ жизни, имеющие искреннее намерение следовать по пути просветления. Рекомендуется пользоваться ароматическими маслами, наряжаться в ритуальные одеяния. Суфийские зикры - это праздник для посвященных. Они вместе создают особое пространство. Допускать к такому творчеству людей, неподготовленных, не рекомендуется. Участники создают единое пространство, которое любой может перенапрячь или разрядить.

В чем состоит суть зикра у суфиев

Философский смысл практики состоит в том, что вся сущность человека открывается для божественного. У суфиев тоже различают три виды зикра. Молитва произносится ежедневно. Чаще всего встречается такой текст: «Лаа илааха илль Аллаа». Это сочетание звуков означает: «Нет Бога, кроме Бога». Зикр, слова которого приведены, рекомендуется произносить как можно чаще. Он является и отдельной практикой, и подготовкой к групповому мероприятию. Суфию важно вырасти до зикра сердца. Это состояние, когда слова уже не нужны. Подумал о Всевышнем - в душе сразу появляется свет, говорящий о связи с ним. Групповой зикр - это уже третий уровень, самый сложный. В единении с Аллахом участвуют ум, тело и дух. Проводится он под руководством наставника. Одетые в ритуальные наряды, люди собираются в специальном помещении, где и проводится мероприятие. Цель его - создать атмосферу единения со Всевышним, особое пространство, наполненное божественными энергиями. Считается, что подтверждается практикой, что оно оказывает оздоравливающий эффект на участников. В процессе молитвы упоминаются имена Аллаха, взятые из Корана. В этой книге их насчитывается девяносто девять. Зикр направлен на то, чтобы участники полностью сосредоточились на Боге, открылись ему. Танец-молитва выполняется продолжительное время. Это необходимо для достижения концентрации всеми членами группы.

Как читается зикр

Расскажем для тех, у кого нет духовного наставника, как проводится эта молитва. Зикр начинается с произнесения фразы «ла илаха илла-Алаху». Это начало «шахада» (мусульманского символа веры). Если молитесь в одиночестве, то сядьте на коврик, скрестив ноги. Групповые зикры сопровождаются кружением дервишей или иными ритмичными упражнениями. За первой фразой следуют имена Аллаха. Произносят их ритмично, сосредоточенно, пока не достигнут проникновения слов в каждую клеточку тела. Описать его сложно. Но вы должны полностью отрешиться от обыденных мыслей. Это только первый этап. Продолжайте молитву. Пение приведет к тому, что организм начнет наполняться ощутимым светом. Как правило, читают зикр нечетное количество раз, к примеру, 201, 2001 и тому подобное. Групповой медитацией обязательно руководит шейх (учитель). Он выстраивает или усаживает участников и задет ритм и порядок движений. Считается, что энергия должна распространятся от сердца по всему телу. Для этого подбираются упражнения. В зикре иногда употребляется урезанное имя Всевышнего «лаху» и его формы. С ним следует быть осторожнее, а начинающим суфиям рекомендуется избегать использования таких формул. Иногда во время групповой медитации участники впадают в транс. За их состоянием следят наставники, помогая прийти в себя, если это необходимо.

Как молиться каждый день

Дорога к духовному просветлению трудна и ухабиста. Но с чего-то начать необходимо. Зикры на каждый день рекомендуются, как правило, наставниками. Коли таковым не обзавелись, то не мудрите, а обратитесь к Корану. Все исламские практики основаны на его текстах. Потому нельзя выдумывать отсебятину. Читать следует слова из священной книги. Одна из формул: «ла илаха илла-Алаху», о ней уже упоминали. После перечисляйте все имена Аллаха, которые помните. Конечно, необходимо будет со временем выучить все девяносто девять. Помните, что зикр - это духовное упражнение. Произносить его положено в уединении, усевшись на молитвенный коврик. Ничего не должно отвлекать от этого важного занятия. Фраза «Ля хауля ва ля куввата илля биллях» тоже подходит для ежедневной молитвы, как и любая иная из Корана. (Она означает: «Сила и мощь принадлежат только Аллаху»). Важно понимать, для чего вы это делаете. А цель может быть только одна - почувствовать единение со Всевышним. Читать молитву необходимо нечетное количество раз. Избавьтесь в эти минуты от суетливости, думайте о Боге, стремитесь к нему. Это первый этап: зикр языка. Через определенное время у вас появится ощущение света в груди. Тогда можно будет попробовать зикр сердца. Но торопиться не рекомендуется. Путь этот стребует сосредоточенности, в какой-то степени самоотречения. Как говорят шейхи, надобно отрешиться от всего земного, полностью раствориться в Божественном.

Время совершения зикра

В Коране говорится, что восхвалять Аллаха можно постоянно. Нет нужды поджидать для этого какого-то определенного времени. Тем и хорош для верующего человека зикр. Намаз совершается в отведенные часы. Но бывает, что душа требует общения со Всевышним. Тогда уединитесь и читайте зикр. Однако, есть требования и к этому действию. Нехорошо обращаться к Аллаху в неопрятном состоянии. В исламе особое внимание обращают на чистоту тела и помещения. Каждому верующему надлежит быть опрятным, не стоит путать с богатством или роскошью. Соблюдать аккуратность в одежде и поведении может любой бедняк. Отсутствие средств на обновки - это не порок. Грехом считается зависть или злость, обида на горькую долю. Любое состояние кармана не избавляет от необходимости умываться и стирать одежды. Помните об этом, когда соберетесь прочесть зикр. Безалаберность в помещении и наряде приводит к невозможности сосредоточиться на том, чем занимаетесь. А это помещает ощутить божественность, приблизится к Аллаху. Описанные требования естественны для людей, воспитанных в вере. О них рассказывают родители сызмальства. Но для тех, кто пришел к исламу в зрелом возрасте, такие совету могут пригодиться. Еще важно быть упорным и ответственным. Молитва должны стать частью вашей жизни. То есть, в чтении зикра нужны аккуратность и системность. Негоже делать это иногда, по настроению. Такой подход приравнивается к безалаберности духа.

Заключение

Иногда современный человек, избалованный цивилизацией, воспринимает религию в виде своеобразной волшебной палочкой. Захочу - возьму в руки, и мир засияет, а устану - опять в сундук засуну. Конечно, такой подход не принесет результатов. Единственное, что ждет человека - это разочарование. Любая вера требует работы духа. Зикр является усилием по достижению единения со Всевышним. Не у всех сразу получается ощутить хоть каплю света. Надобен труд, упорство, желание и стремление к результатам. Напрягать придется и тело, и ум, и дух, и волю. Благость сама на голову падает редко. Может только, если святым родились и сумели сохранить это состояние, что маловероятно. Путь к единству с Богом тернист. Повстречаете на этой дороге много соблазнов, ухабов, набьете шишек. Зато итоги окажутся намного серьёзнее, чем те, на которые может отважиться воображение. Но об этом каждый должен узнать самостоятельно. Никто за вас этот путь не пройдет, что прекрасно! Всевышний наделил каждого собственной судьбой, и ее у нас не отнять, разве что сами откажетесь. Мы все стоим перед выбором: пребывать в тщетной мирской суете или постараться возвыситься над нею, приблизиться к божественному.

Вопрос: Обязательно ли после намаза делать зикр с джамаатом и рукопожатие?. И чтобы дуа делал один человек, а остальные говорили «Амин» ?

Ответ:
Азкары после намаза

Имам аль-Бухари и Муслим передали следующий хадис от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллаh):

«Я узнавал о том, что молитва Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) завершена из такбира» Бухари, «Сахих», № 806 Муслим, «Сахих», № 1344

Также в другом риваяте, передаваемом аль-Бухари и Муслимом от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллаh), говорится следующее:

«Во времена Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) был обычай возвышать голос при чтении зикра после обязательных коллективных молитв.
Когда я слышал зикр, я знал, что коллективная молитва окончена» .Бухари, «Сахих», № 805; Муслим, «Сахих», № 1346.

Некоторые ученые на основе этого хадиса сказали о желательности чтения азкаров вслух после каждого намаза, другие ученые сказали о нежелательности этого действия, а имам аш-Шафии выбрал мнение о желательности чтения имамом азкаров вслух, если он этим хочет обучить присутствующих азкарам.

Имам ан-Навави пишет по поводу этого хадиса в «Шарх Муслим»:
«Этот хадис является доводом к тому, что сказали некоторые праведные предшественники о желательности возвышения голоса при чтении такбира и зикра после обязательных намазов. Из поздних ученых, одобривших это, был Ибн Хазм аз-Захирий. Передал Ибн Баттал и другие, что ученые мазхабов единогласны насчет отсутствия желательности возвышения голоса при чтении зикра и такбира. Имам аш-Шафии отнес этот хадис к тому, что он [имам] будет читать громко азкары некоторое время до тех пор, пока не обучит присутствующих зикру, но не в том смысле, чтобы они постоянно читали азкары громко». Имам Навави, «Шарх Муслим» («Книга о мечетях», раздел «О зикре после намаза»).

Имам аш-Шафии говорит в своей книге «Китабу аль-умми» следующее:

«Я предпочитаю мнение, что имаму и молящемуся за ним после завершения молитвы надлежит начинать поминать Аллаhа и делать это тихо, кроме случая, когда имам желает, чтобы от него научились другие.

И тогда он читает зикр вслух, пока не убедится, что молящиеся за ним полностью усвоили порядок исполнения зикра. И тогда вновь станет читать

зикр про себя, ибо Всевышний говорит: «Не произноси вслух своей молитвы, но и не шепчи ее беззвучно». Имеется в виду, что Аллаh знает о твоей молитве, поэтому не произноси ее громко, чтобы кто-то другой мог услышать ее, и не так тихо, что ты сам не услышишь». Имам Шафии, «Аль-Умму» (раздел «О речи имама и его сидении после намаза»).

Имам ан-Навави в своей книге «Равдату ат- талибин» пишет:

Сунной является увеличивать поминание Всевышнего Аллаhа после намаза, и поистине пришло пояснение того, что желательно произносить из азкаров множество достоверных хадисов, которым я дал разъяснение в книге «аль-Азкар». Желательно читать дуа после саляма про себя, кроме того случая, когда имам желает обучить присутствующих этим дуа, – в этом случае имам читает их громко».Имам Навави, «Равдату ат-талибин» («Глава об описании намаза», раздел «О выходе из намаза»).

О желательности громкого чтения азкаров имаму, желающему обучить присутствующих, говорится практически во всех книгах по шафиитскому праву. Из всего приведенного очевидно, что громкость голоса, которая принята у имамов при чтении после коллективного намаза, является обоснованной ввиду того, что многие не знают азкары, которые необходимо читать после намаза.

Рукопожатие

У многих людей после намаза принято пожимать руки друг другу. Данное действие не является противоречащим Шариату с условием, чтобы люди не были убеждены, что на рукопожатие после намаза есть указание Шариата. Имам ан-Навави пишет в «Азкаре» по поводу рукопожатия после намаза следующее:

«Знай, что пожатие рук является желательным при любой встрече. Что же касается того, что стало обычаем у людей пожимать руки после утреннего и предвечернего намазов, то нет основы в Шариате с этой стороны (т. е. со стороны пожатия рук после намазов). Однако в этом нет ничего плохого.

Поистине в основе пожатие рук является сунной. И из-за того, что люди сделали это действие обычаем в некоторых ситуациях, оно (т. е. пожатие рук после намазов) не перестает входить под основу Шариата. Имам Абу Мухаммад Иззуддин бин Абдуссалам упомянул в своей книге «Аль-Каваид»

(раздел «О нововведениях»): «Поистине нововведения делятся на пять видов: обязательное, запрещенное, нежелательное, желательное и дозволенное…». Далее он сказал: «…из примеров дозволенного нововведения – пожатие рук после утреннего и предвечернего намазов…». А Аллаh знает лучше».Имам ан-Навави, «Аль-Азкар» («Книга о приветствии и о просьбе разрешения», раздел «О пожатии рук»).

Также имам ан-Навави, отвечая на вопрос:

«Является ли рукопожатие после утреннего и предвечернего намазов праведным деянием или нет?», говорит в «Фатава»: «Ответ –рукопожатие является сунной при любой встрече, а что касается того, что люди обособили рукопожатие после этих двух намазов, то это считается дозволенным нововведением. Более предпочтительное мнение об этом таково: если двое встречались до намаза, то рукопожатие будет дозволенным нововведением, как об этом было сказано, а если они не встречались до намаза, то рукопожатие является сунной, потому что это начало встречи». Имам Навави, «Аль-Фатава» («Книга намаза»).

Богослов ханафитского мазхаба Имам ат-Тахтави (ум. в 1231 г.) пишет в своем «

Хашият» на «Маракиюль-фалях» следующее:

«Рукопожатие является сунной после молитвы и при встрече, поэтому его следует практиковать». Имам Тахтави, «Хашият» на «Маракиюль-фалях» (раздел о двухпраздничных намазах).

Имам ар-Рамли говорит в «Фатава ар-Рамли»:
«Его спросили о рукопожатии, которое совершают люди после намаза: является это сунной или нет? Он ответил, что этому действию нет

основы, однако нет вреда в этом» .Имам Рамли, «Фатава ар-Рамли» («Книга намаза», раздел «О способе совершения намаза»).

Рукопожатие после намаза будет законным до тех пор, пока люди не будут считать это велением Шариата, а иначе оно будет порицаемым нововведением.

Коллективные дуа

Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха! Какое дуа самое принимаемое?» Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: «Дуа посреди ночи и дуа после каждой обязательной молитвы»» (Тирмизи. «Сунан», 188/5).

Во многих мечетях ахлю сунны валь джамаа, после всех азкаров, предоставляют слово для дуа одному из верующих, остальные же говорят «Амин!» («Ответь, прими!»). О дозволенности этого рассказывали сподвижники.

Хабиб ибн Масляма аль-Фихри (да будет доволен им Аллах) – считалось, что его дуа принималось Аллахом – говорил: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда соберутся мусульмане, и кто-то из них будет делать дуа, а другие говорить: «Амин!», то Аллах примет их мольбу»» (Табарани. «аль-Муджма аль-Кабир», № 3536; Хайсам писал: «Цепочка передатчиков достоверная»; имам аш-Шавкани в книге «Тухфату аз-Закирин»; имам Хаким также признал: «Хадис с достоверным иснадом»).

В данном хадисе Пророк (мир ему и благословение) чётко и ясно утверждает: если один верующий совершает дуа, а другие говорят: «Амин!», то Аллах принимает их мольбу. Так как делающий дуа и говорящий «Амин!» – одинаковы перед Аллахом, ибо, по сути, оба просят у Всевышнего, и это подтверждается Кораном.

Когда пророк Муса (мир ему) делал дуа, просил Аллаха, то Харун говорил «Амин!», и Аллах ответил им. Коран об этом гласит: «Сказал (Аллах): «Ваша молитва принята. Ступайте прямым путем и не следуйте за теми, кто не обладает знанием».»» (сура «Юнус», аят 89»). То есть, Аллах не только принял молитву, но и посчитал их (Мусу и Харуна) обоих, совершившими дуа.

Также передают, что Пророк (мир ему и благословение) сообщил Умару, сыну Хаттаба (да будет доволен им Аллах): «Ты пришёл на Путь истины потому, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил «Амин!», когда я делал дуа».



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: