Основатель организации ат такфир валь хиджра. Международная исламистская группировка "ат- такфир валь-хиджра". Движение "ат такфир валь-хиджра "

В Москве полицейские заявили о задержании 15 участников международного радикального исламского движения «Ат-Такфир валь-Хиджра». Операцию в столичном районе Новокосино провели сотрудники Главного управления по противодействию экстремизму МВД совместно с ФСБ при силовой поддержке ОМОН. Как сообщили в МВД, 14 человек были задержаны в ночь на среду, еще один исламист — в среду днем.

«Среди задержанных граждане Узбекистана, Туркмении, уроженцы Чечни, Дагестана, Ингушетии, Калмыкии и славяне из Москвы и Белгородской области», — рассказали «Газете.Ru» в полиции.

В ходе обыска в квартире, которую снимали задержанные, обнаружено и изъято три самодельных взрывных устройства с детонаторами и поражающими элементами, в том числе снаряженный пояс шахида. Также по месту жительства задержанных обнаружены пистолеты, гранаты, патроны, экстремистская литература и компоненты СВУ — детонаторы, шнуры и взрыватели.

По словам оперативников, доход радикалы получали, занимаясь кражами, грабежом и разбоем, а также торговлей курительными смесями.

«Организатор группы проходил обучение в Египте — именно оттуда он привез идеи «Ат-Такфир валь-Хиджра», но людей они вербовали для отправки не на Ближний Восток, не в Сирию, а к нам, на Северный Кавказ», — уточняют оперативники.

«Ат-Такфир валь-Хиджра» была создана в Египте в начале 1970-х годов. В 1977 году, после похищения и убийства одного из министров, власти страны запретили организацию. Ее основатель Шукри Мустафа был казнен, а его сторонники арестованы и приговорены к длительным срокам заключения. В 1981 году группировку подозревали в убийстве президента Египта Анвара Садата. После разгрома сторонники «Ат-Такфир» перенесли свою деятельность в другие арабские страны — Алжир, Судан, Ливан, Марокко. Уже в 1999 году ливанское правительство заявляло о связях группировки с чеченскими исламистами. В конце 2000-х «Ат-Такфир валь-Хиджра» снова активизировалась в Египте. Трое предполагаемых боевиков были арестованы по подозрению в причастности к диверсиям на газопроводе.

В 2009 году тогдашний министр внутренних дел Украины Юрий Луценко заявил, что активисты радикального движения «Ат-Такфир валь-Хиджра» готовили убийство лидера меджлиса крымских татар Мустафы Джемилева.

Как уточнили оперативники Управления по противодействию экстремизму, 15 сентября 2010 года Верховный суд России признал «Ат-Такфир валь-Хиджра» экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории страны.

В начале ноября сотрудники главка МВД по Центральному федеральному округу задержали в Подмосковье вербовщика организации.

После получения информации в поле зрения оперативников попал 31-летний уроженец Украины Александр Галамбица, имеющий российское гражданство, который активно занимался пропагандой радикального ислама.

Более шести месяцев за ним следили оперативники. В итоге бородатого мужчину взяли у подъезда многоэтажки в подмосковной Балашихе. По версии полицейских, Галамбица вербовал молодых женщин в «Ат-Такфир валь-Хиджра». «Изучая его недавнее прошлое, полицейские выяснили, что фигурант уже успел вовлечь в деятельность ячейки четырех девушек», — заявили в полиции. С ними он знакомился на улице или в социальных сетях. «Злоумышленник подыскивал для своих целей скромных, молчаливых и необщительных девушек. Он входил к ним в доверие, а в дальнейшем склонял к сожительству и уговаривал принять, как он, ислам», — утверждают в МВД.

Причем девушки, как установлено позднее полицейскими и сотрудниками ФСБ, «отказались возвращаться к родителям и предпочли продолжить жить с последователями радикального ислама». Только одной правоохранители смогли «открыть глаза на происходящее».

У самого вербовщика, как утверждают полицейские, при задержании изъяли около трех граммов амфетамина и пистолет Макарова. Кроме того, в квартире, где проживал Галамбица, полицейские обнаружили литературу, которая «содержит запрещенные в установленном законом порядке идеи радикального ислама». Сейчас мужчина арестован по подозрению в незаконном хранении оружия и наркотиков.

Арестованные в ночь на среду 14 человек, по словам оперативников, в свою очередь, подозреваются в хранении оружия (ст. 222 УК) и участии в деятельности экстремистского сообщества (ст. 282.2 УК).

5 ноября 2013 года в Москве сотрудники полиции и работники ФСБ задержали гражданина России, который вербовал женщин для участия в экстремистской организации "Ат-Такфир валь-Хиджра".

"Ат-Такфир валь-Хиджра" /Искупление и исход/ - одна из самых радикальных международных исламистских террористических группировок. Ее активисты проповедуют полный разрыв с современным мусульманским обществом, считая его "неверным". Члены группировки обязаны порвать все связи с обществом и государством, включая собственные семьи. Им запрещено фотографироваться, поддерживать отношения с лицами, признанными "неверными", оформлять какие-либо документы в официальных структурах.

Группировка "Ат-Такфир валь-Хиджра" создана в Египте в начале 1970-х годов Шукри Мустафой. В 1977 году запрещена египетскими властями после похищения и убийства членами группировки шейха Хусейна аз-Захаби, бывшего в то время министром по делам вакуфов Египта. Вскоре после этого египетским силам безопасности удалось арестовать всех членов "Ат-Такфир". Шукри Мустафа был казнен, а его сторонники приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Часть членов группировки, предположительно, имела отношение к убийству в 1981 году президента АРЕ Анвара Садата.

После разгрома в Египте сторонники "Ат-Такфир" перенесли свою деятельность в другие арабские страны.

В феврале 1992 года в Алжире у арестованных членов группировки, которые ранее принимали участие в боевых действиях в Афганистане на стороне моджахедов, были захвачены оружие и план нападения на одну из казарм жандармерии.

В феврале-марте 1993 года в Алжире 9 членов "Ат-Такфир валь-Хиджра", в том числе главарь группировки Абденнур Алям, известный под именем эмир Нух, приговорены в смертной казни за нападения на полицейских и гражданских лиц.

В 1994 году "такфировцы" в Судане расстреляли в мечети 16 молившихся в ней людей.

В 1996 году в Судане сторонники "Ат- Такфира" устроили перестрелку с полицейскими, были убиты восемь человек.

В конце 1999 года в Ливане местная полиция напала на след "Ат-Такфир валь-Хиджра" после серии вооруженных нападений на христианские церкви в ливанском городе Триполи. Силовым подразделениям удалось ликвидировать тренировочный лагерь боевиков, который располагался в 45 км от Триполи, однако арестовать всех рассеявшихся по горам боевиков тогда не удалось. По сообщению ливанского правительства, боевики прибыли в Ливан из различных арабских и мусульманских стран и готовились после прохождения военной подготовки к отправке в Чечню.

В январе 2000 года ливанская армия провела несколько боевых операций против вооруженных исламистов. Погибли 11 ливанских военнослужащих и 18 террористов.

8 декабря 2000 года - в Хартуме (Судан) 20 человек убиты и 40 получили ранения, когда фанатик из "Ат-Такфир валь-Хиджра" Аббас аль-Бакер Аббас открыл стрельбу во время пятничной молитвы. В мечети молились сторонники другой исламской фракции - "Ансар аль-Сунна".

В 2002 году в Марокко были арестованы 9 активистов "Ат- Такфир" по подозрению в совершении примерно 30 убийств в Касабланке, Кенитре и Сале.

В сентябре 2002 года в Египте в различных провинциях страны арестованы 36 человек, подозреваемых в намерении возродить "Ат-Такфир валь-Хиджра".

В июне 2005 года в Марокко к смертной казни приговорены двое исламистов, еще 12 человек были осуждены на различные сроки тюремного заключения - от одного года до 20 лет за причастность к терактам 16 мая 2003 года в Касабланке, в результате которых погибли 45 человек и около ста получили ранения. Осужденным членам "Ат-Такфир" были предъявлены обвинения в "создании преступной группировки, целью которой являлось совершение терактов".

В 2005 году испанские власти выдали Марокко Мохаммеда Доху и двоих других его соотечественников - членов "Ат- Такфир валь-Хиджра". Они были арестованы в Испании при попытке приобрести 400 кг промышленной взрывчатки для организации терактов в Испании и Марокко. Ранее правоохранительные органы Марокко объявили его в международный розыск по подозрению в причастности к организации терактов в Касабланке в мае 2003 года.

15 сентября 2010 года Верховный суд РФ признал экстремистской и запретил на территории России деятельность религиозного объединения "Ат-Такфир валь-Хиджра".

В ноябре 2011 года в Египте арестованы трое боевиков "Ат-Такфир валь-Хиджра", подозреваемых в причастности к диверсиям на газопроводе на севере Синайского полуострова. Среди них - один из главарей местной ячейки экстремистов Мухаммед ат- Техи, который значился в списках наиболее разыскиваемых властями преступников.

Причастность задержанных в Москве выходцев с Северного Кавказа к группировке "Ат-Такфир валь-Хиджра" эксперты поставили под сомнение. Адепт "Ат-Такфир валь-Хиджра" не будет пользоваться современным оружием, отмечает обозреватель Орхан Джемаль. Возможно, задержанные входят в независимые структуры, полагает руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований

Елена Супонина.

26 и 27 ноября в Москве были задержаны 15 человек, в том числе уроженцы Дагестана, Чечни, Ингушетии и Калмыкии, входившие, по данным МВД, в организацию "Ат-Такфир валь-Хиджра", деятельность которой в России была запрещена решением суда. В ходе проведенных обысков на съемной квартире в Москве, в которой проживали задержанные, были обнаружены три самодельных взрывных устройства, в том числе "пояс шахида", боевое и травматическое оружие, гранаты, патроны и экстремистская литература, утверждают в МВД РФ.

Установлено, что один из задержанных долгое время обучался исламу в арабских странах, после чего прибыл в Москву. Здесь он совместно с группой лиц создал "джамаат", куда входило в общей сложности 15 человек. Среди них граждане Туркменистана, Узбекистана, уроженцы Дагестана, Чечни, Ингушетии, Калмыкии, а также двое неофитов из Москвы и Белгородской области, говорится в сообщении, опубликованном на сайте МВД РФ 27 ноября.

По данным ведомства, задержанные действовали в условиях строжайшей конспирации, полностью исключив методы открытой пропаганды и использование технических средств и средств связи. По информации оперативных сотрудников главного управления по противодействию экстремизму МВД, задержанные причастны к ряду краж, грабежей, разбойных нападений, включая распространение запрещенных средств, препаратов и курительных смесей, выручка от которых шла на финансирование деятельности организации.

Это уже второе в этом месяце задержание активистов "Ат Такфир валь-Хиджра" в Москве и области. 5 ноября в Балашихе после шести месяцев наблюдения оперативниками был задержан гражданин России, который вербовал в организацию молодых женщин. Он знакомился в социальных сетях, а также на улицах Москвы со скромными, малообщительными девушками, входя в доверие, уговаривал их принять ислам. К моменту задержания ему удалось таким образом привлечь в организацию четырех женщин, пишет, не называя источники, издание "Эксперт".

По данным издания, даже после работы с завербованными девушками сотрудников правоохранительных органов трое из них отказались вернуться домой.

Комментариев задержанных и их представителей в связи с сообщением МВД пока не поступало, их позиция неизвестна.

Движение "Ат Такфир валь-Хиджра" существует с 1971 года. Его лидером был агроном из Верхнего Египта Шукри Мустафа (1942-1978). Создатели движения пришли к мысли, что египетское общество уже не соответствует исламу, поэтому в 1973 году такфиристы ушли в малонаселенные предгорные районы Египта. В 1976 году численность группы (себя они называли Джамаат аль-муслимин - "община мусульман", считая остальных неверными) составляла несколько тысяч человек. В 1977 году члены движения взяли в заложники экс-министра по делам религий правительства Египта Мухаммада аз-Захаби. В 1977 году Шукри Мустафа был арестован, а в 1978 году казнен, информирует РИА "Новости". Деятельность международного религиозного объединения "Ат Такфир валь-Хиджра" ("Искупление и исход") запрещена на территории России решением Верховного суда Российской Федерации от 15 сентября 2010 года.

Джемаль: такфиристы следуют образу жизни времен Мухаммеда

"Вообще это загадочная организация в силу того, что она время от времени исчезает, а потом возникает из небытия", - прокомментировал сообщение о задержании членов "Ат Такфир валь-Хиджра" в эфире телеканала "Дождь" обозреватель "Известий" Орхан Джемаль.

"Появилась она в Египте, ее создатель - Шукри Мустафа. В 1977 году Мустафу арестовали, казнили за похищение и убийство министра по делам вакуфов – это министр, который занимается имуществом, принадлежащим исламской общине", - рассказал журналист.

Организация стала известна не террористической деятельностью, а "позиционированием", заявляя, что "все, что не было во времена Пророка, это непозволительно. Мы должны жить в палатках как бедуины, мы не должны смотреть телевизоры и даже автоматами Калашникова не должны пользоваться, мы должны пользоваться луками, мечами".

Это течение приобрело сторонников среди выходцев из Цунтинского и Цумадинского районов Дагестана. "Оно долгое время было абсолютно безобидное. Эти люди сидели по домам, вместе со всеми не молились, их обвиняли в неверии. Никакого отношения к террористической деятельности не имели. Лидером их был Аюб Астраханский, то есть человек, который обосновался в Астрахани", - утверждает Джемаль, добавляя, что позднее эта группа эмигрировала в Бельгию.

Однако эти люди несколько лет назад стали фигурировать в криминальных сводках. "Конечно, когда у нас чекисты говорят: "Мы поймали такфиристов с оружием", я могу поверить, что они пойманы с оружием, вряд ли им подбросили такое количество оружия. Но такфиристы ли это – большой вопрос", - заявил обозреватель.

Супонина: задержанные вряд ли имеют отношение к "Ат Такфир валь-Хиджра"

О связи ячейки, члены которой задержаны в Москве, с египетской организацией "Ат Такфир валь-Хиджра", говорить уверенно нельзя, считает руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Елена Супонина. "Ат Такфир валь-Хиджра" известна как радикальная запрещенная организация. Члены этой организации обвиняют в неверии очень многих, в том числе и свои мусульманские правительства. Именно поэтому она запрещена", - приводит слова эксперта "Русская служба "Би-Би-Си".

Она пояснила, что члены "Ат Такфир валь-Хиджра" призывают к смене режимов вначале в своих странах, а потом - в других. Однако широкой известности деятельность этой группировки в России не получила.

Возможно, задержанные являются независимой структурой и пользуются "известным брендом", отметила Супонина. По ее словам, аналогичный случай несколько лет назад имел место в Крыму, где были задержаны якобы члены "Ат Такфир валь-Хиджра", но впоследствии выяснилось, что они не имели связи с организацией в Египте.

Ганнушкина: бездоказательные обвинения опаснее чуждой идеологии

Обвинения, выдвигаемые правоохранительными органами, и решения судов, признающих какие-либо организации экстремистскими или террористическими, зачастую безосновательны, отмечает член правления международного "Мемориала", председатель комитета "Гражданское содействие", реализующего гуманитарные и просветительские проекты на Северном Кавказе, Светлана Ганнушкина.

В качестве примера правозащитница приводит "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" ("Партия исламского освобождения"), которая решением Верховного суда РФ 4 февраля 2003 года была признана террористической организацией "без единого тому доказательства".

"В решении ВС РФ эта партия охарактеризована в двух абзацах: "Организация, которая имеет целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания "Всемирного исламского Халифата", первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. Основные формы деятельности: воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям; активная вербовка сторонников, целенаправленная работа по внесению раскола в общество (прежде всего пропагандистская с мощным финансовым подкреплением)", - привела Ганнушкина обоснование судебного решения в статье, опубликованной 23 ноября изданием "Права человека в России".

"В Германии "Хизб ут-Тахрир" признана экстремистской и также запрещена, в ряде других европейских стран - действует на законных основаниях. За "Хизб ут-Тахрир" не отмечено ни одного террористического акта. По моему убеждению, превращение деятелей этой партии в мучеников только увеличивает ее ряды. Судить их за подготовку свержения строя так же безосновательно, как судить коммунистов за идею построения коммунизма во всем мире или теорию отмирания государства", - считает правозащитница.

"Мне крайне несимпатична идеология тех и других. Но много опасней суд, отвергающий принцип субъективного вменения обвинения, согласно которому "лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина" (ч.1 ст.5 УК РФ)", - заключила Светлана Ганнушкина.
Кавказский узел


Организация «Ат-Такфир валь-Хиджра»

(Обвинение в неверии и уход)

Организация "Гамаат Аль-Муслимин", более известная как организация "Ат-Такфир валь-Хиджра" ("обвинение в безбожии и переселение") была основана в 1967 году небольшой группой, заключенных крепости Абу Зеъбель членов организации "Братья-мусульмане" во главе с Шукри Ахмадом Мустафой Абдель Аъалом. Эта организация открыто обвинила президента АРЕ Гамаля Абдель Насера и весь существующий строй в безбожии (такфир). Конечной целью организации было объявлено "установление исламского государства".

Шукри Ахмад Мустафа Абдель Аъал, который стал верховным эмиром, был арестован в 1965 году в качестве члена одной из ячеек "братьев". Через четыре месяца он был освобожден по всеобщей политической амнистии, объявленной А.Садатом. В ходе тюремного заключения он подвергся влиянию идеи такфира, пропагандируемого Сайидом Кутбом в книге "Вехи в пути". Под воздействием этих идей он отходит от организации «Братья-мусульмане». Он стал призывать к «эмиграции» из Египта и поселению в йеменских горах для установления исламского государства и объединения исламских государств.

Идея такфира упорядочивала важные политические вопросы и определяла позицию к существующему обществу, методы борьбы, тактические и стратегические цели. Такфировское направление в исламском движении является наиболее радикальным в учении С.Кутба. После выхода на свободу члены этой организации обвинили в безбожии даже организацию "Братья-мусульмане".

Идеология организации . Идеология организации отличается сильным традиционализмом и опирается на Коран и сунну (совокупности хадисов о высказываниях и делах пророка Мухаммада). Она основывается на идее такфира политического строя и всего общества, а также неизбежности столкновения с властями и правящей элитой с целью изменения существующего строя.

Идеология такфира общества и установления исламского государства оказывает воздействие, в основном, на людей средней и светской прослойки, имеющей ограниченные финансовые возможности и доходы. Основные идеи были сформированы под влиянием работ С.Кутба, Абуль Аъла Аль-Мавдуди, Али Шариати, Ибн Таймия, Мухаммада бен Абдель Ваххаба и Джамалиддина Аль-Афгани.

Общество, по мнению членов организации, управляется сатаной - идолом. Такфир общества и самоизоляция членов организации объясняется деяниями пророка Мухаммеда, который, переселившись из Мекки в Медину, сплотил вокруг себя массы верующих и вернулся в Медину. Там он создал силу, которая смогла установить мусульманское общество. Этот момент является краеугольным положением в идеологии организации "Ат-Такфир валь-Хиджра".

Терпение считается обязательным элементом установления исламского государства. Стратегия организации характеризуется поэтапностью. Первый этап заключается в необходимости «доведения до умов» или распространении своих идей и проведения религиозной агитации. Второй этап - хиджра, т.е. переселение (эмиграция). В ходе этого периода организация работает над строительством мусульманского общества и подготовкой к использованию оружия. На данном этапе члены организации отказываются от "немусульманских" традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и предприятиях, изолируются и иммигрируют из Египта. Третий этап - выход организации из подполья и изоляции для нового открытия неверных земель и установления исламского общества. Внешним врагом организации считается Израиль, а внутренним - египетское общество. Египет, по мнению членов организации, является "нечестивой" страной и "домом войны".

Несмотря на всю иллюзорность идей и стремлений организации, она смогла собрать вокруг себя тысячи последователей, которые по собственной воле оставляли учебу и работу с тем, чтобы удалиться от общества и жить в изоляции. Поэтапность в стратегии "Ат-Такфир валь-Хиджра" является основным отличием в сравнении с другими радикальными исламскими организациями Египта.

В июле 1977 года организация выкрала бывшего министра вакуфов шейха Аз-Захаби, который публично развенчал идеи этой организации, и потребовала освобождения своих членов. Однако ответа от правительства не последовало и шейх Аз-Захаби был убит. 4 июля 1977 года все члены организации были арестованы, а в ноябре 1977 года верховный эмир Мустафа Шукри и четверо других руководителей организации были казнены. Остальные члены получили различные меры наказания. После Мустафы Шукри руководство перешло к Мухаммаду Аль-Амину Абдель Фаттаху, а затем Вахиду Абу Салману.

После 1981 г. большинство членов организации, включая ее руководителя, перебрались за границу. Многие перебрались в Пакистан и Афганистан. Однако, те кто перебрался в Афганистан из-за разногласий с талибами вскоре были вынуждены покинуть страну и перебраться в Пакистан. Одной из причин противоречия между последователями радикальных исламских организаций и талибами стал вопрос лидерства. Как известно, лидер талибов именует себя «эмиром правоверных» в то время как руководители радикальных исламских организаций и групп также носят это звание.

В настоящее время основная часть организации сосредоточена в Судане, куда она перебралась после 1991 года. Члены организации проживают, в основном, в малолюдных местах в окрестностях городов и выходят в центр для разжигания религиозных споров и диспутов, которые в большинстве случаев кончаются драками и стычками с властями.

Финансирование организация осуществляет за счет грабежей богатых людей, ограблений ювелирных магазинов и благотворительных взносов, а также через международную сеть исламских организаций. Многие египетские исследователи считают, что организация "Ат-Такфир валь-Хиджра" является идейным продолжением школы С.Кутба.

Организационная структура организации . Ат-Такфир валь-Хиджра основывается на принципе «виноградной лозы». Во главе организации стоит верховный эмир, которому подчиняется вся организация. Руководящим органом организации является Консультативный совет, в который входят 9 членов - руководители девяти специализированных комитетов: религиозной агитации, административных вопросов, переселения, регулирования отношений между членами организации, размножения документов и материалов, связи и контактов, судопроизводства и брака.

Структурно организация состоит из маленьких групп. Каждая группа состоит из 5 или 6 человек. Во главе каждой группы стоит начальник- эмир, в задачу которого входит поддержание связи с верховным эмиром организации и доведение приказов до эмиров низших подразделений (провинции, города и квартала).

Кроме этих групп в организацию входят тайные ячейки, состоящие из нескольких человек. Члены ячеек не должны знать в лицо других членов организации, кроме членов своей ячейки. В целях конспирации они носят подпольные имена. Связь одной ячейки с другой осуществляется через руководство ячеек. Данная форма построения была лучшей для того, чтобы противостоять органам безопасности, а также для легкости географического распространения и передвижения.

Вербовка новых членов организации основывается в большинстве случаев, на родственных и личных связях. В основном, организация опирается на крепость "родственных связей". Членами организации, в основном, являются молодые парни – выпускники современных университетов, которые принадлежат к среднему слою общества, имеющих сельские корни.

1 Г.А.Белов. Политология. Учеб.пособ.-М.:ЧеРо, 1998.с.5.

2 Примеров этому можно привести не мало. Например, в Афганистане знаменем борьбы против советской экспансии стала религия, процессы исламизации в Алжире, Египте, Пакистане и др.

3 Еще на раннем этапе развития ислама, когда авторитет пророка Мухаммада и четырех праведных халифов был на устах свидетелей, еще тогда формы богослужений в мечетях стали изменяться. В ислам стали проникать древние религиозные формы.

4 Примечательно, что в данном документе рассказывается о нововведении, заключавшемся в прославлении культа богини Иштар, якобы помогавшей Хаттусили захватить престол.

5 Клич Папы Урбана II в 1095 году “на Восток”, с которого начались все крестовые походы, был воспринят христианами с пониманием. Всего за 200 лет (XI-XIII) было организовано более 10 крестовых походов на Иерусалим. Такая интенсивность негативно сказалась на религиозных чувствах христиан, что выразилось в постепенном охлаждении и безразличии к лозунгам о религиозном долге, выдвигаемых Папством. Постепенно эти лозунги подменялись политическими и экономическими интересами государств, участвовавших в этих походах. Их подлинный смысл заключался, конечно, не в религиозных побуждениях, а в политических мотивах Папской курии. Они заключались в стремлении церкви упрочить положение Рима в Европе и утвердить верховенство римско-католической церкви в религиозной и светской областях. Еще один немаловажный политический мотив крестовых походов заключался в стремлении западной католической церкви подчинить своему влиянию восточную православную церковь, отделение которой от Рима окончательно произошло в 1054 году.

7 Некоторые исследователи неоднократно задавались вопросом, “неужели Муавия вовсе не помышлял о своих интересах в ходе сирийской компании. Неужели Амр ибн ал-Ас, при своем внезапном вторжении в Египет, не предвидел возможности превратить эту страну в свое наместничество?”. Вероятно, что такие побуждения имели место.

8 “Наместник или халиф” являлся на мусульманском востоке избранником Аллаха, его посредником.

9 Процессу политизации религии способствуют различные факторы: политические, социальные, психологические, этнографические и др. Динамизация процесса политизации религии обычно происходит при нарушении внутреннего баланса в обществе, например, в результате кризиса социально-экономического положения и общего падения жизненного уровня населения.

Движение "Ат Такфир валь-Хиджра " ("Обвинение в неверии и уход") существует с 1971 года. Его лидером был агроном из Верхнего Египта Шукри Мустафа (1942-1978).

Шукри Мустафа и его последователи пришли к мысли, что египетское общество уже не соответствует исламу , поэтому в 1973 году такфиристы ушли в малонаселенные предгорные районы Египта.

В 1976 году численность группы (себя они предпочитали называть Джамаат аль-муслимин — "община мусульман", называя остальных неверными) составляла несколько тысяч человек. В том же году 14 членов движения покинули группу, за что Шукри Мустафа объявил их неверными и призвал убить. Вмешательство полиции остановило кровопролитие, а египетская пресса прозвала последователей Шукри Мустафы "Такфир валь-Хиджра".

В 1977 году такфиристы взяли в заложники египетского экс-министра по делам религий Мухаммада аз-Захаби.

В 1977 году Шукри Мустафа был арестован, а в 1978 году казнен.

Несмотря на смерть лидера, организация не прекратила свою деятельность. Ее сообщества возникали в Кувейте, Судане, Ливане, а с распадом СССР они пришли в Россию.

Суть идеологии движения "Такфир валь-Хиджра" сводится к признанию исламистами своего государства "государством кяферов" (неверных), переезд в другие страны или регионы, где, по их мнению, существует шариатское правление, получение там военного опыта с тем, чтобы в дальнейшем вернуться на родину для развертывания джихада.

Такфиристы обвиняют в неверии не только христиан или иудеев, но и других мусульман. Им объявляется такфир — обвинение в неверии. В отношении объекта такфира эти радикал-исламисты считают допустимым любые действия, вплоть до убийства.

Мечети они считают "кяферскими", поэтому молятся на квартирах или частных коттеджах. Теракт в мечети или вблизи нее для такфиристов считается нормальным.

По данным СМИ, "Ат-Такфир валь-Хиджра" одной из составляющих международной организации "Всемирный исламский фронт за джихад против евреев и христиан".

В России объединились вокруг жителя Набережных Челнов (Татарстан) Ирека Хамидуллина, во главе с которым они переселились в составе 17 человек в Афганистан в 1999 году, где участвовали в создании Булгарского джамаата — объединения выходцев из Поволжья, примкнувших к талибам. Вскоре Булгарский джамаат стал пополняться выходцами из многих уголков СНГ, в группу влилось много уйгуров, что позволило сообществу именоваться Уйгурско-Булгарским джамаатом. После начала контртеррористической операции США в Афганистане в 2001 году часть сообщества погибла, остатки группы перебрались в Пакистан и поселились в районе деревни Дегон. С 2011 года они проходят боевую подготовку в Сирии в рядах боевиков.

В 2010 году Верховным судом России "Такфир валь-Хиджра" была признана экстремистским объединением, чья деятельность на территории России запрещена.

29 февраля 2012 года в подмосковных Химках была совершена попытка вооруженного разбойного нападения на офисно-складские помещения. Главарем банды оказался лидер экстремистской организации "Ат-Такфир валь-Хиджра" по прозвищу Седой Абдулла.

В октябре 2013 года два такфириста Альфред Ахмадуллин и Азат Валишин, которые в татарстанском Чистополе, а также готовили атаку на местное ОВД, были приговорены к 13 и шести годам колонии строгого режима.

Ахмадуллин в 2006-2007 годах прошел военное и религиозное обучение в незаконном вооруженном формировании "Джамаат Булгар" на территории Пакистана. Вернувшись в Россию, он создал в Чистополе ячейку "Ат Такфир валь-Хиджра", в которую вошел Валишин. В последующем они приняли решение совершить теракт, планировали взорвать Чистопольское ОВД, а также совершать убийства сотрудников правоохранительных органов.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: