Урок обществознания "Труд- основа жизни". Урок обществознания "Труд- основа жизни" Вопросы на тему труд

Конспект урока, карточки и презентация, которые могут быть использованы при проведении урока обществознания в 5 классе по теме "Труд- основа жизни".


«Труд- основа жизни»

Конспект урока обществознания в 5 классе

по теме «Труд- основа жизни»

Задачи урока:

Образовательная: раскрытие роли и значения труда в жизни человека, изучение понятий «товар», «услуга», формирование умения различать эти понятия; изучение вопроса оценивания труда человека в современном обществе.

Развивающая : формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов.

Воспитательная : способствование воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.

Формируемые в ходе урока УУД : личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Тип урока : комбинированный урок.

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте тихо займем свои места. Вспомните, что значит быть готовыми к уроку. Проверьте наличие учебных принадлежностей.

Желаю успехов в работе на уроке.

    Актуализация знаний.

На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили по одной большой теме. Кто может сказать, как она называлась? (Школа)

Вспомните, в каких учебных заведениях человек получает образование? (Школа, колледж, училище, институт, университет, академия)

Что называется самообразованием? (Самообразование- это самостоятельно организованные занятия, направленные на удовлетворение потребности в познании).

Что даёт человеку самообразование? (Знания, умения и опыт, приобретенный с помощью самостоятельного изучения отдельных наук).

Чем формы самообразования прошлого отличаются от форм самообразования сегодняшнего дня? (в прошлом: ___________________________________________________________________, сегодня _________________________________________________________).

Чем школа, в которой ты учишься, отличается от старой русской школы?

(_______________________________________________________________)

А сейчас давайте послушаем, какие школы были в не далеком прошлом. Дома вам нужно было подготовить письменно рассказ на тему «Как учились раньше» по плану. Послушаем ваши рассказы.

    Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.

Итак, мы говорили о школе, а чем является школа для учащихся и учителя?

(Работой, трудом)

Какое значение труд имеет для жизни? (Это основа жизни)

Сформулируйте тему нашего урока. (Труд- основа жизни).

Запишите её в тетрадь.

Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план.

    Как труд оценивается?

    Изучение новой темы.

    Каким бывает труд.

Итак, ребята, что же такое труд? (ответы детей)

Скажите, а какое из ваших определений точное?

Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)

Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию.

Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.

Труд- это…

    работа, занятие.

Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.

    Что создается трудом.

Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?

Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем в парах (по 2 человека) Время- 2 минуты.

Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство

Представление нескольких пар своей схемы.

Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.

Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.

Труд различается по содержанию и сложности . Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым . А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным .

Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:

На первой карточке у вас таблица с профессиями, на второй- характеристики- антонимы. Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и назовите её.

Профессия

Характеристика труда

Шахтёр

Учитель

Художник

Домашняя хозяйка

Дворник

Программист

Космонавт

Продавец

Полицейский

Художник

Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.

Проверка:

«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»

Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».

Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?

Трудом создаются различные продукты. Среди них- вещи, разные изделия, а также услуги . Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.

Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием, а что- услугой (можно на слайде, либо ксерокопия стр. 76 из учебника)

Давайте запишем в тетрадь определения:

Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)

Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

Физкультминутка.

Игра «Товары и услуги»

Я называю слова, если это товар - нужно присесть, если услуга - встать, руки поднять вверх.

Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба(у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)

Ребята, а как оценивается труд работника?

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание.

Вы должны закончить предложения:

Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Вся названное выше составляет ________________________ семьи.

Проверка. 1-2 ребенка читают получившийся текст.

    Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.

Ответили ли мы на них?

Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё - то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней, если ничего не понятно - на последней.

    Объяснение домашнего задания.

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам нужно будет прочитать параграф 9, ответить устно на вопросы в конце параграфа и письменно ответить на 3 вопрос в разделе В КЛАССЕ И ДОМА (подобрать 3 пословицы близкие по смыслу тем, которые даны в учебнике).

Просмотр содержимого документа
«Карточка № 3»

Постоянный – временный

простой - сложный

умственный - физический

оплачиваемый - безвозмездный

добровольный - принудительный

ручной - автоматизированный

творческий - традиционный

коллективный - индивидуальный

Постоянный – временный

простой - сложный

умственный - физический

оплачиваемый - безвозмездный

добровольный - принудительный

ручной - автоматизированный

творческий - традиционный

коллективный - индивидуальный

Постоянный – временный

простой - сложный

умственный - физический

оплачиваемый - безвозмездный

добровольный - принудительный

ручной - автоматизированный

творческий - традиционный

коллективный - индивидуальный

Постоянный – временный

простой - сложный

умственный - физический

оплачиваемый - безвозмездный

добровольный - принудительный

ручной - автоматизированный

творческий - традиционный

коллективный - индивидуальный

Постоянный – временный

простой - сложный

умственный - физический

оплачиваемый - безвозмездный

добровольный - принудительный

ручной - автоматизированный

творческий - традиционный

коллективный - индивидуальный

Постоянный – временный

простой - сложный

умственный - физический

оплачиваемый - безвозмездный

добровольный - принудительный

ручной - автоматизированный

творческий - традиционный

коллективный - индивидуальный

Просмотр содержимого документа
«Карточка №1»

Карточка № 1

Труд- это…

    работа, занятие.

    результат деятельности, работы, произведение.

    целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

    усилие, направленное на достижение чего-либо.

Карточка № 1

Труд- это…

    работа, занятие.

    результат деятельности, работы, произведение.

    целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

    усилие, направленное на достижение чего-либо.

Карточка № 1

Труд- это…

    работа, занятие.

    результат деятельности, работы, произведение.

    целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

    усилие, направленное на достижение чего-либо.

Карточка № 1

Труд- это…

    работа, занятие.

    результат деятельности, работы, произведение.

    целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

    усилие, направленное на достижение чего-либо.

Просмотр содержимого документа
«Карточка №2»

Возможность самореализации

Возможность самореализации

Новые знакомства

Новые знакомства

Умение взаимодействовать

Умение взаимодействовать

Предметы быта

Предметы быта

Духовные ценности

Духовные ценности

Богатство

Богатство

Возможность самореализации

Возможность самореализации

Новые знакомства

Новые знакомства

Умение взаимодействовать

Умение взаимодействовать

Предметы быта

Предметы быта

Духовные ценности

Духовные ценности

Богатство

учитель истории и обществознания

Соловьёва Екатерина Алексеевна


  • Что такое труд? Каким он бывает?
  • Что создаётся в результате труда?
  • Как труд оценивается?

Что такое труд?

Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей

Усилие, направленное на достижение чего-либо

Труд

Результат деятельности, работы, произведение

Работа, занятие


Зачем человеку трудиться?

Что даёт человеку труд?






Услуги – бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь

(С.И.Ожегов)

Товар – продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.


Производительный (производят товары )


Непроизводительный (оказывают услуги )



  • Плата за труд – заработная плата
  • Поощрения (премия, благодарность, повышение по должности, надбавка)
  • Моральная оценка труда (одобрение, похвала – выговор, штраф, увольнение)

  • Папа за работу на заводе получил..… .
  • Маша учится в строительном институте и получает ….. .
  • Бабушка каждый месяц получает ….. .
  • На младших детей в семье мама получает ….. .
  • Всё названное выше составляет …... семьи.

Домашнее задание:

  • & 9 , вопросы – устно
  • В классе и дома:

вопрос 3 – письменно

«Труд- основа жизни». Конспект урока обществознания в 5 классе


Место работы: МКОУ "Нижнемамонская СОШ №2"
Конспект предназначен для учителей обществознания, работающих в 5 классах. Материал конспекта может быть использован во внеурочной работе.

Конспект урока обществознания в 5 классе по теме «Труд- основа жизни»

Цель урока: определение роли и значения труда в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательная: изучить понятия «товар», «услуга», формировать умения различать эти понятия; изучить вопросы оценивания труда человека в современном обществе.
Развивающая: формировать логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения; развивать познавательные процессы.
Воспитательная: способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.
Формируемые в ходе урока УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: формирование умений устанавливать связи между трудом и его результатами, разделять понятия «услуги» и «товар», объяснить причины появления богатства и бедности
Метапредметные: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения
Личностные: воспитание культуры труда, формирование уважительного отношения к труду

Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент:
- приветствие учащихся,
- проверка готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности),
- объявление критериев оценки.

I. Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.
На интерактивной доске слайды с видами профессиональной деятельности.

Ребята, что объединяет всех этих людей, изображенных на слайдах? (Они работают, трудятся)
Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте восстановим его!
Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, затем идет обсуждение.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: («Труд!»)
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг (труда.)
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано (трудом):
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все - наследие (трудов)! ….
- Какое слово вы вставили в стихотворение?
- Как догадались, что это слово «труд»?
Давайте обобщим нашу беседу, подведем её итог, составив только одно предложение, которое содержало бы основную мысль нашего разговора.
Учащиеся высказывают разные варианты ответа.
Труд-основа жизни . Такова тема нашего итогового урока по теме «Труд».
- Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы? Давайте наметим план:
1. Что такое труд? Каким он бывает?
2. Что создаётся в результате труда?
3. Как труд оценивается?
II. Изучение новой темы.
1. Что такое труд? Каким бывает труд.
- Итак, ребята, что же такое труд?
- Скажите, а какое из ваших определений точное?
- Какие существуют способы получения информации? Где взять точное определение труда? (спросить у взрослого, прочитать в словаре, найти в интернете)
- Используя эти способы, три ученика постараются найти нужную нам информацию.
Остальным ребятам я предлагаю поработать с таким заданием: используя разные источники информации, я выписала много определений труда. Они перед вами на карточках. Прочитайте внимательно все определения и запишите в свою тетрадь то, которые вы считаете наиболее полным.
Труд- это…
1) Работа, занятие.
2) Результат деятельности, работы, произведение.
3) Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.
4) Усилие, направленное на достижение чего-либо.

Проверка: Что выписали ребята. Какие определения получили три ученика.
Труд различается по содержанию и сложности.


Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.
Давайте проанализируем профессии ваших родителей, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:
В первой колонке мы запишем профессии ваших родителей, а во второй- характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии.

Профессия Характеристика труда
Шофёр
Учитель
Художник
Домашняя хозяйка
Дворник
Программист
Продавец
Полицейский
Агроном
Постоянный - временный, простой - сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.
Проверка:
«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»
2. Что создается трудом.
2.1.- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю выполнить вам небольшое задание. У вас есть конверты, в которых лежат карточки. Задание: вы должны выбрать те карточки, которые, на ваш взгляд, являлись бы ответом на поставленный вопрос: что даёт человеку труд? Карточки нужно приклеить к основе и провести стрелки так, чтобы получилась схема. Работать будем по группам (по 4 человека) Время- 5 минут.
Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство
Представление каждой группой своей схему.
Почему вы выбрали то или иное положение? Объясните.
- Конечно же, ребята, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.
2.2. - Что такое богатство? Какими средствами его можно достичь?
Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».
- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?
Назовите антоним слову «богатство».
Богатство- это все, что ценят люди (запись в тетрадях).
- Кого называют богатым?
Организация работы с притчей:
- Послушайте притчу о труде и определите ее основной смысл.
У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами. Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором.
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить. Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими
мастерами.
Высказывание мнений учеников об основном смысле притчи.
- Как вы понимаете слово «благотворительность»?
Организация групповой работы:
Работая в группах, составьте несколько примеров благотворительности в наши дни.


Основное правило русских купцов: «Богатство обязывает!»
Запись в тетрадях: меценат - покровитель; благотворительность - оказание материальной помощи нуждающемуся. Спонсор - Физическое и юридическое лицо, оказывающее финансовую поддержку кому-либо в обмен на рекламу своей деятельности, продукции.
2.3. Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.
Рассмотрите рисунки, скажите, что является материальным изделием, а что - услугой (стр. 75 из учебника)
-Давайте запишем в тетрадь определения:
Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь (С.И.Ожегов)


Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

2.4. Физкультминутка.
Игра «Товары и услуги»
Я называю слова, если это товар - нужно присесть, если услуга - встать, руки поднять вверх.
Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба (у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)

3. Как оценивается труд.
- Ребята, а как оценивается труд работника?
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.


Задание: - Вы должны закончить предложения:
Папа за работу на заводе получил __________________________ .
Маша учится в строительном институте и получает __________________ .
Бабушка каждый месяц получает _____________________ .
На младших детей в семье мама получает __________________ .
Все названное выше составляет ________________________ семьи.
Проверка. 1-2 ребенка читают получившийся текст.
III. Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.
Ответили ли мы на них?
Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё - то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней, если ничего не понятно – на последней. Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?
IV. Объяснение домашнего задания.
- Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности, был приятным занятием, а не обузой, радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам.
Домашнее задание у вас будет творческое. Ваша задача - составить правила хорошего, результативного труда, но не просто правила, а правила в пословицах.
Первое правила я уже сочинила, давайте запишем его:
«Поспешишь - людей насмешишь». Планируй свою работу, рассчитывай время и силы на её выполнение.
«Есть терпенье, будет и уменье». Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда»
На следующем уроке мы выберем с вами 10 самых лучших правил и оформим эти правила в вашем классном уголке.

Анашкина Э.А. учитель обществознания первой категории ГБОУ СОШ с. Кашпир Самарской области

Тест для 6 класса на тему «Труд»


А1. Что является источником всякого богатства? 1) деньги 2) золото 3) труд 4) серебро
А2. Что является признаком деятельности человека в отичие от поведения животных? 1) использование природных материалов 2) инстинкт 3) планирование 4) объединение в группы
А3. Какая черта необходима людям творческих профессий? 1) фантазия 2) колективизм 3) практичность 4) планирование
А4. Как называется продукт, произведенный на продажу? 1) премия 2) труд 3) творчество 4) товар
А5. Что из перечисленного является платой за труд? 1) капитал 2) процент
3) заработная плата 4) рента А6. Выберите верное утверждение: а) богатым можно стать,только если копить деньги; б) источником богатства человека могут служить природные ресурсы. 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа
А7. Выберите верное утверждение: а) не всякое дело является трудом; б) не всегда труд приводит к результату. 1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа
А8. Меценатом называют: а) человека, который коллекционирует книги; б) человека, экономно тратящего деньги. 1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа
А9. Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других: 1) товар 2) услуга 3) капитал 4) творчество А10. Создателем «пейзажа настроения» считается: 1) И.И. Левитан 2) В.М. Васнецов 3) К.Э.Циолковский 4) М.А. Врубель В1. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. Труд

2. Творчество

3. Мастер

4. Талант

А. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Б. Высокое природное дарование, выдающиеся способности к деятельности в какой либо области- научной, художественной, практической. В. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей. Г. Человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчествоЮ делающий предметы необычные и оригинальные. В2. Заполните пропуск в предложении.

Премия-денежное или материальное … за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности.


В3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратие внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.
Когда в поступках и действиях человека отсутствует(1)..., это автоматически сказывается на качестве самой его (2)... . жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную (3)... в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая (4)...выводит его из равновесия. Жизнь без смысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется от (5)... за других людей. Появляется своего рода слепота и глухота по отношению к чужой боли, к чужим потребностям.

(«Смысл жизни». Елена Сикирич.

Сайт журнала «Человек без границ»)

А. Жизнь Б. Ответственность В. Потребность Г. Проблема Д. Ситуация Е. Смысл Ж. Судьба

Обобщение темы «Труд» 6 класс


Ответы
А1 3 А2 3 А3 1 А4 4 А5 3 А6 2 А7 1 А8 4 А9 4 А10 1
В1 1-В; 2- А; 3- Г; 4- Б В2 поощрение В3 1- Е; 2- А; 3- Ж; 4- Г; 5- Б

Вопросы для практической работы по теме «Трудовое право»

1. Мой друг устроился на работу курьером в местное издательство. Он похвастался, что теперь у него есть трудовая книжка, и был счастлив. Однако, когда мы встретились в следующий раз, мой друг был печален. Оказалось, что он уволился с прежнего места работы, а когда пошел устраиваться на новое место, то обнаружил, что потерял трудовую книжку. Я сказал ему, что знаю, как решить его проблему. Что я сказал другу?

2.За два дня до истечения срока предупреждения об увольнении Панфилов пришел в отдел кадров и попросил считать его заявление недействительным, так как он передумал увольняться. Начальник отдела кадров ответил, что приказ об увольнении уже подписан, поэтому Панфилов через день может забрать трудовую книжку и получить окончательный расчет. Правильны ли действия начальника отдела кадров?

3. Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать его трудовую книжку, которую он якобы потерял дома.

В чем заключается розыгрыш?

4. Буфетчица школы Баженова не явилась на работу из-за того, что по дороге на работу она попала в «пробку» на автодороге, где произошла авария. По приезде на место аварии полиции, ее привлекли в качестве понятой. Директор школы уволил Баженову за прогул по той причине, что прежде чем соглашаться давать показания, она должна была тщательно взвесить положительные (помощь полиции в расследовании причин аварии) и отрицательные последствия своих действий (голодными остались дети). Законно ли поступил директор школы? (Незаконно. Быть понятым – это обязанность, а не право)

5.Сантехник школы Радчиков был уволен за то, что он, находясь в нетрезвом виде, учинил в общежитии, где проживал дебош. Законно ли решение директора школы?

(Нет. Он не нарушал трудовой дисциплины )

6. Библиотекарь Шимилова была уволена за систематическое нарушение трудовых обязанностей, которое выражалось в том, что она неправильно вела себя в коллективе (обо всех говорила плохо, сплетничала), а также грубо относилась к читателям, из-за чего директор библиотеки ее неоднократно предупреждал. Законно ли увольнение?

Законно (ее трудовая обязанность читателям не грубить )

7.Ученик 9-го класса Дима Галкин, желая купить себе мопед, устроился с согласия родителей в детский сад дворником. Ранее на этой работе был занят пенсионер, и в его обязанности входила уборка всей территории детского сада. Мать Димы потребовала, чтобы для Димы объем работы был уменьшен ровно наполовину, поскольку когласно Трудовому кодексу он не может работать более 4 часов в день, тогда как у пенсионера рабочий день был 8 часов.

Разрешите данную ситуацию

Права мама Димы .

8.Валерий, ученик 10-класса. Решил подработать в летний период. Он устроился почтальоном. Поскольку рабочий день почтальона начинался в 6 часов утра, он попросил начальника почты учесть, что он – несовершеннолетний, и разрешить ему приходить к 9 часам. Начальник почты ему отказала, мотивируя тем, что все граждане, проживающие в зоне обслуживания почты, уже должны получить почту с тем, чтобы до ухода на работу суметь просмотреть ее.

Кто прав в данной ситуации?

Права начальник почты.

9.Водителя трамвая Карпова за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня на улице города, суд арестовал на 15 суток. После отбытия наказания он пришел на работу и узнал, что его уволили за прогул. Законно ли произведено увольнение?

Да. Причина прогула неуважительная.

10.Разнорабочий предприятия Бардин при установке мебели в кабинете директора разбил зеркало. Возместить причиненный ущерб Бардин отказался, сказав, что разбил его случайно. Начальник объявил Бардину выговор и вычел из его зарплаты стоимость зеркала.

Законно ли наложена материальная ответственность на Бардина?

Законно, если стоимость зеркала не выше месячной зарплаты.

11. Петя Алексеев, ученик 10-го класса, решил поработать

в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых (на загородную дачу). Заведующая детским садом, справедливо полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала распоряжение ПАлексееву собрать необ­ходимые ему рабочие инструменты и его личные вещи к назначенному сроку. П. Алексеев отказался.

Законно ли отказался П.Алексеев выполнить распоря­жение заведующей детским садом? Законно

12. Торговая палатка, находившаяся поблизости от дома
двух подростков Халилова и Шарова, учащихся ПТУ, спе-
циализировалась на продаже овощей и фруктов. При завозе
в нее арбузов постоянные работники не справлялись с их
выгрузкой. Поэтому Халилова и Шарова привлекали для
работы (с их согласия) по мере возникновения необходимости,
оплачивая их труд сдельно. Кроме того, подросткам поручалась охрана арбузов, находящихся в пристроенном к торговой палатке помещении, ночью. Участковый милиционер
сообщил в инспекцию труда о том, что подростков используют на работах, запрещенных законодательством.

Может ли инспекция труда наложить штраф на за­ведующего торговой палаткой и на каком основании?

(Да может.Он нарушил Трудовой кодекс)

13. Катя Семенова после школы устроилась в почтовое
отделение разносчиком телеграмм. Проработав 3 месяца,
она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск,
поскольку ее мама приобрела две туристические путевки,
и она хотела бы с ней съездить отдохнуть. Начальник поч-
тового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск
надо еще заработать. Законен ли отказ? Не законен.

14. Длительное время не работавший после окончания
школы, Валерий Тарасов был очень рад, что его приняли
на работу на бензоколонку в качестве заправщика автома-
шин. Но радость его была недолгой: владельцу бензоколон-
ки было указано на нарушение законодательства о труде.

Законно ли увольнение В. Тарасова? Если да, то в чем можно усмотреть нарушение трудового законодатель­ства?

Законно- опасная работа.

15.После окончания школы, поступив на работу в ресто-
ран учеником повара, Костя Албашев, рослый и симпатич-
ный парень, очень скоро обнаружил свое умение ладить с людьми, а также хорошие манеры. Администрация ресторана после двухнедельной стажировки перевела его на работу официантом. Законно ли произведен перевод? Незаконно.

Тесты по обществознанию (7 класс)
Вариант 1 Труд – основа жизни
А 1. Нематериальной ценностью является: 1.Услуга 2. Товар 3. Заработная плата 4. Труд
А 2. Продукт, выставленный на продажу: 1. Услуга 2. Товар 3. Заработная плата 4. Труд
А 3. Платой за труд является:1. Заработная плата 2. Премия 3. Похвала 4. Повышение в должности
А 4. Источниками богатства человека могут служить:
А. Природные ресурсы: земля, лес, полезные ископаемые.
Б. Приобретенные человеком знания и умения, признанные и оцененные другими людьми.

А 5. В стремлении к богатству:А. Нет ничего предосудительного. Б. Только путь обмана и хитрости.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

«благотворительность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Меценат 2. Миллионер 3. Спонсор 4. Помощь 5. Пожертвование 6. Филантропия
Труд и творчество
А 1. Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других людей:
1. Деятельность 2. Творчество 3. Учеба 4. Работа
А 2. Человек, достигший высшего искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку,
творчество: 1.Ремесленник 2. Ученик 3. Мастер 4. Работник
А 3. Отличием труда человека от поведения животных является:
1. Умение добывать пищу 3.Умение использовать природные ресурсы
2. Умение делать запасы 4.Умение работать творчески
А 4. Ремесленником называют:
А. Человека. занимающегося производством различных важных и нужных для жизни предметов.
Б. Человека, занимающегося обработкой земли.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 5. Верно ли, что: А. Научный труд немыслим без творчества.
Б. искусство требует от человека умения создавать произведения, поражающие своей красотой?
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В 1. Что из перечисленного ниже присуще как деятельности человека, так и поведению животных?
1. Разыскивать пищу, охотиться. 4. Использовать природные предметы.
2. Составить план своих действий. 5.Творить, работать творчески.
3. От рождения добывать себе пищу
На пути к жизненному успеху
А 1. От готовности и привычки к труду не зависит:
1. Материальное благополучие человека
2. Достижение жизненного успеха
3. Необходимость трудиться
4. Заинтересованность человека в труде
А 2. Философ, считавший счастьем человека содержать себя и жить трудом своих рук:
1. Аристотель 2. Диоген 3. Сократ 4. Александр Македонский
А 3. Правильно выбрать профессию можно:
1. Опираясь на знание своих склонностей и способностей
2. Действуя по принципу куда все, туда и я
3. Ориентируясь на высокооплачиваемую работу
4. Ориентируясь на престижную профессию
А 4. Серьезный умственный труд:
А. Утомляет неподготовленного человека сильнее, чем тяжелый физический труд.
Б. Требует длительной и упорной подготовки.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 5. Верны ли суждения о труде: А. Любой труд носит творческий характер.
Б. любой труд требует усердия и старательности.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием
«работа». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Кропотливость 2. Творческий подход 3. Лень 4. Усердие.
Вариант 2 Труд – основа жизни
А 1. Источником всякого богатства служат: 1.Золото 2. Товар 3. Труд 4. Знания
А 2. Труд грузчика может считаться: 1.Простым 2. Сложным 3. Умственным 4. Безвозмездным
А 3. Что из перечисленного составляет оплату за труд?
1. Похвала 2. Премия 3. Штраф 4. Заработная плата
А 4. Верны ли суждения о богатстве и бедности?
А. Бедным считают человека, не имеющего средств для удовлетворения основных потребностей.
Б. Источником богатства могут служить природные ресурсы.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 5. Верны ли суждения о благотворительности?
А. Благотворительность – своевременная уплата налогов.
Б. Благотворительностью можно назвать меценатство.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием
«поощрение за качественный труд». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Премия 2. Грамота 3. Похвала 4. Взыскание 5. Повышение 6. Вознаграждение
Труд и творчество
А 1. Отличием труда человека от поведения животных является:
1. Движение 2. Планирование 3. Выполнение действий 4. Целесообразность
А 2. Человек, работающий по шаблону, без фантазии и выдумки:
1. Ремесленник 2. Мастер 3. Ученый 4. Художник
А 3. Какое качество требуется человеку для выполнения искусной работы?
1. Трудолюбие 2. Выдержка 3. Щедрость 4. Умение творить
А 4. Верны ли суждения о творчестве? А. творческая работа рождена фантазией и воображением.
Б. творчество присуще всем живым существам на земле.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 5. Верны ли суждения о мастере своего дела?
А. Мастер – человек, достигший высокого искусства в своем деле.
Б. Мастер – человек, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием
«творчество». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Выдумка 2. Трафарет 3. Фантазия 4. Новизна 5. Чувство красоты.
На пути к жизненному успеху
А 1. В бочке жил древнегреческий философ: 1.Аристотель 2. Диоген 3. Платон 4. Сократ
А 2. Что из перечисленного не является творчеством?
1. Художник рисует картину 3.Ученый совершает открытие
2. Актер выступает на сцене 4.Балерина упражняется в технике танца
А 3. Людям, нашедшим свое призвание, удовлетворение приносит в первую очередь:
1. Самореализация в труде и творчестве
2. Материальное вознаграждение
3. Слава
4. Почетное звание
А 4. Верны ли суждения о выборе жизненного пути?
А. Выбирая свой жизненный путь, люди ищут смысл жизни.
Б. Каждый человек по-разному определяет свой жизненный путь.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 5. Верны ли суждения о слагаемых жизненного успеха:
А. Нельзя добиться жизненного успеха людям нетворческих профессий.
Б. Нельзя добиться жизненного успеха, не имея привычки трудиться.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В1. Найдите в приведенном списке слагаемые жизненного успеха:
1. Интерес 2. Целеустремленность 3. Робость 4. Воля 5. Трусость 6. Равнодушие
Обобщение темы: «Труд»
Вариант 1.
А 1. Что является источником всякого богатства? 1. Деньги 2. Золото 3. Труд 4. Серебро
А 2. Что является признаком деятельности человека в отличие от поведения животных?
1. Использование природных материалов
2. Инстинкт
3. Планирование
4. Объединение в группы
А 3. Какая черта необходима людям творческих профессий7
1. Фантазия 2. Коллективизм 3. Практичность 4. Планирование
А 4. Как называется продукт, произведенный на продажу? 1.Премия 2. Труд 3. Творчество 4. Товар
А 5. Что из перечисленного является платой за труд?
1. Капитал 2. Процент 3. Заработная плата 4. Рента
А 6. Выберите верное утверждение:
А. Богатым можно стать, если копить деньги.
Б. источником богатства человека могут служить природные ресурсы.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 7. Выберите верное утверждение:
А. Не всякое дело является трудом. Б. Не всегда труд приводит к результату.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 8. Меценатом называют:
А. Человека, который коллекционирует книги. Б. Человека, экономно тратящего деньги.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 9. Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других:
1. Товар 2. Услуги 3. Капитал 4. Творчество
А 10. Создателем «пейзажа настроения» считается:
1. И.И.Левитан 2. В.М.Васнецов 3. К.Э.Циолковский 4. В.А.Врубель
В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в
первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Труд Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и
духовных ценностей.
Творчество Высокое природное дарование, выдающиеся способности к деятельности в
какой-либо области – научной. Художественной, практической.
Мастер Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для
удовлетворения своих потребностей.
Талант Человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд
смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные
В 2. Заполните пропуск в предложении.
Премия – денежное или материальное _______ за достижение, заслуги в какой-либо отрасли
деятельности.




Когда в поступках и действиях человека отсутствует (1)___, это автоматически сказывается на
качестве самой его (2)____. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней
мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять
собственную (3)___ в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору,
любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая (4)____ выводит его из равновесия.
Жизнь без смысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется от
(5) ___ за других людей. Появляется своего рода слепота и глухота по отношению к чужой боли, к
чужим потребностям
А. Жизнь Б. ответственность В. потребность Г. проблема Д. ситуация Е. смысл Ж.
судьба
Обобщение темы: «Труд»
Вариант 2.
А 1. Что из перечисленного отличает человека от животного?
1. Способность к творчеству
2. Забота о потомстве
3. Жизнь в группе
4. Биологические потребности
А 2. Художник, работающий по шаблону, без выдумки и фантазии:
1. Мастер 2. Гений 3. Ремесленник 4. Живописец
А 3. Признаком творчества является:
1. Стандарт 2. Трафарет 3. Копирование 4. Новизна
А 4. Промышленник К.С.Алексеев, создатель Художественного театра в Москве больше известен
под фамилией:
1. Морозов 2. Станиславский 3. Третьяков 4. Бахрушин
А 5. Продукт труда, выставленный на продажу:
1. Заработная плата 2. Товар 3. Земля 4. Премия
А 6. Верны ли суждения о меценатстве:
А. Меценатство – пережиток прошлого.
Б. Благодаря меценатству мир смог увидеть выдающиеся произведения искусства и услышать
многих знаменитых певцов.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 7. Верны ли суждения об источниках богатства?
А. Важным источником богатства служат знания и умения, приобретенные человеком.
Б. Источники богатства всем людям даны в равной степени.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 8. Верны ли суждения о выборе профессии?
А. Для правильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна.
Б. Материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 9. Верно ли, что: А. Предпочтения при выборе профессии меняются с возрастом.
Б. умственный труд часто требует разрядки?
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 10. Верно ли, что: А. Труд можно разделить на простой и сложный.
Б. Источником богатства на земле является труд человека?
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В 1. Заполните пропуск в предложении.
Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и важнейшей его _________
В 2 . Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием
«бедность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Минимальная оплата труда. 2. Прожиточный минимум. 3. Простой труд. 4. Отсутствие
квалификации. 5. Недостаток средств. 6. Благотворитель.
В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предложенного списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны
в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим.
Заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов больше, чем вам потребуется.
(1)____ - деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни
предметов. (2)____ ремесленника обычно ручной, без использования сложных машин и механизмов
(таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких приспособлений). Предметы, сделанные
(3)___, отличаются высочайшим (4)___ , индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий
встречаются такие, которые могут поразить человека своим неповторимым образом, подчас
неуловимыми чертами отличающими руку (5)___ от руки пусть талантливого, но ремесленника.
А. ремесленник Б. ремесло В. талант Г. мастер Д. красота Е. качество Ж. работник З. труд
Труд – основа жизни
Вариант 1 Вариант 2
А 1. 1 А 1. 3
А 2. 2 А 2. 1
А 3. 1 А 3. 4
А 4. 3 А 4. 3
А 5. 1 А 5. 2
В 1. Миллионер В 1. Взыскание
Труд и творчество
Вариант 1. Вариант 2
А 1. 2 А 1. 2
А 2. 3 А 2. 1
А 3. 4 А 3. 4
А 4. 1 А 4. 1
А 5. 3 А 5 3
В 1. 1 4 В 1. Трафарет
На пути к жизненному успеху
Вариант 1. Вариант 2
А 1. 3 А 1. 2
А 2. 2 А 2. 4
А 3.1 А 3. 1
А 4. 3 А 4. 3
А 5.2 А 5. 2
В 1. Лень В 1. 1 2 4
Обобщение темы: «Труд»
Вариант 1. Вариант 2.
А 1. 3 А 1. 1
А 2. 3 А 2. 3
А 3. 1 А 3. 4
А 4. 4 А 4. 2
А 5. 3 А 5. 2
А 6. 2 А 6. 2
А 7.1 А 7. 1
А 8. 4 А 8. 4
А 9.4 А 9. 3
А 10. 1 А 10. 3
В 1. 1-В 2-А 3-Г 4-Б В 1. Потребностью
В 2. Поощрение В 2. Благотворительность
В 3. 1-Е 2-А 3-Ж 4-Г 5-Б В 3. 1-Б 2-З 3-А 4-Е 5-Г



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: